Научная статья на тему 'Причины инновационных конфликтов в образовательной организации'

Причины инновационных конфликтов в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1632
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INNOVATION / INNOVATIVE CONFLICT / PROBABILISTIC FACTORS OF AN AGGRAVATION / INNOVATIVE BARRIER / НОВОВВЕДЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ ОБОСТРЕНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ БАРЬЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Д. А., Бережная Г. С.

В статье раскрывается проблема формирования барьеров инновационного развития образовательной организации. Авторы уделяют больше внимание противоречиям, которые возникают в образовательной организации, с которыми приходится сталкиваться администрации школы на пути внедрения нововведений. Именно эти противоречия создают предпосылки для возникновения инновационных конфликтов. В рамках изучения процесса нововведения, определяются существующие точки напряжения, которыми являются процессы распространения и использования новшества, а также его сопряжение с устойчивым функционированием образовательной организации. В статье подчеркивается зависимость конфликтов от стадии инновационного процесса и фиксируется важная роль руководителя образовательной организации в рамках внедрения инноваций. В статье изучены вопросы сущности и содержания инновационных конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь инновационного развития. Эти вопросы позволили выделить и систематизировать основные причины инновационных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS OF THE INNOVATIVE CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

In article reveals a problem of formation of barriers of innovative development in an educational organization. The authors pay particular attention to contradictions, which arise in educational organizations, which the administrative board of a school should face on their way of introduction of innovations. It is the reason for the occurance of innovative conflicts. Within the study of the process of introduction of novelties, new technologies, the authors point put at parts with tension to their actual use, which are often parts, concerning distribution and implementation. In the article the dependence of conflicts upon the stage of innovative process is emphasized. The researchers show the important role of the head of an educational organization, who is able to affect the introduction of innovations. In the work such question as the contents and basics of the innovative conflicts in an educational organization is studied. The authors' idea, on the whole, allow defining and systematizing the main reasons for the innovative conflicts in an educational organization.

Текст научной работы на тему «Причины инновационных конфликтов в образовательной организации»

REASONS OF THE INNOVATIVE CONFLICTS IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION. In article reveals a problem of formation of barriers of innovative development in an educational organization. The authors pay particular attention to contradictions, which arise in educational organizations, which the administrative board of a school should face on their way of introduction of innovations. It is the reason for the occurance of innovative conflicts. Within the study of the process of introduction of novelties, new technologies, the authors point put at parts with tension to their actual use, which are often parts, concerning distribution and implementation. In the article the dependence of conflicts upon the stage of innovative process is emphasized. The researchers show the important role of the head of an educational organization, who is able to affect the introduction of innovations. In the work such question as the contents and basics of the innovative conflicts in an educational organization is studied. The authors' idea, on the whole, allow defining and systematizing the main reasons for the innovative conflicts in an educational organization.

Key words: innovation, innovative conflict, probabilistic factors of an aggravation, innovative barrier.

Д.А. Петров, ст. преп. каф. социально-культурного сервиса и туризма института рекреации, туризма и физической

культуры БФУ им. И. Канта, г. Калининград, Е-mail: Direktor15@inbox.ru

Г.С. Бережная, д-р, пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград,

Е-mail: berezhnaja-gs@rambler.ru

причины инновационных конфликтов

в образовательной организации

В статье раскрывается проблема формирования барьеров инновационного развития образовательной организации. Авторы уделяют больше внимание противоречиям, которые возникают в образовательной организации, с которыми приходится сталкиваться администрации школы на пути внедрения нововведений. Именно эти противоречия создают предпосылки для возникновения инновационных конфликтов. В рамках изучения процесса нововведения, определяются существующие точки напряжения, которыми являются процессы распространения и использования новшества, а также его сопряжение с устойчивым функционированием образовательной организации. В статье подчеркивается зависимость конфликтов от стадии инновационного процесса и фиксируется важная роль руководителя образовательной организации в рамках внедрения инноваций. В статье изучены вопросы сущности и содержания инновационных конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь инновационного развития. Эти вопросы позволили выделить и систематизировать основные причины инновационных конфликтов.

Ключевые слова: нововведение, инновационный конфликт, вероятностные факторы обострения, инновационный барьер.

В последние годы российское образование переживает сложный период перемен и деформаций ориентиров. Помимо прежнего стандартного списка, включавшего в том числе формирование знаний, навыков и умений, обеспечивающих максимальную социализацию личности в предложенных обществом обстоятельствах, назрела необходимость разработки методик, направленных не только на гармоничное развитие личности относительно социума, но и относительно её индивидуальности как таковой. Активизируя и стимулируя процессы самореализации через самосовершенствование, образование даёт дополнительные возможности и обеспечивает готовность индивидуума к современным реалиям. Поскольку смещение приоритетов в образовании обусловило стимуляцию инновационных процессов, образовательные учреждения все чаще вводят в свою деятельность новые элементы. Само понятие «нововведение» концентрирует в себе сущностные признаки явления и раскрывает объективные закономерности существования барьеров и конфликтов: «Нововведение есть процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой общественной потребности, одновременно есть процесс сопряжения с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой совершается его жизненный цикл» [1].

Сегодня многие учёные и практики посвящают свои труды проблемам, связанным с разработкой и внедрением новых образовательных стандартов, введению ЕГЭ, использованию инновационных технологий в образовательном процессе, а также запуску новой системы оплаты труда, подразумевающей переход на подушевое финансирование образовательных организаций. Причём в отечественных исследованиях проблема инноваций довольно долго рассматривалась именно в разрезе экономических исследований. Однако со временем возникла необходимость оценки качественных характеристик инновационных изменений во всех сферах общественной деятельности. Определить же эти изменения только в рамках экономических теорий оказалось невозможным, поскольку для полноценного исследования инновационных процессов необходим анализ достижений как в области науки и техники, так и в сферах управления, образования и права. Именно такой анализ дает возможность поиска решений педагогических проблем инновационного развития.

Наиболее фундаментально на теоретико-методологическом уровне проблема нововведений в образовании отражена в работах М.М. Поташника и А.В. Хуторского, с позиции систем-

но-деятельного подхода - работах В.С. Лазаревой и В.И. Загвя-зинского.

«Управление качеством образования в вопросах и ответах» под редакцией М.М. Поташника - первая в истории российского образования практикоориентированная монография и методическое пособие. Здесь представлены обоснование, методика и опыт управления качеством образования, не сводимые лишь к обучению, но обогащенные новыми информационными технологиями. Речь идет о системе внутришкольного управления качеством образования с позиций современного менеджмента в образовательных учреждениях различных видов и на разных ступенях и уровнях [2]. Внедрение инноваций в консервативную среду образовательной организации неизбежно порождает целый ряд противоречий и социально-психологических барьеров. Это процесс, вообще характеризующийся высокой конфликтностью. Если инновация является объектом конфликта, то имеет место инновационный конфликт, если же она - условие (обстоятельство), способствующее возникновению межличностных или межгрупповых конфликтов, то это конфликты в условиях нововведений.

В своей работе «Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами» М.Г. Синякова среди существующих противоречий выделяет следующие:

- противоречия, возникающие между новыми требованиями к качеству школьного образования и преобладающими в реальной педагогической практике традиционными способами и методами обучения, воспитания и развития личности;

- противоречия, возникающие между необходимостью внедрения новых способов управления образовательными учреждениями и функциональной неготовностью административного аппарата образовательного учреждения к внедрению новшеств;

- противоречия, возникающие между запросами современного общества в быстром изменении системы образования и психологической неготовностью педагогической общественности к инновационным изменениям [3].

Именно эти противоречия создают предпосылки для возникновения особого типа конфликтов - инновационных конфликтов. Конфликт - неотъемлемая часть функционирования любой современной организации и общества в целом. При том, что он может нести как отрицательный, так и положительный заряды, большинство рекомендаций опирается все же на методы разрешения конфликтов, их редукцию и минимизацию. Однако опти-

мальный вариант - грамотное и эффективное управление конфликтом. Как было сказано выше, причиной конфликта зачастую могут становиться инновации. Это происходит в тех случаях, когда возникает вопрос внедрения в ту или иную общественную систему определённых, не применяемых прежде новшеств.

Инновационный конфликт - противоречие, возникающее между социальными группами или отдельными членами коллектива по поводу предпринимаемых нововведений - может быть как функционального, так и дисфункционального характера, облегчать или затруднять внедрение новшеств. При этом работники, активно сопротивляющиеся нововведению и ставшие таким образом участниками конфликта, совсем не обязательно будут в нем неправой стороной. Негативную роль в таком конфликте способны сыграть как раз так называемые «пассивные» участники не выступающие «против» открыто, но при этом тормозящие процесс внедрения инноваций, их в коллективе может быть предостаточно [3].

Исходя из практического опыта, можно с уверенностью сказать, что поскольку все инновации в образовании инициируются руководителями образовательных учреждений, неизбежно возникновение конфликтов между администрацией и педагогическим составом школы. Конфликтующими сторонами могут выступать и руководители учреждения, когда изменения касаются системы управления образовательным учреждением. Игнорирование конфликтных ситуаций руководителями зачастую связано с существующим заблуждением о том, что в прогрессивных школах не должно быть специалистов, не поддерживающих инновационные идеи, а имидж образовательного учреждения напрямую зависит от инновационной составляющей. В результате конфликты, о которых говорилось выше, приобретают затяжной характер, что со временем непременно негативно отражается не только на педагогическом взаимодействии, но и на качестве образования [4].

Исходя из этого, можно сформировать перечень вопросов, на которые необходимо ответить руководителю образовательного учреждения, прежде чем начать в нём инновационные процессы различного характера, а именно:

- что является причиной инновационного конфликта?

- что свидетельствует о наличии такового в школе?

- можно ли избежать конфликтных ситуаций и как это сделать?

Благодаря богатой теоретической базе, совмещённой с практическим опытом, появилась возможность систематизировать основные направления, являющиеся причинами конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь инновационного развития. К ним можно отнести следующие факторы:

1. Страх потерять определённый уровень безопасности.

Именно потребность в безопасности является базовой. Безопасность для педагога - то, к чему он привык: предмет, который ведет, методика работы, возрастной состав учеников, постоянный кабинет. Изменение этих позиций в результате инновационной деятельности вызывает психологический дискомфорт. Причиной такого дискомфорта и скрытой неудовлетворённости может стать любая мелочь, например, изменение расписания или работа в другую смену. Избавление от психологического дискомфорта зачастую переходит в форму конфликтного взаимодействия. Педагог, не осознавая причин неудовлетворённости, снимает эмоциональное напряжение в процессе негативного взаимодействия с учащимися и коллегами.

2. Опасение, что произойдут изменения уровня социального взаимодействия.

Коллектив, как правило, разбит на большое количество как формальных, так и неформальных групп. Нарушение взаимодействия между ними также способно привести к развитию конфликтов.

В одной из школ были созданы временные творческие группы, объединяющие учителей разных предметов для апробации методик исследования социально-психологического здоровья школьников на разных этапах взросления. Несколько педагогов отказались участвовать в работе, объясняя своё решение тем, что их не устраивает состав предложенной группы. Изменения, касающиеся организационных структур, штатного расписания, перемещение должностных лиц, могут стать основной причиной

Библиографический список

конфликтов, поскольку влияют на изменение привычного окружения педагогической деятельности.

3. Страх потерять статус профессионала, как в глазах коллег, так и в своих собственных.

Педагог с солидными стажем и уважением коллектива боится показаться недостаточно профессиональным при освоении нового предмета или курса. Изучение же новых образовательных технологий всегда происходит на виду у коллектива и становится серьезной угрозой оценки и самооценки профессиональной состоятельности педагога.

4. Значительные психологические издержки в процессе освоения новой деятельности (большое количество времени, повышенное внимание и т. д.).

Педагогическая деятельность характеризуется чётким режимом работы, в то время как нововведения - это непременные изменения режима жизнедеятельности всей школы. Не все педагоги после многих лет в одном режиме и темпе способны быстро принять новый ритм работы. Инновационная деятельность требует от педагога активизации функций памяти, внимания, восприятия, предъявляет повышенные требования к особенностям мышления. В результате возникает ситуация психического напряжения, а способ избавления от нее - отказ от внедрения новых образовательных технологий, что естественным образом переходит в конфликтную ситуацию.

5. Отсутствие чёткой итоговой картины, неопределённость результата.

Задача педагога - получение запланированного результата (освоение определенных знаний, умений, воспитание ценностных отношений). Но новые педагогические методы и приемы ориентированы на предполагаемый результат, полученный в экспериментальных условиях [4]. И здесь многое зависит от личности педагога, реализующего поставленную задачу. В этой связи неуверенность в результативности экспериментальной работы вполне оправдана.

6. Механизмы проведения инновации.

Как было замечено выше, многие инновационные образовательные процессы инициированы «сверху». В таком случае ведущую роль играет уровень управленческой компетенции руководителя, его готовность осуществлять инновационную деятельность, а не провоцировать конфликты в педагогическом коллективе.

7. Антипатии к руководителю.

Человек, ответственный за продвижение инновационной деятельности, должен пользоваться безусловным авторитетом и уважением в коллективе. Психологическая несовместимость не является основой для возможного конфликта, но способна перенаправить инновационный конфликт в русло межличностного.

Итак, инновационный конфликт возникает при введении инноваций и сопровождается несовместимостью интересов различных социальных групп (администрации, учителей, административно-технического персонала, родителей учащихся), становясь своеобразным индикатором перемен, происходящих в образовательной организации. Конфликты могут возникнуть на различных ступенях управления: между администрацией и учителями, администрацией и административно-техническим персоналом, учителями и родителями учащихся. Подобные ситуации вполне объяснимы и не являются чем-то аномальным. К субъективным факторам возникновения таких конфликтов относятся несоответствие мотивов, амбиций и возможностей сторон, противоречия между ответственностью и полномочиями, готовность руководителей к нововведениям [5]. Инновационные конфликты возможны как в открытой, так и в скрытой формах. Первый выражается традиционно - отказ от выполнения деятельности, игнорирование распоряжений, открытое неподчинение руководству. В этих случаях конфликт становится очевидным, и руководство включается в его регулирование. Здесь нужно отметить важную роль руководителя образовательной организации, которому следует своевременно заняться вопросами профилактики инновационных конфликтов. Поднятые и рассмотренные в статье вопросы сущности и содержания инновационных конфликтов в образовательной организации, вступившей на путь инновационного развития, позволяют выделить и систематизировать основные причины инновационных конфликтов.

1. Поташник М. Управление качеством образования в вопросах и ответах. Народное образование. 2001; 8: 39 - 48.

2. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе: учебное пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2008.

3. Синякова М.Г. Инновации в образовании: направления, сопротивление, управление инновационными процессами. Управление качеством образования: проблемы непрерывного образования: сборник научных статей: в 2 ч. Под редакцией А.А. Симоновой, Э.Э. Сыманюк. Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 200б; Ч. 2.

4. Синякова М.Г., Сыманюк Э.Э. Управление конфликтами в педагогическом коллективе. Успехи современного естествознания. 2010; 9.

5. Омарова В.К., Рачинская Н.П., Баринова О.Н., Шевченко Л.В. Педагогический менеджмент и управление современной школой: учебно-методическое пособие. Павлодар: ПГПИ, 2011.

References

1. Potashnik M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v voprosah i otvetah. Narodnoe obrazovanie. 2001; 8: 39 - 48.

2. Lazarev V.S. Upravlenie innovaciyami vshkole: uchebnoe posobie. Moskva: Centr pedagogicheskogo obrazovaniya, 2008.

3. Sinyakova M.G. Innovacii v obrazovanii: napravleniya, soprotivlenie, upravlenie innovacionnymi processami. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: problemy nepreryvnogo obrazovaniya: sbornik nauchnyh statej: v 2 ch. Pod redakciej A.A. Simonovoj, 'E.'E. Symanyuk. Ekaterinburg: Izdatel'stvo UrGPU, 2006; Ch. 2.

4. Sinyakova M.G., Symanyuk 'E.'E. Upravlenie konfliktami v pedagogicheskom kollektive. Uspehisovremennogo estestvoznaniya. 2010; 9.

5. Omarova V.K., Rachinskaya N.P., Barinova O.N., Shevchenko L.V. Pedagogicheskij menedzhment i upravlenie sovremennoj shkoloj: uchebno-metodicheskoe posobie. Pavlodar: PGPI, 2011.

Статья отправлена в редакцию 14.10.15

УДК 378

Rossenko N.I., postgraduate, Department of Pedagogy and Psychology of Professional Education, Chelyabinsk State Pedagogical

University; teacher, Kostanai branch of Chelyabinsk State University (Kostanai, Kazakhstan), Е-mail: rossenko1@mail.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF ECONOMIC AND LEGAL CULTURE AMONG STUDENTS OF LAW-RELATED SPECIALIZATION. An official position of modern specialists in legal services requires a new way to promote the basic requirements of laws in economic and legal spheres, to teach how to use them correctly, to show how to prevent violation in the field of economy, to avoid abuse by official workers. There is no doubt that the level of required efficiency in the professional activity of a specialist is related to the level of his or her economic and legal culture. This article presents a complex of pedagogical conditions that are meant to provide efficiency of the process of formation of economic and legal culture among students of legal specialties. The author suggests to carry out the following work: formation of students' reflective-valuable relation to their professional activity; the interaction of subjects of educational process in conditions of open information and network space; organization and teaching an elective course on "Economic and legal culture of a lawyer". A set of conditions for solving the raised problem is characterized by integrity, complementarity and functionality.

Key words: pedagogical conditions, economic and legal culture, reflective-valuable relation, information and network space, elective course .

Н.И. Росенко, аспирант каф. педагогики и психологии профессионального образования Челябинского

государственного педагогического университета, преподаватель Костанайского филиала «ЧелГУ», г. Костанай,

Республика Казахстан, E-mail: rossenko1@mail.ru

педагогические условия формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей

Служебное положение современных специалистов юридических служб обязывает по-новому пропагандировать основные требования экономико-правовых законов, правильно применять их в практической деятельности, предотвращать правонарушения в сфере экономики, не допускать злоупотреблений служебными лицами. Несомненно, что необходимая эффективность профессиональной деятельности специалиста юридической профессии закономерно связана с уровнем его экономико-правовой культуры. Данная статья, в качестве предмета исследования, представляет комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность процесса формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей. К ним мы относим: формирование у студентов рефлексивно-ценностного отношения к профессиональной деятельности; взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях открытого информационно-сетевого пространства; организация и проведение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста». Комплекс условий отличается целостностью, взаимодополняемостью, функциональностью.

Ключевые слова: педагогические условия, экономико-правовая культура, рефлексивно-ценностное отношение, информационно-сетевое пространство, элективный курс.

Смысловая направленность данной статьи, на наш взгляд, наиболее точно выражена размышлениями в области социальной философии немецкого учёного Э. Фрома: «У человека есть возможность достигнуть полного роста и совершенного развития, если внешние условия будут благоприятствовать достижению этой цели. Каждый крестьянин или садовод знает, что, для правильного роста растений, семя нуждается в определённой температуре, влажности и качестве грунта. Без этих условий ... растение будет обречено на смерть. При оптимальных условиях фруктовое дерево достигает максимальных размеров и даёт замечательные плоды. При менее благоприятных условиях плоды будут менее удачными и могут засохнуть» [1].

Успешная реализация системы формирования экономико-правовой культуры у студентов юридических специальностей, обеспечивается следующими педагогическими условиями: формирование у студентов рефлексивно-ценностного отношения к профессиональной деятельности; взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях открытого информационно-сетевого пространства; органи-

зация и проведение элективного курса «Экономико-правовая культура юриста».

Рассмотрим более детально сущность выявленных условий.

Формирование у студентов рефлексивно-ценностного отношения к профессиональной деятельности.

Рефлексивное отношение к учебной деятельности может быть представлено вербально, в виде высказываний, которые, по мнению М.М. Бахтина, представляют «единство сообщения субъекта при помощи языковых средств и активного отношения субъекта к этому содержанию». Через высказывание студента мы можем определить его рефлексивное отношение: к процессу обучения в целом; к собственной учебно-познавательной деятельности; к общей деятельности субъектов образовательного пространства. В процессе формирования экономико-правовой культуры, рефлексивный компонент отношения направлен на развитие умений: интерпретировать, оценивать полученные экономико-правовые знания; выявлять профессиональные проблемы, связанные с недостатком экономико-правовых знаний, умений, навыков, личностных качеств; фиксировать «знание о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.