Научная статья на тему 'Учебнонаучнопрактический центр разрешения конфликтов как интегрированная структура образовательной и научной деятельности в вузе'

Учебнонаучнопрактический центр разрешения конфликтов как интегрированная структура образовательной и научной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
391
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ / ЦЕНТР РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / INNOVATIVE CONFL ICT / CENTER OF A RESOLUTION OF CONFL ICTS / COMPETENCE-BASED APPROACH / MODERNIZATION OF EDUCATION / SCIENTIFI C ACTIVITY / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митяева А. М.

В статье рассматривается значение деятельности учебно-научно-практического центра разрешения конфликтов в управлении инновационными конфликтами в образовательной среде вуза, вызванными модернизационными изменениями и техническим прогрессом, сопровождающимся внедрением инноваций в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UCHEBNONAUCHNOPRAKTICHESKIY THE CENTER OF THE RESOLUTION OF CONFLICTS AS THE INTEGRATED STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

In article value of activity of the educational and scientifi c and practical center of a resolution of confl icts in management of the innovative confl icts in the educational environment of the higher education institution, by the caused modernization changes and the technical progress, being accompanied introduction of innovations to the higher school is considered.

Текст научной работы на тему «Учебнонаучнопрактический центр разрешения конфликтов как интегрированная структура образовательной и научной деятельности в вузе»

УДК 378.ll5

UDC 378.ll5

А.М. МИТЯЕВА

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социального управления и конфликтологии Орловского государственного университета E-mail: ntb@orel.ru

A.M. MITYAEVA

doctor of pedagogical sciences, professor, department chair of social management and conflictology of the Orel

state university E-mail: ntb@orel.ru

УЧЕБНО-НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

КАК ИНТЕГРИРОВАННАЯ СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ

UCHEBNO-NAUCHNO-PRAKTICHESKIY THE CENTER OF THE RESOLUTION OF CONFLICTS AS THE INTEGRATED STRUCTURE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

В статье рассматривается значение деятельности учебно-научно-практического центра разрешения конфликтов в управлении инновационными конфликтами в образовательной среде вуза, вызванными модер-низационными изменениями и техническим прогрессом, сопровождающимся внедрением инноваций в высшей школе.

Ключевые слова: инновационный конфликт, центр разрешения конфликтов, компетентностный подход, модернизация образования, научная деятельность, интеграция.

In article value of activity of the educational and scientific and practical center of a resolution of conflicts in management of the innovative conflicts in the educational environment of the higher education institution, by the caused modernization changes and the technical progress, being accompanied introduction of innovations to the higher school is considered.

Keywords: innovative conflict, center of a resolution of conflicts, competence-based approach, modernization of education, scientific activity, integration.

Изменения в социально-экономических отношениях, увеличивающаяся потребность производства в высококвалифицированных кадрах, модернизация российского образования, активное внедрение в учебный процесс вузов новых информационных технологий оказывают прямое воздействие на образовательную систему и на ее субъектов, изменяют их статусы и роли, влияют на ценностные установки и, тем самым, обусловливают конфликты в вузовской среде.

Изменения в российской образовательной системе затронули всех ее субъектов: учебные заведения, обучающих и обучаемых, родителей, работодателей. Сегодня изменяется роль и статус самого высшего учебного заведения, которое постепенно преобразуется в учебный научно-инновационный комплекс, традиционно реализующий образовательные программы и развивающий инновационную деятельность по созданию новых знаний и превращению их в коммерческий продукт.

Образовательная сфера характеризуется множеством социальных взаимодействий и социальных связей, разнообразных по своей природе и статусу субъектов. Взаимодействия, порождающие столкновение интересов сторон, часто носят конфликтный характер, составляя неотъемлемый атрибут вуза. Исследование конфликтов в высшем учебном заведении реализуется с учетом потенциала различных наук: социологии, педагогики, психологии, экономики. Оно возможно как в

рамках одной из перечисленных наук, так и с учетом их междисциплинарных связей. Так, педагогика рассматривает институт образования с позиции обмена (передачи) знаний, а также взаимодействия субъектов образовательного процесса на межличностных уровнях с целью воспитания. Конфликты с позиции вузовской педагогики изучаются как сложные противоречия в учебно-воспитательном процессе, с ориентацией на возможные способы управления ими.

Переход от постиндустриального к информационному обществу затрагивает различные сферы человеческого бытия, появляется потребность человечества в большей информированности и образованности. Такие изменения возможны в первую очередь посредством обучения и самообучения, которое теперь становится новым продуктом, сочетающим в себе образовательную, научную и инновационную деятельность вуза, а вуз из учебного заведения превращается в новый комплекс, ведущий образовательную и научную деятельность с учетом нужд рынка и изменений инновационной и социальной структуры, нацеленной на интеграцию науки и производства, с системой селективного управления воспитанием научных кадров. В этой связи актуальным является выявление таких характеристик социальной системы вуза, как взаимодействие ее субъектов, конфликты с позиций обучаемых, причины их возникновения, возможные подходы к их управлению и другие

© А.М. Митяева © A.M. Mityaeva

аспекты. Социальный конфликт - это ярко выраженное противоречие, столкновение между участниками образовательного процесса, основанное на различиях целей, ценностей или интересов. Различные причины возникновения конфликтов в вузе позволяют типоло-гизировать их на внутрисистемные и внесистемные, по числу участников, степени урегулированности, по мотивам, направленности, причинам, по масштабности; выделить конфликт реальный, случайный, замещающий, латентный, псевдоконфликт и конфликт ввиду малой информированности сторон.

Образовательная среда вуза - единство различных личностных и материальных факторов; ресурсов образовательного процесса, а также межличностных отношений, устанавливаемых субъектами образования в процессе взаимодействия. Границы образовательной среды вуза определяются по таким параметрам, как пространство, время, системность. Конфликты в образовательной среде вуза неизбежны, поскольку ее субъекты являются носителями различных социальных статусов, отличаются различием ролей, функций и классифицируются по параметрам: причины (объективные, субъективные); субъектам (межличностные, внутриличностные, межгрупповые, конфликты «личность-группа»); последствиям (конструктивные, деструктивные); направленности (вертикальные, горизонтальные и смешанные); области противоречия (социально-трудовые, организационные, педагогические конфликты ценностей).

Управленческая деятельность, осуществляемая в вузе, связана с трудовыми отношениями и отношениями, вытекающими из главной задачи вуза - образовательной деятельности. С учетом этих особенностей, управление социальными конфликтами в образовательной среде вуза необходимо осуществлять с позиции взаимодействия носителей социальных качеств на основе трудовых отношений и социальных взаимодействий на основе образовательных, воспитательных и обучающих отношений. Исходя из этого, необходимо осуществлять управление конфликтами с помощью таких мер, как профилактика, разрешение и регулирование.

Эффективное управление конфликтами в рамках образовательной деятельности возможно посредством:

- ориентации на цели и задачи вуза (помимо тех прямых целей, для которых индивиды вступают в социальное взаимодействие - получение образования для обучающихся или получение работы для сотрудников), раскрытия общей философии конкретного вуза;

- подчеркивания индивидуальной роли каждого субъекта социальной среды вуза для учебного заведения и общества в целом;

- информирования о степени безопасности учебного процесса и трудовой деятельности, принимаемых мерах по обеспечению их соблюдения (производственный контроль, аттестация рабочих мест, соблюдение санитарных правил и норм и др.).

Субъекты образовательной среды представляют собой высококонфликтную социальную группу. Это обусловлено низкой конфликтологической ком-

петентностью участников образовательных отношений. Основными путями профилактики и разрешения конфликтов в образовательной среде вуза являются программирование снижения уровня конфликтности; разработка новых социальных механизмов воздействия на конфликтные отношения.

Конфликты в сфере образовательных отношений обусловлены модернизационными изменениями и техническим прогрессом в области информационных технологий. Ряд конфликтов детерминируется, другие возникают в процессе внедрения инноваций. Это происходит в связи с тем, что образовательная система высшей школы как социума функционирует в стадии непрерывной конфликтности, проявляющейся в разных ее структурах. Субъекты вузовской среды вынуждены адаптироваться под изменения, в результате которых происходит трансформация их статусов и ролей. Противоречивое отношение к таким изменениям порождает разного рода конфликты участников образовательной среде вуза.

Для снижения числа конфликтов в межличностных отношениях крайне важны конфликтологические знания и компетенции прежде всего у преподавателей, методистов и студентов, а также у всех специалистов различного профиля. В первую очередь необходимо развивать среди преподавателей и студентов представления о педагогических, межличностных, трудовых и других конфликтах и способах их разрешения. Такую деятельность осуществляют Центры разрешения конфликтов, оказывающие консультативную помощь в урегулировании, управлении и предупреждении конфликтных ситуаций.

В связи с переходом высшего образования на многоуровневую систему, построением его на компе-тентностной основе, необходимостью интеграции академической науки с вузовской; вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность на социальном факультете Орловского государственного университета создан учебно-научно-практический Центр разрешения конфликтов (УНПЦРК).

Целью деятельности Центра является совершенствование научных исследований в области разрешения конфликтов, повышение профессиональной компетентности будущих специалистов; осуществление конфликтологического консультирования, экспертизы, диагностики, прогнозирования и управления межличностными, личностно-групповыми конфликтами на производстве, в учебных заведениях, в семьях; оказание посреднических услуг в конфликте медиативным способом; разработка пособий, спецкурсов, практикумов для самостоятельной работы студентов.

Центр, являясь структурным подразделением ОГУ, работает в тесном сотрудничестве с Международной ассоциацией конфликтологов г. Москва - (президент д.филос.н. профессор Степанов Е.И)., создает модель конфликтологических служб, использующих демократический и гуманистический подходы к взаимоотношениям людей в конфликтных ситуациях, осуществляя научно-методическую, консультативную, посредниче-

скую и аналитическую деятельность. В его структуру входит шесть лабораторий, функционирующих под руководством преподавателей кафедры социального управления и конфликтологии и включающих аспирантов, соискателей и студентов университета: лаборатория развития переговорного процесса и посредничества в разрешении конфликтов; лаборатория конфликтме-неджмента; лаборатория межэтнических и миграционных конфликтов; лаборатория изучения региональных и политических конфликтов; лаборатория психологического анализа и профилактики конфликтов; лаборатория психологии конфликта. Результатами работы Центра являются: разработка, реализация и публикация исследовательских, образовательных и практико-ориентированных проектов и программ, пособий для самостоятельной работы студентов; проведение конфликтологического консультирования обратившихся и получивших помощь в разрешении возникших проблем; разрешение конфликтных ситуаций с использованием технологии внесудебного разрешения споров; работа волонтерского отряда студентов-конфликтологов (руководитель Митяева А.М.) на основании договора о сотрудничестве с «Центром содействия реформе уголовного правосудия» г. Москва, с целью внедрения технологий восстановительного правосудия и медиации в воспитательные и женские учреждения ФСИН по Орловской области, координатор проекта Л.И. Альперн. Деятельность Центра отражается в публикациях журнала, внесенного в реестр ВАК, «Конфликтология»; ежегодных выпусках сборника научно-исследовательских работ преподавателей и студентов УНПЦРК, издании учебно-методических материалов, выступлениями на конференциях и круглых столах.

Управление конфликтами инновационного развития в вузе представляет собой процесс достижения согласования целей их участников, обеспечивающих максимально эффективное использование конструктивного модернизационного потенциала конфликта на основе прогнозирования, построения моделей и систематического регулирования процесса конфликтного взаимодействия. Это и составляет содержание венчурного управления конфликтами инновационного развития. Необходимым элементом такого управления является аналитическое моделирование инновационных конфликтов, суть которого заключается в поэтапном структурировании элементов конфликта на базе одного или нескольких признаков, выступающих в качестве оснований их выделения, а затем - в воссоздании общей целостной картины конфликта в его структурном и динамическом аспектах.

Конфликт инновационного развития представляет собой форму саморегуляции вуза как системы поиска, создания и перехода от неоправдавших себя форм поведения к новым. Поэтому его можно рассматривать не только как закономерное явление, но и как явление, имеющее большой конструктивный потенциал, проявляющийся при наличии аттрактора, в качестве которого способно выступить новое качество вуза, обретаемое им в результате достижения статуса учебно-научно-

инновационного комплекса (УНИК). Среда УНИК обеспечивает конструктивное развитие конфликта в силу нескольких обстоятельств: она создает материальную базу, дающую возможность для экспериментов и внедрения новшеств; позволяет снять проблемы нехватки средств на покупку нового оборудования, которые часто лежат в основе возникновения конфликтов руководителей подразделений с руководством вуза; значительно увеличить оплату труда преподавателей и сотрудников, занимающихся разработкой и внедрением инноваций, что в свою очередь способствует стремлению других членов коллектива к участию в инновационном процессе, повышению их инновационной готовности; формирует креативную научно-образовательную среду, что позволяет привлечь творческих учёных из других вузов, расширяет рамки сотрудничества с другими отечественными и зарубежными вузами, приумножает ряды инноваторов. Это даёт преимущество в расстановке сил в конфликте в пользу сторонников инновационных изменений и ведёт к устранению конфликта; позволяет существенно повысить уровень заработной платы работников за счет доходов от трансферта технологий; делает инновационные изменения привлекательными в глазах преподавателей и сотрудников вуза; придает новое качество коммуникациям внутри и за рамками вуза, способствует формированию инновационной корпоративной культуры вуза.

В результате таких изменений формируется и развивается модернизационный потенциал конфликта инновационного развития, под которым следует понимать его способности и возможности оптимизировать систему внешних и внутренних отношений вуза, придавая самому вузу новое качество. При этом следует учитывать, что инновационный потенциал реализуется только в том случае, если конфликт инновационного развития протекает «естественным» путём и разрешается конструктивно. Конструктивное разрешение конфликта инновационного развития предполагает его завершение, способствующее продвижению вуза или его отдельных структурных подразделений по пути инновационного развития, предполагающее более эффективное освоение и внедрение социально продуктивных нововведений и формирующее новое качество вуза. Оптимизация системы внешних отношений происходит на уровнях: инновационный вуз - государство; инновационный вуз

- отрасль; инновационный вуз - наука; инновационный вуз - культура. В первом случае потенциал конфликта проявляется в его способности выявить инновационные ресурсы вуза, позволяющие ему включиться в государственные инновационные программы и использовать эти ресурсы. Во втором - конфликт инновационного развития способен повлиять на совершенствование модели выпускаемых специалистов. В третьем - стимулировать развитие научных школ, объединить исследователей. В системе отношений «инновационный вуз

- культура» модернизационный потенциал конфликта инновационного развития может проявиться в более эффективной интеграции вуза в социокультурный процесс. Оптимизация системы внутренних отношений

происходит между структурными подразделениями и отдельными работниками вуза. Здесь конфликт инновационного развития позволяет: произвести структурно -функциональные преобразования; сформировать инновационно восприимчивую » корпоративную среду; создать механизм систематического обновления вузовских структур.

Перспективным представляется использование возможностей инновационного конфликта на основе прогнозирования, построения моделей и регулирования процесса конфликтного взаимодействия. Необходимо использовать венчурные технологии управления, которые предполагают проведение тщательного мониторинга конфликтов. Под венчурными понимаются стратегически ориентированные технологии, основанные на учете рисков и прогнозировании. Необходимым элементом такого управления является про ектирование и моделирование инновационных конфликтов. Конфликт инновационного развития в значительной (а, возможно, и в решающей) степени зависит от субъективных ориентаций его участников. Взаимодействие субъектов в нём детерминируется их ценностно-смысловыми диспозициями, то есть тезаурусом. Изменение тезаурусов влечет за собой перемену обстоятельств взаимодействия. Следовательно, процесс управления инновационным конфликтом может быть представлен как процесс формирования, сопоставления и взаимодействия (в том числе и конкурентно-конфликтного) тезаурусов его акторов. Именно тезаурусы участников определяют развитие взаимодействия участников конфликта инновационного развития в вузе. Тезаурус, детерминированный идеями конфронтации, стимулирует углубление инновационного конфликта. А иерархия ценностей, подчинённая идее сотрудничества, ведёт к его конструктивному разрешению.

Технологическая модель конфликта инновационного развития, основанная на применении тезауро-логического (субъектно-ориентированного) подхода, дает возможность представить вероятные алгоритмы его развития в случае установления цепочки логически обусловленных причинно-следственных связей. В зависимости от характера этих связей будут существенно меняться и функции конфликта. Можно выделить три возможных сценария развития инновационного конфликта. Первый - «модернизационный», наиболее точно отражающий реальность. Типичность его обусловлена масштабностью модернизационных процессов в образовании. Второй вариант сценария развития конфликта «консервативный». Для него характерен открытый или скрытый отказ от нововведений, попытка осуществить учебно-воспитательный процесс без учета динамики внешних и внутренних изменений. В «чистом виде» не встречается, но возможны более или менее близкие к нему варианты событий. Существует и третий, так называемый «умеренный» сценарий конфликта инновационного развития. При таком варианте развития событий возникновение конфликта также неизбежно, но существует возможность его перевода в конструктивное русло.

В управлении конфликтом инновационного развития целесообразно использовать регулирующие возможности корпоративной культуры вуза. Потенциал корпоративной культуры при этом способен оказать влияние по следующим направлениям:

- согласование интересов и формирование команды, что снимет противоречия, порождающие конфликт, так как у сотрудников появится восприятие коллектива как единого целого, возникнет ощущение принадлежности к коллективу. Наличие высокой степени информированности о протекающих внутри организации процессах позволит сотрудникам чувствовать свою сопричастность с теми изменениями, которые происходят в коллективе. А сплоченность и согласованность в процессе принятия решений поможет преодолевать проблемы, возникающие в ходе инновационного развития вуза конструктивным путём;

- достижение баланса ценностей и налаживание диалога между сотрудниками и коллективами выступят теми параметрами порядка, которые смогут вывести коллектив вуза из сложных ситуаций и предотвратить развитие конфликта;

- включение работников в процесс достижения согласованных целей разовьёт сплочённость и инновационную предприимчивость преподавателей и сотрудников вуза;

- формирование инновационной стратегии поведения, преодоление инновационных барьеров на личностном и групповом уровне будет способствовать развитию инновационной готовности у подавляющего большинства преподавателей и сотрудников вуза.

В соответствии с принципом целостности инновационный вуз рассматривается как высоко интегрированная система, противополагающаяся внешней среде и в то же время органически включенная в нее. Особенностью такого вуза является многоуровневое структурирование элементов, обеспечивающих инновационное развитие. В качестве таких элементов выступают подразделения вуза: факультеты, кафедры, управления, научные лаборатории, созданные в университете, то есть все звенья учебно-научно-инновационного комплекса.

Таким образом, инновационный вуз является многоуровневой системой, нуждающейся в регулировании, обеспечивающим её нормальное функционирование и развитие. Системный подход требует рассматривать управление инновационным вузом как специфическим образом организованную подсистему, которая характеризуется: наличием цели; существованием специализированных структур; постоянными информационно-коммуникативными каналами; регулярным взаимодействием субъектов и объектов управления при достижении целей. Целью управления инновационным вузом является интегрирование образовательных процессов и научного поиска, на основе которого происходит, с одной стороны, развитие творческих способностей обучаемых, подготовка специалистов высокого класса, а с другой - создание наукоемких технологий, внедрение их в жизнь.

Результаты социологического исследования, прове-

денного сотрудниками Центра разрешения конфликтов показывают, что нововведения довольно часто воспринимается акторами социального пространства вуза как непосредственная или опосредованная угроза. В частности, согласно данным проведенного экспертного опроса, 46,8% респондентов считают, что разработка и внедрение инноваций в вузе представляют особую проблему, так как у многих преподавателей и сотрудников внедряемые новшества вызывают опасение. Именно реакцией на ощущение угрозы или опасности от введения новшеств во многом объясняется частота возникновения конфликтных ситуаций в вузах, ставших на путь инновационного развития.

Условия возникновения конфликта характеризуют внешнюю и внутреннюю микро- и макросреду, в которой развивается конфликт. При этом внешние условия определяются несовпадением позиции вуза и других социальных институтов в инновационной сфере. Чаще всего формирование внешних условий осуществляется по двум сценариям. В первом случае от вуза требуют инновационных действий, а он еще не готов к их осуществлению. Во втором случае вуз предлагает инновации, которые не воспринимаются социальной средой. Внутренние условия формируются всей вузовской средой, и, в конечном счёте, определяются степенью ее инновационной восприимчивости, под которой следует понимать восприятие новшества большинством участников инновационного процесса, ориентацию на решение использовать какое-либо нововведение.

В вузах преобладают организационно-управленческие причины конфликтов инновационного развития. Результатом совокупного влияния условий, причин и факторов конфликта инновационного развития является нарастание конфликтного взаимодействия. Оно включает несколько этапов: инцидент, эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта. Особенностью инцидента в конфликте инновационного развития является то, что в нем довольно отчетливо выделяются представители «инновационных» и «традиционалистских» ценностей, так как в инциденте презентуются интересы, цели и ценности субъектов взаимодействия, определяются их позиции. При этом конфликт инновационного развития потенциально тяготеет к эскалации, поскольку, во-первых, инновации в вузе неизбежно затрагивают значительное число преподавателей, сотрудников, студентов; во-вторых, сам характер образовательного процесса, основанный на интенсивном эмоциональном взаимодействии, повышает роль индивидуально-психологических составляющих в инновационном процессе.

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Эскалации конфликта инновационного развития, по данным проведенного Центром разрешения конфликтов социологического опроса, более всего способствуют: увеличение количества участников конфликта (отметили 18,2% респондентов); рост эмоционального напряжения - 35,1%; переход участников конфликта от аргументов к претензиям и личным

выпадам - 26,5%. Все вышеназванные явления ведут к усилению бурной борьбы и накалу эмоций. Данные социологического опроса показывают, что в плане эскалации конфликт инновационного развития ничем не отличается от других видов конфликта.

Таким образом, конфликт инновационного развития в вузе порождается противоречиями, возникающими в процессе взаимодействия и взаимосодействия основных субъектов вузовского пространства: администрации, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов. Тем не менее, конфликтное взаимодействие всегда актуализирует проблему анализа связей и отношений, возникающих в ходе разработки и внедрения инноваций.

Следовательно, инновационный процесс допустимо рассматривать как динамическую систему интеракций, представляющую собой взаимодействие людей с различными, зачастую противоположными типами восприимчивости к инновациям, различной инновационной готовностью, различными типами инновационного поведения. В свою очередь степень готовности работников вуза к инновациям, предрасположенность их к участию в инновационной деятельности, уровень инновационной активности определяются как инновационные диспозиции.

В качестве значимых показателей, характеризующих инновационный процесс в вузе, можно выделить: отношение работников вуза к инновациям и инновационным ценностям; диспозиции субъектов инновационного развития; восприимчивость к нововведениям; уровень инновационной активности работников вуза; готовность к освоению новшеств. Количественные характеристики показателей позволяют определить социологические индикаторы инновационного процесса в вузе.

Исследование, проведенное Центром разрешения конфликтов, показало, что в настоящее время у 94,1% респондентов фиксируется в целом положительное отношение к инновациям. Из них 22,6% считают инновации новым словом в развитии образования, а 31,4% полагают, что инновации - это эффективный путь реформирования системы образования, 40,1% участвующих в исследовании преподавателей и сотрудников считают, что в высшем профессиональном образовании нововведения необходимы. Полученные данные позволяют сделать вывод, что у преподавателей и сотрудников вуза в основном сформирована инновационная компетентность, способствующая повышению качества образования.

Библиографический список

1. Митяева А.М. Стратегии организации учебного процесса на компетентностной основе в многоуровневом образовании вуза. // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания. Сборник статей. Орел, ГОУ ВПО «ОГУ». 2010.

2. Митяева А.М. Формирование профессиональной компетентности студентов в вузе. // Компетентностно-модульный подход в системе среднего и высшего профессионального образования. Материалы международной научно-практической конференции. Брянск: «Курсив», 2012. С.124-130.

References

1. Mityaevа A.M. Strategii of the organization of educational process on a competence-based basis in multilevel formation of higher education institution. //Topical issues of social and humanitarian knowledge. Collection of articles. Eagle, GOU VPO «0GU».-2010.

2. Mityaevа A.M. Formation of professional competence of students in higher education institution. //Competence-based and modular approach in average and higher education system. Materials of the international scientific and practical conference. Bryansk: «Italics», 2012. Page 124-130.

УДК 796.011.1:378.663-057.875 А.С. ПАРФЕНОВ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Орловского государственного аграрного университета E-mail: sport@orelsau.ru

UDC 796.011.1:378.663-057.875 A.S. PARFENOV

candidate of pedagogical sciences, associate professor chairs of physical training Oryol state agrarian university

E-mail: sport@orelsau.ru

ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ PSYCHOPHYSICAL POTENTIAL OF PROFESSIONAL AND APPLIED PREPARATION OF STUDENTS

В статье представлены результаты пилотажного исследования, направленного на выявление уровня сформиро-ванности отдельных показателей в структуре психофизического потенциала профессионального развития студентов, и комплекс учебных средств профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, психофизический потенциал, профессионально-прикладная физическая подготовка, средства обучения, ориентировочные основы деятельности.

The article presents the results of pilot study, pointed at the detection of separate indicators' formation level in structure of psychophysical development of students and training assests complex for professional applied physical educational of students.

Keywords: professional activity, psychophysical potential, professional applied physical education, training assets, activity's reference fundamentals.

Настоящее промышленное производство и функционирование сельскохозяйственной отрасли характеризуется повышением сложности и интенсивности трудовых процессов. Это требует от специалиста быстроты и точности решения двигательных задач, функциональной устойчивости к неблагоприятным факторам социальной и производственной среды, высокой концентрации внимания, стремления к постоянному пополнению знаний, способности самостоятельно ставить и решать разнообразные задачи профессионального характера, выдвигать альтернативные решения и вырабатывать критерии для отбора наиболее эффективных из них. Возникает необходимость значительного напряжения умственных, психических, физических сил и способностей, повышенной координации, согласованности действий и культуры движений в сочетании с высокой степенью ответствен-

ности. Принципиально важным является разрешение противоречия между востребованностью современным сельскохозяйственным производством специалиста, способного адаптироваться к развивающейся профессиональной среде, и недостаточной сформирован-ностью компонентов профессиональной готовности. Одним из способов разрешения данного противоречия будет становление в процессе профессионально-прикладной физической подготовки психофизического потенциала профессионального развития (ПФГШР) студента сельскохозяйственного вуза, представляющего собой интегративное свойство личности, в структуре которого следует выделять мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-технологический, дея-тельностный и рефлексивный компоненты. С целью определения уровня сформированности отдельных

© А.С. Парфенов © A.S. Parfenov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.