Научная статья на тему 'Психологические барьеры в работе преподавателя высшей школы'

Психологические барьеры в работе преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / PSYCHOLOGICAL BARRIERS / ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / TEACHER'S FUNCTIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА / TEACHER'S PROFESSIONAL ACTIVITY / БАРЬЕР КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ / BARRIER AS AN ELEMENT OF SYSTEM / BARRIER PHASES / ТИПЫ БАРЬЕРОВ / TYPES OF BARRIERS / BARRIER FUNCTIONS / ФАЗЫ БАРЬЕРОВ / ФУНКЦИИ БАРЬЕРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуленкова О.Е.

В статье рассматривается роль социальных институтов науки и образования в современном мире. Даётся определение профессиональной педагогической деятельности преподавательского состава в высшем учебном заведении, называются функции, задачи, а также цели деятельности преподавателей. В статье даётся определение профессиональным барьерам педагогов, объясняются положительные и отрицательные стороны процесса преодоления барьеров. Автор определяет барьеры как отношение между элементами сложной, высокоорганизованной системы образования. Статья классифицирует психологические барьеры по возможным типам, фазам, через которые протекает барьер в процессе его преодоления субъектом. Кроме этого, даётся характеристика функционалу профессиональных барьеров. Автор ссылается на работы РХ. Шакурова, приводя и анализируя его позицию по рассматриваемому вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN THE WORK OF A TEACHER AT HIGH SCHOOL

The author examines the role of social institutes of science and education in the modern world. The definition of the professional pedagogical activity of the teaching staff in the higher educational establishment is given. The work helps to indentify functions, tasks, as well as the goals of teachers' activities. The article defines the professional barriers of teachers, explains the positive and negative aspects of the process of overcoming barriers. The author defines barriers as a relationship between elements of a complex, highly organized education system. The article classifies psychological barriers according to the possible types, phases, through which the barrier flows in the process of its overcoming by the subject. In addition, a characteristic of the functional of professional barriers is given. The author refers to work of R.Kh. Shakurov, leading and analyzing his position on the issue under consideration.

Текст научной работы на тему «Психологические барьеры в работе преподавателя высшей школы»

эффективное использование затрат бюджетных ассигнований. Речь идет о том, что при компьютеризации сельской школы необходимо не только дать возможность проведения полноценных

школьных занятий, но и максимально использовать компьютерную технику для решения социальных вопросов, преодолев информационное неравенство сельских и городских школьников.

Библиографический список

1. Пегушин В.М. Методика организации системы повышения квалификации сельских учителей информатики в управлении информатизацией образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук, Ростов-на-Дону, 2005.

2. Гурьянова М.П. Типология сельских школ России. Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 30 октября 2007.

References

1. Pegushin V.M. Metodika organizacii sistemy povysheniya kvalifikacii sel'skih uchitelej informatiki v upravlenii informatizaciej obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk, Rostov-na-Donu, 2005.

2. Gur'yanova M.P. Tipologiya sel'skih shkolRossii. Moskva: Nauchnaya cifrovaya biblioteka PORTALUS.RU, 30 oktyabrya 2007.

Статья поступила в редакцию 08.02.18

УДК 378

Nikulenkova O.E., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Nevinnomyssk

State Humanitarian and Technical Institute (Nevinnomyssk, Russia), E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

PSYCHOLOGICAL BARRIERS IN THE WORK OF A TEACHER AT HIGH SCHOOL. The author examines the role of social institutes of science and education in the modern world. The definition of the professional pedagogical activity of the teaching staff in the higher educational establishment is given. The work helps to indentify functions, tasks, as well as the goals of teachers' activities. The article defines the professional barriers of teachers, explains the positive and negative aspects of the process of overcoming barriers. The author defines barriers as a relationship between elements of a complex, highly organized education system. The article classifies psychological barriers according to the possible types, phases, through which the barrier flows in the process of its overcoming by the subject. In addition, a characteristic of the functional of professional barriers is given. The author refers to work of R.Kh. Shakurov, leading and analyzing his position on the issue under consideration.

Key words: psychological barriers, teacher's functions, teacher's professional activity, barrier as an element of system, barrier phases, types of barriers, barrier functions.

О.Е. Никуленкова, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и психологии, ГАОУ ВО «Невинномысский государственный

гуманитарно-технический институт», г. Невинномысск, E-mail: Filimonuk.l@rambler.ru

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается роль социальных институтов науки и образования в современном мире. Даётся определение профессиональной педагогической деятельности преподавательского состава в высшем учебном заведении, называются функции, задачи, а также цели деятельности преподавателей. В статье даётся определение профессиональным барьерам педагогов, объясняются положительные и отрицательные стороны процесса преодоления барьеров. Автор определяет барьеры как отношение между элементами сложной, высокоорганизованной системы образования. Статья классифицирует психологические барьеры по возможным типам, фазам, через которые протекает барьер в процессе его преодоления субъектом. Кроме этого, даётся характеристика функционалу профессиональных барьеров. Автор ссылается на работы РХ. Шакурова, приводя и анализируя его позицию по рассматриваемому вопросу.

Ключевые слова: психологические барьеры, функции преподавателя, профессиональная деятельность педагога, барьер как элемент системы, фазы барьеров, типы барьеров, функции барьеров.

Качество науки и образования во многом зависит от того, насколько высока квалификация работающих в этих областях сотрудников. Эти социальные институты базируются на высокопрофессиональном, интеллектуальном труде, поддерживающем качество институтов на соответствующем уровне. Огромную роль в этой системе играет профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, от которого зависит как текущее состояние науки и образования в целом, так и будущее страны, в частности, тех людей, которые, прибегая к имеющимся ресурсам, будут работать в науке и образовании, выполняя аналогичные функции по поддержанию качества этих сфер.

Так, прямыми обязанностями преподавателей можно назвать две определяющие задачи, возлагаемые на них обществом. Первая задача - поддержание и увеличение как научно-технического, так и в самом широком смысле культурного наследия нашего общества и цивилизации. Вторая и не менее важная задача - это обеспечение максимально благоприятных условий для социализации личности на одном из наиболее важных этапов её формирования, зависящем от получения качественной специализированной подготовки.

Ввиду этих задач на преподавателя возлагаются шесть функциональных ролей (рис. 1):

Деятельность преподавателя, направленная на подготовку профессионалов со специализированным высшим образованием, - это многогранная, высокоразвитая система, основными целями которой являются:

• производство знаний - включают в себя разнообразные конструкторские инновационные разработки, научные исследования, их всесторонний анализ, экспертиза и внедрение; создание новых и модернизация имеющихся учебных дисциплин в силу не останавливающегося прогресса, а также формирование соответствующего научно-методического сопровождения;

• распространение знаний - создание, внедрение и корреляция новых, наиболее эффективных технологий образования. Сюда входит написание научных монографий, учебных пособий, научно-популярной литературы, разного рода статей. Помимо этого, участие в научных, культурно-просветительских мероприятиях, выступления, в том числе перед вневузовской аудиторией в федеральных, региональных и муниципальных рамках;

• передача знаний - представляет собой весь учебный процесс, включающий в себя всевозможные методы, формы и средства, предусматриваемые системой образовательных технологий.

Профессиональная деятельность педагога всегда сопряжена с определёнными трудностями, то есть с так называемыми психологическими барьерами, затрудняющими социализацию преподавателя в своей области, а так же, как следствие, непосредственно влияющими на качество образования. При этом процесс преодоления психологических барьеров может сказываться на субъекте как положительно, так и отрицательно. Позитивным фактором считается личный профессиональный рост преподавателя: субъект преодолевает те или иные трудности,

Р ис.1

тем расвивая ообствснное

творческое мышление. Негативной же стороной выступает мировоззренческая деформация -

барьер, у него может возникнуть отторжение информации, которая протидоречит-Ртокмшимся нормсм.

редь, вызывает снижение результатов, ограничение средств и целей.

РХ.ИЮакороз [1] строктумокметдом—рыкаю Динамическую и прогрессирующую систему, ограничивая её четырьмя фазами: Развёртывание ориентировочной фазы начинается в силу

/ОрюзIIеировочиiая) цеТмЯМКвмИ1ТфФТИ^сйН0ИИЮЯ^ А^Р30™^ /^Яо]КмСГИЯт1ЮмЫ1ЬНИ01СИ1шО

^ фоЗИ HТр0КрИMТIIlр0HЗИИЮЯ/ V Т^ОКм)ММТ1Ь1^.М/ I фш5Сш ~у

Рис. 2

В целом, процесс становление преподавателя можно определить как совокупность действий, направленных на преодоление психологических барьеров, препятствующих становлению. И то, каким образом скажется преодоление барьеров на субъекте, напрямую за виисномегоспоосб ностиигпаомсолесить.

Обстоятельеоевммяснвииероли ^^гфеввжизсионлове-ка и их ндомежмт Р.Х. Шскуству. Автор

пишет: «Изчегсcклaбооиeтскнaшaрезньы Онасоксоит зз прт-цесса преодоления непрерывной цепи барьеров - физических, социальн вlг.ддаввныx, ценностных, информационных и т. д. - в целях удовлетворения наших потребностей». Согласно Шакурову, барьер предстмзляесссбой отношение между эмсммитато системы, которое ограничивает свободу одного из этих элементов. В пе ^еочтредо^рофнссдональные п^подмоИтезсвоие барьеры являются элементами преподавательского процесса. В этом слyзтнГвдеонымoгст бнизврь кад-стве обратыватоль-ных технологий, применяемых преподавателем, могут повлиять на эффе кояе-oeвзибeчeнинyчсщдвcяипpoонcвoяазтеия|a также барьеры могут неблагоприятно сказаться на оптимальном взаимодействис енyтеипоофecояаcкн-пpeпедявyтстсcкнгo коллектива. Кроме этого, психологические барьеры выступают как элемевсыдев^с^^австмльскеддвотетьннcтв,чтИ| в свою -се-

ценностно-информационного барьера. Итогом её преодоления становятсяориентировочныедействия.

Преодолению фазы программирования препятствует структурно-информационный барьер - неорганизованная и неструк-ьурирИосннао адформвция.нт-редстсИление сели, отсутствие ьлана °сбото1 а действий. Реы-льтабOУИслеeтся актуализация пвсЫсиcиен адюИсдеадел ь носои.

Треоья фезасараадер иссноcядeпoснсдcтьeзн о исполнением намеченного плана действий. Препятствием в данном случае служит предметно-преобразовательный барьер.

Финальная контрольно-корректировочная фаза стимулиру-втсИбер ьерот^теогден-ван ия. Заявм-на-м^зультат не всегда целиком согласуется с фактическим, что вынуждает вносить епоeдyлëнныeкo-чвнт1вывпоен дое °остиженея наиболее оптимального эффекта.

вспешном пстзнедaющдщбарьеров деятельность переходит к следующей фазе. В противном случае -останавливается. Что является позитивной стороной барьеров, то в случае их преодоления происходит положительное развитие нелоИска итгофсфоссиоИольсыснИсысов.

По Р.Х. Шакурову [1] барьеры выполняют ряд положитель-ды- и отрипатсвтные футкмсс:

Таблица 1

Oеиoвныeфсядбиинсиxтию гич есозо бар^^в^^

Фсмтция Ыбpостeдоктиl<a

Мобилизирующая При столкновении с препятствием субъект мобилизирует свои ресурсы в целях преодоления барьс^

Дозирующая Ба рьеры определяют меру движения

Подавляющая (лишающая) При блокировке деятельности субъекта препятствие ослабляет его возможности и функционал

Функция энергетизоции троисвсдит концeн1Зибияэнep-ии ввинегнсpживсящeгеe1бaеьтpa

Стабилизирующая Препятствие тормозит продвижение, наделяет его статикой

Корректирующая При столкновении с барьером меняется направление движения

Функция тосрюфсния Препдт-твис звмeтляeопстгииюеним^ндмсвт ^го активносес

Развивающая Закрепление изменений, произошедших во время мобилизации, это повышает качество систе-щоl|Иpитмньжaeт её вясножности и функционал

Таблица 2

Профессионально-педагогические барьеры, возникающие в процессе преподавания

Наименование типа барьера Характеристика

«Образец деятельности авторитетных коллег» Действия педагога напрямую зависят от того, как поступают его коллеги, представляющиеся ему авторитетами. Он руководствуется следующим принципом: я делаю то, что делают мои коллеги, и не делаю того, чего они не делают. Однако преподаватель не отдаёт себе отчёта, насколько те или иные действия, совершаемые его коллегами, адекватны

«Профессиональная апатия» Преподаватель отдаёт себе отчёт, что подготовка к качественному образовательному процессу занимает много времени и требует много усилий. Потому педагог нередко ленится выполнять собственные обязанности, как следует, объясняя себе ситуацию тем, что она не стоит того, чтобы готовиться к ней с максимальной отдачей. Приоритетной становится задача сделать работу и сделать её быстро, в ущерб добросовестности

«Профессиональный шаблон» В данном случае преподаватель перестаёт заботиться о каких-либо инновационных решениях в своей работе, а выполняет её автоматически, безынициативно, на основе хорошо известных ему технологий, алгоритмов. В итоге он осознаёт, что такое однообразие деятельности приводит к нежеланию заниматься тем, чем он занимается. Однако менять работу или что-то ещё ему также не хочется

«Профессиональная усталость» У педагога может возникнуть деформация профессиональных ценностей, изменение характера воспитательной деятельности в худшую сторону. Также может возникнуть психологический комплекс на почве боязни неудачи. Помимо этого, снижается результативность профессиональной деятельности, как следствие снижения работоспособности

«Профессиональная неудовлетворённость» Данный барьер может возникнуть в том случае, если профессиональная деятельность и инициативы педагога не были оценены по заслугам, вследствие этого преподаватель теряет интерес к своей работе

«Идентификация» Преподаватель переносит собственные качества на других, таким образом сравнивая остальных педагогов с собой и оценивая их на базе собственной аналогии

«Стереотипизация» Стремление оценить, объяснить новое явление по существующим меркам, тем самым смотря на инновации через призму старых измерений, категорий, что вызывает естественные преподавательские ошибки

«Рефлексия» Преподаватель оказывается неспособным смотреть на себя со стороны, как должно оценивать собственные действия и принимаемые решения. Вследствие этого у него может сложиться впечатление, что он в коллективе незаменимый профессионал, что он делает всё совершенно правильно

«Ореол» Некоторые достоинства данного преподавателя завышаются, а недостатки занижаются, что вызывает эффект ореола. При общем негативном отношении к человеку картина выглядит противоположно. Данный барьер может вызывать у учащихся определённые стереотипы, касающиеся конкретного преподавателя

На основе анализа литературы [2 и др.] можно выделить следующие профессионально-педагогические барьеры (табл. 2).

Ряд авторов [3 - 5] свидетельствуют, что созрела необходимость формирования так называемой барьерной компетентности преподавателя, которая должна выполнять следующие функции: предупреждение и преодоление барьеров в учебном процессе. В зависимости от того, что лежит в основе барьеров педагоги-

Библиографический список

ческой деятельности, наблюдается широкая палитра их видов, особенностей, форм проявления и их последствий. Барьеры выполняют как негативную, так и позитивную роль, позволяют выявить препятствия, мешающие реализации имеющихся возможностей человека и выявить психологические, потенциальные интеллектуальные резервы, а так же социальные возможности, актуализация и реализация которых способствуют реализации эффективной профессиональной деятельности.

1. Шакуров РХ. Теория формирования межличностных отношений. Образование и саморазвитие. Научный журнал. Казань: Центр инновационных технологий, Казанский государственный университет, 2006; 1: 127 - 135.

2. Профессиональные педагогические барьеры. Available at: http://toppref.ru/100604898.html

3. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В.П. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.

4. Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Гунашева М.А., Зинченко А.С., Исакиева З.С., Каневская Ж.О., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулькина И.В., Якубова А.Б., Магомедханова У.Ш., Магин В.А., Мирзоев Ш.А., Мартиросян Р.М., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Раджабов И.М., Саутиева Ф.Б. и др. Современные тенденции обучения и воспитания в российской системе образования: коллективная монография. Москва, 2017.

5. Шувалова И.Н. Барьеры в педагогическом общении преподавателей и коммуникативный потенциал студентов с ограниченными возможностями. Проблемы современной науки и образования. 2016; 02 (44).

References

1. Shakurov R.H. Teoriya formirovaniya mezhlichnostnyh otnoshenij. Obrazovanie i samorazvitie. Nauchnyj zhurnal. Kazan': Centr innova-cionnyh tehnologij, Kazanskij gosudarstvennyj universitet, 2006; 1: 127 - 135.

2. Professional'nye pedagogicheskie bar'ery. Available at: http://toppref.ru/100604898.html

3. Alizhanova H.A., Atagishieva G.S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N., Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., Kopylov A.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A., Martirosyan R.M., Muradova P.R., Na-gaeva I.A., Petrova N.P., Sadovoj V.P. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: problemy iperspektivy kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.