Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / МЯСНЫЕ ПРОДУКТЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Руднев Максим Юрьевич, Руднева Оксана Николаевна, Коник Нина Владимировна

Современное состояние отечественного мясного животноводства в отличие от стран запада значительно тяжелее, поскольку оно недостаточно получает ежегодных государственных средств для своего развития. Из-за этого у 3/4 предприятий существуют трудности с получением кредитов, не обеспечивается необходимый уровень рентабельности и своевременности оплаты труда. Государственное поддержка мясного животноводства осуществляется посредством экономических методов, с защитой отечественного рынка мясной продукции от импорта, а отрасли от высокомонополизированных отраслей, изготавливающих средства производства и перерабатывая мясное сырье, при сохранении и совершенствовании функций государства как инвестора. Данная цель, достигается посредством системы экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) в основном для поддержки более рентабельных групп предприятий и эффективных вложений по регионам. В связи с этим нами предлагаются прогнозные направления и размер средств государственной поддержки мясного животноводства в Саратовской области с 2016 по 2025 годы, с расчетом их эффективности. Бюджетные ассигнования в отрасли свиноводства и мясного скотоводства за прогнозные 10 лет в регионе достигнут 5596,9 млн. руб., соответственно поступления от налогов - 7683,1 млн. руб. Окупаемость государственных вложений в данные отрасли региона составит 8,5 лет. При этом поголовье мясного скота увеличится в 2,6 раза, свиней - в 2,2 раза. Производство свинины в убойной массе вырастет на 47 тыс. т, а говядины специализированных мясных пород на 6,7 тыс. т. Количество работников в мясном животноводстве увеличится почти на 60 тыс. человек, тем самым повышая занятость сельского населения. Определяющим фактором продовольственной безопасности страны, а также импортозамещения мясных продуктов продолжает выступать уровень развития мясного животноводства. Поэтому его динамичное развитие должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики страны на длительную перспективу.The current state of domestic meat animal husbandry unlike the countries of the West is much heavier as it receives annual public funds for the development insufficiently. Because of it 3/4 enterprises have difficulties with receiving the credits, the necessary level of profitability and timeliness of compensation isn't provided. State support of meat animal husbandry is carried out by means of economic methods, with protection of the domestic market of meat production against import, and branch against the high-monopolized branches making means of production and processing meat raw materials, at preservation and improvement of functions of the state as investor. This purpose, is reached by means of system of economic levers (the prices, the credit, taxes and the budgetary subsidies) generally for support of more profitable groups of companies and effective investments on regions. In this regard we offer the expected directions and the size of means of the state support of meat animal husbandry in the Saratov region from 2016 to 2025, with calculation of their efficiency. Budgetary appropriations in branch of pig-breeding and meat cattle breeding for expected 10 years in the region will reach 5596,9 million rubles, according to receipt from taxes - 7683,1 million rubles. Payback of the state investments in these branches of the region will make 8,5 years. At this livestock of meat cattle will increase by 2,6 times, pigs - by 2,2 times. Production of pork in lethal weight will grow by 47 thousand tons, and beef of specialized meat breeds on 6,7 thousand tons. The number of workers in meat animal husbandry will increase almost by 60 thousand people, thereby increasing employment of country people. As the defining factor of food security of the country, and also import substitution of meat products the level of development of meat animal husbandry continues to act. Therefore, its dynamic development has to become one of the main priorities of social and economic policy of the country on long prospect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК: 339.13.027

Руднев М. Ю., Руднева О. Н., Коник Н. В. Rudnev M. J., Rudneva O. N., Konik N. V.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

IMPROVEMENT OF THE STATE SUPPORT OF MEAT ANIMAL HUSBANDRY ON THE EXAMPLE OF THE SARATOV REGION

Современное состояние отечественного мясного животноводства в отличие от стран запада значительно тяжелее, поскольку оно недостаточно получает ежегодных государственных средств для своего развития. Из-за этого у 3/4 предприятийсуществуют трудности с получением кредитов, не обеспечивается необходимый уровень рентабельности и своевременности оплаты труда.

Государственное поддержка мясного животноводства-осуществляется посредством экономических методов, с защитой отечественного рынкамясной продукции от импорта, аотрасли от высокомонополизированных отраслей, изготавливающих средства производства и перерабатывая мясное сырье, при сохранении и совершенствовании функций государства как инвестора.Данная цель, достигается посредством системы экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) в основном для поддержки более рентабельных групп предприятий и эффективных вложений по регионам.

В связи с этим нами предлагаютсяпрогнозные направления и размер средств государственной поддержки мясного животноводства в Саратовской области с 2016 по 2025 годы, с расчетом их эффективности.Бюджетные ассигнования в отрасли свиноводства и мясного скотоводства за прогнозные 10 лет в регионе достигнут 5596,9 млн. руб., соответственно поступления от налогов - 7683,1 млн. руб. Окупаемость государственных вложений в данные отрасли региона составит 8,5 лет. При этом поголовье мясного скота увеличится в 2,6 раза, свиней - в 2,2 раза. Производство свинины в убойной массе вырастет на 47 тыс. т, а говядины специализированных мясных пород на 6,7 тыс. т. Количество работников в мясном животноводстве увеличится почти на 60 тыс. человек, тем самым повышая занятость сельского населения.

Определяющим фактором продовольственной безопасности страны, а также импортозамещения мясных продуктов продолжает выступать уровень развития мясного животноводства. Поэтому его динамичное развитие должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики страны на длительную перспективу.

Ключевые слова: государственное регулирование; мясное животноводство; импортозамещение; мясные продукты; эффективность.

The current state of domestic meat animal husbandry unlike the countries of the West is much heavier as it receives annual public funds for the development insufficiently. Because of it 3/4 enterprises have difficulties with receiving the credits, the necessary level of profitability and timeliness of compensation isn't provided.

State support of meat animal husbandry is carried out by means of economic methods, with protection of the domestic market of meat production against import, and branch against the high-monopolized branches making means of production and processing meat raw materials, at preservation and improvement of functions of the state as investor. This purpose, is reached by means of system of economic levers (the prices, the credit, taxes and the budgetary subsidies) generally for support of more profitable groups of companies and effective investments on regions.

In this regard we offer the expected directions and the size of means of the state support of meat animal husbandry in the Saratov region from 2016 to 2025, with calculation of their efficiency. Budgetary appropriations in branch of pig-breeding and meat cattle breeding for expected 10 years in the region will reach 5596,9 million rubles, according to receipt from taxes -7683,1 million rubles. Payback of the state investments in these branches of the region will make 8,5 years. At this livestock of meat cattle will increase by 2,6 times, pigs - by 2,2 times. Production of pork in lethal weight will grow by 47 thousand tons, and beef of specialized meat breeds on 6,7 thousand tons. The number of workers in meat animal husbandry will increase almost by 60 thousand people, thereby increasing employment of country people.

As the defining factor of food security of the country, and also import substitution of meat products the level of development of meat animal husbandry continues to act. Therefore, its dynamic development has to become one of the main priorities of social and economic policy of the country on long prospect.

Key words: state regulation; meat animal husbandry; import substitution; meat products; efficiency.

Руднев Максим Юрьевич - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Организация производства и управление бизнесом в АПК» ФГБОУ ВО Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова г. Саратов Тел.: 89271150185 E-mail: rudnevmu@yandex.ru

Руднева Оксана Николаевна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Организация производства и управление бизнесом в АПК» ФГБОУ ВО Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова г. Саратов Тел: 89271515601 E-mail: rudnevmu@yandex.ru

Rudnev Maxim Jurevich - the candidate of agricultural

sciences, the senior lecturer of "The organization of

production and business management in agro-industrial

complex" of the Saratov state agrarian university named

after N.I. Vavilov. Saratov.

Tel.: 89271150185

E-mail: rudnevmu@yandex.ru

Rudneva Oksana Nikolaevna - the candidate of agricultural sciences, the senior lecturer of "The organization of production and business management in agro-industrial complex" of the Saratov state agrarian university named after N.I. Vavilov. Saratov. Tel: 89271515601 E-mail: rudnevmu@yandex.ru

Коник Нина Владимировна -доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры «Товароведение и менеджмент качества» ФГБОУ ВО Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова г. Саратов E-mail: koniknv@mail.ru Тел.: 89626222624

Konik Nina Vladimirovna - doctor of agricultural sciences, professor of "Merchandizing and quality management" оf the Saratov state agrarian university named after N.I. Vavilov. Saratov. Tel.: 89626222624 E-mail: koniknv@mail.ru

Рыночный механизм в мясопродукто-вом подкомплексе не достаточно эффективно выполняет такую функцию, как регулятор спроса и предложения, выравнивая стороны рынка и не допуская резких колебаний цен. Именно это не позволяет рынку мясной продукции самостоятельно регулироваться. Стихийное ценообразование в отечественном мясном животноводстве, негативно повлияло как на производство, так и на потребление мясных изделий, которое сократилось на треть. Поэтому теоретический принцип саморегулирования рынка не отвечает современной действительности. Требуется достаточная внешняя сила для ограничения колебаний цен в соответствующих пределах, чтобы обеспечить защиту производителя от деструктивного, свободного их колебания. [6]

Мясопродуктовый подкомплекс, развиваясь в таких условиях объективно не способен конкурировать с другими отраслями народного хозяйства и поэтому у государства должно быть иное отношение к мясному животноводству. В странах запада правительством для выравнивания социальных условий жизни городского и сельского населения обеспечивается как всему сельскому хозяйству, так и животноводству в отдельности финансовая, организационная и политическая поддержка, составляющая обязательный и безусловный элемент государственной политики. Государство способствуя росту уровней доходов сельчан стимулирует научно-технический прогресс и структурную перестройку агробизнеса, обеспечивая благоприятный режим торговли, налогообложения, осуществляет поддержку цен и минимальный уровень доходности.

В США доля государственных субсидий достигает 30 %, странах Европейского Союза - 49 %, Швеции - 59 %, Финляндии - 71 %, Японии -75 % от прибыли сельскохозяйственных организаций. Странами Западной Европы предложена и внедрена единая сельскохозяйственная политика, обеспечивающая фиксированные закупочные цены и субсидирование экспорта мясной продукции.

В экономически развитых странах безусловный и обязательный элемент государственной политики составляет широкий спектр программ поддержки мясного животноводства осуществляемых по следующим направлениям:

- программы международной торговли,спо-собствующие снятию торговых барьеров, регулированию экспортно-импортных поставок, защите отечественных произво-

дителей от импортной мясной продукции, путем введения квот, пошлин и эмбарго;

- программы маркетинга, обеспечивающие развитие сбытовых кооперативов, нацеленных на увеличение спроса на мясную продукцию;

- программы кредитные, реализуемые путем совершенствования кредитных соглашений с банками о снижении ссудного процента, или различные государственные займы, или организация кооперативного банка, финансирующего деятельность;

- программы ограничения производства мясных продуктов, обеспечивающие регулирование поголовья животных для сокращения возможного превышения предложения товаров над их спросом.

Современное состояние отечественного мясного животноводства в отличие от стран запада значительно тяжелее, поскольку оно недостаточно получает ежегодных государственных средств для своего развития. Из-за этого у 3/4 предприятий существуют трудности с получением кредитов, не обеспечивается необходимый уровень рентабельности и своевременности оплаты труда.

Государством ежегодно тратятся более 4,5 млрд. долл. на импорт мясной продукции, которая постоянно дорожает и ее приобретение обходится все дороже. Соответственно, снижаются возможности обеспечения населения доступными и качественными мясными продуктами и увеличивается продовольственная зависимость страны. [6]

По данным отечественной таможенной службы с 1 по 17 января 2016 г. объем импорта говядины, охлажденной и замороженной, составил 1 тыс. т, что выше в 2,1 раза по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, свинины - 1 тыс. т, соответственно показатель вырос на 37,1%, мяса птицы - 0,7 тыс. т, уменьшился в 5,1 раза. В стоимостном выражении импорт говядины, свинины и мяса птицы достиг 6,9 млн. долл. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года произошло снижение на 42,7 %, за счет мяса птицы. [9]

Глобальной экономической целью государства будет стремление к максимальному удовлетворению потребностей населения, обеспечивающих экономический рост, эффективность производства и социально-экономическую стабильность. Достижению этой цели способствует решение следующих задач государственного воздействия на рынок мясной продукции: стабилизация и развитие мясного животноводства;

обеспечение продовольственной безопасности страны по мясным продуктам; импортозамеще-ние данного вида продукции; соблюдение экономического паритета между животноводством и отраслями экономики; выравнивание уровней доходов сельских и городских работников; защита отечественных товаропроизводителей. [1] Необходимо основываться на возможностях производства собственных мясных продуктов.

В таблице 1 представлен анализ поголовья крупного рогатого скота и свиней по категориям хозяйств в Саратовской области.

Во всех категориях хозяйств общее поголовье крупного рогатого скота в 2014 году снизилось на 24% по сравнению с 2010 годом, при этом поголовье мясного скота увеличилось на 72%. Поголовье свиней за данный период уменьшилось на 35%, за счет хозяйств населения (почти в 2 раза) и фермерских хозяйств (в 3,7 раза). При этом в сельскохозяйственных организациях поголовье свиней выросло в 2,1 раза. Это свидетельствует о том, что в хозяйствах населения в настоящее время становится не выгодным выращивание свиней и крупного рогатого скота. Следовательно, средние и крупные сельскохозяйственные предприятия нуждаются в государственной поддержке. [10]

Государственное поддержка мясного животноводства осуществляется посредством экономических методов, с защитой отечественного рынка мясной продукции от импорта, а отрасли от высокомонополизированных отраслей, изготавливающих средства производства и перерабатывая мясное сырье, при сохранении и совершенствовании функций государства как инвестора. На современном этапе развития экономики страны остается актуальным регулирующее значение государства, пока не создан

эффективный механизм экономического регулирования. [8]

Вместе с этим необходимо отметить специфические особенности животноводства, такие как: замедленный оборот капитала, высокий производственный риск, обусловленный стихийными воздействиями природы, инфекционными заболеваниями скота, повышенными затратами на корма в стойловый период. [4]

Важно направить экономический механизм с комплексом мер поддерживающих животноводческие предприятия на стимулирование более производительных вложений и рентабельного производства. [2] Данная цель, достигается посредством системы экономических рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные субсидии) в основном для поддержки более рентабельных групп предприятий и эффективных вложений по регионам. В системе агропромышленного регулирования мясного животноводства, актуально применение интервенционных товарных закупок и залога мясной продукции. В области ценовой политики функционируют принципы свободного ценообразования в сочетании с государственным регулированием цен, установлением гарантированного уровня на закупки по госзаказу, формирование цен в соответствии со спросом и предложением при серьезном ограничении тенденций к их монополизации.

В сфере налоговой политики необходим отказ от дублирования налоговых изъятий. Стратегическим направлением данной политики будет постепенный переход к одноканальной системе налогообложения. [3]

В кредитно-финансовой политике важно строго целевое использование кредитов с пониженной для предприятий мясного животноводства процентной ставкой.

Таблица 1 - Поголовье скота по категориям хозяйств в Саратовской области

Наименование скота 2010 2011 2012 2013 2014

Хозяйства всех категорий

Крупный рогатый скот всего 547,3 549,2 456.2 435.3 416.0

из них мясной скот 37,6 42,6 49,1 55,8 64,7

коровы молочные 248,2 252,8 213.6 200.8 189.6

мясные коровы 18,5 21,3 24,9 26,7 29,1

Свиньи 428,5 344,3 274.0 288.2 279.4

Сельскохозяйственные организации

Крупный рогатый скот 104,0 100,5 96.6 91.8 85.4

в том числе коровы 41,8 42,9 40.8 38.1 34.4

Свиньи 42,3 31,3 54.4 87.9 90.7

Хозяйства населения

Крупный рогатый скот 386,2 384,8 298.9 282.6 268.7

в том числе коровы 179,7 177,1 141.5 132.2 123.8

Свиньи 328,4 279,1 200.2 185.3 173.3

Крестьянские (фермерские) хозяйства

Крупный рогатый скот 57,1 63,9 60.7 60.9 61.9

в том числе коровы 26,7 32,8 31.3 30.5 31.4

Свиньи 57,8 33,9 19.4 15.0 15.4

В области прямого финансирования предприятий мясного животноводства предлагается выделение средств не только племенным заводам и фермам на голову скота, но и товарным хозяйствам на племенное маточное поголовье.

Необходимо также выделение субсидий предприятиям мясного животноводства на покупку племенных животных из расчета 30-40 руб. на 1 кг живой массы, при условии приобретения у племенных хозяйств своего региона. Данная мера будет способствовать поддержке не только товарных хозяйств, но и племенных, а также увеличит поголовье мясных животных и объем реализуемого на рынок мяса, а соответственно обеспечит сырьем мясоперерабатывающие предприятия, сократив импорт мясной продукции.

В связи с недостаточным количеством племенных заводов и хозяйств по мясному животноводству, племенные матки закупаются за границей, поэтому предложенные мероприятия будут востребованы [11, 12, 13].

На основании программы развития мясного животноводства Саратовской области до 2020 года в таблице 2 представлены прогнозные на-

правления и размер средств государственной поддержки с 2016 по 2025 годы, с расчетом их эффективности. [7]

Из таблицы 2 видно, что бюджетные ассигнования в отраслях свиноводство и мясное скотоводство за прогнозные 10 лет в регионе достигнут 5596,9 млн. руб., соответственно поступления от налогов - 7683,1 млн. руб. Окупаемость государственных вложений в данные отрасли региона составит 8,5 лет. При этом поголовье мясного скота увеличится в 2,6 раза, свиней - в 2,2 раза. Производство свинины в убойной массе вырастет на 47 тыс. т, а говядины специализированных мясных пород на 6,7 тыс. т. Количество работников в мясном животноводстве увеличится почти на 60 тыс. человек, тем самым повышая занятость сельского населения.

В целом государство в результате данных мероприятий обеспечит следующее:

- увеличение поголовья мясного скота и свиней в средних и крупных сельскохозяйственных предприятиях;

- устойчивое развитие и функционирование мясного животноводства;

Таблица 2 - Прогноз оценки эффективности государственной поддержки отраслей свиноводства и мясного скотоводства в Саратовской области, млн. руб.

№ п/п Показатели Прогноз, годы Итого

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025

Притоки

1 Поступления от налогов всего, в том числе: 46,7 112,2 203,1 304,1 450,4 635,1 901,4 1252,7 1666,6 2110,8 7683,1

НДС 36,6 88,2 160,4 240,2 354 498,7 706,5 980 1302,5 1649 6016,1

Налог на доходы физических лиц 2,04 5,2 9,5 14,4 22,4 32,4 47,2 67,1 90,7 116 406,94

Налог на имущество организаций 1,5 2,8 4,2 5,7 7,1 8,4 9,8 11,2 12,5 13,7 76,9

Единый сельскохозяйственный налог 1,2 2,9 5,3 8 11,8 16,6 23,5 32,7 43,4 55 200,4

Налог в социальный фонд 4,8 12,1 22,3 33,7 52,5 75,9 110,7 157,5 212,8 272 954,3

Прочие налоги и сборы 0,6 1 1,4 2,1 2,6 3,1 3,7 4,2 4,7 5,1 28,5

Оттоки

2 Бюджетные ассигнования и др. виды целевого финансирования 664,1 614,2 538,6 530,8 536,1 538,9 541,7 544,5 545,9 542,1 5596,9

в том числе:

возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам 372,4 309 218 183 175 162 147 129 105 82 1882,4

субсидии на компенсацию части затрат на закупку племенного маточного поголовья крс мясных пород 67,6 70,2 72,8 74,5 75,8 77,8 79,4 81 83,2 85,7 768

субсидии на компенсацию части затрат на содержание маточного поголовья в племенных хозяйствах 119,4 127,8 138,2 161,2 170,8 181,6 194,5 209,3 225,2 230,8 1758,8

субсидии на компенсацию части затрат на содержание маточного поголовья крупного рогатого скота и свиней в товарных хозяйствах 104,7 107,2 109,6 112,1 114,5 117,5 120,8 125,2 132,5 143,6 1187,7

3 Денежные потоки -617,36 -502 -335,5 -226,7 -85,7 96,2 359,7 708,2 1120,7 1568,7 2086,2

4 Сальдо накопленного потока -617,36 -1119,4 -1454,9 -1681,6 -1767,3 -1671,1 -1311,4 -603,2 517,5 2086,2 -

снабжение предприятий переработки доступным и качественным сырьем; эффективное выполнение программы им-портозамещения и обеспеченность мясом регион;

рост реальных доходов животноводческих предприятий по производству свинины и говядины;

снабжение населения высококачественными, экологически чистыми мясными продуктами;

- повышение трудовой занятости населения. [5]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определяющим фактором продовольственной безопасности страны, а также импортозамещения мясных продуктов продолжает выступать уровень развития мясного животноводства. Поэтому его динамичное развитие должно стать одним из основных приоритетов социально-экономической политики страны на длительную перспективу.

Литература

1. Аграрная экономика / под ред. И. Н. Малыша. СПб. : Изд-во «Лань», 2002. 688 с.

2. Гавриков М. С. Руднев М. Ю. Роль бизнес-проектирования в повышении экономической эффективности ООО «Александров-скре» // Аграрный научный журнал. 2009. №12. С. 76-78.

3. Гордеев А. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства // Экономист. 1998. № 6. С. 9093.

4. Зельднер А. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики // Вопросы экономики. 1997. № 6. С. 83-90.

5. Казыбаев А. К. Агропродовольственный рынок: сущностные аспекты и основные функции // Агропродовольственная политика. 2015. № 2. С. 23-29.

6. Милосердов В. В. Мероприятия и механизмы по обеспечению продовольственной независимости // Агропродовольствен-ная политика России. 2014. № 3. С. 2-9.

7. Развитие мясного животноводства в Саратовской области на 2012-1015 годы и на период до 2020 года : областная отраслевая целевая программа / А. В. Наянов [и др.]. Саратов, 2011. С. 48.

8. Руднев М. Ю., Руднева О. Н. Повышение конкурентоспособности отрасли мясного животноводства за счет внедрения модульных цехов по первичной переработке скота в регионе // Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции / под ред. И. Л. Воротникова. 2014. С. 396-400. (Не указано место издания)

9. Федеральная служба государственной статистики. Производство и импорт скота и птицы [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/enterprise/ economy/ (дата обращения: 05.02.2016).

10. Федеральная служба государственной статистики по Саратовской области. Поголовье скота по категориям хозяйств [Электронный ресурс]. URL: http://srtv. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/srtv/

References

1. Agrarian economy. Under the editorship of I.N. Malysh. SPb: Lan publishing house, 2002. 688 pages.

2. Gavrikov M.S., Rudnev M.J. Rol of business design in increase of economic efficiency of JSC Aleksandrovskoye // the Agrarian scientific magazine. 2009. № 12. Page 7678.

3. Gordeev A. Economic mechanisms of regulation of agro-industrial production.// Economist. 1998. № 6. Page 90-93.

4. Zeldner A. state regulation of agro-industrial sector of economy. // Economy questions. 1997. № 6. Page 83-90.

5. Kazybayev A.K. Agrofood market: intrinsic aspects and main functions // Agrofood policy. 2015. № 2. Page 23-29.

6. Miloserdov V. V. Actions and mechanisms for ensuring food independence // Agrofood policy of Russia. 2014. № 3. Page 2-9.

7. Nayanov A.V., etc. Development of meat animal husbandry in the Saratov region for 2012-1015 and for the period till 2020: regional industry target program. Saratov, 2011. Page 48.

8. Rudnev M. J, Rudneva O. N. Increase of competitiveness of branch of meat animal husbandry due to introduction of modular shops on primary processing of cattle in the region//In the collection: Agrarian science in the XXI century: problems and prospects. Materials VIII of the All-Russian scientific and practical conference. Under I.L. Vorotnikov's edition. 2014. Page 396400.

9. Federal State Statistics Service. Production and import of cattle and bird. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks. ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/economy/ (date of the address: 05.02.2016).

10. Federal State Statistics Service in the Saratov region. A cattle livestock on categories of farms. [Electronic resource]. - Access mode: http://srtv.gks.ru/ wps/ wcm/connect/rosstat_ts/srtv/ru/statistics/ enterprises/agriculture/f63db080436 d8170823fc374665da2b8(date of the address: 05.02.2016).

ги^айэйсв/ enterprises/agriculture/f63db 080436с18170823^374665с1а2Ь8 (дата обращения: 05.02.2016).

11. Коник Н. В. Эффективность использования племенной репродукции Ставропольского края и перспективы мясного направления в мериносовом овцеводстве Поволжья // Аграрный научный журнал. 2007. № 3. С. 9-11.

12. Скорых Л. Н., Абонеев Д. В. Эффективность промышленного скрещивания северокавказских овец при разных сроках отъема молодняка с использованием морфометрических показателей плацент // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2009. № 5. С. 70.

13. Скорых Л. Н. Методы и приемы рационального использования генетического потенциала баранов-производителей отечественной и импортной селекции в товарном овцеводстве : автореф. дис.... д-ра биол. наук : 06.02.07 / Ставропольский научно-исследовательский институт животноводства и кормопроизводства. Ставрополь, 2013.

11. Konik, N. V. Effektivnost of use of a breeding reproduction of Stavropol Krai and prospect of the meat direction in merino sheep breeding of the Volga region / N. V. Konik // the Agrarian scientific magazine. - 2007 -№. 3. - Page 9-11.

12. Skorih L.N. Aboneev D.V. The efficiency of industrial cross North Caucasian sheep at different stages of weaning calves using morphometric parameters placentas // Proceedings of Timiryazev Agricultural Academy. 2009. №5. S. 70.

13 Skorih L.N. Methods and techniques for sustainable use of the genetic potential of sheep producers of domestic and imported product selection in sheep: abstract dis.... Doctors of medical sciences: 06.02.07 / Stavropol Research Institute of Livestock and fodder production. Stavropol, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.