УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10194 © И.А. Калиниченко, О.В. Зиборов, К.В. Ярмак, 2019
Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Игорь Александрович Калиниченко,
начальник, кандидат педагогических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Олег Валентинович Зиборов, первый заместитель начальника, доктор юридических наук, доцент
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12);
Кирилл Владимирович Ярмак, начальник управления учебно-методической работы, кандидат юридических наук, доцент Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены перспективные направления развития электронной информационно-образовательной среды образовательной организации высшего образования. В основе развития электронного образовательного пространства университета должны лежать потребности обучающихся в современном информационном контенте с одновременным обеспечением выполнения требований федеральных образовательных стандартов высшего образования.
Ключевые слова: электронная информационно-образовательная среда, образовательные ресурсы, обучающийся, коммуникация, высшее образование.
IMPROVEMENT OF ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT'
Igor' A. Kalinichenko,
Chief, Candidate of Pedagogical sciences
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Oleg V. Ziborov, first deputy chief, Doctor of Law, Associate Professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Kirill V. Yarmak,
head of educational and methodical work, Candidate of Law, Associate Professor Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Discusses the promising areas of development of the electronic information-educational environyment of the educational organization of higher education. The basis of the development of electronic educational space of the university should be based on the students's needs in modern information content while ensuring compliance with the requirements of federal educational standards of higher education.
Keywords: electronic information-educational environment, educational resources, student, communication, higher education.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Калиниченко И.А., Зиборов О.В., Ярмак К.В. Совершенствование электронной информационно-образовательной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):362-6.
Данная статья открывает серию работ, посвя- но-материальной базы, представляется целесоо-
щенных актуальным вопросам совершенствования бразным сформировать цикл публикаций, которые
учебно-воспитательного процесса в Московском с одной стороны, являются подведением определен-
университете МВД России имени В.Я. Кикотя. По- ных промежуточных итогов такой деятельности, с
скольку развитие Университета осуществляется на другой стороны, могут рассматриваться как мето-
плановой основе, с разработкой концептуальных дические рекомендации и положительный опыт для
положений совершенствования как самого образо- иных заинтересованных субъектов образовательной
вательного процесса, так и в целом развития учеб- деятельности.
Далеко не случайно именно первая статья данной серии посвящена вопросам совершенствования электронно-образовательной среды вуза. На наш взгляд, информационная среда образовательного процесса в современных условиях представляет собой своеобразный базис, основу, на которую надстроены целая совокупность методических, научных, воспитательных и иных составляющих, что в целом и составляет содержание деятельности современной образовательной организации.
Доступность высокоскоростного Интернета, развитие служб социальных сетей и социальные сервисы Web 2.0 привели к возникновению новой формы жизни, новому мышлению и новым навыкам. В настоящее время от специалистов требуется умение самостоятельного обучения и саморазвития, сотрудничества, вовлеченности и участия. Эти новые навыки необходимо прививать курсантам и слушателям. Одной из важнейших задач образования сегодня становится эффективное использование образовательных технологий, поддерживающих новые навыки [1].
Доля молодых россиян (16—29 лет), пользующихся Интернетом, по данным исследовательской компании GfK, составляет 97% [2]. При этом группа молодых россиян относится к самой активной — суточной интернет-аудитории, и именно эта группа представляет современное студенчество. Современные студенты всегда в режиме онлайн, ежедневно заходят в социальные сети через мобильные устройства, переключают свое внимание уже через 15—20 минут и поэтому ориентированы на получение учебной информации, доставляемой им непосредственно на компьютер, смартфон или планшет.
Информационное общество создает новые секторы активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным институтам. Глобальная тенденция «информатизации жизни» и образования отмечена во всех ключевых документах социально-экономического развития России [3]. Системные проблемы образования во многом вызваны его отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий [4].
Политика Университета в области построения информационно-образовательного пространства направлена на повышение качества образовательной и научной деятельности, создание условий для профессионального развития сотрудников и обучающихся.
Совершенствование электронной информационно-образовательной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя предусматривает переход на новые форматы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии, создание электронного образовательного портала университета, позволяющего интегрировать электронные образовательные ресурсы и современные информационные сервисы.
Электронная информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность электронных информационных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательной программы в полном объеме, независимо от места нахождения обучающихся [5].
Информационно-образовательная среда Университета должна обеспечивать полноценную и качественную подготовку выпускников, соответствующих требованиям МВД РФ и обладающих всеми необходимыми профессиональными компетенциями.
Развитие электронной информационно-образовательной среды Университета в полной мере отвечает требованиям основополагающих нормативных документов и федеральных проектов:
• Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
• Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212);
• Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011— 2020 гг.)» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 313);
• Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р);
• Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации;
• Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования;
• Профессиональных стандартов. Концепция развития электронной информационно-образовательной среды, разработанная автор-
ским коллективом и одобренная на заседании Ученого совета Университета включает:
• специализированную инфраструктуру, состоящую из совокупности программно-аппаратных средств обеспечения взаимодействия участников образовательного процесса и средств обеспечения ее отказоустойчивости и информационной безопасности.
• сервисы обеспечения и сопровождения учебного процесса, в том числе сервисы обеспечения задач управления учебным процессом. Разработка указанной выше Концепции предполагала формирование не только ряда структурных и содержательных компонентов электронной информационно-образовательной среды, но и разработка соответствующего категориального аппарата. Так, под пользователями электронной информационно-образовательной среды предлагается понимать обучающихся всех форм обучения по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам, на всех уровнях образования в Университете; научно-педагогических работников; административно-управленческих, учебно-вспомогательных и прочих сотрудников и работников Университета.
Деятельность Университета в сфере информатизации направлена на создание условий и возможностей для коммуникации сотрудников и обучающихся, обеспечение доступа к информации и современным информационным технологиям в рамках информационно-технологической платформы Университета. Информационная среда вуза должна создавать возможности для «прозрачного» и быстрого предоставления необходимых данных — как для внутренних, так и для внешних целевых аудиторий. Модернизация информационно-образовательной среды Университета потребовала и внедрения единого подхода к проектированию, разработке, функционированию, совершенствованию информационных и образовательных ресурсов, соответствующих технологических систем.
В целом, совершенствование электронной информационно-образовательной среды Университета реализуется в трех основных направлениях:
• развитие ресурсно-технологического потенциала;
• обеспечение эффективной коммуникации;
• повышение качества университетской среды. Работа по совершенствованию информационного пространства сопровождается выявлением
целого спектра новых задач и проблем, требующих решения. Указанные векторы развития электронной информационно-образовательной среды позволяют определить перспективные направления, которые должны стать задачами дальнейшего стратегического развития, на анализе которых мы остановимся ниже.
Развитие ресурсно-технологического потенциала университета
Условием повышения качества образовательного процесса и применения новых педагогических технологий является обеспечение доступности современного 1Т оборудования для обучения и работы обучающихся.
На сегодняшний день Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя обладает достаточной материально-технической базой для ведения образовательной деятельности. Общее количество персональных компьютеров превышает 2 800 единиц (за 2018 было закуплено более 1 000 современных автоматизированных рабочих мест). Используется более 100 мультимедийных аудиторий, лабораторий и компьютерных классов, в числе которых введен в эксплуатацию миграционный полигон, имеющий доступ к сервисам ИСОД МВД России, создан и введен в эксплуатацию класс дистанционного обучения с использованием сервисов ИСОД МВД России, Центр современных образовательных технологий, ведется работа по созданию центра ситуационного обучения.
Все площадки и филиалы Университета объединены в единую сеть, что позволяет предоставить доступ ко всем информационным ресурсам Университета, а также использовать единую систему авторизации для разделения доступа.
Впервые за много лет удалось решить проблему, связанную с устареванием компьютерного парка и нехваткой современных устройств и программного обеспечения для образовательной и научной деятельности, невысокой эффективностью использования имеющихся ресурсов.
Одной из проблем полноценного использования автоматизированных сервисов электронной информационно-образовательной среды является действующая система нумерации учебных групп, которая должна обеспечивать уникальный номер учебного подразделения, не изменяющийся из года в год.
Обеспечение эффективной коммуникации Условием развития профессиональных и нравственных компетенций сотрудников и обучающихся является возможность эффективной образовательной и научной коммуникации. В настоящее время в Университете для обучающихся неудобством является отсутствие возможности получения постоянного адреса электронной почты в домене мосу.мвд. рф или mosumvd.com и отсутствие персонализированного пространства для хранения данных.
Не в полной мере использованы имеющиеся ресурсы системы информирования обучающихся и сотрудников — информационные стойки и панели, размещенные в корпусах Университета. В Университете при его сложнейшем архитектурном построении в принципе отсутствует какая-либо система навигации.
В курсантской среде возникали предложения по совершенствованию системы информирования обучающихся и сотрудников — создание интернет-радио Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.
Повышение качества университетской среды Университет обладает большим опытом в использовании технологических платформ, повышающих качество информационно-образовательной среды.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования электронная информационно-образовательная среда Университета обеспечивает доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, а также формирование электронного портфолио обучающегося.
В случае реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий электронная среда дополнительно обеспечивает:
• фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения образовательной программы;
• проведение учебных занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
• синхронное и (или) асинхронное взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе посредством сети «Интернет».
На сегодняшний день информационные ресурсы Университета представлены следующими структурными элементами:
1. Официальный сайт Университета (www. мосу.мвд.рф), включая его специализированные разделы и сервисы на русском и английском языках для обучающихся, абитуриентов, сотрудников и других категорий пользователей, позволяет выполнить требования федерального законодательства об обеспечении открытости образовательной организации.
2. Образовательный портал университета (http://mosu.portal/) представляет собой комплекс распределенных программных и аппаратных средств, предназначенных для накопления, систематизации, хранения и использования электронных учебно-методических ресурсов, позволяющий обеспечить качественную информационную поддержку образовательного процесса и служебной деятельности сотрудников Университета. На портале функционирует система электронного документооборота — своеобразная корпоративная электронная почта Университета, содержащая в себе сервисы «Живой ленты» и «Центра сообщений», доступные авторизованным пользователям и предназначенные для обмена сообщениями.
3. Электронный комплекс учебно-методических обеспечивает в соответствии с образовательной программой организацию самостоятельной работы обучающихся, включая обучение и контроль знаний.
4. Портфолио обучающегося — комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений обучающегося за весь период его обучения в Университете.
5. Электронная библиотека — информационная система, предназначенная для организации и хранения упорядоченного фонда электронных объектов, и обеспечения доступа к ним с помощью единых средств навигации и поиска.
6. Система дистанционного обучения и электронной поддержки учебных курсов на базе программного обеспечения «Stellus» и «Moodle» предназначена для накопления, систематизации, хранения и использования электронных образовательных ресурсов.
7. Сервис «Антиплагиат.ВУЗ» (^^^мосу. ап.мвд.рф) используется для обнаружения текстовых заимствований в учебных и научных работах.
8. Единая система информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД РФ (ИСОД МВД России) (https://it.mvd.ru/), состоящая из совокупности прикладных сервисов обеспечения повседневной и оперативно-служебной деятельности и подсистем, обеспечивающих функционирование прикладных сервисов ИСОД МВД России, и предназначена для повышения уровня информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России.
9. Система «Автор-Вуз» (http://av.portal/) — представляет собой комплекс программных средств, объединяющий в себе следующие различные направления учебного процесса
10. Интернет-газета «Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя» (www.mosumvd. com) является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-61402 от 10 апреля 2015 г.)
11. Правовые и информационно-справочные системы.
12. Иные компоненты, необходимые для организации учебного процесса и взаимодействия элементов ЭИОС.
Расширением электронной информационно-образовательной среды может быть использование комплекса «облачных» ресурсов, представляющих образовательные и справочные ресурсы, а также электронно-библиотечные ресурсы Интернета.
Большая часть сервисов и электронных источников информации в университете, указанных выше, не имеет альтернативного интерфейса для работы с мобильными устройствами.
Подводя итог данной работе отметим, что постоянное взаимодействие преподавателя с обучающимися должно обеспечиваться особыми приемами построения учебно-методического обеспечения дисциплины, формами контроля и методами коммуникаций. Учебно-методический материал каждой дисциплины образовательной программы современного вуза должен быть структурирован по модулям, при этом модуль курса не должен превышать объем, который можно изучить за один день. Тем самым будут обеспечены привычные для курсантов и слушателей нового поколения условия работы с образовательным контентом.
В дальнейшей перспективе можно говорить даже о постепенном отказе от бумажного варианта учебно-методических материалов на кафедре в части, где это целесообразно.
Коммуникации могут быть реализованы в виде форума (асинхронное взаимодействие), чата или ве-бинара (синхронное взаимодействие).
В Университете необходим центр поддержки преподавателей, который бы осуществлял консультации по применению электронного обучения в учебном процессе, помощь в создании электронных учебно-методических материалов.
Кроме того, необходима проработка вопроса об организации постоянно действующей системы повышения квалификации преподавателей в сфере использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.
Таким образом, планомерная работа по преобразованию информационно-образовательной среды Московского университета МВД России имени В.Я. Ки-котя в рамках вышеперечисленных направлений будет способствовать применению и распространению новых современных технологий и моделей обучения, обеспечению доступности информационных систем и ресурсов, что является одним из условий профессионального и нравственного развития обучающихся.
Литература
1. Ахметова С.Г. Развитие электронной образовательной среды университета // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2016. № 3.
2. Исследование GfK: за 2015 год интернет-аудитория в России увеличилась еще на 4 млн человек [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.com/ru (дата обращения: 04.04.2019).
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 07.02.2008 № Пр-212.
4. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития российской федерации // Педагогика. 2018. № 4.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. «Об образовании в Российской Федерации».