Научная статья на тему 'Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против'

Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
904
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / образовательный процесс / новые возможности / инновационная технология / учебный материал / обучаемый. / distance learning / educational process / new opportunities / innovative technology / educational material / learner.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елена Борисовна Кужевская, Екатерина Ивановна Смык

Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. Дистанционное обучение в высших учебных заведениях становится одним из составляющих звеньев непрерывного образовательного процесса. Учебные заведения «подхватив» это модное направление, начали активно внедрять его в процесс обучения. Предпринята попытка обосновать насколько целесообразно и эффективно такое обучение в процессе подготовки квалифицированных специалистов. Приводятся преимущества и недостатки реализации в образовательной системе дистанционных технологий. Делается вывод, приводятся некоторые рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Елена Борисовна Кужевская, Екатерина Ивановна Смык

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS: PLUSES AND MINUSES

More recently, distance learning could have been heard as an innovative form of the educational process, but today the use of distance learning technologies in education is not surprising. Distance learning in higher education institutions is becoming one of the components of the continuous educational process. Following this «fashionable» direction, educational institutions began to implement actively it in the learning process. The authors of this scientific article attempt to justify how appropriate and effective such training in the process of training of qualified specialists is. The advantages and disadvantages of the implementation of distance learning technologies in the educational system are given. At the end of the article the conclusion is made and some recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10197 © Е.Б. Кужевская, Е.И. Смык, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ:

ЗА И ПРОТИВ

Елена Борисовна Кужевская,

доцент кафедры иностранных языков, кандидат философских наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: kougevskaya@gmail.com;

Екатерина Ивановна Смык, преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условия УНК СП Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: ekaterina.smyk.91@mail.ru

Аннотация. Еще совсем недавно о дистанционном обучении можно было услышать как об инновационной форме образовательного процесса, но уже сегодня применение в сфере образования дистанционных технологий обучения ни у кого не вызывает удивления. Дистанционное обучение в высших учебных заведениях становится одним из составляющих звеньев непрерывного образовательного процесса. Учебные заведения «подхватив» это модное направление, начали активно внедрять его в процесс обучения. Предпринята попытка обосновать насколько целесообразно и эффективно такое обучение в процессе подготовки квалифицированных специалистов. Приводятся преимущества и недостатки реализации в образовательной системе дистанционных технологий. Делается вывод, приводятся некоторые рекомендации.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, новые возможности, инновационная технология, учебный материал, обучаемый.

APPLICATION OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS: PLUSES AND MINUSES

Elena B. Kuzhevskaya,

Associate Professor of the Department of Foreign Languages,

Candidate of Philosophy

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Ekaterina I. Smyk,

Teacher of the Department of Law Enforcement Activities in Special Conditions of Educational and Scientific Complex of Special Training Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. More recently, distance learning could have been heard as an innovative form of the educational process, but today the use of distance learning technologies in education is not surprising. Distance learning in higher education institutions is becoming one of the components of the continuous educational process. Following this «fashionable» direction, educational institutions began to implement actively it in the learning process. The authors of this scientific article attempt to justify how appropriate and effective such training in the process of training of qualified specialists is. The advantages and disadvantages of the implementation of distance learning technologies in the educational system are given. At the end of the article the conclusion is made and some recommendations are given.

Keywords: distance learning, educational process, new opportunities, innovative technology, educational material, learner.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Кужевская Е.Б., Смык Е.И. Применение дистанционных технологий обучения в современном образовательном процессе: за и против. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):376-8.

Введение. Характерной чертой современного пользование различного рода информационных образовательного процесса является широкое ис- технологий. Профессиональное обучение давно

уже не может рассматриваться без использования Интернет-пространства и применения персонального компьютера.

Образование сегодня, его качество зависит от реализации и внедрения в образовательный процесс инновационных технологий обучения, которые и позволяют перевести процесс образования на качественно новый уровень. Соответственно меняется роль обучаемого — он становится активным участником образовательного процесса.

Одной из таких инновационных технологий выступает дистанционное обучение, которое в настоящее время является современной, перспективной формой обучения, позволяющей максимально полно повысить качество образовательного процесса, сделать его более доступным и удобным для большинства категорий населения. Однако может возникнуть главный на наш взгляд вопрос, относящийся к качеству подготовки специалистов, обучающихся посредством дистанционного обучения.

Цель настоящей научной статьи заключается в попытке обозначить плюсы и минусы применения дистанционных технологий обучения в образовательном процессе.

Результаты исследования. Некоторые авторы отмечают, что использование дистанционной формы обучения является доступной, удобной и гибкой формой преподавания, что предоставляет большие возможности обучаемому, например:

• самому устанавливать нормы учебного времени, т.е. обучаться сколько угодно времени и где угодно, а также темпы изучаемого материала;

• выбирать удобное и комфортное для себя время обучения;

• самому обучаемому составлять свой индивидуальный график обучения;

• возможность связаться с преподавателем в любое удобное время и оперативно получить ответ на интересующий вопрос [4, с. 38—40]. Другие авторы приводят следующие аргументы

в пользу положительного использования дистанционного обучения в образовательном процессе. К ним они относят следующее:

• возможность получения образования по месту жительства;

• экономия времени и материальных затрат, требуемых для получения образования;

• доступность для всех категорий граждан (особенно маломобильных, которые в силу своих физических ограничений не могут в полной мере участвовать в образовательном процессе) [1, с. 90—92; 5, с. 98—101].

Кроме перечисленных выше преимуществ дистанционного обучения, Зайцева С.Е. приводит следующую точку зрения относительно необходимости использования в образовательном процессе дистанционной формы обучения, поскольку это позволяет легко выбирать несколько курсов из разных университетов, и даже из разных стран. У обучаемого возникает возможность учиться одновременно в разных местах, сравнивая курсы между собой [3, с. 104—113].

Все это так и с этим сложно не согласиться, однако следует указать и на те недостатки, которые возникают (могут возникнуть) при реализации дистанционной технологии обучения. Так, к ним можно отнести следующие:

• дистанционное обучение решает узкие задачи, поскольку реализуется на отдельных факультетах подготовки кадров, в рамках дистанционной технологии созданы всего лишь отдельные тестовые оболочки и электронные курсы;

• для разработки и внедрения в процесс обучения программ, направленных на повышение качества образования требует больших квалифицированных трудозатрат;

• неспособность и невозможность подготовки кадров во всех областях научного знания, например, юриспруденции. Невозможно качественно подготовить специалиста-криминалиста без работы на полигоне при отработке навыков осмотра места происшествия [7, с. 74—76], обнаружения, изъятия и фиксации следов преступления; следователя (дознавателя) — без отработки в процессе деловой игры навыков ведения допроса лица и т.д. Конечно, все это можно неоднократно прочесть в учебнике и получить теоретические знания относительно того, как следует осматривать место происшествия, на что следует обращать внимание при выявлении, изъятии и фиксации следов преступления, ознакомиться с алгоритмом ведения допроса различных категорий участников уголовного судопроизводства и заучить все это. Но следует один раз отрабо-

№ 3 / 2019

Вестник экономической безопасности

377

тать полученные теоретические знания на практике на специально оборудованных полигонах и запомнить это на всю жизнь. Обучение специалиста-криминалиста или, например будущего следователя (дознавателя) практическим навыкам требует очного контакта с преподавателем. Воспитать квалифицированного специалиста в области юриспруденции с помощью виртуального обучения нельзя, поскольку важную роль в процессе подготовки такого специалиста занимает индивидуальная работа преподавателя с каждым обучающимся;

• невозможность полноценного контроля за качеством получаемых знаний, поскольку большую часть учебного материала обучаемый изучает самостоятельно;

• занижается роль преподавателя. Применение интерактивных (дистанционных) форм обучения направлено на выработку доминирующей активности обучаемого в образовательном процессе, позиция преподавателя сводится лишь к тому, чтобы организовать и определить направление учебного процесса. В этой связи изменяется и способ передачи преподавателем обучаемому знаний: преподаватель организует собирание, обработку и систематизацию необходимой для обучения информации, а не передает ее в готовом виде.

Заключение. Подводя итог вышесказанному, отметим, что внедрение в образовательный процесс дистанционной формы обучения, несомненно, открывает широкие возможности обучаемому, ставит процесс образования на качественно новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, однако, для устранения имеющихся недостатков следовало бы ввести в образовательный процесс с применение дистанционных форм обучения — очную сдачу экзаменов и зачетов, что позволит избежать «легкого получения диплома», в таком случае, обучаемый будет качественно готовиться к сдаче зачетов и экзаменов [6, с. 156—163]. Кроме того,

необходимо тщательно отслеживать содержание процесса обучения, в котором применяются дистанционные технологии, обобщать полученные при этом результаты и стараться на основе полученных результатов устранять те недостатки и неточности, которые возникают при реализации дистанционной формы обучения.

Литература

1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Сохач А.Я., Щетинин Е.В. Дистанционное обучение как современная форма обучения медицинских кадров // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2012. № 2.

2. Емелькина И.В. Интерактивные методы в обучении современного юриста, их результативность и связь с развитием практической направленности в образовательном процессе // Мир науки и образования. 2015. № 2 (2).

3. Зайцева С.Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. Научный аспект. 2013. Т. 1. № 2.

4. Зинченко Е.Д., Широкова С.В. Дистанционное обучение как современная и перспективная форма обучения // В сборнике: Неделя науки СПбПУ материалы научной конференции с международным участием. 2016.

5. Кужевская Е.Б. Online экзамен. Плюсы и минусы // В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х ч. Научный редактор В.И. Казаренков. 2018.

6. Морозов Г.Б., Осинцева А.А. О проблемах формирования реальных профессиональных компетенций студентов, обучающихся дистанционно // Педагогическое образование в России. 2017. № 6.

7. Смык Е.И. Роль специалиста-криминалиста в выявлении следов преступного неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2016. № 5 (28).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.