Научная статья на тему 'Преимущества использования сетевых систем дистанционного обучения'

Преимущества использования сетевых систем дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
746
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СЕТЕВЫЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Правдина О.А., Рассказова А.А.

Применение технологий дистанционного обучения в образовательном процессе является одним из условий успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и программ переподготовки и повышения квалификации. Поскольку при обучении значительная часть времени отводится на самостоятельную работу, то данный факт определяет необходимость поиска и создания действенных средств обучения. В статье рассмотрены модели дистанционного обучения и показано, что сетевые системы дистанционного обучения являются одним из эффективных способов организации процесса обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Правдина О.А., Рассказова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преимущества использования сетевых систем дистанционного обучения»

20. Смирнова Н.З., Горленко Н.М., Галкина Е.А., Зорков И.А., Азарова Л.В., Вагина Т.Б., Ярмонова Н.В., Тетерина С.А., Пономарева Е.А., Мартирова М.Б., Солоненко Л.Н., Андреева З.К., Базина А.Н., Валенко Е.Б., Глушкова М.Г., Шафрыгина О.В., Рыбакина В.Д., Кокова Н.А., Данилова Т.С., Елизарова М.В. и др. Учебные занятия в условиях реализации ФГОС. - Красноярск, 2015. - 190 с.

21. Соловьева Н.Н. Педагогическая система формирования языковой культуры специалиста в условиях непрерывного образования. - Москва, 2009. - 303 с.

22. Ханипова Э.Р., Дубовик В.А., Надежкина Е.В., Хуснетдинова Т.И., Зубкова В.М., Пугачева Т.Г., Аврамчук Н.У., Алексеева А.М., Андреева Н.В., Анисимов В.С., Анисимова Л.Н., Балабко П.Н., Басевич В.Ф., Белова Н.В., Брайцев В.А., Брыль Е.А., Бубнова О.П., Вальтер Ю., Власов И.И., Витязев В.Г. и др. Фундаментальные и прикладные науки, проблемы и перспективы. - Москва, 2014. - 148 с.

23. Abashidze A.K., Solntsev A.M., Koneva A.E., Gugunskiy D.A., Grigorieva N.A. Current issues of application of hague child protection convention of 1996 on national level // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 4. С. 289-298.

УДК 378.147.88

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

Правдина О.А., Рассказова А.А., 2018 Бокситогорский институт (филиал) ГАОУВОЛО «ЛГУимени А.С. Пушкина», старшие преподаватели кафедры информатики, экономики и управления, Бокситогорск

Аннотация: применение технологий дистанционного обучения в образовательном процессе является одним из условий успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и программ переподготовки и повышения квалификации. Поскольку при обучении значительная часть времени отводится на самостоятельную работу, то данный факт определяет необходимость поиска и создания действенных средств обучения. В статье рассмотрены модели дистанционного обучения и показано, что сетевые системы дистанционного обучения являются одним из эффективных способов организации процесса обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, образовательный процесс, модели дистанционного обучения, сетевые системы дистанционного обучения, Интернет, самостоятельная работа.

ADVANTAGES OF USING NETWORK REMOTE TRAINING SYSTEMS

Pravdina O.A, Rasskazova A.A, 2018 Boksitogorsk Institute (Branch) of the State Unitary Enterprise «Leningrad State University named after A.S. Pushkin», senior lecturers of the Department of Informatics, Economics and Management,

Boksitogorsk

Annotation: the use of distance learning technologies in the educational process is one of the conditions for the successful implementation of federal state educational standards for higher education and retraining and advanced training programs. Since during training a significant part of the time is devoted to independent work, this fact determines the need to search for and create effective teaching aids. In the article the models of distance learning are considered and it is shown that network systems of distance learning are one of the effective ways of organizing the learning process.

Key words: distance learning, educational process, distance learning models, distance learning network systems, Internet, independent work.

Ежедневно информационные и коммуникационные технологии все в большей степени внедряются в различные сферы деятельности, в том числе и в образование. Содействуют этому две группы факторов. Первая группа - внешние факторы, связанные, во-первых, с информатизацией

современного общества. Во-вторых, необходима соответствующая подготовка специалистов. Вторая группа - внутренние факторы, обусловленные распространением в различных образовательных учреждениях новейшей компьютерной техники и программного обеспечения, внедрением программ информатизации образования на государственном и межгосударственном уровнях и появлением необходимого опыта внедрения информационных и коммуникационных технологий у педагогов.

Кроме того, следует отметить, что информационные и коммуникационные технологии являются не только эффективным инструментом профессиональной деятельности педагога, но и средством его профессионального и личностного развития.

Одним из направлений развития общества на современном этапе является то, что применение компьютерных технологий вытесняет непосредственное взаимодействие между людьми. Ему на замену приходят социальные сети, электронная почта, форумы, чаты, видеоконференции и прочие. Между сотрудником и работодателем отношения выстраиваются в форме телеворкинга (telework), а между обучающимися и педагогами — в форме дистанционного обучения (distance learning). С учетом требований большинства современных организаций в области постоянного повышения квалификации и переподготовки своих сотрудников, телеворкинг и дистанционное обучение, тесно взаимосвязанные между собой, выходят на первый план. Применение данных технологий позволяет минимизировать затраты (например, на командировки, аренду различного оборудования).

Дистанционные формы образования внедряют большинство вузов страны. Новое направление образования обеспечивает возможность получения высшего образования и других образовательных услуг на протяжении всей жизни.

Под дистанционным обучением понимают обучение, при котором сам процесс учения отделен в пространстве и времени от процесса преподавания, что приводит к пересмотру существующих стратегий преподавания и к использованию особых образовательных технологий. Для обеспечения взаимодействия участников процесса обучения необходимы особые средства коммуникации (например, различные службы Интернет), а традиционная форма учебно-методических материалов меняется на электронную форму.

В настоящее время, для реализации всех этапов процесса обучения в рамках дистанционного обучения предлагаются следующие модели:

1. Кейс-технологии (CASE - технология). В основу положена самостоятельная работа школьников по изучению печатных и мультимедийных учебных материалов, предоставляемых в виде кейса (англ. Case - портфель, ситуация), завершенного учебно-методического комплекса.

2. Телекоммуникационная технология. В основу положено использование интерактивного телевидения (Two-way TV) и проведение видеоконференций. Для обеспечения взаимодействия участников преимущественно используются спутниковые средства телевещания и передачи данных, а также локальные и глобальные сети.

3. Сетевое обучение. Его основой является использование глобальных и локальных компьютерных сетей с целью предоставления доступа к информационным образовательным ресурсам и взаимодействия участников процесса обучения. Сетевое обучение считается самой распространенной моделью. В рамках такой модели, электронные учебные материалы могут быть представлены в виде автономно опубликованного на сайте учебного заведения учебно-методического комплекса. Взаимодействие участников процесса обучения возможно посредством служб Internet. Для проверки знаний чаще всего используют удаленные системы тестирования. Результаты обучения хранятся в распределенных базах данных. Данный способ реализации имеет ряд недостатков:

- высокая стоимость организации и эксплуатации;

- различные форматы и кодировка учебных материалов и информации;

- чаще всего, открытый доступ к учебным материалам и отсутствие регламента работы;

- слабая защита информации;

- большой объем разнообразного программного и аппаратного обеспечения.

Устранить ряд из приведенных недостатков позволяет использование для реализации процесса

обучения единой сетевой системы дистанционного обучения (например, WebCT, BlackBoard). Такие системы построены на основе Internet-технологий, базируются на web-серверах Internet и доступны участникам процесса обучения с помощью любого web-обозревателя. При такой организации, чаще

всего, доступ к учебным материалам требует регистрации всех участников и обеспечение их личной идентификационной информацией (логинами и паролями).

Основная роль системы состоит в обеспечении индивидуальной работы и работы в группах под управлением преподавателя. Одной из дополнительных функций является интегрирование платформ международных образовательных сообществ.

Существует целый ряд таких систем, например, зарубежные системы, FormGreen, ZOPE, LearningSpace, WebCT (Web Course Tools), BlackBoard, VLE (Virtual Learning Environment), российские системы, ПРОМЕТЕЙ, ОРОКС, ELearning (Distance Learning Studio).

Основными модулями такой информационно-образовательной среды являются:

1. Инструментальный. Подсистема разработки учебно-методических комплексов со справочным сопровождением и системой поиска.

2. Демонстрационный. Подсистема подачи знаний или комплекс автоматизированных учебных курсов.

3. Подсистема контроля знаний. Это система самоконтроля, системы предъявления контрольных и тестовых заданий в различной форме, а также проверки и анализа результатов.

4. Диалога. Подсистема сотрудничества: набор встроенных средств коммуникации (форум, email, доска объявления и др.), планирования учебного процесса (расписание занятий).

5. Административный. Подсистема управления и руководства. Регистрация пользователей с определенными правами. С помощью данного модуля возможно:

- разграничение прав пользователей путем отнесения каждого пользователя к определенной группе - тип пользователя распознается по входному идентификатору (логину);

- защита всех курсов паролями (каждый курс имеет свой идентификационный номер

(ИН));

- получение статистики (по использованию сервера, распределению пользователей по курсам и т.д.);

- управление объявлениями и общими закладками;

- управление внешним видом системы дистанционного обучения (страницей входа, конструктором курсов и т.д.);

- резервное копирование и восстановление курсов.

В соответствии с правами доступа к различным модулям системы можно выделить следующие профили: администратор, дизайнер, тьютор (преподаватель), учащийся, внешний пользователь.

Дистанционное обучение в реальном учебном процессе может быть использовано в полном объеме (дистанционное обучение как форма обучения) или частично (дистанционное обучение как метод обучения или учебный процесс с использованием ДОТ).

Каждый из указанных способов реализации учебного процесса требует соблюдения ряда правил:

- каждый участник дистанционного процесса должен быть зарегистрирован;

- к каждому из ресурсов должен быть регламентирован доступ незарегистрированных участников, т.е. должна быть определена контактная информация и доступные им материалы;

- каждый зарегистрированный участник должен быть подключен к одному или нескольким ресурсам (учебным курсам);

- каждый зарегистрированный участник может быть подключен к различным ресурсам с различными правами.

Численность преподавателей, признавших на сегодняшний день необходимость применения указанных технологий, значительно возросла. В ходе чего увеличился и спрос на использование дистанционного обучения.

Кроме того, применение дистанционных технологий является одним из условий успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, поскольку обучение с применением дистанционных образовательных технологий:

- является удобной формой организации самостоятельной работы обучающихся, удельный вес которой значительно увеличен в стандартах нового поколения;

- способствует организации различных форм занятий, в том числе интерактивных, применяя новейшие образовательные технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий и Интернета, а также методы активизации познавательной деятельности обучаемых;

- помогает выполнять положения федеральных государственных образовательных стандартов, требующих обеспечения более широкого круга обучающихся доступом к ресурсам сети Интернет, активного использования всевозможных электронных библиотек, электронных учебно-методических материалов и других цифровых источников;

- решает проблему снижения количества аудиторных часов за счет оптимизации процесса обучения.

Отметим, что сегодня обучающиеся всех форм обучения значительную часть времени заняты самостоятельной работой. Данное положение вещей определяет необходимость поиска и создания действенных средств дистанционного обучения, которые направлены на организацию самостоятельной работы обучающихся и слушателей с целью усвоения знаний по изучаемым вопросам и формирования способностей применения этих знаний в профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Галяев В.С. О классификации моделей дистанционного обучения / В.С. Галяев, З.А. Гасанова // Высшее образование в России. - 2012. - №4. - С.103-108.

2. Попова, Н.Е. Технологии дистанционного обучения как инновация в процессе реализации образовательных стандартов нового поколения / Н.Е. Попова, О.А. Чикова. - Вестник НГПУ. - 2014. - № 2(18). - С. 17-26.

3. Правдина, О.А. Применение сетевых систем дистанционного обучения в учебном процессе / О.А. Правдина, А.А. Рассказова // XVI Вишняковские чтения. Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования в регионе на современном этапе. - 2013. - С.168-170.

4. Рынок систем дистанционного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ra-kurs.spb.ru/info/articles/?id=3, свободный.

УДК 377

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ТЕКСТОМ В СЕМИОТИЧЕСКОЙ

МОДЕЛИ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

ГомбоеваИ.С., 2017 ГПОУ «Приаргунский государственный колледж», канд. пед. наук, мастер производственного обучения, Забайкальский край

Аннотация: в статье акцентируется внимание на проблеме организации работы студентов колледжа с текстом, являющимся основным средством обучения в семиотической модели контекстного обучения. Процесс становления теоретической и практической компетенции обучающихся выстраивается в логике: учебная информация - знание - «живое знание». В качестве одного из способа работы с текстом предлагается заполнение студентами рабочих тетрадей. Приводится пример фрагмента рабочей тетради по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Ключевые слова: контекстное обучение, семиотическая модель, учебная информация, знание, «живое знание», осмысление, рабочая тетрадь.

THE ORGANIZATION OF WORK OF STUDENTS OF COLLEGE WITH THE TEXT IN SEMIOTICS MODEL OF CONTEXTUAL TRAINING

Gomboeva I.S., 2017 Priargunsk State Training College, PhD in Pedagogy, master of vocational training, Zabaykalsky Krai

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.