Научная статья на тему 'Роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре'

Роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
687
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МАГИСТРАТУРА / DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ELECTRONIC TEACHING AND METHODOLOGICAL COMPLEX / MAGISTRACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабина Светлана Ивановна, Акулов Анатолий Олегович, Нестеров Алексей Юрьевич, Халиулина Валентина Владимировна

Введение. В статье представлены результаты исследования, определяющие роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре. Стремительное внедрение в современную практику организации учебного процесса дистанционных образовательных технологий обусловлено их преимуществами, способствующими решению многих проблем для обучающихся и тем самым повышению качества их обучения. В работе рассмотрены принципы, этапы разработки, структура электронного учебно-методического комплекса, а также дистанционные образовательные технологии, которые использовались авторами при разработке курса «Компенсационный менеджмент» в дистанционном формате. Взаимосвязь рассмотренных в статье элементов представляет организационную и методическую основы интерактивного взаимодействия и использования интерактивных образовательных технологий посредством дистанционных ресурсов. Методология. Исследование проводится с помощью методов научной теории познания, анализа и синтеза теории и практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, взаимосвязи процессов объективной действительности, общенаучных принципов целостности и логического изложения, социальной обусловленности изучения педагогических и социально-экономических явлений, направленных на решение проблем повышения качества обучения. Исследование основывается на изучении литературы по рассматриваемой проблеме и обобщении опыта практической работы, в том числе личного, полученного авторами в процессе реализации проекта, ставшего победителем в грантовом конкурсе Фонда В. Потанина «Разработка системы дистанционного преподавания курса «Компенсационный менеджмент» студентам магистратуры направления 38.04.02 Менеджмент в Институте экономики и управления Кемеровского государственного университета». Результаты заключаются в обобщении практики использования дистанционных образовательных технологий; выявлении факторов и процессов, которые обусловливают ведущую роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре в условиях всеобщей информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности в обществе. Определены основные принципы и требования к разработке дистанционного формата учебных курсов. Заключение. Использование дистанционных образовательных технологий в организации процесса обучения это объективное требование, отвечающее вызовам нового времени, позволяющее сделать его наиболее гибким и социально ориентированным. Особенно это актуально для студентов магистратуры, которым дистанционные образовательные технологии помогают преодолевать логистические, временные и другие барьеры, тем самым способствуя повышению качества обучения. Раскрыты принципы, этапы разработки и структура электронного учебно-методического комплекса, а также описаны дистанционные образовательные технологии, которые использовались авторами при разработке курса «Компенсационный менеджмент» в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабина Светлана Ивановна, Акулов Анатолий Олегович, Нестеров Алексей Юрьевич, Халиулина Валентина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DISTANT EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE MASTER''S DEGREE PROGRAMME

Introduction. The article presents the results of the research which reveal the role of distant educational technologies in improving the quality of Master’s degree programme. The rapid introduction into the modern practice of the educational process organization of distant educational technologies is due to their advantages that can solve many problems for students and, thereby, improve the quality of their education. The principles, stages of development, the structure of the electronic educational and methodological complex, as well as distant educational technologies which were used by the authors in the development of the course “Compensation Management” in a distant format, are considered in the work. The set of interrelated elements considered in the article represents the organizational and methodological basis for the development of interactive interaction and the use of interactive educational technologies through distant interaction in the educational process. Materials and Methods. The research is conducted with the use of the methods of the scientific theory of cognition, analysis and synthesis of the theory and practice of teaching using distant educational technologies, the interrelations between the processes of objective reality, general scientific principles of integrity and logical presentation, social conditioning of the study of pedagogical and sociological-economic phenomena aimed at problems of improving the quality of learning. The study is based on a reviewing of the literature on the problem under consideration and generalization of the practical experience, including the personal experience gained by the authors in the process of project implementing, which became the winner of the V. Potanin Foundation Grant competition “Development of a distance learning system” for the course “Compensation Management” for students getting their Master’s degree of the 38.04.02 Management in the Economics and Management Institute of the Kemerovo State University”. Results. The results summarize the practice of using distant educational technologies; the identification of factors and processes that determine the leading role of distant educational technologies in improving of the quality of Master’s degree programme in conditions of universal informatization and computerization of all spheres of activity in society. The main principles and requirements for the development of the distant format of training courses are defined. Conclusion. The authors note that the use of distant educational technologies in the organization of the learning process is an objective requirement that meets the challenges of the new time, allowing it to be made more flexible and socially-oriented. This is especially true for magistracy students, for whom distant educational technologies help to overcome logistical, temporary and other barriers, thereby contributing to improving the quality of education. The principles, stages of development and the structure of the electronic teaching and methodological complex are disclosed, and distant educational technologies that were used by the authors in the process of course development “Compensation Management” in a distance format are described.

Текст научной работы на тему «Роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре»

of modernizing society [Problemy povysheniya kachestva obrazovaniya v usloviyakh modernizatsii obshchestva] : materials of the regional scientific and methodological conference. Cheboksary, 2004. P. 97-100. (In Russian).

7. Demyanova T. V. Problems of teaching students oral speech [Problemy obuchenija studentov ustnoj rechi]. Linguistics, didactics, translation studies Current issues and prospects of the research [Lingvistika, lingvodidaktika, perevodovedenie Aktual'nyye voprosy i perspektivy issledovaniya] : a collection of materials of the international scientific and practical conference. Cheboksary, 2015. P. 200-206. (In Russian).

8. Emelyanova M. V. Argumentation in political discourse on the material of Russian and English languages. Vestnik Chuvashskogo universiteta. [Bulletin of the Chuvash University]. 2006. № 7. P. 116-119. (In Russian).

9. Ignatieva T. S., Antonova N. A. On the use of test methodology of control in training foreign language of medical university students [Ob ispol'zovanii testovoj metodiki kontrolja pri obuchenii inostrannomu jazyku studentov medicinskih vuzov]. Alma mater (Bulletin of High school) [Alma mater (Vestnik vysshey shkoly)]. 2017. № 1. P. 68-71. (In Russian).

10. Ignatieva T. S. About some work types for the formation of interest in a foreign language reading [O nekotoryh vidah raboty po formirovaniju interesa k chteniju na inostrannom jazyke]. Forum of young scientists [Forum molodykh uchenykh]. 2017. № 6 (10). P. 823-827. (In Russian).

11. Ignatieva T. S. The application of the rating system of control in assessing the assimilation of the module [Primenenie rejtingovoj sistemy kontrolja pri ocenke usvoenija modulja]. Alley of Science [Alleya nauki]. 2017. V. 3, № 10. P. 726-730. (In Russian).

12. Kareva L. A. Selfguided work of nonlinguistic training course students in learning foreign language [Samostojatel'naja rabota studentov nejazykovyh napravlenij podgotovki v izuchenii inostrannogo jazyka]. Philology. Questions of theory and practice [Filologicheskiye nauki. Voprosy teorii i praktiki]. 2014. № 10-2 (40). P. 70-77. (In Russian).

13. Fedorova I. N., Chernova L. V. mnemonic means of latin language studying at the medical faculty [Mnemonicheskie priemy pri izuchenii latinskogo jazyka na medicinskom fakul'tete]. Linguistics, didactics, translation studies Current issues and prospects of the research [Lingvistika, lingvodidaktika, perevodovedenie Aktual'nyye voprosy i perspektivy issledovaniya] : a collection of materials of the international scientific and practical conference. Cheboksary, 2014. Issue 1. P. 166-170. (In Russian).

14. Shpareva G. I. Problems of intercultural communication in modern society [Problemy mezhkul'turnoj kommunikacii v sovremennom obshhestve]. Linguistics, didactics, translation studies Current issues and prospects of the research [Lingvistika, lingvodidaktika, perevodovedenie Aktual'nyye voprosy i perspektivy issledovaniya] : a collection of materials of the international scientific and practical conference. Cheboksary, 2016. P. 113-118. (In Russian).

15. Bergan S. Qualifications - Introduction to a concept. Strasbourg : Council of Europe Publishing, 2007. 274 p. [Translated from English].

16. Follman J. Teachers' judgments of students' achievement and students' actual achievement. Perseptual and Motor Skills. 1990. V. 71. P. 1330. [Translated from English].

17. Larseingue M., Sawyer C. R., Finn A. N. Components of students' grade expectations for public speaking assignments. Communication education. 2012. V. 61, № 4. P. 428-447. [Translated from English].

18. Shekhtman B., Lord N., Kuznetsova E. Complication Exercises for Raising the Oral Proficiency Level of Highly Advanced Students. Journal for Distinguished Studies. 2003. № 1. P. 32-50. [Translated from English].

19. Shekhtman B. How to improve your foreign language immediately. Salinas, CA : MSI Press, 2003. 124 p. [Translated from English].

20. Shekhtman B. Working with advanced foreign language students. Salinas, CA : MSI Press, 2003. 116 p. [Translated from English].

УДК/uDC 378.147:004 С. И. Бабина, А. О. Акулов,

А. Ю. Нестеров, В. В. Халиулина

S. Babina, A. Akulov, A. Nesterov, V. Khaliulina

роль дистанционных образовательных технологий

В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

THE ROLE OF DISTANT EDuCATIONAL TECHNOLOGIES IN IMPROVING THE MASTERS DEGREE PROGRAMME

Введение. В статье представлены результаты исследования, определяющие роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре. Стремительное внедрение в современную практику организации учебного процесса дистанционных образовательных технологий обусловлено их преимуществами, способствующими решению многих проблем для обучающихся и тем самым повышению качества их обучения.

В работе рассмотрены принципы, этапы разработки, структура электронного учебно-методического комплекса, а также дистанционные образовательные технологии, которые использо-

вались авторами при разработке курса «Компенсационный менеджмент» в дистанционном формате. Взаимосвязь рассмотренных в статье элементов представляет организационную и методическую основы интерактивного взаимодействия и использования интерактивных образовательных технологий посредством дистанционных ресурсов.

Методология. Исследование проводится с помощью методов научной теории познания, анализа и синтеза теории и практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, взаимосвязи процессов объективной действительности, общенаучных принципов целостности и логического изложения, социальной обусловленности изучения педагогических и социально-экономических явлений, направленных на решение проблем повышения качества обучения. Исследование основывается на изучении литературы по рассматриваемой проблеме и обобщении опыта практической работы, в том числе личного, полученного авторами в процессе реализации проекта, ставшего победителем в грантовом конкурсе Фонда В. Потанина «Разработка системы дистанционного преподавания курса «Компенсационный менеджмент» студентам магистратуры направления 38.04.02 Менеджмент в Институте экономики и управления Кемеровского государственного университета».

Результаты заключаются в обобщении практики использования дистанционных образовательных технологий; выявлении факторов и процессов, которые обусловливают ведущую роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистратуре в условиях всеобщей информатизации и компьютеризации всех сфер деятельности в обществе. Определены основные принципы и требования к разработке дистанционного формата учебных курсов.

Заключение. Использование дистанционных образовательных технологий в организации процесса обучения — это объективное требование, отвечающее вызовам нового времени, позволяющее сделать его наиболее гибким и социально ориентированным. Особенно это актуально для студентов магистратуры, которым дистанционные образовательные технологии помогают преодолевать логистические, временные и другие барьеры, тем самым способствуя повышению качества обучения.

Раскрыты принципы, этапы разработки и структура электронного учебно-методического комплекса, а также описаны дистанционные образовательные технологии, которые использовались авторами при разработке курса «Компенсационный менеджмент» в дистанционном формате.

Introduction. The article presents the results of the research which reveal the role of distant educational technologies in improving the quality of Master's degree programme. The rapid introduction into the modern practice of the educational process organization of distant educational technologies is due to their advantages that can solve many problems for students and, thereby, improve the quality of their education.

The principles, stages of development, the structure of the electronic educational and methodological complex, as well as distant educational technologies which were used by the authors in the development of the course "Compensation Management" in a distant format, are considered in the work. The set of interrelated elements considered in the article represents the organizational and methodological basis for the development of interactive interaction and the use of interactive educational technologies through distant interaction in the educational process.

Materials and Methods. The research is conducted with the use of the methods of the scientific theory of cognition, analysis and synthesis of the theory and practice of teaching using distant educational technologies, the interrelations between the processes of objective reality, general scientific principles of integrity and logical presentation, social conditioning of the study of pedagogical and sociological-economic phenomena aimed at problems of improving the quality of learning. The study is based on a reviewing of the literature on the problem under consideration and generalization of the practical experience, including the personal experience gained by the authors in the process of project implementing, which became the winner of the V. Potanin Foundation Grant competition "Development of a distance learning system" for the course "Compensation Management" for students getting their Master's degree of the 38.04.02 Management in the Economics and Management Institute of the Kemerovo State University".

Results. The results summarize the practice of using distant educational technologies; the identification of factors and processes that determine the leading role of distant educational technologies in improving of the quality of Master's degree programme in conditions of

universal informatization and computerization of all spheres of activity in society. The main principles and requirements for the development of the distant format of training courses are defined.

Conclusion. The authors note that the use of distant educational technologies in the organization of the learning process is an objective requirement that meets the challenges of the new time, allowing it to be made more flexible and socially-oriented. This is especially true for magistracy students, for whom distant educational technologies help to overcome logistical, temporary and other barriers, thereby contributing to improving the quality of education.

The principles, stages of development and the structure of the electronic teaching and methodological complex are disclosed, and distant educational technologies that were used by the authors in the process of course development "Compensation Management" in a distance format are described.

Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронный учебно-методический комплекс, магистратура.

Keywords: distant educational technologies, electronic teaching and methodological complex, magistracy.

Введение

Задачи повышения качества обучения специалистов для народного хозяйства России в настоящее время стоят как никогда остро. Это объясняется вызовами современного времени, требованиями, вытекающими из Стратегии экономического развития России на период до 2030 г., основой которого должно стать инновационное развитие экономики. Последнее рассматривается учеными и государственными деятелями как условие сохранения национальной безопасности, повышения статуса нашей страны в мировом сообществе. Совершение прорыва в переходе к экономике нового типа невозможно без глубокой модернизации системы образования, способной обеспечить народное хозяйство страны высококвалифицированными кадрами, адекватными по уровню развития компетенций стратегическим целям развития и поставленным задачам.

Улучшение качества образования и повышение уровня его соответствия требованиям экономики может существенно повысить рост производительности труда. В инновационном сценарии стратегии экономического развития в среднем за 2013-2030 гг. фактор образования должен обеспечивать ежегодный рост ВВП на 0,7 % [15].

Вместе с тем, как показывает опрос руководителей компаний, трудно утверждать, что инновации в России осваиваются активно и динамично [14]. В числе основных причин низкой инновационной активности называются: нехватка квалифицированных кадров, недостаточный уровень качества подготовки выпускников высших учебных заведений, слабое развитие у молодых специалистов таких компетенций, как системность мышления, работа в команде, инициативность, способность самостоятельно принимать решения, потребность в постоянном развитии. Таким образом, сегодня повышение качества образования рассматривается как важный рычаг, способный поднять экономику России на новый уровень, обеспечить ее инновационное развитие.

Следует отметить, что необходимость кардинального повышения конкурентоспособности выпускников высшей школы и качества образования обусловлено также процессом интеграции России в мировое образовательное пространство. Анализ зарубежного опыта показывает, что организация процесса обучения в университетах в развитых странах и используемые при этом формы и технологии обучения являются более гибкими, в большей степени ориентированными на потребности обучающихся, а качество подготовки специалистов в большей мере соответствует требованиям работодателей, чем в России.

Реформы в высшем образовании последних лет доказывают целевую направленность всех принимаемых государственных решений, постановлений в сфере образования на повышение его качества, доступности, социальной направленности. Огромное значение во всех программных документах в области образования отводится дистанционным образовательным технологиям как наиболее перспективным, гибким, социально ориентированным формам обучения, адекватным вызовам нового времени.

В статье представлены обобщенные результаты исследования, цель которого — показать роль дистанционных образовательных технологий в повышении качества обучения в магистра-

туре и на основе обобщения практического опыта предложить принципы и конкретные образовательные технологии перевода учебного курса в дистанционный формат преподавания.

Методология

В нормативно-правовых актах и документах, регулирующих деятельность в сфере образования, в научных статьях, освещающих проблемы обучения с использованием современных средств передачи и получения информации, содержатся следующие термины: дистанционное образование, дистанционное обучение, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Дистанционное образование является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации [7].

Рассмотрим данное определение во взаимосвязи с базовым для педагогики понятием «образование». В общепринятом понимании и по законодательству РФ категория «образование» — это целенаправленный процесс воспитания, получения и результат усвоения определенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (полученной совокупности знаний в результате обучения) [8; 11]. Процесс получения знаний может быть организован через обучение или самообучение. Обучение, как специально организованный, управляемый процесс, всегда построено на взаимодействии учителей и учеников, целевой направленностью которого являются передача знаний от обучаемого и усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей у обучаемых, выработка и закрепление у них навыков самообразования. Таким образом, понятие «образование» значительно шире понятия «обучение» и не предполагает полноценной реализации в условиях дистанционного взаимодействия.

Обучение, в свою очередь может быть полностью или частично реализовано в дистанционной форме, то есть дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются дистанционные образовательные технологии, представляющие лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, которые позволяют осуществлять целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя независимо от места их нахождения и распределения во времени [10-12].

Проведенный авторами анализ научных работ по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что большинство авторов вполне справедливо оперируют понятиями «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» [4; 5; 16; 18]. При этом дистанционные образовательные технологии являются основным инструментом организации дистанционного обучения, от которых зависит его эффективность и результаты.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» определены задачи по созданию условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего современному инновационному социально ориентированному развитию Российской Федерации. В соответствии с этими задачами дистанционные образовательные технологии в преподавании дисциплин должны стать обязательными элементами организации обучения [11].

Стремительное внедрение в современную практику организации учебного процесса дистанционных образовательных технологий обусловлено их преимущественными характеристиками [1; 2; 16].

— Персонифицированность и доступность. Технологии и формы дистанционного обучения позволяют каждому человеку самостоятельно определять время, место и темп изучения материала, выбирать источники литературы и прочее, что позволяет учиться постоянно, без специальных отпусков, командировок, в наиболее удобное время (например, вечернее время, выходные дни), совмещать процесс обучения с основной работой.

— Модульность и адаптивность. Каждый курс, создаваемый для дистанционного обучения, состоит из модулей; включает большое количество разнообразных дистанционных технологий и методических материалов, обеспечивающих образовательную деятельность. При дистанционном обучении педагог в большей степени, по сравнению с другими формами, выполняет функции консультанта и координатора учебного процесса. Модульность курса позволяет преподавателю адаптировать учебный и методический материалы курса с учетом индивидуальных и групповых потребностей обучающихся.

— Социальная ориентированность. Дистанционные образовательные технологии обучения создают равные возможности для различных слоев населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями.

— Доступность образования. Стираются территориальные границы при получении образования. Дистанционные образовательные технологии позволяют получать образование в любом вузе страны и мира, имеют значение лишь предпочтения самого обучающегося.

— Более низкая стоимость обучения. Сокращаются или исключаются некоторые статьи расходов как у вуза, организующего обучение, так и обучающегося.

— Массовость охвата. Интернет, телекоммуникационные системы позволяют создавать коммуникационные площадки для общения и взаимодействия большого числа преподавателей и обучающихся, работодателей.

— Технологичность. Учебно-методические материалы для дистанционного обучения разрабатываются с использованием современных интернет- и телекоммуникационных технологий, что позволяет вовлекать студентов в интерактивное взаимодействие с обучающей системой.

Таким образом, дистанционные образовательные технологии привносят в процесс обучения творческий и индивидуальный характер, открывают новые возможности для повышения качества образовательной деятельности.

В России эта форма обучения приобрела еще большее значение с развитием двухуровневого высшего образования: бакалавриата и магистратуры. Увеличение численности обучающихся в магистратуре за последние пять лет выросло более чем в 2,44 раза [3, с. 144].

Рост числа обучающихся по программам магистратуры объясняется не только изначально понятными преференциями образования в магистратуре, но и принятием профессиональных стандартов и их обязательным соблюдением в практической деятельности компаний с 1 июля 2016 г. [9; 13].

Требования профессиональных стандартов используются при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования; при разработке профессиональных образовательных программ; учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе профессионального образования и внутрикорпоративного обучения персонала. Они определяют объем знаний и умений, которые должны получить обучающиеся в образовательной организации, и которые необходимы для качественного выполнения должностных (профессиональных) обязанностей определенного содержания и соответствующей сложности и ответственности по категориям и разрядам.

В профессиональных стандартах выделено 9 уровней квалификации, по каждому из них определены требования к знаниям, умениям и навыкам. Уровни квалификации 7, 8 и 9, к которым относятся руководящие должности, соответствуют уровню квалификации, получаемому в магистратуре. Без сомнения, внедрение профессиональных стандартов вызовет необходимость повышения квалификации определенной группы должностных лиц, в частности путем получения высшего уровня образования в магистратуре, что вызовет приток обучающихся и обострит проблему повышения качества обучения по магистерским программам.

Внедряемые с 2017 г. новые федеральные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3 (++)) разработаны с учетом требований профессиональных стандартов. Так, например, во всех программах магистратур согласно ФГОС ВО 3 (++) и независимо от направления установлены одинаковые группы универсальных компетенций, соответствующие 7, 8, 9-му уровням квалификации профессиональных стандартов (уровням управленческих должностей): системное и критическое мышление; разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие [17].

В настоящее время задача учебных образовательных учреждений заключается в приведении образовательных программ, учебных курсов и форм организации учебного процесса в соот-

ветствие с требованиями профессиональных и новых образовательных стандартов. Важно также с целью адаптации образовательных программ к потребностям обучающихся использовать разные формы обучения (очную, очно-заочную, заочную с использованием дистанционных образовательных технологий, заочно-дистанционное обучение). Все нововведения в образовании в конечном итоге направлены на повышение качества обучения, на формирование у специалистов компетенций, адекватных стратегическим задачам компаний в условиях инновационного развития экономики России.

В соответствии с ФГОС ВО 3 (++) дистанционные образовательные технологии являются обязательным элементом организации процесса обучения. Для магистерских программ данное требование играет ключевую роль в повышении качества обучения. Это объясняется отличительными особенностями контингента обучающихся в магистратуре и, соответственно, необходимостью адаптации организации учебного процесса и используемых образовательных технологий к этим особенностям. Преподаватели, работающие по магистерским программам, сталкиваются с проблемой дефицита времени у обучающихся, который с каждым годом ощущается все острее. Большинство магистрантов совмещают обучение с работой, некоторые из них занимают управленческие должности, имеют ненормированный рабочий день, часто бывают в командировках. В настоящее время все большее распространение получает трудовая миграция. Использование дистанционных образовательных технологий позволяет устранить логистические барьеры в обучении, тем самым повысить качество и доступность получения высшего образования.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что методологической основой использования и развития дистанционных образовательных технологий как инструмента повышения качества обучения в высшей школе, в частности в магистратуре, является передовая отечественная и зарубежная практика, современная нормативно-законодательная база в сфере образования.

Результаты

К дистанционным образовательным технологиям относятся образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [11]. Основными дистанционными образовательными технологиями являются кейс-, интернет- и телекоммуникационная технологии и их комбинирование [12].

Кейсовая технология сочетает в себе такие качества, как интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счет этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.

Кейсы, как дидактический метод, стали использоваться в России в начале 1990-х гг. Кейс, как правило, представляет собой конкретную, реальную ситуацию, в нем содержится большое количество информации, которую обучающийся должен уметь структурировать, анализировать, на основе полученных выводов формулировать проблему и предлагать варианты ее решения. В процессе работы над кейсовой ситуацией происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей обучающихся. Работа над кейсом может быть организована индивидуально или в группах. Последнее развивает навыки командной работы.

Интернет-технология основана на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа обучающихся к электронной информационно-образовательной системе, которая в соответствии с ФГОС ВО 3 (++) должна функционировать в вузе. Важным в данной технологии является наличие автоматизированного электронного сервиса, обеспечивающего возможность постоянного удаленного доступа к учебно-методическим материалам и общения с преподавателем вне зависимости от места нахождения обучающегося.

Телекоммуникационная технология заключается в организации общения между преподавателем и обучающимися с использованием интернет-телевидения. Есть два варианта использования этой технологии. В первом случае лекции оцифрованы заранее, студент просматривает их в удобное для себя время, а затем использует видеочат для связи с преподавателем и обсуждения отдельных моментов. Во втором случае общение студента и преподавателя идет полностью в реальном времени, причем может быть организована массовая видеоконференция, в которой могут участвовать несколько обучающихся. К данной группе технологий относятся вебинары, чаты. Запись вебинаров позволяет многократно и в любое удобное для слушателя время просматривать материал.

Рассмотрим принципы, этапы разработки и структуру электронного учебно-методического комплекса (ЭУМК), а также дистанционные образовательные технологии, которые использовались нами при разработке курса «Компенсационный менеджмент».

ЭУМК представляет собой совокупность методических и дидактических материалов в электронном формате, предназначенных для овладения знаниями в соответствующей научно-практической области знаний. Подача материала с использованием современных интернет- и телекоммуникационных технологий делает изучение курса более творческим, практико-ориентиро-ванным; формирует мотивацию у обучающихся к более глубокому и качественному изучению материала курса.

Принципы разработки ЭУМК дают возможность обоснованно определить цели обучения, отобрать учебный материал и структурировать его по модулям и блокам, выбрать адекватные целям формы и методы обучения, сформировать систему интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми на основе использования электронных и дистанционных образовательных систем и технологий. В таблице 1 представлены принципы, которым, с нашей точки зрения, надо следовать при разработке ЭУМК.

В процессе создания ЭУМК можно выделить следующие этапы.

Определение цели и задач учебного курса. Данный этап является очень важным в плане получения конечного результата, от правильности сформулированной цели будет зависеть качество знаний студентов по итогам изучения курса. При определении цели необходимо учитывать целе-

Таблица 1

Принципы разработки электронных учебно-методических комплексов

Принцип: Суть принципа

соответствия Содержание ЭУМК, его учебные и методические материалы должны соответствовать требованиям ФГОС ВО, что прописывается в рабочей программе по дисциплине

научности Материал ЭУМК должен соответствовать последним научным разработкам в предметной области

системности ЭУМК представляет собой электронную систему, включающую различные учебные и методические материалы, которые являются ее подсистемами. Это модули, в рамках модулей темы; лекции; практические материалы; фонд оценочных средств и др. Каждая подсистема сама является системой более низкого уровня и также состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Используемые дидактические приемы должны сформировать у обучающегося систему компетенций (теоретические знания, умения и навыки), позволяющую выполнять профессиональные действия

модульности Материал разбивается на модули, включающие темы, относящиеся к одному разделу курса

комплексности Материал каждого модуля должен содержать совокупность учебно-методических материалов, использование которых основано на различных дидактических приемах, позволяющих получить определенный результат в обучении, соответствующий цели этапа, модуля, изучаемой темы и т. п.

ветвления Модули и разделы курса должны быть связаны между собой гиперссылками, а также иметь ссылки на материалы, размещенные в Интернете (нормативно-законодательные материалы, словари, научные публикации и т. п.)

наглядности В структуру ЭУМК должны быть включены не только текстовые материалы, но и аудио-и видеоматериалы, рисунки, графические материалы, например записи вебинаров, видеоситуации, мультивидеокейсы и т. п.

доступности и последовательности Материал ЭУМК по своей сложности должен быть понятен для обучающихся, но в то же время способствовать последовательному развитию и накоплению знаний обучающихся

профессиональной направленности Развитию профессиональной и учебной мотивации способствует включение в ЭУМК практико-ориентированного дидактического материала: деловых игр с моделированием профессиональных проблемных ситуаций, задач прикладного характера

адаптивности Материал ЭУМК должен допускать его адаптацию к нуждам конкретных обучающихся, варьировать глубину изучения материала, его прикладную направленность, формы контроля и др.

вую аудиторию, характеристики дисциплины в соответствии с программой обучения по направлению и учебным планом. Цель должна быть конкретной и понятной студентам; напряженной, но реалистичной; достижимой в рамках отведенного времени на изучение дисциплины. Цель определяет структуру курса, его наполнение различными дидактическими материалами; формами контроля знаний.

В нашем проекте цель и задачи дисциплины «компенсационный менеджмент» были сформулированы как формирование у обучающихся умений и навыков в рамках компетенции — способность разработать компенсационную политику организации, обеспечивающую ей конкурентные преимущества на рынке труда. Цель отражена в рабочей программе дисциплины и методических рекомендациях по ее изучению для студентов.

Разбиение материала курса на модули. На данном этапе материал структурируется по модулям, которые включают тему или несколько тем, логически объединяемых единой проблематикой.

Наполнение модулей определяется целями и задачами курса. В структуру модулей нами были включены следующие учебно-методические материалы:

— лекционный материал. В каждом конкретном случае лекционный материал может быть написан специально для ЭУМК, быть ранее изданным или заимствованным из учебников других авторов, доступ к которым осуществляется через гиперссылки;

— список рекомендуемых источников по изучаемой проблеме, в том числе размещенных в электронных библиотеках в сети Интернет;

— слайды к лекциям;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— практические задания для самостоятельной работы и самоконтроля знаний;

— практические задания для работы в аудитории;

— фонды оценочных средств, включающие тесты по модулям, деловые ситуации, кейсы, тематику рефератов.

Пример содержания модуля приведен в таблице 2.

Таблица 2

Пример структуры модуля и содержания его блоков по дисциплине «компенсационный менеджмент»

Название модуля и его основные разделы Содержание блоков модуля

Тема 1 «Базовые понятия компенсационного менеджмента»

Лекция Компенсационные и некомпенсационные измерения вознаграждения Взаимосвязь понятий «вознаграждение», «компенсация», «заработная плата» Экономическая сущность и классификация компенсаций Понятие и структура компенсационного пакета

Список источников

Тест для самоконтроля

Приложения

Презентация Слайды лекции

Практические задания Вопросы для обсуждения

Практические задания (деловые ситуации, кейсы)

Практические задания для обучающихся дистанционно

Контроль знаний по модулю Зачетный тест (онлайн-тестирование или кейс)

В структуру ЭУМК включен также блок итогового контроля знаний, содержащий кейс «Разработка компенсационной политики организации» (составленный на основе алгоритма процесса разработки компенсационной политики организации, предложенного авторами [6, с. 170]), онлайн-тестирование по всем модулям курса, тематику магистерских диссертаций по проблемам компенсационного менеджмента. В отдельный блок выделен глоссарий.

Определение дистанционных образовательных технологий и технических средств обучения, программных продуктов, которые используются при создании ЭУМК и ведении курса дистанционно.

В рамках вышеназванного проекта для создания дистанционной системы преподавания курса «Компенсационный менеджмент» нами были использованы онлайн-системы, технологии, программные продукты и оборудование, которые имеются в Кемеровском государственном университете (КемГУ), или к которым предоставляется доступ (табл. 3).

Таблица3

Виды интерактивного общения и их ресурсное обеспечение

Виды интерактивного общения Используемые электронные ресурсы, технологии, оборудование

Интерактивная среда взаимодействия «преподаватель — обучающийся» Электронная информационно-образовательная среда, размещенная на сервере университета; электронная система поддержки учебного процесса на платформе Moodle

Проведение вебинаров Система вебинаров сети RUNNet; ноутбук либо компьютер, оборудованные веб-камерой и микрофоном

Проведение видеоконференций Сервер Avaya с использованием любых терминалов, ноутбуков, компьютеров, оборудованных веб-камерой и микрофоном

Создание электронного учебно-методического комплекса Microsoft Office 2010 (для подготовки и редактирования учебных материалов); Microsoft Front Page 2010 (для создания электронного учебного пособия в гипертекстовом виде); Adobe Flash CS5 (для создания программного кода и анимаций в электронном учебном пособии); Adobe Photoshop CS5 (для работы с графическими материалами в электронном учебном пособии)

Прохождение экспертизы в структурах вуза, получение рекомендаций для регистрации в НТЦ «Информрегистр» и использование ЭУМК в учебном процессе.

ЭУМК должен пройти несколько видов (этапов) экспертиз на соответствие требованиям ФГОС ВО, образовательных программ направлений, учебных планов и техническим; на полноту и грамотность изложения учебных и методических материалов. В каждом вузе система прохождения экспертизы электронных учебных изданий разрабатывается самостоятельно [5]. В Кемеровском государственном университете система экспертизы включает следующие ее виды и этапы:

— на первом этапе ЭУМК проходит учебно-дидактическую экспертизу на выпускающей кафедре. В заключении кафедры должны найти отражение такие моменты, как: 1) соответствие рабочей программы дисциплины, содержания и структуры ЭУМК целям, задачам и требованиям основной образовательной программы ВО по направлению, учебному плану; 2) полнота раскрытия вопросов в лекционном материале; 3) грамотность, логичность изложения материала; 4) используемые дидактические приемы и материалы. В случае положительного решения кафедра рекомендует ЭУМК к регистрации и использованию в учебном процессе;

— на втором этапе учебно-дидактическую экспертизу осуществляют специалисты учебно-методического управления КемГУ, после чего ЭУМК утверждается методическом советом КемГУ;

— на третьем этапе проводится издательская экспертиза. Все материалы, входящие в ЭУМК, проходят редактуру и корректуру в редакционно-издательском отделе КемГУ;

— на четвертом этапе проводится техническая экспертиза, целью которой является проверка соответствия ЭУМК техническим требованиям используемых телекоммуникационных технологий, электронной информационно-образовательной среды, оборудования и др.

После прохождения всех видов экспертиз и получения положительных заключений от всех экспертов ЭУМК отсылается на регистрацию в ФГУП НТЦ «Информрегистр», а затем размещается в системах образовательных и информационных ресурсов на сервере КемГУ.

Итак, представленные нами принципы, этапы разработки электронных учебно-методических комплексов, виды экспертиз, порядок их прохождения, характеристики дистанционных образова-

тельных технологий создают организационную и методическую основы формирования интерактивного взаимодействия и использования интерактивных образовательных технологий посредством дистанционного взаимодействия в образовательном процессе. Создание ЭУМК является базовым элементом в организации обучения студентов с использованием дистанционных образовательных технологий

Заключение

В работе рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в организации процесса обучения в магистратуре, способствующих повышению его качества. Повышение качества подготовки специалистов рассматривается в настоящее время как важнейшее условие инновационного развития России, роста ее конкурентоспособности в мировом сообществе. Повышение качества обучения актуально для всех уровней и форм образования, но особое значение данная проблема имеет для магистратуры, на которую возлагается миссия обеспечения отраслей экономики страны специалистами высшей квалификации, способными эффективно выполнять управленческие функции.

Развитие интернет- и телекоммукационных технологий создает возможности для использования в образовательном процессе новых интерактивных методов обучения, позволяющих вести обучение дистанционно, тем самым устраняются логистические и временные барьеры для обучающихся. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий делает образование более доступным и при соответствующей мотивации обучаемого способствует повышению его качества.

В качестве методологической основы исследования выступает нормативно-законодательная база в области образования и использования дистанционных образовательных технологий, а также накопленный опыт дистанционного обучения. В ФГОС ВО 3 (++) дистанционные образовательные технологии выступают как обязательный элемент системы организации процесса обучения, способствующие повышению его качества.

Стремительное внедрение в современную практику организации учебного процесса дистанционных образовательных технологий обусловлено их преимущественными характеристиками, способными ослабить многие проблемы для обучающихся и тем самым повысить качество их обучения.

Литература

1. Албегова И. Ф., Шаматонова Г. Л., Албегов Ф. Г. Электронные инструменты коммуникаций в учебно-воспитательном процессе современного вуза и проблемы их использования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 4 (106). С. 5-12.

2. Зайцева М. А. Использование современных форм и методов обучения студентов направления «Организация работы с молодежью» // Педагогические и психологические проблемы современного образования : материалы науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ч. 2. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015.

3. Индикаторы образования: 2017 : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, И. Ю. Забатурина и др. М. : НИУ ВШЭ, 2017.

4. Калашникова С. Б., Сухлоев М. П. Приемы повышения продуктивного потенциала электронных образовательных ресурсов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 4 (1080). С. 25-28.

5. Козлова А. В., Леган М. В. Разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) по дисциплинам учебного плана в НГТУ // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 1 (53). С. 74-81.

6. Компенсационный менеджмент / под общ. ред. С. И. Бабиной ; Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 2016. 463 с.

7. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России : утверждена Постановлением Госкомитета РФ по высшему образованию от 31.05.1995 № 6 // КонсультантПлюс: Высшая Школа: Программа информационной поддержки российской науки и образования: Специальная подборка правовых документов и учебных материалов для студентов : учеб. пособие. М., 2007.

8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М. : Изд. центр ИЭТ, 2013. 268 с.

9. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru /document /cons_doc_LAW_178864/ (дата обращения: 05.11.2017).

10. Об использовании дистанционных образовательных технологий [Электронный ресурс] : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 № 137. URL: http://www.coursemarket.ru/info/prikaz.pdf (дата обращения: 11.12.2017).

11. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. URL: http:// base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 01.12.2017).

12. Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Феде-

рации [Электронный ресурс] : приказ Минобразования РФ от 18.12.2002 № 4452. URL: http://www.legalacts.ru/doc/ prikaz-minobrazovanija-rf-ot-18122002-n-4452 (дата обращения: 01.12.2017].

13. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [Электронный ресурс] : приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н. URL: http://base.garant.ru/70366852 (дата обращения: 01.12.2017].

14. Оценка общеэкономических условий на предприятиях и спроса на рабочую силу. Наем на работу выпускников основных профессиональных образовательных программ : информационный бюллетень. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2016. 44 с. (Мониторинг экономики образования; № 4 (93]].

15. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России] [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_144190/ (дата обращения: 11.12.2017].

16. Ребышева Л. В., Васильченко Е. В. Проблемы дистанционного образования на современном этапе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=22704 (дата обращения: 09.10.2017].

17. ФГОС ВО (3++] по направлениям магистратуры [Электронный ресурс] / Портал Федерального государственного стандарта высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/152/150/25 (дата обращения: 08.12.2017].

18. Шашкина И. Образование на всю жизнь: как онлайн превращает образование в элемент личной «инфраструктуры» [Электронный ресурс]. URL: https://ra-kurs.spb.ru/2/0/1/1/?id=106 (дата обращения: 22.12.2017].

References

1. Albegova I. F., Shamatonova G. L., Al'begov F. G. Electronic communication tools in the teaching and educational process of a modern university and the problems of their use [Jelektronnye instrumenty kommunikacij v uchebno-vospitatel'nom processe sovremennogo vuza i problemy ih ispol'zovanija]. Remote and virtual learning[Distancionnoe i virtual'noe obuchenie]. 2016. № 4. P. 5-12. (In Russian].

2. Zaitseva M. A. Use of modern forms and methods of teaching students of the direction «Organization of work with youth» [Ispol'zovanie sovremennyh form i metodov obuchenija studentov napravlenija «Organizacija raboty s molodezh'ju»]. Pedagogical and psychological problems of modern education: materials of the scientific-practical conference "Ushinsk^s Reading" [Pedagogicheskie i psihologicheskie problemy sovremennogo obrazovanija : materialy nauchno-prakticheskoj konferencii «Chtenija Ushinskogo»]. Part 2. Yaroslavl: RIO YAGPU, 2015. (In Russian].

3. Bondarenko N. V., Gokhberg L. M., Zabaturina I. Yu. et al. Indicators of education: 2017 [Indikatory obrazovanija: 2017] : statistical collection. Moscow: National Research University «Higher School of Economics», 2017. (In Russian].

4. Kalashnikova S. B., Sukhloyev M. P. Techniques to increase the productive potential of electronic educational resources [Priemy povyshenija produktivnogo potenciala jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov]. Remote and virtual learning [Distancionnoe i virtual'noe obuchenie]. 2016. № 4 (1080]. P. 25-28. (In Russian].

5. Kozlova A. V., Legan M. V. Development of electronic educational and methodological complexes (EUMK] in the disciplines of the curriculum at the NSTU [Razrabotka jelektronnyh uchebno-metodicheskih kompleksov (JeUMK] po disciplinam uchebnogo plana v NGTU]. Open and distance education [Otkrytoe i distancionnoe obrazovanie]. 2014. № 1 (53]. P. 74-81. (In Russian].

6. Compensation management. Under the general ed. S. I. Babina. Kemerovo: Kemerovo State University, 2016. 463 p. (In Russian].

7. The concept of creating and developing a unified system of distance education in Russia [Koncepcija sozdanija i razvitija edinoj sistemy distancionnogo obrazovanija v Rossii] : approved by the Decree of the State Committee for Higher Education of May 31, 1995, № 6 // ConsultantPlus: Higher School: Program of Information Support of Russian Science and Education: A Special Compilation of Legal Documents and Training Materials for students: a study guide. Moscow, 2007. (In Russian].

8. Novikov A. M. Pedagogy: dictionary of basic concepts [Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij]. Мoscow: IET Publishing Center, 2013. 268 р.

9. On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation and Articles 11 and 73 of the Federal Law "On Education in the Russian Federation" [O vnesenii izmenenij v Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii i stat'i 11 i 73 Federal'nogo zakona «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»] : Federal Law № 122 of 02.05.201 5. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_178864/. (accessed 05.11.2017]. (In Russian].

10. On the use of distance educational technologies [Ob ispol'zovanii distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij] : Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 6, 2005 № 137. Available at: http://www.coursemarket.ru/ info/prikaz.pdf. (accessed 11.12.2017]. (In Russian].

11. On education in the Russian Federation [Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii] : Federal Law № 273 of December 29, 2012. Available at: http://base.garant.ru/70291362/. (accessed 01.12.2017]. (In Russian].

12. On the approval of the methodology of using distance educational technologies (distance learning] in educational institutions of higher, secondary and additional vocational education of the Russian Federation [Ob utverzhdenii Metodiki primenenija distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij (distancionnogo obuchenija] v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah vysshego, srednego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija Rossijskoj Federacii] : Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of December 18, 2002 № 4452. Available at: http://www.legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-18122002-n-4452/. (accessed 01.12.2017]. (In Russian].

13. On the approval of skill levels for the development of draft professional standards [Ob utverzhdenii urovnej kvalifikacii v celjah razrabotki proektov professional'nyh standartov] : Order Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of April 12, 2013 № 148n. Available at: http://base.garant.ru/70366852/. (accessed 01.12.2017]. (In Russian].

14. Assessment of general economic conditions in enterprises and demand for labor. Employment of graduates of the main professional educational programs [Ocenka obshhejekonomicheskih uslovij na predprijatijah i sprosa na rabochuju silu. Naem na rabotu vypusknikov osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm] : news bulletin. Moscow: National Research University «Higher School of Economics», 2016. 44 p. (Monitoring of the Economics of Education, № 4 (93]]. (In Russian].

15. Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2030 (developed by the Ministry of Economic Development of Russia] [Prognoz dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj

Federacii na period do 2030 goda (razrabotan Minjekonomrazvitija Rossii)]. Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_144190/. (accessed 11.12.2017). (In Russian).

16. Rebysheva L. V., Vasilchenko E. V. Problems of distance education at the present stage [Problemy distancionnogo obrazovanija na sovremennom jetape]. Modern problems of science and education [Sovremennye problemy nauki i obrazovanija]. 2015. Vol. 2. № 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22704. (accessed 09.10.2017). (In Russian).

17. The federal state educational standard of higher education (3 ++) in the directions of the magistracy [FGOS VO (3++) po napravlenijam magistratury]. Portal of the Federal State Standard of Higher Education. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/152/150/25. (accessed 08.12.2017). (In Russian).

18. Shashkina I. Education for life: how online turns education into an element of personal «infrastructure» [Obrazovanie na vsju zhizn': kak onlajn prevrashhaet obrazovanie v jelement lichnoj «infrastruktury»]. Available at: https://ra-kurs.spb.ru/ 2/0/1/1/?id=106 (accessed 22.12.2017). (In Russian).

модель процесса формирования

ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

в информационно-образовательной среде вуза

MODEL OF THE PROCESS OF FORMING INCLuSIVE COMPETENCY

of students in the information and educational

ENVIRONMENT OF THE HIGHER EDuCATION

Подготовка компетентностного специалиста становится ключевой проблемой высшей школы, в частности педагогических вузов, выпускающих специалистов в образовательное профессиональное сообщество. Стратегической задачей вуза является формирование набора профессиональных компетентностей у студента, будущего педагога, в котором одной из важнейших, на наш взгляд, является инклюзивная компетентность. Она формируется в информационно-образовательной среде вуза для обеспечения кадрами «Школы для всех» согласно идеям внедрения инклюзивного образования в образовательное пространство.

В статье представлена авторская модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза. Рассмотрены основные идеи моделирования педагогических процессов, описаны все структурные элементы модели и содержание каждого элемента. Разработана структурно-функциональная модель, которая рассматривается как целостная система. Данная структурно-функциональная модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза может применяться в профессиональной подготовке специалистов к инклюзивному обучению.

Preparation of a competent specialist becomes a key problem of the higher school, in particular, pedagogical universities, training specialists for the educational professional community. The most important goals is the development of a set of professional competencies among future teachers. In our opinion, one of the most important competencies is an inclusive one which is formed in the information-educational environment of the university as the university prepares specialists for the «School for All», according to the ideas of inclusive education implementation in the educational space. The article presents the author's model of formation of students' inclusive competence in the information educational environment of the university. The basic ideas of the teaching processes' modeling have been considered, all the structural elements of the model and the content of each element have been described. A structural-functional model which is regarded as a holistic system has been developed. This structural-functional model of process of students' inclusive competence

УДК/uDC 378.147

Е. В. Богданова

E. Bogdanova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.