УДК 378 ББК 74
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10113 © И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, 2019
Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Ирина Валентиновна Ульянова,
профессор кафедры педагогики, доктор педагогических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected];
Ирина Георгиевна Евсеева,
профессор кафедры педагогики, кандидат психологических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Подчеркивается роль системного подхода к организации образовательного процесса кафедры. Благодаря этому интегрируются все направления деятельности профессорско-преподавательского состава: целостный педагогический процесс реализуется как устойчивое единство учебного, воспитательного, квазипрофессионального компонентов, повышается эффективность сотрудничества с учебно-строевыми подразделениями, социальными партнерами. Представлено концептуальное ядро педагогической системы кафедры педагогики, осуществляющей подготовку кадров для подразделений по делам несовершеннолетних по направлению подготовки 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (специализация «Социальная педагогика»); определена «педагогика смысложизненных ориентацию). Рассмотрены методологические основы организации педагогического взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, осуществления социально-педагогических исследований, реализации учебной, дискретной и профессиональной практик, организации культурно-досуговой жизни курсантов.
Ключевые слова: социальная педагогика, кафедра педагогики, курсанты и слушатели, педагогическая система, педагогика смысложизненных ориентаций.
PEDAGOGICAL SYSTEM OF THE DEPARTMENT OF PEDAGOGY MOSCOW UNIVERSITY OF THE MIA OF RUSSIA NAMED AFTER V.YA. KIKOT'
Irina V. Ul'yanova,
Professor of the Department of Pedagogy, Doctor of Pedagogical Sciences,
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named alter V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Irina G. Еvseeva, Professor of the Department of Pedagogy, Candidate of Psychology
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The article emphasizes the role of a systematic approach to the organization of the educational process of the Department. Due to this, all activities of the teaching staff are integrated, the integral pedagogical process is implemented as a stable unity of educational, quasi-professional component, the effectiveness of cooperation with the training and combatant units, social partners is increased. The conceptual core of the pedagogical system of the Department of pedagogy, which trains personnel for the departments of juvenile Affairs-in the direction of training 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior (specialization «Social pedagogy») — defined «pedagogy of life orientations». Methodological bases of the organization of pedagogical interaction of all subjects of educational process, implementation of social and pedagogical researches, realization of educational, discrete and professional practices, the organization of cultural and leisure life of cadets are presented.
Keywords: social pedagogy, department of pedagogy, cadets and students, pedagogical system, pedagogy of life meaning orientations.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Ульянова И.В., Евсеева И.Г Педагогическая система кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):326-30.
Повышение качества профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России требует от профессор-
326
ско-преподавательского состава каждой кафедры неустанного поиска эффективных технологий, методов для решения социокультурных, учебно-вос-
№ 2/2019
Вестник экономической безопасности
питательных задач. Анализ содержания законодательных документов, регламентирующих данный процесс (Закон об образовании (2012), ФГОС ВО), показывает определенную степень дефицитарности в области сохранения и развития прогрессивных отечественных педагогических традиций в подготовке высококвалифицированных кадров, выявляет подражательные тенденции, нивелирование личностно ориентированного, средового, культурологического подходов.
Тогда как на Пленарном заседании учебно-методического сбора с участием руководителей Главного управления МВД России по г. Москве и Главного управления МВД России по Московской области, состоявшемся в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя 10 января 2019 г., начальник Главного управления МВД России по г. Москве генерал-лейтенант полиции О.А. Баранов, заместитель начальника Главного управления по вопросам миграции МВД России полковник полиции Д.П. Демиден-ко и другие участники подчеркивали необходимость комплексной подготовки специалистов для современной полиции. Ими отмечалось, что выпускникам в период обучения необходимо овладеть не только элементарными знаниями, умениями и навыками, но и сформировать себя как высококультурную, убежденную, ответственную, творческую личность, хорошо владеющую речью, умеющей принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях.
Важнейшим ресурсом для решения этой задачи нами определен феномен педагогической системы кафедры.
Педагогическая система гуманистической педагогической парадигмы кафедрой педагогики трактуется как:
1) сегмент социокультурного пространства общества, отражающий его противоречия и одновременно стабилизирующий и гуманизирующий социум;
2) целостный педагогический процесс, в котором взаимообусловлены воспитание, обучение и служебная деятельность курсантов и слушателей, в устойчивой взаимосвязи представлены компоненты: цель и концепция как идеологическое ядро системы, субъекты, отношения, содержание образования, его средства, технология и программа реализации.
Особого внимания требует обращение к концепции как идеологическому ядру системы.
Стратегия и тактика развития кафедры педагогики реализуется на основе направления «Педагогика смысложизненных ориентации» (И.В. Ульянова). Данное направление внесено в Реестр новых научных направлений — Т. 1, 2018. — Издательский дом «Академия Естествознания».
Необходимо подчеркнуть, что проблема утраты человеком постиндустриального общества смысла жизни (ценностей, целей и целесообразной деятельности) является центральной, с каждым годом становится все более острой и слабо разрешаемой (в связи с чем расширяется и видовой спектр отклоняющегося поведения) — В. Франкл, В.Э. Чуднов-ский и др. Однако если психологическая помощь человеку в большей степени сопряжена с решением его индивидуальных переживаний в конкретный период, то педагогический дискурс предполагает организацию педагогических условий, максимально содействующих полноценной социализации, инкультурации личности, формированию ею гуманистического мировоззрения, построению жизненного пути.
Реализуемая нами Педагогическая система опирается на ряд специфичных закономерностей и принципов в дополнение к тем, которые функционируют в рамках гуманистической педагогики (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.). В частности, нами были открыты следующие закономерности:
• в постиндустриальном обществе на фоне усиления экзистенциального вакуума личности и социальных рисков обостряются проблемы образования (воспитания, обучения) личности, способной к формированию смысложизненных ориентаций;
• образовательная система должна быть обеспечена теоретико-технологическим инструментарием, способствующим формированию смыс-ложизненных ориентаций обучающихся, всех субъектов образовательного процесса как условию самореализации гуманно ориентированной личности, а также укреплению нравственного самосознания нации, сохранению национальной безопасности.
«Смысложизненные ориентации курсантов, слушателей» — личностный педагогический кон-
структ с динамичными компонентами: структурным, содержательным, процессуальным. Структура смысложизненных ориентаций каузальна, трехэлементна: «ценности жизни», «цели жизни», «ориентации». Содержание каждого элемента: ценности духовные (абсолютные) (Жизнь, Здоровье, Свобода, Добро, Истина, Труд, Красота, Ответственность, Толерантность) и эмпирические: феноменологически переживаемые на уровне типизированных социокультурных смыслообразов (Внутренний мир человека, Семья, Профессия, Общество-Отечество, Досуг, Природа); цели — это будущее, переживаемое личностью на основе уверенности самостоятельно осуществлять жизненный выбор с ориентацией на смыслообразы; ориентации — обусловленный знаниями процесс самостоятельной деятельности обучающихся (самовоспитания, самообучения, саморазвития в условиях воспитания, обучения, развития) по достижению целей, освоению соци-оэкзистенциальных ролей на уровне Я-концептов: Я-сын (дочь), Я-ученик (ученица), Я-друг (подруга), Я-курсант, Я-гражданин, Я — полицейский и проч. Формирование смысложизненных ориентаций курсантов, слушателей объединяет их самостоятельную деятельность и деятельность преподавателей, курсовых офицеров, кураторов, служебного и педагогического коллективов, семьи.
Базовые принципы реализации педагогики смысложизненных ориентаций: гражданственности; онтологичности; здоровьесбережения; гендер-ного подхода; психологизации; этико-эстетической обусловленности; профориентационной направленности; профилактической направленности проводимых мероприятий (И.В. Ульянова, Педагогика XXI века. 2017 г.).
В Педагогической системе кафедры педагогики охарактеризованы 4 методологические уровня ее реализации (Э.Г. Юдин и др.).
Характеристика методологических уровней:
• Философский: философские основы образовательного процесса: синтез диалектического материализма + светского гуманизма + позитивного экзистенциализма (В.А. Кувакин, К. Маркс, Э. Фромм, В. Франкл и др.).
• Общенаучный уровень: системный, аксиологический подходы (В.Н. Садовский, В.А. Сласте-нин и др.).
• Конкретно-научный уровень: интегративный подход (в совокупности: личностно ориентированный, деятельностный, культурологический, средовой, компетентностный и др.).
• Технологический уровень: актуальные формы, методы, средства, технологии организации целостного педагогического процесса. Актуальные формы целостного педагогического процесса: групповые, индивидуальные; массовые.
Актуальные методы обучения (целостного педагогического процесса):
• Лекции: проблемные, диалоговые, опережающего содержания, в паре.
• Семинары, практикумы: дискуссия, кейсинг, тренинг, презентирование, моделирование и проч.
Особое внимание преподавателями обращается на реализацию методов рефлексии и иллюстрирования:
• рефлексия (в видах деятельности: устный опрос, беседа, эссе, художественные проекты смыс-ложизненноориентационного содержания — «Линия моей жизни», «Герб моей личности», «Любимый уголок Родины», «Открытие», «Мой нравственный идеал» и проч.);
• иллюстрирование (в видах деятельности: актуализация личного опыта проживания педагогической ситуации, подбор художественной литературы, кинофильма, мультфильма);
• портфолио учебной дисциплины;
• работа по аналитическим картам. Актуальные средства целостного педагогического процесса:
• социокультурные средства смысложизненноо-риентационной технологии: знания о выбранной профессии, семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса;
• образовательные средства: учебные занятия, квазипрофессиональные занятия (дискретная практика и проч.), научный кружок кафедры, тренинг, внеучебные события и мероприятия, секции, занятия в учреждениях дополнительного образования.
328
Вестник экономической безопасности
№ 2/2019
Обращаясь к проблеме профессионального становления личности, следует подчеркнуть, что в гуманитарном образовании, в частности, в сфере социальной педагогики, эффективность профессиональной деятельности обусловлена, прежде всего, личностью обучающегося — будущего социального педагога (выполняющего функции инспектора ПДН).
Именно на личности центрируется целостный педагогический процесс, реализуемый кафедрой педагогики, который условно разделяется на 3 компоненты (вектора): учебно-воспитательный, служебный, квазипрофессиональный. Вовлечение курсантов в сферу каждой компоненты осуществляется не поэтапно, а одновременно, что позволяет отойти от принципа линейности и перейти к принципу концентричности в процессе освоения ими профессии. На основе данной идеи разработана Модель инновационной профессиональной подготовки курсантов и слушателей.
Большое значение профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики в профессиональном становлении курсантов и слушателей придается формированию у них ведущих базовых характеристик личности инспектора ПДН, это:
• эмпатийность;
• рефлексивные способности;
• организаторские способности;
• коммуникативно-речевые способности;
• интеллектуально-творческие способности;
• ответственность и стрессоустойчивость.
Для этого, в частности, уже на первом практическом занятии в рамках дисциплины Общие основы педагогики (Раздел «Введение в профессию») осуществляется работа по Карте профессионально-личностного самоанализа (Табл.).
Во время выполнения задания каждый курсант оценивает у себя степень сформированности перечисленных в таблице способностей по 3-х-балльной системе, в графе ЗАДАЧИ сам отмечает необходимые рекомендации в области самовоспитания, саморазвития. По итогам работы при активном содействии преподавателя проводится коллективная рефлексивная беседа. В конце учебного года по данной карте курсанты вновь проводят самоанализ, отмечая личностную динамику, формулируют новые задачи.
В контексте Педагогической системы кафедры педагогики, реализующей направление «Педагогика смысложизненных ориентаций», издаются монографии, учебные пособия, ведутся дипломные и диссертационные исследования. В частности, была основательно проработана проблема педагогического сопровождения адаптации курсантов к образовательному процессу (О.В. Свинарева), в результате чего выявлено: наиболее сложным для курсантов первого курса является процесс обучения, а не служебная деятельность (как традиционно считается).
Как показывают результаты наших наблюдений, аналитических процедур, уровень готовности первокурсников к получению высшего образова-
Таблица
Карта профессионально-личностного самоанализа
Актуальные характеристики инспектора ПДН Баллы Задачи
эмпатийность
рефлексивные способности
организаторские способности
коммуникативно-речевые способности
интеллектуально-творческие способности
ответственность и стрессоустойчивость
ИТОГ
ния гуманитарного профиля с каждым годом снижается. Выявлено преобладание у первокурсников (в массовом порядке) низкого уровня работы по образцу, анализа, сравнения, обобщения, низкого уровня коммуникативно-речевых, творческих способностей, навыков работы с информационными ресурсами и технологиями. Таким образом, в работе с курсантами (не только первого курса) актуализируются коррекционно-развивающая, компенсаторная функции.
Вместе с тем с каждым годом увеличивается количество курсантов, мотивированных на социально-педагогическую работу, заинтересованных во взаимодействии с несовершеннолетними, оказании им эффективной помощи. Данный факт вдохновляет, стимулирует профессорско-преподавательский состав на дальнейшее совершенствование педагогической деятельности.
Литература
1. Дорошенко О.М. Административно-правовые аспекты профилактики правонарушений несовершеннолетних сотрудниками полиции // Образование. Наука. Научные кадры, 2013. № 7.
2. Ерофеева М.А. Студенческая молодежь как объект гендерного воспитания в системе высшего образования // Педагогическое образование и наука. № 1, 2018.
3. Никитина Е.О. Педагогические характеристики и дидактические требования к проведению занятий с использованием информационных коммуникационных технологий // Правовое воспитание молодежи: семья и социум: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017.
4. Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Т. 7. № 1.
5. Ульянова И.В. Педагогика смысложизненных ориентаций (Учебное пособие). — Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. — Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/38390. — ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 28.10.2018).
6. ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: fgosvo.ru (дата обращения: 20.01.2019).
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Психология
служебной деятельности
Психология служебной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник. Цветков В.Л. и др. 2019 г. 351 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Учебник разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по специальности 3705.02 «Психология служебной деятельности». Рассмотрены основы психологической работы в органах внутренних дел. Основное внимание уделяется таким вопросам, как психологическая подготовка сотрудников ОВД, технологии психологической помощи и психологической реабилитации сотрудников ОВД, организация психологической работы в ОВД.
Для курсантов, студентов вузов, психологов, а также всех интересующихся проблемами практической психологии.
330_ - Вестник экономической безопасности - № 2 / 2019