вания в России и Вьетнаме // Казанский социально-гуманитарный вестник, 2016. № 18.
12. Фурсова В.В., Хоанг Х.В. Институциональные барьеры доступа к высшему образованию в России и Вьетнаме Казанский социально-гуманитарный вестник, 2016. № 2.
13. Шереги Ф.Э. Измерение рейтингов университетов: международный и российский опыт. М.: Центр социологических исследований, 2014.
14. Birger F., Nguyen Q.K., Nguyen G.C. An African exploration of the East Asian education experience. The World Bank, 2008.
15. Kitinov B.U., Solodkova O.L. PFUR and countries of Asia. M.: PFUR, 2010.
16. Van H.H., Fursova V Accessibility of higher education in Vietnamese and Russian societies:
a quantitative aspect // Czech journal of social sciences, business and economics, 2017. Vol. 6. № 2.
17. Nguyen Thi Ngan. How English has displaced Russian and other foreign languages in Vietnam since «DoiMoi»// International Journal of Humanities and Social Science, 2012. Vol. 2. № 10.
18. Van Thinh. Bao tao can bo viet nam о lien xo trnoc nam. [Электронный ресурс]. URL: http:// khoalichsu.ussh.vnu.edu.vn/dao-tao-can-bo-viet-nam-o-lien-xo-vai-nhan-dinh/ (дата обращения: 26.12.2017).
19. Nguyen Tien Dung. Viet Nam trong long cac ban Nga. [Электронный ресурс]. URL: http:// petrovietnam.petrotimes.vn/viet-nam-trong-long-cac-ban-nga-59967.html (дата обращения 26.12.2017).
© И.В. Ульянова, И.Г. Евсеева, 2018 УДК 378 ББК 74
ФОРМИРОВАНИЕ КУРСАНТАМИ — БУДУЩИМИ СОТРУДНИКАМИ
ПДН НАВЫКОВ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Ирина Валентиновна Ульянова,
профессор кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор педагогических наук
E-mail: iva2958@mail.ru; Ирина Георгиевна Евсеева,
профессор кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,
кандидат психологических наук, доцент Научная специальность 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Представлен анализ содержания профессиональной компетенции (ПК-42) ФГОС ВО по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиантного поведения. Авторы подчеркивают необходимость уточнения содержательно-лингвистического аспекта компетенций, а также унификации современного понятийного аппарата педагогики, что позволит объективировать, в том числе, понятие «воспитание»; расширить практические возможности курсантов в области взаимодействия с несовершеннолетними, содействовать в овладении ими правовой культурой. Инновационным аспектом реализуемого образовательного процесса кафедрой педагогики МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя является приобщение курсантов к первичным профессиональным пробам с первого года обучения.
Ключевые слова: курсанты — будущие социальные педагоги, правовая культура, дети и подростки, первичные профессиональные пробы.
Для цитирования: Ульянова И.В., Евсеева И.Г. Формирование курсантами — будущими сотрудниками ПДН навыков воспитания у детей и подростков правовой культуры. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):247-51.
FORMATION OF CADETS-FUTURE STAFF OF PD OF PARENTING SKILLS IN CHILDREN AND ADOLESCENTS LEGAL CULTURE
Irina V Ul'yanova,
Professor of the Department ofPedagogy of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot,
Doctor of Pedagogical Sciences;
Irina G. Evseeva,
Professor of the Department of Pedagogy of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of the Interior ofRussia named after V.Ya. Kikot, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor
Abstract. In the article the analysis of the content of professional competence (PK-42) of GEF VO on specialty 44.05.01 Pedagogy and psychology of deviant behavior is presented, the authors emphasize the need to clarify the content-linguistic aspect of competencies, as well as the unification of the modern conceptual apparatus of pedagogy, which will allow objectifying, in that including the concept of «upbringing», to expand the practical capabilities of cadets in the field of interaction with minors, to assist them in mastering the legal culture. aspect of the educational process being implemented by the Department of Education of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot is the introduction of cadets to primary professional tests from the first year of training.
Keywords: cadets-future social educators, legal culture, children and adolescents, primary professional samples.
Ориентация преподавателей в своей практической деятельности на положения ФГОС ВО по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиантного поведения требует его глубокого изучения, в том числе, и содержания компетенций всех уровней, и понятийного аппарата самого документа.
Критический анализ всего информационного дискурса ФГОС ВО по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиантного поведения показывает, в определенной степени, его методологическую аморфность, что ориентирует преподавателя на уточнение, конкретизацию многих положений; как следствие — тщательную работу с каждой из представленной в нем компетенцией.
Преподаватели кафедры педагогики осуществляют данные изыскания на теоретическом и практическом уровнях, что позволяет повысить качество образовательного процесса и придает большую практическую ориентированность курсантов в освоении учебных дисциплин.
Так, обращение к сущности профессиональной компетенции 42 (ПК-42) ФГОС ВО указанной направленности («способность проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру») выявляет ее содержательно-речевые педагогические аберрации. В лингвистическом плане фиксируется тавтология (греч. tautología, от tautó то же самое и lógos слово) — повторение одних и
тех же или близких по смыслу слов: «правосознание, законопослушное поведение» и «правовая культура» — аналоги; фраза «проводить правовое воспитание» нарушает лексические нормы русского языка, где в устойчивом словосочетании должны использоваться глаголы «реализовывать», «осуществлять», но не «проводить».
В содержательно-смысловом плане выявляется нарушение в смысловой иерархии использованных понятий: «правосознание» — дефиниция видового уровня, «правовая культура» — дефиниция родового уровня, — тогда как в компетенции они представлены в качестве равнозначных.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в современной отечественной педагогике фиксируется неустановленность единого мнения относительно самого понятия «воспитание». Например, в Законе 273-Ф3 «Об образовании в РФ» (2012) воспитание характеризуется не только в узком смысле (это «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»), но и с тенденцией к нивелированию феномена «сотрудничество», без которого приоритет получает организаторская деятельность педагога, не учитывающая активность самого воспитанника.
На наш взгляд, для современных условий постиндустриального общества эффективно научное понимание воспитания в широком и узком педагогических смыслах с опорой на гуманистические традиции отечественной педагогики (Ш.А. Амо-нашвили, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский и др.). Воспитание в широком педагогическом значении — это системная, специальная деятельность педагогического коллектива по организации воспитательного пространства, содействующего интериоризации воспитанниками гуманистических ценностей, постановке гуманно ориентированных целей, реализации социально и культурно одобряемых норм поведения, самореализации с учетом их индивидуально — личностных особенностей, специфики группы, в которую они включены.
Воспитание в узком педагогическом значении трактуется нами как специальная деятельность педагога, как процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.) в условиях сотрудничества с подопечным, когда актуализируется его активность.
Обращение к проблеме формирования курсантами-будущими сотрудниками ПДН навыков воспитания у детей и подростков правовой культуры требует оформления определенного образовательного алгоритма. Он, по нашему мнению, должен быть структурирован следующим образом (табл.).
Практика показала, что, обращение к проведению мероприятий в образовательных организациях на основе задач ПК-42 ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения вызывает особые сложности. Во многом это связано, во-первых, с усилением закрытого режима функционирования образовательных организаций общего образования (школ), средне-профессионального образования (колледжей, техникумов), когда администрация, опасаясь огласки возможных негативных фактов, касающихся обучающихся, не откликается на системное социальное сотрудничество образовательных организаций, в том числе — на приобщение курсантов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя к участию в
правовом воспитании подрастающего поколения. Во-вторых, — во многом с формальным подходом власти к статистическим данным в области правонарушений несовершеннолетних, что стагнирует развитие целостной и устойчивой системы правовой защиты подрастающего поколения, правовой культуры российского общества в целом. В-третьих, необходимо указать на преимущественно сциентист-кую направленность работы современной школы, когда воспитательный аспект, в том числе и правового характера, сопряжен с отдельными, ситуативно проводимыми мероприятиями.
С учетом указанных проблем кафедрой педагогики разработан и реализуется план подготовки и реализации интегративных педагогических условий для формирования курсантами-будущими сотрудниками ПДН навыков воспитания у детей и подростков правовой культуры. Он выглядит следующим образом:
1. Освоение курсантами в образовательном процессе теоретических основ вопроса воспитания у детей и подростков правовой культуры (учебные дисциплины «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Административное право», «Социальная педагогика» и др.).
2. Оформление руководством кафедры договорных отношений с представителями образовательных организаций, заинтересованных в комплексной и системной реализации правового воспитания обучающихся с участием курсантов-будущих сотрудников ПДН.
3. Совместное проектирование воспитательной работы образовательной организации в области правового воспитания, воспитания правовой культуры обучающихся социальным педагогом, завучем по воспитательной работе и представителями кафедры.
4. Подготовка преподавателями курсантов к просветительской работе: выбор темы по запросу, отработка навыков взаимодействия с аудиторией с учетом возраста, социального статуса (детьми или подростками, родителями, педагогическим коллективом, администрацией), моделирование профессиональных ситуаций.
5. Рефлексивное обсуждение результатов моделирования профессиональных ситуаций, коррекция недочетов, подведение итогов подготовки.
Таблица
Алгоритм освоения курсантами профессиональных компетенций (на примере ПК-42)
Цель образования: Способность курсантами проводить (организовывать, реализовывать) правовое воспитание
Деятельность преподавателя: • организация оптимальных условий для развития курсантами способностей реализовывать правовое воспитание и формировать правовую культуру у детей и подростков; • самовоспитание в области правового воспитания Деятельность курсантов: • овладение знаниями о специфике правового воспитания и формирования правовой культуры у детей и подростков; • формирование первичных умений в области реализации правового воспитания, формирования правовой культуры у детей и подростков; владение навыками творческого подхода к организации правового воспитания; • самовоспитание в области правового воспитания
J 1 и
Этапы деятельности преподавателя:
1) лекционный;
2) семинарский;
3) практический;
4) квази-профессиональный;
5) первичных профессиональных проб;
6) систематический личностно-рефлексивный (самовоспитание)
О
Актуализация межпредметных связей:
1) Социальная педагогика — юриспруденция;
2) Социальная педагогика — психология;
3) Социальная педагогика — _культурология_
Этапы деятельности курсантов:
1) интериоризация базовых теоретических знаний по учебной теме;
2) расширение представлений и проблеме правового воспитания и формирования правовой культуры у детей и подростков;
3) анализ проблем правового воспитания (на основе тематических отрывков их кинофильмов, видеороликов, статей их периодических изданий, литературных произведений);
4) моделирование ситуаций правового воспитания в учебной аудитории; проведение мероприятий в образовательных организациях;
5) профессиональная самореализация на основе первичных профессиональных проб;
6) систематический личностно-рефлексивный (самовоспитание)_
Актуализация межпредметных связей:
1) Социальная педагогика — юриспруденция;
2) Социальная педагогика — психология;
3) Социальная педагогика — культурология_
6. Проведение запланированного мероприятия.
7. Обсуждение результатов первичной профессиональной деятельности курсантов как первичной профессиональной пробы.
8. Оценивание преподавателем качества проведенного курсантами мероприятия.
9. Рекомендации преподавателя курсантам по самосовершенствованию деятельности в об-
250
ласти воспитания у детей и подростков правовой культуры.
10. Планирование последующих мероприятий с учетом полученных замечаний, рекомендаций, приобретенного курсантами опыта.
Учитывая, что в некоторых образовательных организациях правовое воспитание не реализуется системно и планомерно, нередко возникает необходимость подготовки специальных памяток для
№ 2/2018
Вестник экономической безопасности
педагогического коллектива, родителей, обучающихся. Они разрабатываются совместно преподавателями и курсантами на основе педагогического направления кафедры педагогики — педагогики смысложизненных ориентаций (И.В. Ульянова [4]), ориентированной на методологию гуманистической педагогики (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др. [2]). В данных памятках подчеркивается, что правовое воспитание — актуальное направление воспитательной системы, это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом (Семитко А.П., Русинов Р.К., Баранов В.М., Сальников В.П.). В памятках для несовершеннолетних говорится о возможных опасностях в современном мире и даются четкие инструкции для конкретных, сберегающих жизнь действий.
Правовая культура обучающихся тесно связана с профилактической деятельностью, реализуемой в педагогическом пространстве и направленной на предупреждение правонарушений в детской среде. «Задачи правового воспитания заключаются в том, чтобы довести до сознания учеников требования правовых норм, добиться того, чтобы эти требования приобрели для них личностный смысл, получили внутреннюю санкцию, стали руководством в повседневном поведении» [2].
Для максимальной эффективности правового воспитания детей и подростков нами определено, что работу в данном направлении необходимо осуществлять обязательно с первого класса общеобразовательной школы, реализуя принципы системности, доверия, доступности, наглядности, осознанности, (когда параллельно с этим ведется просвещение родителей, педагогов). Сначала это (для несовершеннолетних) дидактические игры правового содержания с элементами беседы, коллективные проекты-поучения на уровне учебной параллели, далее — диспуты, просмотр и анализ актуальных кинофильмов, видеороликов, совместное моделирование социально одобряемого, гуманно ориентированного поведения, в последствие — лекции, беседы, консультации со старшекласс-
никами, которые включаются в педагогическую правовую работу с младшими школьниками. В свою очередь, вовлеченность курсантов в подобную системную деятельность (подчеркнем — с первого года обучения в университете) позволяет реализовать широкий комплекс задач: формирование осознанного отношения школьников к социальным нормам, первичной ориентации в правовом поле государства, а также формирование у курсантов реальных профессиональных навыков в реализации организационной, просветительской, консультационной деятельности. Особую значимость при этом приобретает формирование у подрастающего поколения положительного образа полицейского, призванного стоять на защите прав ребенка, помогая ему осваивать правовые нормы.
Литература
1. Боровицкий А.М. Обогащение образовательного процесса военного института внутренних войск МВД России диалогическим взаимодействием преподавателей и курсантов как условие развития коммуникативной культуры курсантов // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогические науки. № 5(64), 2015.
2. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Академия, 2002 г.
3. Ульянова И.В., Евсеева И.Г., Борисова Е.В. Подготовка курсантов-будущих социальных педагогов к консультационной деятельности// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». № 6, 2015. (ВАК). URL: www. science-education.ru/127-21375 (дата обращения:
28.01.2017).
4. Ульянова И.В. Педагогика смысложизнен-ных ориентаций (Учебное пособие). Электрон. текстовые данные. Саратов: Вузовское образование, 2015. Режим доступа: http://www.iprbookshop. ru/38390. ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 28.01.2017).
5. ФГОС ВО по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: fgosvo.ru (дата обращения:
25.01.2018).