Научная статья на тему 'Реализация компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних'

Реализация компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный педагог / инспектор по делам несовершеннолетних / комплекс компетенций / компетентностный подход / практико-ориентированный подход / блоки подготовки / профильная подготовка социальных педагогов / social pedagogue / inspector of juvenile Affairs / complex of competences / competence approach / practice-oriented approach / blocks of training / profile training of social pedagogues

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Александровна Простакишина

Представлен опыт работы кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 педагогика и психология девиантного поведения (квалификация выпускника социальный педагог). Подготовка специалистов нацеливает выпускников на службу в подразделениях и отделах по делам несовершеннолетних У(О), МУ МВД России, в связи с чем возникает острая необходимость в овладении комплекса компетенций: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Передовой целью в процессе овладения комплекса компетенций является сформированность у курсантов (социальных педагогов будущих инспекторов по делам несовершеннолетних) личностной гуманно-ориентированной позиции во время решения задач по предупреждению и профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Александровна Простакишина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the competence approach in the training of social pedagogues-future inspectors of juvenile Affairs

The article presents the experience of the Department of pedagogy of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot’ in the framework of the Federal state educational standard of higher education in the specialty 44.05.01 pedagogy and psychology of deviant behavior (graduate qualification social teacher). Training of specialists aims the graduates to serve in offices and divisions on Affairs of minors of Department of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Departments of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation and Municipal Offices of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, in connection with which there is an urgent need in mastering the complex of competences: General cultural, General professional, professional and specialized professional competencies. The best goal in the process of mastering the complex of competencies is the formation of cadets (social pedagogues future inspectors of juvenile Affairs) personal human-oriented position in the solution of problems of prevention and prevention of deviant behavior of minors

Текст научной работы на тему «Реализация компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних»

УДК 378 ББК 74

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10121 © Ю.А. Простакишина, 2019

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ — БУДУЩИХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Юлия Александровна Простакишина,

адъюнкт кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Представлен опыт работы кафедры педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиантного поведения (квалификация выпускника — социальный педагог). Подготовка специалистов нацеливает выпускников на службу в подразделениях и отделах по делам несовершеннолетних У(О), МУ МВД России, в связи с чем возникает острая необходимость в овладении комплекса компетенций: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Передовой целью в процессе овладения комплекса компетенций является сформированность у курсантов (социальных педагогов — будущих инспекторов по делам несовершеннолетних) личностной гуманно-ориентированной позиции во время решения задач по предупреждению и профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних, комплекс компетенций, компетентностный подход, практико-ориентированный подход, блоки подготовки, профильная подготовка социальных педагогов.

IMPLEMENTATION OF THE COMPETENCE APPROACH IN THE TRAINING OF SOCIAL PEDAGOGUES-FUTURE INSPECTORS OF JUVENILE AFFAIRS

Yulia A. Prostakishina,

Adjunct of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex Psychology of Service Activities Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. The article presents the experience of the Department of pedagogy of the UNK PSD of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot' in the framework of the Federal state educational standard of higher education in the specialty 44.05.01 — pedagogy and psychology of deviant behavior (graduate qualification — social teacher). Training of specialists aims the graduates to serve in offices and divisions on Affairs of minors of Department of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, Departments of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation and Municipal Offices of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, in connection with which there is an urgent need in mastering the complex of competences: General cultural, General professional, professional and specialized professional competencies. The best goal in the process of mastering the complex of competencies is the formation of cadets (social pedagogues — future inspectors of juvenile Affairs) personal human-oriented position in the solution of problems of prevention and prevention of deviant behavior of minors.

Keywords: social pedagogue, inspector of juvenile Affairs, complex of competences, competence approach, practice-oriented approach, blocks of training, profile training of social pedagogues.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Простакишина Ю.А. Реализация компетентностного подхода при подготовке социальных педагогов — будущих инспекторов по делам несовершеннолетних. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):359-61.

В последние годы предупреждение правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними, приобрели особый плацдарм для педагогической работы. Технологизация предупредительной работы с несовершеннолетними отклоняющегося поведения на сегодняшний день приобретает особую актуальность со стороны науки и практики.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя обеспечивает реализацию Федераль-

ного государственного образовательного стандарта высшего образования (далее — ФГОС ВО) [1] посредством основной образовательной программы высшего образования (далее — ООП ВО) по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиантного поведения (квалификация выпускника — социальный педагог) [2]. Профильная подготовка выпускников вышеуказанной специальности осуществляется кафедрой педагогики УНК ПСД Московского университета МВД России имени

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рис. 1. Подготовка социальных педагогов — будущих инспекторов по делам несовершеннолетних

профессиональной подготовки курсантов — социальных педагогов:

• 1-й блок ^ юридические дисциплины;

• 2-й блок ^ психологические дисциплины;

• 3-й блок ^ социально-педагогические дисциплины.

Соотношение блоков подготовки социальных педагогов — будущих инспекторов по делам несовершеннолетних по модулю подготовки демонстрируют процентное соотношение ведущих векторов направления профессиональной подготовки социальных педагогов, что отображено на рис. 2.

Преобладание юридического профиля подготовки — 2 664 часа за 5 лет обучения, что составляет 47,5% от общего количества выделенных часов, несомненно, занимает позицию ведущего блока в подготовке социальных педагогов. Следующим превалирующим блоком является социально-педагогическая подготовка — 1 908 часов за 5 лет обучения, что составляет 33,9% от общего количества выделенных часов. И заключительным блоком подготовки социальных педагогов является психологический блок — 1 044 часа за 5 лет обучения, что составляет 18,6% от общего количества выделенных часов.

Передовой целью в обучении социальных педагогов выступает формирование у курсантов личностной гуманно-ориентированной позиции во время решения комплекса задач по предупреждению и профилактики правонарушений (отклоняющегося поведения) у несовершеннолетних. Осуществление

Рис. 2. Соотношение блоков по модулю подготовки

В.Я. Кикотя посредством компетентностного и практико-ориентированного подходов, позволяющих сочетать фундаментальные знания с практическими навыками будущей профессиональной деятельности. Данные подходы нашли свое отражение не только в дискретных практиках курсантов института психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, но и в производственной практике в подразделениях по делам несовершеннолетних, а также в производственной преддипломной практике (стажировке).

Исследование и анализ ООП ВО по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиант-ного поведения (квалификация выпускника — социальный педагог) и учебных планов, которые отражены на рис. 1, показали три блока направления

360

Вестник экономической безопасности

№ 2/2019

заданной цели происходит посредством первосте-пенности в овладении комплекса компетенций (общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции и профессионально-специализированные компетенции) личностного модуля курсанта-социального педагога. Определяющей позицией в работе социального педагога (инспектора по делам несовершеннолетних) является личностный компонент [3, с. 72], требующий «использования и учета передового педагогического опыта, сформулированных этикой принципов нравственности для определения целей и разработки методов воспитания» [4, с. 287].

Личностный модуль сочетает в себе плановое и целенаправленное приобщение к будущей профессиональной деятельности, т.е. в приобщении к дискретным практикам. Дискретные практики проходят на территориях экспериментальных площадок, на которых курсанты-социальные педагоги реализуют полученные, в ходе обучения, знания и умения, тем самым приобретая навыки будущей профессиональной деятельности по предупреждению и профилактике отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Никитская Е.А. и Никитина Е.О. рассматривают практический аспект подготовки субъектов к профилактической работе с несовершеннолетними отклоняющегося поведения, как ведущий: «Субъекты профилактики приобретают опыт реальной профилактической и просветительской работы, актуализируют и закрепляют знания, полеченные на лекциях, семинарах, практикумах.» [5, с. 186]. Обратившись в рис. 1, заметна тенденция повышения уровня социально-педагогического блока подготовки, путем сочетания с дискретными практиками. Дискретные практики на экспериментальных площадках проходят, как правило, посредством кейс-метода и метода-проектов.

Реализуя ФГОС ВО по специальности 44.05.01 — педагогика и психология девиантного поведения (квалификация выпускника — социальный педагог), при помощи компетентностного и практико-ориентированного подходов, акцентируется внимание на интегративной подготовке сотрудников полиции. Посредством заданного ритма обучения выпускники в полном объеме владеют не только комплексом компетенций, но и этическими, моральными, творческими, коммуникативными на-

выками, формируя тем самым высококультурную личность с собственной личностной гуманно — ориентированной позицией. Оценивание индикаторов сформированности комплекса компетенций у выпускника происходит на этапе реализации ГИА: «.. .Ситуативное оценивание профессиональных компетенций выпускника на основе выполнения комплексного практико- ориентированного задания» [6, с. 211].

Литература

1. «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)» [Текст]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611 // [Электронный ресурс] Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 12.01.2017 г. (№ 0001201701120020).

2. Официальный сайт Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://мосу.мвд.рф/ Obrazovanie/Osnovnye_obrazovatelnye_programmy (Дата обращения — 20.01.2019).

3. Ульянова И.В. Формирование гуманистической личности сотрудника ПДН как актуальный фактор успешности его профессиональной деятельности / И.В. Ульянова // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 1.

4. Русаков В.К., Ананьин О.Ю., Простаки-шина Ю.А. Опыт формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в отечественной педагогике / В.К. Русаков, О.Ю. Ананьин, Ю.А. Простакишина // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. № 4 (25).

5. Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования работы субъектов профилактики делинквентного поведения несовершеннолетних / Е.А. Никитская, Е.О. Никитина // Наука и школа. 2018. № 5.

6. Ульянова И.В. Государственная итоговая аттестация: проект проведения комплексно-го-интегрированного государственного экзамена / И.В. Ульянова // Современные наукоемкие технологии. 2016, № 6-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.