Закон и право. 2022. № 2. С. 47-49. Law and legislation. 2022;(2):47-49.
Научная статья
УДК 342 NIION: 1997-0063-2/22-071
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-47-49 MOSURED: 77/27-001-2022-2-271
Совершенствование административных полномочий полиции
Российской Федерации
Игорь Михайлович Городничев
Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье проанализированы изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с совершенствованием административных полномочий полиции.
Ключевые слова: охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, органы внутренних дел, полиция, административные полномочия, меры административного принуждения.
Для цитирования: Городничев И.М. Совершенствование административных полномочий полиции Российской Федерации // Закон и право. 2022. № 2. С. 47—49. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-47-49.
Original article
Improving the administrative powers of the police of the Russian Federation
Igor M. Gorodnichev
Academy of Management of the interior Ministry of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article analyzes the changes in the legislation of the Russian Federation related to the improvement of the administrative powers of the police.
Keywords: protection of public order, ensuring public safety, internal affairs bodies, police, administrative powers, measures of administrative coercion.
For citation: Gorodnichev I.M. Improving the administrative powers of the police of the Russian Federation // Law and legislation. 2022;(2):47—49. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-2-47-49.
Совершенствование российского законодательства в области обеспечения нацио-'^»«'•Нальной безопасности [4; 6; 7], охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности связано с совершенствованием правового положения органов внутренних дел [5]. Эти вопросы связаны с развитием законодательства о деятельности органов внутренних дел и уже находили отражение в ряде работ автора [1; 2]. На совершенствующие правового регулирования деятельности ОВД в современных условиях, повышение ее эффективности направлен Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» от 21 декабря 2021 г. № 424-ФЗ, дополнивший Фе-
© Городничев И.М. М., 2022.
LAW & LEGISLATION • 02-2022
деральный закон «О полиции» статьей 15.1 «Вскрытие транспортного средства».
В соответствии данной статьей полиция имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также: для спасения жизни граждан; для обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, а также лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния, и (или) лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержа-
щее признаки преступления [3]; для пресечения преступления; для применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если имеются основания полагать, что совершившее данное правонарушение лицо находится в состоянии опьянения; для проведения осмотра транспортного средства и (или) груза, если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно обо-ротоспособные; для проверки сообщения об угрозе террористического акта; для установления обстоятельств несчастного случая.
Перед вскрытием транспортного средства сотрудник полиции называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию собственника либо иного законного владельца транспортного средства или находящихся в нем граждан служебное удостоверение, предупреждает о своем намерении, разъясняет причину и основания вскрытия транспортного средства, а также возникающие в связи с этим права и обязанности граждан, за исключением случаев, если промедление создает угрозу жизни и здоровью сотрудника полиции или иных граждан, и (или) при необходимости незамедлительного пресечения преступления или административного правонарушения либо преследования совершивших их лиц.
О вскрытии транспортного средства не позднее 24 часов с момента вскрытия информируется собственник транспортного средства, если такое вскрытие было осуществлено в его отсутствие, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Полиция в отсутствие собственника или иного законного владельца вскрытого транспортного средства обеспечивает недопущение доступа посторонних лиц в транспортное средство.
По нашему мнению, данное правоустанов-ление является законодательным расширением прав сотрудников ОВД, осуществляемых в рамках реализуемых принципов правового регулирования деятельности полиции, и содержит достаточно мер для обеспечения законности в действиях сотрудников ОВД.
Эти меры могут быть активно реализованы как в условиях повседневной деятельности ОВД по охране общественного порядка, так и в условиях административно-правовых режимов [8; 9; 10], устанавливаемых в этих же целях.
Список источников
1. Городничев И.М. О совершенствовании правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения // Закон и право. 2021. № 4.
2. Городничев И.М. О совершенствовании правового регулирования в области обеспечения национальной безопасности // Гос. служба и кадры. 2020. № 5.
3. Киреев М.П. Борьба с преступностью: от обычая к закону / М.П. Киреев, В.М. Редкоус,
B.В. Урбан // Вопросы истории. 2021. № 5-2.
C. 227-242.
4. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин,
B.В. Алешин [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 512 с.
5. Прудникова Т.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти. Учеб. пособие / Т.А. Прудникова, В.М. Редкоус,
C.А. Акимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 140 с.
6. Редкоус В.М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного Российского государства / / Право и государство: теория и практика. 2009. № 1. (49). С. 97-100.
7. Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях // Закон и право. 2010. № 8. С. 107-109.
8. Редкоус В.М. Понятие административно-правовых режимов, устанавливаемых в области обеспечения национальной безопасности // Право и гос-во: теория и практика. 2009. № 12 (60). С. 92-95.
9. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / E. Pevtsova, N. Pevtsova, M. Lavitskaya [et al.] // E3S Web of Conferences: 8. Rostov-on-Don, 2020. P. 17023.
10. State and non-state actors ensuring constitutional order and public security: Problems of legal regulation of interaction the ability to understand and the textual typologies in the primary basic education, third grade / A.I. Yastrebova, A.I. Stakhov, V.M. Redkous [et al.] // Universidad y Sociedad. 2020. Vol. 12. № 3. Pp. 228-239.
References
1. Gorodnichev I.M. On the improvement of legal regulation in the field of road safety // Law and Legislation. 2021. № 4
ЗАКОН И ПРАВО • 02-2022
2. Gorodnichev I.M. On the improvement of legal regulation in the field of ensuring national security // Public service and personnel. 2020. № 5.
3. Kireev M.P. Fighting crime: from custom to law / M.P. Kireev, V.M. Redkous, V.V. Urban // Questions of history. 2021. № 5-2. Pp. 227—242.
4. Legal basis for ensuring the national security of the Russian Federation: monograph / Yu.I. Avdeev, S.V. Alenkin, V.V. Aleshin [et al.]. Moscow: UNITI-DANA, 2017.
5. Prudnikova T.A. Administrative and legal status of executive authorities. Textbook / T.A. Prudnikova, V.M. Redkous, S.A. Akimov. Moscow: UNITI-DANA, 2012. 140 p.
6. Redkous V.M. Features of administrative and legal support of national security in modern conditions // Law and Legislation. 2010. № 8. Pp. 107—109.
7. Redkous V.M. On the issue of ensuring national security as a function of the modern Russian state // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 1 (49). Pp. 97-100.
8. Redkous V.M. The concept of administrative and legal regimes established in the field of ensuring national security // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 12 (60).
9. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society / E. Pevtsova, N. Pevtsova, M. Lavitskaya [et al.] // E3S Web of Conferences: 8. Rostov-on-Don, 2020. P. 17023.
10. State and non-state actors ensuring constitutional order and public security: Problems of legal regulation of interaction the ability to understand and the textual typologies in the primary basic education, third grade / A.I. Yastrebova, A.I. Stakhov, V.M. Redkous [et al.] // Universidad y Sociedad. 2020. Vol. 12. № 3. P. 228-239.
Информация об авторе
Городничев И.М. — кандидат юридических наук
Information about the author
Gorodnichev I.M. — candidate of law
Статья поступила в редакцию 06.12.2021; одобрена после рецензирования 08.01.2022; принята к публикации 14.01.2022.
The article was submitted 06.12.2021; approved after reviewing 08.01.2022; accepted for publication 14.01.2022.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Нотариат. 6-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Г.Б. Мирзоева, Н.Д. Эриашвили, Н.М. Илюшиной.
ISBN: 978-5-238-02629-9
Представлена история становления и организация нотариатов в Российской Федерации; дана характеристика норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие при удостоверении нотариусами бесспорных прав и фактов; рассмотрены вопросы свидетельствования документов, выписок из них, оформления наследственных прав, придания документам исполнительной силы и выполнения других предусмотренных законом действий в целях обеспечения защиты прав и интересов граждан и юридических лиц.
Учтены последние изменения в законодательстве о нотариате и проанализированы новые нормативные акты, относящиеся к нотариальной деятельности. Для студентов и аспирантов юридических вузов, а также руководителей хозяйствующих субъектов.
LAW & LEGISLATION • 02-2022