Научная статья на тему 'О РОЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПОЛИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА НА ЧЕЛОВЕКА'

О РОЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПОЛИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА НА ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
органы внутренних дел / профилактика / человек / электронные масс-медиа / несовершеннолетние / преступления / административные правонарушения / правовая пропаганда / информационное общество / internal affairs bodies / prevention / person / electronic mass media / minors / crimes / administrative offenses / legal propaganda / Information society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Илья Алексеевич Панфилов

В статье сформулированы меры, которые должны осуществлять органы внутренних дел в рамках реализации профилактических мероприятий, направленных на организацию защиты людей от негативного влияния содержания продукции электронных масс-медиа на их сознание и поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Илья Алексеевич Панфилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of police units in the prevention of the destructive impact of electronic mass media on a person

The article formulates the measures that must be taken by the internal affairs bodies as part of the implementation of preventive measures aimed at organizing the protection of people from the negative impact of the content of electronic mass media products on their consciousness and behavior.

Текст научной работы на тему «О РОЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПОЛИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА НА ЧЕЛОВЕКА»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-107-109

О РОЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МАСС-МЕДИА НА ЧЕЛОВЕКА

Илья Алексеевич ПАНФИЛОВ, старший преподаватель-методист Управления учебно-методической работы Академии управления МВД России ilya-panfilov@mail.ru

Аннотация. В статье сформулированы меры, которые должны осуществлять органы внутренних дел в рамках реализации профилактических мероприятий, направленных на организацию защиты людей от негативного влияния содержания продукции электронных масс-медиа на их сознание и поведение.

Ключевые слова: органы внутренних дел, профилактика, человек, электронные масс-медиа, несовершеннолетние, преступления, административные правонарушения, правовая пропаганда, информационное общество.

Annotation. The article formulates the measures that must be taken by the internal affairs bodies as part of the implementation of preventive measures aimed at organizing the protection of people from the negative impact of the content of electronic mass media products on their consciousness and behavior.

Keywords: internal affairs bodies, prevention, person, electronic mass media, minors, crimes, administrative offenses, legal propaganda, Information society.

Одно из ведущих мест в реализации мер по Минимизации криминогенного потенциала электронных масс-медиа на человека занимают органы внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД РФ), которые активно участвуют в их осуществлении при помощи комплекса мер профилактического характера.

Данные меры направлены не на криминогенное воздействие электронных масс-медиа как таковое, а на те фоновые криминогенные явления, которые, хотя и не относятся к преступным, тем не менее представляют собой немалую общественную опасность, активно питают преступность, выступают в качестве ее благоприятного фона, влияют на нравственность общества в целом1.

Представляется, что основными субъектами профилактики, осуществляемой ОВД РФ, выступают в первую очередь участковые уполномо-

ченные полиции (УУП) и инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН).

Согласно статистическим данным МВД России (форма «Профилактика»), по итогам 2019 г. УУП осуществлялась индивидуальная профилактическая работа в отношении 548 167 лиц, освободившихся из мест лишения свободы, из которых 594 лица — несовершеннолетние; 10 372 — страдающие алкоголизмом и 6773 — наркоманией.

В целом же за последние пять лет (2014 — 2019) количество лиц указанной категории составило более 2,5 млн.

Полагаем, что в рамках реализации одного из приоритетных направлений ОВД РФ — предупреждения преступлений и административных правонарушений2 УУП в ходе повседневной служебной деятельности также должны осуществлять профилактические мероприятия, направ-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

ленные на организацию защиты людей от негативного влияния содержания продукции электронных масс-медиа на их сознание и поведение, а также последствий такого влияния путем:

■ выявления лиц из числа ранее осужденных за преступления против личности, являющихся активными потребителями продукции электронных масс-медиа, содержащей сцены насилия, с последующим усилением контроля за их поведением;

■ выявления фактов нарушений законодательства РФ в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, предусмотренных ст. 16 «Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3;

■ проведения профилактических бесед с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, направленных на:

а) активизацию постоянного родительского контроля за содержанием продукции электронных масс-медиа, потребляемой их детьми; соблюдение возрастных ограничений на информационную продукцию (знаковых и текстовых предупреждений, обозначающих возрастную категорию, для которой предусмотрена соответствующая продукция электронных масс-медиа);

б) использование программного обеспечения «Родительский контроль», представляющего собой комплекс правил и мер по предотвращению предполагаемого негативного воздействия телевидения, кино- и видеопродукции, компьютерных и видеоигр, а также сети Интернет на ребенка;

в) необходимость обращения в специализированные психолого-педагогические центры, осуществляющие реабилитацию и коррекцию личности, в случае каких-либо отклонений или нарушений в развитии, социализации или адаптации несовершеннолетнего, в том числе вследствие навязчивого увлечения продукцией электронных масс-медиа;

г) необходимость обращения в полицию в случае выявления фактов кибербуллинга в отношении их несовершеннолетних детей.

Полагаем, что инспекторам ПДН в своей деятельности необходимо проводить с родителями или иными законными представителями несовершеннолетних профилактические беседы по вопросу обеспечения их детей надлежащей защитой от деструктивного влияния продукции

электронных масс-медиа, а также выявлять и документировать нарушения законодательства РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Представляется, что в рамках осуществления правовой пропаганды инспекторам ПДН необходимо использовать следующие способы формирования правового мировоззрения несовершенно летних, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, направленных на предупреждение негативного влияния продукции электронных масс-медиа:

■ сочетать лекции и профилактические беседы с применением наглядных материалов (например, материалов по делам об административных правонарушениях, результатов расследования уголовных дел, решений судебных органов);

■ помимо информирования об ответственности по УК РФ разъяснять положения и уголовно-процессуального и административного законодательства в области защиты детей от деструктивной информации электронных масс-медиа;

■ уделять внимание оказанию методической помощи образовательным организациям посредством предоставления научной и другой литературы по проблеме негативного влияния электронных масс-медиа.

Отметим, что в период с 2014 по 2019 гг. инспекторами ПДН осуществлено более 350 тыс. выступлений в СМИ, а также прочитано около. 5 млн лекций по правовой пропаганде в образовательных организациях. Положительную динамику проводимых инспекторами ПДН мероприятий можно только приветствовать.

Совокупность представленных направлений профилактики позволяет оказать эффективное воздействие на личность потенциального преступника. Вместе с тем именно правоохранительные органы являются главным субъектом противодействия, позволяющим обеспечить реализацию мер другими субъектами3. В условиях информационного общества противодействие криминогенному влиянию продукции электронных масс-медиа должно стать одним из основных направлений предупредительной деятельности ОВД РФ4.

Своевременные правовые и организационные меры, наступательная, заинтересованная и профессиональная позиция органов государственной власти (прокуратуры, СКР, МВД Рос-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

сии, Роскомнадзора, Роспотребнадзора), их конструктивное взаимодействие с крупными интернет-компаниями и провайдерами позволили снизить остроту ситуации, выработать механизмы противодействия деструктивному влиянию электронных масс-медиа.

Такое противодействие будет иметь положительный результат только в том случае, если между субъектами подобного противодействия будет осуществляться постоянное взаимодействие, т.е. основанная на нормативных правовых актах совместная деятельность, направленная на решение определенных задач посредством наиболее рационального использования имеющихся в их распоряжении сил, методов и средств.

Кроме того, на эффективность деятельности сотрудников ОВД РФ по предупреждению деструктивного влияния продукции электронных масс-медиа, по нашему мнению, может оказать влияние своевременное и надлежащее прохождение ими курсов повышения квалификации (переподготовки) по соответствующим программам дополнительного профессионального обра-зования5.

1 Антонян Ю.М. Криминология. М.: Юрайт, 2012. С. 501; Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Под общ. ред. Р.В. Пузикова, Я. Зелинь-ского. Тамбов: ПринтСервис, 2020. 495 с.

2 Редкоус В.М. Некоторые результаты сравнительного анализа КоАП РФ и Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках // Вестник Все-

рос. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД РФ. 2020. № 4 (56). С. 80—87;

Elena Pevtsova, Natali Pevtsova, Marina Lavitskaya, Vladimir Redkous and Evgeniia Matveeva. Influence of migration processes in Europe on law and legal culture of information society // E3S Web Conferences. Vol. 210. 2020. DOI https:/ /doi.org/10.1051/e3sconf/202021017023

3 См.: Редкоус В.М. О совершенствовании правовой основы деятельности органов внутренних дел по объявлению официальных предостережений // Закон и право. 2020. № 9. С. 157—159;

Yastrebova, Anna I.; Stakhov, Alexander I.; Redkous, Vladimir M.; Gubin, Aleksej N.; Suchkova, Tatyana Y. State and nonstate actors ensuring constitutional order and public security: problems of legal regulation of interaction // Revista Universidad Y Sociedad. May — Jun 2020. Vol. 12. Iss. 3. P. 228—239. W0S:000539097400020

4 См.: Правовая политика в сфере публичного права: проблемы и пути решения // Мордовец А.С., Зелепу-кин Р.В., Пузиков Р.В., Воробьев Н.И., Рыбакова С.В., Земцова Л.Н., Ирошников Д.В., Редкоус В.М. и др. Тамбов, 2010. 610 с.;

Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере Российской Федерации: Монография. Ч. I / Воронов А.М., Кобзарь-Фролова М.Н., Запольский С.В., Редкоус В.М., Гришковец А.А., Буланович Т.С. и др. М.: ИГП РАН, 2020. 384 с.

5 См. подроб.: Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов внутренних дел // Гос. служба и кадры. 2020. № 4. С. 19—21; Редкоус В.М. О некоторых вопросах совершенствования правового регулирования служебных и трудовых отношений в системе органов государственной безопасности // Гос. служба и кадры. 2020. № 5. С. 248—250; и др.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.