Закон и право. 2021. № 12. С. 64-67. Law and legislation. 2021;(12):64-67.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-64-67
NIION: 1997-0063-12/21-013 MOSURED: 77/27-001-2021-12-213
Административно-правовой статус органов внутренних дел в области миграционного учета
Олег Николаевич Шубочкин
Академия управления МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье предложено определение административно-правового статуса органов внутренних дел в области миграционного учета, раскрыто его содержание и правовая основа.
Ключевые слова: государственное управление, миграция, миграционный учет, иностранные граждане, лица без гражданства, органы внутренних дел, правовой статус, административное право.
Для цитирования: Шубочкин О.Н. Административно-правовой статус органов внутренних дел в области миграционного учета // Закон и право. 2021. № 12. С. 64—67. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-64-67
Original article
Administrative and legal status of internal affairs bodies in the field of migration registration
Oleg N. Shubochkin
Academy of Management of the Ministry of internal affairs of Russia,
Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article proposes a definition of the administrative and legal status of the internal affairs bodies (IAB) in the field of migration registration, discloses its content and legal basis.
Keywords: public administration; migration; migration registration; Foreign citizens; stateless persons; internal affairs bodies; legal status; administrative law.
For citation: Shubochkin O.N. Administrative and legal status of internal affairs bodies in the field of migration registration // Law and legislation. 2021;(12):64—67. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2021-12-64-67.
IV Л играционное законодательство РФ яв-I \ / I ляется одним из самых динамичных и ▼ .Аразвивающихся в нашей стране, в нем практически зеркально отражаются все процессы, происходящие в государственной и общественной жизни, начиная от политики и экономики и заканчивая сферой образования, науки и культуры.
Роль законно находящихся в РФ мигрантов для ее дальнейшего развития очень высока, и этот тезис не оспаривается никем, и в рамках проводимой государственной миграционной политики необходимо добиваться создания миг© Шубочкин О.Н. М., 2021.
рационной ситуации, которая бы способствовала решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда, поддержания межнационального и межрелигиозного мира и согласия в российском обществе, а также в сфере защиты и сохранения русской культуры, русского языка и историко-культурного наследия народов России, составляющих основу ее культурного (цивилизационного) кода (Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019 — 2025 годы»).
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021
Потребность совершенствования миграционного законодательства обусловлена совершенствованием форм и методов государственно-управленской деятельности в нашей стране [6; 9], совершенствованием общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности [3; 12], в том числе в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [4; 16], дальнейшим развитием полномочий органов внутренних дел (далее — ОВД) [1; 7].
Вопросы правового положения федеральных органов исполнительной власти, в том числе и в области миграционной деятельности, исследовали С.А. Акимова, Т.А. Прудникова, В.М. Ред-коус и иные ученые [2; 8].
Латинское слово «status» означает состояние, положение, поэтому в самом общем виде под статусом субъекта права (правовым статусом субъекта) понимается его правовое состояние, характеризуемое комплексом (системой) юридических прав и обязанностей. В научной литературе наблюдается плюрализм мнений по поводу элементов, входящих в правовой статус. Однако большинство ученых считают, что основу правового статуса составляют права, обязанности и ответственность субъекта, а также правовые гарантии их реализации. Принадлежность норм, устанавливающих правовой статус субъекта, к административному праву, обусловливает его административно-правовой характер.
В юриспруденции употребляются понятия и «правовой статус», и «правовое положение» применительно к субъектам права. Большинством ученых эти понятия рассматриваются как тождественные, т.е. правовой статус субъекта определяется как его правовое положение (например, в обществе, в механизме государства, в системе федеральных органов исполнительной власти, в системе обеспечения национальной безопасности и т.д.).
Однако ряд ученых с понятием «административно-правовой статус» в большей степени связывают понятие «субъект административного права» как лицо или организацию, обладающие возможностями вступать в административно-правовые отношения, т.е. набором абстрактных административных обязанностей и прав. В таком случае с понятием « административно-правовое положение» следует связывать не только абстрактный набор обязанностей и прав, но и реальный, реализуемый в конкретных, существующих в данный промежуток времени правоотношениях. Однако этот вывод в большей степени просматривается применительно к фи-
зическим лицам, а для организаций различия в содержании понятий «правовой статус» и «правовое положение» не являются принципиальными и их можно рассматривать как тождественные.
Вопрос об административно-правовом статусе ОВД в области миграционного учета — это, прежде всего, вопрос об обязанностях и правах, реализуемых органами внутренних дел в пределах предоставленной компетенции по фиксации и обобщению предусмотренных Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства в целях создания необходимых условий для реализации гражданами РФ и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; планирования развития территорий РФ; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ и иностранных граждан, находящихся в РФ, а также в целях обеспечения национальной безопасности РФ и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в РФ (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан, а также решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Административно-правовой статус ОВД в области миграционного учета регламентирован большим количеством нормативных правовых актов, в том числе и международных [13; 15, с. 17023].
Внутригосударственная составляющая правовой основы базируется на нормах Конституции РФ и включает:
■ Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ,
■ Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ,
■ Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ,
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021
а также большое количество подзаконных правовых актов, в том числе и ведомственный (например, приказы МВД России от 13 декабря 2019 г. № 940 «Вопросы деятельности Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ», от 1 августа 2020 г. № 541 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства» и др.).
По нашему мнению, в целях совершенствования административно-правового статуса органов внутренних дел в области миграционного учета необходимо расширять практику использования результатов сравнительно-правовых исследований зарубежного опыта в области миграционного учета граждан [10], а также шире использовать в научных исследованиях методологию обес -печения национальной безопасности [11; 14].
Список источников
1. Административная деятельность ОВД: Учебник / Кол. авт. Под ред. М.В. Костеннико-ва, А.В. Куракина. М.: Юрайт, 2014. 521 с.
2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти: Учеб. пособие / Прудникова Т.А., Редкоус В.М., Акимова С.А. М., 2012. 140 с.
3. Глобализация — безопасность государства — национальные интересы: доктрина права и правовая жизнь: Монография. Тамбов, 2020. 476 с.
4. Доктрина права и безопасность в современном мире: Монография / Кол. авт. Отв. ред. Р.В. Пузиков, Я. Зелиньский. Тамбов: ТГУ, 2020. 425 с.
5. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ: Монография / Отв. ред. А.А. Опалев. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 512 с.
6. Публичная власть: система, компетенции: Монография / Кобзарь-Фролова М.Н. и др. Воронеж, 2021. 237 с.
7. Редкоус В.М. Законодательное обеспечение национальной безопасности в государствах — участниках СНГ и его учет в российских условиях: Монография. Пятигорск, 2008. 339 с.
8. Редкоус В.М. К вопросу о понятии органа национальной безопасности и содержании его административно-правового положения (статуса). Опыт России и государств — участников СНГ // Закон и право. 2010. № 7. С. 101—104.
9. Редкоус В.М. К вопросу об обеспечении национальной безопасности как функции современного Российского государства / / Право и государство: теория и практика. 2009. № 1 (49). С. 97-100.
10. Редкоус В.М. Опыт кодификации миграционного законодательства в правовом пространстве СНГ // Вестник МУ МВД России. 2016. № 3. С. 210-213.
11. Редкоус В.М. Особенности административно-правового обеспечения национальной безопасности в современных условиях / / Закон и право. 2010. № 8.
12. Редкоус В.М. Федеральный закон «О безопасности» принят. Проблемы остаются / / Закон и право. 2011. № 2. С. 14-19.
13. Современные правовые формы и методы администрирования в экономической сфере РФ: Монография. М., 2020. Ч. I. 384 с.
14. ФСБ России. Правовое регулирование деятельности ФСБ по обеспечению национальной безопасности РФ / Под ред. В.Н. Ушакова, И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2006. 592 с.
15. Influence of Migration Processes in Europe on Law and legal Culture of Information Society / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. In the collection: E3S Web of Conferences. 8. Series: Innovative Technologies in Science and Education, ITSE, 2020.
16. Civil Public Organizations for Providing a Public Order and Their Role in Forming of Civil Society / Yastrebova A.I., Salomatkin A.S., Dzha-vakhyan R.M., Redkous V.M., Filonov V.I. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Т. 7. № 2. P. 417-425.
References
1. Administrative Activities of the Department of internal affairs: Textbook / Call. authors; ed. M.V. Kostennikova, A.V. Kurakin. M., 2014. 521 p.
2. Administrative and Legal Status of Executive Authorities: Textbook / Prudnikova T.A., Redkous V.M., Akimova S.A. M., 2012. 140 p.
3. Globalization — State Security — National Interests: Doctrine of Law and Legal Life: Monograph. Tambov: Print-Service, 2020. 476 p.
4. Doctrine of Law and Security in the Modern World: Monograph / group of authors; otv. ed. R.V. Puzikov, Ya. Zelinsky. Tambov: TSU, 2020.425 p.
5. Legal Basis for ensuring the National Security of the Russian Federation: monograph / Otv. ed. A.A. Opalev. M.: UNITY-DANA, 2017. 512 p.
6. Public Power: System, Competencies: Monograph. Voronezh, 2021. 237 p.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021
7. Modern Legal Forms and Methods of Administration in the Economic Sphere of the Russian Federation: Monograph / IGP RAS. M., 2020. Part I. 384 p.
8. Redkous V.M. Legislative Support of National Security in the CIS Member States and its Consideration in Russian Conditions: Monograph. Pyatigorsk, 2008. 339 p.
9. Redkous V.M. On the Issue of the Concept of a National Security Body and the Content of its Administrative and Legal Position (Status). Experience of Russia and the CIS Member States // Law and Law. 2010. № 7. P. 101-104.
10. Redkous V.M. Experience of Codification of migration Legislation in the legal Space of the CIS // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2016. № 3. P. 210-213.
11. Redkous V.M. Features of administrative and legal support of national security in modern conditions // Law and legislation. 2010. № 8. P. 107-109.
12. Redkous V.M. The Federal Law «On Security» has been adopted. Problems Remain // Law and legislation. 2011. № 2. P. 14-19.
13. Redkous V.M. On the Issue of Ensuring National Security as a Function of the Modern Russian State // Law and State: Theory and Practice. 2009. № 1 (49).
14. FSB of Russia. Legal regulation of the activities of the federal security service to ensure the national security of the Russian Federation: scientific and practical commentary / Ed. V.N. Ushakova, I.L. Trunov. M.: Eksmo, 2006. 592 p.
15. Influence of Migration Processes in Europe on Law and legal Culture of Information Society / Pevtsova E., Pevtsova N., Lavitskaya M., Redkous V., Matveeva E. In the collection: E3S Web of Conferences. 8. Series: Innovative Technologies in Science and Education, ITSE, 2020.
16. Civil Public Organizations for Providing a Public Order and Their Role in Forming of Civil Society | Yastrebova A.I., Salomatkin A.S., Dzhavakhyan R.M., Redkous V.M., Filonov V.I. // Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. T. 7. № 2. P. 417-425.
Информация об авторе
Шубочкин О.Н. — адъюнкт, заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних УВД по Северо-западному округу г. Москвы Information about the author
Shubochkin O.N. — adjunct, Deputy Head of the department for organization of activities of district police officers and units for juvenile affairs of the internal affairs Directorate for the North-Western District of Moscow
Статья поступила в редакцию 06.09.2021; одобрена после рецензирования 08.10.2021; принята к публикации 14.10.2021.
The article was submitted 06.09.2021; approved after reviewing 08.10.2021; accepted for publication 14.10.2021.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2021