Научная статья на тему 'Социокультурные практики в условиях постинформационного общества'

Социокультурные практики в условиях постинформационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
798
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ / ПОСТИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / WELFARE PRACTICIANS / POST-INFORMATION SOCIETY / TRADITIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина Г.Х., Калимуллин Д.Д.

Статья посвящена рассмотрению социокультурных практик как элемента социально-культурной деятельности в условиях постинформационного общества. Делается вывод о трансформации социокультурной среды, виртуализации человеческого опыта, коммуникаций. Данное обстоятельство привело к нивелированию традиционных общечеловеческих ценностей. Приводятся положительные и отрицательные стороны виртуализации социокультурных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-cultural practices in a post-informational society

The present article is devoted to consideration sociocultural practician as element of welfare activity in the conditions of post-information society. The conclusion is about transformation of the sociocultural environment, virtualization of human experience, communications is drawn. This is circumstance has led to leveling of traditional universal values. There is positive and negative sides of virtualization sociocultural practician. In the article are given civic upbringing, pedagogic animation as special pedagogic activity aimed at children's and youth's leisure definitions.

Текст научной работы на тему «Социокультурные практики в условиях постинформационного общества»

пы, отстаивающие свои позиции. Обсуждение темы может проходить в рамках деловой и ролевой игр, «мозгового штурма» и т.д.

Эффективность применения интерактивных технологий в профессионально ориентированном обучении иностранному языку заключается в технике подачи материала. Каждый студент - полноправный участник учебного процесса, а их опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но оказывает влияние на развитие у студентов навыков самостоятельного поиска. К тому же, учитывая то, что профессиональное развитие будущего специалиста и знание иностранного языка носит непрерывный характер, опыт использование интерактивных технологий может пригодиться и непосредственно в собственной профессиональной деятельности.

Литература

1.Гаврилюк О.А Обучение языкам в медицинских вузах в условиях ФГОС: новые вызовы и пути развития. Режим доступа: http://www.movn.ru/profpodgotovka/obuchenie-yazykam-v-meditsinskikh-vuzakh-v-usloviyakh-fgos-novye-vyzovy-i-puti-razvitiya.html

2.Еременко Т.В. Формирование коммуникативной компетентности по предмету «иностранный язык» студентов медицинского колледжа / / Международный журнал экспериментального образования №10, 2014

3.Калабухова Г.Н. Способы реализации интерактивных технологий в условиях ускоренного обучения студентов иностранному языку//Режим доступа:http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/25 KALABYHOVApdf

4.Карпова Т.А. Изучение иностранного языка в вузе в контексте интерактивного обучения Секция 14 «Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». Круглый стол № 3 «Лингводидактика и современные технологии обучения русскому и иностранным языкам в технических университетах». Московский государственный технический университет «МАМИ», 2012 г.//Режим доступа: http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_46.pdf

5.Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе Учебно-методическое пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

УДК 379.8:001.12+ 351.858:001.12

Г.Х.Калимуллина, Д.Д.Калимуллин

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена рассмотрению социокультурных практик как элемента социально-культурной деятельности в условиях постинформационного общества. Делается вывод о трансформации социокультурной среды, виртуализации человеческого опыта, коммуникаций. Данное обстоятельство привело к нивелированию традиционных общечеловеческих ценностей. Приводятся положительные и отрицательные стороны виртуализации социокультурных практик.

Ключевые слова: социально-культурные практики, постинформационное общество, традиционная культура

Kalimullina Gulzirak, Kalimullin Dilovar SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN A POST-INFORMATIONAL SOCIETY

The present article is devoted to consideration sociocultural practician as element of welfare activity in the conditions of post-information society. The conclusion is about transformation of the sociocultural environment, virtualization of human experience, communications is drawn. This is circumstance has led to leveling of traditional universal values. There is positive and negative sides of virtualization sociocultural practician. In the article are given civic upbringing, pedagogic animation as special pedagogic activity aimed at children's and youth's leisure definitions.

Keywords; welfare practicians, post-information society, traditional culture

В конце ХХ-начале XXI в. все чаще стали говорить о кризисе традиционной культуры, о потере ею престижа и роли в жизни общества и человека. Сегодня существование и функционирование традиционной культуры как полноправной части духовного содержания ставится под сомнение, поэтому разработка ее проблем становится магистральным направлением многих научных исследований.

Многие ученые подчеркивают негативное влияние тотального распространения электронных технологий, которые могут привести к информационному «загрязнению» среды обитания человека. Исследователи выделяют следующие факторы, влияющие на такое положение вещей: социально-деструктивная информация (насилие, жестокость, порнография, извращения); информационные войны; замена литературного языка лексикой ограниченной сферы употребления, особенно сленгом; избыточность информации, которую человек не способен усвоить в полном объеме [2, 3, 4].

В этом аспекте С.С.Хоружий говорит о виртуализации человеческого опыта, о массовой практике потребления медийной продукции, в которой отсутствуют важные определяющие жизнедеятельности человека. Такая ситуация, считает ученый, может привести к расшатыванию базовых механизмов культуры, без которых невозможно создать основу, помогающую сохранить и в дальней-

шем транслировать накопленный опыт, определяющий человека в качестве представителя культурной целостности.

Другим негативным фактором, расшатывающим принципы традиционной культуры, ученые называют тотальное влияние Интернета, который приводит к визуализации мышления в ущерб развитию абстрактного мышления (воображения).

Интенсивное развитие информационных технологий, безусловная увлеченность и вовлеченность молодежи в подобные технические новинки, приводит к тому, что меняется и деформируется сама среда существования, происходит ломка привычных ценностей и идеалов, старые нормы перестают отвечать вызовам современности, теряют свою значимость, а новые еще не сформировались. Такое положение вещей часто наблюдается в период бурных социальных ломок и потрясений, особенно на переломе эпох.

Научно-технический прогресс ХХ века породил ситуации, когда жизнь человека чрезвычайно осложнилась и усложнилась, когда легче стало общаться не в «живую», а опосредованно, через технические средства. Особенно актуальным такое общение стало для молодежи, с готовностью отзывающейся на все новое и необычное.

Но не стоит забывать, что современные компьютерные технологии создают лишь иллюзию жизни и общения. Компьютеры и информационные системы существенно меняют процесс взаимопонимания и трансформируют накопленный опыт общения, в этой ситуации из человеческих отношений исчезают теплота и гуманизм. Такие нравственные категории, как душа, настроение, вдохновение, перестают представлять значимость, так как не имеют информационной ценности и отбрасываются как нечто практически бесполезное.

В компьютеризированном мире электронные технологии начинают не только существенно воздействовать на жизнь человека, но и меняют образ его мыслей. Потребление информации в Интернете приучает человека воспринимать ее в готовом виде через органы чувств (прежде всего -зрение), не перерабатывая ее в абстрактные формы мысли, что формирует так называемое «клиповое сознание». В Интернете человек начинает ощущать себя всесильным, у него появляется право выбора именно того, что ему нужно и хочется. В несколько щелчков «мышкой» он может уйти от всего неприятного, раздражающего и получить подпитку положительными эмоциями, может примерить на себя любую роль, контролировать все ситуации. Находясь за компьютером, человек создает целый мир, в котором устанавливает свои правила, законы, и сам же может их нарушать, при этом чувствовать себя безнаказанным.

Такая ситуация может привести к забвению многих традиционных общечеловеческих ценностей, которые отвергаются как несущественные в запрограммированном мире машинной рациональности. В результате происходит отчуждение людей друг от друга, а сам человек чувствует себя в этом мире опустошенным, одиноким, не способным всесторонне и широко развиваться.

Обращает на себя внимание многих исследователей и такая опасность современности, как «ин-фантилизация населения», т.е. появление большого количества людей, зависимых в большой степени от различных машин. В этой ситуации происходит, как отмечают некоторые авторы, «наркотизация досуга, характерная для общества потребления», «психологическая нестабильность» из-за роста квалификационных требований и безработицы, возможность манипулирования общественным сознанием [1]. Для исправления ситуации, ученые предлагают выработку мер социальной амортизации, чтобы минимизировать последствия негативного влияния такой информации на личность.

Ученые выводят закономерность, что с увеличением объема информации ее ценность снижается, мозг человека не способен усвоить ее полностью, сокращаются интервалы внимания, и знако-во-символические колебания воспринимаются без целенаправленных усилий, иногда вопреки попыткам оградиться от них1.

Но стоит отметить и положительные свойства информационных технологий, которые помогают связывать людей всего мира, устанавливать личностные и деловые контакты. Особенно важна их роль в заботе о лицах, страдающих физическими или психическими недостатками, в плане предоставления равных возможностей в обретении полноценной среды обитания, деятельности и общения.

Некоторые новые информационные технологии социализированы и гуманизированы, так как включают в сферу своих интересов социальные коммуникации, речевое общение, язык, моделирование и реализацию отдельных психологических и логических процессов. При этом взаимодействие

1 Объем ненужных, но поточных сообщений (вынужденно воспринимаемых) подавляет крупицы действительно полезной информации.

с ними пользователя «протекает таким образом, что само человеческое действие не является чем-то внешним, а как бы включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний» [2].

Следующий вызов современности - это огромное влияние визуальных средств массовой информации на жизнь человека. Часто подобные медийные средства воздействуют на человека и общество деморализующее, пропагандируя деструктивное поведение: насилие, убийства, жестокость. Поскольку визуальные образы проще и доступнее для восприятия, то многие люди предпочитают именно их. В результате происходит девальвация традиционных духовных ценностей, внедряются ценности потребительства и массовой культуры. Под воздействием такой негативной информации формируется новый тип культуры - экранный, который нарушает гармонию эмоциональной и рациональной сфер человека. Люди в этой ситуации утрачивают способность к сопереживанию, происходит разрыв с исторически сложившимися традициями и менталитетом российского народа.

По мнению некоторых исследователей, визуализация и конкретность мышления не способствуют нравственной рефлексии, а создают благоприятную почву для широкого распространения идей аморализма. Интеллектуальная сфера при этом «постепенно редукционирует к инструментализму, когда все рассматривается не со стороны эстетики, морали, ценности, а только как инструмент в достижении цели» [3, 4].

Понятна озабоченность специалистов разных областей современным состоянием общества, уровнем развития его культуры, менталитетом граждан. Не вызывает сомнений тот факт, что пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям может привести к моральной деградации общества, культурной маргинальности.

Интересные факты приводит исследователь Л.Монк, предсказывающий исчезновение в этом веке половины из 6000 существующих языков и вымирание в следующем столетии еще 2000 из оставшихся. Другой ученый, К.Уотсон, полагает, что в XXI в. исчезнут 80% языков. Эти явления связывают с проблемами глобализации и унификации, а также распространением Интернета и увеличением использования глобальных языков (английский, немецкий, японский). Такая ситуация приводит к исчезновению местных языков, а с ними и национальных культур1. Таким образом, несмотря на интернациональный характер науки, можно утверждать, что технические факторы не всегда способствуют плодотворному разнообразию культур.

Возрождение духовности в обществе во многом зависит от воспитания устойчивых навыков культуры и образования. В нашей стране привыкли считать художественную литературу базовой основой традиционной культуры, чтение классических отечественных и зарубежных произведений, а также лучших образцов современной мировой литературы, всегда воспринималось как важное основание духовной жизни.

В настоящее время становится очевидным, что чтение утрачивает этот высокий нравственный статус, в связи с чем, во многих странах, в том числе и в России, на государственном уровне принимаются решения по восстановлению внимания к книге и ее реабилитации2.

Исследования на эту тему показывают, что люди, читающие художественные произведения, обладают рядом преимуществ перед теми, кто не читает книг. Ученые приводят данные о том, что читающие способны проблемно мыслить, имеют больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеют речью; они более успешны в коммуникации с другими людьми, самостоятельны в суждениях и поведении. То есть, чтение формирует такие качества человека, которые помогают ему всесторонне развиваться, расширяют кругозор, формируют образное мышление, развивают эмоциональную сферу, - все то, что представляет большую социальную ценность для общества.

«Особенность чтения, в отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и др., - отмечает доктор философских наук С.Н.Плотников, - в том, что чтение - всегда труд: интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нем эти новые качества» [6].

Чтение, таким образом, в отличие от визуальных медийных средств, требует от личности самостоятельности исканий и принятия решений, формирует высокую нравственную культуру.

1 Литвак Н.В. Современные концепции информационного общества: учебное пособие / Моск. гос. ин-т междунар. отношений; Н.В. Литвак. -М., 2013.-С.81

2 Будучи одной из форм фиксации и сохранения знания, книга тождественна тексту, но, являясь формой его предметного представления, дифференцирована от него. Недифференцированность книги от текста в современной культуре лишает ее авторитетного положения, книга перестает восприниматься в единстве ее предметно-вещного и духовного содержания, а, следовательно, лишается своего статуса в пользу позднейших форм виртуальной текстуальности.

Эту мысль подтверждает профессор Калифорнийского университета К.Боргман, считая, что «электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме» [6].

Таким образом, интенсивное развитие информационных технологий привело к ряду вызовов, на которые современное общество и человек должны ответить. В связи с этим актуализируется и становится все более значимой необходимость существования и развития традиционной культуры, которая рассматривается как насущная потребность. В этих условиях традиционная культура выступает как конкретизация общечеловеческих ценностей, аккумулирует в себе взаимодействие духовной жизни и нравственного воспитания личности. Ведущими ценностями современного российского общества являются духовность, гуманность, семейные ценности, поэтому насущная задача современности - это образование и воспитание, т.е. «окультуривание» человека, так как общество нуждается в высокоразвитой личности, в высокой ее культуре. Безусловно, стоит согласиться с мнением, что от уровня профессионализма, культуры, нравственных ценностей и идеалов во многом зависят судьбы, а иногда и жизни людей.

В новых условиях информационного общества необходимо особое внимание уделять сохранению и популяризации традиционной культуры и постараться найти разумный баланс между информационными технологиями и ценностями гуманизма.

Литература

1.Гайнутдинова Е.В. Проблема классификации человеческих потребностей // Вестник АГТУ.-2007.-№5.-С.25-28.

2.Гвишиани Д. Социальные аспекты информатизации / / Свободная мысль.-2010.-№ 8.-С.143-155.

3.Горохов В.Г., Розов М.А., Степин В.С. Философия науки и техники [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: / /www.gumer.info/bogoslov_Buks / Science/Step / ll.php

4.Емельяненко В.Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания морали [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gramota.net

5.Литвак Н.В. Современные концепции информационного общества: учебное пособие / Моск. гос. ин-т междунар. отношений; Н.В. Литвак.-М., 2013.-160с.

6.Плотников С.Н. Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.festi val.1september.ru / articles

УДК 378

Л.М.Кутепова, В.А.Садыкова, И.Р.Тимербулатова, Н.Г.Яшина

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением психического состояния обучающихся в условиях реального дидактического процесса. Показано, что для оценки психического состояния студентов целесообразно применять голосовой компьютерный полиграф, который не требует установки специальных датчиков и позволяет использовать его непосредственно во время учебных занятий. Приведена методика и результаты исследования уровня стресса, степени неуверенности и степени волнения студентов.

Ключевые слова: психическое состояние, дидактический процесс, голосовой компьютерный полиграф.

Kutepova L.M., Sadykova V.A., Timerbulatova I.R., Yashina N.G. METHODS OF DIAGNOSIS OF MENTAL STATE STUDENTS IN A REAL PEDAGOGICAL PROCESS

The problems related to the study of the mental state of students are considered in the article. It is shown that to assess the mental state of students appropriate to apply the voice polygraph, which does not require the installation of special sensors, and you can use it directly during training sessions. The methodology and results of the study the stress, the subject non sure and the excitement of student.

Keywords: mental state, didactic process, voice polygraph.

1. Введение

Формирование составляющих профессиональной готовности студентов осуществляется в процессе теоретической и практической подготовки, но в традиционной системе обучения современных вузов в соответствии с требованиями Болонского процесса происходит уменьшение аудиторной учебной нагрузки и сокращение часов учебных и производственных практик. Это приводит к тому, что отведенного времени для подготовки будущих специалистов на необходимом уровне не хватает. В связи с этим одним из направлений повышения эффективности профессиональной подготовки является использование в системе образования, наряду с методами педагогики и психологии, методов кибернетики, которые способствовали созданию информационных технологий обуче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.