ДОКЛАДЫ И СООБЩЕНИЯ
УДК 372.882
ЧТЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Л.И. Азарова1^ Л.М. Курганская2)
Белгородский государственный институт искусств и культуры ^е-таП: [email protected] 2)е-таП: [email protected]
В статье рассматривается процесс чтения как социокультурного явления. Определяется понятие культуры чтения в условиях новой экономической и социокультурной ситуации, делая упор на повышение уровня информационной культуры во всех читательских категориях. Делается краткий анализ деятельности библиотек, в связи с определением чтения как социокультурного явления.
Ключевые слова: чтение, культура чтения, библиотека, компетенция, понимание, восприятие, технологии, квалифицированный читатель, творческое видение.
В современных условиях чтение понимается как база интеллектуального развития, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение - способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.
Чтение как явление, как деятельность и как процесс изучается в русле многих наук: социологии, педагогики, психологии, филологии, герменевтики, лингвистики, истории, литературоведении, философии, культурологии, библиотековедении и книговедении, журналистики и медицины. Каждая из данных наук изучает свой сегмент этого многоаспектного явления, выделяя и осмысляя те качества чтения, которые составляют его предмет.
Рассматривая процесс чтения в качестве социокультурного явления, основу которого составляет деятельностный интеллектуально-познавательный процесс, необходимо признать, что именно чтение является необходимым компонентом формирования интеллектуальной культуры и построения высокоразвитой гуманной человеческой цивилизации. В условиях новой экономической и социокультурной ситуации наблюдается изменение ценностных ориентаций, литературных предпочтений, по-иному расставляются аспект в выборе использования тех или иных коммуникативных, предлагаемых на современном рынке технологий.
Благодаря интенсивному развитию электронных технологий и интерактивного сетевого пространства увеличивается численность электронных изданий, создаются сайты традиционных библиотек и книготорговых предприятий, появляются цифровые библиотеки, электронные литературные форумы, книжные клубы, сообщества, что ведет к возникновению новых читательских приоритетов и ценностей.
В современном обществе статус книги и чтения продолжает оставаться высоким, усиливается процесс интеллектуализации. Возрастающая потребность в знаниях обуславливает развитие новых форм существования книги. Согласно закону сохранения всех выработанных человечеством коммуникативных форматов, ни один из них не поглощается последующим, выполняя определенную социокультурную функцию. В современном информационном пространстве каждый из них будет стремиться к максимально большему влиянию на осознанный выбор читателя в использовании и предпочтении тех или иных коммуникативных форматов.
«Под воздействием электронных технологий меняется культура чтения. В философском значении культура чтения понимается как определенное пространство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения и интеллектуальной гармонии личности» 1.
В узком смысле культуру чтения можно сформулировать как способность воспринимать, понимать и анализировать вербальную информацию, предоставленную в письменном, печатном и электронном формате. Таким образом, культура чтения - социокультурное явление, основу которого составляет деятельностный познавательный процесс, определяющий уровень интеллектуального и духовного развития общества.
Важнейшими составляющими культуры чтения является процессы восприятия, понимания, интерпретации текста произведения. Уровень восприятия определяется социокультурным и читательским опытом человека. Процесс восприятия предполагает формирование образов, цельной картины, которые порождаются в распознавании текстов. Немаловажную роль играют собственные эмоциональные, эстетические оценки прочитанного. Более высокий уровень культуры чтения характеризуется формированием творческого восприятия, т.е. способностью создавать новые образы, новую реальность. Такое возможно лишь при активной работе мышления в процессе чтения. В результате формируется прогностическое или «творческое» видение («прочтение»), которое вырабатывается в процессе чтения текстов художественной и научной литературы 2.
В современной социокультурной ситуации наблюдается тенденция несоответствия между темпами развития технологической инфраструктуры информационной среды и адаптацией членов общества к восприятию информационных ресурсов, представленных в разных культурных кодах.
«Большая часть соответствующих знаний и навыков приобретается через чтение, - пишет Э.А. Орлова. - А поскольку сегодня печатная продукция представлена в разных кодах, им следует обучаться специально их невозможно освоить автоматически - на обыденном уровне» 3.
1 Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-психологический феномен откртого образования (теоретико-методологические основ исследования): моногр. /Т.Г.Галактионова. - СПб., 2007. - С. 124.
2 Курганская Л.М Культура чтения: психо лого-педагогические аспект: учебное пособие. - Белгород: БГИИК,2012 - 147 с.
3 Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения [Текст] / Э.А. Орлова. - М., 2008. - С. 7-8.
Таким образом, освоение способов восприятия и понимания печатных текстов на различных носителях является основополагающим фактором в развитии культуры чтения.
Чтение с экрана, по мнению некоторых ученых, отличается от традиционного чтения, тем не менее получение информации и в электронной среде происходит через чтение, которое можно рассматривать как важнейшую универсальную технику, без которой невозможно получение информации в современном мире. Надо отметить, что сегодня становится ясно, что «... простое увеличение информационных потоков не обязательного приводит к появлению новых возможностей для развития...» 4
Таким образом, совершенно очевидна эволюция понимания проблем: если раньше превалировало представление о том, что для её решения необходимо обучение населения технологиям поиска и использования информации, то в последнее время растет понимание этой проблемы как гуманитарной и социальной, решение которой связано с развитием личности в новой информационной среде.
Новые информационные технологии влияют на трансформацию культурного языкового пространства. Новая среда предлагает более эффективные и оперативные коммуникативные возможности взаимодействия и общения, и овладение ими особенно активно осуществляется в молодежной среде. По нашему мнению, кардинальные изменения в «языковой» ситуации происходят по следующим причинам: во-первых, «размывание» границ информационного пространства привело к увеличению коммуникативных контактов и активному обмену информацией и неизбежной экспансии иноязычных понятий и выражений в письменную и устную речь; во-вторых, наряду с процессами, констатирующими обогащение речевого пространства, наблюдается упрощение, огрубление, обеднение речевого общения как следствие разрушения преемственности поколений и нежелания осваивать тексты литературного классического наследия.
Чтение подрастающего поколения характеризуется фрагментарностью, поверхностным восприятием текстов. Недостаточно грамотное владение русским языком, малый лексический запас ведет к непониманию прочитанного, деградации аналитического уровня мышления. В этих условиях «разрыв между пластами фондовой письменной и оперативной устной культуры увеличивается».
В этой связи хотелось бы обратиться к недавно выпущенному профессионально-мировоззренческому учебному пособию (так сам автор определил жанр своей работы) «Философия информации». Автор книги - широко известный в кругах книжников и информационщиков профессор А. В. Соколов - несколько раз по ходу своих рассуждений обращается к творчеству М. Маклюэна и даже сформулировал три «закона Галактики Гутенберга», первый из которых он посвятил «коэволюции интеллигентности, интеллектуальности и книжности»: «Во всяком цивилизованном обществе интеллигентность и интеллектуальность обусловлены книжностью; и наоборот: книжная культура общества - источник образованности и креативности его членов».5
Успешное развитие современной человеческой цивилизации может происходить при условии сохранения накопленного столетиями культурного и интеллектуального наследия и передаче его последующим поколениям. В условиях информационного разнообразия все более актуальным становится разработка методов приобщения к книжной культуре, зарождения интереса к чтению, развития и расширения ин-
4 Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН ; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2010. - 182 с.
5 Соколов А. В. Философия информации. - СПб.: СПбГУКИ, 2010.
формационных потребностей человека. Усилия представителей книжного дела, информационной и образовательной сфер направлены на создание эффективных инновационных методик и подходов к развитию культуры чтения в обществе.
В новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознается как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности. Основными задачами инновационной деятельности по развитию культуры чтения являются разработка нетрадиционных технологий и методик в стимулировании и активизации читательской деятельности.
Библиотека как социальный институт, несмотря на многообразие своих функций и развитие разнообразных сервисов, все ещё не располагает полноценными возможностями, адекватными структуре современного культурного пространства и потребностям социальных групп. Это касается, прежде всего, информационных ресурсов и возможностей использования через библиотеку всех каналов подключения к разным культурным сегментам. Это отставание от запросов групп отбрасывает библиотеку на периферию культурного пространства. Задачу формирования культуры чтения и информационной культуры библиотека решает пока слабо6.
Опираясь на такие международные принятые профессиональнее ценности, как открытая библиотека, безбарьерная среда, обеспечение беспрепятственного доступа к информации всем желающим, российские библиотеки считают своими задачами формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь; воспитание потребностей в чтении у различных категорий читателей; формирование культуры чтения, то есть умений, позволяющих читателям самостоятельно формиро-
7
вать свои круг чтения .
Среди важнейших задач, осознаваемых сегодня российскими специалистами в области чтения, можно особенно выделить:
1. Поддержание высокого статуса книги и чтения как средства социализа-
ции личности.
2. Необходимость разработки методик и технологий приобщения к чте-
нию, а также продвижения чтения.
3. Формирование высокого уровня культуры чтения и информационной
о
культуры во всех читательских категориях
Особое внимание в этой связи необходимо уделять изучению чтения детей и приобщению их к чтению книг. Исследователи качества чтения учащихся начальной школы указывают на постепенное снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении книг, а на просмотре телевизора, компьютерных играх, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. К ее характерным чертам относятся детский читательский негативизм; отказ от добровольного чтения серьезной литературы; превалирование в
6 Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2010. - С. 50
7 Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2010. - С. 56
8 Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М. : Наука, 2010. - 182 с. - С. 72.
репертуаре чтения низкопробных книг; невысокая культура чтения или полное ее отсутствие; замена чтения программных и внепрограммных произведений дайджестами, которые мы, взрослые, упорно внедряем в детское чтение; утрата детьми чувства языка.
Цель современного образования - формирование культуры личности, ее духовное и нравственное развитие. Литературное образование решает эту задачу путем подготовки квалифицированного читателя. Современный «квалифицированный читатель» - это читатель, который владеет всем набором необходимых навыков для продуктивного чтения: глубоко и полно воспринимает прочитанное произведение, осмысливает и оценивает идейно-тематическое содержание и эмоциональноэстетическое своеобразие произведения в их единстве.
В настоящее время в России меняются цели образования. Отечественная школа нуждается в смещении акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Компетенция - результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.
Гуманизация образования и направленность школы на развитие личности поставили перед начальным её звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, нравственно-эстетического развития, формирования чтения как межпредметного умения.
Как добиться не «иллюзии», а реального результата?
Цель обучения чтению формируется, исходя из общей задачи развития личности ребёнка: начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.
Немалая доля ответственности в решении этого вопроса лежит на детских и школьных библиотеках. Однако, чтобы чему-то научить, необходимо самому это знать. К сожалению, опыт показывает, что даже среди студентов, библиотекарей, учителей, немало читателей низкого уровня. А отвращение от литературы неизменно ведет к утрате нравственных ценностей. Литература формирует сознание и душу человека, обладает огромным нравственным потенциалом. Отсюда вытекает задача любого, кто становится посредником между книгой и читателем (особенно юным, только что ступившим на тропинку постижения этого чуда) - помочь осознать возникающие противоречия и найти путь к их решению.
Культура чтения не является некой неподвижной субстанцией, суть этого социокультурного явления состоит в его постоянной потребности к изменению. Культура чтения может развиваться «вглубь» и «вширь». Человек может постоянно пополнять знания по какому-либо вопросу, следить за публикациями по изучаемой проблеме. Неумение или нежелание вдумываться в текст порождает неумение читать серьезную литературу. Такие читатели не прилагают никаких усилий для того, чтобы понять прочитанное.
Следовательно, только совместная деятельность школы (в широком смысле) и библиотеки по приобщению к чтению и его продвижению может дать качественные результаты, сделать чтение личностным качеством человека, что является отличительной чертой квалифицированного читателя.
Список литературы:
1. Галактионова, Т. Г. Чтение школьников как социально - психологический феномен открытого образования (теоретико-методологические основы исследования): моногр. - СПб., 2007. - С. 124.
2. Курганская, Л.М Культура чтения: психолого-педагогические аспект: учебное пособие. - Белгород: БГИИК, 2012 - 147 с.’
3. Мелентьева, Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность: отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». - М.: Наука, 2010. - 182 с.
4. Орлова, Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. - М., 2008. - С. 7-8.
5. Соколов, А. В. Философия информации. - СПб.: СПбГУКИ, 2010.
READING AS SOCIOCULTURAL PHENOMENON
J)L.M. Azarova, 2)L.M. Kurganskaya
Belgorod state institute of culture and arts ^e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
In article reading process as sociocultural phenomenon is considered. The concept of culture of reading in the conditions of a new economic and sociocultural situation is defined, placing emphasis on increase of level of information culture in all reader's categories. The short analysis of activity of libraries, in connection with reading definition as sociocultural phenomenon is given.
Keywords: reading, culture of reading, library, competence, understanding, perception, the technologies, the qualified reader, creative vision.