Научная статья на тему 'Интерактивные технологии в профессионально- ориентированном обучении иностранному языку в образовательном учреждении'

Интерактивные технологии в профессионально- ориентированном обучении иностранному языку в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERACTIVE TECHNOLOGY / TEACHING A FOREIGN LANGUAGE / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарипова Л. Х.

Автор статьи затрагивает вопрос о необходимости теоретического обоснования использования интерактивных технологий обучения иностранному языку для повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов. В статье рассматриваются вопросы преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях неязыкового профиля с использованием интерактивных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шарипова Л. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING

This article deals with foreign language teaching in medical schools with the help of modern interactive technologies. The authors note the apparent lack of language skills of medical students in professional sphere. The particular attention is paid to the choice of the most effective interactive technologies for teaching students.

Текст научной работы на тему «Интерактивные технологии в профессионально- ориентированном обучении иностранному языку в образовательном учреждении»

нополый брак как вариант не рассматривается вовсе, отношение к нему негативное.

Юношество не беспокоится по поводу доходов партнёра по браку, его этнической или конфессиональной принадлежности, но выступает против супружеской измены, увлечения спиртным мужа или жены, ждёт от брака любви и взаимопонимания.

Отношение к сексу осторожное: добрачные отношения воспринимаются как явление существующее, но необязательное для юных. В целом модель семьи татарстанских учащихся школ, студентов младших и средних курсов схожа: брак, дети, межпоколенные связи. Подобная модель отвечает социологическим представлениям об устойчивом институте семьи: в нём должно быть сохранено триединство социальных отношений - супружеских, родительских и родственных.

Вывод к сказанному таков: татарстанская молодёжь вполне здорова. Она выбирает любовь, официальный брак и детей. Секс, сожительства и бездетность - не её выбор. Педагогам, общественности, политикам, государственным деятелям нужно сделать всё возможное для того, чтобы упадническая либеральная мораль не проникла в юношеское сознание. Нужна работа по пропаганде семейных ценностей во всех социальных группах, включая группы руководителей всех уровней и сфер, предпринимателей обоего пола, менеджеров, составляющих экономическую и управленческую элиту России, и, прежде всего, педагогических работников.

УДК 377.031

Л.Х.Шарипова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Автор статьи затрагивает вопрос о необходимости теоретического обоснования использования интерактивных технологий обучения иностранному языку для повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов. В статье рассматриваются вопросы преподавания иностранного языка в образовательных учреждениях неязыкового профиля с использованием интерактивных технологий.

Ключевые слова: интерактивные технологии, преподавание иностранного языка, профессиональная деятельность.

Sharipova L.H. INTERACTIVE TECHNOLOGIES OF PROFESSIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE TEACHING.

This article deals with foreign language teaching in médical schools with the help of modern interactive technologies. The authors note the apparent lack of language skills of medical students in professional sphere. The particular attention is paid to the choice of the most effective interactive technologies for teaching students.

Keywords; interactive technology, teaching a foreign language, professional activity.

В свете событий, связанных с сотрудничеством между стран в области медицины, в России растет потребность в работниках, способных решать профессиональные задачи на международном уровне. Кроме основных профессиональных умений, специалист должен обладать дополнительными навыками, к числу которых относится знание иностранного языка. Согласно ФГОС СПО третьего поколения, обучение иностранному языку в рамках профессионально-ориентированного образования нацелено на формирование и развитие у студентов навыков использования иностранного языка в профессиональной сфере.

В системе высшего профессионального образования можно выделить два уровня формирования языковой компетенции - это уровень овладения иностранным языком в контексте общей языковой подготовки и уровень концептуального познания - овладение новыми словами, терминологической системой, категорийным аппаратом, профессиональными аспектами языка в контексте научной и узкопрофессиональной языковой подготовки, направленной на приобретение профессиональной языковой и коммуникативной компетентности [5].

Целью статьи выступает теоретическое обоснование необходимости использования интерактивных технологий обучения иностранному языку для повышения эффективности формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов.

Главной целью использования интерактивных технологий является подготовка студента к жизни, к профессиональной деятельности в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно находить творческие способы решения жизненно важных проблем, спо-

собствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Интерактивные технологии обучения представляют наибольшую ценность в условиях повышения мотивации студентов, экономии учебного времени и повышении качества профессионального образования в целом. Преимущественное отличие интерактивных технологий от традиционных методов обучения состоит в том, что студенты на занятиях активно вовлечены в языковую практику, они учатся получать знания в благоприятной обстановке и активно использовать их в профессиональной деятельности.

Обучение иностранному языку в неязыковом учебном заведении ставит перед собой задачу формирования профессиональной иноязычной компетенции у студентов. Предполагается, что изучение иностранного языка в колледже должно отталкиваться от школьной базы, но как показывает практика, выпускники школ приходят с разным уровнем языка, чаще всего низким, а иногда и нулевым. Это требует использование дифференцированного подхода и ускоренного обучения, так как многим студентам придется сначала овладеть базовым курсом иностранного языка и лишь затем переходить на профессионально ориентированное обучение иностранному языку. Таким образом перед преподавателем стоит цель формирования профессиональной иноязычной компетенции в заметно сжатые сроки [2]. Современная педагогика и методика предлагают большое разнообразие интерактивных технологий, которые идеально подойдут при интенсивном и ускоренном обучении иностранному языку. В их основе лежит взаимодействие преподавателя и студентов через диалоговое и полилоговое общение. Взаимодействие через общение помогает студентам раскрыться, повысить мотивацию, коммуникабельность, развить творческие способности, повысить командный дух, желание самосовершенствоваться, что благоприятно сказывается на прочности формирования иноязычной компетенции [4].

Следует отметить, что процесс использования интерактивных технологий в обучении носит отличительный от традиционного обучения характер: оно идет от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Жизненный опыт студентов служит источником взаимодействия, делясь своими знаниями и опытом деятельности, вовлеченные в процесс участники выполняют часть обучающих функций преподавателя. Благодаря этому, использование интерактивных технологий в профессионально ориентированном образовании наиболее эффективны [3].

Таким образом, от преподавателя требуется методологически правильное использование выбранных интерактивных технологий и, следовательно, серьезное изменение своего профессионального мышления в целях изменения учебной деятельности. Иностранный язык - это не основная деятельность, он рассматривается в качестве средства для достижения жизненных и профессиональных целей. Имея за собой определенный жизненный опыт ситуации взаимодействия студентов на занятиях иностранного языка близки к реальному настолько, насколько возможно, это способствует развитию самостоятельности и активности при обучении. Обмен знаниями способствует становлению профессионального мышления, формированию критической самооценки собственной практики.

К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы. Немаловажное значение имеют работа в малых группах и парах сменного состава, различные формы взаимообучения и взаимоконтроля, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно- поисковое обучение, элементы дистанционного обучения и т. д.

Анализ специальной литературы показал, что в число эффективных и распространенных интерактивных технологий входит дискуссия, которая может рассматриваться как метод интерактивного обучения и как особая технология. Дискуссия организуется с целью принятия решения в группе, в случае профессионально ориентированного обучения, это ситуации, когда обмен знаниями и мнениями может привести к новому взгляду на проблему, выдвинутую на данном занятии. Темой дискуссии может выступать только тот вопрос, который допускает два или более толкований, способные затрагивать личный опыт и взгляды каждого участника. Это способствует развитию у участников умения рассматривать вопросы неоднозначно, многосторонне. Однако для гарантии эффективности дискуссии, участники должны обладать определенными базовыми знаниями. Это может быть информация, изложенная в начале занятия или ранее, инструкция к дискуссии, личный опыт студентов. Дискуссии различают по степени управления: свободные, не контролируемые ведущим, и направляемые, в которых ведущим может стать и один из студентов. Другая форма публичного обсуждения, близкая к дискуссии, это диспут, представляющий собой специально организованный публичный спор на научную или общественную тему, в котором участвуют две или более подгруп-

пы, отстаивающие свои позиции. Обсуждение темы может проходить в рамках деловой и ролевой игр, «мозгового штурма» и т.д.

Эффективность применения интерактивных технологий в профессионально ориентированном обучении иностранному языку заключается в технике подачи материала. Каждый студент - полноправный участник учебного процесса, а их опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, но оказывает влияние на развитие у студентов навыков самостоятельного поиска. К тому же, учитывая то, что профессиональное развитие будущего специалиста и знание иностранного языка носит непрерывный характер, опыт использование интерактивных технологий может пригодиться и непосредственно в собственной профессиональной деятельности.

Литература

1.Гаврилюк О.А Обучение языкам в медицинских вузах в условиях ФГОС: новые вызовы и пути развития. Режим доступа: http://www.movn.ru/profpodgotovka/obuchenie-yazykam-v-meditsinskikh-vuzakh-v-usloviyakh-fgos-novye-vyzovy-i-puti-razvitiya.html

2.Еременко Т.В. Формирование коммуникативной компетентности по предмету «иностранный язык» студентов медицинского колледжа / / Международный журнал экспериментального образования №10, 2014

3.Калабухова Г.Н. Способы реализации интерактивных технологий в условиях ускоренного обучения студентов иностранному языку//Режим доступа:http://www.tisbi.ru/assets/Site/Science/Documents/25 KALABYHOVApdf

4.Карпова Т.А. Изучение иностранного языка в вузе в контексте интерактивного обучения Секция 14 «Развитие образовательного процесса на основе современной системы интерактивного обучения в условиях модернизации образования». Круглый стол № 3 «Лингводидактика и современные технологии обучения русскому и иностранным языкам в технических университетах». Московский государственный технический университет «МАМИ», 2012 г.//Режим доступа: http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_46.pdf

5.Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе Учебно-методическое пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. — 52 с.

УДК 379.8:001.12+ 351.858:001.12

Г.Х.Калимуллина, Д.Д.Калимуллин

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ПОСТИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Статья посвящена рассмотрению социокультурных практик как элемента социально-культурной деятельности в условиях постинформационного общества. Делается вывод о трансформации социокультурной среды, виртуализации человеческого опыта, коммуникаций. Данное обстоятельство привело к нивелированию традиционных общечеловеческих ценностей. Приводятся положительные и отрицательные стороны виртуализации социокультурных практик.

Ключевые слова: социально-культурные практики, постинформационное общество, традиционная культура

Kalimullina Gulzirak, Kalimullin Dilovar SOCIO-CULTURAL PRACTICES IN A POST-INFORMATIONAL SOCIETY

The present article is devoted to consideration sociocultural practician as element of welfare activity in the conditions of post-information society. The conclusion is about transformation of the sociocultural environment, virtualization of human experience, communications is drawn. This is circumstance has led to leveling of traditional universal values. There is positive and negative sides of virtualization sociocultural practician. In the article are given civic upbringing, pedagogic animation as special pedagogic activity aimed at children's and youth's leisure definitions.

Keywords; welfare practicians, post-information society, traditional culture

В конце ХХ-начале XXI в. все чаще стали говорить о кризисе традиционной культуры, о потере ею престижа и роли в жизни общества и человека. Сегодня существование и функционирование традиционной культуры как полноправной части духовного содержания ставится под сомнение, поэтому разработка ее проблем становится магистральным направлением многих научных исследований.

Многие ученые подчеркивают негативное влияние тотального распространения электронных технологий, которые могут привести к информационному «загрязнению» среды обитания человека. Исследователи выделяют следующие факторы, влияющие на такое положение вещей: социально-деструктивная информация (насилие, жестокость, порнография, извращения); информационные войны; замена литературного языка лексикой ограниченной сферы употребления, особенно сленгом; избыточность информации, которую человек не способен усвоить в полном объеме [2, 3, 4].

В этом аспекте С.С.Хоружий говорит о виртуализации человеческого опыта, о массовой практике потребления медийной продукции, в которой отсутствуют важные определяющие жизнедеятельности человека. Такая ситуация, считает ученый, может привести к расшатыванию базовых механизмов культуры, без которых невозможно создать основу, помогающую сохранить и в дальней-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.