Научная статья на тему 'Социальное предпринимательство в России'

Социальное предпринимательство в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1338
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ / BUSINESS / SOCIAL BUSINESS / DEVELOPMENT SOCIAL BUSINESS / SOCIAL BUSINESS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харченко Артём Александрович

В данной работе описаны основные аспекты развития социального предпринимательства, охарактеризовано понятие социального предпринимательства, обозначена необходимость поддержки и развития данного вида предпринимательства, а также описана текущая ситуация, связанная с развитием данного вида предпринимательской деятельности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social business in Russia

This paper describes the main aspects of the development of social entrepreneurship, characterized by the concept of social entrepreneurship, the need to support and develop this type of entrepreneurship, as well as the current situation associated with the development of this type of business in Russia.

Текст научной работы на тему «Социальное предпринимательство в России»

Разработка Стратегии Развития Инжинирингового Предприятия. // Молодежный вестник ИрГТУ.- 2015.- № 2. - С. 32

Касьянов А. В. Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство // ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — 544 С.

Дабаев В. П., Куклина М. В., Рупосов В. Л. Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности

бакалавров, студентов и магистрантов НИ ИРГТУ. // Вестник ИрГТУ.-2013.-№2(73). - С. 169-174.

Министерство экономического развития

Российской Федерации : [Электронный ресурс] // -URL: http://economv.gov.ru/ (Дата обращения: 14.09.2018)

Портал Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://irkobl.ru/ (Дата обращения: 14.09.2018)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дабаев В. П., Куклина М. В., Рупосов В. Л. Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности бакалавров, студентов и магистрантов НИ ИРГТУ. // Вестник ИрГТУ.-2013.-№2(73). - С. 169-174.

2. Касьянов А. В. Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство // ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — 544 С.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации : [Электронный ресурс] //

- URL: http://economv.gov.ru/ (Дата обращения: 14.09.2018)

4. Портал Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://irkobl.ru/ (Дата обращения: 14.09.201

5. Тютюнин В. В., Зелинская Е. В., Конюхов В. Ю., Кочнева Е. В., Пивоварова В. О., Холодилова Е. В. Разработка Стратегии Развития Инжинирингового Предприятия. // Молодежный вестник ИрГТУ.- 2015.- № 2. - С. 32

6. 8)

The acceleration program of startup school «Baikal» aimed at the development of small and medium business on the territory of Irkutsk region

© Kharchenko A., 2018

The article describes the essence and mechanism of this project as a private institution for support and development of small and medium-sized businesses in the Irkutsk region, analyzes the need for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, describes the situation associated with the development of small and medium sized business in the Irkutsk region, describes the main results of the startup school in the period from September 30, 2017 to December 9, 2017.

Keywords: startup school; startup school «Baikal»; small and medium business; development of small and medium business; economy; economy of the Irkutsk region

УДК 364.04

СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ © Харченко А. А., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной работе описаны основные аспекты развития социального предпринимательства, охарактеризовано понятие социального предпринимательства, обозначена необходимость поддержки и развития данного вида предпринимательства, а также описана текущая ситуация, связанная с развитием данного вида предпринимательской деятельности в России.

Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, развитие социального предпринимательства, социальное предпринимательство в России

Развитие малого и среднего

предпринимательства (далее МСП) в стране, является необходимостью в современной экономике. Говоря о роли малых и средних предприятий, для развития внутренней экономики страны, можно выделить следующие факторы [1, с. 34]:

• МСП создаёт рабочие места для населения;

• МСП за счет налоговых отчислений пополняет государственную казну;

• Развитие МСП противодействует развитию монополизма в стране;

• МСП способствует развитию инновационной политики в стране;

• МСП способствует расширению потребительского рынка, за счет вывода на рынок новых товаров и услуг.

Правовая основа деятельности субъектов МСП в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.02.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону, субъекты МСП по определенным критериям разделены на три категории: микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия [2]. К малым предприятиям относятпредприятия с численностью работников до 100 человек, и предельным значением дохода до 800 млн. рублей за отчетный календарный год (в

т.ч. категория микропредприятий, к которой относят предприятия с численностью работников до 15 человек, и предельным значением дохода до 400 млн. рублей за отчетный календарный год). К средним же предприятиям, согласно данному закону, относят предприятия с численностью работников до 250 человек, и предельным значением дохода до 2 млрд. рублей за отчетный календарный год [3].

Малое и среднее предпринимательство в России сегодняв большинстве своем представлено именно микропредприятиями (более 95 % предприятий от общего числа субъектов МСП в стране). При этом, количество средних предприятий в России сравнительно невелико, и составляет около 0,6 % от общего числа субъектов МСП в стране [4].

Одним из основныхнаправлений развития предпринимательства в России, является развитие социального предпринимательства. По

определению, к социальному предпринимательству можно отнести формы ведения бизнеса, направленные на решение социальных, культурных или экологических проблем населения. В этом аспекте, социальное предпринимательство сближается с работой добровольного (волонтерского) сектора деятельности

трудоспособного населения [5, с.101].

Директор центра развития социального предпринимательства Дюкского университета Грегори Диз, выделил пять признаков, которые свойственнысоциальному бизнесу:

• следование миссии создания и содержания социальных благ;

• использование новых технологий для реализации проектов;

• осуществление непрерывного процесса инноваций;

• решительность действий вне зависимости от наличия ресурсов;

• высокая ответственность предпринимателя за результат своей деятельности.

По данным Агентства Стратегических Инициатив, социальным предпринимательством в России занимается лишь 1 % компаний из числа малого и среднего бизнеса, в то время как в Европе этот показатель достигает 25 % [6].

Проведенные социологические исследования показывают, что данным видом

предпринимательствав России склонны заниматься именно женщины — 64 % против 36 % мужчин. Средний возраст социального предпринимателя составляет от 30 до 50 лет. С точки зрения образованности, 85 % социальных

предпринимателей имеют высшее образование. Если говорить об опыте работы, то заниматься социальным бизнесом более склонны люди, которые уже имеют опыт в бизнесе, или уже ранее имели опыт работы в различных социальных сферах [7].

На сегодняшний день, основными направлениям работы социальных

предпринимателей в нашей стране, можно обозначить следующие [8, с. 27]:

Использование методов безотходного производства (переработка отходов), оказание позитивного влияния на экологические условия;

• снижение криминальной составляющей в обществе;

• помощь и поддержка тем, кто оказался в тяжелых жизненных условиях;

• предоставление услуг для малообеспеченных граждан;

• выдача мини-кредитов представителям малого бизнеса, на ведение и развитие своего дела.

Социальное предпринимательство в России, в отличии от большинства стран Евросоюза и СНГ, много лет находится в стадии становления. До сих пор, понятие «социальный предприниматель» не закреплено законом, что затрудняет оказание государственных мер поддержки представителям этого вида бизнеса. Государство заинтересовано поддерживать социальный бизнес, и использовать его функционал для решения общественных проблем, однако для внедрения более эффективных мер поддержки, нужны четкие критерии: что такое социальный бизнес, какие предприятия можно отнести к социальным, как измерять результативность их воздействия на социальную среду. Пример целого ряда стран подтверждает, что для успешного функционирования и развития социального предпринимательства, необходимо обеспечить законодательное регулирование.

По данным опроса ВЦИОМ, который проводился среди населения, на предмет знания направленности действий социального

предпринимательства в обществе, можно выделить следующие факты [9]:

• на вопрос «что такое социальное предпринимательство» смогли ответить только 28 % опрашиваемых;

• уровень доверия опрашиваемых к социальному бизнесу, составил 22 %, при этом 73 % опрошенных считают, что услуги социального характера лучше получать от государства, нежели от малого бизнеса.

В то же время, отмечается тенденция ростачисла людей, допускающих наличие или появление в скором времени предпринимателей, которые будут вести свой бизнес не столько с целью получения прибыли, сколько с целью решения социальных проблем.

Основной вывод, который делают эксперты ВЦИОМ, исходя из результатов опроса, можно выразить в виде того, что в настоящее время развитие социального бизнеса сдерживается во многом недостаточностью социального капитала, и низким уровнем деловой репутации социальных предпринимателей [9].

Специфика нашей страны заключается в том, что оказанием социальных услуг и решением социальных проблем преимущественно занимаются государственные структуры, в рамках действующих компетенций, и действующего законодательства. При этом, в России есть устойчивые ниши для социальных предпринимателей, которые создаются в результате медленного реагирования, несовершенствования законодательства, и неповоротливости

государственных органов на возникающие общественные проблемы, что часто свойственно муниципальным структурам, поэтому

необходимость и спрос на подобные виды деятельности малого бизнеса, направленного на решение социальных проблем, остаются актуальными.

Социальным предпринимателям сегодня необходима серьезная информационная поддержка, массовая популяризация социального

предпринимательства среди населения, стимулирование общества решать социальные проблемы путем работы бизнеса, формирования позитивного имиджа социального

предпринимателя в обществе, а также чёткое законодательное регулирование данных форм предпринимательской деятельности. Также главным критерием развития, является стимулирование потребительского спроса населения на продукцию социальных предпринимателей, что, по сути, является одним из главных критериев развития выбранной формы предпринимательской деятельности. ■

Тютюнин В. В., Зелинская Е. В., Конюхов В. Ю., Кочнева Е. В., Пивоварова В. О., Холодилова Е. В. Разработка Стратегии Развития Инжинирингового Предприятия. Молодежный вестник ИрГТУ.- 2015.- № 2. - С. 32 - 36

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1083-р от 02.06.2016 г. об утверждении «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года»

Урбанаева Е. Г., Илтакова Н. В. Исторические и социальные корни предпринимательства (В. З. Омбарт, М. Вебер). Социальная компетентность ИрГТУ. - 2016. -№2 (2). - С. 97 - 104

Агентство стратегических инициатив : [Электронный ресурс] // Информационный портал - URL: https://asi.ru/ (Дата обращения: 29.09.2018)

Технологическая компания SAP [Электронный ресурс] // Информационный портал - URL: https://www.sap.com (Дата обращения: 29.09.2018)

Харченко А. А., Конюхов В. Ю. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Иркутской области. Материалы научно - практической конференции с международным участием «Технико - экономические проблемы развития регионов». - ИрНИТУ - 2017. С. 25 -30

Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // Информационный портал - URL: https://wciom.ru (Дата обращения: 29.09.2018)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агентство стратегических инициатив : [Электронный ресурс] // Информационный портал

- URL: https://asi.ru/ (Дата обращения: 29.09.2018)

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс] // Информационный портал - URL: https://wciom.ru (Дата обращения: 29.09.2018)

3. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1083-р от 02.06.2016 г. об утверждении «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года»

5. Технологическая компания SAP [Электронный ресурс] // Информационный портал

- URL: https://www.sap.com (Дата обращения: 29.09.2018)

6. Тютюнин В. В., Зелинская Е. В., Конюхов В. Ю., Кочнева Е. В., Пивоварова В. О., Холодилова Е. В. Разработка Стратегии Развития Инжинирингового Предприятия. Молодежный вестник ИрГТУ.- 2015.- № 2. - С. 32 - 36

7. Урбанаева Е. Г., Илтакова Н. В. Исторические и социальные корни предпринимательства (В. З. Омбарт, М. Вебер). Социальная компетентность ИрГТУ. - 2016. - №2 (2). - С. 97 - 104

8. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ

9. Харченко А. А., Конюхов В. Ю. Поддержка малого и среднего предпринимательства в Иркутской области. Материалы научно -практической конференции с международным участием «Технико - экономические проблемы развития регионов». - ИрНИТУ - 2017. С. 25 - 30

Social business in Russia

© Kharchenko A., 2018

This paper describes the main aspects of the development of social entrepreneurship, characterized by the concept of social entrepreneurship, the need to support and develop this type of entrepreneurship, as well as the current situation

associated with the development of this type of business in Keywords: business, social business, development social

Russia. business, social business in Russia

УДК 327.8

БИЗНЕС-ПОЛИТИКА КИТАЯ ЗА РУБЕЖОМ © Царева В. А., 2018

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье рассмотрены основные направления бизнес-политики Китая за рубежом: ПИ, инфраструктурные проекты, кредитование. Китай занимает ведущие позиции в мировой экономике и политике, вкладывает значительные средства в модернизацию своего экономического потенциала и бизнес-инструменты. Китай добился значительных результатов на международной арене благодаря грамотному использованию комплекса различных механизмов.

Ключевые слова: экономика, бизнес, китайская бизнес-политика, Китай

Международная политика Китая в начале XXI в. перешагнула свои национальные границы и активной экономической деятельностью стала влиять на перераспределение сфер влияния мировых центров силы (США, Европа) в свою пользу, вытесняя их из многих регионов, где они до недавнего времени доминировали [1].

Последние десятилетия происходит процесс «мирного возвышения» Китая, то есть процесс динамичного развития, благодаря которому Китай занимает ведущие позиции в мировой экономике и политике. КНР вкладывает значительные средства в модернизацию своего экономического потенциала, а также в бизнес-инструменты. Китай добился значительных результатов на международной аренеблагодаря грамотному использованию комплекса различных механизмов.

В последние годы интерес к изучению китайских бизнес-процессов увеличивается и объясняется тем, что Китай - один из самых мощных экономических акторов в мире. Изучение китайских механизмов ведения бизнеса за рубежом — важная задача для американских, европейских и российских исследователей. В статье рассмотрены основные направления экономической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деятельности Китая, а также определены механизмы ее реализации.

Почему китайское экономическое присутствие в мире увеличивается с каждым годом? По данным журнала Forbes следует выделить пять основных причин этого феномена [2]:

• внутренний рынок Китая столкнулся с огромным избытком мощностей, что привело к необходимости освоения новых рынков;

• китайские компании стремятся получить доступ к мировым передовым технологиям, прежде всего в тех сферах, где китайские производители не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы конкурировать с ведущими мировыми компаниями;

• Китай стремится перенять западный управленческий опыт, чтобы в дальнейшем направлять своих высококвалифицированных

специалистов в области менеджмента в другие страны;

• в связи с тем, что многие страны не доверяют китайским компаниям, Китай создает имидж надежного партнера по диалогу;

• китайский бизнес за рубежом преследует не только экономические, но и политические выгоды, поэтому китайское правительство поддерживает своих соотечественников, предоставляя им разного рода льготы и поощряя экспансию за рубеж, что, в свою очередь, усиливает экономическое влияние Китая в мире.

Рассматривая бизнес-политику Китая за рубежом, следует отметить основные механизмы ее реализации, среди которых можно выделитьпрямые инвестиции (ПИ), инфраструктурные проекты и кредитование. Данная политика осуществляется с помощью различных правительственных и неправительственных программ. Однако информация об этих программах ограничена, правительство Китая не публикует никакой сопоставимой документации, относящейся к его программам [4]. Удивительно, но аналогичные программы, проводимые другими странами, более прозрачны.

Основным китайским механизмом бизнес-политики за рубежом является направление ПИ. Китайские фирмы в последние годы активно расширяют свое зарубежное присутствие и стремятся использовать любые инвестиционные возможности в ряде секторов.

Иностранные инвестиции Китая постоянно увеличиваются. Так по оценке консалтинговой корпорации Linklaters LLP, через десять лет объем зарубежных инвестиций Китая достигнет 1,5 трлн. долл., что на 70 % больше, чем объем уже сделанных инвестиций за предыдущее десятилетие, с 2007 по 2016 гг., который оценивается в 880 млрд. долл. [2]. Наиболее привлекательными сферами для китайских инвестиций являются энергетика, инфраструктура и инновации. Так инвестиции за границу дают Китаю возможность не только укрепить собственную экономику, но и усилить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.