Научная статья на тему 'Сравнительный анализ мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и Китайской народной республике: перспективы рецепции управленческого опыта'

Сравнительный анализ мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и Китайской народной республике: перспективы рецепции управленческого опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1116
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / STATE SUPPORT / SMALL BUSINESS ENTITIES / SMALL BUSINESSES / SMALL ENTREPRENEURS / ENTREPRENEURSHIP / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Анастасия Андреевна

Исследовательская работа посвящена анализу мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, в частности, изучается как отечественный опыт, так и китайский, ведь, как всем известно, КНР является одной из лидирующих экономически развитых стран. Всесторонне изучается законодательство рассматриваемых государств, а также меры, активно применяемые в целях развития сектора, в котором задействованы малые предприниматели. В частности, к таковым можно отнести: упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, а также специальные налоговые режимы; льготы при приватизации государственного и муниципального имущества, а также при участии в осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд; финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства; поддержку инновационной инфраструктуры; информационное обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Analysis of Measures of State Support of Small Business in the Russian Federation and the People’s Republic of China: Prospects of Reception of Managerial Experience

My research work is devoted to the analysis of measures of state support for small business, in particular, I analysed study both domestic experience and Chinese one. As everyone knows, China is one of the leading economically developed countries. The author comprehensively studied the legislation of the states under consideration, as well as measures actively applied for the development of the sector in which small entrepreneurs are involved. In particular, such measures include: simplified methods of accounting, including simplified reporting; special tax regimes; benefits in the privatization of state and municipal property; preferred participation in procurement for state and municipal needs; financial support for small businesses; support for innovation infrastructure; information support.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации и Китайской народной республике: перспективы рецепции управленческого опыта»

УДК 334.722(045)

сравнительный анализ мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в российской Федерации и Китайской народной республике: перспективы рецепции управленческого опыта

Соловьева Анастасия Андреевна,

студентка

юридического факультета, Финансовый университет, Москва, Россия nastya480152@yandex.ru

Аннотация. Исследовательская работа посвящена анализу мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, в частности, изучается как отечественный опыт, так и китайский, ведь, как всем известно, КНР является одной из лидирующих экономически развитых стран. Всесторонне изучается законодательство рассматриваемых государств, а также меры, активно применяемые в целях развития сектора, в котором задействованы малые предприниматели. В частности, к таковым можно отнести: упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, а также специальные налоговые режимы; льготы при приватизации государственного и муниципального имущества, а также при участии в осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд; финансовую поддержку субъектов малого предпринимательства; поддержку инновационной инфраструктуры; информационное обеспечение.

Ключевые слова: государственная поддержка; субъекты малого предпринимательства; малые предприятия; малые предприниматели; предпринимательство; развитие экономики

Comparative Analysis of Measures of state support of small Business in the Russian Federation and the People's Republic of China: Prospects of Reception of Managerial Experience

Solov'eva Anastasia Andreevna,

student, Faculty of Law, Financial University, Moscow, Russia nastya480152@yandex.ru

Научный руководитель: Карпухин Д.В., кандидат исторических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет, Москва, Россия.

Abstract. My research work is devoted to the analysis of measures of state support for small business, in particular, I analysed study both domestic experience and Chinese one. As everyone knows, China is one of the leading economically developed countries. The author comprehensively studied the legislation of the states under consideration, as well as measures actively applied for the development of the sector in which small entrepreneurs are involved. In particular, such measures include: simplified methods of accounting, including simplified reporting; special tax regimes; benefits in the privatization of state and municipal property; preferred participation in procurement for state and municipal needs; financial support for small businesses; support for innovation infrastructure; information support.

Keywords: state support; small business entities; small businesses; small entrepreneurs; entrepreneurship; economic development

Введение

Безусловно, меры государственной поддержки субъектов малого предпринимательства являются наиболее актуальной темой в современном мире, ведь именно их хозяйственная деятельность составляет существенную часть экономики развитых стран.

Рассматриваемые субъекты выполняют такие важные социально-экономические функции, как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности. Однако критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий в разных странах значительно различаются, что затрудняет возможность проведения сопоставительного анализа их деятельности.

Вышесказанное обусловливает актуальность работы, определяя объект и предмет исследования, а также постановку соответствующей цели и задач.

Так, объектом исследования является государственная политика в сфере экономической деятельности, в которой непосредственно задействованы субъекты малого предпринимательства.

Предметом исследования выступают конкретные меры государственной поддержки, оказываемые малым предпринимателям как в Российской Федерации, так и в Китайской Народной республике.

В свою очередь, в качестве цели исследования выступает разработка теоретических и практических методов модернизации системы мер по решению ключевых проблем и рецепции опыта Китая.

Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач:

• анализ законодательства России и Китая в отношении малых предпринимателей;

• рассмотрение общих и специфических мер государственной поддержки в РФ и КНР;

• выявление ключевых проблем субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации;

• на основе анализа имеющегося нормативно-правового и практического материала и обобщения его результатов произвести моделирование предложений, направленных на совершенствование мер государственной поддержки изучаемой области.

Для решения указанных выше задач применялись такие методы научного познания, как анализ и обобщение, статистический метод, логико-юридический,сравнительно-правовой и метод системного подхода.

Нормативной базой исследования является действующее федеральное законодательство России, постановления Правительства РФ, а также Китайской Народной Республики, касающиеся субъектов малого предпринимательства.

Эмпирическую основу исследования составили статистические данные о количестве малых предприятий, размещенных в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, их распределении по Российской Федерации в целом.

Теоретическую основу составляют труды российских авторов, изучающих вопросы развития субъектов малого предпринимательства.

Теоретическая значимость исследования заключается в полученных научных выводах и предложениях, направленных на модернизацию государственной политики в отношении малых предпринимателей, что может стать основанием для дальнейшей научной полемики и предпосылкой проведения новых научных исследований.

Практическое значение исследования заключается в возможности использования результатов как при совершенствовании, так и при создании совершенно новых мер государственной поддержки малых предпринимателей в России.

1. Правовой статус субъектов малого предпринимательства в российской Федерации и Китайской народной республике

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства (далее - СМП) относятся1:

• хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц;

• индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Законом КНР от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства» определено, что «под малыми предприятиями понимаются предприятия различной организационно-правовой формы и различных форм собственности, созданные согласно закону на территории КНР и способствующие удовлетворению потребностей общества, увеличению количества рабочих мест, отвечающие требованиям государственной отраслевой политики и относящиеся к малым и средним по масштабам хозяйственной деятельности»2.

Критерии, по которым определяется размер предприятий, устанавливает ведомство Государственного Совета Китайской Народной Республики либо тот, кто несет непосредственную ответственность за осуществление той или

1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017). Собрание законодательства РФ. 2007. 30 июля. № 31. Ст. 4006.

2 Закон КНР от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства». URL: http:// www.westlawchina.com/index_en.html (дата обращения: 04.04.2018).

иной работы, относящейся к предприятиям. Так, ключевыми основаниями выступают: количество работающих на предприятии людей, объем продаж, размер активов и иных показателей, обобщающих характерные особенности отрасли. Данное обстоятельство отразилось во Временном регламенте о критериях малого и среднего предпринимательства.

Важно отметить, что в настоящее время поддержка малого предпринимательства - одна из важных задач государства.

Нельзя не сказать, что определение мер государственной поддержки СМП зависит от критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий (далее - МП), которые имеют свои особенности в разных странах. Так, в табл. 1 приведены обобщенные критерии СМП в России и Китае.

Приоритетность развития малого предпринимательства в России подтверждается законодательным закреплением основных целей и принципов политики государства в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и проведением многочисленных мероприятий федерального уровня в сфере малого бизнеса [1, с. 225].

Таким образом, в качестве ключевых мероприятий выступают:

• создание Федеральной корпорации по развитию малого бизнеса;

• разработка стратегии развития СМП;

• формирование Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

• контроль над резким ростом налоговой нагрузки на малый бизнес;

• недопустимость анонимных жалоб, что вызывает необходимость обязательной идентификации и аутентификации заявителя;

• борьба с коррупцией в рассматриваемом секторе, в частности повышение пороговых показателей по экономическим преступлениям;

• доступное кредитование для СМП.

Для более детального рассмотрения мер государственной поддержки малых предпринимателей необходимо обратиться к опыту Китайской Народной Республики и сопоставить данный опыт с российским.

Таблица 1

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого предпринимательства

Критерий рф кнр

Выручка от реализации (млн юаней в год, млн руб. в год; результаты, указанные в рублях, получены на основании конвертирования валют по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 04.04.2018*) Предельное значение дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяется**: для микропредприятия -120 000 000 руб.; для МП - 800 000 000 руб.; Выручка от реализации до 80 000 000 юаней (729 760 000 руб.) в зависимости от вида деятельности, для микропредприятий - не более 20 000 000 юаней (182 440 000 руб.)

Средняя численность работников Численность персонала не должна превышать 100 человек для малой компании и 15 - для микробизнеса Численность не более 300 человек в зависимости от вида деятельности, для микропредприятий -не более 100 человек

Доля других коммерческих фирм в уставном капитале МП Лимит составляет 49% Не предусмотрено

Стоимость активов Не предусмотрено Не более 50 000 000 юаней (456 100 000 руб.)

Источник: составлено автором по данным Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017) и Закона КНР от 29.06.2002 «О стимулировании развития малого и среднего предпринимательства».

" Официальные курсы валют на 04.04.2018. URL: http://www.cbr.ru/currency_base/dail.y.aspx?date_req=04.04.2018 (дата обращения: 04.04.2018).

** Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Российская газета. 2016. 11 апреля. № 76.

2. Меры государственной поддержки сМП в российской Федерации и Китайской народной республике: сравнительный анализ

И в Российской Федерации, и в Китайской Народной Республике в целях реализации государственной политики предусматривается ряд мер.

Во-первых, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность, и упрощенный порядок ведения кассовых операций для МП, упрощенный порядок составления субъектами малого бизнеса статистической отчетности, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для МП, а также специальные налоговые режимы.

Ярким примером рассматриваемой меры государственной поддержки в России являются

«налоговые каникулы», которые продлятся до 2020 г. Данная мера разработана исключительно для поддержки СМП и предусматривает [2, с. 95]:

• предоставление двухлетних «налоговых каникул» для индивидуальных предпринимателей, которые зарегистрированы в качестве таковых впервые и перешли на упрощенную систему налогообложения;

• включение поправок в главу 26.5 Налогового кодекса РФ3, предусматривающих применение патентной системы налогообложения самозанятыми гражданами и возможность уплаты ими (в зависимости от срока действия патента) налога в связи с применением патентной сис-

3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018). Собрание законодательства РФ. 2000. 7 августа. № 32. Ст. 3340.

темы налогообложения с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей по принципу «одного окна»;

• «налоговые каникулы» применимы для тех субъектов, которые функционируют в производственной, социальной или научной сферах.

Также в России существуют и «надзорные каникулы», которые продлятся до 31 декабря 2018 г. Именно они освобождают малый бизнес от проверок со стороны органов муниципального и государственного контроля. На время «надзорных каникул» соответствующим органам запрещается проводить плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей из сферы малого бизнеса.

В КНР налоговые льготы предоставляются СМП, которые активно занимаются освоением новых технологий, а также разработкой и выпуском новой продукции. В свою очередь, инновационность СМП может быть подтверждена свидетельством определенного образца, которое можно получить в Министерстве науки и техники КНР.

Для более ясного понимания налоговых льгот можно привести тот факт, что предприниматель может не уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), а также с оборота для МП. Однако необходимо учесть, что их месячный доход должен составлять менее 20 000 юаней в месяц (183 000 руб.) [3, с. 152].

Безусловно, и Россия, и Китай поощряют информационные технологии, ведь именно они являются залогом успешного развития экономики.

Во-вторых, льготы при приватизации государственного и муниципального имущества, а также при участии в осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Преференции малым предпринимателям при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд предоставляются в РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Аналогичная мера китайским законодательством не предусмотрена.

В-третьих, меры по обеспечению финансовой поддержки СМП.

Так, в России финансовая поддержка малого предпринимательства, заключается в предо-

ставлении субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий.

Субсидии предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основе, могут быть направлены на: лизинговые и арендные платежи, участие в выставках, выплату процентов по банковским кредитам, обучение работников, обновление основных средств, реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта.

Так, допустимый объем средств, направленных в виде субсидий для регионов, ежегодно определяется Минэкономразвития России и выделяется на конкурсной основе [4, с. 5].

Объем субсидий, выделенных из федерального бюджета России на поддержку малого предпринимательства согласно распоряжению Правительства РФ от 28.01.2017 № 129-р «О распределении в 2017 году субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства» составил 7,5 млрд руб.

В Китае же финансовым обеспечением госпрограмм и всесторонней поддержкой востребованных отраслей, в том числе СМП, занимается Китайский банк развития (China Development Bank), который был создан еще в 1994 г. и является самым крупным правительственным банком в стране. Так, долговые обязательства Китайского банка развития (облигации) полностью гарантированы Правительством КНР.

В-четвертых, меры поддержки инновационной инфраструктуры.

В России это, прежде всего, федеральные и региональные центры инжиниринга, прототи-пирования, кластерного развития, сертификации, стандартизации и испытаний [5, с. 77].

В нашей стране активно внедряются меры поддержки по развитию специальной инфраструктуры МП:

• бизнес-инкубаторы (3 эффективных российских бизнес-инкубатора, работающих при вузах или в тесном сотрудничестве с ними: Бизнес-инкубатор Академии народного хозяйства, Бизнес-инкубатор МГУ, Инкубатор РЭУ им. Плеханова);

• промышленные парки (в том числе частные);

• технопарки.

В Китае также создана система центров поддержки СМП. На современном этапе функционируют примерно 1800 подобных центров, 800 из

которых выступают в качестве государственных, а 1000 - коммерческих организаций. Данные центры предоставляют такие услуги, как:

• бесплатное проведение аудита;

• всестороннее обучение персонала;

• оказание квалифицированной юридической помощи;

• технологическая поддержка.

В-пятых, меры поддержки социальных инициатив.

Безусловно, в этом случае интересно рассмотреть китайский опыт поддержки молодежного предпринимательства. Для реализации этой цели в стране была создана специальная организация -«Китайский молодежный бизнес» (Youth Business China) по инициативе Комсомольской организации КНР, Всекитайской федерации молодежи и других государственных и общественных организаций4. Для того чтобы получить поддержку от «Китайского молодежного бизнеса», начинающий предприниматель обязан соответствовать следующим требованиям:

• 18-35 лет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• отсутствие постоянной работы;

• невозможность получения финансирования в банках.

Важно отметить, что подобная поддержка оказывается тем предприятиям, которые находятся в начальной стадии развития, т.е. до достижения ими устойчивого роста, а это, как правило, в течение первых 3 лет жизни предприятия [6, с. 230]. В качестве основных видов поддержки выступают:

• финансирование;

• назначение руководителя-наставника;

• консультации;

• тренинги.

Говоря о финансировании, стоит сразу отметить, что оно осуществляется в виде предоставления беспроцентного займа в размере от 30 000 до 50 000 юаней (275-457 тыс. руб.) на срок до 3 лет и, что самое важное, без залога. Возврат рассматриваемого займа начинается с 7-го месяца, как правило, по 1000 юаней (9155 руб.) в месяц. В свою очередь, при наличии просрочек в выплате долга в течение 2-3 месяцев на предприятие направляется проверка, ключевая цель которой -

4 China Youth Business League. URL: http://www.chinaybl. com/ (дата обращения: 04.04.2018).

оказать помощь предприятию в выходе из затруднительного положения и наладить деятельность, что позволит погасить его обязательства перед кредитором. Рассматриваемая система мониторинга и помощи, безусловно, эффективна, ведь доля невозвратов займов в портфеле организации составляет примерно 4%.

Вызывает интерес и практикуемая в организации система наставничества. Так, руководители-наставники, которые прикрепляются к вновь создаваемым предприятиям, обязаны в течение 3 лет проводить встречи с руководством начинающего предприятия не менее 4 часов в месяц, всевозможно помогая им. Поддерживать взаимодействие наставник также может, используя услуги видеочата, такие как FaceTime, Google Hangouts, Skype, видеочат через Facebook и т.д.

Наставники привлекаются на волонтерской основе, т.е. осуществляют свою деятельность безвозмездно. Однако их предприятиям предоставляются еще и налоговые льготы, что, несомненно, вызывает интерес и стимулирует практику такого наставничества. К настоящему моменту в систему наставничества привлечено 12 000 руководителей, из них 74% - те, кто сами начинали свое дело через Youth Business China. Важно отметить, что зарегистрироваться в качестве потенциального наставника очень легко, достаточно зайти на сайт организации.

Что касается России, то меры поддержки социальных инициатив подразумевают субсидии социально-ориентированным СМП, в том числе и молодежного.

Своеобразным аналогом «Китайского молодежного бизнеса» является Ассоциация молодых предпринимателей России - общероссийская общественная организация, объединяющая более 10 000 молодых предпринимателей со всей страны. Ассоциация помогает решать конкретные проблемы предпринимателей и предлагает инструменты для решения системных проблем малого бизнеса [7, с. 122].

Однако, если обратиться к сайту данной организации, ясно, что активно функционирует она лишь в 18 из 85 субъектов Российской Федерации, что нельзя оценить положительно5.

5 Ассоциация молодых предпринимателей России. URL: http://ampr.ru/ (дата обращения: 04.04.2018).

В-шестых, меры информационной поддержки. В России в настоящее время реализуется ряд мероприятий в данном направлении. Так, Агентство стратегических инициатив разработало новый раздел Инвестиционного портала регионов России «Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности»6.

Нельзя не отметить, что целью создания рассматриваемого раздела выступает повышение уровня информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о тех инструментах поддержки, которые осуществляются государством путем интеграции всей информации по международным, федеральным, региональным, отраслевым и иным мерам поддержки бизнеса в Российской Федерации.

Также был создан Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Прежде всего, это база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства на всей территории РФ, которая функционирует с 1 августа 2016 г. в общедоступном виде7.

Также в целях оказания информационно-консультационной поддержки в 2016 г. акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» разработан и введен в постоянную эксплуатацию бесплатный информационный ресурс для помощи начинающим и действующим предпринимателям, которые хотят открыть или расширить свой бизнес - Портал Бизнес-навигатор МСП.

В настоящее время Бизнес-навигатор МСП охватывает 171 город Российской Федерации с численностью жителей более 100 тысяч человек и столицы отдельных субъектов Российской Федерации. В составе Бизнес-навигатора МСП разработан и размещен каталог типовых бизнес-планов по 90 наиболее распространенным видам бизнеса (всего около 300 типовых бизнес-планов). В целом сервисы Портала направлены на: • определение рыночной ниши для повышения устойчивости и прибыльности (оптимальная локация, вид бизнеса, маркетинговые индикаторы бизнеса);

6 Навигатор по мерам государственной поддержки бизнеса. URL: http://www.investinregions.ru/incentives (дата обращения: 04.04.2018).

7 Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 04.04.2018).

• получение в режиме «одного окна» ключевой информации обо всех разновидностях поддержки СМП: финансовой, маркетинговой, правовой и имущественной поддержке, информации о закупках крупнейших заказчиков, о специализированных кредитных продуктах и гарантийной поддержке со стороны Корпорации, МСП Банка и региональной гарантийной организации (РГО);

• наличие инструментов для создания вебсайтов и продвижения своей продукции в сети Интернет - сервис «Поток» (запущен в апреле

2017 г.);

• предоставление информации в формате рекомендаций и пошаговых инструкций по стадиям жизненного цикла бизнеса (открытие, становление, развитие, инвестирование, выход из бизнеса) - сервис «Жизненные ситуации» (запущен в июне 2017 г.);

• иные сервисы для бизнеса (проверка контрагента, поиск поставщиков, товаров, работ, услуг, размещение объявления о компании, продукции компании, продвижение в сети Интернет и т.д.).

По состоянию на 26 ноября 2017 г. количество уникальных посетителей Портала составляет 1,8 млн количество зарегистрированных уникальных пользователей Портала - 661 000 человек, при этом число субъектов МСП составляет 476 200 человек.

Корпорацией МСП прогнозируется, что число субъектов МСП, открывших и(или) развивающих бизнес с помощью сервисов Портала, по итогам

2018 г. составит не менее 280 000 единиц.

В Китае этим занимается в большей части принадлежащая государству информационная служба, именуемая CSMEO. Она была основана еще в далеком 2001 г. и с тех пор консультирует граждан и предпринимателей по различным вопросам функционирования малого предпринимательства через свой официальный сайт в сети Интернет.

Безусловно, нельзя не подчеркнуть, что сеть CSMEO охватывает все регионы Китая, что обусловливает успешное информирование населения о состоянии рынка труда, ключевых нововведениях законодательства, последних научных достижениях, развитии и состоянии СМП [8, с. 317].

Приоритетом деятельности информационной службы является создание конкретных условий для осуществления предприятиями малого

Таблица 2

Динамика численности СМП (включая микропредприятия) в РФ за 2016-2018 гг.

Год Количество предприятий

МП Микропредприятия

2016 267 749 5380768

2017 266148 5409226

2018 267 630 5710383

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения: 04.04.2018).

бизнеса долгосрочного экспорта и вывода их на международную арену. В целях реализации данных целей CSMEO оказывает следующие виды поддержки:

• компенсация части расходов на проведение выставок (до 50%);

• сертификация по ISO, т. е. соответствие стандартам ИСО;

• помощь в оформлении прав на интеллектуальную собственность (в том числе компенсируется до 50% расходов);

• информационная поддержка;

• торговая площадка;

• повышение качества продукции;

• поддержка при выходе на международные рынки, в том числе юридические консультации;

• проведение тренингов для сотрудников компаний.

Безусловно, в силу особой важности данного сегмента для экономики страны Россия взяла курс на поддержку малого предпринимательства и активное сотрудничество с бизнес-сообществом по данному вопросу. Поэтому все перечисленные меры поддержки малого предпринимательства в целом направлены на увеличение числа МП в России.

По состоянию на 10 марта 2018 г., по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в нашей стране зарегистрированы 267 630 МП и 5 710 383 микропредприятий. Динамика численности МП и микропредприятий в РФ за 2016-2018 гг. представлена в табл. 2.

Так, сокращение числа МП можно связать в первую очередь со сделками слияния и поглощения, в результате которых образуются новые субъекты, только уже среднего предпринимательства.

Заключение

Итак, можно сделать вывод о том, что предпринимательство играет важную роль в становлении цивилизованной рыночной экономики любой страны. Как в Китае, так и в России малое предпринимательство является важным звеном в развитии экономики. Однако оно крайне уязвимо и именно поэтому нуждается в поддержке государства.

В ходе исследования был выявлен ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

Во-первых, низкий уровень информационной поддержки. Так, в России большинство людей не осведомлены о программах господдержки, а другие просто не верят в ее доступность и боятся идти на риск.

Как уже отмечалось, наиболее популярная в стране Ассоциация молодых предпринимателей России на своем информационном портале указывает лишь 18 субъектов Российской Федерации из 85 возможных. Это говорит о том, что на данный момент снабжаются информацией лишь города федерального значения, наиболее развитые и многонаселенные области и края.

Таким образом, целесообразно следующее решение данной проблемы: стоит больше уделять внимания широкой информированности предпринимателей и населения об успехах, возможностях и изменениях в предпринимательской среде, а также оказывать реальную поддержку малому бизнесу на всех уровнях хозяйствования.

Также необходимо сделать основательный упор на развитии отдельных информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, учитывая особенности каждого региона, его экономический потенциал. Необходимо не только создавать новые, но и модернизировать уже

Рис. 1. Количество сМП в россии (по данным на 10.03.2018)

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 04.04.2018).

Рис. 2. распределение субъектов малого предпринимательства в россии (по данным на 10.12.2016)

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 04.04.2018).

существующие. Примером подобного служит Портал малого и среднего предпринимательства Ставропольского края8, где, несмотря на множественность разделов и содержащуюся в них информацию, сведения о программах поддержки давно устарели.

8 Портал малого и среднего предпринимательства Ставропольского края. URL: http://biz.stavinvest.ru (дата обращения: 04.04.2018).

Во-вторых, проблема неравномерного распределения СМП по территории России.

Так, в соответствии с данными Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства можно проследить распределение СМП по округам.

Данное неравномерное распределение, в частности высокое концентрирование малых предпринимателей в Центральном федеральном округе и совершенно незначительное в Северо-

Дальневосточный ФО Сибирский ФО

Уральский ФО

Приволжский ФО

Северо-Кавказский ФО

Центральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Рис. 3. Распределение субъектов малого предпринимательства в России (по данным на 10.12.2017)

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 04.04.2018).

Дальневосточный ФО Сибирский Ф

Уральский ФО

Приволжский ФО

Северо-Кавказский ФО

иентральный ФО

Северо-Западный ФО

Южный ФО

Рис. 4. Распределение субъектов малого предпринимательства в России (по данным на 10.12.2018)

Источник: составлено автором по данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 04.04.2018).

Кавказском федеральном округе, также можно связать с низким уровнем информационной поддержки малых предпринимателей. К сожалению, подобная тенденция наблюдается не первый год, что подтверждает динамика распределения СМП в России за 2016-2018 гг., представленная на рис. 2-4.

На мой взгляд, целесообразным будет проведение масштабного реформирования в субъектах России, в частности разработка мер государственной поддержки, которые бы отражали, как уже указывалось выше, особенности региона, его экономическую составляющую. Так, на юге России, в Краснодарском и Ставропольском краях, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках особый упор стоит сделать на малых предпринимателях, занятых в сфере сельского хозяйства, не только производства, но и распространения продуктов питания. Для этого возможно введение местных налоговых льгот, понижение ставки по кредитованию, помимо уже существующих.

В-третьих, проблема низкого уровня поддержки социальных инициатив. Для решения данного вопроса необходимо позаимствовать опыт Китайской Народной Республики, в частности внедрить институт наставничества, т.е. закрепления за новообразовавшимися МП уже состоявшихся и опытных руководителей. Несомненно, данная мера поможет избежать банкротства на ранних этапах существования таких СМП, повысить их доход и устранить проблемы на ранних этапах их возникновения.

Безусловно, данный сектор экономики крайне важен, поэтому в дальнейшем планируется продолжение исследования данных проблем по следующим научным направлениям:

1. Анализ законодательства сравниваемых стран.

2. Выявление новых эффективных мер государственной поддержки в зарубежных странах для успешного заимствования.

3. Всестороннее изучение отечественного опыта.

список источников

1. Доронина И. Э. Роль соблюдения приоритетов в развитии предпринимательского потенциала регионов. Российское предпринимательство. 2017;(3):223-230.

2. Уметбаева Ю. И. Поддержка малого и среднего бизнеса в России. Вестник ВУиТ. 2016;(4):91-96.

3. Кондрацкая Т. А., Петрухина Е. С. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в странах мира. Активизация интеллектуального и ресурсного потенциала регионов: новые вызовы для менеджмента компаний. Материалы 3-й Всероссийской конференции. Иркутск, 18 мая 2017. Иркутск: Изд-во БГУ; 2017:150-157.

4. Акимова Е. В., Алексина И. С. Государственная поддержка малых субъектов предпринимательства. Инновационные подходы к решению актуальных проблем гуманитарных, социальных и экономических наук: вопросы теории и практики. Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции. Великий Новгород; 2017:3-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Неопуло К. Л. Индивидуальное и малое предпринимательство: государственная поддержка развития в современных условиях. Актуальные проблемы управления - 2017. М.; 2017:77-78.

6. Ше С. Г., Ким Д. Л. Малый бизнес в микроэлектронике КНР. Развитие российско-китайских отношений: новая международная реальность. Иркутск: Изд-во БГУ; 2016: 230-236.

7. Фетисова А. Д. Малый бизнес и государственная поддержка предпринимательства. Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 12-13 марта 2015. Пенза: РИО ПГСХА; 2015:121-123.

8. Мурыгина Л. С., Чуксина М. Е. Анализ состояния и развития малого и среднего предпринимательства в Китае. Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения. Сборник статей VII Международно-практической конференции: в 3 ч. Ч. 2. Пенза: Наука и просвещение; 2017: 317-319.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.