Научная статья на тему 'Поддержка малого и среднего бизнеса в России'

Поддержка малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7158
586
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / БИЗНЕС / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ОМБУДСМЕН / ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / STATE / BUSINESS / SMALL AND MEDIUM ENTREPRENEURSHIP / BUSINESS OMBUDSMAN / ENTERPRISE SUPPORT / SUPPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уметбаева Ю.И.

Статья посвящена мерам, принимаемым государством в целях развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Рассмотрены причины низкой эффективности государственной политики в данной сфере. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса на сегодняшний день одна из наиболее активно обсуждаемых тем. Малое и среднее предпринимательство вносит большой вклад в обеспечение занятости населения и развитие экономики государства. Однако меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, показывают свою малую эффективность, а количество данных субъектов постепенно снижается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Уметбаева Ю.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

The article is devoted to measures taken by the state in the development and support of small and medium-sized businesses. The reasons for the low efficiency of the state policy in this sphere. Development and support of small and medium businesses today is one of the most debated topics. Small and medium business is making a big contribution to the employment and development of the state economy. However, measures aimed at supporting small and medium-sized businesses show their low efficiency, and the number of data subjects is gradually reduced.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого и среднего бизнеса в России»

УДК: 346.2 ББК: 67

Уметбаева Ю.И.

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Umetbaeva Yu.I.

SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS IN RUSSIA

Ключевые слова: государство, бизнес, малое и среднее предпринимательство, бизнес-омбудсмен, поддержка предпринимательства, инфраструктура поддержки.

Keywords: state, business, small and medium entrepreneurship, business ombudsman, enterprise support, support infrastructure.

Аннотация: статья посвящена мерам, принимаемым государством в целях развития и поддержки малого и среднего бизнеса. Рассмотрены причины низкой эффективности государственной политики в данной сфере.

Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса на сегодняшний день - одна из наиболее активно обсуждаемых тем. Малое и среднее предпринимательство вносит большой вклад в обеспечение занятости населения и развитие экономики государства. Однако меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, показывают свою малую эффективность, а количество данных субъектов постепенно снижается.

Abstract: the article is devoted to measures taken by the state in the development and support of small and medium-sized businesses. The reasons for the low efficiency of the state policy in this sphere.

Development and support of small and medium businesses today is one of the most debated topics. Small and medium business is making a big contribution to the employment and development of the state economy. However, measures aimed at supporting small and medium-sized businesses show their low efficiency, and the number of data subjects is gradually reduced.

Развитие предпринимательства, поддержка предпринимательской инициативы являются условиями для успешного развития экономики государства. Малое и среднее предпринимательство (далее - МСП) вносит большой вклад в обеспечение занятости населения, обеспечивая рабочими местами миллионы граждан. Поэтому поддержка малого и среднего бизнеса является в настоящее время одной из важнейших задач государства, которой в последние несколько лет уделяется большое внимание. Данные вопросы являются предметом обсуждения на международных и всероссийских форумах и совещаниях с участием представителей власти. Принимаются меры, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. В частности, в 2015 году была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, сформирован единый реестр малых и средних предприятий, реализуются программы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Согласно данным, содержащимся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 октября 2016 года, количество малых и средних предприятий, сведения о которых содержатся в реестре, составляет 5 726 915.1

1 Единый реестр субъектов малого и среднего

Подавляющее большинство среди представленных в реестре субъектов МСП - это микропредприятия, которые составляют 94,8% от общего числа занесенных в реестр, а малые и средние предприятия образуют 4,8% и 0,4% соответственно. При этом из всех участников реестра 53% являются ИП, а 47% - юридическими лицами.2

Важной составляющей для развития малого и среднего бизнеса является государственная поддержка, которая должна осуществляться на постоянной основе.

Правовой основой государственной поддержки малого и среднего предпринимательства является ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».3

предпринимательства // URL: https://rmsp.nalog.ru/ index.html (дата обращения 10.10.2016 г.)

2 Добрикова Е. На сегодняшний день в реестре МСП содержится информация о более чем 5,6 млн. малых и средних предприятий // Информационно -правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: http ://www. garant.ru/ news/914525/#ixzz4MzRoB z7o (дата обращения 15.10.2016)

3 Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006 (в ред. от

10 июня 2016 г. Распоряжением Правительства РФ утверждены Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и план мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии в 2016 и 2017 годах. Стратегия представляет собой межотраслевой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства и является основой для разработки и реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Данная стратегия предусматривает следующие способы и механизмы поддержки субъектов МСП:

- стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий.

- создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях.

- обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий.

- совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей.

- повышение качества государственного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства.

- стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях.

- укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.1

На региональном уровне также принимаются и действуют программы развития субъектов МСП. К примеру, в Республике Башкортостан действует долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы. Целью Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, повышения вклада малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач Республики Башкортостан.2 Подобные программы

03.07.2016 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016).

Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 3549.

2 Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства

действуют во всех субъектах Российской Федерации.

Осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и на муниципальном уровне. Так, в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан действует муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2013-2016 годы».3 Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа и привлеченных на условиях софинанси-рования ряда мероприятий Программы средств республиканского и/или федерального бюдже-

4

та.

В целях защиты прав и интересов предпринимателей в 2012 году был создан институт уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее -Уполномоченный). Бизнес-омбудсменом был назначен Борис Юрьевич Титов.

Согласно ФЗ от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» основными задачами уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных госу-

в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012 № 249 // Официальный интернет портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkorto-

stan.ru, 23.07.2012 (с изм. от 01.06.2016 // Официальный интернет портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 28.06.2016).

3 Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2013-2016 годы» // URL: http://www.sterlitamakadm.ru/about/otdel/predprinimate l/maloe_i_srednee_predprinimatelstvo/ (дата обращения 17.10.2016)

4 Уметбаева Ю.И. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан // Новый университет. - Серия экономика и право. - 2015— № 10(56). — С. 25.

дарств, международными и иностранными организациями;

2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;

5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.1

С момента создания института уполномоченного было реализовано множество инициатив, в частности, создан Единый реестр проверок, оператором которого является Генеральная прокуратура Российской Федерации. Данный реестр содержит информацию обо всех плановых и внеплановых проверках, проводимых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Силами института уполномоченного и привлеченных экспертов с целью ликвидации системных проблем, связанных с несовершенством законодательства, подготовлено 25 законодательных инициатив.

Среди подготовленных в 2015 году инициатив:

- пакет законов по легализации самозанятых. Создает упрощенный режим регулирования для индивидуальных предпринимателей, не использующих наемный труд.

- поправки в новую версию КоАП. Сокращают размер штрафов для субъектов МСП в два раза.

- пакет законов по мотивации муниципалитетов к развитию МСП. Предусматривает возврат в бюджет муниципалитета 75% от прироста налоговых платежей от субъектов МСП.

- поправки в закон «О специальной оценке условий труда». Освобождают от обязательной специальной оценки условий труда часть

1 Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 08.05.2013 (в ред. от 28.11.2015 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2015). - Ст. 2

субъектов МСП и другие.2

В настоящее время институт уполномоченных по защите прав предпринимателей действует во всех субъектах Российской Федерации.

Согласно данным, содержащимся в докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ 50,3% респондентов из числа осведомленных о существовании института уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей считают его деятельность эффективной или скорее эффективной. А 13,2% респондентов заявили, что не знают о существовании данного института.3

Активно развивается инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, под которой согласно статье 15 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и для оказания им поддержки.

К примеру, в Республике Башкортостан в реестр организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП входят 29 организаций, среди которых Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан, Башкирское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и многие другие.

Среди услуг, оказываемых организациями

2 Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации — 2016. Институт // URL: http://doklad. ombudsmanbiz.ru/pdf/institytu16.pdf (дата обращения 17.10.2016). — С. 14

3 Приложение к докладу уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации — 2016. Административный климат в Российской Федерации // URL: http://doklad. ombudsmanbiz.ru/pdf/climat16.pdf (дата обращения 17.10.2016). — С. 4

инфраструктуры, такие как: предоставление субъектам малого и среднего предпринима-тельств поручительств за счет средств гарантийного фонда; предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства основных средств на условиях лизинга; консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства; содействие развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности; организация дополнительных образовательных услуг, а также стажировки специалистов, в том числе за рубежом; разработка и проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов в области предпринимательской деятельности и экономики и др.

Несмотря на принимаемые меры, государственная политика по развитию и поддержке малого и среднего бизнеса показывает малую эффективность. Динамика развития малого и среднего предпринимательства является отрицательной, а количество малых и средних предприятий постепенно снижается.

Негативное влияние на малый и средний бизнес оказали кризисные явления. По данным опроса собственников и руководителей высшего звена средних и малых компании, результаты которого приводятся в докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту РФ «около 80% респондентов считают, что происходящие кризисные явления в той или иной степени ухудшили ситуацию для развития предпринимательской деятельности в их регионе. Почти 30% опрошенных предпринимателей заявили, что в связи с кризисными явлениями в ближайшие 2-3 месяца для них является главным сохранить команду, и каждый четвертый ответивший на вопрос заявил о готовности отказаться от планов по развитию бизнеса».1

Малый и средний бизнес представлен в основном в сфере торговли, оказания услуг населению, сельском хозяйстве. В условиях кризиса спрос на продукцию малых и средних предприятий существенно снизился. Поэтому на сегодняшний день основной задачей является стимулирование спроса на продукцию и создание необходимых условий для продвижения продукции, производимой малыми и средними предприятиями. Этому, в частности, способствует проект «Сделано в России», цель которого формирование позитивного имиджа и про-

1 Приложение к докладу уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2016. Административный климат в Российской Федерации // URL: http://doklad. ombudsmanbiz.ru/pdf/climat16.pdf (дата обращения 17.10.2016). - С. 14

движение товаров российских производителей.

По словам премьер-министра Д.А. Медведева: «Конкурентная, высокотехнологичная, ориентированная на потребителя продукция под брендом «Сделано в России» - это лучший ответ на любые геополитические вызовы. В таком производстве - наше будущее».2

Актуален и вопрос доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым средствам для успешного развития бизнеса. Рост процентных ставок по кредитам сказался на себестоимости продукции и соответственно рентабельности бизнеса. Поэтому на данный момент необходимо совершенствовать кредитные программы и условия кредитования малого и среднего бизнеса коммерческими банками.

Большую нагрузку на бизнес оказывает также осуществление контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей.

По словам общественного представителя уполномоченного по вопросам защиты прав предпринимателей в сфере контрольно-надзорной деятельности М.Г. Розенфельда: «За последние десятилетия контрольно-надзорная деятельность в России превратилась в огромный неэффективно действующий механизм, который ориентирован на «самовоспроизводство», а не на решение социально-экономических проблем. Ключевой показатель эффективности контрольных органов - количество выявленных нарушений и штрафов на одну проверку. Контрольные органы фактически самостоятельно разрабатывают новые требования, устанавливают новые нормы ответственности, выводят виды контроля и мероприятия по контролю и надзору из-под действия Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»».3

Как показал опрос собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний в 2015 г., наибольшее число ревизий выполнили такие ведомства, как ФНС России (51,7% ответов), Роспотребнадзор (40%) и МЧС России (33,3%); к числу ведомств, предъявляющих принципиально неисполнимые требования,

2 Медведев: «Сделано в России» - это лучший ответ на любые геополитические вызовы // URL: http://madeinrussia.ru/ru/news/1229 (дата обращения 19.10.2016).

3 Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации -2016. Книга жалоб и предложений российского бизнеса // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/ zhaloby16.pdf (дата обращения 17.10.2016). - С. 13

заведомо предопределяющие вынесение наказания, также относятся МЧС России (14,9% ответов), ФНС России (14,1%), Роспотребнадзор (13,5%).1

Несмотря на существенное сокращение плановых проверок, запрет на проведение проверок в отношении субъектов малого предпринимательства на три года, проблем в данной сфере остается немало, и бизнес все еще испытывает большую нагрузку со стороны контрольно-надзорных органов.

Что касается мер, направленных на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, то в большинстве своем они оцениваются как малоэффективные.

Действующая система поддержки МСП через федеральные и региональные институты развития и инновационную инфраструктуру в субъектах РФ рассчитана на несколько десятков тысяч предприятий. Она не может подменять собой масштабную государственную политику, которая должна быть направлена на развитие миллионов субъектов МСП и затрагивать налоговую, денежно-кредитную, контрольно-надзорную сферы, а также регулирование инфраструктурных энергетических монополий. Необходимо существенно пересмотреть стратегический подход государства к стимулированию МСП. Проработать масштабные системные изменения в налоговой, тарифной, денежно-кредитной политике и в области контрольно-надзорной деятельности.2

Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусматривает поддержку субъектов МСП не только органами государственной власти, но и органами местного самоуправления. Как отмечает секретарь Общественной палаты РФ, первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» А. Бречалов: «Социальное значение малого бизнеса является определяющим именно для малых территорий: в условиях «вымирающих» малых городов и муниципальных районов предприни-

Приложение к докладу уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации — 2016. Административный климат в Российской Федерации // URL: http://doklad. ombudsmanbiz.ru/pdf/climat16.pdf (дата обращения 17.10.2016). — С. 17.

2 Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации — 2016. Книга жалоб и предложений российского бизнеса // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/ pdf/zhaloby16.pdf (дата обращения 17.10.2016). — С. 34.

мательство — едва ли не единственный способ для их развития. С другой стороны, именно местная власть напрямую влияет на предпринимателя. Федеральные инициативы улучшения бизнес-климата и инструменты поддержки — это прекрасно, но если они не доходят до конкретного предпринимателя, который поднимает малый бизнес на своей родной территории, в них мало смысла»3.

Однако усилия федеральных и региональных органов власти по созданию условий для развития МСП фактически сводятся на нет муниципальными органами, не мотивированными на развитие малого бизнеса. Существующие системы внедрения лучших практик муниципалитетов по привлечению инвесторов и развитию МСП неэффективны, поскольку не основываются на реальных данных по развитию бизнеса на территории муниципалитета (созданные рабочие места, рост выручки, налоговые поступления).

Необходимо внедрить систему мотивации муниципалитетов в зависимости от темпов социально-экономического развития муниципального образования. Для этого установить дополнительные отчисления в бюджеты муниципальных образований по всем налоговым поступлениям, уплачиваемым субъектами МСП, в размере 75% от прироста объема таких платежей в отчетном периоде. Предлагается отработать несколько пилотных регионов для определения структуры и регламента работы системы, а также определения необходимых изменений в систему межбюджетных отношений.4

В целях повышения качества управленческих решений, выявления и распространения лучших практик в области развития предпринимательства на муниципальном уровне, примеров взаимодействия бизнеса и органов местного самоуправления в настоящее время Агентством стратегических инициатив издается «Атлас муниципальных практик», который представляет собой сборник успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Обмен опытом, успешными практиками является хорошим способом улучшить взаимодействие органов местного самоуправления и представителей бизнеса.

Атлас муниципальных практик // URL: https://issuu.com/36724/docs/atlas_munitsipalnyh_prakti k_2015 (дата обращения 20.10.2016). — С. 9.

4 Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации — 2016. Книга жалоб и предложений российского бизнеса // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/ zhaloby16.pdf (дата обращения 17.10.2016). — С. 34.

В заключение можно сказать, что в Российской Федерации созданы правовые и организационные основы для поддержки малого и среднего бизнеса. Однако государственная политика, проводимая в данной сфере, показывает свою малую эффективность.

В целях создания благоприятных условий

для ведения бизнеса, эффективных способов и механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо скоординировать действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и предпринимателей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // URL: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения 10.10.2016 г.).

2. Добрикова, Е. На сегодняшний день в реестре МСП содержится информация о более чем 5,6 млн. малых и средних предприятий // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/news/914525/#ixzz4MzRoBz7o (дата обращения 15.10.2016)

3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006 (в ред. от 03.07.2016 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2016).

4. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» //Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 24. - Ст. 3549.

5. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы. Утверждена постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.07.2012 № 249 // Официальный интернет портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 23.07.2012 (с изм. от 01.06.2016 // Официальный интернет портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 28.06.2016).

6. Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан на 2013-2016 годы» // URL: http://www.sterlitamakadm.ru/about/otdel/predprinimatel/maloe_i_srednee_predprinimatelstvo/ (дата обращения 17.10.2016).

7. Уметбаева, Ю.И. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Стерлитамак Республики Башкортостан // Новый университет. - Серия экономика и право. - 2015- № 10(56). - С. 24-26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.05.2013 (в ред. от 28.11.2015 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 28.11.2015).

9. Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2016. Институт // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/institytu16.pdf (дата обращения 17.10.2016).

10. Приложение к докладу уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2016. Административный климат в Российской Федерации // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/climat16.pdf (дата обращения 17.10.2016).

11. Медведев: «Сделано в России» - это лучший ответ на любые геополитические вызовы // URL: http://madeinrussia.ru/ru/news/1229 (дата обращения 19.10.2016).

12. Доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей Президенту Российской Федерации - 2016. Книга жалоб и предложений российского бизнеса // URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/zhaloby16.pdf (дата обращения 17.10.2016).

13.Атлас муниципальных практик // URL: https://issuu.com/36724/docs/ atlas_munitsipalnyh_praktik_2015 (дата обращения 20.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.