Научная статья на тему 'Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства за рубежом'

Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
2093
150
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУТЫ ПОДДЕРЖКИ / INNOVATION MODEL / SMALL BUSINESS / MEDIUM-SIZED BUSINESS / SUPPORTING INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Заболоцкая В.В.

Тема. В связи с активизацией процесса модернизации национальной экономики и перехода на инновационный путь ее развития в условиях экономических и политических санкций, препятствующих росту предпринимательской деятельности в России, проблема адаптации мер государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий к существующим условиям требует системного исследования последних изменений в зарубежных моделях финансовой поддержки инновационной деятельности. Цели. Целью статьи является систематизация нововведений в государственных программах поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах для детерминирования тенденций современных моделей финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и выявления возможностей адаптации их отдельных перспективных элементов к российским условиям. Методология. С помощью методов научного познания экономических явлений, методов сравнения и группировки проанализированы различные аспекты финансирования инновационной деятельности малых и средних предприятий в зарубежных странах. Результаты. Определены общие тенденции и выделены причины, препятствующие росту инновационной активности в малом и среднем бизнесе в РФ на современном этапе. Выводы. Сделан вывод о том, что передовой опыт некоторых зарубежных стран в части организации программ и процессов государственно-частной инфраструктурной, финансовой, информационно-консультационной поддержки и ускоренной коммерциализации новых разработок малых и средних предприятий свидетельствует о необходимости формализации и внедрения в Российской Федерации системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий.

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Заболоцкая В.В.,

Governmental financial support to innovation activities of small and medium-sized businesses abroad

Importance Due to intensified process of the national economy modernization and transition to the innovation-based development under economic and political sanctions that hinder the growth of entrepreneurship in Russia, the problem of adapting the governmental support for innovative small and medium-sized businesses to the existing conditions requires a systems study of recent developments in the foreign models of financial support to innovation activity. Objectives The article aims to systematize the recent changes in government programs supporting innovation activities in foreign countries in order to identify trends in the modern models of financial support to small and medium-sized businesses and opportunities to adapt their perspective elements to Russian conditions. Methods Using the methods of scientific knowledge of economic phenomena, comparison and grouping, I analyzed various aspects of financing the innovation activities of small and medium-sized businesses in foreign countries. Results The study determined common trends and highlighted the reasons preventing the growth of innovation activities of small and medium-sized businesses in Russia at the present stage. Conclusions Best practices of some foreign countries with regard to arranging the programs and processes of public-private infrastructure, financial, information and consultancy support and accelerated commercialization of novel solutions of small and medium-sized enterprises are indicative of the need for formalization and implementation of the systems approach by the Russian government to all processes related to incentives for innovation activities of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства за рубежом»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Стоимость бизнеса

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЗА РУБЕЖОМ

Виктория Викторовна ЗАБОЛОЦКАЯ

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет,

Краснодар, Российская Федерация

zvikky@hotmail.com

Аннотация

Тема. В связи с активизацией процесса модернизации национальной экономики и перехода на инновационный путь ее развития в условиях экономических и политических санкций, препятствующих росту предпринимательской деятельности в России, проблема адаптации мер государственной поддержки инновационных малых и средних предприятий к существующим условиям требует системного исследования последних изменений в зарубежных моделях финансовой поддержки инновационной деятельности. Цели. Целью статьи является систематизация нововведений в государственных программах поддержки инновационной деятельности в зарубежных странах для детерминирования тенденций современных моделей финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и выявления возможностей адаптации их отдельных перспективных элементов к российским условиям.

Методология. С помощью методов научного познания экономических явлений, методов сравнения и группировки проанализированы различные аспекты финансирования инновационной деятельности малых и средних предприятий в зарубежных странах. Результаты. Определены общие тенденции и выделены причины, препятствующие росту инновационной активности в малом и среднем бизнесе в РФ на современном этапе. Выводы. Сделан вывод о том, что передовой опыт некоторых зарубежных стран в части организации программ и процессов государственно-частной инфраструктурной, финансовой, информационно-консультационной поддержки и ускоренной коммерциализации новых разработок малых и средних предприятий свидетельствует о необходимости формализации и внедрения в Российской Федерации системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 27.03.2015 Одобрена 07.04.2015

УДК 336.64

Ключевые слова:

инновационная модель, малое предпринимательство, среднее предпринимательство, институты поддержки

Становление инновационной модели экономики в зарубежных странах демонстрирует разные временные рамки, необходимые для построения данной модели, а также дифференцированные подходы к осуществлению поддержки инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП).

Мировой опыт свидетельствует об отсутствии универсальной модели поддержки инновационной деятельности МСП, которая была бы эффективна для всех стран. Каждое государство выбирает индивидуальный путь развития инновационной экономики.

В мировой экономике в настоящее время можно выделить несколько моделей поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП (табл. 1).

Англосаксонская модель характеризуется развитым финансовым рынком капитала и интеллектуальной собственности, а также эффективными механизмами ее защиты и коммерциализации. При этом уровень вмешательства государства в регулирование инновационной деятельности невысок.

Соединенные Штаты являются одной из стран, использующих англосаксонскую модель поддержи и стимулирования инновационной деятельности малых предприятий. Ежегодно в США на исследования инноваций в сфере МСП выделяется 2 млрд долл. [1]. Это первая страна в мире, создавшая собственную модель трансфера технологий. Передача технологий осуществляется преимущественно либо из университетов в промышленность при поддержке венчурных компаний, либо на основе создания исследовательских подразделений внутри самих компаний [2].

Таблица 1

Современные модели финансовой поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Модель Страны-представители Источники финансирования инновационной деятельности МСП

Англосаксонская США, Великобритания, Австралия Государство; венчурные фонды; бизнес-ангелы; частные инвесторы; технопарки

Европейская (континентальная) Германия, Франция, Италия, Испания Банки; государство; различные формы государственно-частного партнерства

Скандинавская Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия Технологическая и производственная кооперация; создание кластеров вокруг крупных предприятий

Азиатская Япония, Южная Корея, Сингапур, Китай Крупные многоотраслевые корпорации, связанные с банковским сектором; частные специализированные научно-технологические агентства и инкубаторы; специализированные бизнес-ангелы

Индостанская Индия, Шри-Ланка Государство; государственные и частные институты тренинга и переобучения; коммерческие банки; международные корпорации; кластеры вокруг промышленных предприятий; бизнес-инкубаторы; научно-технологические и бизнес-парки

Широкое распространение в США получила так называемая модель открытых инноваций, в рамках которой предприятия могут и должны использовать внешние идеи наравне с собственными. В итоге инновационные технологии могут перемещаться и заимствоваться с меньшими ограничениями.

В 1982 г. в США был принят закон «О развитии инновационной деятельности в малом бизнесе» [3], где наибольший интерес представляют тезисы о необходимости использования потенциала малых предприятий для реализации федеральных заказов на выполнение НИОКР и включения малых предприятий в квалификационный перечень фирм, работающих в инновационной сфере.

Роль государства в инновационной сфере состоит не только в реализации традиционных функций в законодательной, финансовой и управленческой сферах, но и в организации перспективных исследований, направленных на развитие экономики США. Среди характерных особенностей развития инновационной сферы в Соединенных Штатах следует выделить практически независимые от федеральных государственных органов основные институты инновационной инфраструктуры (технопарки и венчурные фонды). Вторая особенность инновационной сферы этого государства - исключительно высокая активность малых инновационных предприятий, что связано с реализацией специальных государственных программ их поддержки, а также с развитостью и доступностью венчурного капитала - основного источника финансирования инноваций в США. Третья особенность заключается в том, что все государственные программы поддержки и развития инновационной деятельности МСП ориентированы

на ограниченное число приоритетных направлений, а исследовательские задачи формулируются компаниями, а не государством.

В настоящее время в Соединенных Штатах реализуются три программы поддержки инновационной деятельности малых предприятий

[4, 5]:

- SBIR (Small Business Innovation Research Program)

- Программа инновационных исследований в малом бизнесе;

- STTR (Small Business Technology Transfer Program)

- Программа трансфера технологий в малом бизнесе;

- SBIC (Small Business Investment Company)

- Программа инвестиций в малый бизнес.

Все программы поддержки инновационной деятельности МСП координируются федеральным агентством «Ассоциация малого бизнеса» (АМБ) [6]. При этом АМБ не только играет роль основного координатора программ, но и осуществляет руководство и контроль за реализацией всех проектов. Интересен тот факт, что в целях привлечения частного капитала для коммерциализации завершенных инновационных проектов агентство АМБ разработало компьютеризированную систему поиска потенциальных источников капитала, заинтересованных в реализации конкурсных проектов программы SBIR и STTR.

В США одной из форм косвенной финансовой поддержки с частичным участием государства является система бесплатного консультирования и обучения начинающих и действующих пр е д п р и н и м ат е л е й п о те хн и ч е с к и м ,

организационным и финансовым проблемам на различных этапах развития их бизнеса. На взгляд автора, такая система обеспечивает передачу опыта высококвалифицированных специалистов молодому поколению предпринимателей и способствует скорейшему освоению новых технологий в различных сферах предпринимательства.

Также в США формируется реестр малых инновационных предприятий, успешно участвовавших в реализации различных НИОКР. Данный реестр позволяет ускорить процесс поиска и отбора наиболее перспективных малых инновационных предприятий для выполнения НИОКР по заявкам правительственных и частных организаций.

Таким образом, перечисленные особенности и меры государства, а также программы поддержки МСП, нормы регулирования прав на интеллектуальную собственность, инструменты поощрения науки и бизнеса в области НИОКР способствовали процессу создания и успешного функционирования американской модели поддержки развития инноваций МСП.

В Европе реализуется иная модель поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП. Принципы построения данной модели можно охарактеризовать как государственно-корпоративные. Ее основу составляют различные формы государственно-частного партнерства. Значительную роль в построении данной модели играет государство.

Широкое распространение в Европе получили прямые меры государственного финансирования в виде государственных кредитов и государственных гарантий по банковским кредитам [7]. Как правило, они направлены на финансовую поддержку создания партнерств научно-исследовательских институтов и вузов. Также эффективно используется механизм государственного заказа.

Сейчас в странах ЕС создана Европейская сеть деловых инновационных центров (European Business & Innovation Centers Network, EBN), которая осуществляет поддержку и развитие инновационной деятельности в малом и среднем предпринимательстве. EBN представляет собой некоммерческую организацию, основанную по инициативе Европейской комиссии, и в настоящее время объединяет 250 деловых инновационных центров (Business & Innovation Centers, B.I.C.s.) и 70 ассоциированных членов. В рамках EBN активно взаимодействуют инкубаторы, технопарки, инновационные и технологические центры,

исследовательские институты, информационные системы (Euro Info Centres, EIC), центры трансфера технологий (Innovation Relay Centres, IRC), бизнес-ускорители и другие подобные организации [8]. О масштабах деятельности сети EBN в области развития МСП свидетельствует следующий факт: в 2011 г. было создано 5 500 start-up-предприятий, создавших около 20 000 новых рабочих мест [2].

В 2007 г. в рамках европейской модели была создана сеть поддержки предпринимательства (Enterprise Europe Network, EEN), которая включает:

- 250 консорциумов в 50 странах, в том числе 27 странах ЕС;

- 600 организаций-резидентов;

- 4 000 чел. опытного, квалифицированного персонала.

Особенность EEN заключается в том, что в работе сети могут принимать участие центры из стран, не входящих в ЕС, но без возможности оказания им финансовой поддержки со стороны Евросоюза. В рамках работы EEN стартовала программа Competitiveness and Innovation Programme (CIP), предназначенная для содействия росту малых и средних предприятий и создания новых рабочих мест посредством развития инноваций и повышения конкурентоспособности. CIP объединяет три подпрограммы:

1) п ре д пр инимате ль ств о и инно вации (Enterpreneurship and Innovation Programme);

2) поддержка в сфере информационно-коммуникативных технологий (Information Communication Technologies Policy Support Programme);

3) интеллектуальная энергия Европы (Intelligent Energy Europe) [9].

Для определения тематических приоритетов научно-технологического и инновационного развития Европейского союза была разработана Европейская система мониторинга проектов (European Foresight Monitoring Network) [10]. В рамках реализации данной государственной программы были проведены масштабные исследования по оценке развития Европы в долгосрочной перспективе по 15 научно-техническим направлениям (информационное, био-и нанотехнологии, производственные системы и др.), что позволило выделить критические технологии развития, а также сформированы новые приоритеты в научной и инновационной политике Европейского союза, в том числе в области стимулирования инновационной деятельности МСП.

В целом новая европейская модель характеризуется большой гибкостью, поскольку представляет собой единую интегрированную сеть различных институтов развития предпринимательства и инноваций. Страны ЕС стремятся ускоренными темпами сформировать единое научно-техническое и инновационное пространство и унифицированный рынок инноваций, что даст им неоспоримое преимущество перед другими государствами и обеспечит высокую конкурентоспособность в приоритетных направлениях науки и технологий.

Новая европейская модель поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП охватывает большинство стран Европы, но более репрезентативно проявляется в Германии.

В Германии до 2013 г. успешно действовала специально разработанная Центральная инновационная программа для малых и средних предприятий (Zentrales Innovation Programm Mittelstand, ZIM), согласно которой правительство финансировало малые и средние инновационные предприятия на стадии зарождения. Программа включала три основных модуля:

- кооперационные проекты предприятий совместно с научными и исследовательскими организациями (ZIM-KOOP). Заявки предприятий обрабатываются в Обществе промышленных исследовательских объединений Германии (AiF) и EuroNorm GmbH;

- частные проекты предприятий (ZIM-SOLO). Ззаявки предприятий обрабатываются в Обществе промышленных исследовательских объединений Германии (AiF) и EuroNorm GmbH;

- сетевые проекты, в рамках которых предоставляются организационная поддержка и финансирование внешних управляющих структур (ZIM-NEMO). Заявки предприятий обрабатываются в VDI/VDE-Innovation+Technik GmbH.

Практический интерес представляет применяемый в Германии механизм инновационных ваучеров, выпускаемых министерством экономики и технологий, которые позволяют малым и средним предприятиям получать бесплатную внешнюю консультацию по вопросам развития технологий на территории всей страны.

Для роста числа новых малых предприятий в этой стране создана новая форма обществ с ограниченной ответственностью с уменьшенным размером уставного капитала в 1 евро, а не 25 000 евро, как это было ранее [11]. На взгляд автора, данная реформа является прекрасным стимулом развития

молодежного предпринимательства, микро- и малых стартап-предприятий, поскольку в рамках ЕС руководство компании вправе выбрать любую страну для регистрации фирмы, вне зависимости от того, в какой стране будет осуществляться ведение бизнеса.

В Скандинавских странах реализуется своя, специфическая модель поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП. В последние десятилетия Скандинавские страны уделяют инновационному и технологическому развитию пристальное внимание, особенно в области образования и научных исследований. В малых европейских странах (Дании, Нидерландах, Финляндии, Швейцарии, Швеции) акцент был сделан на развитии университетской фундаментальной науки, активизации роли академий наук и создании отраслевых научно-исследовательских институтов.

Характерной чертой скандинавской модели является оптимизация на региональном уровне использования местных ресурсов - трудовых, сырьевых, инновационных. Поэтому в Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании широкое применение получили так называемые кластеры, которые чаще всего формируются вокруг крупных предприятий и образуют группы МСП, связанных между собой единым технологическим циклом. Государство в данном случае определяет перспективы развития различных отраслей экономики, финансирует ранние стадии НИОКР и способствует установлению подобных партнерских связей вплоть до формирования научно-технологических кластерных структур.

Азиатская модель основана на заимствовании инноваций в зарубежных странах и их дальнейшем совершенствовании. Характерная черта данной модели - ориентация на экспортный рынок с активным использованием на раннем этапе иностранного капитала и технологий. Это относится к таким странам, как Япония, Сингапур, Китай и Южная Корея, экономики которых отличаются интенсивным инновационном развитием.

В качестве основных источников финансирования НИОКР малых и средних предприятий в рамках азиатской модели поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП выступают крупные многоотраслевые частные корпорации. Государство при этом имеет сильную финансовую систему, которая обеспечивает долгосрочными финансовыми ресурсами МСП через банковский сектор. Азиатская модель позволяет обеспечивать быстрое внедрение инноваций в производство. Ее применение позволило государствам в короткий

по историческим меркам срок совершить технологический и промышленный прорыв благодаря практике заимствования и усовершенствования зарубежных научно-технических достижений, а также обеспечить превосходство в сфере производства потребительских товаров массового спроса.

Сингапур - государство, которое занимает первое место в рейтинге Doing Business по привлекательности

ведения бизнеса в мире [12]. Здесь наиболее развиты программы государственно-частной поддержки МСП, называемые SPRING [13], в том числе в сфере инновационной деятельности для стартап-проектов, а также программы про привлечению иностранных инвесторов для развития МСП с участием иностранного капитала [14]. Краткое описание программ представлено в табл. 2.

Таблица 2

Современные программы государственно-частной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса в Сингапуре

Программа Цель программы Краткая характеристика

Loan Insurance Scheme (LIS) Инвентаризация/складское финансирование. Структурирование перед доставкой оборотных средств (в том числе оборотного капитала). Факторинг/билл или счет-фактура или дебиторская задолженность дисконтирования с правом регресса. Страхование оборотного капитала (дебиторской задолженности). Размер ставки кредита определяется страховщиком на основании профиля риска заемщика (правительство предоставляет страховую премиальную поддержку в размере 50%). Процентная ставка в течение срока кредитования может быть фиксированной или плавающей, в зависимости от варианта, который наилучшим образом соответствует потребностям малого бизнеса. Размер кредита не лимитирован

Loan Insurance Scheme (LIS+) Привлечение иностранного капитала для покупки вспомогательных помещений с помощью резервного аккредитива или кредитных средств. Получение банковской гарантии (связан с финансированием проекта) Страхование оборотного капитала (дебиторской задолженности). Размер кредита - 5 млн сингапурских долл. на одного заемщика группы (1,5% в год от суммы кредитования застрахованы правительством). Процентная ставка в течение срока кредитования может быть фиксированной или плавающей, в зависимости от варианта, наилучшим образом соответствующего потребностям малого бизнеса. Размер кредита не лимитирован

Capability Development Grant (CDG) Развитие малого бизнеса в таких областях, как повышение производительности, совершенствование процесса разработки продуктов и доступа на рынки Грант покрывает до 70% таких затрат проекта, как консультации, обучение, сертификация и расходы на оборудование

Business Angel Scheme (BAS) Поддержка стартап-проектов МСП с участием бизнез-ангелов, специализирующихся в различных секторах экономики, в целях создания инновационных продуктов и/или процессов с интеллектуальным содержанием и высоким потенциалом роста на международных рынках МСП должно быть зарегистрировано как частная компания в форме ООО не менее 5 лет, иметь оплаченный капитал не менее 50 000 и не более 1 000 000 сингапурских долл. Критерии отбора МСП: 1) возможность продемонстрировать существенный инновационный и интеллектуальный потенциал для продуктов и/или услуг; 2) способность продемонстрировать высокий потенциал роста в масштабе мирового рынка

Incubator Development Programme (IDP) Поддержка программ создания инновационных стартапов в таких областях, как доступ к рынкам, финансирование, обучение предпринимательству, руководство управлением и наставничество Компенсация следующих расходов: 1) программы по развитию стартапов: расходы на разработку программ (программы), которые помогают стартапам разрабатывать новые продукты и услуги, получить финансирование бизнеса, облегчить доступ к рынкам и т.д.; 2) наставничество стартапов: наем наставников для обеспечения руководства управлением стартапов; 3) операционные расходы: заработная плата для инкубации команды, затраты на маркетинг, мероприятия и т.д.

Окончание табл. 2

Программа

Цель программы

SPRING Startup Совместное долевое финансировании для Enterprise развития стартапов с инновационными

Development продуктами и/или процессами Scheme интеллектуального содержания и высоким

потенциалом роста на международных рынках.

Критерии отбора МСП:

1) возможность продемонстрировать существенный инновационный и интеллектуальный потенциал для продуктов и/или услуг;

2) возможность продемонстрировать высокий потенциал роста в масштабе мирового рынка

Global investor Поддержка иностранных граждан, programme (GIP) желающих начать бизнес в Сингапуре

EntrePass

Источник: составлено автором.

В Японии поддержка инновационной деятельности МСП отличается высоким уровнем государственного влияния. За короткий исторический период эта страна вошла в число лидеров мировой экономики, обладая достаточно ограниченными природными ресурсами. С 2001 г. Япония достигла высокого уровня конкурентоспособности своей

Краткая характеристика

Программа софинансирования для инвесторов по принципу доллар за доллар (максимально - 1 000 000 сингапурских долл.), где первый раунд инвестиций, как правило, ограничивается 300 000 сингапурских долл.

SPRING-подразделение и сторонний инвестор(ы) получают доли акций в компании пропорционально их доли инвестиций. В соответствии с результатами деятельности компании дополнительные инвестиции могут быть рассмотрены на более позднем раунде на сумму до 1 000 000 сингапурских долл., включая сумму первоначальных инвестиций.

Корпоративный/частный инвестор(ы) не должен иметь предварительную заинтересованность в компании на момент подачи заявки и должен быть независимым и объективным. Корпоративными инвесторами должны быть юридические лица, имеющие минимальный оплаченный капитал в размере 500 000 сингапурских долларов.

Инвестор(ы) должен также быть в состоянии внести свой вклад в рост стартапа. Инвестор(ы) должен обладать опытом управления, соответствующими бизнес-контактами и/или необходимой технической экспертизой, которая может увеличить добавленную стоимость при производстве.

Инвестор(ы) должен быть готов инвестировать не менее 75 000 сингапурских долл. в бизнес.

МСП должно быть зарегистрировано как частная компания в форме ООО не менее 5 лет, иметь оплаченный капитал не менее 50 000 и не более 1 000 000 сингапурских долл. Инвестор должен иметь опыт ведения бизнеса не менее 3 лет. Объем инвестиций - не менее 50 млн сингапурских долл. Оборот компании инвестора должен составлять 50 млн сингапурских долл. в год. Инвестор должен предложить 5-летний бизнес-план развития МСП в Сингапуре, деятельность компании должна соответствовать специальному списку приоритетных отраслей развития экономики страны EntrePass действует до 2 лет и выдается после подписания коммерческого предложения с МСП. EntrePass также позволяет проживание ближайшим родственникам предпринимателя, начинающего свой бизнес в Сингапуре

инновационной продукции, заняв третье место после США, Китая в сфере высокотехнологической продукции [15].

Особое внимание здесь уделяется совершенствованию взаимодействия всех уровней органов власти с разветвленной инфраструктурой поддержки МСП.

Упрощение условий въезда и пребывания предпринимателей, которые будут активно участвовать в запуске и эксплуатации компании в Сингапуре

Японская модель в области инноваций представляет особый интерес благодаря специально разработанному закону и долгосрочному плану развития 19 технополисов, что позволило обеспечить их успешное функционирование и равномерное распространение по всей стране [16]. Технополисы представляют собой новые города с особыми инфраструктурой и юридическим статусом, что способствует развитию технически передового бизнеса, разработке и производству новых высокотехнологичных товаров. Такой технополис включает, как правило, технический парк, вуз, научно-исследовательские институты (НИИ), а также несколько крупных, средних и малых предприятий, ориентированных на передовые технологии.

Важно отметить, что в настоящее время Япония отказалась от модели заимствований и совершенствования зарубежных инноваций. Так, Совет по научно-технической политике Японии, исходя из анализа глобальных тенденций развития в мировой экономике, создал план национальной стратегии научно-технического развития страны. В основе стратегии - выделение двух крупномасштабных приоритетных областей [17]:

1) наука о жизни, информатика и телекоммуникационные системы, нанотехнологии и материалы, экология;

2) энергетика и ресурсы, промышленные технологии, производственная и социальная инфраструктура, проблемы Земли и Космоса.

В целом планы инновационного развития Японии в начале XXI в., в том числе в области МСП, основаны на глубоких прогнозных исследованиях и формируются с учетом траспарентности, глобальной конкурентоспособности и социальной направленности.

Одной из особенностей построения инновационной экономики Китая является передача функций государственных организаций по поддержке и стимулированию инновационной деятельности МСП частным специализированным научно-технологическим агентствам. В связи с этим значительное внимание уделяется созданию сети таких научно-технологических посреднических агентств на базе исследовательских институтов. Среди обязанностей данных агентств - разработка научных программ, консультационное сопровождение инновационных проектов, а также организационное обеспечение их реализации.

В индостанской модели активная роль в поддержке инновационной деятельности микро-, малого и среднего бизнеса также принадлежит государству. Современная система помощи данному сектору экономики сформировалась в единую интегрированную модель.

Индия - яркий пример успешного развития микро-, малого и среднего предпринимательства. Так, с 2007 г. здесь произведена полная реинтеграция организаций государственной поддержки предпринимательства в одно министерство микро-, малого и среднего предпринимательства (Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises, Ministry of MSME), которое координирует деятельность мощной и весьма разветвленной инфраструктуры поддержки микро-, малых и средних предприятий (ММСП) во всех отраслях и сферах бизнеса и имеет подразделения во всех крупных и средних городах [18].

В настоящее время в Индии успешно взаимодействуют как единая система [19]:

- 58 интегрированных центров промышленного развития;

- 20 отраслевых центров развития технологии производства;

- 30 институтов по обслуживанию ММСП с 248 филиалами;

- 17 испытательных станций с 2 центрами сертификации продукции;

- 52 научно-технологических центра;

- 75 производственных и обучающих центров;

- 60 технологических бизнес-инкубаторов;

- 6 центров инновационного развития предпринимательства;

- 26 научно-технических парков, в том числе 9 -программного обеспечения.

Главными органами развития микро-, малого и среднего предпринимательства являются министерство микро-, малого и среднего предпринимательства и действующий в рамках него Национальный институт микро-, малого и среднего предпринимательства (The National Institute for micro, small and medium enterprises, NI-MSME) [20], которые предоставляют новые формы финансовой поддержки инновационных предприятий в сфере МСП (табл. 3).

В целом развитие малого инновационного предпринимательства в значительной степени определяется политикой правительства Индии,

Финансы и кредит 28 (2015) 31-43 Finance and Credit

Таблица 3 Новые программы финансовой поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства в Индии

Программа Цель программы Краткая характеристика программы

Entrepreneurial and Managerial Development of SMEs through Incubator Финансирование на раннем этапе развития бизнеса Оказание помощи в формировании инновационной бизнес-идеи (новых технологий, процессов, продуктов, процедур и т.д.), которая может принести коммерческую выгоду. Финансовая помощь также предоставляется для создания бизнес-инкубаторов

Enabling Manufacturing Sector to be Competitive through Quality Management Standards and Quality Technology Tools Информирование и поощрение МСП для применения новейших стандартов менеджмента качества (QMS) и Quality Technology Tool (QTT) Финансовая поддержка для внедрения соответствующих модулей в технических вузах, проведения семинаров и подобных мероприятий по внедрению новых стандартов качества и технологий на МСП

Building Awareness on Intellectual Property Rights Повышение осведомленности среди ММСП о правах на интеллектуальную собственность (ПИС), принятие мер по защите собственных идей и бизнес-стратегии Проведение информационно-разъяснительной программы по защите интеллектуальной собственности. Проведение экспериментальных исследований по отдельным группам отраслей. Финансовая поддержка проведения интерактивных семинаров/рабочих совещаний. Финансовая поддержка проведения специальной подготовки в области ПИС. Финансовая поддержка в виде гранта на патент/регистрацию ноу-хау. Финансовая поддержка для создания центра содействия интеллектуальной собственности (IPFC) для кредитования ММСП. Финансовая поддержка установления взаимодействия с международными организациями

IT Incubator Создание устойчивого развития предпринимательства в области IT, а также поощрение коммерциализации научных идей Финансовая поддержка организации работы стартап-компаний на территории бизнес-инкубатора. При использовании пространства и инфраструктуры бизнес-инкубатора предприниматели должны осуществлять ежемесячную плату за лицензию на использование бизнес-центра, телефона, Интернета, за экспертные услуги (маркетинг, ведение бухгалтерского учета)

Software Technology and Business Parks Обеспечение развития малых и средних предприятий в области разработки программного обеспечения и IT-технологий Предоставление площади (модули/зал) от 400 до 4 000 м2 для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, мгновенное подключение питания, предоставление высокой скорости передачи данных через спутниковую связь

Support International Patent Protection in Electronics and IT (SIP-EIT) Обеспечение финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и технологий для подачи международных патентных заявок в целях поощрения местной инновационной деятельности в области информационных технологий и электроники Финансирование до 50% от общего объема стоимости патента: поддержка осуществляется в виде возмещения фактических расходов заявителю патента

Окончание табл. 3

Программа Цель программы Краткая характеристика программы

Science & Technology Entrepreneurship Development (STED) Согласованное совместное использование материальных и человеческих ресурсов региона для создания новых предприятий и рабочих мест путем использования научно-технологического прогресса Финансовая помощь предоставляется для детального научного исследования возможностей развития в регионе инновационного предпринимательства. Программа реализуется в 43 районах

Credit Linked Capital Subsidy (CLCS) for Technology Upgradation Обновление технологий на МСП Субсидии до 15% стоимости обновления технологий производства на малых, микро-и средних предприятиях

Technology Business Incubators (TBI) Развитие в регионах технологических бизнес-инкубаторов, оказывающих спектр услуг начинающим и существующим МСП Создание эффективных технологий на новых предприятиях, новых рабочих мест, облегчение передачи технологий, быстрой коммерциализации научных разработок и их производства, получения специализированных услуг для существующих малых и средних предприятий в TBI. Технологические бизнес-инкубаторы, помимо предоставления целого ряда услуг новым предприятиям (а также существующим малым и средним предприятиям в регионе), нацелены на обеспечение благоприятной атмосферы для их выживания и роста МСП. Существенная особенность - возможность у компаний-арендаторов покинуть инкубатор-пространство за 2-3 года

Animal/Agriculture/Marine Bio-Technology/Bio-Resource Programs Инновационное развитие МСП путем совмещения различных новых био- и нанотехнологий Финансовая помощь оказывается МСП в сфере биоинженерии, биоинформатики, защиты окружающей среды, продовольствия, HRD, медицины, нанонауки и др.

Micro&Small Enterprises Cluster Development Program (MSE-CDP) Поддержка устойчивости и роста микро- и малого бизнеса путем решения таких общих проблем, как улучшение технологии, навыков и качества, доступа к рынкам и доступа к капиталу. Обеспечение роста потенциала МСП через формирование групп взаимопомощи, консорциумов, ассоциаций и т.д. Создание/обновление объектов инфраструктуры в новых/существующих промышленных зонах/кластерах МСП, чтобы организовать и настроить работу общих центров (для тестирования, обучения, складов сырья, очистки сточных вод, оптимизации производственных процессов и т.д.) Кластеризация предприятий - провайдеров различных услуг, в том числе банков и кредитных учреждений, позволяет осуществлять экономию издержек, тем самым уменьшая затраты и повышая доступность услуг для малых и средних предприятий

Источник: составлено автором по данным [20-21].

которая осуще ствляется по следующим приоритетным направлениям:

1) стимулирование инновационных процессов и гарантирование прав интеллектуальной собственности для предпринимателей;

2) обеспечение малых предприятий финансово-технологической поддержкой, повышение квалификации и финансовой грамотности предпринимателей, совершенствование качества производства в целях всемерного развития экспортных возможностей посредством создания

различных форм научно-технологических и бизнес-парков и инкубаторов;

3) создание региональных объединений малых предприятий в форме кластеров при одновременном упрочнении бизнес-связей между малыми и крупными предприятиями;

4) развитие и модернизация целевых программ социального инновационного предпринимательства для женщин и отдельных местных народностей страны.

Итак, в рассмотренных моделях государственной подде ржки малого и сре дне го бизне са прослеживаются определенные тенденции.

1. Правительства большинства стран мира рассматривают содействие развитию инновационного МСП как основу государственной экономической политики, ежегодно инициируя многочисленные государственные программы стоимостью в десятки миллиардов долларов.

2. Ключевыми являются интегрированные инструменты финансовой, консалтинговой, информационной поддержки, содействие экспорту на базе созданных кластеров или интегрированных в единую сеть деловых центров инновационного развития.

3. Основными целями программ поддержки МСП являются создание новых предприятий, поддержка инноваций и использование новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции, особенно на мировых рынках, создание новых рабочих мест, развитие отдельных (приоритетных или отстающих) регионов и отраслей.

4. Законодательство направлено на снижение административных барье ров, правово е регулирование осуществляется преимущественно через нормы прямого действия, установленные в законах, а не в подзаконных актах, проводится активная антимонопольная политика, принимаются меры по пресечению недобросовестной конкуренции по отношению к инновационным предприятиям.

5. Культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причем они взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

6. Поддержка МСП направлена в первую очередь не на прямое субсидирование или обеспечение финансовыми ресурсами, а на создание благоприятных условий для оптимального функционирования

субъектов МСП, а также облегчение доступа МСП к заемным ресурсам (прежде всего посредством реализации гарантийных программ). В качестве особых мер поддержки сектора МСП используются целевые кредиты (например, на развитие инноваций) с льготными условиями.

Сложившуюся на данный момент в РФ модель поддержки и стимулирования инновационной деятельности МСП невозможно в чистом виде отнести ни к одной из ранее рассмотренных моделей. На взгляд автора, попытка контроля и регулирования государством инновационной деятельности МСП соответствует европейской (континентальной) модели. Частично присутствуют элементы остальных моделей. Из азиатской модели перенимается тенденция заимствования технологий, но в отличие от Японии, Южной Кореи и Китая Российская Федерация пока не может гордиться их значительным усовершенствованием. В начальной стадии развития находятся основные финансовые институты инфраструктуры поддержки инновационной деятельности МСП, что очень отдаляет РФ от англосаксонской модели поддержки и стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий, в частности от США. Количество реально функционирующих сообществ бизнес-ангелов и венчурных фондов слишком мало и отстает во много раз от показателей стран, которые занимают первые места в рейтингах инновационного развития. Более того, статус бизнес-ангелов в РФ пока законодательно не закреплен.

Для дальнейшего развития российской инновационной модели поддержки и стимулирования МСП необходимо:

- совершенствовать законодательство в области форм финансовой поддержки и интеллектуальной собственности и в сфере венчурного финансирования и бизнес-ангелов;

- предпринимать систематические усилия по налаживанию и укре пле нию взаимного сотрудничества и кооперации между властью, наукой, образованием и бизнесом, особенно на уровне субъектов Российской Федерации;

- вести регулярное изучение и внедрение передового международного опыта, прежде всего в области информационных, инжиниринговых, 1Т-, био-и нанотехнологий, что позволит формировать комплексные программы коммерциализации инновационных продуктов (услуг) и трансфера

технологий на базе развития наукоградов и технопарков;

- продолжить создание государственных программ и схем страхования рисков кредитования инновационных МСП, в которых объем страховых премий будет совместно распределяться между правительством и малым инновационным предприятием, что особенно актуально в условиях современного кризиса и санкций со стороны ряда стран.

Итак, передовой опыт некоторых зарубежных стран в части организации программ и процессов государственно-частной инфраструктурной, финансовой, информационно-консультационной поддержки и ускоренной коммерциализации новых разработок малых и средних предприятий свидетельствует о необходимости формализации и внедрения в Российской Федерации системного государственного подхода во всех процессах, касающихся стимулирования инновационной деятельности малых и средних предприятий.

Список литературы

1. Государственное регулирование развития предпринимательства: опыт, проблемы, инновации / под ред. А.Я. Быстрякова. М.: Проспект, 2015. 144 с.

2. Вилисов В.Я., Вилисова А.В. Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: монография. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. 228 с.

3. The Small Business Innovation Development Act of 1982. Washington. P. 102-567.

4. Small Business Innovation Research (SBIR) Program Policy Directive. URL: http//sbir.gov.

5. Small Business Technology Transfer (STTR) Program. URL: http://www.acq.osd.mil/osbp/sbir.

6. Заболоцкая В.В., Аристархов А.А. Пути адаптации зарубежного опыта в сфере кредитования предприятий малого бизнеса // Экономический вестник Южного федерального округа. 2008. № 7. С. 36-43.

7. Заболоцкая В.В. Исследование зарубежных моделей финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства и возможности их адаптации в России // Финансы и кредит. 2012. № 5. C.37-47.

8. EU/BICs and Business Support Organisations. URL: http://ebn.be.

9. Project Gate to RuBin. URL: http://www.gate2rubin.ru/en.

10. European Foresight Monitoring Network. URL: http://ec.europa.eu/research/foresight/10/article_3962_ en.htm.

11. Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand. URL: http://www.zim-bmwi.de.

12. Doing Business 2014. Undertaking Regulations for Small and Medium-sized Enterprises. International Bank for Reconstruction and Development. The World Bank. 2013. 306 c.

13. SPRING Startup Enterprise Development Scheme (SPRING SEEDS). URL: http://www.spring.gov.sg.

14. Starting a Business in Singapore. URL: http://www.edb.gov.sg.

15. The Bloomberg Innovation Index. URL: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries.

16. Ицковец Г. Модель тройной спирали // Инновационная Россия. 2011. № 4. C. 5-10.

17. White Paper on Science and Technology 2001. Tokyo. 2002. P. 345.

18. MSME Schemes Final Book Report. Government of India. December 2014. 142 p.

19. Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises MSME - Schemes. URL: http://msme.gov.in.

20. National Institute for Micro, Small and Medium Enterprises. URL: http://nimsme.org.

21. Improving Access to Finance for Women-owned Businesses in India. International Financial Corporation. World Bank Group. 2014. 48 p.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

GOVERNMENTAL FINANCIAL SUPPORT TO INNOVATION ACTIVITIES OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES ABROAD

Business Value

Viktoriya V. ZABOLOTSKAYA

Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation zvikky@hotmail.com

Article history:

Received 27 March 2015 Accepted 7 April 2015

Keywords: innovation model, small business, medium-sized business, supporting institutions

Abstract

Importance Due to intensified process of the national economy modernization and transition to the innovation-based development under economic and political sanctions that hinder the growth of entrepreneurship in Russia, the problem of adapting the governmental support for innovative small and medium-sized businesses to the existing conditions requires a systems study of recent developments in the foreign models of financial support to innovation activity. Objectives The article aims to systematize the recent changes in government programs supporting innovation activities in foreign countries in order to identify trends in the modern models of financial support to small and medium-sized businesses and opportunities to adapt their perspective elements to Russian conditions.

Methods Using the methods of scientific knowledge of economic phenomena, comparison and grouping, I analyzed various aspects of financing the innovation activities of small and medium-sized businesses in foreign countries.

Results The study determined common trends and highlighted the reasons preventing the growth of innovation activities of small and medium-sized businesses in Russia at the present stage. Conclusions Best practices of some foreign countries with regard to arranging the programs and processes of public-private infrastructure, financial, information and consultancy support and accelerated commercialization of novel solutions of small and medium-sized enterprises are indicative of the need for formalization and implementation of the systems approach by the Russian government to all processes related to incentives for innovation activities of small and medium-sized businesses.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Gosudarstvennoe regulirovanie razvitiya predprinimatel'stva: opyt, problemy, innovatsii [State regulation of business development: experience, problems, innovation]. Moscow, Prospekt Publ., 2015, 144 p.

2. Vilisov V.Ya., Vilisova A.V. Infrastruktura innovatsii i malyepredpriyatiya: sostoyanie, otsenki, modelirovanie: monografiya [Infrastructure of innovation and small enterprises: status, estimates, simulation: a monograph]. Moscow, INFRA-M Publ., 2015, 228 p.

3. The Small Business Innovation Development Act of 1982. Washington, pp. 102-567.

4. Small Business Innovation Research (SBIR) Program. Policy Directive. Available at: https://www.sbir. gov/sites/default/files/sbir_pd_with_1-8-14_amendments_2-24-14.pdf.

5. Small Business Technology Transfer (STTR) Program. Available at: http://www.acq.osd.mil/osbp/sbir.

6. Zabolotskaya V.V., Aristarkhov A.A. Puti adaptatsii zarubezhnogo opyta v sfere kreditovaniya predpriyatii malogo biznesa [Ways of adapting the foreign experience in lending to small business]. Ekonomicheskii vestnik Yuzhnogo federal'nogo okruga = Economic Bulletin of Southern Federal District, 2008, no. 7, pp. 36-43.

7. Zabolotskaya V.V. Issledovanie zarubezhnykh modelei finansovo-kreditnoi podderzhki malogo predprinimatel'stva i vozmozhnosti ikh adaptatsii v Rossii [Research of foreign models of financial and credit support to small businesses and the possibility of their adaptation in Russia]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2012, no. 5, pp. 37-47.

8. EU/BICs: Business Support Organisations. Available at: http://ebn.be.

9. Gate to RuBin Project. Available at: http://www.ric.vsu.ru/UserFiles/File/workshop_05_09/presents/gate2r ubin%20voronezh%2014-05-2009_.pdf. (In Russ.)

10. European Foresight Monitoring Network. Available at: http://ec.europa.eu/research/foresight/10/article_ 3962_en.htm.

11. Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand - ZIM. Available at: http://www.zim-bmwi.de.

12. Doing Business 2014. Understanding Regulations for Small and Medium-size Enterprises. A copublication of the World Bank and the International Finance Corporation, 2013, 316 p. Available at: https://openknowledge. worldbank.org/bitstream/handle/10986/16204/19984.pdf?sequence=1.

13. SPRING Singapore. Spring Startup Enterprise Development Scheme (SPRING SEEDS). Available at: http://www.spring.gov.sg/Nurturing-Startups/SEEDS/Pages/spring-start-up-enterprise-development-scheme. aspx.

14. Starting a Business in Singapore. Available at: http://www.edb.gov.sg.

15. The Bloomberg Innovation Index. Available at: http://www.bloomberg.com/graphics/2015-innovative-countries.

16. Etzkowitz H. Model' troinoi spirali [The Triple Helix: University-Industry-Government Innovation in Action].

Innovatsionnaya Rossiya = Innovative Russia, 2011, no. 4, pp. 5-10.

17. White Paper on Science and Technology 2001. Tokyo, 2002, 345 p.

18. MSME Schemes. Final Book Report. National Institute for Micro, Small and Medium Enterprises, Government of India, December 2014, 142 p.

19. Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises. MSME - Schemes. Available at: http://msme.gov.in.

20. National Institute for Micro, Small and Medium Enterprises. Available at: http://nimsme.org.

21. Improving Access to Finance for Women-owned Businesses in India. International Finance Corporation. World Bank Group, 2014, 48 p.