Features of development of strategy for positioning construction companies in Irkutsk
© Smetanin S., 2018
Nowadays there is a large number of offers on the real estate market of Irkutsk. Companies in construction industry need to have a clear strategy of marketing communications, a decided difference from competitors and an intention to become the best in the market.
Keywords: positioning strategy, real estate market, competition, brand
УДК 332.1
АКСЕЛЕРАЦИОННАЯ ПРОГРАММА СТАРТАП-ШКОЛА «БАЙКАЛ», НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ТЕРРИТОРИИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
© Харченко А. А., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В статье описана суть и механизм работы данного проекта, как частного института поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на территории Иркутской области. Анализируется факт необходимости развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, описана ситуация, связанная с развитием малого и среднего предпринимательства в Иркутской области, описаны основные результаты деятельности стартап-школы в период с 30 сентября 2017 года по 09 декабря 2017 года.
Ключевые слова: стартап-школа, школа «Байкал», малое и среднее предпринимательство, развитие малого и среднего предпринимательства, экономика, экономика Иркутской области
Развитие малого и среднего
предпринимательства (далее МСП), на сегодняшний день, является необходимостью в современной экономике. Малый и средний бизнес создает рабочие места для населения, препятствует развитию монополизма, за счёт производимой продукции расширяет потребительский рынок, за счёт налоговых отчислений пополняет государственный бюджет. Также данный сектор экономики способствует развитию инновационной политики в стране [2, с. 402].
Рассматривая Иркутскую область (далее область), развитие сектора малого и среднего предпринимательства за 2016 год, можно охарактеризовать следующими показателями [5]:
• общее количество субъектов МСП в Области за 2016 год составляло 99 572 предприятия;
• доля субъектов МСП в общем количестве организации (без учёта индивидуальных предпринимателей) в Области за 2016 год составляла 59,6 %;
• среднесписочная численность работников субъектов МСП (без внешних совместителей) составляла 166,2 тыс. человек.
Малый и средний бизнес в Области решает несколько важных социальных задач. Одной из первостепенных задач данного сектора экономики для экономического развития Области является создание рабочих мест для населения. По данным статистики, почти в каждой третьей семье в Области имеются работники малых и средних предприятий. Также стоит отметить факт того, что налоговые отчисления субъектов МСП в областной
бюджет, являются одним из важнейших источников дохода областного бюджета. Кроме того, товары и услуги предприятий из числа малого бизнеса создают комфортные условия для жизни жителей Области.
Также, важное значение для местной экономики имеет факт развития инновационной политики, с целью поддержки конкурентоспособности производимой продукции, в сравнении с аналогами на федеральном и зарубежном рынках. По многочисленным наблюдениям, внедрение инноваций и последующее развитие инновационной политики лучше всего протекает именно в небольших компаниях, из числа сегментов малого бизнеса [1, с. 32].
Актуальными также остаются вопросы, связанные с развитием молодёжного предпринимательства. Одним из примеров активизации развития предпринимательской деятельности в 2017 году среди молодежи области, была организация конкурса «От идеи к бизнесу» в Иркутском Национальном Исследовательском Техническом Университете. Проведение конкурса «Формула Успеха» Байкальской международной бизнес-школой Иркутского государственного университета, запуск и проведение администрацией г. Иркутска акселерационной программы стартап-школа «Тайга», а также организация и проведение фондом поддержки субъектов МСП в области «Иркутский областной гарантийный фонд» конкурса «Открытый Диалог», с целью вовлечения студентов высших учебных заведений г. Иркутска в
различные бизнес-процессы, протекающие на территории области.
В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 02.06.2016 г. №1083-р, предусмотрено динамичное развитие МСП, с помощью инструментов, направленных на стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях. Одними из таких инструментов развития является деятельность частных институтов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, с взаимодействием в работе ссоответствующими государственными структурами, по принципу государственно-частного партнёрства, а также деятельность внебюджетных фондов [4].
Одним из подобных примеров взаимодействия, является запуск в 2017 году частной программы развития малого и среднего предпринимательства на территории области — акселерационной программы стартап-школа «Байкал».
Миссией данной программы является расширение доступа групп населения (в частности молодого населения) Иркутской области к занятиям предпринимательской деятельности на территории Области, через содействие в преодолении барьеров и облегчение входа начинающими предпринимателями в сегменты малого бизнеса региональной экономики.
Суть данного проекта заключается в том, что с резидентом программы проводится комплексная работа, включающая в себя обучения резидента основам предпринимательской деятельности, в том числе через взаимодействие резидента с действующими предпринимателями,
региональными институтами поддержки субъектов МСП и государственными структурами, с последующей разработкой резидентом стартап-проекта создания предприятия, защитой данного проекта перед экспертной комиссией стартап-школы и дальнейшего вывода взращенного в условиях программы предпринимателя и его проекта на потенциальное число заинтересованных инвесторов, в том числе государственные инвестиционные фонды.
Целями данного проекта являются:
• создание среды для развития инновационного предпринимательства, за счет роста числа высокотехнологичных и инновационных проектов;
• поддержка и развитие начинающих предпринимателей, работающих уже в известных направлениях бизнеса;
• стимулирование развития молодежного предпринимательства в Иркутской области; Задачами данного проекта в свою очередь также являются:
• содействие развитию профессиональных связей инновационных стартапов с российскими и
зарубежными экспертами, корпоративными заказчиками, крупными предпринимателями и инвесторами;
• популяризация и обучение населения основам предпринимательства, содействие появлению «историй успеха», а также обучение предпринимателей уже существующим методам ведения бизнеса;
• содействие стартаперам в разработке бизнес-модели будущего малого предприятия;
• привлечение инвестиций ранних стадий для инновационных и бизнес проектов начинающих предпринимателей;
• популяризация идеи предпринимательства среди молодого населения Иркутской области.
Данный проект был реализован, запущена первая стартап-школа 30 сентября 2017 года. Завершена работа первой стартап-школы была 09 декабря 2017 года, в виде итоговой защиты взращенных стартап-проектов.
В итоге двухмесячной работы программы, направленной на обучение резидентов основам предпринимательской деятельности, с дальнейшей подготовкой и защитой созданных резидентами бизнес проектами, были получены следующие результаты:
• общее количество заявленных резидентов на участие в программе составило 139 человек (из них более 80: резидентов являются учащимися высших учебных заведений г. Иркутска);
• общее количество подготовленных в условиях работы школы стартап-проектов составило 22 проекта;
• общее количество учебных часов программы составило более 90 часов;
• общее число субъектов малого бизнеса, принявших участие в программе по идеи «наставничества» составило более 20 компании (в том числе различные предпринимательские и деловые сообщества г. Иркутска).
В перспективе выгодами региональной экономике от реализации взращенных в условиях программы проектов могут являться следующие:
• создание новых рабочих мест;
• активная инновационная политика области;
• увеличение налоговых поступлений в бюджет области;
• импортозамещение;
• увеличение авторитета области среди инноваторов страны;
• возможность вывода проектов на федеральные и зарубежные рынки;
• модернизация многих предприятий в области;
• развитие инновационной политики области;
• развитие МСП в области в целом ■
Тютюнин В. В., Зелинская Е. В., Конюхов В. Ю., Кочнева Е. В., Пивоварова В. О., Холодилова Е. В.
Разработка Стратегии Развития Инжинирингового Предприятия. // Молодежный вестник ИрГТУ.- 2015.- № 2. - С. 32
Касьянов А. В. Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство // ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — 544 С.
Дабаев В. П., Куклина М. В., Рупосов В. Л. Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности
бакалавров, студентов и магистрантов НИ ИРГТУ. // Вестник ИрГТУ.-2013.-№2(73). - С. 169-174.
Министерство экономического развития
Российской Федерации : [Электронный ресурс] // -URL: http://economv.gov.ru/ (Дата обращения: 14.09.2018)
Портал Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://irkobl.ru/ (Дата обращения: 14.09.2018)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дабаев В. П., Куклина М. В., Рупосов В. Л. Конкурс «От идеи к бизнесу» как инструмент повышения инновационно-предпринимательской активности бакалавров, студентов и магистрантов НИ ИРГТУ. // Вестник ИрГТУ.-2013.-№2(73). - С. 169-174.
2. Касьянов А. В. Все о малом предпринимательстве. Полное практическое руководство // ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. — 544 С.
3. Министерство экономического развития Российской Федерации : [Электронный ресурс] //
- URL: http://economv.gov.ru/ (Дата обращения: 14.09.2018)
4. Портал Иркутской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт - URL: http://irkobl.ru/ (Дата обращения: 14.09.201
5. Тютюнин В. В., Зелинская Е. В., Конюхов В. Ю., Кочнева Е. В., Пивоварова В. О., Холодилова Е. В. Разработка Стратегии Развития Инжинирингового Предприятия. // Молодежный вестник ИрГТУ.- 2015.- № 2. - С. 32
6. 8)
The acceleration program of startup school «Baikal» aimed at the development of small and medium business on the territory of Irkutsk region
© Kharchenko A., 2018
The article describes the essence and mechanism of this project as a private institution for support and development of small and medium-sized businesses in the Irkutsk region, analyzes the need for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation, describes the situation associated with the development of small and medium sized business in the Irkutsk region, describes the main results of the startup school in the period from September 30, 2017 to December 9, 2017.
Keywords: startup school; startup school «Baikal»; small and medium business; development of small and medium business; economy; economy of the Irkutsk region
УДК 364.04
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ © Харченко А. А., 2018
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
В данной работе описаны основные аспекты развития социального предпринимательства, охарактеризовано понятие социального предпринимательства, обозначена необходимость поддержки и развития данного вида предпринимательства, а также описана текущая ситуация, связанная с развитием данного вида предпринимательской деятельности в России.
Ключевые слова: предпринимательство, социальное предпринимательство, развитие социального предпринимательства, социальное предпринимательство в России
Развитие малого и среднего
предпринимательства (далее МСП) в стране, является необходимостью в современной экономике. Говоря о роли малых и средних предприятий, для развития внутренней экономики страны, можно выделить следующие факторы [1, с. 34]:
• МСП создаёт рабочие места для населения;
• МСП за счет налоговых отчислений пополняет государственную казну;
• Развитие МСП противодействует развитию монополизма в стране;
• МСП способствует развитию инновационной политики в стране;
• МСП способствует расширению
потребительского рынка, за счет вывода на рынок новых товаров и услуг.
Правовая основа деятельности субъектов МСП в Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.02.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону, субъекты МСП по определенным критериям разделены на три категории: микропредприятия, малые предприятия, средние предприятия [2]. К малым предприятиям относятпредприятия с численностью работников до 100 человек, и предельным значением дохода до 800 млн. рублей за отчетный календарный год (в