Научная статья на тему 'Женское предпринимательство - перспективный потенциал развития экономики'

Женское предпринимательство - перспективный потенциал развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
710
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / WOMEN ENTREPRENEURSHIP / ЧЕЛНОЧНЫЙ БИЗНЕС / SHUTTLE BUSINESS / СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС / FAMILY BUSINESS / "МАМА-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ" / "MOTHER-ENTREPRENEUR"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баженов Алексей Юрьевич

В статье приводятся тенденции развития женского предпринимательства в России во второй половине XIX и в начале XX в., которые установлены на основе статистических материалов, принимаемых лидерами страны мер и фактов, представляющих интерес для читателей. Отмечается, что с переходом в рыночные условия женский бизнес развивался в виде «челночного» бизнеса, который в какой-то мере смягчал дефицит потребительских товаров, помогал выжить «челночникам» и тем, кто обеспечивал им инфраструктуру. «Челночное», в основном женское, предпринимательство помогало создать первоначальный капитал для дальнейшего развития женского классического предпринимательства. Анализ статистических материалов показывает, что развитие женского бизнеса в России в последующий период отличалось интенсивностью независимо от объективных и субъективных причин, создававших трудности предпринимательницам. В статье рассматривается тот зарубежный опыт развития и поддержки женского бизнеса, который может использоваться и в условиях российской экономической действительности. В заключение автором приводятся рекомендации по совершенствованию женского предпринимательства и повышению его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Women entrepreneurship: outlook potential for economy development

The article describes development trends of women entrepreneurship in the second half of XIX -beginning of XX century in Russia, fixed, basing on the statistics materials, measures, taken by the Country leaders & facts that are of interest to the audience. It is noticed during the switch to market conditions women entrepreneurship started to develop as “shuttle” business, it contributed to demolish the lack of certain consumer goods, helped the entrepreneurs & those supporting their infrastructure to survive. “Shuttle”, mostly women entrepreneurship made them to raise/build the capital for further classical development of women entrepreneurship. Analyses of women entrepreneurship development statistics of further period proves the fact that it was intensively developed regardless objective or subjective difficulties women entrepreneurs had. The Article describes the foreign entrepreneurship experience which is applicable for the Russian market nowadays. In the end the Author provides recommendations on the improvement of women entrepreneurship & increase of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Женское предпринимательство - перспективный потенциал развития экономики»

РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Том 19 • Номер 5 • май 2018 ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship

издательство

Креативная экономика

Женское предпринимательство -перспективный потенциал развития экономики

Баженов А.Ю. 1

1 ИП «Баженов», Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

В статье приводятся тенденции развития женского предпринимательства в России во второй половине XIX и в начале XX в., которые установлены на основе статистических материалов, принимаемых лидерами страны мер и фактов, представляющих интерес для читателей. Отмечается, что с переходом в рыночные условия женский бизнес развивался в виде «челночного» бизнеса, который в какой-то мере смягчал дефицит потребительских товаров, помогал выжить «челночникам» и тем, кто обеспечивал им инфраструктуру. «Челночное», в основном женское, предпринимательство помогало создать первоначальный капитал для дальнейшего развития женского классического предпринимательства. Анализ статистических материалов показывает, что развитие женского бизнеса в России в последующий период отличалось интенсивностью независимо от объективных и субъективных причин, создававших трудности предпринимательницам. В статье рассматривается тот зарубежный опыт развития и поддержки женского бизнеса, который может использоваться и в условиях российской экономической действительности. В заключение автором приводятся рекомендации по совершенствованию женского предпринимательства и повышению его эффективности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: женское предпринимательство, челночный бизнес, семейный бизнес, «мама-предприниматель».

Women entrepreneurship: outlook potential for economy development

Bazhenov A.Yu. 1

1 Individual entrepreneurship «Bazhenov», Russia

Введение

Среди проблем малого и среднего предпринимательства (МСП) все большую актуальность приобретает развитие женского бизнеса. В России только по официальной статистике насчитывается около 2 млн безработных женщин. Следует отметить, что многие работодатели избегают оформлять на работу молодых матерей. В стране продолжается оптимизация деятельности учебных, медицинских и других учреждений, их сливания, в результате чего множество женщин оказывается не у дел. Существует такое понятие, как скрытая безработица. Она не отражается в официальной статистике, но весьма болезненно бьет прежде всего по женщинам.

В малых городах и поселках, которых у нас в стране подавляющее большинство, сложно приобрести работу не только женщинам, но и мужчинам. Много женщин, в том числе молодые матери, занятые домохозяйством, могли бы совмещать эту деятельность с общественно полезным оплачиваемым трудом, участвуя в работе МСП или в собственных предприятиях. За рубежом множество женщин, называемых «мамами-предпринимателями», обеспечивают не только себя и семью, но и серьезно пополняют муниципальный и государственный бюджет.

На протяжении нескольких лет Президент РФ В.В. Путин постоянно обращает внимание на необходимость развития малого предпринимательства. Однако чиновники, ответственные за состояние малого, в том числе женского бизнеса, научились складно готовить различные программы развития и отчеты по успешному выполнению этих программ.

Одна из серьезных причин сохранения такого положения дел - заинтересованность в этом крупных компаний, среди которых велика доля зарубежных. Малые предприятия, действительно, имеют небольшие объемы деятельности, но суммарный объем их деятельности и итоговой прибыли весьма значительный. Известные зарубежные компании сетевых магазинов из стран, объявивших нам санкции, распространились по всей России и давно уже диктуют свои условия. Предмет деятельности наших МСП для них - крупный, жирный, лакомый кусок. Даже продажа российских периодических изданий (газет, журналов) перемещается из киосков Роспечати в торговые сети

ABSTRACT:_

The article describes development trends of women entrepreneurship in the second half of XIX -beginning of XX century in Russia, fixed, basing on the statistics materials, measures, taken by the Country leaders & facts that are of interest to the audience. It is noticed during the switch to market conditions women entrepreneurship started to develop as "shuttle" business, it contributed to demolish the lack of certain consumer goods, helped the entrepreneurs & those supporting their infrastructure to survive. "Shuttle", mostly women entrepreneurship made them to raise/build the capital for further classical development of women entrepreneurship. Analyses of women entrepreneurship development statistics of further period proves the fact that it was intensively developed regardless objective or subjective difficulties women entrepreneurs had. The Article describes the foreign entrepreneurship experience which is applicable for the Russian market nowadays. In the end the Author provides recommendations on the improvement of women entrepreneurship & increase of its effectiveness.

KEYWORDS: women entrepreneurship, shuttle business, family business, "mother-entrepreneur" JEL Classification: L26, M20, M21 Received: 10.04.2018 / Published: 31.05.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Bazhenov A.Yu. (bazhenov380yandex.ru)

CITATION:_

Bazhenov A.Yu. (2018) Zhenskoe predprinimatelstvo - perspektivnyy potentsial razvitiya ekonomiki [Women entrepreneurship: outlook potential for economy development]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 19. (5). - 1699-1710. doi: 10.18334/rp.19.5.39062

зарубежных компаний. Представляется, что это одна из серьезных причин сдерживания развития МСП в нашей стране. Все это не может не сказаться на занятости женщин в малых предприятиях.

По экспертным оценкам, вклад малого и среднего предпринимательства в валовой внутренний продукт (ВВП) России находится на уровне 17-20%, что в три раза ниже аналогичного показателя стран Евросоюза (50-70%). Численность занятых в малом и среднем бизнесе от числа всех занятых во всех предприятиях, соответственно, составляет 27% и 67,4%, в Японии и в некоторых других странах этот показатель еще выше. Отсюда следует вывод, что в целях интенсивного роста поступлений в государственный бюджет и увеличения доходов населения необходимо сосредоточить серьезное внимание на развитии МСП в целом и на поддержку в нем женского бизнеса.

Женское предпринимательство в России возникло как вид участия женщин в общественной жизни со второй половины XIX в., что отображало все более возрастающую их значимость, особенно в области предпринимательской деятельности.

На рост числа женщин в бизнесе повлиял закон от 10 июня 1857 г. «О дозволении выдавать купеческим женам свидетельства для производства отдельной от мужа их торговли» [2]. Предпринимательской деятельностью было разрешено заниматься трем группам женщин: купеческие вдовы (самая многочисленная), замужние купчихи, незамужние купеческие дочери.

После ряда радикальных реформ Александра II начиная с 19 февраля 1961 г. и дальнейших принятых мер в области экономического развития страны Александром III женщины становятся все более активными в сфере предпринимательства, разрушая стереотипы массового сознания относительно возможностей женщин управлять бизнесом. Так, уже в 1884 г. из 27 235 предприятий женщины владели 1454 предприятиями, то есть 5%, в 1887 г. - 1684 из 34 723 (тоже 5%). Количество женщин, в собственности которых были предприятия, возросло на 16%.

Доля женщин среди фабрикантов была самой высокой в пищевой и текстильной промышленности, которая, соответственно, составляла 9,2% и 7,7% в 1884 г., а в 1897 г. - 10,6% и 6,9% от общего количества собственников производственных предприятий [1] (О^оп, 2003).

К началу XX в. Россия занимала одно из первых мест в мире по предпринимательской активности среди женщин. Этому способствовали изменения положения женщин в обществе, рост их образованности, бытовой и деловой культуры, введе-

ОБ АВТОРЕ:_

Баженов Алексей Юрьевич, индивидуальный предприниматель (bazhenov380yandex.ru).

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Баженов А.Ю. Женское предпринимательство - перспективный потенциал развития экономики // Российское предпринимательство. - 2018. - Том 19. - № 5. - С. 1699-1710. doi: 10.18334/гр.19.5.39062

ние права личного владения женщинами собственностью. Предпринимательством, то есть делом, как тогда говорили, занялись дворянки, купчихи, мещане, зажиточные крестьянки и другие категории, обладавшие капиталом.

Многие известные женщины-предприниматели дореволюционного периода вошли в историю российского бизнеса и были включены в книгу «1000 лет российского предпринимательства» [3] (Р1а1опоу, 1995).

Немало женщин, которые наряду с ролью жены и матери, успешно развивали семейный бизнес. Лидером женского предпринимательства по величине капитала и степени влияния в обществе являлась М.Ф. Морозова. Обладая деловыми способностями, она в течение 20 лет (1890-1910 гг.) возглавляла крупнейшее в Российской империи Товарищество Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко», сумев увеличить семейный капитал с 6 млн до 300 млн руб., то есть в 50 раз. Кстати, в этот период текстильная промышленность России производила ткани высочайшего качества и значительно дешевле, чем у зарубежных конкурентов, вытеснив как с Ближнего, так и с Дальнего Востока традиционный текстиль Великобритании.

Интенсивное развитие российского предпринимательства в XIX в. вывело на экономическую арену множество новых деловых людей, в том числе женщин-предпринимателей, способствовавших развитию экономики и авторитету России на международном рынке.

В современной России с начала рыночных реформ в 1992-1996 гг. становлению женского предпринимательства предшествовал так называемый «челночный» бизнес, который получил массовое распространение с принятием Указа Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 «О свободе торговли» [5]. По оценкам специалистов, «челночный» бизнес на всех стадиях его осуществления обеспечивал работой до 10 млн человек. Кроме того, «челночники» оживили деятельность туристических фирм, всех видов транспорта как внутри страны, так и маршрутов за рубеж. Более того, в тот период они достаточно серьезно уменьшали проблему дефицита потребительских товаров в стране. «Челноки» ввозили в Россию потребительских товаров на сумму до 5-7 млрд долл. в год. Среди этих смелых, выносливых людей, работавших в тяжелейших условиях без какой-либо помощи со стороны государства, более половины составляли женщины самых разных профессий и уровня образования, сумевшие позже создать собственные предприятия с наемными работниками.

В 1996-1997 гг., согласно данным Госкомстата России, полученным в результате выборочного обследования 4400 малых предприятий 14 регионов, лидерами по количеству малых предприятий, принадлежавших женщинам, в том числе индивидуальным предпринимательницам, были Москва, Санкт- Петербург и Краснодар.

Если в 1996 г. доля женщин, организовавших свой бизнес, из общего числа предпринимателей составляла 15%, то в 2016 г. она возросла до 34%. При этом женский бизнес развивался динамичнее мужского и превышал его по темпам роста в 1,7 раза.

Согласно оценке аналитиков MasterCard, в 2016 г. Российская Федерация в рейтинге стран по доле женщин, занимавшихся бизнесом, в общем количестве предпринимателей МСП страны заняла 4-е место, однако по условиям ведения женского бизнеса отставала, занимая 47-е место. В мировом рейтинге вовлечения женщин в бизнес Россия занимала 56-е место, что в определенной степени свидетельствует о недостаточном развитии у российских женщин навыков, связанных с созданием своего дела и предвидением множества различных препятствий при учреждении и в процессе деятельности малого предприятия. Вместе с тем Россия занимает первое место в мире по доле женщин, возглавляющих субъекты МСП (43%), в то время как в странах с развитой рыночной экономикой значение данного показателя значительно ниже (например, в Германии - 14%, в Японии - 8%).

В женском предпринимательстве могут участвовать родственники и наемные работники. Кроме того, оно имеет ярко выраженную отраслевую специфику. Женский бизнес в основном сконцентрирован в сфере различных видов услуг (50%), в розничной торговле и общественном питании (28%), в легкой промышленности (14%) и в других отраслях экономики страны (8%).

Женский бизнес несет в себе огромный и в значительной степени неиспользуемый социально-экономический и политический потенциал. Дело в том, что общество может быть здоровым и эффективным при значительной доли в нем среднего класса, который обеспечивает его экономическую и политическую стабильность. В развитых странах средний класс составляет не менее 70%, в России в 2008 г. он составлял 24%, сейчас - 15-17%. Основная часть среднего класса состоит из представителей малого и среднего бизнеса. Здесь женское предпринимательство может сыграть серьезную роль в развитии отечественной экономики и общества в целом.

В свое время кто-то вбросил в общественное мнение непререкаемый постулат, что женщины - это представители слабого пола. Внимательное рассмотрение поведения женщин как в семейной, так и в общественной жизни показывает обратное. Вспомним деятельность женщин хотя бы в Великую Отечественную войну на фронте и в тылу. Они всегда оказывались и физически, и психологически выносливее мужчин. Дело в том, что природа одарила их дополнительными физиологическими функциями, которыми обделила мужчин, сдерживая проявление их природного потенциала.

По результатам исследования международной консалтинговой организации McKinsey& Company 2012 г. выявлено, что у компаний, управляемых женщинами, прибыль на 56% превышает прибыль компаний, которыми управляют мужчины. В 2016 г. международной аудиторской компанией Ernst & Young на основе обобщения финансовых результатов 22 тыс. публичных компаний в 91 стране, в том числе в России, установлено, что организация, имеющая в руководстве не менее 30% женщин, дополнительно получает 6% чистой прибыли.

Исследование уровня благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства проводится Аналитическим центром

«Национальное агентство финансовых исследований» (НАФИ) ежеквартально по инициативе Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» и Банка «УралСиб» при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ).

В России ведется работа по развитию женского предпринимательства. Эти программы предусматривают в основном новые жизненные ориентиры для безработных женщин или обучение основам предпринимательской деятельности тех, кто желает начать свое дело. Государственная поддержка женского предпринимательства заключается в организации обучения, тренингов, семинаров, круглых столов, мастер-классов и проведении социально значимых мероприятий. Женские деловые центры российских регионов при Департаментах труда и социальной защиты населения помогают женщинам ориентироваться на рынке труда, предоставляют информацию об интересующей сфере деятельности, о возможностях повышения квалификации и т.д.

АО «Банк МСП» разработало меры финансовой поддержки групп предпринимательниц, создавших ООО, при условии, что единоличным исполнительным органом общества является женщина, а 50% и более уставного капитала принадлежит женщинам - физическим лицам. Ныне для женщин-предпринимательниц созданы два вида кредита: «Экспресс на текущие цели» (на пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности) и «Экспресс на инвестиции» (на реализацию инвестиционных проектов). Ставка для специального сегмента, к которому относится женское предпринимательство, составляет 10,6%. Кредиты направлены на поддержку предпринимательниц, прошедших курс по специальным программам Федеральной Корпорации МСП, в том числе «Мама-предприниматель», и зарегистрированных на портале «Бизнес-навигатор МСП».

За 2016-2017 гг. Федеральной корпорацией МСП было выдано предприятиям, созданным женщинами, 1143 гарантии и поручительства на сумму 4 млрд руб. В результате эти предприятия смогли дополнительно привлечь около 6,7 млрд руб. Кредитные средства выдавались на бизнес-проекты в области легкой промышленности, строительства, сельского хозяйства и сферы услуг. Федеральная корпорация МСП разработала две обучающие программы: «Азбука предпринимателя» (необходимые знания для начинающих предпринимателей) и «Школа предпринимательства» (для действующих предпринимателей). Данные программы в настоящее время реализуются в 15 субъектах Российской Федерации. Около 62% участников - женщины, что говорит об их высокой заинтересованности в открытии и развитии своего бизнеса.

В России потенциальных работников только по официальной статистике насчитывается 46% от общего количества нетрудоустроенных. Последние результаты социологических исследований показали, что 98% женщин в России положительно относятся к перспективе создания собственного бизнеса. В наиболее сложном положении среди них женщины, имеющие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, жительницы моногородов и сельской местности. Неудовлетворительная демографическая ситуация, нестабильность семейных отношений, рост числа разводов, особенно

в последнее время, низкая зарплата стимулируют организацию собственного бизнеса, способного обеспечить материальное благосостояние.

На развитие женского предпринимательства оказывает негативное влияние несовершенство российского законодательства, в котором отсутствует даже термин «женское предпринимательство». Гражданский кодекс РФ определяет сущность предпринимательской деятельности в общей форме и абсолютно не учитывает специфику его женского сегмента, которая может играть значительную роль.

Заняться малым, в частности, женским, предпринимательством желают люди, не обладающие необходимыми средствами. Отсутствие первоначального капитала, который является основой создания собственного дела, «отсеивает» значительное число мужчин и женщин, способных стать результативными деловыми людьми. Это также высокие ставки по банковским кредитам, что подтверждается данными ЦБ РФ. Например, за 9 месяцев 2017 г. на субъекты МСП приходилось всего лишь 16% всех кредитов, выданных банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям [4].

В России насчитывается множество поселков, небольших городов, моногородов, где население лишилось стабильной работы. И если часть мужчин, покинув семьи, уезжает на заработки и не всегда возвращается, то женщины вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством. В целом этот громадный контингент при должной организации мог бы быть привлечен к малому предпринимательству с целью социально-экономического подъема этих районов.

В большинстве стран женский бизнес представляет собой самостоятельный сегмент сферы предпринимательства, на котором сосредоточивается много внимания. Он создается при многогранной поддержке государства, снижающей женскую безработицу и социальную напряженность в обществе. Во многих странах женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, оказывается всесторонняя поддержка. В Великобритании даже появился новый термин «mumpreneur» - работающая мама. Создана организация Mumpreneurs UK, осуществляющая программу Campus for Mums. В результате 300 тыс. бизнес-мам приносят экономике Великобритании около 7,4 млрд фунтов ежегодно [6].

Как показывает зарубежная практика, наиболее успешные ниши предпринимательских идей для мам - оказание услуг, связанных с решением детских проблем, изготовление изделий ручной работы, детских товаров на заказ и оказание услуг социального характера. Подобный проект появился и в России. Федеральной корпорацией МСП совместно с Комитетом по развитию женского предпринимательства «ОПОРА России» и Благотворительным фондом «В ответе за будущее» компании Amway реализуется проект «Мама-предприниматель». Он разработан специально для женщин, находящихся в декретном отпуске, матерей, имеющих несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учете в службе занятости. Цель проекта - помочь мамам начать собственное дело и воплотить в жизнь бизнес-идею. Бесплатное обуче-

ние организовано в форме пятидневного тренинга с менторской поддержкой на базе ведущих вузов. После 2,5 месяцев обучения выдается соответствующий документ вуза. Как показали результаты обучения, более половины дипломированных женщин открыли свой бизнес. В 2016 г. образовательный проект «Мама-предприниматель» был реализован в 7 субъектах, в 2017 г. - в 20 регионах РФ.

Запущен «Бизнес-навигатор МСП» - бесплатные услуги для предпринимательниц, которые могут ознакомиться с 75 видами бизнеса, получить информацию о параметрах спроса и предложения и ориентиры бизнес-плана с расчетами окупаемости предполагаемого к осуществлению вида бизнеса. География охвата Бизнес-навигатора МСП составляет 76 городов с численностью населения более 250 тыс., 169 городов России с численностью населения более 100 тыс.

Представляет интерес зарубежный опыт решения проблем развития женского бизнеса. В настоящее время в глобальную повестку дня всех ведущих международных организаций внесены вопросы предпринимательской активности женщин. В докладе Генерального секретаря ООН на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (18.08.2014 г.) отмечалось, что «отсутствие финансовых и технических средств, а также профессиональных навыков у женщин, в частности, в отдаленных районах, становится решающим фактором, препятствующим их трудоустройству и самореализации». ООН разработала глобальный портал по вопросам расширения экономических прав и возможностей женщин с целью укрепления конкурентоспособности женщин-предпринимателей [7].

Международная организация труда (МОТ) призывает страны «поощрять оказание поддержки развитию предпринимательства среди женщин».

Конференция по торговле и развитию (ЮНКТАД)1 - орган Генеральной Ассамблеи ООН - играет ключевую роль в содействии развития женского бизнеса. С целью повышения предпринимательской активности женщин ЮНКТАД с 1998 г. внедряет в 36 странах международную программу обучения «EMPRETEC - технология предпринимательства». Эта программа реализуется в регионах России с 2011 г. при финансовой поддержке Внешэкономбанка. Основное содержание программы - интенсивный шестидневный семинар-тренинг, проводимый международными наставниками-предпринимателями.

Иванка Трамп, дочь Президента США Дональда Трампа, представила свою инициативу по созданию Фонда поддержки женского бизнеса на женском саммите Большой двадцатки в Берлине (25.04.2017 г.) и получила одобрение для представления идеи создания нового специального фонда на XII саммите G20 в Гамбурге (08.07.2017 г.). На саммите Всемирный банк2 объявил о создании и запуске Международного фонда

1 ЮНКТАД на английском языке UNCTAD - United Nations Conference on Trade and Development.

2 Всемирный банк - это межправительственная финансово-кредитная организация, объединяющая 184 государства и состоящая из шести тесно связанных между собой мировых банков, входящих в финансовую систему ООН.

помощи, который сосредоточится на программах поддержки женщин-предпринимателей в развивающихся странах. Для функционирования фонда на начальном этапе в 2017 г. привлечено 350 млн долл., а в 2018 г. - свыше 1 млрд долл., направленных на поддержку женщин-предпринимателей в странах - клиентах Всемирного банка. Вклад России в данный фонд предусмотрен в размере 10 млн долл. При фонде создан управляющий комитет, в состав которого вошла Российская Федерация.

В целях популяризации женского предпринимательства и повышения престижности женщин-предпринимателей ООН установила Всемирный день женского предпринимательства (Women's Entrepreneurship Day - WED), который с 2014 г. отмечается 19 ноября ежегодно в 144 странах. В России этот профессиональный день получил признание с 2017 г.

Наибольший интерес, на наш взгляд, представляет опыт развития МСП в Китае, который еще недавно по историческим меркам считался безнадежно отсталой страной, а ныне уже «наступает на пятки» США. Парадокс - Коммунистическая партия Китая возглавляет интенсивное развитие капитализма и весьма эффективно активизирует социально-экономические процессы в своей стране.

Для развития женского бизнеса китайское правительство использует в основном общеизвестные средства и методы, ослабляя их или усиливая в разных сочетаниях в зависимости от меняющейся конъюнктуры. Этой работой результативно занимаются государственные и общественные организации. По данным журнала «Forbes», в 2017 г. из 88 самых богатых женщин в мире, состояние которых превышает 1 млрд долл., две трети составляют китаянки. Китайские женщины в большинстве своем наглядно показывают, что к успеху в бизнесе ведут не связи и деньги близких родственников, а ежедневный напряженный труд, постоянное творческое мышление. Например, в первую двадцатку миллиардерш мира входит китаянка Чжан Инь, которая в 28 лет создала свой бизнес благодаря мусорным свалкам в США. Она организовала сбор и транспортировку макулатуры и ее переработку в Китае. Готовая продукция в виде картонных упаковочных коробок имела высокий спрос в связи с ростом объемов поставок китайских товаров в США и другие страны. Ныне Чжан Инь в возрасте 60 лет обладает состоянием в размере более 4 млрд долл.

Если создать должные условия для наших предприимчивых женщин, то они в короткие сроки разворотят тысячи громадных курганов из мусора вокруг больших и малых городов, где очень много полезного вторсырья. Они оживят гибнущую Волгу, серьезно заболевший Байкал и другие территории и акватории нашей страны и соседей. Японцы предлагали бесплатно вывезти к себе весь этот отравляющий природу мусор.

Заключение

В России, несмотря на значительное количество различных программ и мер по развитию женского предпринимательства, остается немало нерешенных проблем. Неистребимое крючкотворство создает множество трудностей при организации пред-

приятий, в процессе их деятельности и даже в деле их закрытия. В связи с сокращением государственного бюджета снизились и расходы на поддержку малого бизнеса, в том числе женского. В целом для всех малых предприятий отменены льготы в кредитовании и налогообложении. Предусмотренное повышение подоходного налога с 13% до 15%, введение обязательного использования дорогих кассовых аппаратов создадут дополнительные финансовые проблемы малому бизнесу. Так, если предприниматель имеет 10 торговых автоматов, то он должен установить в них 10 кассовых аппаратов общей стоимостью 500 тыс. руб. Кроме того, их установка, настройка и ежемесячная проверка стоят немалых денег.

Такие решения наших чиновников по многим видам бизнеса ведут к его гибели, поломанным судьбам, росту безработицы, социального напряжения. Значительная часть среднего класса - основы стабильности общества - опустится до уровня нищеты. Организации же, ответственные за развитие малого, в том числе женского, бизнеса, стараются приукрасить свою деятельность.

В целях дальнейшего развития и поддержки женского предпринимательства в России представляется необходимым принять следующие меры:

• в законе о поддержке малого и среднего предпринимательства [8] выделить приобретающие особое значение три вида МСП - женское, молодежное предпринимательство и предпринимательство инвалидов;

• создать в Министерстве экономического развития самостоятельное, эффективно работающее подразделение по вопросам всех трех видов предпринимательства;

• разработать проект закона или раздел в действующем законе [8] о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;

• разработать комплексную программу по развитию женского предпринимательства в России на основе взаимодействия государственных, общественных и коммерческих организаций;

• создать специальный раздел «Содействие развитию и поддержке женского предпринимательства» в региональных программах развития субъектов МСП;

• распространить налоговые каникулы для одиноких молодых и многодетных матерей, занимающихся бизнесом в небольших городах, поселках, сельской местности, где женщинам сложно найти работу;_

• создать фонд женского предпринимательства в поддержку социально значимых проектов деловых женщин России;

• обеспечить масштабное внедрение дистанционных форм обучения и занятости для женского и других видов предпринимательства.

Не нужно быть крупным профессионалом, чтобы видеть, что владельцы и работники МСП находятся в тяжелейших условиях. Перспектив создания для них условий уровня зарубежных малых предприятий, обеспечивающих высокий уровень жизни и вносящих в госбюджет огромные средства, у нас пока не наблюдается. Организовать же рациональные условия деятельности этих предприятий не так сложно.

ИСТОЧНИКИ:

1. Грегори Пол Экономический рост Российской империи. - М.: РОССПЭН, 2003.

2. Закон от 10 июня 1857 г. «О дозволении выдавать купеческим женам свидетельства

для производства отдельной от мужа их торговли»

3. Платонов О. Энциклопедия купеческих родов. 1000 лет русского предприниматель-

ства. - М.: Современник, 1995. - 470 c.

4. Малый бизнес растет малыми темпами - Коммерсантъ, 7.11.2017

5. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992 года N 65 «О свободе

торговли»

6. Mumpreneurs UK: мамы приносят деньги экономике. Forbes. [Электронный ресурс].

URL: http://www.forbes.ru/forbes-woman ( дата обращения: 10.06.2017 ).

7. Empowerwomen. [Электронный ресурс]. URL: http://www.empowerwomen.org .

8. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2017 г.)

REFERENCES:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Empowerwomen. Retrieved from http://www.empowerwomen.org

Gregori Pol (2003). Ekonomicheskiy rost Rossiyskoy imperii [Economic growth of the

Russian Empire] M.: ROSSPEN. (in Russian). Mumpreneurs UK: мамы приносят деньги экономике. Forbes. (in Russian). Retrieved

June 10, 2017, from http://www.forbes.ru/forbes-woman Platonov O. (1995). Entsiklopediya kupecheskikh rodov. 1000 let russkogo predprini matelstva [Encyclopedia of merchant families. 1000 years of Russian business] M.: Sovremennik. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.