Научная статья на тему 'Создание программ поддержки женщин-предпринимателей как фактор роста малого и среднего бизнеса в России'

Создание программ поддержки женщин-предпринимателей как фактор роста малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
743
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ-ЖЕНЩИНЫ / РЕЙТИНГ / ФАКТОР РОСТА / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ / ЭКОНОМИКА / ВАЛОВЫЙ ВНУТРЕННИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рудаков Сергей Александрович, Ионов Владимир Алексеевич, Гуськова Анна Вячеславовна

Задача. Целью статьи является анализ одного из факторов роста малого и среднего предпринимательства в России. Речь идет о женщинах-предпринимателях, об основных механизмах поддержки, а также о препятствиях, отрицательно влияющих на развитие бизнеса. Кроме того, авторами был изучен позитивный опыт имеющихся программ поддержки женского предпринимательства на примере такой страны как Сингапур. Модель. В инструментарий научного исследования вошли следующие методы: сравнительный анализ, описание, гипотетико-дедуктивный метод, обобщение, синтез. Вывод. Авторами предложены виды программ, которые могут оказать положительное воздействие на развитие женского предпринимательства. Их реализация благоприятно скажется на достижении ключевых показателей, закрепленных в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, а также на рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business от Всемирного банка. Заключение. Ведение предпринимательской деятельности представительницами прекрасного пола это инновационный и перспективный фактор роста российского бизнеса. Предложенные авторами программы поддержки могут быть реализованы Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России». Важную роль по увеличению количества женщин-предпринимательниц призваны сыграть средства массовой информации. К числу возможных социальных последствий мы можем отнести следующие: ведение бизнеса станет прерогативой не только мужчин, но и женщин в равной степени; увеличится доля ВВП; появятся новые рабочие места; ряд граждан будет учиться тому, как быть не наемными работникам, а успешными и деловыми людьми, работающими на себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATING PROGRAMS TO SUPPORT WOMEN-ENTREPRENEURS AS THE GROWTH FACTOR OF SMALL-SCALE AND MEDIUM-SCALE ENTERPRISES IN RUSSIA

Objective. The aim of the article is to analyze one of the growth factors of small-scale and medium-scale enterprises in Russia. The problems of business activity of women-entrepreneurs, main mechanisms of their support, as well as the obstacles that negatively affects business development are discussed in the article. In addition, the positive experience of existing programs of women's business support in Singapore was studied by the authors. Model. Such methods as comparative analysis, description, hypothetical-deductive method, generalization, synthesis were used by the authors. Results. The types of programs that can have a positive impact on the development of business undertakings by women were proposed by the authors. Their implementation will help to achieve the key goals which are stated in the Strategy of the development of small-scale and medium-scale enterprises in the Russian Federation up to 2030, as well as influence the rating of Doing Business Conveniently which is carried out by the World Bank. Conclusion. Business activity of women is an innovative and promising growth factor of Russian business. The programs of support which were suggested by the authors can be realized by the Committee of development of business undertakings by women «The Support of Russia». The mass media should play an important role in increasing the number of women-entrepreneurs. Among the possible social consequences we can mention the following: business will be done not only by men but by women too; The Gross Domestic Product will be increased; new jobs will be created; a greater number of people will learn how to be successful owners of business, not employees.

Текст научной работы на тему «Создание программ поддержки женщин-предпринимателей как фактор роста малого и среднего бизнеса в России»

2.4. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР РОСТА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Рудаков Сергей Александрович, канд. юрид. наук, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Место работы: Нижегородская академия МВД России

Ионов Владимир Алексеевич, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры экономики и экономической безопасности Место работы: Нижегородская академия МВД России

[email protected]

Гуськова Анна Вячеславовна, адъюнкт кафедры уголовного процесса Место учебы: Нижегородская академия МВД России

[email protected]

Аннотация

Задача. Целью статьи является анализ одного из факторов роста малого и среднего предпринимательства в России. Речь идет о женщинах-предпринимателях, об основных механизмах поддержки, а также о препятствиях, отрицательно влияющих на развитие бизнеса. Кроме того, авторами был изучен позитивный опыт имеющихся программ поддержки женского предпринимательства на примере такой страны как Сингапур.

Модель. В инструментарий научного исследования вошли следующие методы: сравнительный анализ, описание, гипо-тетико-дедуктивный метод, обобщение, синтез.

Вывод. Авторами предложены виды программ, которые могут оказать положительное воздействие на развитие женского предпринимательства. Их реализация благоприятно скажется на достижении ключевых показателей, закрепленных в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года, а также на рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business от Всемирного банка.

Заключение. Ведение предпринимательской деятельности представительницами прекрасного пола - это инновационный и перспективный фактор роста российского бизнеса. Предложенные авторами программы поддержки могут быть реализованы Комитетом по развитию женского предпринимательства «Опора России». Важную роль по увеличению количества женщин-предпринимательниц призваны сыграть средства массовой информации.

К числу возможных социальных последствий мы можем отнести следующие: ведение бизнеса станет прерогативой не только мужчин, но и женщин в равной степени; увеличится доля ВВП; появятся новые рабочие места; ряд граждан будет учиться тому, как быть не наемными работникам, а успешными и деловыми людьми, работающими на себя.

Ключевые слова: предприниматели-женщины, рейтинг, фактор роста, малые и средние предприятия, программы поддержки, экономика, валовый внутренний продукт.

CREATING PROGRAMS TO SUPPORT WOMEN-ENTREPRENEURS AS THE GROWTH FACTOR OF SMALL-SCALE AND MEDIUM-SCALE ENTERPRISES IN RUSSIA

Rudakov Sergey A., Candidate of sciences (law), associate professor of the department of economy and economic safety Work place: Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

Ionov Vladimir A., Candidate of sciences (law), associate professor of the department of economy and economic safety Work place: Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

[email protected]

Guskova Anna V., Post-graduate student, Department of Criminal Procedure Study place: Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia

[email protected]

Annotation

Objective. The aim of the article is to analyze one of the growth factors of small-scale and medium-scale enterprises in Russia. The problems of business activity of women-entrepreneurs, main mechanisms of their support, as well as the obstacles that negatively affects business development are discussed in the article. In addition, the positive experience of existing programs of women's business support in Singapore was studied by the authors.

Model. Such methods as comparative analysis, description, hypothetical-deductive method, generalization, synthesis were used by the authors.

Results. The types of programs that can have a positive impact on the development of business undertakings by women were proposed by the authors. Their implementation will help to achieve the key goals which are stated in the Strategy of the development of small-scale and medium-scale enterprises in the Russian Federation up to 2030, as well as influence the rating of Doing Business Conveniently which is carried out by the World Bank.

Conclusion. Business activity of women is an innovative and promising growth factor of Russian business. The programs of support which were suggested by the authors can be realized by the Committee of development of business undertakings by women «The Support of Russia». The mass media should play an important role in increasing the number of women-entrepreneurs. Among the possible social consequences we can mention the following: business will be done not only by men but by women too; The Gross Domestic Product will be increased; new jobs will be created; a greater number of people will learn how to be successful owners of business, not employees.

Keywords: women-entrepreneurs, rating, growth factor, small-scale and medium-scale enterprises, support programs, economy, gross domestic product.

«То, в чем нуждается экономика, может дать именно женщина» Г. Минцберг [8]

Развитие малого и среднего предпринимательства (далее -МСП) в России - это одно из центральных направлений по изменению структуры экономики. Но проблемы, с которыми сталкивается малое и среднее предпринимательство России в своем становлении и развитии носят комплексный характер. Именно поэтому необходим системный подход по созданию благоприятных условий для бизнеса. Необходимо предусмотреть все факторы роста данной важной сферы особенно на сегодняшнем этапе развития экономики России.

Следует создать максимальное количество стимулов и возможностей, ориентированных на развитие российского предпринимательства. Необходимо законодательно закрепить понятные, предсказуемые «правила игры». Это будет способствовать улучшению делового климата, развитию предпринимательской инициативы.

Развитию предпринимательства в Российской Федерации, особенно малому и среднему уделяется внимание на самом высоком уровне. Этот вывод можно сделать, изучая последние Послания Федеральному Собранию Президента РФ В.В. Путина:

- 3 декабря 2015 года: «Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим - свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства - мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать» [12];

- 1 декабря 2016 года: «Если мы не решим базовые проблемы российской экономики, не запустим в полную силу новые факторы роста, то на годы можем зависнуть возле нулевой отметки...». Также президент РФ отметил, что «уже дал прямое поручение исключить трактовку работы самозанятых граждан как незаконной предпринимательской деятельности...прошу в течение следующего года чётко определить правовой статус самозанятых граждан, дать им возможность нормально, спокойно работать» [13].

По данным Всемирного банка в рейтинге благоприятности условий ведения бизнеса в 2015 году Россия занимала 51 место, первое место занимает Сингапур. Приведем слова успешной предпринимательницы Лин Ли из Сингапура, занимающейся изготовлением брендового шоколада: «I realised that business is not always about making money.. I only did it because I enjoyed it...Fundamentally, it seems that the key to success for any venture is to have an innate love for what you do» («Я осознала, что бизнес не всегда связан с заработком денег...Я занималась бизнесом только потому,

что мне это нравилось. По сути, ключом к успеху для любого предприятия является наличие врожденной любви к тому, что вы делаете») [7].

Приведем еще несколько слов, сказанных другой перспективной предпринимательницей, Оливией Лум: «А lot of entrepreneurs may have a great idea, good products and good suggestions but they give up easily. They don't persevere enough. As an entrepreneur - perseverance is a must have attitude» («Многие предприниматели могут иметь великолепную идею, хорошие продукты и хорошие предложения, но они легко сдаются. Они недостаточно упорны. Для предпринимателя настойчивость должна быть ключевой характеристикой») [7].

Необходимо сказать, что действительно был прорыв в данном направлении т.к. в 2011 году Россия занимала 120 место, но до 2018 года Россия должна войти в двадцатку по данному рейтингу. Такую задачу поставил Президент России перед Правительством. Так какова ситуация на сегодняшний день. В 2016 году Россия поднялась на 11 строчек и заняла 40-е место в обновленном рейтинге комфортности ведения бизнеса Doing Business 2017 от Всемирного банка [3].

В этом году была изменена методология подсчета показателей прошлых лет. Как следствие, была скорректирована позиция России в данном рейтинге за прошлый год - 36-е место. Неотъемлемым элементом методологической базы стало тендерное измерение в показателе старта бизнеса (например, эффективнее или регрессивнее начинать бизнес с учредителями женского пола), регистрация собственности и др.

В соответствии со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года должно произойти увеличение доли МСП в ВВП до 40%. Результатом реализации стратегии должно стать увеличение:

- доли обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20%;

- доли занятых в общей численности занятого населения до 35% и др.

Сфера малого бизнеса выступает одним из ключевых факторов, направленных на улучшение отраслевой структуры экономики.

Так что же может повлиять на достижение данных значительных показателей? В данной статье будет рассмотрен лишь один злободневный вопрос, который может повлиять на благоприятность ведения бизнеса, изменение отраслевой структуры экономики, рост занятости населения, увеличение доли обрабатывающей промышленности и другие важнейшие по-

казатели в сфере МСП - это создание программ, направленных на поддержку женщин-предпринимателей.

Приведем авторитетное мнение: «Система поддержки недостаточно эффективна и доступна». И далее: «Люди не спешат браться за создание своего бизнеса, лишь около 6% граждан -это начинающие предприниматели или владельцы нового дела. Молодежь предпочитает госсслужбу, работу в местных органах власти или крупных компаниях с госучастием», [5] что подтверждает актуальность выбранной темы.

Выше уже упоминался Сингапур, так именно здесь стали выбирать лучших бизнес-мам [Норсун, 2016, с. 112]. Приведем данные международного рейтинга развития женского предпринимательства Female Entrepreneurship Index (FEI). Лидирующие позиции в нем занимают такие страны как США, Австралия и Великобритания. Россия в этом списке расположена на 56-м месте из 70 стран-участниц. В соответствии с данными минэкономразвития, 27% предпринимателей в России - женщины [1]. В этом же источнике приводятся данные по сферам деятельности, наиболее привлекательным для предпринимателей-женщин.

В КАКИХ ОТРАСЛЯХ ЖЕНЩИНЫ ХОТЯТ ОТКРЫТЬ БИЗНЕС, %

Источник: ОПОРА России

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ ■'1 IIIIII

ТОРГОВЛЯ КОСМЕТИКОЙ. БЫТОВОЙ ХИМИЕЙ " I

ГОСТИНИЦЫ, КАФЕ. 1я РЕСТОРАНЫ |а

КОСМЕТИЧЕСКИЕ И ПАРИКМАХЕРСКИЕ УСЛУГИ '4 ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ 12 ПРОИЗВОДСТВО !П IUI

Приведем мнение экспертов Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИ-СИПП) по 2014 году [14]:

гтт^шш Доли к ойщем числе предприятий. %

Компания, организованная женщиной /женщинами Компания, ориннзованнаи мужчиной / мужчинами Совместная соСхгвенносп» (и жен щины, и мужчины) Доля компаний, r ко юры* учреди! елями ЯВЛЯЮТСЯ только женщины и женщины вместе с мужчинами

Микропредприятия 22% 51% 2?% 49%

Малые предприятия 1 6% 61% 71% 59%

Средние предприятия 14% 65% 7\% 35%

Крупные компании 13% 64% 23% 36%

В соответствии с данными, размещенными на сайте Федеральной службы государственной статистики, на 2015 год в структуре населения РФ женщины занимают 54 %, мужчины соответственно - 46 %. Но при этом из всех женщин занятыми являются лишь 53 %, тогда как мужчин - 64 %. Приведем данные размещенные на сайте Корпорации МСП -несмотря на то, что женщины составляют чуть меньше половины занятых граждан в экономике (49%), они реализуют основную часть (90%) социальных бизнес-проектов [4].

В этой связи можно сделать вывод, что развитие женского предпринимательства имеет огромный потенциал, а растущий тренд, направленный на привлечение женщин в эко-

номический сектор, в частности - в сферу малого и среднего бизнеса, нуждается в особом контроле и государственной поддержке. Ввиду этого председателем Комитета по развитию женского предпринимательства «ОПОРА России» Н. Черкасовой было предложено ввести специальный термин: «Small Female Enterprise (SFE)» [2] и активно развивать данное направление.

Председатель Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации В. Матвиенко указала на необходимость законодательного отражения форм поддержки женщин-предпринимателей. Одной из ее инициатив является создание дорожной карты, целью которой должно стать увеличение количества женщин - предпринимателей. В ней найдет отражение реализация образовательных программ, перечень видов поддержки и алгоритм по их получению, значительное внимание будет уделено консультационной поддержке.

К особенностям женского предпринимательства можно отнести необходимость сочетания профессиональной самореализации с заботой о семье. В связи с этим необходимо вести речь о специальных программах с учетом того, что женщины - не только бизнес-леди, но и родители своих детей, хозяйки своих домов. У некоторых женщин более трех детей и для них гораздо предпочтительнее возвращения на работу является открытие собственного дела. Необходимо разработать специальные программы для тех женщин, которые в одиночку воспитывают детей; для тех, кто является матерями детей-инвалидов; для женщин, заботящихся о пожилых родителях или родителях-инвалидах.

В рамках написания данной научной статьи выдвинем следующую гипотезу: «Развитие женского предпринимательства в России и создание специальных программ поддержки будет способствовать увеличению доли ВВП, созданию большого количества малых и средних предприятий и появлению новых рабочих мест».

Оптимальным вариантом для страны будет увеличение доли МСП за счет представительниц прекрасного пола, у которых есть оригинальные идеи, желание стать инициаторами семейных компаний, создать успешный бизнес. Для общества нельзя не отметить следующие преимущества, как это было сказано выше: создание новых рабочих мест, увеличение доли ВВП, снижение уровня безработицы в стране и др.

Аргумент № 1. На сегодняшний день из специальных программ, направленных на поддержку предпринимательской деятельности, осуществляемой представительницами прекрасного пола, существуют следующие:

- Проект «Мама-предприниматель». Это федеральный образовательный проект, ключевая задача которого заключается в развитии женского предпринимательства в стране. Его реализация возложена на Корпорацию МСП и Комитет по развитию женского предпринимательства Общероссийскую общественную организацию МСП «ОПОРА России».

Данный проект направлен на обучение следующих категорий лиц:

1. женщин, находящихся в декретном отпуске;

2. матерей несовершеннолетних детей;

3. женщин, состоящих на учете в службе занятости. Содержание обучения: пятидневный тренинг, на котором обучают разработке бизнес-планов, погружают участниц в деловую среду. Один из этапов проекта - конкурс бизнес-планов. Победительнице из каждого города вручается грант

на сумму 200 000 рублей или его эквивалент - пакет бизнес-сервисов для реализации стартапа.

Бизнес-планы защищаются перед независимым экспертным жюри. Критерии оценивания: исполнимость проекта, аргументированность расчетов ожидаемой прибыли, креативность и социальная значимость бизнес-идеи.

В соответствии с данными, размещенными на сайте «Образовательный проект по развитию женского предпринимательства», в 2015 году в данном проекте приняли участие жительницы шести городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Самары и Новосибирска. В 2016 году обучение прошло в 10 городах России.

В рамках проекта уже прошли обучение более 100 женщин. В число победителей вошли участницы, предложившие проекты бизнеса в сфере образования, ведения сельского хозяйства, создания детской одежды и мебели.

Миссией проекта является формирование у женщин необходимых компетенций для самостоятельного создания и управления бизнесом.

- Проект «Сделано мамой - сделано в России». Целью проекта является создание интерактивной среды, позволяющей обменяться опытом с успешными предпринимательницами. Его задача - развитие самореализации женщин, возвращающихся к активной трудовой деятельности после декретного отпуска, социальное предпринимательство и проектирование. В рамках данного проекта функционируют выставки-ярмарки и фотовыставки, которые дают возможность продемонстрировать продукты и услуги мам-предпринимателей [10].

- «Лучший женский проект». Он реализуется в рамках Национальной предпринимательской премии «Бизнес -успех». Номинация «Лучший женский проект» присуждается лучшим проектам в регионах. Параллельно с его реализацией создается специальный деловой формат общения, способствующий появлению новых контактов в рамках форумов, являющихся составной частью проекта «Территория бизнеса - территория жизни» [15].

- Международный конкурс женских предпринимательских проектов APEC Business Efficiency and Success Target Award («APEC BEST AWARD»). В ходе ежегодного форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества «Женщина и экономика», который прошел в Лиме, параллельно состоялся конкурс для женщин-предпринимателей. По словам министра иностранных дел, С. Лаврова: «Данная инициатива...способствовала продвижению идеи гендерного равенства в сфере деловой активности.» [11].

Предпринимательницы, прошедшие отбор на национальном уровне, в рамках данного международного конкурса продемонстрировали иностранным коллегам свои бизнес-проекты, действующие от двух до пяти лет. Одним из лучших проектов конкурса 2016 года был признан Детский рок-фестиваль «KIDSROCKFEST», идея организации которого принадлежит российской предпринимательнице Е. Лазаревой [10].

На сегодняшний день уже многое сделано для поддержки женского предпринимательства. Однако необходимо подчеркнуть, что специальные программы действуют не повсеместно и доступ к ним имеют не все. Кроме того нельзя не отметить следующее: при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, либо при создании компании женщина, параллельно занимающаяся воспитанием ребенка, может потерять выплаты и льготы. Она автомати-

чески перестанет быть иждивенцем, лишится права на получение субсидий. Например, в городе Норильске раз в два года предприятие оплачивает работникам авиаперелет ввиду того, что цены на билеты стоят колоссальные суммы.

Если женщина является домохозяйкой (параллельно иждивенцем мужа) и воспитывает ребенка - она имеет право на бесплатный авиаперелет. Таким образом, мы предлагаем сразу не лишать женщин пособий и льгот, гарантируемых государством в тех случаях, когда она начинает создание собственного дела. Так как если она потеряет гарантируемую государством финансовую помощь и у нее возникнут трудности с бизнесом, это может негативно отразиться на ее семье, в первую очередь - на детях и их благополучии.

Еще одной перспективной формой поддержки женского предпринимательства, на наш взгляд, выступает помощь в получении франшиз. Государство могло бы оказывать содействие в заключение договоров между женщинами и крупными корпорациями, имеющими известные бренды. Для использования бренда необходимо заплатить так называемый «вступительный взнос», сумма которого составляет несколько тысяч долларов. Бремя по оплате данной суммы могло бы взять на себя государство, а в качестве управленца назначить женщину, которая прошла специальные подготовительные курсы, организованные государством. Речь идет о бессрочной аренде торговой марки компании. Выгоду от этого получали бы и государство, и потребители продукции, и женщины - управленцы компаний.

С целью увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства, которые бы возглавили представительницы прекрасного пола, тесно переплетается проблема с самозанятостью граждан.

На сегодняшний день многие женщины работают в сфере услуг (прически, такси, репетиторство, фотоателье и др.), т.е. не являются наемными работницами и фактически -работают сами на себя.

По словам президента РФ В.В. Путина самозанятым гражданам необходимо предложить понятный и удобный инструмент взаимодействия с государством, чтобы «они могли спокойно, «в белую», вести и развивать свое дело, зарабатывать честно благодаря своему труду и способностям» [6].

Предложено создать патенты для самозанятых граждан. Последние должны будут приобретать патенты, тем самым легализуя осуществляемую деятельность. Средняя стоимость патента составит 20 000 рублей в год. Прекращение срока патента будет означать автоматические снятие с учета. С целью заинтересовать как можно больше лиц взаимодействовать с государством высказана инициатива о налоговых каникулах для самозанятых граждан на период от двух до трех лет.

Процедура получения патента должна быть максимально простой и быстрой. Согласно «Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годы» патентная система налогообложения будет функционировать по принципу одного окна: это позволит зарегистрироваться в качестве самозанятого лица, оплатить сопутствующие налоги и платежи одновременно в одном месте. Одно из главных достоинств данной идеи - экономия самого дорогого ресурса - времени.

Однако на данный момент, при сохранении действующей системы взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование по итогам года и в зависи-

мости от совокупного дохода, не все положения законодательной идеи могут быть реализованы.

У законопроектов, направленных на легализацию деятельности самозанятых граждан, мы можем обозначить две магистральные цели:

- недопущение привлечения самозанятых граждан к уголовной и административной ответственности за ведение предпринимательской деятельности без государственной регистрации;

- пополнение бюджета Пенсионного фонда РФ и бюджета субъектов РФ.

Слабой стороной данных инициатив, на наш взгляд, является финансовый вопрос. Для самозанятых граждан не представляет интерес оплата стоимости патента, составляющая 20 000 рублей в год. В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ предусмотрена выплата социальных пенсий по старости. При достижении женщиной пенсионного возраста в случае если ее трудовой стаж составляет менее установленного, она все-равно будет получать определенную сумму денежных средств, которая будет равна или даже немного превысит сумму прожиточного минимума. Разницу между минимальной пенсией и необходимыми потребностями смогут компенсировать помогающие ей дети и внуки.

Резюмируя все выше изложенное, отметим, что развитие предпринимательской деятельности женщин в текущий момент времени идет медленным темпом, имеет место большое количество проблем в социальной и экономической сферах. Не во всех регионах функционируют программы, ориентированные на данный фактор роста бизнеса. Но именно сейчас создаются предпосылки для дальнейшего эффективного развития женского предпринимательства.

Аргумент № 2. Женское предпринимательство призвано сыграть уникальную роль. Женщины в роли предпринимателей необходимы обществу. Их развитая интуиция, ориентация на фундаментальные ценности, серьезная мотивация позволят принять стратегически важные и выгодные решения.

В заключение данной статьи отметим следующее: женское предпринимательство обладает огромным потенциалом. Успешные женщины - это матери будущих перспективных мужчин. Следует начать учить поколения российских граждан зарабатывать деньги, а не быть наемными работниками. Это позволит отказаться от заложенной с детства программы: «работа-пенсия-внуки», а создаст большой пласт предпринимателей, способных развивать экономику всей страны.

Поскольку специфические барьеры в сфере создания и дальнейшего развития малого бизнеса существуют, необходимо запустить отдельные программы, направленные на развитие женского предпринимательства. К числу основных барьеров можно отнести:

- отсутствие опыта ведения бизнеса;

- бизнес отступает на второй план, на первом месте - забота о семье, руководство бизнесом совмещается с воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства;

- гендерные стереотипы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- нежелание видеть в роли бизнес-партнёров женщин и др.

Так как специфические барьеры присутствуют, следует

предусмотреть особые виды государственной поддержки, направленные на женщин-предпринимательниц. К их числу относятся:

- создание образа успешной женщины-предпринимателя в СМИ;

- создание программ поддержки: простых и понятных, позволяющих преодолеть все ключевые проблемы в сфере МСП;

- привлечение внимания общественности к развитию женского предпринимательства: следует создать краудфандинговые платформы и на основе собранных финансовых ресурсов также осуществлять поддержку женских проектов.

Кроме того, не следует незамедлительно лишать женщин льгот и пособий, которыми они обладали до получения статуса предпринимателей. Идею, связанную с помощью женщинам в приобретении франшиз, также считаем перспективной. Таким образом, при реконструкции сложившейся системы поддержки малого бизнеса, при направлении вектора общественного мнения на то, что женщина может успешно вести бизнес и совмещать его с заботой о семье, выдвинутую выше гипотезу предлагаем считать доказанной.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,77 %.

Список литературы:

1. Воронова Ю. Российская газета. Бизнес идет на каблуках. 2016. 8 февраля.

2. Делегация Комитета по развитию женского предпринимательства на мероприятиях, посвященных 50-летию ЮНИДО в г. Вена. URL.: http://womanopora.ru/press-centr/news/delegaciya-komiteta-po-razvitiyu-zhenskogo-predprinimatelstva-na-meropriyatiyah,-posvyaschennyh-50-letiyu-yunido.html (дата обращения: 27.11.2016).

3. Зубков И. Выходим в топы. Российская газета. 2016. 25 октября.

4. Корпорация МСП представила женщинам-предпринимателям Бизнес-навигатор МСП и образовательные программы для бизнеса. URL.: https://rns.online/press_releases/Korporatsiya-MSP-predstavila-zhenschinam-predprinimatelyam-Biznes-navigator-MSP-i-obrazovatelnie-programmi-dlya-biznesa-2016-10-28/ (дата обращения: 25.11.2016).

5. Латухина К. Бизнес без страха. Президент России В.В. Путин указывает на две взаимосвязанные ключевые проблемы в сфере МСП // Российская газета. 2015. 7 апреля.

6. Латухина К. Путин поручил освободить самозанятых от налогов // Российская газета. 2016. 21 сентября.

7. Lessons from the Leading Female Entrepreneurs in Singapore. Posted on July 4, 2016 by Xun-Lin Wong. URL.: http://thenewsavvy.com/career /entrepreneurs/lessons-leading-female-entrepreneurs-singapore/ (дата обращения: 11.01.2016).

8. Минцберг Г. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.

9. Норсун Т.А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестник ЗабГУ. 2016. № 9. С. 112.

10. Официальный сайт: Комитет по развитию женского предпринимательства «Опора России». URL.: http://womanopora.ru/proekty/ (дата обращения: 26.11.2016).

11. Официальный сайт Министерства иностранных дел. URL.: http://www.mid.ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02B w/content/id/2524925 (дата обращения: 27.11.2016).

12. Российская газета. 2015. 4 декабря.

13. Российская газета. 2016. 2 декабря.

14. URL.: https://regnum.ru/news/economy/2053572.html (дата обращения 29.11.16).

15. URL.: http://womanopora.ru/proekty/luchshij-zhenskij-proekt.html (дата обращения: 26.11.2016).

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Создание программ поддержки женщин-предпринимателей как фактор роста малого и среднего бизнеса в России» Рудакова С. А., Ионова В. А., Гуськовой А. В.

Статья Рудакова С. А., В.А. Ионова и А.В. Гуськовой подготовлена на актуальную тему и представляет собой самостоятельную завершенную работу, в которой раскрываются ряд ключевых проблем в сфере малого и среднего предпринимательства как теоретического, так и практического характера.

Актуальность выбранной темы подтверждает стратегический ориентир, закрепленный в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года это увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП с 20 до 40 %. Актуальность статьи так же подтверждает и пересмотр методологии рейтинга комфортности ведения бизнеса Doing Business от Всемирного банка. Пересмотр методологии рейтинга связан в т.ч. с введением гендерного измерения в показателях старта бизнеса, регистрации собственности и обеспечения исполнения контрактов (например, насколько легче или сложнее начать бизнес учредителям-женщинам).

Авторами не только раскрываются проблемы в сфере малого и среднего предпринимательства, но и обоснованно предлагается создание программ, направленных на поддержку женщин-предпринимателей

как одного из факторов роста малого бизнеса в России. Предложены механизмы поддержки женщин-предпринимателей, которые могут повлиять на благоприятность ведения бизнеса, изменение отраслевой структуры экономики, рост занятости населения, увеличение доли обрабатывающей промышленности и другие важнейшие показатели в сфере малого предпринимательства.

Избранная методологическая и теоретическая основа статьи не позволяет сомневаться в достоверности сформулированных авторами итоговых выводов.

Научная статья «Создание программ поддержки женщин-предпринимателей как фактор роста малого и среднего бизнеса в России» Рудакова С. А., Ионова В.А. и Гуськовой А.В. соответствует заявленной теме. Изложенный материал свидетельствует о серьезном и творческом отношении авторов к ее написанию.

Научная статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к публикации, в т.ч. в издании, включенном в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий.

Доцент кафедры экономики фирмы Института экономики и предпринимательства ИНГУ им. Н.И. Лобачевского доктор экономических наук

А.В. Богатырев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.