УДК 334.01
DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-106-114
РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
WOMEN'S ENTREPRENEURSHIP DEVELEPOMENT IN RUSSIA TODAY
T. Л. Корсун, Восточно-Сибирский государственный университет
технологий и управления, г. Улан-Удэ
korta@mail.ru
T. Korsun, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude
Статья посвящена вопросам развития женского предпринимательства в России на современном этапе. Исследование проводилось на основе анализа научной литературы, посвященной становлению и развитию женского предпринимательства, опроса женщин, занимающихся предпринимательской деятельностью, анализа статистической отчетности, анализа всероссийских и международных опросов и индексов. Автором проанализированы такие факторы, как мотивация женщин при создании собственной предпринимательской структуры; перспективы открытия своего бизнеса; имиджевые факторы в отношении предпринимательства со стороны общества и самих предпринимателей; отношение к женщинам-предпринимателям партнеров по бизнесу и общества в целом. На основе ретроспективного анализа выявлено, что развитие предпринимательства в кластере женского предпринимательства в нашей стране в начале прошлого века было закономерным следствием повышения деловой активности женщин во всем мире. Женщины получили возможность самореализации не только в традиционных видах социальной и экономической деятельности. Вслед за мужчинами женщины занимают уверенные позиции в предпринимательском сообществе. Однако существуют особенности при осуществлении предпринимательской деятельности женщинами. Природа женщины существенно отличается от мужской. Она не склонна рисковать, испытывать эмоциональные перегрузки, стрессы в течение длительного периода времени. Кроме того, женщине свойственно со временем терять интерес к делу, которое ее не интересует. Поэтому женское предпринимательство наиболее динамично развивается в сегменте малого и среднего бизнеса и имеет именно предпринимательскую направленность, а именно: творчество, инновации, мобильность, гибкость и адаптивность к изменениям внешней экономической среды
Ключевые слова: предпринимательство; женское предпринимательство; мотивация; российский бизнес; экономическая безопасность; благоприятная деловая среда; предпринимательская активность женщин; общество, мама-предприниматель; ретроспективный анализ
The article is devoted to the development of female entrepreneurship in Russia at the present stage. The study was based on analysis of the scientific literature on the establishment and development of women's entrepreneurship, a survey of women engaged in entrepreneurial activity, the analysis of statistical reporting, analysis of national and international surveys and indexes. The author analyzes the factors such as motivation of women to create their own business structure; prospects for the opening of business; image-making factors for entrepreneurship on the part of society, and the entrepreneurs themselves; attitude to women as businesswomen, business partners and society as a whole. The revealed retrospective analysis has shown that the development of entrepreneurship in the cluster of women's entrepreneurship in our country at the beginning of the last century was a natural consequence of increasing business activity of women worldwide. Women have got ability to self-realization not only in the traditional forms of social and economic activities. Following the men, the women occupy strong positions in the business community. However, there are features in the implementation of women's entrepreneurship. The nature of women is significantly different from the men's one. The woman is not inclined to take risks, experience
emotional overload, stress over a long period of time. In addition, women tend to lose interest from time to time in business that she is not interested in. Therefore, women's entrepreneurship is the fastest growing segment of small and medium-sized businesses, and it has an entrepreneurial orientation. Namely, creativity, innovation, mobility, flexibility and adaptability to changes in the external economic environment
Key words: entrepreneurship; women's entrepreneurship; motivation; Russian businesses; economic security; favorable business environment; entrepreneurial activity of women; .society, mumpreneur; retrospective analysis
В данной статье мы предприняли попытку исследовать кластер женского предпринимательства, дать оценку роли женщины в экономике и бизнесе, ответить на вопрос, является ли женский бизнес резервом экономического роста для современной российской экономики.
Исследованию предпринимательства уделяется достаточно много внимания со стороны научного сообщества. Феномен предпринимательства как междисциплинарную категорию изучают не только в рамках экономики, но и философии, истории, психологии, социологии и т.д.
На протяжении последнего столетия роль женщины в экономической жизни общества стремительно возросла. В исследованиях М. Н. Барышникова глубоко исследуется структурный сдвиг в социально-экономической жизни российского общества, когда в предпринимательскую среду вошли женщины. Примером изменений в институциональной среде и организационной структуре бизнеса в России в начале XX в. являлось участие женщин в ассоциированном предпринимательстве. В это время более чем на половину увеличилось число торговых домов (на 51,8 %) и акционерных компаний (на 43,9 %). При этом число женщин, владелиц торговых домов, увеличилось на 53,5 %, а женщин-членов правлений акционерных компаний — на 42,3 %.
В начале прошлого века в России показатель роста числа акционерных компаний превосходил показатель роста численности женщин в составе правлений, в то время как показатель роста числа полных товариществ и товариществ на вере уступал показателю по женщинам в составе владелиц. Число владелиц торговых домов увеличивалось значительно быстрее количества самих фирм, что свидетельствовало о возрастании
числа кандидаток на посты полных товарищей за счет более обширного состава претендентов [3].
Как отмечает М.Н. Барышников, в сословно-иерархической структуре российского общества сфера предпринимательства становилась для женщины одной из немногих областей относительно «равных возможностей» с мужчиной. В большей мере это относилось к женщинам из средних и низших слоев населения, получавших реальную возможность самостоятельно заниматься не только мелкой торговлей, но и открывать весьма крупные промышленные предприятия, транспортные и посреднические фирмы. При этом процесс вовлечения женщин в предпринимательство имел противоречивое содержание и подвергался воздействию как положительных, так и негативных экономических и общественно-политических факторов. Несмотря на это, общая тенденция в развитии женского предпринимательства в России носила в начале XX в. благоприятную направленность, потенциально способствуя крупным изменениям в социально-экономической структуре российского общества [2].
Процесс появления женщин в российском бизнесе отражал общемировую тенденцию того времени. Активное участие женщин в управлении бизнесом, их включение в предпринимательскую деятельность американские экономисты Р. Петерсон и К. Вермейер назвали «тихой революцией в мировом масштабе».
Г. Минцберг пишет: «Прошли те времена, когда женщины преуспевали, научившись играть по правилам мужских игр. То, в чем сегодня нуждается экономика, может дать именно женщина» [7].
Важным этапом в развитии предпринимательской деятельности в нашей стране
был период становления рыночной системы хозяйствования. На этой волне снова усилился интерес к исследованию предпринимательства в целом, а также особенностей женского предпринимательства. С. Ю. Барсукова в своей работе «Женское предпринимательство: специфика и перспективы» провела анализ практики женского предпринимательства, основываясь на данных социологического исследования, проведенного в декабре 1997 г. Центром политических технологий [1]. Особое внимание автора было направлено на изучение отраслевой принадлежности и размера предприятий, возглавляемых женщинами, гендерной специфики оценки предпринимателями престижа предпринимательской деятельности, негативной практики отечественного бизнеса, специфики отношений женщин-предпринимателей с деловыми партнерами.
Это был этап становления рыночной экономики, когда нормативно-правовая основа предпринимательства находилась на стадии формирования, теневой сектор экономики едва не превышал основной (не теневой), коррупция, силовое давление, нарушение договорных обязательств, рэкет, налоговые правонарушения являлись скорее нормой. Одни женщины оказались в предпринимательской среде с мотивацией «выжить и детей прокормить», другие уловили «волну шальных денег», безусловно, были и другие причины. Данное исследование, на наш взгляд, представляет особый интерес в современных условиях, так как является объективным свидетельством становления российского предпринимательства в достаточно не простое для страны время.
Женское предпринимательство широко представлено и в современных исследованиях, хотя вектор исследований несколько изменился, по сравнению с постперестроечным периодом. Так, С. А. Ильиных на протяжении ряда лет (2009—2014) исследовала «факторы влияния», такие как государственная политика в отношении предпринимательства; возможность использования финансовой системы; отно-
шение к предпринимательству со стороны общества; предприимчивость и инициативность как черты характера; отношение к женскому и мужскому предпринимательству, которые, по мнению автора, значительно влияют на развитие предпринимательства в России. Проведенные С. А. Ильиных исследования показали, что гендерные различия в оценке предпринимательства не столь существенны, что позволяет сделать вывод о стирании гендер-ных границ, в результате чего у женщин, как и у мужчин, появляется возможность выбора и самоопределения в предпринимательстве [4].
По прошествии десятилетия ситуация в предпринимательской среде существенно изменилась. Законодательная база в отношении малого и среднего предпринимательства сформировалась и постоянно совершенствуется. В целом изменилась позиция государства в отношении предпринимательства. Увеличился пакет государственных инициатив, направленных на поддержку и развитие сегмента малого и среднего бизнеса в России. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определены формы поддержки МСП, в частности финансовая, имущественная, информационная, консультационная. Обозначены условия и порядок поддержки МСП в различных сферах экономики. Другой вопрос — насколько эффективно программы поддержки реализуются и насколько они востребованы у самих предпринимателей. По данным фонда «Общественное мнение», только 9 % предпринимателей имеют представление и воспользовались программами Господдержки на региональном уровне.
Предпринимательское сообщество в настоящее время рассматривается как один из факторов повышения уровня и качества жизни населения, как движущая сила в процессе обеспечения экономической безопасности страны и фактор повышения конкурентоспособности государства на мировой арене. В свою очередь, именно сегмент малого и среднего предпринимательства является наиболее востребованным среди
женщин, желающих открыть собственное дело и самореализоваться в бизнесе.
Существуют индикаторы, позволяющие оценить степень благоприятствования условий для осуществления предпринимательской деятельности как внутри страны, так и в мировом масштабе. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC) ежегодно составляют Рейтинг благоприятности деловой среды (Doing Business) [10]. В рейтинге изучают и анализируют экономики 189 государств. В первую десятку мировых экономик, где условия для ведения бизнеса являются наиболее благоприятными в 2016 г., эксперты включили Южную Корею, Гонконг (КНР), Великобританию, США, Швецию, Норвегию, Финляндию. На протяжении последних пяти лет Россия улучшает свои позиции в данном рейтинге. В 2011 г. Россия занимала 120 место, в 2012 г. — 112 место, в 2013 г., преодолев 30 пунктов, наша страна оказалась на 92 месте. В 2014 г. снова 30 пунктов вверх — это 62 место в рейтинге благоприятствования для бизнеса. В
2015—2016 гг. рост хотя и продолжился, но уже не был таким стремительным как в предыдущие годы, так Россия оказалась на 54 и 51 месте соответственно и расположилась между такими странами, как Греция и Молдова. В настоящее время поставлена задача до 2018 г. войти в первую двадцатку государств в рейтинге «Doing Business» [10].
Если перед экономикой поставлены такие непростые задачи, то это свидетельствует о том, что политика государства в области предпринимательства будет соответствующей, и кроме того, нацеленной на развитие деловой активности населения, способствующей усилению престижа предпринимательской деятельности и социальной толерантности по отношению к предпринимателям, в том числе женщинам-предпринимателям.
За последние десять лет отношение общества к предпринимателям в целом улучшилось (рис. 1). По данным исследований фонда «Общественное мнение», порядка 70 % россиян в 2014 г. положительно или лояльно относятся к предпринимательству [8].
►хорошее ^^^плохое затрудняюсь ответить
Рис. 1. Отношение российского общества к предпринимателям (по данным ФОМ, 2014)
Fig. 1. The ratio of the Russian society towards entrepreneurs (According to the Public Opinion Foundation, 20l4)
Положительное отношение к предпринимателям и предпринимательской деятельности вовсе не означают готовность открыть собственный бизнес. При этом из числа участников исследования только одна треть (33 %) готовы начать свой бизнес. Для большинства россиян, особенно среди тех, кто никогда не пытался открыть соб-
ственное дело, начальный этап представляет значительные сложности. Препятствиями для таких людей являются отсутствие времени, недостаток специальных знаний, отсутствие источников финансирования, недостаток некоторых личных качеств, серьезный уровень конкуренции и прочие причины (рис. 2) [8].
О 10 20 30 40 50 Рис. 2. Препятствия для открытия своего дела (по данным ФОМ, 2014) Fig. 2. Barriers to starting a business (According to the Public Opinion Foundation, 2014)
Степень благоприятствования для начала осуществления предпринимательской деятельности не ограничивается лишь лояльностью общества к предпринимательству. На принятие решения заняться предпринимательской деятельностью влияет множество факторов. Главными причинами перехода в бизнес предприниматели указывают желание работать на себя (40 %) и быть независимым (39 %), возможность увеличить уровень дохода (14 %), посвятить себя любимому делу и самореализоваться (5 %), потребность быть успешным, богатым, жить достойно (8 %), оставить дело детям (2 %) [5]. Безусловно, такая мотивация отражает именно мужской подход и мужские потребности, обусловленные наличием лидерских качеств, уверенности
в себе и своих способностях, желанием рисковать, брать на себя ответственность за свою жизнь.
В отличие от мужчин, женщины-предприниматели главным мотивом для занятия предпринимательской деятельностью называют возможность получения дополнительного дохода (37 %) и потребность в самореализации (28 %) [8]. В женщинах сильно творческое начало, интуиция, желание сохранить и приумножить, менее выражена склонность к риску и уверенность в себе по сравнению с мужчинами (рис. 3). При этом 53 % женщин уверены в том, что предпринимательству можно научиться и компенсировать возможные пробелы в специальных знаниях [9].
Рис. 3. Основные причины перехода женщин в предпринимательство (по данным «ОПОРА России», 2015)
Fig. 3. The main reasons for the transition of women in entrepreneurship (According to «Support of Russia», 2015)
Несмотря на то, что женщины активно тельность, диспропорция в соотношении включаются в предпринимательскую дея- между мужчинами и женщинами в бизне-
се сохраняется (рис. 4). Из общего числа предпринимателей в России в 2015 г. только 27 % — женщины-предприниматели [6].
а Женщины У Мужчины
Рис. 4. Доля женщин в предпринимательстве (по данным Министерства экономики РФ, 2015)
Fig. 4. The proportion of women in business (According to the Ministry of Economy, 2015)
Для оценки уровня предпринимательской активности женщин на международном уровне эксперты Global Entrepreneurship and Development Institute (GEDI) используют индекс Female Entrepreneurship Index (FEI). В проекте принимют участие 70 стран. При расчете индекса сравнивают три показателя: состояние предпринимательской среды, предпринимательскую экосистему, устремления предпринимателей. Лидерами в рейтинге стали США, Австралия, Великобритания, Дания и Нидерланды. По уровню развития женского предпринимательства Россия занимает 56 место [11].
В России для оценки уровня предпринимательской активности женщин разработан индекс женского предпринимательства WBI (Women Business Index) [5]. Показатель отражает уровень благоприятствования деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства в России. Индекс женского предпринимательства WBI также строится по трем ключевым показателям: отношение общества к предпринимательству, экономические условия и инфраструктура, личные качества и таланты. Свою оценку дают женщины-предприниматели и женщины, работающие по найму или временно не работающие.
Большинство женщин (96 %), принимавших участие в исследовании WBI, положительно относятся к предпринимательской деятельности, многие женщины (75 %) видят себя в качестве предпринимателя, однако 11 % женщин не готовы заняться предпринимательской деятельностью.
Следует отметить, что в России женщины активно участвуют в бизнесе, даже в том случае, если они не являются его собственниками, а работают по найму. Россия лидирует по количеству женщин-руководителей. В нашей стране 40 % высших управленческих должностей занимают женщины, 43 % компаний возглавляют женщины, в то время как в странах с развитой рыночной экономикой показатель значительно ниже. Так, в Японии этот показатель равен 8 %, в Германии — 14 %. В качестве одной из причин такого успеха женщин в бизнесе оказалось советское наследие. В Советском Союзе все были равны, имели равные права и равные возможности. Например, при получении образования, в том числе технического. В странах Восточной Европы множество студенток осваивают математические и инженерные специальности. Это не характерно для многих стран рейтинга, например для Великобритании [13].
Таким образом, за последние десять лет в России существенно изменились условия для осуществления предпринимательской деятельности. Изменилось отношение к предпринимателю, причем в лучшую сторону, общество стало более благосклонно к самой идее предпринимательства. Появилась категория людей, планирующих начать свой бизнес в той или иной временной перспективе. Об этом свидетельствуют неуклонная положительная динамика международных и внутрироссийских рейтингов о благоприятности деловой среды в нашей стране.
Со временем предпринимательство приобретает женские черты. В бизнес приходят женщины как на правах собственников малого и среднего бизнеса, так и на ключевые руководящие посты в крупные компании. Характерной особенностью со-
временного женского предпринимательства стало изменение характера мотивации. Для трети женщин, открывших свое дело, основным мотивом стало желание реализовать свои идеи. Соответственно, увеличилось число предпринимательских структур в сфере услуг. Женщины хотят заниматься социальными проектами, сферой образования, воспитанием подрастающего поколения, а также благотворительными проектами.
Для женщин, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, значимым является желание получать больший доход (51 %). Кроме того, важным для женщин является желание реализовать свою идею и приносить пользу обществу (42 %). Для начала бизнеса большинству женщин нужен стартовый капитал (67 %), готовый бизнес-план и оценка потенциального спроса (66 %), многие считают, что также важны личные качества, уверенность в себе (55 %). Они убеждены в том, что семья и ближайшее окружение поддержало бы их в стремлении начать собственное дело (68 %) [5].
Основными барьерами, которые препятствуют женскому предпринимательству в России, являются как экономические, так и социальные факторы. Об отсутствии финансовых возможностей и сложностях в привлечении инвестиций говорят 57 % женщин. При этом 52 % назвали барьером нехватку знаний и опыта ведения бизнеса, 37 % заявили о сложной экономической обстановке в стране. В пятерке основных барьеров есть и факторы с ярко выраженным гендерным характером: 34 % женщин отметили, что трудностями на пути к началу предпринимательства являются высокая занятость домашними делами и наличие маленьких детей.
В свою очередь, наличие маленьких детей для многих женщин не только не является препятствием, а скорее наоборот. Дети становятся стимулом, идейными вдохновителями для открытия бизнеса. Кроме того, во многих странах мира именно такой категории женщин уделяется пристальное внимание и оказывается всесторонняя
поддержка со стороны бизнес-сообщества. В Великобритании появился даже новый термин, обозначающий маму-предпринимателя.
Британцы термин mumpreneur — «женщина, которая совмещает ведение бизнеса и заботу о своих детях» — включили в словарь Collins, издали онлайн-спра-вочник предприятий мам и создали программу Campus for Mums в рамках организации Mumpreneurs UK, где ежегодно поддерживают 35 стартапов, созданных мамами. Кроме того, активисты движения Mumpreneurs UK и их спонсоры ежегодно выбирают 12 лучших бизне-сов от мам-предпринимательниц. Конкурс уже стал международным. Как результат, 300 тыс. мам-предпринимателей приносят экономике Великобритании около 7, 4 млрд фунтов ежегодно [12].
С 2015 г. в Сингапуре также стали выбирать лучших бизнес-мам. Как показывает практика, наиболее успешные ниши реализации предпринимательских идей для мам-предпринимателей — это детские услуги, товары ручной работы, детские товары по подписке и бьюти-товары. На волне mumpreneur подобные проекты появились и в России. В рамках региональных госпрограмм поддержки и развития МСП, а также на платформе общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства и ее региональных представительств ежегодно получают всестороннюю поддержку бизнес-проекты женщин-предпринимателей, мам-предпринимателей, реализуются образовательные программы.
Выводы. Тема развития предпринимательства в России является актуальной, что связано в том числе и с развитием сегмента малого бизнеса. Кроме того, развитие женского предпринимательства заставляет обратить на данный феномен пристальное внимание. Роль женщины в обществе сегодня перерастает традиционный формат, характерный для нашей страны еще сто лет назад. У каждого человека появляется возможность выбора и самоопределения в предпринимательстве [4]. Современные
технологии позволили женщине снять с себя часть задач, связанных с домом, семьей и уходом за детьми, и освободили место для творчества. Различные творческие, социальные и благотворительные идеи получили реализацию в женском предпринимательстве. Безусловно, в обществе есть категория женщин, для которых предпринимательство не представляет интереса, которые не могут, не хотят и никогда не станут открывать свое дело. Однако есть и
Список литературы _
такие, кто хотел бы, но существуют определенные ограничения. Как выяснилось, подобные барьеры носят как внутренний, так и внешний характер. Поэтому задача на сегодняшний день — минимизировать экономические, образовательные и прочие внешние факторы, препятствующие женщинам открывать собственные предпринимательские структуры, реализовывать свои идеи и приносить пользу обществу.
1. Барсукова С. Ю. Женское предпринимательство: специфика и перспективы / / Тендерные исследования. 1999. С. 75-84.
2. Барышников М. Н. Бизнес в историческом измерении: эффективность и социокультурные предпочтения // Terra Economicus. 2012. Т. 10. № 1. С. 122-124.
3. Барышников М. Н. Женщины в структуре российского предпринимательства в начале XX века / / Факты и версии: историко-культурологический альманах. Кн. 2. Из истории экономики. СПб.: ИМИСП, 2001. С. 62-64.
4. Ильиных С. А. Предпринимательство в России: анализ факторов влияния / / Проблемы современной экономики. 2015.№ 2 (54). С. 153-156.
5. Индекс предпринимательской активности женщин WBI 2015 // Комитет по развитию женского предпринимательства «ОПОРА России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.woman-opora. ru/proekty (дата обращения: 10.06.2016).
6. Министерство экономики Российской Федерации. Открытые данные 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/opendata (дата обращения: 01.06.2016).
7. Мицберг Г. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2000.
8. Россия в цифрах: 2012-2013. О предпринимателях и отношении к ним в российском обществе. Фонд Общественное Мнение. Экономика. 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fom.ru/ Ekonomika (дата обращения: 25.05.2016).
9. Amway Global Entrepreneurship Report. 2015. Available at: http://globalnews.amway.com/amway-global-entrepreneurship-report (accessed 10.06.2016).
10. Doing Business. Economy Rankings. Available at: http://www.doingbusiness.org/rankings (accessed 10.06.2016).
11. Global Entrepreneurship Index. // Global Entrepreneurship and Development Institute. Available at: https://thegedi.org/2016-global-entrepreneurship-index (accessed 10.06.2016).
12. Mumpreneurs UK: мамы приносят деньги экономике // Forbes. 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.forbes.ru/forbes-woman (accessed 10.06.2016).
13. Women in business: the path to leadership / / Grant Thornton International Business Report 2015. Available at: http://www.grantthornton.global/insights/articles/women-in-business-2015 (accessed 10.06.2016).
List of literature _
1. Barsukova S. Yu. Gendernyie issledovaniya (Gender Studies), 1999, pp. 75-84.
2. Baryshnikov M. N. Terra Economicus (Terra Economicus), 2012, vol. 10, no. 1, pp. 122-124.
3. Baryshnikov M. N. Fakty i versii: Istoriko-kulturologicheskiy almanakh (Facts and version: Historical and cultural almanac): Bk. II. From the history of economics. St. Petersburg: IMISP, 2001, pp. 62-64.
4. Ilyinykh S. A. Problemy sovremennoy ekonomiki (Problems of modern economy), 2015, no. 2 (54), pp. 153-156.
5. Indeks predprinimatelskoy aktivnosti zhenshchin WBI 2015 (Women's entrepreneurial activity index WBI 2015): on Women Entrepreneurship Development Committee «Support of Russia» Available at: http:// www.woman-opora.ru/proekty (accessed 10.06.2016).
6. Ministerstvo ekonomiki Rossiyskoy Federatsii. Otkrytye dannye 2015 (The Ministry of Economy of the Russian Federation. Open data 2015) Available at: http://economy.gov.ru/opendata (accessed 01.06.2016).
7. Mitsberg G. Shkoly strategiy [Strategy schools]. St.-Petersburg: Peter, 2000, p. 114.
8. Rossiya v tsifrakh: 2012 — 2013. O predprinimatelyakh i otnoshenii k nim v rossiyskom obshchestve (Russia in Numbers: 2012-2013. On Entrepreneurs and respect to them in Russian society): Public Opinion Foundation. Economy. 2014 Available at: http://fom.ru/Ekonomika (accessed 25.05.2016).
9. Amway Global Entrepreneurship Report. 2015 (Amway Global Entrepreneurship Report. 2015) Available at: http://globalnews.amway.com/amway-global-entrepreneurship-report (accessed 10.06.2016).
10. Doing Business. Economy Rankings (Doing Business. Economy Rankings) Available at: http://www. doingbusiness.org/rankings (accessed 10.06.2016).
11. Global Entrepreneurship Index (Global Entrepreneurship Index): Global Entrepreneurship and Development Institute Available at: https://thegedi.org/2016-global-entrepreneurship-index (accessed 10.06.2016).
12. Mumpreneurs UK: mamy prinosjat den'gi jekonomike (Mumpreneurs UK: moms make money economy): Forbes. 2015 Available at: http://www.forbes.ru/forbes-woman (accessed 10.06.2016).
13. Women in business: the path to leadership (Women in business: the path to leadership): Grant Thornton International Business Report 2015 Available at: http://www.grantthornton.global/msights/articles/women-in-business-2015 (accessed 10.06.2016 ).
Коротко об авторе _ Briefly about the author
Корсун Татьяна Александровна, канд. экоп. паук, доцепт, кафедра «Экономика, организация п управление предприятиями перерабатывающей промышленности п сферы услуг», Восточно-Сибирский государственный университет технологий п управления, г. Улап-Удэ, Россия. Область научных интересов: региональная экономика, экономика предпринимательства, формирование предпринимательских структур, конкурентоспособность предпринимательских структур korta@mail.ru
Tatiana Korsun, candidate of economic sciences, associate professor, Economics, Organization and Management of the Enterprises of Processing Industry and Services department, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude, Russia. Sphere of scientific interests: regional economics, business economics, formation of business structures, competitive business structures
Образец цитирования
Корсун Т. А. Развитие женского предпринимательства в России на современном этапе // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22. № 9. С. 106—114. DOI: 10.21209/2227-9245-2016-22-9-106-114