тельности. И вот так, читая книгу о каком-нибудь пионере запада, совершенно ненавязчиво и в простой форме можно узнать, как соорудить не продуваемый и не промокаемый шалаш за пятнадцать минут, как поймать рыбу или дичь, как добыть огонь и многое другое.
4. Использование материалов сайта в учебном процессе
Использование сайта и размещенных на нем материалов непосредственно на уроке технически затруднено и поэтому не является целесообразным. По этой причине я не использую материалы сайта в качестве основных на своих уроках и не задаю учащимся домашнее задание с обязательным использованием материалов сайта. Просто во время изучения соответствующей темы или для закрепления полученных знаний, я предлагаю детям посетить сайт с целью получения дополнительной информации или решения тестов. Я даю понять учащимся, что посещение сайта и работа с размещенными материалами является их добровольным делом и никаким образом не может повлиять на их оценки по предмету. Конечно же, если после ознакомления с материалами сайта у кого-либо из учащихся возникают вопросы, то мы стараемся их разобрать и решить. И наибольшую активность проявляют именно пятиклассники. Из бесед с учащимися выяснилось, что при первых попытках прохождения теста наибольший интерес для них представляет не столько тематика, сколько сам процесс. Они знают, что не ограничены во времени, что можно найти правильный ответ в учебнике и что никто их не накажет за неверный ответ. И результатом этого является то, что в итоге практически все учащиеся, лично заинтересованные в этом, проходят тесты без ошибок. И что больше всего радует, так это то, что уже через некоторое время после ознакомления с сайтом, многие пятиклассники с гордостью объявляют мне о том, что они прошли тесты и за шестой класс. А ведь это уже говорит о том, что у них появился интерес к предмету.
5. Заключение
Лично я считаю целесообразным создание тематических сайтов по одному или нескольким предметам школьной программы.
Утверждать это мне позволяют в первую очередь данные сервиса статистики LiveInternet [3], счетчик которого установлен на моем сайте. Согласно данным этого сервиса, за 2,5 года мой сайт посетили около 140 тыс. человек, совершив при этом почти 700 000 просмотров. И это с учетом того, что более 90% посетителей приходят на сайт из поисковых систем.
Вторым показателем целесообразности создания такого сайта я считаю отзывы на сайте [1], большая часть которых принадлежит ученикам и обыкновенным посетителям.
И в третью очередь нужно учитывать то, что, как я уже писала, дети в настоящее время предпочитают находить нужную им информацию в Интернете, а не в библиотеках. Библиографический список
1. Гостевая книга [Электронный ресурс] / Сайт Дреминой С.В. - учителя МОУ «Лицей №1»; Web-мастер Дремина С. В. -Личный сайт, 2010. - Режим доступа : http://svd67.info/guest/index.php, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Информация о доменах (Whois сервис) / IP / DNS [Электронный ресурс] / ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» -Брендинговое агенство «ЦЭТИС», 2006. - Режим доступа : http://www.reg.ru/whois/?dname= svd67.info, свободный. -Загл. с экрана. -Яз. рус, англ.
3. Статистика сайта «Сайт Дрёминой С. В. - учителя МОУ «Лицей №1», г. Киселевск» [Электронный ресурс] / Портал LiveInternet.ru - LiveInternet.ru, 2002. - Режим доступа : http://liveinternet.ru/stat/svd67.info, свободный. - Загл. с экрана. -Яз. рус, англ.
Дубовик Елена Васильевна,
преподаватель геологии ГБОУ СПО «Жирновский нефтяной техникум», г. Жирновск elena-dubovik @ inbox.ru
Социально-педагогические технологии работы с подростками группы риска Аннотация. Актуальность темы заключается в том, что девиантноое поведение, понимаемое как нарушение социальных норм приобрело в последнее время массовый характер. Отмечается устойчивый рост агрессивных форм поведения, безразличия и жестокости, алкоголизма и наркомании, самоубийств. Эта проблема находится в центре внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Ключевые слова: девиантноое поведение, группа риска, проблема, социально-педагогические технологии, педагог.
Педагог - ключевая фигура в образовательном процессе и коррекционно-педагогической деятельности. Он организует и осуществляет коррекционно-педагогический процесс с подростками, требующими особого педагогического внимания, налаживает контакт между подростками и их родителями, применяет различные методы в целях предупреждения и преодоления недостатков в развитии и поведении подростков.
Профилактическая деятельность является составной частью социально-педагогического процесса, направленного на выявление подростков с отклоняющимся поведением. Система профилактики де-виантного поведения в образовательном учреждении включает в себя следующие основные виды:
- первичная, рассматриваемая как комплекс социальных, образовательно-воспитательных и психолого-медицинских мероприятий, предупреждающих зарождение поведенческих отклонений у несовершеннолетних;
- вторичная - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и правовых мер, направленных на предупреждение формирования отклоняющегося поведения несовершеннолетних и и перехода к уголовно-наказуемым;
- третичная - комплекс социальных, образовательно-воспитательных, психологических и нормативно-правовых мер, направленных на предотвращение, рецидивных отклонений в поведении и способствующих восстановлению личностного и социального статуса несовершеннолетнего, имевшего проблемы с отклонениями в поведении и возвращении его в семью, образовательное учреждение и к общественно-полезной деятельности.
Необходимо диагностировать причины отклонений в поведении, определить особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, разработать социально-педагогические мероприятия по формированию личности подростка. Педагогическая практика показывает, что предупредить и преодолеть отклонения в поведении подростков возможно при эффективном использовании форм и методов образовательного процесса
Можно выделить основные факторы, обуславливающие девиантное поведение подростков.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма подростка, затрудняющих его социальную адаптацию. Здесь речь идет о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения дети приобретают, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания); влияния наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у подростка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначально бывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражают безразличие к школьным оценкам, что говорит об их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптация проходит в своем развитии следующие стадии:
- учебной декомпенсации - состояния, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одного или нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
- школьной дезадаптации - состояния, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первый план выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками, пропусков занятий;
- социальной дезадаптации - состояния, когда отмечается полная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе, уход в асоциальные компании , увлечение спиртными напитками, наркотиками;
- криминализации среды свободного времяпрепровождения.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии подростка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних:
- дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворство желаниям, гиперопеку, а с другой - провоцирование на конфликтные си-
туации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи - одни правила поведения, для общества - совершенно другие;
- нестабильный, конфликтный стиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;
- асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной «семейной жестокости» и насилия.
4. Социально- экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
5. Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения. Неудивительно, что следствием равнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции, являются пренебрежительное отношение ребенка к семье, школе, государству, безделье, бродяжничество, формирование молодежных банд, агрессивное отношение к другим людям, употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.
Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Таблица 1
Методы работы с подростками с де-виантным поведением Формируемые умения, необходимые педагогу при работе с обучающимися с девиантным поведением
1. Убеждение Умение формировать твердую, глубоко осмысленную и эмоционально пережитую точку зрения (убеждение) как основу сознания и поведения, устойчивую позитивную жизненную позицию обучающегося.
2. Метод положительного примера Умение использовать лучшие образцы поведения и деятельности других людей для возбуждения у подростков потребности к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.
3. Метод упражнения (приучения) Умение организовать многократное повторение действий и поступков обучающихся в целях образования и закрепления у них навыков и привычек конструктивного поведения.
4. Метод стимулирования Навыки положительной оценки поведения или качеств подростков, выражаемых публично или в личной форме. Умение педагогически корректно выразить неодобрение и отрицательную оценку действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам поведения. Умение использовать вариативные методы порицания.
5. Метод требования Умение непосредственно побуждать подростков к тем или иным поступкам или действиям, направленным на ликвидацию проявлений девиантности.
6. Метод контроля и самоконтроля Умение наблюдать за деятельностью и поведением обучающихся в целях побуждения и их к соблюдению, установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий и требований.
Основная функция всех указанных методов: координационная - согласованное изменение социального окружения и развития личности, обеспечение активного влияния социальных воздействий на все связи и отношения подростка с окружающим миром. Необходимо осуществлять индивидуальный подход к подросткам, направленный на корректировку социального окружения, техникума, семьи с учетом характера отклонений.
Существуют разные способы сбора информации о подростках. Можно начать с анкетирования и апробировать его на подростках. Анализируя результаты анкет можно в дальнейшем найти индивидуальный подход к подросткам. В своей работе педагоги делают ставку на положительные качества подростка для того, чтобы он мог показать лучшие стороны своей личности и мог определять для себя в жизненном пространстве положительное место. Приступая к работе по коррекции отклоняющегося поведения у подростков, не следует надеяться на мгновенный результат, не стоит навязывать подростку свои ожидания. Процесс должен быть естественным и не выглядеть как опыт.
Существует множество причин, по которым подростки не могут в полной мере адаптироваться к современным условиям, полноценно влиться в русло образовательного процесса. Адаптация социально незащищенных подростков сопряжена с определенными рисками. Причины, негативно влияющие на адаптацию, должны своевременно выявляться, анализироваться и устраняться. Подросткам должна оказываться необходимая социальная поддержка. В образовательных учреждениях остро стоит вопрос пропусков подростками учебных занятий без уважительных причин. Огромное количество различных соблазнов, мест, где можно непринужденно провести время, вместо того, чтобы «грызть гранит науки» -это ряд серьезных проблем, относящихся к сфере полномочий социальной службы. Необходимость со-
циальной службы, как отдельного звена образовательного учреждения очевидна. Серьезные задачи для их успешного разрешения серьезного и продуманного подхода.
Педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с подростками «группы риска». Он должен знать обо всех проявлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, истеричность, повышенная внушаемость, низкая трудоспособность, гиперактивность ит.д. Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением, как подростков, так и взрослых. Объективная оценка взрослыми успехов подростка способствует формированию у него правильной самооценки, развитию уверенности в себе, самоуважению.
Дети «группы риска» - это дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных , асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-педагогической помощи и поддержке.
В основу разработки социально-педагогических технологий работы с подростками, оказавшимися в социально опасной ситуации, должен быть положен комплексный подход.
Организационные социально-педагогические технологии направлены на выявление подростков группы риска, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Рассмотрим составляющие социально-педагогической технологии.
1. Формирование банка данных подростков группы риска
2. Диагностика проблем личностного развития подростка
3. Разработка программ социально-педагогической деятельности с подростком, группой
4. Обеспечение условий реализации программ
5. Консультирование
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с подростками группы риска позволяют конкретизировать особые проблемы подростков. Одной из таких проблем является употребление несовершеннолетними алкоголя и наркотиков. Педагогам необходимо обеспечивать профилактику опасных для здоровья зависимостей и оказывать индивидуальную конфиденциальную помощь подросткам, уже имеющим проблемы с данными зависимостями. программы индивидуальной профилактической работы с подростками, имеющими проблемы с зависимостями могут реализовываться под контролем специалистов, способных оказать им квалифицированную помощь (врач-нарколог, психолог, специалисты центра социальной помощи).
Взросление - всегда сложный, многоэтапный и по своему опасный процесс. Одна из основных сложностей заключается в том, что взросление, как социально-педагогический процесс, включает в себя много различных сторон. Ведущим механизмом взросления является присвоение подростками различных категорий ценностей, образцов поведения и т.п. Рол взрослых в демонстрации такого рода образцов (как позитивных, так и негативных) является ведущей. Имея ограниченный запас социального опыта, по большей части, подросток просто теряется среди множества вариантов и форм поведения. Сущетсв4ующие технологии работы с подростками группы риска направлены на то, чтобы поставить девиантноое поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными; во-вторых, направление социальной активности подростков в общественно одобряемое русло; в-третьих, создание специальных социальной помощи.
Приложение 1
Оценка стресс-факторов в семье (подчеркнуть или вписать дополнительно)_
социальные Со стороны родителей Со стороны подростка
Безработица Плохое жилье Неполная семья Многодетная семья Психологические заболевания алкоголизм обоих, одного. проблемы брака, трудности в воспитании Психическое заболевание, инвалидность хронические заболевания, отклонения в поведении
Приложение 2
Анкета «Кто я?»
1. Пол
1. Мужской
2. Женский
2. Есть ли у вас увлечения?
1. Есть
2. Ничем не увлекаюсь
3. Много увлечений
3. Сколько времени вы тратите на свое увлечение?
1. 1-2 часа вдень
2. 3-4 часа в день
4. Какое у вас здоровье?
1. Отличное
2. Хорошее
3. Часто болею
5. Какие черты характера свойственны вам?
1. Нервный, раздражительный, капризный
2. Упрямый, гордый, злой
3. Отзывчивый, чуткий, добрый
4. Молчаливый, стыдливый, застенчивый
5. Решительный, отчаянный, самоуверенный
6. Верный, надежный, преданный
6. Вы курите?
1. Да
2. Не курю
3. Очень редко
7. Вы курите, потому что...
1. Предлагают друзья
2. Чтобы самоутвердиться в компании
3. Просто балуетесь
8. Что для вас значит быть счастливым?
1. Обладать определенным талантом
2. Иметь много денег
3. Иметь много друзей
4. Жить в полной гармонии с окружающими людьми
Приложение 3
Анкета «Мой характер»
1. Сколько у вас друзей?
1. Один
2. Два
3. Много
4. Нет друзей
2. Свободное время вы...
1. Предпочитаете проводить с друзьями
2. Любите помечтать, поразмышлять
3. Бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноким?
1. Часто
2. Очень часто
3. Редко
4. Никогда
4. Как часто вы улыбаетесь?
1. Часто
2. Очень часто
3. Редко
4. Никогда
5. Расстраиваетесь ли вы из-за неудач?
1 .Да
2, Редко
3. Никогда
6. Легко ли вас разозлить?
1. Да
2. Нет
7. Что вы за человек?
1. Необщительный, замкнутый
2. Импульсивный, инициативный
3. Активный, деятельный
4. Вспыльчивый, горячий
5. Спокойный, медлительный
6. Унылый, вялый
8. Сколько времени вам необходимо для выполнения важного задания?
1. Один, два часа
2. Чем больше, тем лучше
3. Нисколько
9. Вы любите большие, шумные компании?
1. Да
2. Нет
10. Как вы предпочитаете работать?
1. Быстро
2. Медленно
Приложение 4
Социально-психологическая анкета
Фамилия, имя_Возраст_
Инструкция: «Внимательно прочитайте вопросы. Выберите соответствующий Вашему мнению вариант и отметьте его».
1. Ссоритесь ли Вы со своими родителями, есть ли между вами недопонимание? а) да; б) нет.
2. Если Вы ссоритесь, то, как часто? а) регулярно; б) часто; в) редко.
3. Случаются ли в Вашей семье ссоры между родителями? а) да; б) нет.
4. Если случаются, то, как часто? а) регулярно; б) часто; в) редко.
5. Часто ли Ваши родители употребляют алкогольные напитки? а) да; б) нет.
6. Наказывают ли Вас родители физически? а) да; б) нет.
7. Посещали ли Вы ясельную группу в детском саду? а) да; б) нет.
Библиографический список
1. Под редакцией Н. Ф. Масловой,Рабочая книга социального педагога - Орел, 1995 г.
2. Петрынин А. Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого воспитания: учеб. Пособие, 2 -е изд., доп. И перераб. М., АПК и ПРО, 2002 г
3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности., М., 1980 г
4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности, Киев, 1989 г
5. Личко А. Е. Психология и акцентуация личности подростка, М., Медицина, 2003 г
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000 г
Емельянова Галина Викторовна,
учитель математики МОУ «Лицей №14», г. Электросталь
8m8lvanovaQ6@mail.ru
Медведева Светлана Анатольевна,
учитель математики МОУ «Лицей №14», г. Электросталь
Sv8tushok2Q11@gmail.com
Павлова Валентина Михайловна,
учитель математики МОУ «Лицей №14», г. Электросталь Pavlovavm@list.ru
Методическое пособие «Любимый город в задачах» Аннотация. Данное методическое пособие, разработанное учащимися лицея, В нем тесно переплетаются исторические факты города и математика, что вызывает повышенный интерес к заданиям и предназначено для учащихся 5-9 классов, желающих углубить и расширить свои знания о городе. Учителя найдут в ней богатый материал по истории города, по вопросам связанным с экономикой Электростали. Методическое пособие составлено таким образом, что задания можно использовать при изучении конкретных тем программы, а также при организации итогового повторения пройденного материала. Большое внимание уделено заданиям для учащихся 5-6 классов, в которых разработчики постарались показать успехи и величие города за 70 лет. Собранный материал можно использовать как для работы в группах, так и для индивидуальных заданий. Ключевые слова: электросталь, математика, город, знания.
При обучении математике на решение задач отводится большое количество учебного времени. Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития. От эффективности использования задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество обучения, воспитания и развития учащихся средней школы, но и степень их овладения компетенциями.
В практике обучения математике воспитывающие функции задач редко выступают в качестве ведущих в отличие от функций обучающих и контролирующих. Однако тот или иной элемент воспитания может и должен быть осуществлен через каждую задачу: либо через ее фабулу, либо в процессе ее решения, либо в процессе анализа результатов решения.
При решении задач в процессе обучения математике наряду с реализацией одной из основных целей обучения - формированием предусмотренной программой системы математических знаний, умений и навыков - возможно и необходимо самым естественным образом эффективно использовать задачи для реализации целей воспитания учащихся. Одной из таких задач является мотивация учащихся к изучению истории своей малой Родины, к осознанию, что каждый может гордиться своим родным городом. На наш взгляд для реализации этой задачи необходимо подбирать задания, которые формировали бы не только математические умения, но и пробуждали бы желание узнать о том, как зарождался, развивался и чем сейчас живет любимый город. В нашем методическом пособии собраны задачи, связанные с историей города, развитием промышленности, образования, спорта, культуры. Мы постарались интегрировать исторические и экономические сведения о городе в условия задач, учитывая их актуальность и в связи с юбилеем Электростали. Основные методические задачи:
- отработка умений и навыков решения задач;
- повышение мотивации к обучению;
- осуществление межпредметных связей с историей, экономикой, статистикой.
Цель: привитие любви к малой Родине, пробуждение интереса к истории родного города. Так как в виду ограничений объема работы невозможно охватить весь материал сборника, приведем примеры задач из разных разделов. Задачи на составление уравнений.
1.В качестве добровольных пожертвований на социально - экономическое развитие города Электросталь в 2007 году четыре промышленных предприятия внесли 11,2 млн. рублей. ОАО «МСЗ» пожертвовало на 2,5 млн. рублей меньше, чем ОАО «МЗ Электросталь». ОАО «ЭЗТМ» пожертвовало 2/3 суммы ОАО «МСЗ», что на 1,3 млн. рублей больше пожертвования ОАО «ЭХМЗ». Сколько пожертвовало каждое промышленное предприятие? [4] Решение:
Пусть х- млн. руб. пожертвовал ОАО «МЗ Электросталь», тогда (х - 2,5) млн.руб.- ОАО «МСЗ», а