СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 364.01
Балтуева Светлана Владимировна
канд.пед.наук, доцент ФГБОУ ВО ИРНИТУ
г. Иркутск, РФ e-mail: [email protected]
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕТОДЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОДЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Рассмотрены методы профилактики девиантного поведения подростков. Изучена социокультурная деятельность в образовательном учреждении как составляющая воспитательной работы. Изучено отношение подростков к своему поведению, к своей учебе, к положению своей семьи, учителям. Проанализированы социокультурные профилактические методы с несовершеннолетними.
Ключевые слова
Социокультурная воспитательная работа с подростками. Профилактика девиантного поведения.
Отношение подростков к своему поведению, к учебе, к своему будущему.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена рядом факторов. Встречающиеся отклонения в поведении несовершеннолетних говорят о наличии негативных тенденций. Прокуратура Иркутской области в прошлом году выявила 2,6 тыс. нарушений закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что на 11% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщается в пресс-релизе прокуратуры. К дисциплинарной ответственности привлечено 239 лиц, к административной ответственности - 52.
В 2014 году в регионе в отношении детей совершено более 1 тыс. преступлений (в том числе 98 фактов жестокого обращения с детьми, 160 преступных действий против детей). Кроме того, возросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Всего подростки в прошлом году совершили 1757 тыс. преступлений [1]. Если правонарушения, применение алкогольных или психотропных веществ коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться, прежде всего на нормализации социальной среды, и проводиться эта работа может в процессе социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность выполняет миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. Именно она взяла на себя задачу преобразования объекта воспитательного воздействия в субъект социально-культурного творчества. Именно в этом, по нашему мнению, заключается актуальность СКД, т.к. она предопределяется своей особой ролью в создании гражданского общества.
Кафедрой социологии и социальной работы Иркутского технического университета были изучены социокультурные методы в школе посёлка Усть-Ордынский Иркутской области. Студенты специальности «Социальная работа» рассмотрели работу МОУ «Усть-Ордынская СОШ № 2», в которой разработана и реализуется система социокультурных методов, лежащих в основе воспитательной работы школы. В соответствии с планом воспитательной работы школы проводится следующая деятельность: циклы тематических классных часов; интернет-уроки «Имею право знать»; психологические тренинги, консультации психологов; День здоровья, встречи с медицинскими работниками, спортсменами, спортивные праздники, соревнования; тематическая декада безопасности, декада «За здоровый образ жизни» (16.10 -26.10), акция «Здоровье - это модно!», посвященная Всемирному дню без табака (29.04 - 30.05); месячник по профилактике правонарушений; организация и проведение каникулярного отдыха детей; инструктажи по
технике безопасности, детского травматизма на дорогах; мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся; лекции о вреде наркомании, токсикомании, табакокурения; социологический опрос среди учащихся 8-10 классов по теме: «Выявление уровня потребления наркотических средств несовершеннолетними»; встречи родителей и детей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД; экскурсии и походы, деятельность спортивных секций, кружков. Кроме того, проводится индивидуальная работа с учащимися, состоящими на разных видах учета: беседы, лекции, работа с различными специалистами [2].
Для выявления социально-негативных проявлений в поведении подростков был проведен анализ состояния преступности несовершеннолетних на территории Усть-Ордынского. При изучении документации было выявлено, что за 2014 год на территории Усть-Ордынского отмечен рост преступности несовершеннолетних по сравнению с 2013 годом. Несовершеннолетними совершено 20 преступлений, что на 7 преступлений больше, чем в 2013 году (13 преступлений). Среди преступлений, совершённых несовершеннолетними, преобладают кражи. Одно преступление, совершённое подростком в 2013 г., является тяжким и связано с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Из 15 подростков, совершивших преступления в 2014 г., 10 состоит на учёте в КПДН, 5 - на учёте не состояло.
Эти факты свидетельствуют о том, что основной причиной совершения преступлений несовершеннолетними является беспечность родителей, отсутствие с их стороны контроля за поведением своих детей, неумение несовершеннолетних организовать свой досуг, плохая организация досуга подростков в самом посёлке, неумение несовершеннолетних оценивать свои поступки с точки зрения закона.
Следующим шагом нашего исследования было изучение процесса социально-профилактической работы в МОУ Усть-Ордынская СОШ №2. С этой целью мы провели полустандартизованное интервью с заместителем директора по воспитательной работе. По его мнению, девиантное поведение формируется под воздействием проблем в семье, отсутствии контроля со стороны родителей, отсутствии взаимопонимания между детьми и родителями, безнадзорности детей; негативного влияния средств массовой информации (телевидения, компьютерных игр), асоциальной уличной компании.
В целях предупреждения отклоняющегося поведения детей в школе используют различные виды деятельности: тренинги, конференции, целевые тематические классные часы с приглашенными специалистами КДН, психологами, социальными педагогами и работниками, с целью формирования безопасного поведения, повышения ответственности несовершеннолетних за предпринятые ими решения в поведении. Проводится информационно-просветительская работа с родителями подростков, так как без помощи и поддержки родителей, их заинтересованности, их педагогических, психологических, юридических знаний процесс воспитания не даст необходимого результата. Работа с родителями направлена также на разъяснение влияния конфликтных супружеских отношений и определенного типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей.
Воспитатели и педагоги-психологи школы сотрудничают с психологической службой, учреждениями образования и здравоохранения, органами охраны правопорядка, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основные трудности в работе связаны с семьями подростков, с нежеланием родителей заниматься воспитанием своих детей, с рассогласованностью деятельности различных служб по профилактике девиантного поведения подростков, с невозможностью или нежеланием организовать правильный досуг подростков.
Мы провели анкетный опрос подростков в МОУ «Усть-Ордынская СОШ № 2». Целью опроса было изучение особенностей жизни подростков, их стремления и увлечения, особенности их взаимоотношений со сверстниками и родителями, с учителями. В анкетировании приняли участие 60 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам.
Данные о составах семей респондентов говорят о том, что больше половины опрошенных подростков (66%) воспитываются в полной семье. 34 % (каждый третий) учащихся проживают в неполной. И данные
опроса говорят также о том, что 48 % учащихся считают материальное положение своей семьи как «среднее» и думают, что их семьи только иногда испытывают материальные затруднения. 38 % опрошенных оценили уровень доходов своей семьи как «ниже среднего»; 6 % живут в семьях с материальным положением «выше среднего», т.е. они не имеют каких-то экономических проблем. Крайне неблагоприятное материальное положение у 8 % опрошенных респондентов.
По вопросу успеваемости в школе 38% респондентов дали такие ответы: У них разные оценки, в том числе и «четверки», и «тройки», и «двойки». 8 % опрошенных учится на «хорошо» и «отлично». 54 % респондентов учатся преимущественно на «тройки», а иногда и на «двойки».
Представления подростков о наиболее важных жизненных ценностях говорят о том, что 86 % опрошенных считают главной ценностью здоровье, 82 % - образование; 78 % - хорошие отношения в семье; 76 % - хороших и верных друзей; 72 % - материальный достаток; 56 % - интересную работу; 42% - хороших, здоровых, умных детей; 54 % - собственное жилье.
Самая значимая составляющая здоровья, по мнению этих подростков, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 74% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «отсутствие болезней» и «нормальное развитие организма», набравшие 64 и 66 процентов голосов соответственно. Это значит, что здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, - это прежде всего здоровье физическое.
Более половины школьников, участвовавших в исследовании, отметили, что в понятие «здоровье» они вкладывают «хорошее психическое состояние, положительное эмоциональное состояние» (54%) и «отсутствие вредных привычек» (52%). А что касается высоких нравственных, моральных качеств человека, его комфортного пребывания среди окружающих, то только 8 % респондентов вкладывают эти категории в понятие «здоровье».
Подавляющее число опрошенных - 84% - оценили свое здоровье на «отлично» и «хорошо»; 12 % -удовлетворительно. Слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания - 4% от участвовавших в исследовании. 58 % опрошенных считают, что ведут здоровый образ жизни, 42 % так не считают.
Между тем, только 16 % подростков ответили, что не употребляют спиртных напитков; ещё 32 % -употребляют несколько раз в год; остальные - несколько раз в месяц (38%); и раз в неделю и чаще (14 %). Большинство опрошенных - (84 %), - курящие; курящие «иногда, при случае» - 14%. Не курит - 2 %. Из всех опрошенных 2 % подростков ответили, что употребляют наркотики. Попробовали один раз 2% подростков, и 96% ребят наркотики не употребляют.
Таким образом, части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя. У таких подростков мало значима ценность здорового образа жизни. Радует только что к наркотикам у большинства подростков негативное отношение.
Вопрос о том, с каким настроением подросток обычно идет в школу, был задан для того, чтобы оценить психологическую комфортность пребывания учеников в школе. С удовольствием, в хорошем настроении идут в школу лишь 28% учащихся. Без особого интереса, лишь в силу необходимости посещают школу 44% респондентов, а 28 % ходят в школу без настроения, отбывая «учебную повинность».
Оценка отношений в классе - важный показатель морально-психологического климата в школе. Всего 24 % учащихся считает свой класс дружным и сплоченным. 38 % респондентов в целом удовлетворены отношениями в классе, но не считают его сплоченным. 28 % учеников отмечает, что класс разделен на обособленные группы. 10 % участников опроса отметили, что отношения в классе напряженные, часто бывают конфликты.
Лишь 34 % респондентов отметили, что с большинством учителей у них хорошие, доверительные отношения. 36 % учеников характеризуют свои отношения с учителями как сугубо деловые. У 20% нет
контакта и взаимопонимания с учителями, а 10% респондентов отметили, что многие учителя вызывают у них антипатию.
Вызывает тревогу семейная ситуация опрошенных детей. 48 % считают отношения в своей семье конфликтными, ещё 30 % ответили, что у них в семье каждый сам по себе; 22 % считают отношения в семье доверительными. В трудной ситуации к родителям обратились бы лишь 24 % детей, к учителю - 4 %, к
психологу - 4%; к социальному педагогу 6 %. Большинство детей обратились бы за помощью к другу - 62 %.
В свободное время большинство наших респондентов предпочитают слушать музыку (78 %), смотреть телевизор (94 %), играть на компьютере (98 %) или посещать дискотеки, гулять по поселку в компании сверстников - 56%.
Одной из задач исследования было узнать, каким подростки видят своё будущее, видят ли перспективы в будущем, так как на позитивном отношении подростков к жизни можно строить профилактическую работу.
Более половины опрошенных (56 %) составили группу «оптимистов», которые уверены, что все будет хорошо. 42% респондентов составляют группу «реалистов», они не совсем уверены, что все будет благополучно и особых иллюзий по поводу своего будущего не строят. И только 2% (что радует) составляют «пессимисты», которым представляется всё безрадостным (особых надежд на лучшее будущее у них нет). Но большинство опрошенных детей с оптимизмом смотрит в будущее. Следовательно, должна быть организована целенаправленная профилактическая работа, которая позволит раскрыть внутренние положительные ресурсы этих подростков.
Таким образом, проведенное нами наблюдение показало, что каждый третий подросток проживает в неполной семье, многие живут в семьях с низким материальным достатком, и большинство детей имеют низкие показатели успеваемости.
Среди жизненных ценностей подростков преобладают такие, как здоровье, образование, хорошие отношения в семье, верные друзья, материальный достаток. Выбор подростками жизненных ценностей вызывает оптимизм, так как их стремление к достойной жизни является залогом эффективности работы по профилактике девиаций.
Большинство подростков считают себя здоровыми и ведущими здоровый образ жизни. Однако их представления о здоровом образе жизни являются искажёнными, так как они почти все курят и большинство употребляют спиртные напитки, но считают, тем не менее, что ведут здоровый образ жизни.
Вызывают тревогу школьные проблемы подростков, так как больше половины из них посещают школу без особого интереса, в силу необходимости, или ходят в школу без настроения, отбывать «учебную повинность». Лишь у трети подростков доверительные отношения с учителями, у остальных эти отношения в лучшем случае сугубо деловые, в худшем - у детей нет контакта и взаимопонимания с учителями, учителя вызывают у них антипатию.
Для профилактики девиантности в поведении подростков необходим максимально полный учёт их возрастных и индивидуальных особенностей, таких, как особенности физического и психического развития, жизненные ценности, социальный статус, материальное положение семьи, влияние микросоциума, восприятие им уголовно-правового, культурно - воспитательного воздействия, желание сотрудничества со взрослыми.
Таким образом, мы можем заключить, что необходимо с разных позиций исследовать личность подростка и создавать такие условия, при которых становятся возможными максимальная реализация личностного потенциала ребенка, накопление им позитивного социального опыта, формирование у него «нравственного иммунитета», которые позволили бы ему противостоять негативным влияниям внешней среды, - вот путь социокультурной работы с подростками с отклоняющимся поведением, и который нам представляется наиболее эффективным.
Список использованной литературы
1. Итоги работы прокуратуры Иркутской области за 2014 год [Электр. ресурс] -http://www.snews.ru/index.php?id=41005
2. Сайт МОУ Усть-Ордынская СОШ №2 [Электр. ресурс] - u-orda.ehirit38.ru
© С.В. Балтуева, 2015
УДК 331.45
Сентемов Андрей Алексеевич,
студент 4 курса ИНиГ САФУ г.Архангельск, РФ.
E-mail: [email protected]
НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Аннотация
В данной статье представлен краткий анализ статистической информации фонда социального страхования по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям.
Ключевые слова
Несчастный случай, профессиональное заболевание, культура труда, социальное страхование, техника
безопасности.
Нарушение техники безопасности - это неотъемлемая часть производственного процесса в нашей стране. Причина тому не только небрежность и неосторожность самих работников, но и использование изношенного оборудования, некачественные инструктажи, отсутствие контроля за соблюдением техники безопасности. Не каждое нарушение техники безопасности приводит к несчастному случаю на производстве, и не каждый несчастный случай задокументирован должным образом. Изучив статистику по несчастным случаям на производстве, можно оценить динамику соблюдения техники безопасности и рост культуры производства.
Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве [1].
На любом предприятии выделяются средства для осуществления охраны труда. На заводах имеется специальная служба безопасности, разрабатывающая мероприятия по обеспечению безопасных условий работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.
Систематически проводятся следующие мероприятия, устраняющие возможность возникновения несчастных случаев:
1) улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;
2) устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам;
3) улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах;