Научная статья на тему 'Социокультурные методы по профилактике девиантного подедения подростков'

Социокультурные методы по профилактике девиантного подедения подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
703
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКАМИ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ОТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ К СВОЕМУ ПОВЕДЕНИЮ / К УЧЕБЕ / К СВОЕМУ БУДУЩЕМУ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Балтуева Светлана Владимировна

Рассмотрены методы профилактики девиантного поведения подростков. Изучена социокультурная деятельность в образовательном учреждении как составляющая воспитательной работы. Изучено отношение подростков к своему поведению, к своей учебе, к положению своей семьи, учителям. Проанализированы социокультурные профилактические методы с несовершеннолетними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурные методы по профилактике девиантного подедения подростков»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 364.01

Балтуева Светлана Владимировна

канд.пед.наук, доцент ФГБОУ ВО ИРНИТУ

г. Иркутск, РФ e-mail: svbalt@mail.ru

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МЕТОДЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОДЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация

Рассмотрены методы профилактики девиантного поведения подростков. Изучена социокультурная деятельность в образовательном учреждении как составляющая воспитательной работы. Изучено отношение подростков к своему поведению, к своей учебе, к положению своей семьи, учителям. Проанализированы социокультурные профилактические методы с несовершеннолетними.

Ключевые слова

Социокультурная воспитательная работа с подростками. Профилактика девиантного поведения.

Отношение подростков к своему поведению, к учебе, к своему будущему.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена рядом факторов. Встречающиеся отклонения в поведении несовершеннолетних говорят о наличии негативных тенденций. Прокуратура Иркутской области в прошлом году выявила 2,6 тыс. нарушений закона о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, что на 11% больше, чем в предыдущем году. Об этом сообщается в пресс-релизе прокуратуры. К дисциплинарной ответственности привлечено 239 лиц, к административной ответственности - 52.

В 2014 году в регионе в отношении детей совершено более 1 тыс. преступлений (в том числе 98 фактов жестокого обращения с детьми, 160 преступных действий против детей). Кроме того, возросло число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Всего подростки в прошлом году совершили 1757 тыс. преступлений [1]. Если правонарушения, применение алкогольных или психотропных веществ коренятся не во врожденных пороках, не в особенностях личности, а обусловлены в основном социальными причинами, то и борьба с этими девиантными формами поведения должна основываться, прежде всего на нормализации социальной среды, и проводиться эта работа может в процессе социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность выполняет миссию формирования активной личности как высшей ценности общества. Именно она взяла на себя задачу преобразования объекта воспитательного воздействия в субъект социально-культурного творчества. Именно в этом, по нашему мнению, заключается актуальность СКД, т.к. она предопределяется своей особой ролью в создании гражданского общества.

Кафедрой социологии и социальной работы Иркутского технического университета были изучены социокультурные методы в школе посёлка Усть-Ордынский Иркутской области. Студенты специальности «Социальная работа» рассмотрели работу МОУ «Усть-Ордынская СОШ № 2», в которой разработана и реализуется система социокультурных методов, лежащих в основе воспитательной работы школы. В соответствии с планом воспитательной работы школы проводится следующая деятельность: циклы тематических классных часов; интернет-уроки «Имею право знать»; психологические тренинги, консультации психологов; День здоровья, встречи с медицинскими работниками, спортсменами, спортивные праздники, соревнования; тематическая декада безопасности, декада «За здоровый образ жизни» (16.10 -26.10), акция «Здоровье - это модно!», посвященная Всемирному дню без табака (29.04 - 30.05); месячник по профилактике правонарушений; организация и проведение каникулярного отдыха детей; инструктажи по

технике безопасности, детского травматизма на дорогах; мероприятия по профилактике частых заболеваний учащихся; лекции о вреде наркомании, токсикомании, табакокурения; социологический опрос среди учащихся 8-10 классов по теме: «Выявление уровня потребления наркотических средств несовершеннолетними»; встречи родителей и детей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД; экскурсии и походы, деятельность спортивных секций, кружков. Кроме того, проводится индивидуальная работа с учащимися, состоящими на разных видах учета: беседы, лекции, работа с различными специалистами [2].

Для выявления социально-негативных проявлений в поведении подростков был проведен анализ состояния преступности несовершеннолетних на территории Усть-Ордынского. При изучении документации было выявлено, что за 2014 год на территории Усть-Ордынского отмечен рост преступности несовершеннолетних по сравнению с 2013 годом. Несовершеннолетними совершено 20 преступлений, что на 7 преступлений больше, чем в 2013 году (13 преступлений). Среди преступлений, совершённых несовершеннолетними, преобладают кражи. Одно преступление, совершённое подростком в 2013 г., является тяжким и связано с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Из 15 подростков, совершивших преступления в 2014 г., 10 состоит на учёте в КПДН, 5 - на учёте не состояло.

Эти факты свидетельствуют о том, что основной причиной совершения преступлений несовершеннолетними является беспечность родителей, отсутствие с их стороны контроля за поведением своих детей, неумение несовершеннолетних организовать свой досуг, плохая организация досуга подростков в самом посёлке, неумение несовершеннолетних оценивать свои поступки с точки зрения закона.

Следующим шагом нашего исследования было изучение процесса социально-профилактической работы в МОУ Усть-Ордынская СОШ №2. С этой целью мы провели полустандартизованное интервью с заместителем директора по воспитательной работе. По его мнению, девиантное поведение формируется под воздействием проблем в семье, отсутствии контроля со стороны родителей, отсутствии взаимопонимания между детьми и родителями, безнадзорности детей; негативного влияния средств массовой информации (телевидения, компьютерных игр), асоциальной уличной компании.

В целях предупреждения отклоняющегося поведения детей в школе используют различные виды деятельности: тренинги, конференции, целевые тематические классные часы с приглашенными специалистами КДН, психологами, социальными педагогами и работниками, с целью формирования безопасного поведения, повышения ответственности несовершеннолетних за предпринятые ими решения в поведении. Проводится информационно-просветительская работа с родителями подростков, так как без помощи и поддержки родителей, их заинтересованности, их педагогических, психологических, юридических знаний процесс воспитания не даст необходимого результата. Работа с родителями направлена также на разъяснение влияния конфликтных супружеских отношений и определенного типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей.

Воспитатели и педагоги-психологи школы сотрудничают с психологической службой, учреждениями образования и здравоохранения, органами охраны правопорядка, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. Основные трудности в работе связаны с семьями подростков, с нежеланием родителей заниматься воспитанием своих детей, с рассогласованностью деятельности различных служб по профилактике девиантного поведения подростков, с невозможностью или нежеланием организовать правильный досуг подростков.

Мы провели анкетный опрос подростков в МОУ «Усть-Ордынская СОШ № 2». Целью опроса было изучение особенностей жизни подростков, их стремления и увлечения, особенности их взаимоотношений со сверстниками и родителями, с учителями. В анкетировании приняли участие 60 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам.

Данные о составах семей респондентов говорят о том, что больше половины опрошенных подростков (66%) воспитываются в полной семье. 34 % (каждый третий) учащихся проживают в неполной. И данные

опроса говорят также о том, что 48 % учащихся считают материальное положение своей семьи как «среднее» и думают, что их семьи только иногда испытывают материальные затруднения. 38 % опрошенных оценили уровень доходов своей семьи как «ниже среднего»; 6 % живут в семьях с материальным положением «выше среднего», т.е. они не имеют каких-то экономических проблем. Крайне неблагоприятное материальное положение у 8 % опрошенных респондентов.

По вопросу успеваемости в школе 38% респондентов дали такие ответы: У них разные оценки, в том числе и «четверки», и «тройки», и «двойки». 8 % опрошенных учится на «хорошо» и «отлично». 54 % респондентов учатся преимущественно на «тройки», а иногда и на «двойки».

Представления подростков о наиболее важных жизненных ценностях говорят о том, что 86 % опрошенных считают главной ценностью здоровье, 82 % - образование; 78 % - хорошие отношения в семье; 76 % - хороших и верных друзей; 72 % - материальный достаток; 56 % - интересную работу; 42% - хороших, здоровых, умных детей; 54 % - собственное жилье.

Самая значимая составляющая здоровья, по мнению этих подростков, это «физическая активность, сила и выносливость», этот вариант отметили 74% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «отсутствие болезней» и «нормальное развитие организма», набравшие 64 и 66 процентов голосов соответственно. Это значит, что здоровье человека в представлении опрошенных старшеклассников, - это прежде всего здоровье физическое.

Более половины школьников, участвовавших в исследовании, отметили, что в понятие «здоровье» они вкладывают «хорошее психическое состояние, положительное эмоциональное состояние» (54%) и «отсутствие вредных привычек» (52%). А что касается высоких нравственных, моральных качеств человека, его комфортного пребывания среди окружающих, то только 8 % респондентов вкладывают эти категории в понятие «здоровье».

Подавляющее число опрошенных - 84% - оценили свое здоровье на «отлично» и «хорошо»; 12 % -удовлетворительно. Слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания - 4% от участвовавших в исследовании. 58 % опрошенных считают, что ведут здоровый образ жизни, 42 % так не считают.

Между тем, только 16 % подростков ответили, что не употребляют спиртных напитков; ещё 32 % -употребляют несколько раз в год; остальные - несколько раз в месяц (38%); и раз в неделю и чаще (14 %). Большинство опрошенных - (84 %), - курящие; курящие «иногда, при случае» - 14%. Не курит - 2 %. Из всех опрошенных 2 % подростков ответили, что употребляют наркотики. Попробовали один раз 2% подростков, и 96% ребят наркотики не употребляют.

Таким образом, части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя. У таких подростков мало значима ценность здорового образа жизни. Радует только что к наркотикам у большинства подростков негативное отношение.

Вопрос о том, с каким настроением подросток обычно идет в школу, был задан для того, чтобы оценить психологическую комфортность пребывания учеников в школе. С удовольствием, в хорошем настроении идут в школу лишь 28% учащихся. Без особого интереса, лишь в силу необходимости посещают школу 44% респондентов, а 28 % ходят в школу без настроения, отбывая «учебную повинность».

Оценка отношений в классе - важный показатель морально-психологического климата в школе. Всего 24 % учащихся считает свой класс дружным и сплоченным. 38 % респондентов в целом удовлетворены отношениями в классе, но не считают его сплоченным. 28 % учеников отмечает, что класс разделен на обособленные группы. 10 % участников опроса отметили, что отношения в классе напряженные, часто бывают конфликты.

Лишь 34 % респондентов отметили, что с большинством учителей у них хорошие, доверительные отношения. 36 % учеников характеризуют свои отношения с учителями как сугубо деловые. У 20% нет

контакта и взаимопонимания с учителями, а 10% респондентов отметили, что многие учителя вызывают у них антипатию.

Вызывает тревогу семейная ситуация опрошенных детей. 48 % считают отношения в своей семье конфликтными, ещё 30 % ответили, что у них в семье каждый сам по себе; 22 % считают отношения в семье доверительными. В трудной ситуации к родителям обратились бы лишь 24 % детей, к учителю - 4 %, к

психологу - 4%; к социальному педагогу 6 %. Большинство детей обратились бы за помощью к другу - 62 %.

В свободное время большинство наших респондентов предпочитают слушать музыку (78 %), смотреть телевизор (94 %), играть на компьютере (98 %) или посещать дискотеки, гулять по поселку в компании сверстников - 56%.

Одной из задач исследования было узнать, каким подростки видят своё будущее, видят ли перспективы в будущем, так как на позитивном отношении подростков к жизни можно строить профилактическую работу.

Более половины опрошенных (56 %) составили группу «оптимистов», которые уверены, что все будет хорошо. 42% респондентов составляют группу «реалистов», они не совсем уверены, что все будет благополучно и особых иллюзий по поводу своего будущего не строят. И только 2% (что радует) составляют «пессимисты», которым представляется всё безрадостным (особых надежд на лучшее будущее у них нет). Но большинство опрошенных детей с оптимизмом смотрит в будущее. Следовательно, должна быть организована целенаправленная профилактическая работа, которая позволит раскрыть внутренние положительные ресурсы этих подростков.

Таким образом, проведенное нами наблюдение показало, что каждый третий подросток проживает в неполной семье, многие живут в семьях с низким материальным достатком, и большинство детей имеют низкие показатели успеваемости.

Среди жизненных ценностей подростков преобладают такие, как здоровье, образование, хорошие отношения в семье, верные друзья, материальный достаток. Выбор подростками жизненных ценностей вызывает оптимизм, так как их стремление к достойной жизни является залогом эффективности работы по профилактике девиаций.

Большинство подростков считают себя здоровыми и ведущими здоровый образ жизни. Однако их представления о здоровом образе жизни являются искажёнными, так как они почти все курят и большинство употребляют спиртные напитки, но считают, тем не менее, что ведут здоровый образ жизни.

Вызывают тревогу школьные проблемы подростков, так как больше половины из них посещают школу без особого интереса, в силу необходимости, или ходят в школу без настроения, отбывать «учебную повинность». Лишь у трети подростков доверительные отношения с учителями, у остальных эти отношения в лучшем случае сугубо деловые, в худшем - у детей нет контакта и взаимопонимания с учителями, учителя вызывают у них антипатию.

Для профилактики девиантности в поведении подростков необходим максимально полный учёт их возрастных и индивидуальных особенностей, таких, как особенности физического и психического развития, жизненные ценности, социальный статус, материальное положение семьи, влияние микросоциума, восприятие им уголовно-правового, культурно - воспитательного воздействия, желание сотрудничества со взрослыми.

Таким образом, мы можем заключить, что необходимо с разных позиций исследовать личность подростка и создавать такие условия, при которых становятся возможными максимальная реализация личностного потенциала ребенка, накопление им позитивного социального опыта, формирование у него «нравственного иммунитета», которые позволили бы ему противостоять негативным влияниям внешней среды, - вот путь социокультурной работы с подростками с отклоняющимся поведением, и который нам представляется наиболее эффективным.

Список использованной литературы

1. Итоги работы прокуратуры Иркутской области за 2014 год [Электр. ресурс] -http://www.snews.ru/index.php?id=41005

2. Сайт МОУ Усть-Ордынская СОШ №2 [Электр. ресурс] - u-orda.ehirit38.ru

© С.В. Балтуева, 2015

УДК 331.45

Сентемов Андрей Алексеевич,

студент 4 курса ИНиГ САФУ г.Архангельск, РФ.

E-mail: sentemov.a.a@yandex.ru

НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Аннотация

В данной статье представлен краткий анализ статистической информации фонда социального страхования по несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям.

Ключевые слова

Несчастный случай, профессиональное заболевание, культура труда, социальное страхование, техника

безопасности.

Нарушение техники безопасности - это неотъемлемая часть производственного процесса в нашей стране. Причина тому не только небрежность и неосторожность самих работников, но и использование изношенного оборудования, некачественные инструктажи, отсутствие контроля за соблюдением техники безопасности. Не каждое нарушение техники безопасности приводит к несчастному случаю на производстве, и не каждый несчастный случай задокументирован должным образом. Изучив статистику по несчастным случаям на производстве, можно оценить динамику соблюдения техники безопасности и рост культуры производства.

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве [1].

На любом предприятии выделяются средства для осуществления охраны труда. На заводах имеется специальная служба безопасности, разрабатывающая мероприятия по обеспечению безопасных условий работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

Систематически проводятся следующие мероприятия, устраняющие возможность возникновения несчастных случаев:

1) улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;

2) устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам;

3) улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.