воспитание и образование
Л.Н. Глебова
социальное партнерство и социально-профессиональное проектирование в подготовке и переподготовке специалистов общеобразовательных учреждений
Ключевые слова: социальное партнерство, социально-профессиональное проектирование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации
Keywords: social partnership, socially-professional designing, professional retraining, improvement of professional skill
оциальная ситуация развития современной России актуализирует проблему
подготовки и повышения квалификации специалистов по осуществлению
социального воспитания различных категорий детей в изменившихся условиях функционирования общества и системы образования в нем. Это впрямую отражает цель и задачи национального проекта в области образования и требует существенного изменения содержания, психологического и методического обеспечения системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Один из вариантов решения сформулированной проблемы представлен государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара» (ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара») в опыте создания единого воспитательного пространства в регионе как результата взаимодействия муниципалитета, педагогического вуза, общественной организации и заинтересованных социальных партнеров на базе деятельности научно-методического комплекса с использованием технологий социально-профессионального проектирования в процессе подготовки будущих специалистов и повышения квалификации работающих.
Профессорско-преподавательским коллективом психолого-педагогического факультета разработана и внедряется концепция профессиональной подготовки педагогов, согласно которой целью профессиональной деятельности специалистов современной системы образования является создание благоприятных условий для успешной социализации воспитанников в учебном заведении и в группе сверстников с последующей интеграцией в общество. При этом учитывается и позитивное развитие личности и группы, и различные отклонения в их развитии.
Практическая подготовка будущих специалистов обеспечивается последовательным введением в организацию их жизнедеятельности совокупности основных технологий социального воспитания, реализация которых педагогами позволяет организовывать развитие просоциальных групповых процессов в классе, в любом коллективе, улучшая тем самым и условия социальной адаптации детей «группы риска» и осуществляя профилактику формирования асоциальных и антисоциальных группировок. К таким технологиям относятся: технологии знакомства, группового и ролевого структурирования; введение и создание правил и норм жизни, традиций; технология индивидуальных и групповых поручений и их обмена; формирование актива класса и развитие самоуправления; технология групповой персонификации пространства; технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел; технология анализа педагогом (или другим значимым взрослым) коллективного творческого дела и его анализа классом; формирование инициативных групп, советов дела; участие в жизни класса социально успешных значимых взрослых; шефство старших учащихся над младшими; соревнование между классами, участие в общешкольных делах, жизни микрорайона, города; ведение летописи и создание музея класса и др.
Перечисленные технологии представляют собой методическую основу концепции совершенствования подготовки работающих специалистов общеобразовательных учреждений к воспитательной, профилактической и коррекционной работе с различными категориями детей в изменившихся социальных условиях.
В рамках Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации АГПИ им. А.П. Гайдара ведущими преподавателями психолого-педагогического факультета разработана и реализуется по договору с Администрацией города Программа курсов повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений.
Обучение проходят основные категории специалистов, организующих и осуществляющих воспитательную, профилактическую и психокоррекционную работу в общеобразовательных учреждениях: заместители директоров по воспитательной работе, заместители директоров по начальной школе, социальные педагоги и педагоги-психологи, классные руководители (с 5-х по 11-е классы).
Программа повышения квалификации включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: социально-педагогический, психолого-педагогический, профилактический и психокоррекционный аспекты воспитательной системы современной школы; психопрофилактическая работа с характерологически акцентуированными подростками; медицинский, психологический и социально-педагогический аспекты работы в детьми «группы риска»; правовые основы профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.
Обучение каждой группы включает себя как теоретическую часть, так и интерактивные методы работы: дискуссии, решение задач из практики, элементы ситуационных и ролевых игр. Кроме того, участники в конце недельного курса обучения готовят проекты воспитательной и профилактической работы в своих учреждениях (руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи) или в своих классах (классные руководители).
В процессе обучения и на круглых столах участники выявляют актуальные для их практической работы особенности современного состояния проблемы беспризорности, безнадзорности, формирования асоциального поведения детей и подростков, которые оказались тесно связанными не только с трудностями школы, но и с морально-психологическим, социальным здоровьем родителей детей, находящихся в «группе риска».
Анализ результатов работы со всей очевидностью подтверждает, что современные семьи с детьми школьного возраста нуждаются в оказании им помощи в следующих специфических направлениях воспитания детей: в формировании у них здорового образа жизни; механизмов семейной защиты от девиантного поведения и наркологических заболеваний, а также в преодолении различных собственных дисфункций, в тренинге эффективного взаимодействия с детьми в сфере познания, общения, досуга, продуктивной деятельности.
В целом и опыт организации профессионального образования педагогов, и проведенная Программа курсов повышения квалификации показывают необходимость аналогичной социально-педагогической и психолого-педагогической подготовки социальных партнеров общеобразовательных учреждений — медиков, работников инспекций по делам несовершеннолетних управлений внутренних дел (ИДН УВД), волонтеров из среды сверстников и родителей. Это позволило бы в изменившихся условиях объединить воспитательный потенциал местного сообщества, совершенствовать готовность различных социальных партнеров к работе с социально адаптированными подростками и юношами, а также с теми, кто входит в «группы риска».
Сформированный на базе ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» научно-методический комплекс, объединивший вуз с департаментами образования города Арзамаса и Арзамасского района, всеми учреждениями системы образования, способствовал отчасти решению задачи создания единого воспитательного пространства в регионе. Она обеспечивается психолого-педагогической подготовкой специалистов для сферы образования и социальной защиты населения, методической помощью названным специалистам, а также непосредственным участием студентов и преподава-
телей в организации и осуществлении социального воспитания и профилактической работы с детьми различных «групп риска» в воспитательных организациях и по месту жительства.
Важную роль в этом взаимодействии играет социально-профессиональное проектирование, под которым понимается деятельность, направленная на поиск и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных социально-педагогических проблем микросоциума. Научно-теоретической основой социально-профессионального проектирования является начавшая формироваться в середине XX в. социально-проектная парадигма, у истоков которой стояли Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, О.И. Генисаретский и др. Сформулированные в ее русле положения и выводы послужили фундаментом получившего широкое распространение в наши дни социального проектирования как способа управления социальной системой, позволяющего организовать и переорганизовать социум. Для нас принципиально важно, что использование проектирования в профессиональной подготовке будущих и переподготовке работающих специалистов позволяет обеспечить им опыт творческой и исследовательской деятельности по решению возникающих социальных и профессиональных проблем, практику социально-оценочной и социально-преобразовательной деятельности.
В основе представленной технологии социальное партнерство, рассматриваемое как система взаимоотношений между участниками совместной деятельности, важнейшими составляющими которой являются равноправие и правомочность сторон в постановке и обсуждении внутриорганизационных проблем (задач), норм законотворчества, добровольность принятия обязательств при заключении договоров и соглашений, полная ответственность за выполнение принятых на себя обязательство, паритет в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромисса, консенсуса.
Социальное партнерство по отношению к образованию в современных условиях следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями других сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества. Такое понимание партнерства является наиболее актуальным и позволяет изменять, апробировать, устанавливать новые общественно значимые функции образования.
В современной системе образования социальное партнерство представляет один из аспектов государственно-общественного управления. Оно подразумевает преобразование основных составляющих системы управления: кадры (инициация активности профессионально-педагогических объединений); финансы (обеспечение и рациональность финансовых потоков); информация (трансляция общественности позитивных и перспективных представлений об образовании). Весьма показательным в этом отношении является сотрудничество вуза, общественной организации «Педагогическое общество г. Арзамаса», учреждений системы образования и их социальных партнеров в ходе выполнения муниципального социального заказа Администрации города по реализации социально-профессиональных проектов.
В частности, на основании анализа социальной ситуации развития современной системы образования и состояния профилактической работы в ней авторским коллективом общественной организации «Педагогическое общество г. Арзамаса» был разработан проект, в ходе реализации которого предполагалось создать в рамках единой образовательной политики в регионе систему взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерского движения по профилактике и коррекции школьной дезадаптации, раннего де-виантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками.
В основе предлагаемой системы внедрение разработанных сотрудниками психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» социально-педагогических, медико-психологических и психолого-педагогических технологий
профилактической работы школы и других образовательных учреждений с детьми и подростками «группы риска» и их дисфункциональными родительскими семьями. Эффективность внедрения освоенных технологий обеспечивается в проекте взаимодополняющим обучением и практическим взаимодействием подготовленных специалистов управления системой образования, сотрудников образовательных учреждений и их социальных партнеров (детско-подростковые психиатры, наркологи, инспекторы ИДН УВД, групп педагогической поддержки (классные руководители и педагоги начальной школы), молодежных волонтерских групп (учащиеся школ и студенты пединститута) групп родителей-волонтеров.
Проект был представлен в Московском городском отделении фонда «Знание» и признан победителем открытого конкурса по предоставлению грантов на реализацию проектов в сфере образования. При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президенте Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 367-РФ. Основными целями данного проекта являлись:
— создание в регионе единой системы взаимодействия государственных и общественных структур по профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками «группы риска» и их родителями;
— внедрение в практическую деятельность системы управления образованием, самих образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерских групп новых интенсивных технологий профилактики и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками;
— повышение психологической, социально-педагогической и правовой культуры специалистов системы образования разного уровня, студентов, учащихся и их родителей в процессе обучающих семинаров, в ходе профессиональной и волонтерской практики.
Для достижения поставленных целей в проекте предполагалось решение следующих задач:
1. Проведение предварительной информационной и организационной работы с Департаментом образования администрации г. Арзамаса с целью подготовки общеобразовательных учреждений для участия в проекте.
2. Обучение групп специалистов управления системой образования, сотрудников образовательных учреждений и населения на семинарах-тренингах специальным профилактическим технологиям м нормам правового регулирования.
3. Консультирование подготовленных групп в процессе их практической деятельности по освоенным программам.
4. Изготовление информационно-методической продукции профилактической направленности.
5. Издание сборника научно-методических материалов по основным направлениям системной профилактики.
Социальная значимость проекта для региона, в котором расположены г. Арзамас и Арзамасский район, очевидна. С точки зрения развития социальных процессов он является типичным для России, переживающей системный кризис общества. В регионе зарегистрировано 3 360 взрослых, больных алкоголизмом; в их семьях проживает более 5 000 детей разного возраста. Разводы в регионе составляют значительную часть от общего числа заключаемых браков (более 40%), особенно высок процент разводов в культурообразующих слоях населения — среди педагогов, врачей, инженерно-технических работников, управляющих кадров. 18% детей проживает сейчас в неполных семьях.
На момент подготовки проекта молодежная преступность, по данным Арзамассого ГОВД, сохранялась высокой и имела тенденцию к росту (ежегодно в Арзамасе совершалось до 1 500 преступлений, из них несовершеннолетними — от 100 до 150 и более, был заметен и рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков).
Предлагаемый в проекте вариант решения проблемы профилактики и коррекции социально девиантного поведения подростков и молодежи, по замыслу авторов,
должен был позволить системе образования в регионе эффективнее осуществлять основную педагогическую деятельность и способствовать успешной социализации учащихся. Для этого необходимо бышо оснастить общеобразовательные учреждения большой группой новых интенсивных технологий профилактической и коррекци-онной работы с детьми и семьями «группы риска»: групповые и семейные тренинги, консультирование, организация основных сфер жизнедеятельности подростка (познание, общение, игра, предметно- и духовно-практические деятельности, спорт). Они охватывают всех школьников и все три аспекта профилактики: первичная профилактика — культурно-просветительская работа со всем населением; вторичная профилактика — выявление и помощь детям и подросткам «группы риска» и их дисфункциональным родительским семьям; третичная профилактика — помощь детям и подросткам с уже формирующимся девиантным поведением, нарушением развития личности или наркологическими заболеваниями.
Одновременно с освоением новых профилактических технологий предполагалось решить и задачу подготовки личности сотрудника школы, повышения его компетентности с тем, чтобы он мог в своей работе совмещать педагогическую и профилактическую деятельность на основе знания психолого-педагогических закономерностей и правовых норм, определяющих систему взаимодействия школы и других социальных структур с девиантными подростками и их дисфункциональными родительскими семьями.
Основными целевыми группами проекта являлись:
— работники Департамента образования администрации г. Арзамаса, директора школ — участников проекта;
— специалисты по профилактической и коррекционной работе в школе: заместители директоров школ по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, преподаватели коррекционных классов;
— группы педагогической поддержки детей и семей «группы риска»: педагоги начальных классов и классные руководители;
— группы молодежных активистов-волонтеров из школ, участвующих в проекте, и студентов АГПИ им. А.П. Гайдара;
— группы родительской поддержки (родители-волонтеры). Механизм и поэтапный план реализации проекта включал в себя:
— проведение цикла обучающих семинаров под общим названием «Системная профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков у учащихся»;
— организацию работы подготовленных групп в школе с целью разработки собственных проектов и реализации их;
— текущее консультирование специалистами проекта подготовленных в школах команд, оказание им психолого-педагогической, методической, психотерапевтической помощи;
— подготовку выступлений, презентаций, материалов для публикаций по итогам деятельности школьных команд;
— проведение заключительного семинара по итогам работы по проекту с подведением итогов конкурса и определением школ-победителей;
— подготовку и издание сборника научно-методических материалов по профилактической работе для общеобразовательных учреждений.
Обучающий цикл включал в себя проведением семинаров в рамках специально разработанной программы повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений, особое внимание в которой было уделено изучению таких тем, как «Системная профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков у учащихся разного возраста»; «Тренинг эффективного общения педагога с подростками»; «Профилактическая и коррекционная работа с дисфункциональными семьями основных типов (семьи с алкоголизмом отца, с эмоциональным отвержением родителями ребенка и его ранним девиантным поведением (лживость, отказ от учебы и педагогическая запущенность, уход из дома, воровство); с начинающим наркотизацию или наркологически заболевающим подрост-
ком; инфантильно-невротические семьи; семьи с агрессивными детьми и детьми с минимальной мозговой дисфункцией; неполные семьи; семьи в предразводном и послеразводном периоде)»; «Педагогика здоровья — система групповых методов формирования у школьников установок на здоровый образ жизни и отказ от наркотиков, алкоголя, курения»; «Индивидуальное психологическое консультирование подростков и терапия кризисных ситуаций — помощь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации»; «Основы конфликтологии и профилактики конфликтов в детско-подростковых социальных группах и в семьях»; «Тренинг развития самосознания и самоопределения подростков и эффективных способов их самореализации и самоутверждения»; «Тренинг психологических защит, уверенности в себе, лидерских качеств и общения с представителями противоположного пола».
Молодежные волонтерские группы в ходе обучающих семинаров-тренингов осваивали следующие темы: «Педагогика здоровья, технологии формирования установок на здоровый образ жизни и на отказ от наркотиков, алкоголя, курения»; «Терапия кризисных ситуаций — принципы и методы оказания психологической помощи сверстнику в трудной жизненной ситуации и начавшему употребление наркотиков»; «Тренинг совместной творческой деятельности в сфере познания, общения, предметно-практической деятельности и спорта»; «Методы и средства индивидуальной, семейной и массовой антиалкогольной, антинаркотической и антиникотинной пропаганды и пропаганды здорового образа жизни».
Подготовка родителей-волонтеров осуществлялась в ходе знакомства с темами: «Семейная профилактика: формирование здорового образа жизни; механизмы семейной защиты от девиантного поведения и наркологических заболеваний у детей; помощь дисфункциональным семьям основных типов (семьям с отцом-алкоголиком, семьи с эмоциональным отвержением детей, неполные семьи, невротические семьи); обеспечение гармоничного развития личности и успешной социализации подростка»; «Терапия кризисных ситуаций: оказание помощи детям и подросткам в тяжелых жизненных ситуациях и при начале употребления наркотика, алкоголя»; «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми в сфере познания, общения, досуга, предметно-практической деятельности».
При дополнительной финансовой поддержке Администрации города участие в проекте приняли все общеобразовательные учреждения. В результате обучения более 140 специалистов системы образования получили сертификаты о повышении квалификации; были подготовлены молодежные и родительские волонтерские группы, владеющие методологией и технологией проектной деятельности. Итогом обучающего этапа проекта стала разработка 18 самостоятельных проектов профилактической направленности в каждом муниципальном общеобразовательном учреждении города.
Условно можно выделить наиболее актуальные проблемы, на решение которых нацелены разработанные подготовленные командами проекты:
— организация профилактической деятельности в летнем оздоровительном школьном лагере (2 учреждения);
— профилактика безнадзорности, правонарушений и асоциального поведения подростков (4 учреждения);
— формирование установок на здоровый образ жизни (4 учреждения);
— формирование установок на создание семьи и ответственное родительство (МОУ СКОШ 8 вида, МОУ ОСОШ);
— профилактика конфликтности, агрессивного поведения, формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым (4 учреждения);
— повышение социально-психологической компетентности подростков (2 учреждения).
В ходе реализации проектов непосредственно было задействовано более 540 человек, среди которых специалисты управленческого звена в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители методических объединений, классные руководители, учителя-предметники, педагоги начальных классов, родители, старшеклассники и студенты-волонтеры и т.д.
Осуществление проекта «Команда профессионалов: защитим детей от беды!» позволило в определенной мере в г. Арзамасе интегрировать усилия государственных, муниципальных и общественных структур по профилактике социально девиан-тного (преступного) поведения и употребления наркотиков среди учащихся школ и подростков, повысить правовую культуру специалистов системы образования и населения, что в целом обеспечивает реализацию единой образовательной политики региона в данном направлении.
Наиболее вескими результатами реализации проекта стало значительное снижение (на 57,6 %) подростковой преступности за 9 месяцев 2008 года (по данным Арзамасского ГОВД). Выросло количество материалов, направленных в Комиссию по делам несовершеннолетних Администрации г. Арзамаса с целью постановки на профилактический учет несовершеннолетних лиц, совершивших разовые административные правонарушения. И вследствие этого, если в 2007 году на профилактическом учете было 197 несовершеннолетних арзамасцев и на территории города ими было совершено 119 преступлений и правонарушений, то в результате вышеуказанной работы за 9 месяцев 2008 года было поставлено на учет 380 человек, а в этот же период было совершено всего 53 преступления.
Предложенная в проекте система взаимодействия общественных и государственных структур по профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками «группы риска» и их дисфункциональными родительскими семьями нашла поддержку в следующих направлениях:
1. Департамент образования Правительства Нижегородской области будет содействовать в публикации материалов и результатов проекта и в распространении системы взаимодействия различных структур и профилактике и коррекции де-виантного поведения и употребления наркотиков молодежью на территории Нижегородской области.
2. Департаменты образования администраций г. Арзамаса и Арзамасского района намереваются внедрить в рамках единой образовательной политики региона систему организации профилактики девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися в подведомственных учреждениях.
3. Система здравоохранения (областной наркологический диспансер, руководящий «Подростковой наркологической службой Нижегородской области») будет использовать предлагаемые профилактические и коррекционные технологии в работе районных подростковых наркологических кабинетов и межрайонных наркологических диспансеров.
4. АГПИ им. А.П. Гайдара продолжит в рамках подготовки студентов различных специальностей, профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучение психологов, социальных педагогов, педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, преподавателей-предметников и классных руководителей интенсивным технологиям профилактики и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися.
5. Общественные организации «Педагогическое общество» и «Ассоциация ученых» г. Арзамаса будут содействовать распространению опыта волонтерского движения учащейся молодежи и родителей через деятельность новых волонтерских групп, проведение научно-практических семинаров, круглых столов и конференций, через публикации материалов в методических руководствах, средствах массовой информации.
Представленный опыт использования социально-педагогических технологий в подготовке и переподготовке педагогических кадров свидетельствует о реальной возможности создания в регионе единой системы взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерского движения по профилактике и коррекции школьной дезадаптации, раннего девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками на основе социального партнерства. © Глебова Л.Н., 2009