Научная статья на тему 'Социальное партнерство и социально-профессиональное проектирование в подготовке и переподготовке специалистов общеобразовательных учреждений'

Социальное партнерство и социально-профессиональное проектирование в подготовке и переподготовке специалистов общеобразовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIALLY-PROFESSIONAL DESIGNING / PROFESSIONAL RETRAINING / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глебова Любовь Николаевна

В статье представлен опыт использования социально-педагогических технологий в подготовке и переподготовке педагогических кадров, который свидетельствует о реальной возможности создания в регионе единой системы взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций по профилактике и коррекции раннего девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками на основе социального партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глебова Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL PARTNERSHIP AND SOCIALLY-PROFESSIONAL DESIGNING IN PREPARATION AND RETRAINING OF EXPERTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

In article experience of use of socially-pedagogical technologies in preparation and retraining of pedagogical shots which testifies to real possibility of creation in region of uniform system of interaction of controls formation, educational institutions, public organizations on preventive maintenance and correction early deviate behaviour and the use of drugs by pupils by children and teenagers on the basis of social partnership is presented.

Текст научной работы на тему «Социальное партнерство и социально-профессиональное проектирование в подготовке и переподготовке специалистов общеобразовательных учреждений»

воспитание и образование

Л.Н. Глебова

социальное партнерство и социально-профессиональное проектирование в подготовке и переподготовке специалистов общеобразовательных учреждений

Ключевые слова: социальное партнерство, социально-профессиональное проектирование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации

Keywords: social partnership, socially-professional designing, professional retraining, improvement of professional skill

оциальная ситуация развития современной России актуализирует проблему

подготовки и повышения квалификации специалистов по осуществлению

социального воспитания различных категорий детей в изменившихся условиях функционирования общества и системы образования в нем. Это впрямую отражает цель и задачи национального проекта в области образования и требует существенного изменения содержания, психологического и методического обеспечения системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Один из вариантов решения сформулированной проблемы представлен государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара» (ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара») в опыте создания единого воспитательного пространства в регионе как результата взаимодействия муниципалитета, педагогического вуза, общественной организации и заинтересованных социальных партнеров на базе деятельности научно-методического комплекса с использованием технологий социально-профессионального проектирования в процессе подготовки будущих специалистов и повышения квалификации работающих.

Профессорско-преподавательским коллективом психолого-педагогического факультета разработана и внедряется концепция профессиональной подготовки педагогов, согласно которой целью профессиональной деятельности специалистов современной системы образования является создание благоприятных условий для успешной социализации воспитанников в учебном заведении и в группе сверстников с последующей интеграцией в общество. При этом учитывается и позитивное развитие личности и группы, и различные отклонения в их развитии.

Практическая подготовка будущих специалистов обеспечивается последовательным введением в организацию их жизнедеятельности совокупности основных технологий социального воспитания, реализация которых педагогами позволяет организовывать развитие просоциальных групповых процессов в классе, в любом коллективе, улучшая тем самым и условия социальной адаптации детей «группы риска» и осуществляя профилактику формирования асоциальных и антисоциальных группировок. К таким технологиям относятся: технологии знакомства, группового и ролевого структурирования; введение и создание правил и норм жизни, традиций; технология индивидуальных и групповых поручений и их обмена; формирование актива класса и развитие самоуправления; технология групповой персонификации пространства; технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел; технология анализа педагогом (или другим значимым взрослым) коллективного творческого дела и его анализа классом; формирование инициативных групп, советов дела; участие в жизни класса социально успешных значимых взрослых; шефство старших учащихся над младшими; соревнование между классами, участие в общешкольных делах, жизни микрорайона, города; ведение летописи и создание музея класса и др.

Перечисленные технологии представляют собой методическую основу концепции совершенствования подготовки работающих специалистов общеобразовательных учреждений к воспитательной, профилактической и коррекционной работе с различными категориями детей в изменившихся социальных условиях.

В рамках Центра профессиональной переподготовки и повышения квалификации АГПИ им. А.П. Гайдара ведущими преподавателями психолого-педагогического факультета разработана и реализуется по договору с Администрацией города Программа курсов повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений.

Обучение проходят основные категории специалистов, организующих и осуществляющих воспитательную, профилактическую и психокоррекционную работу в общеобразовательных учреждениях: заместители директоров по воспитательной работе, заместители директоров по начальной школе, социальные педагоги и педагоги-психологи, классные руководители (с 5-х по 11-е классы).

Программа повышения квалификации включает в себя несколько взаимосвязанных блоков: социально-педагогический, психолого-педагогический, профилактический и психокоррекционный аспекты воспитательной системы современной школы; психопрофилактическая работа с характерологически акцентуированными подростками; медицинский, психологический и социально-педагогический аспекты работы в детьми «группы риска»; правовые основы профилактики беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.

Обучение каждой группы включает себя как теоретическую часть, так и интерактивные методы работы: дискуссии, решение задач из практики, элементы ситуационных и ролевых игр. Кроме того, участники в конце недельного курса обучения готовят проекты воспитательной и профилактической работы в своих учреждениях (руководители, социальные педагоги, педагоги-психологи) или в своих классах (классные руководители).

В процессе обучения и на круглых столах участники выявляют актуальные для их практической работы особенности современного состояния проблемы беспризорности, безнадзорности, формирования асоциального поведения детей и подростков, которые оказались тесно связанными не только с трудностями школы, но и с морально-психологическим, социальным здоровьем родителей детей, находящихся в «группе риска».

Анализ результатов работы со всей очевидностью подтверждает, что современные семьи с детьми школьного возраста нуждаются в оказании им помощи в следующих специфических направлениях воспитания детей: в формировании у них здорового образа жизни; механизмов семейной защиты от девиантного поведения и наркологических заболеваний, а также в преодолении различных собственных дисфункций, в тренинге эффективного взаимодействия с детьми в сфере познания, общения, досуга, продуктивной деятельности.

В целом и опыт организации профессионального образования педагогов, и проведенная Программа курсов повышения квалификации показывают необходимость аналогичной социально-педагогической и психолого-педагогической подготовки социальных партнеров общеобразовательных учреждений — медиков, работников инспекций по делам несовершеннолетних управлений внутренних дел (ИДН УВД), волонтеров из среды сверстников и родителей. Это позволило бы в изменившихся условиях объединить воспитательный потенциал местного сообщества, совершенствовать готовность различных социальных партнеров к работе с социально адаптированными подростками и юношами, а также с теми, кто входит в «группы риска».

Сформированный на базе ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» научно-методический комплекс, объединивший вуз с департаментами образования города Арзамаса и Арзамасского района, всеми учреждениями системы образования, способствовал отчасти решению задачи создания единого воспитательного пространства в регионе. Она обеспечивается психолого-педагогической подготовкой специалистов для сферы образования и социальной защиты населения, методической помощью названным специалистам, а также непосредственным участием студентов и преподава-

телей в организации и осуществлении социального воспитания и профилактической работы с детьми различных «групп риска» в воспитательных организациях и по месту жительства.

Важную роль в этом взаимодействии играет социально-профессиональное проектирование, под которым понимается деятельность, направленная на поиск и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных социально-педагогических проблем микросоциума. Научно-теоретической основой социально-профессионального проектирования является начавшая формироваться в середине XX в. социально-проектная парадигма, у истоков которой стояли Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, О.И. Генисаретский и др. Сформулированные в ее русле положения и выводы послужили фундаментом получившего широкое распространение в наши дни социального проектирования как способа управления социальной системой, позволяющего организовать и переорганизовать социум. Для нас принципиально важно, что использование проектирования в профессиональной подготовке будущих и переподготовке работающих специалистов позволяет обеспечить им опыт творческой и исследовательской деятельности по решению возникающих социальных и профессиональных проблем, практику социально-оценочной и социально-преобразовательной деятельности.

В основе представленной технологии социальное партнерство, рассматриваемое как система взаимоотношений между участниками совместной деятельности, важнейшими составляющими которой являются равноправие и правомочность сторон в постановке и обсуждении внутриорганизационных проблем (задач), норм законотворчества, добровольность принятия обязательств при заключении договоров и соглашений, полная ответственность за выполнение принятых на себя обязательство, паритет в достижении договоренности без ущемления интересов какой-либо из сторон на основе взаимных уступок, самоограничения, компромисса, консенсуса.

Социальное партнерство по отношению к образованию в современных условиях следует понимать как партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями других сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества. Такое понимание партнерства является наиболее актуальным и позволяет изменять, апробировать, устанавливать новые общественно значимые функции образования.

В современной системе образования социальное партнерство представляет один из аспектов государственно-общественного управления. Оно подразумевает преобразование основных составляющих системы управления: кадры (инициация активности профессионально-педагогических объединений); финансы (обеспечение и рациональность финансовых потоков); информация (трансляция общественности позитивных и перспективных представлений об образовании). Весьма показательным в этом отношении является сотрудничество вуза, общественной организации «Педагогическое общество г. Арзамаса», учреждений системы образования и их социальных партнеров в ходе выполнения муниципального социального заказа Администрации города по реализации социально-профессиональных проектов.

В частности, на основании анализа социальной ситуации развития современной системы образования и состояния профилактической работы в ней авторским коллективом общественной организации «Педагогическое общество г. Арзамаса» был разработан проект, в ходе реализации которого предполагалось создать в рамках единой образовательной политики в регионе систему взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерского движения по профилактике и коррекции школьной дезадаптации, раннего де-виантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками.

В основе предлагаемой системы внедрение разработанных сотрудниками психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» социально-педагогических, медико-психологических и психолого-педагогических технологий

профилактической работы школы и других образовательных учреждений с детьми и подростками «группы риска» и их дисфункциональными родительскими семьями. Эффективность внедрения освоенных технологий обеспечивается в проекте взаимодополняющим обучением и практическим взаимодействием подготовленных специалистов управления системой образования, сотрудников образовательных учреждений и их социальных партнеров (детско-подростковые психиатры, наркологи, инспекторы ИДН УВД, групп педагогической поддержки (классные руководители и педагоги начальной школы), молодежных волонтерских групп (учащиеся школ и студенты пединститута) групп родителей-волонтеров.

Проект был представлен в Московском городском отделении фонда «Знание» и признан победителем открытого конкурса по предоставлению грантов на реализацию проектов в сфере образования. При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президенте Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 367-РФ. Основными целями данного проекта являлись:

— создание в регионе единой системы взаимодействия государственных и общественных структур по профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками «группы риска» и их родителями;

— внедрение в практическую деятельность системы управления образованием, самих образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерских групп новых интенсивных технологий профилактики и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками;

— повышение психологической, социально-педагогической и правовой культуры специалистов системы образования разного уровня, студентов, учащихся и их родителей в процессе обучающих семинаров, в ходе профессиональной и волонтерской практики.

Для достижения поставленных целей в проекте предполагалось решение следующих задач:

1. Проведение предварительной информационной и организационной работы с Департаментом образования администрации г. Арзамаса с целью подготовки общеобразовательных учреждений для участия в проекте.

2. Обучение групп специалистов управления системой образования, сотрудников образовательных учреждений и населения на семинарах-тренингах специальным профилактическим технологиям м нормам правового регулирования.

3. Консультирование подготовленных групп в процессе их практической деятельности по освоенным программам.

4. Изготовление информационно-методической продукции профилактической направленности.

5. Издание сборника научно-методических материалов по основным направлениям системной профилактики.

Социальная значимость проекта для региона, в котором расположены г. Арзамас и Арзамасский район, очевидна. С точки зрения развития социальных процессов он является типичным для России, переживающей системный кризис общества. В регионе зарегистрировано 3 360 взрослых, больных алкоголизмом; в их семьях проживает более 5 000 детей разного возраста. Разводы в регионе составляют значительную часть от общего числа заключаемых браков (более 40%), особенно высок процент разводов в культурообразующих слоях населения — среди педагогов, врачей, инженерно-технических работников, управляющих кадров. 18% детей проживает сейчас в неполных семьях.

На момент подготовки проекта молодежная преступность, по данным Арзамассого ГОВД, сохранялась высокой и имела тенденцию к росту (ежегодно в Арзамасе совершалось до 1 500 преступлений, из них несовершеннолетними — от 100 до 150 и более, был заметен и рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков).

Предлагаемый в проекте вариант решения проблемы профилактики и коррекции социально девиантного поведения подростков и молодежи, по замыслу авторов,

должен был позволить системе образования в регионе эффективнее осуществлять основную педагогическую деятельность и способствовать успешной социализации учащихся. Для этого необходимо бышо оснастить общеобразовательные учреждения большой группой новых интенсивных технологий профилактической и коррекци-онной работы с детьми и семьями «группы риска»: групповые и семейные тренинги, консультирование, организация основных сфер жизнедеятельности подростка (познание, общение, игра, предметно- и духовно-практические деятельности, спорт). Они охватывают всех школьников и все три аспекта профилактики: первичная профилактика — культурно-просветительская работа со всем населением; вторичная профилактика — выявление и помощь детям и подросткам «группы риска» и их дисфункциональным родительским семьям; третичная профилактика — помощь детям и подросткам с уже формирующимся девиантным поведением, нарушением развития личности или наркологическими заболеваниями.

Одновременно с освоением новых профилактических технологий предполагалось решить и задачу подготовки личности сотрудника школы, повышения его компетентности с тем, чтобы он мог в своей работе совмещать педагогическую и профилактическую деятельность на основе знания психолого-педагогических закономерностей и правовых норм, определяющих систему взаимодействия школы и других социальных структур с девиантными подростками и их дисфункциональными родительскими семьями.

Основными целевыми группами проекта являлись:

— работники Департамента образования администрации г. Арзамаса, директора школ — участников проекта;

— специалисты по профилактической и коррекционной работе в школе: заместители директоров школ по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, преподаватели коррекционных классов;

— группы педагогической поддержки детей и семей «группы риска»: педагоги начальных классов и классные руководители;

— группы молодежных активистов-волонтеров из школ, участвующих в проекте, и студентов АГПИ им. А.П. Гайдара;

— группы родительской поддержки (родители-волонтеры). Механизм и поэтапный план реализации проекта включал в себя:

— проведение цикла обучающих семинаров под общим названием «Системная профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков у учащихся»;

— организацию работы подготовленных групп в школе с целью разработки собственных проектов и реализации их;

— текущее консультирование специалистами проекта подготовленных в школах команд, оказание им психолого-педагогической, методической, психотерапевтической помощи;

— подготовку выступлений, презентаций, материалов для публикаций по итогам деятельности школьных команд;

— проведение заключительного семинара по итогам работы по проекту с подведением итогов конкурса и определением школ-победителей;

— подготовку и издание сборника научно-методических материалов по профилактической работе для общеобразовательных учреждений.

Обучающий цикл включал в себя проведением семинаров в рамках специально разработанной программы повышения квалификации специалистов общеобразовательных учреждений, особое внимание в которой было уделено изучению таких тем, как «Системная профилактика школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков у учащихся разного возраста»; «Тренинг эффективного общения педагога с подростками»; «Профилактическая и коррекционная работа с дисфункциональными семьями основных типов (семьи с алкоголизмом отца, с эмоциональным отвержением родителями ребенка и его ранним девиантным поведением (лживость, отказ от учебы и педагогическая запущенность, уход из дома, воровство); с начинающим наркотизацию или наркологически заболевающим подрост-

ком; инфантильно-невротические семьи; семьи с агрессивными детьми и детьми с минимальной мозговой дисфункцией; неполные семьи; семьи в предразводном и послеразводном периоде)»; «Педагогика здоровья — система групповых методов формирования у школьников установок на здоровый образ жизни и отказ от наркотиков, алкоголя, курения»; «Индивидуальное психологическое консультирование подростков и терапия кризисных ситуаций — помощь детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации»; «Основы конфликтологии и профилактики конфликтов в детско-подростковых социальных группах и в семьях»; «Тренинг развития самосознания и самоопределения подростков и эффективных способов их самореализации и самоутверждения»; «Тренинг психологических защит, уверенности в себе, лидерских качеств и общения с представителями противоположного пола».

Молодежные волонтерские группы в ходе обучающих семинаров-тренингов осваивали следующие темы: «Педагогика здоровья, технологии формирования установок на здоровый образ жизни и на отказ от наркотиков, алкоголя, курения»; «Терапия кризисных ситуаций — принципы и методы оказания психологической помощи сверстнику в трудной жизненной ситуации и начавшему употребление наркотиков»; «Тренинг совместной творческой деятельности в сфере познания, общения, предметно-практической деятельности и спорта»; «Методы и средства индивидуальной, семейной и массовой антиалкогольной, антинаркотической и антиникотинной пропаганды и пропаганды здорового образа жизни».

Подготовка родителей-волонтеров осуществлялась в ходе знакомства с темами: «Семейная профилактика: формирование здорового образа жизни; механизмы семейной защиты от девиантного поведения и наркологических заболеваний у детей; помощь дисфункциональным семьям основных типов (семьям с отцом-алкоголиком, семьи с эмоциональным отвержением детей, неполные семьи, невротические семьи); обеспечение гармоничного развития личности и успешной социализации подростка»; «Терапия кризисных ситуаций: оказание помощи детям и подросткам в тяжелых жизненных ситуациях и при начале употребления наркотика, алкоголя»; «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми в сфере познания, общения, досуга, предметно-практической деятельности».

При дополнительной финансовой поддержке Администрации города участие в проекте приняли все общеобразовательные учреждения. В результате обучения более 140 специалистов системы образования получили сертификаты о повышении квалификации; были подготовлены молодежные и родительские волонтерские группы, владеющие методологией и технологией проектной деятельности. Итогом обучающего этапа проекта стала разработка 18 самостоятельных проектов профилактической направленности в каждом муниципальном общеобразовательном учреждении города.

Условно можно выделить наиболее актуальные проблемы, на решение которых нацелены разработанные подготовленные командами проекты:

— организация профилактической деятельности в летнем оздоровительном школьном лагере (2 учреждения);

— профилактика безнадзорности, правонарушений и асоциального поведения подростков (4 учреждения);

— формирование установок на здоровый образ жизни (4 учреждения);

— формирование установок на создание семьи и ответственное родительство (МОУ СКОШ 8 вида, МОУ ОСОШ);

— профилактика конфликтности, агрессивного поведения, формирование толерантного отношения к сверстникам и взрослым (4 учреждения);

— повышение социально-психологической компетентности подростков (2 учреждения).

В ходе реализации проектов непосредственно было задействовано более 540 человек, среди которых специалисты управленческого звена в системе образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, педагоги-психологи, социальные педагоги, руководители методических объединений, классные руководители, учителя-предметники, педагоги начальных классов, родители, старшеклассники и студенты-волонтеры и т.д.

Осуществление проекта «Команда профессионалов: защитим детей от беды!» позволило в определенной мере в г. Арзамасе интегрировать усилия государственных, муниципальных и общественных структур по профилактике социально девиан-тного (преступного) поведения и употребления наркотиков среди учащихся школ и подростков, повысить правовую культуру специалистов системы образования и населения, что в целом обеспечивает реализацию единой образовательной политики региона в данном направлении.

Наиболее вескими результатами реализации проекта стало значительное снижение (на 57,6 %) подростковой преступности за 9 месяцев 2008 года (по данным Арзамасского ГОВД). Выросло количество материалов, направленных в Комиссию по делам несовершеннолетних Администрации г. Арзамаса с целью постановки на профилактический учет несовершеннолетних лиц, совершивших разовые административные правонарушения. И вследствие этого, если в 2007 году на профилактическом учете было 197 несовершеннолетних арзамасцев и на территории города ими было совершено 119 преступлений и правонарушений, то в результате вышеуказанной работы за 9 месяцев 2008 года было поставлено на учет 380 человек, а в этот же период было совершено всего 53 преступления.

Предложенная в проекте система взаимодействия общественных и государственных структур по профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками «группы риска» и их дисфункциональными родительскими семьями нашла поддержку в следующих направлениях:

1. Департамент образования Правительства Нижегородской области будет содействовать в публикации материалов и результатов проекта и в распространении системы взаимодействия различных структур и профилактике и коррекции де-виантного поведения и употребления наркотиков молодежью на территории Нижегородской области.

2. Департаменты образования администраций г. Арзамаса и Арзамасского района намереваются внедрить в рамках единой образовательной политики региона систему организации профилактики девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися в подведомственных учреждениях.

3. Система здравоохранения (областной наркологический диспансер, руководящий «Подростковой наркологической службой Нижегородской области») будет использовать предлагаемые профилактические и коррекционные технологии в работе районных подростковых наркологических кабинетов и межрайонных наркологических диспансеров.

4. АГПИ им. А.П. Гайдара продолжит в рамках подготовки студентов различных специальностей, профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучение психологов, социальных педагогов, педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, преподавателей-предметников и классных руководителей интенсивным технологиям профилактики и коррекции школьной дезадаптации, девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися.

5. Общественные организации «Педагогическое общество» и «Ассоциация ученых» г. Арзамаса будут содействовать распространению опыта волонтерского движения учащейся молодежи и родителей через деятельность новых волонтерских групп, проведение научно-практических семинаров, круглых столов и конференций, через публикации материалов в методических руководствах, средствах массовой информации.

Представленный опыт использования социально-педагогических технологий в подготовке и переподготовке педагогических кадров свидетельствует о реальной возможности создания в регионе единой системы взаимодействия органов управления образованием, образовательных учреждений, общественных организаций и волонтерского движения по профилактике и коррекции школьной дезадаптации, раннего девиантного поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками на основе социального партнерства. © Глебова Л.Н., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.