DOI: 10.12731/2218-7405-2015-9-43 УДК 316.6
социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных современных воспитательных колоний
Щелина т.т., карюхина A.C.
Представлен материал, отражающий проблему профессионального использования социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных для организации эффективного взаимодействия всех субъектов процесса их ресоциализации в современных воспитательных колониях. Дан анализ особенностей подростковой и молодежной преступности, показаны влияние характера социализации в предыдущие периоды возрастного развития в семье и других институтах социализации на ее распространенность в современной России. Дана характеристика основных социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание. Описаны данные, характеризующие отношение воспитанников к семье, работе, детям, самим себе, а также употреблению алкоголя и наркотиков. Представлен опыт профессионального использования социально-психологических особенностей в процессе разработки и реализации в ФКОУ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №°1» ГУФСИН России по Нижегородской области профилактического проекта с участием разных по статусу и задачам воздействия субъектов ресоциализации воспитанников колонии.
ключевые слова: подростковая преступность; несовершеннолетние осужденные; воспитательная колония; социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных; субъект ресоциализации.
Socio-pSycHoLoGicAL characteristics of juvenile offenders modern educational colonies
Schelina T.T., Karuhina A.S.
This paper analyzes the features of adolescent and youth crime, shows the influence of
the nature of socialization in previous years of age development in the family and other institutions of socialization on its prevalence in modern Russia. We also give a characterization of the basic socio-psychological characteristics of juvenile offenders serving sentences. The authors describe the data characterizing the ratio ofpupils to work and family, children themselves, as well as alcohol and drug use. Besides, we presented the experience of professional use of socio-psychological characteristics in the process of developing and implementing FKOU «Evening shift school № 1» GUFSIN Russia Nizhny Novgorod Region preventive project involving different on the status and objectives of the impact of re-socialization subjects pupils colony.
Keywords: juvenile crime; juvenile offenders; juvenile colony; socio-psychological characteristics ofjuvenile offenders; the subject of re-socialization.
В условиях кризиса политической и социально-экономической систем современного общества особенно трудно приходится подросткам, мировоззрение и система ценностей, рефлексия и саморегуляция которых находятся в стадии формирования и потому еще не обеспечивают достаточной защищенности от ошибок во взаимодействии с взрослым миром. Представление несовершеннолетнего о морали, о правах и обязанностях перед государством и обществом, как отмечают исследователи, в силу возраста является неосознанным, весьма зыбким и неустойчивым [1]. Сами подростки импульсивны в мыслях, решениях, поступках, критичны по отношению ко всему, что связано с обязанностями, запретами, ответственностью. Это отражается на росте преступности среди несовершеннолетних: по данным МВД РФ, в феврале в целом по России на учете в полиции состояли около 175 тысяч несовершеннолетних, за 2013-2014 год преступность среди подростков выросла на 5% [5].
Справедливости ради заметим, что этот рост зафиксирован на фоне активно реализуемой с середины 2000-х гг. «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» и приведения отечественной системы исполнения наказания в соответствие стандартам Европейских пенитенциарных правил, а также реформирования системы МВД. В меняющейся ситуации исследователи и практики закономерно обращаются к обсуждению необходимости изменений в системе профилактики преступлений и их рецидивов среди несовершеннолетних с учетом изменившихся социально-психологических характеристик и условий развития современных подростков и юношей.
Такие выводы не случайны, поскольку молодежная преступность, в частности несовершеннолетних, занимает особое место в структуре преступности общества и образуется совокупно-
стью преступлений, совершенных лицами в возрасте 14-18 лет. Более того, преступность несовершеннолетних особо опасна для общества, поскольку угрожает его будущему. Асоциальные взгляды, привычки, приобретённые в раннем возрасте, могут при неблагоприятных обстоятельствах в последующем привести к глубокой деморализации личности и как результат к росту рецидивной преступности. В этой связи в социологических, психологических и педагогических исследованиях, связанных с характеристикой молодежной (в частности, подростковой) преступности, констатируют взаимосвязь стабильного роста количества несовершеннолетних преступников с изменением ценностных ориентаций молодежи, характерным для последних двух с половиной десятков лет.
В исследованиях наших коллег, выполненных совместно с представителями ФКУ ФСИН «Арзамасская ВК», «Ардатовская ВК», ПДН отдела МВД по г. Арзамасу, КДН при Администрации г. Арзамаса, неоднократно отмечались причины закрепления в молодежной среде установки на безнаказанность с последующей высокой долей латентных преступлений. Одной из основных причин исследователи называют неадекватное использование демократических принципов в управлении сферой исполнения наказания (перекос в сферу улучшения материально-бытового обеспечения содержания в колонии и большей мерой предоставления прав и свобод несовершеннолетним осужденным, освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности). В этой очевидна необходимость дальнейшего изучения социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в современных воспитательных колониях, и использования их для разработки продуктивных программ индивидуальной и групповой психологической помощи воспитанникам колоний в процессе ресоциализации и подготовки к освобождению, а также соответствующих психолого-педагогических рекомендаций сотрудникам ВК и их социальным партнерам.
В нашем исследовании сформулированный вывод обусловлен несколькими обстоятельствами:
1) качественно значимыми изменениями, по данным специалистов, психологии детей, подростков и молодежи в сторону отставания и нарушений в интеллектуальном, эмоциональном, волевом, нравственном развитии, в поведении, общении и взаимодействии;
2) неблагоприятным, по данным исследований Психологического института РАО и Института психологии РАН, прогнозом дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка в ближайших поколениях россиян;
3) ростом числа детей, остающихся в силу разных причин без попечения родителей; увеличением среди них детей с социально и психологически неблагополучными характе-
ристиками (потребительские установки, нежелание учиться, агрессивность, инфантилизм, психические расстройства);
4) отсутствием системы содержательно-технологического обеспечения ресоциализации воспитанников закрытых учреждений, основанной на осознанном выборе и использовании способов взаимодействия с данной категории несовершеннолетних с учетом особенностей их социального, психологического, интеллектуального развития;
5) недостаточной психологической готовностью и методической подготовленной сотрудников для несовершеннолетних к коррекции негативного и организации позитивного социального опыта воспитанников в процессе ресоциализации в закрытых учреждениях [4].
Отметим, что в опыте сотрудников и студентов психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского исследования социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных осуществляются с 2003 г. в разных вариантах:
■ в процессе практики и подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ по учебному плану направлений подготовки и специальностей Педагогика и психология, Социальная педагогика, Педагогика и психология девиантного поведения, Психолого-педагогическое образование, Социальная работа;
■ в ходе реализации социально значимых проектов («Студенческая инициатива» Программа малых грантов «Тюремная реформа в России» при поддержке Penal Reform International (Международная тюремная реформа) 2003-2004 гг.; «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» при поддержке администрации Президента РФ 2007 г.);
■ в процессе выполнения исследовательских программ в форме грантов (грант РГНФ проект № 09-06-00272а «Социально-педагогическое обеспечение ресоциализации воспитанников закрытых учреждений» 2009-2010 гг.).
Результаты исследовательского проекта, представляемого в данной статье, ориентированы на профессиональное применение диагностических данных не только для закрытого пользования, но и для организации эффективного взаимодействия всех субъектов процесса ресоциали-зации несовершеннолетних осужденных, включая волонтеров-студентов, школьных учителей, что и определило новизну выполненной работы.
Целью исследования было изучение и характеристика социально-психологических особенностей несовершеннолетних осужденных Арзамасской воспитательной колонии. В результате исследования было доказано, что социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание, обусловлены:
■ характером социализации в предыдущие периоды возрастного развития в семье и других институтах социализации,
■ временем и опытом пребывания в колонии (вновь прибывшие, готовящиеся к УДО),
■ формализованной занимаемой позицией (льготные или строгие условия содержания, профучет, содержание в СУС и др.).
В исследовании, проведенном совместно с сотрудниками психологической лаборатории ФКУ ФСИН Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области «Арзамасская ВК», в качестве диагностического инструментария использованы анкетирование, цветовой тест отношений, методика самооценки Т. А. Дембо-С.Я. Рубинштейн, тест К. Томаса, социометрия Дж. Морено. Участники (45 человек) разделены на 2 группы: подростки (14-15 лет) и несовершеннолетние осужденные (16-17 лет).
Изучение особенностей социальной ситуации развития несовершеннолетних осужденных в Арзамасской воспитательной колонии позволило констатировать тенденцию омоложения возраста осужденных. Это выражается в повышении криминальной активности младших возрастов, росте «пьяной» преступности: каждое пятое преступление подростков совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Не менее важным оказался и другой фактор - незанятость и безработица молодежи, который также влияет на преступность подростков, используемых в качестве «дешевой рабсилы». По данным исследователей, упомянутый фактор увеличивает вероятность совершения различных преступлений почти в 20 раз [2]. В соответствии с данными ЦБСД (центральная база статистических данных), если число преступлений, совершенных занятыми лицами - школьниками и студентами - в 2010-2012 годы выросло в 1,4 раза, то число преступлений, совершенных неработающими лицами, было выше примерно в 2 раза.
Полученные результаты совпадают с аналитическими данными ГУ ФСИН Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, согласно которым 14-17-летние подростки по количеству совершаемых преступлений стабильно «опережают» лиц в возрасте 30-40 лет, отставая от 25-29 летних. Причем криминальная активность несовершеннолетних возрастает практически на 10-14% каждый год. Ранее в наших исследованиях отмечалось, что
тенденция роста преступности среди несовершеннолетних обусловлена социальной характеристикой контингента воспитательных колоний [6]. Основную долю несовершеннолетних осужденных составляют лица с низким уровнем образования, не имеющие постоянного источника дохода, без определённого рода занятий, воспитывавшиеся в асоциальной семье или без родителей и близких родственников, в семьях с низким уровнем жизни, отсутствием возможности иметь постоянный легальный доход и т.п.
Исследование показало, что преступники подросткового возраста в силу незрелости психики, отсутствия морально-этических установок и других сдерживающих механизмов легко приобретают антиобщественные привычки и асоциальное поведение. Для несовершеннолетних осужденных свойственны низкая самооценка, замкнутость, нарушение взаимоотношений с окружающими людьми, склонность к конформизму.
У части испытуемых 20% наблюдается неоднозначное отношение к своим действиям и поступкам (амбивалентность). Отношение к себе, как правило, негативное. Творческие способности у большинства невысокие, что связано с общим уровнем интеллектуального и личностного развития. Объективно и субъективно важные проблемы личностного характера проявляются у несовершеннолетних в недостаточном уровне самостоятельности; неадекватности самооценки и уровня притязаний; несформированных нравственных эталонах, идеалах и мировоззрении; отсутствии конкретных жизненных целей и устремлений; подростковом негативизме; неудовлетворенности собой. Наши данные во многом совпадают с полученными нашими коллегами на материале этой же колонии в 2011 г. [3].
Результаты наблюдений за воспитанниками и бесед с персоналом колонии показали, что в соответствии с типологией поведения в конфликтной ситуации К. Томаса наиболее редкий вариант у воспитанников - компромисс (12%), редко встречаются сотрудничество и избегание (по 16%); чаще - приспособленчество (24%), наиболее часто - соперничество (32%).
Как показывают исследования, лица молодежного возраста от 17 до 25 лет чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера. Число осужденных данного возрастного периода в исправительных учреждениях колеблется в пределах 70-83% от общего числа отбывающих наказание в виде лишения свободы, среди них те, кому 17-18 лет, кто отбывает наказание в воспитательных (детских) колониях, с наступлением совершеннолетия переводятся в исправительные учреждения для взрослых.
Особо отметим, что 17-18 лет - завершение ранней юности, подготовка к возрасту выбора спутника жизни, создания семьи, рождения первых детей. В этой связи весьма важным в характеристике воспитанников колоний является их отношение к понятиям «семья», «работа»,
«дети», «мое Я» как наиболее значимым в жизни человека, проявляющееся на глубоко бессознательном уровне. Полученные результаты показали, что негативное отношение к семье свойственно 46% воспитанников, к детям - 48%, к себе - 53%; негативное отношение к работе испытывают 53% колонистов, а позитивное отношение к алкоголю - 47%.
Таким образом, результаты подтверждают опасения о том, что высокий процент деформаций в отношении к важным сферам жизни человека среди воспитанников колонии, перешагнувших подростковый возраст, с большой вероятностью позволяет прогнозировать дальнейшие асоциальные способы функционирования в обществе, деструктивные тенденции в семье и по отношению к собственным детям [4].
В соответствии с основной идеей настоящего исследовательского проекта - профессиональное применение диагностических данных для организации эффективного взаимодействия всех субъектов процесса ресоциализации несовершеннолетних осужденных, включая волонтеров-студентов, школьных учителей, - полученные результаты использованы в ходе разработки и реализации проекта профилактической направленности с учащимися ФКОУ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» ГУФСИН России по Нижегородской области.
Проект «Опасность рядом!» был реализован в рамках социально значимого проекта «Безопасное детство - успешное будущее» общественной организации «Педагогическое общество» г. Арзамаса Нижегородской области. Для реализации проекта была создана инициативная группа из состава учителей школы, которые работали в тесном сотрудничестве с другими службами колонии: психологами, медицинскими работниками, воспитателями, а также заинтересованных воспитанников колонии - учащихся 9-12 классов ФКОУ В(С)ОШ №1 ГУФСИН России по Нижегородской области и студентов-волонтеров психолого-педагогического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского.
Цель проекта заключалась в профилактике употребления наркотических веществ и пропаганде здорового образа жизни, демонстрации его значения в сохранении здоровья, создании семьи и возвращении после освобождения в социальную среду законопослушного и поддерживающего здоровый образ человека. В качестве основных результатов проекта предполагалось, что воспитанники убедятся в пагубных последствиях употребления наркотических веществ, познакомятся и освоят приемы активной позиции против провокации употребления наркотиков, приобретут навыки межличностного взаимодействия, сотрудничества и работы в команде, создадут информационные материалы для использования и распространения с целью профилактики в молодежной среде; педагоги и сотрудники ВК систематизируют и усо-
вершенствуют опыт работы с несовершеннолетними группы социального риска в рамках профилактики употребления наркотиков.
Результаты изучения отношения учащихся 9-12 классов вечерней сменной общеобразовательной школы (20 человек в возрасте 15-19 лет) подтверждают негативные тенденции в плане прогноза адекватного выполнения ими в будущем социальных ролей, связанных с созданием семьи, ответственным отношением к себе, заботой о детях, родственниках и т.д. Об этом свидетельствуют следующие настораживающие факты: не употребляли и даже не пробовали курительных смесей 15% воспитанников; 20% воспитанников достаточно часто употребляли курительные смеси и 65% пусть редко, но употребляли до поступления в колонию. Подтверждением снижающегося возраста начала употребления наркотиков является 20% воспитанников, регулярно куривших на свободе марихуану, 60% куривших ее раз от раза, и только 20% полностью не употреблявших названный наркотик. Особую тревогу вызывает убежденность более 70% колонистов о том, что наркотики являются обязательным атрибутом праздника. По большому счету, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать, что по возвращении в обычную жизнь эти установки будут реализованы.
Общая характеристика группы учащихся по отношению к наркотикам дополнена результатами углубленной диагностики некоторых важных в этом плане особенностей личности: уровень волевого контроля и уровень социального самоконтроля. Полученные в соответствии со «Шкалой социального самоконтроля» М. Снайдера результаты свидетельствуют о том, что большая часть учащихся характеризуется средним уровнем социального самоконтроля - 60%; противоположные полюса шкалы высокий и низкий представлены 20% воспитанников каждый. Результаты интересны тем, что достаточно высокий процент воспитанников со средним уровнем социального самоконтроля без соответствующей целенаправленной работы, без создания адекватных условий, исключающих провокацию и давление или способствующих освоению навыков противостояния им, может существенно снизиться. Это во многом определяет содержательно-технологическое обеспечение профессиональной социально-психологической помощи несовершеннолетним, отбывающим наказание.
Результаты, полученные по «Шкале уровня волевого контроля» Е.В. Эйдмана, А.Г. Звер-кова, еще более убеждают в необходимости целенаправленной психологической и социально-педагогической помощи воспитанникам, поскольку высокий уровень волевого контроля отмечается только у 10% группы, средний - у 40%; половина группы характеризуется низким уровнем волевого контроля (50%).
На основе анализа полученных данных инициативной группой был разработан содержательный план совместной деятельности педагогов школы, сотрудников психологической лаборатории ВК, врача-психиатра и нарколога, заинтересованных воспитанников, психологов-консультантов и студентов-волонтеров. План работы предусматривал в течение 9 месяцев (продолжительность проекта) проведение информационных встреч, бесед и обсуждений со специалистами на темы «Наркотик - стоит ли ему доверять?», «Влияние наркотиков на здоровье человека», «Наркотики - угроза семье»; создание и демонстрацию колонистами совместных со студентами-волонтерами презентаций «Наркотики - путь в никуда», оформление тематических выставок творческих работ; проведение спортивного праздника «Дружи с физкультурой и спортом!», правовой игры «Наркомания и преступность». Особый интерес и активность колонисты проявили в ходе подготовки и показа итогового выступления агитбригады «Мы за здоровый образ жизни!», в процессе подготовки и проведения общешкольной акции «Опасность рядом!». Завершился проект круглым столом с участием всех участников и рефлексией им приобретенного опыта.
Проведенная по итогам повторная диагностика свидетельствует о том, что систематически и планомерно осуществляемая с участием разных по статусу и задачам воздействия субъектов ресоциализации воспитанников колонии работа, основанная на изучении и профессиональном использовании их социально-психологических особенностей, позволяет улучшить психологическое состояние самой группы и ее членов, помочь колонистам в осознании себя и своего отношения к себе, своему настоящему и будущему, разобраться в причинах своих трудностей и освоить способы преодоления их. Об этом свидетельствуют некоторые изменения количественных показателей, характеризующих позитивное развитие группы и воспитанников в ней: повышение в пределах 10% высокого и уменьшение в таких же пределах низкого уровня социального самоконтроля; увеличение показателей высокого и среднего уровня волевого контроля на 10% каждый за счет уменьшения на 20% низкого уровня волевого контроля.
Таким образом, исследование показало, что изучение и профессиональное использование социально-психологических характеристик осужденных способствует организации эффективного взаимодействия всех субъектов процесса ресоциализации несовершеннолетних воспитанников в ходе отбывания наказания. Полученные результаты и разработанные материалы могут стать основой для построения в самих учреждениях системы исполнения наказаний целостной системы психолого- и социально-педагогического обеспечения ресоциализации несовершеннолетних воспитанников и соответствующей подготовки к ее реализации сотрудников.
Список литературы
1. Антонов А.И., Лебедь О.Л. Несовершеннолетние преступники // Социс. 2003. №3. С. 57-61.
2. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М.: ООО «Триада», 2005. 105 с.
3. Зайцева Ю.А., Колесова О.И. Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних воспитанников воспитательных колоний [электронное издание] // Сборник тезисов участников межвузовской научно-практической интернет-конференции по юридической психологии. - М.: МГППУ, 2011. С. 58-62. Режим доступа: http://psyjoumals.ru /icjp_2011/ issue/index.shtml
4. Социальная педагогика: ресоциализация воспитанников закрытых учреждений: Научно-методическое пособие / Под. ред. д.п.н. Т.Т. Щелиной. - Арзамас: АГПИ, 2010. 123 с.
5. Министерство Внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр» Статистические сведения о состоянии преступности по субъектам Российской Федерации [электронное издание]. - М., 2014. 54 с. Режим доступа: /http://mvd. ru/upload/site1/document_file/5ycXnhgEdD.pdf
6. Щелина Т.Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов Арзамасского пединститута в воспитательно-трудовой колонии // Вестник психосоциальной и коррек-ционно-реабилитационной работы. 2005. №1. С. 49-56.
References
1. Antonov A.I., Lebed' O.L. Nesovershennoletnie prestupniki // Socis. 2003. №3. Рр. 57-61.
2. Vetrov N.I. Profilaktika pravonarusheniy sredi molodezhi. - M.: OOO «Triada», 2005. 105 p.
3. Zaitzeva J.A., Kolesova O.I. Social'no-psihologicheskaya harakteristika nesovershennoletnih vospitannikov vospitatel'nyh koloniy [elektronnoe izdanie] // Sbornik tezisov internet-konferen-cii po yuridicheskoy psihologii. - M.: MGPPU, 2011. Рp. 58-62. Rezhim dostupa: http://psyjour-nals.ru /icjp_2011/issue/index.shtml
4. Social'naya pedagogika: resocializaciya vospitannikov zakrytyh uchrezhdeny: Nauchno-meto-dicheskoe posobie / Pod red. d.p.n. T.T. Shchelinoy. - Arzamas: AGPI, 2010. 123 p.
5. Ministerstvo Vnutrennih del Rossiyskoy Federacii FKU «Glavniy informacionniy analiticheskiy centr» Statisticheskie svedeniya o sostoyanii prestupnosti po subjektam Rossiyskoy Federacii [elektronnoe izdanie]. - Moskva, 2014. 54 p. Rezhim dostupa: /http://mvd.ru/upload/site1/docu-ment_file/5ycXnhgEdD.pdf
6. Shchelina T.T. Organizaciya i soderzhanie volonterskoy deyatel'nosti studentov Arzamasskogo pedinstitua v vospitatel'no-trudovoy kolonii // Vestnik psihosocial'noy i korrekcionno-reabilita-cionnoy raboty. 2005. №1. Pp. 49-56.
данные об авторах
Щелина тамара тимофеевна, декан психолого-педагогического факультета, доктор педагогических наук, профессор
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация карюхина Анастасия Сергеевна, аспирант
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал)
ул. К. Маркса, д. 36, г. Арзамас, Нижегородская область, 607220, Российская Федерация e-mail: arz65@mail.ru
DATA ABouT THE AuTHoRS
Shchelina tamara timofeevna, Dean of the Faculty of Psychology and Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch 36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod Region, 607220, Russia Karuhina anastasia Sergeevna, graduate
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Arzamas Branch 36, Karl Marx Str., Arzamas, Nizhny Novgorod Region, 607220, Russia e-mail: arz65@mail.ru