Научная статья на тему 'Характер и условия проектирования подготовки специалистов социальной сферы'

Характер и условия проектирования подготовки специалистов социальной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глебова Л. Н., Щелина Т. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характер и условия проектирования подготовки специалистов социальной сферы»

ХАРАКТЕР И УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Л.Н. ГЛЕБОВА,

кандидат экономических наук Т. Т. ЩЕЛИ НА,

доктор педагогических наук

Реалии сегодняшней жизни настоятельно требуют от высшей школы поиска наиболее эффективных путей и способов подготовки компетентных специалистов, способных к решению актуальных социальных проблем на различных уровнях — от локального до федерального. В условиях, когда воспитание, по выражению А.В. Мудрика, само становится социальной проблемой, обращение коллектива кафедры общей и социальной педагогики к разработке и внедрению технологий, позволяющих интегрировать социальное, профессиональное и личностное развитие будущего специалиста, вполне закономерно.

Сформированный на базе ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П. Гайдара» научно-методический комплекс, объединивший вуз с департаментами образования города Арзамаса и Арзамасского района, учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения и культуры, подразделениями ГОВД, ФСИН, позволил психолого-педа-гогическому факультету занять свою нишу в системе создания единого воспитательного пространства города. Она связана с психолого-педагогической подготовкой специалистов для сферы образования и социальной защиты населения, оказанием методической помощи названным специалистам, а также непосредственным участием студентов и преподавателей в организации и осуществлении социального воспитания и профилактической работы с детьми различных групп риска в воспитательных организациях и по месту жительства.

Новая форма взаимодействия получила название социально-профессионального проектирования, под которым мы понимаем деятельность, направленную на поиск и внедрение инновационных подходов и способов решения актуальных соци-ально-педагогических проблем микросоциума. Научно-теоретической основой социально-про-фессионального проектирования является начавшая формироваться в середине прошлого века со-циально-проектная парадигма, у истоков которой стояли Г.П. Щедровицкий, Н.Г. Алексеев, О.И. Ге-нисаретский и др. Сформулированные в ее русле положения и выводы послужили фундаментом получившего широкое распространение в наши дни социального проектирования как способа управления социальной системой, позволяющего организовать и переорганизовать социум (В.З. Юсупов).

Для нас принципиально важно, что использование проектирования в профессиональной подготовке будущего специалиста для социальной сферы позволяет обеспечить студентам опыт творческой и исследовательской деятельности по решению возникающих социальных и профессиональных проблем, практику социально-оценочной и социально-преобразовательной деятельности непосредственно в период вузовского обучения.

Деятельность по реализации социально-про-фессиональных проектов началась с создания общественной организации «Педагогическое общество г. Арзамаса» на базе психолого-педагогического факультета в 2001 г. для выполнения муниципального социального заказа администрации города по оказанию научно-методической и практической помощи по решению проблем социальной адаптации воспитанников детского дома.

В реализации проекта «Детский дом — добрый дом!» при поддержке программы АРО «Помощь детям — сиротам в России» первоначально участвовала группа студентов-волонтеров. Впоследствии этой деятельностью заинтересовались студенты других курсов, взаимодействие с детским домом и другими учреждениями города стало систематичным и традиционным. Постепенно от реализации проектов, финансируемых внешними инвесторами, взаимодействие факультета, представителей администрации города и заинтересованных учреждений перешло к выполнению в период практики социальных заказов, связанных с решением наиболее актуальных для микросоциума проблем.

Воспринимаемое сначала как необходимое для выполнения по программе практики задание постепенно заинтересовывает студентов, и установившиеся связи с учреждением продолжаются за пределами отведенного на практику времени вплоть до устройства студентов на работу.

Технология социально-профессиональных проектов — это совокупность способов, средств и действий по созданию условий для приобщения студентов к участию в решении актуальных социаль-но-педагогических проблем микросоциума на основе усвоения позитивного опыта социально-профессионального взаимодействия с различными категориями воспитанников и социальных

партнеров. Ее краткая характеристика представлена следующим образом.

Цель — создание условий для усвоения студентами позитивного опыта социально-профессио-нального взаимодействия в процессе жизнедеятельности в вузе на основе участия в решении актуальных социально-педагогических проблем микросоциума.

Средства — быт и содержание жизнедеятельности воспитательных организаций, социально-бытовые условия семей студентов, их личный опыт, изученные технологии профессиональной деятельности.

Методы — социально-педагогическое проектирование, групповые методы активного обучения, групповое взаимодействие, методы психолого-педагогической диагностики, психоконсультирования и психокоррекции, технологии социального воспитания.

Результат — обеспечение единства личностного и профессионального развития будущего специалиста на основе опыта социально-профессиональ-ного взаимодействия в реальном микросоциуме.

В технологический цикл включены следующие этапы: 1) получения и осознания социального заказа, 2) проектирования студентами деятельности по выполнению социального заказа, 3) подготовительный, 4) реализационный, 5) подведения итогов, 6) рефлексивно-перспективный этап.

Содержательная характеристика этапов технологии.

1. Этап получения и осознания социального заказа.

В нашем опыте первый этап технологии со-циально-профессиональных проектов начинается с формулировки на организационном собрании социального заказа представителями администрации города, района, руководителем конкретного ведомственного отдела или учреждения. Ими определяются проблема, цель и задачи деятельности по ее решению, ожидаемые результаты. Далее разъясняется роль студентов в решении поставленной проблемы, ее социальная значимость. На этом этапе определяются представители сторон, ответственные за организацию взаимодействия по решению проблемы.

В процессе осознания социального заказа студенты уточняют неясные моменты, определяют значимость предстоящей деятельности в профессиональном и личностном планах, оценивают свои возможности, трудности, резервы.

Анализ опыта работы свидетельствует о том, что важную роль на данном этапе играет эмоцио-нально-психологический настрой студентов на восприятие социального заказа, понимание его значимости, определение своих возможностей в его выполнении. Для этого необходимы предварительная и завершающая беседы руководителя практики или другого преподавателя, имеющего авторитет и уважение среди студентов, который в уважительно-доверительной атмосфере настраивает их на доступность и выполнимость

предстоящей деятельности, значимость полученного в ходе ее реализации опыта, престижность участия в проекте.

Таким образом, по социальному заказу были реализованы следующие проекты: ♦♦♦ «Детский дом — добрый дом!» при поддержке программы АРО «Помощь детям — сиротам в России» (Программа обеспечения воспитанникам МОУ «Детский дом» г. Арзамаса позитивного опыта общения в нормативной социальной среде), 2002 г.; ♦♦♦ «Детский дом — добрый дом!» при поддержке программы «Партнер» (IREX) (Программа «Семья выходного дня» для воспитанников МОУ «Детский дом» г. Арзамаса), 2003 г.;

❖ «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» в рамках конкурса «Студенческая инициатива» Программы малых грантов «Тюремная реформа в России» при финансовой поддержке Penal Reform International (Международная тюремная реформа) (Программа обеспечения социальных связей условно-досрочно освобождаемых несовершеннолетних воспитанников Арзамасской ВК), 2003—2004 гг.;

❖ «Психолого-педагогический мониторинг развития личности детей, находящихся на патронаже Центра социальной помощи детям г. Арзамаса», 2002—2005 гг.;

❖ «Социальный паспорт микрорайона (учреждения)» (Составление банка данных о неблагополучных семьях и детях «группы риска», проживающих на территории проблемных микрорайонов), 2003—2005 гг.;

❖ «Психолого-педагогический мониторинг развития личности подростков, состоящих на учете ПДН УВД г. Арзамаса», 2006 г.

❖ «Возвращение к истокам» при поддержке Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского (обеспечение совместно с МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» и отделом религиозного образования и катехизации при Арзамасском благочинии взаимодействия светских и духовных учреждений и организаций в решении проблемы помощи социально незащищенным категориям населения — воспитанникам летнего трудового лагеря «Зеленый меридиан» — детям из неблагополучных семей), 2007 г.;

❖ «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» при поддержке Управления делами Президента РФ (Программа обеспечения социальных связей ус-ловно-досрочно освобождаемых несовершеннолетних воспитанников Арзамасской и Ар-датовской ВК), 2007 г.

❖ «Команда профессионалов: защитим детей от беды!» при поддержке Международного общественного гуманитарного фонда «Знание» в рамках распоряжения Президента РФ от 30 июня 2007 г. № 367-РФ (Программа волонтерского

движения по профилактике и коррекции школьной дезадаптации, раннего девиантно-го поведения и употребления наркотиков учащимися детьми и подростками), 2008 г. В каждом из проектов студенты принимают участие на всех этапах — от разработки до подведения итогов и определения перспектив.

2. Этап проектирования студентами деятельности по выполнению социального заказа.

На данном этапе студенты, разбившись на группы по 5—6 человек, под руководством координаторов финансируемого проекта или группового руководителя по практике определяют реальную деятельность по выполнению задания, ее цели, конкретные задачи, используемые методы, средства.

Так, в проекте «Детский дом — добрый дом!», реализованном в 2002 г. при поддержке Программы АРО, студентами были определены следующие задачи:

❖ реализовать Программу обеспечения детям-сиротам позитивного опыта общения в нормативной социальной среде посредством помощи в организации досуга детей, в приготовлении школьных домашних заданий, спортивных играх, в кружковой работе, в посещении воспитанниками учреждений культуры вне Детского дома и др.;

❖ обеспечить помощь ведущим тренинговых групп в реализации комплексной программы развития личности детей-сирот посредством личного участия в качестве соведущих занятий или их фрагментов;

❖ организовать и провести студенческую научно-практическую конференцию с участием выпускников педагогических классов г. Арзамаса и Арзамасского района в целях привлечения их к работе в качестве волонтеров по оказанию помощи детям, лишившимся родительского попечения.

В проекте «Детский дом — добрый дом!», реализованном в 2003 г. при поддержке Программы «Партнер» (1КЕХ). ставились такие задачи:

❖ реализовать Программу «Семья выходного дня» в целях создания новых условий для обеспечения социальной адаптации воспитанников детского дома на основе расширения диапазона позитивных семейных и других ролей в опыте детей-сирот;

❖ провести семинар-практикум по подготовке студентов-волонтеров Вятского государственного гуманитарного университета к работе с детьми-сиротами и реализации Программы обеспечения опыта общения в социально-нормативной среде воспитанникам школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 г. Кирова;

❖ организовать работу студенческой секции в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот» в целях межвузовского обмена опытом по организации волонтерской деятельности.

»

В проекте «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных», реализованном в 2003—2004 гг. при финансовой поддержке Penal Reform International (Международная тюремная реформа), предполагалось:

❖ обеспечить помощь ведущим тренинговых групп в реализации комплексной программы развития личности условно-досрочно освобождаемых несовершеннолетних посредством личного участия в качестве соведущих занятий или их фрагментов;

❖ обеспечить помощь психологам ВК в проведении диагностики личностных особенностей воспитанников и составлении индивидуальных коррекционно-реабилитационных программ;

❖ обеспечить помощь воспитанникам в подготовке домашних заданий, в организации и совместном проведении досуговых, спортивных, познавательных и других мероприятий;

❖ организовать работу студенческой секции в ходе Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактической, коррекционно- адаптационной и реабилитационной работы с девиантными и делинквентными подростками в современных условиях» в целях межвузовского обмена опытом по организации волонтерской деятельности. Спроектированная деятельность требует в ходе

ее выполнения учета временных, психологических, юридических и других моментов во взаимодействии с представителями учреждений и ведомств, к которым они относятся, с партнерами по проекту и воспитанниками. Поэтому реализационный этап технологии предваряется подготовительным. 3. Подготовительный этап. На данном этапе проводятся организационные собрания участников — исполнителей проекта с руководителями, готовятся и заключаются договоры о сотрудничестве, оформляются необходимые документы, разрешающие и регламентирующие деятельность по проекту, согласуются сроки, время, возможности посещения студентами учреждений и работы с воспитанниками с учетом их режима.

В частности, реализация проекта «Детский дом — добрый дом!» предусматривала согласование с администрацией учреждения и органами опеки, попечительства и усыновления Департамента образования и науки администрации города времени работы с воспитанниками в связи с их занятостью в школе и выполнением режима повседневной жизни детского дома, а впоследствии — особого распоряжения, позволяющего взять ответственность за жизнь и безопасность ребенка-сироты в период пребывания за пределами учреждения, в семье студента. Для этого собирались сведения о каждой семье студента-волонтера и оформлялось соответствующее разрешение.

Для реализации проекта «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» с учетом специфики учреждения потребовались

V

согласование деятельности и с администрацией Арзамасской воспитательной колонии, и с ГУФСИН Министерства юстиции по Нижегородской области, разрешение на вход в колонию, оформление пропусков, обеспечение безопасности исполнителей проекта, согласование проведения совместных мероприятий за пределами ВК и обеспечения соответствующей охраны.

Реализация проекта по изучению психолого-педагогических особенностей подростков, находящихся на патронаже ЦСПД, потребовала согласования взаимодействия со школами, в которых они учатся, с их родителями или опекунами, сотрудниками самого центра, представителями отдела опеки, попечительства и усыновления, участковыми сотрудниками УВД.

Подготовительный этап включает также предварительное обучение исполнителей проекта в процессе специальных семинаров — тренингов, в ходе которых изучаются особенности определенной категории воспитанников, технологии работы с ними, актуализируется личностный и социальный опыт исполнителей (студентов, их родителей, других членов семьи), который может оказать позитивное влияние на воспитанников.

Так, при подготовке к работе с воспитанниками детского дома проводился семинар для студентов « Социально-психологические и социально-пе-дагогические технологии развития личности детей-сирот», в ходе которого изучались технологии формирования у воспитанников навыков конструктивного общения, возможности профилактики личных эмоциональных реакций на воспитанников, затрудняющих общение с ними; технологии развития у воспитанников познавательной сферы, активизации интеллектуального и творческого потенциала; технологии оказания помощи воспитаннику в кризисной ситуации.

Для студентов и членов их семей проводился семинар «Семья студента-наставника в системе оказания помощи ребенку-сироте», в ходе которого рассматривались личность воспитанника детского дома и основы общения между взрослыми и деть-ми-сиротами, роль семьи студента-наставника в развитии личности ребенка-сироты.

Для студентов — участников проекта «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» проводился семинар «Психология несовершеннолетних преступников и технологии реабилитационно-адаптационной работы с ними».

Подготовительный этап предусматривает осознание и прогноз так называемых «рисков» осуществляемой по проекту деятельности, поиск способов их профилактики, минимизации и нейтрализации.

В частности, в ходе реализации Программы «Семья выходного дня» по проекту «Детский дом — добрый дом!» необходимо было предусмотреть, что не все семьи сразу смогут и вообще примут решение оформить соответствующие документы на усыновление детей, найти способы снизить возможный травмирующий фактор. Для этого и с родителями, и со студентами проводилась специальная работа по профилактике и преодо-

лению установок на излишнюю жалость и гиперопеку, потворство желаниям воспитанников детского дома. Детей же настраивали на дружбу со взрослыми, к которым ходят в гости, к которым можно обратиться за помощью и советом, поделиться своими радостями и проблемами.

В ходе реализации проекта «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» требовалось предусмотреть возможные «посягательства» на дружбу и любовные отношения со стороны воспитанников колонии к девушкам — участницам проекта, особенно за пределами воспитательной колонии без обеспечения охраны и безопасности. Для этого, во-первых, проводились соответствующие беседы сотрудниками В К, с девушками и всеми участниками проекта, во-вторых, своим опытом делились старшекурсники, проходившие практику в данном учреждении, в-треть-их, проводились специальные занятия по отработке профессиональных навыков, способов и приемов психологической защиты от нежелательного общения и, наконец, для работы в проекте, чтобы рассосредоточить внимание воспитанников, приглашались не только девушки, но и юноши, обеспечивающие позитивные мужские образцы для подражания в период после освобождения.

В нашем опыте подготовительный этап включал также и первое знакомство исполнителей с воспитанниками в естественной для них обстановке, постепенное узнавание друг друга в ходе совместной деятельности (помощь в подготовке домашних заданий, выступлений, творческих работ в кружках и т.д.).

4. Реализационный этап.

Данный этап предполагает непосредственную реализацию задуманной деятельности в соответствии с намеченным планом, ее рефлексию и корректировку в случае необходимости.

В частности, в ходе проекта «Детский дом — добрый дом!» в 2003 г. студенты, осуществляя программу «Семья выходного дня», приводили своих подопечных в гости по выходным или в тот день, который удобен и семье и ребенку и не нарушает течение жизни детского дома. Воспитанники учились готовить, накрывать на стол, покупать продукты, делать уборку, помогая своим старшим друзьям, заботились о маленьких членах семьи, отмечали свои и членов семьи дни рождения, знакомились с городом, его историей и культурой, ходили в театр, в парк, к Вечному огню и памятникам выдающимся землякам, помогали на приусадебном участке, ухаживали за животными, ходили в гости к родственникам своих наставников, ездили в лес за грибами и на рыбалку.

Для оцени! эффективности реализации программы «Семья выходного дня» каждая семья вела дневник для описания всех событий, которые произошли за время пребывания воспитанников в семьях. Эти дневники служили основой для психологической коррекции и оценки состояния ребенка и, если это необходимо, оказания ему ин-

дивидуальной помощи и поддержки, а также помогали выявить необходимость дополнительного проведения консультации для семьи по особенностям поведения их подопечного.

Во второй части проекта студенты-волонте-ры совместно со специалистами Общественной организации «Педагогическое общество» провели семинар-практикум по подготовке студентов-волонтеров Вятского государственного гуманитарного университета к работе с детьми-сирота-ми, которые также осуществляли впоследствии Программу обеспечения опыта общения в социально нормативной среде воспитанникам школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 1 г. Кирова.

Студенты-волонтеры АГПИ проводили су-первизии, помогали своим коллегам в г. Кирове, делились опытом, обменивались мнениями по поводу наиболее трудных и интересных случаев из практики общения с детьми-сиротами, готовили материалы для итоговой конференции.

В ходе работы секции «Студенческая инициатива в решении проблем социального сиротства» Всероссийской научно-практической конференции «Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот» участники проекта обменивались опытом работы с волонтерами Вятского государственного гуманитарного университета и Казанского государственного педагогического университета.

В процессе выполнения проекта «Поддержание социальных связей несовершеннолетних осужденных» студенты-волонтеры являлись активными участниками всех направлений: работали соведу-щими в тренингах, предполагающих интенсивное воздействие на развитие указанных сфер личности, выработку адекватных, конструктивных способов поведения в типичных ситуациях адаптационного периода в условиях жизни на свободе и после него, оказания самопомощи и помощи сверстнику, оказавшемуся в кризисной ситуации, а также формирование установок на отказ от употребления алкоголя, табака и других наркотических веществ, установок на улучшение взаимоотношений между полами и создание собственной семьи; помогали психологам в проведении диагностики личностных особенностей воспитанников и составлении индивидуальных коррекцион-но-реабилитационных программ; помогали воспитанникам в подготовке домашних заданий, в организации досуговых, спортивных, познавательных и других мероприятий, в которых сами же и участвовали со своими подшефными.

Наиболее яркими в этом отношении стали и для воспитанников, и для студентов тренинги по развитию навыков общения и сплочения, а также вечера отдыха к Дню 8 Марта и 23 февраля с конкурсами «Ану-ка, девушки!» и «Ану-ка, парни!», праздник для выпускников школы воспитательной колонии «Последний звонок». Особым событием в жизни воспитанников колонии и сту-

»

дентов-волонтеров стал спортивно-досуговый праздник «Молодецкие забавы», который проходил в институте с участием четырех команд юношей, среди которых была и команда колонистов. Девушки предлагали различные конкурсы на смекалку, эрудицию, выносливость, ловкость, способность проявить рыцарское отношение к даме и т.д. Были домашнее задание и конкурс капитанов. Среди зрителей и болельщиков присутствовали не только студенты и преподаватели, но и воспитанники колонии, своим поведением заслужившие право выхода за пределы колонии на мероприятие, а также родители некоторых из них.

Опыт взаимодействия волонтеров с воспитанниками колонии был обобщен в ходе выступлений на пленарных заседаниях Студенческой научно-практической конференции, в процессе работы творческих мастерских «Диагностикаагрессивного поведения подростков-правонарушителей и способы ее коррекции», «Тренинг по формированию у воспитанников Арзамасской ВК установок на здоровый образ жизни», «Особенности организации культурно-досуговой сферы в условиях воспитательной колонии» в Неделю науки, на секции «Возможности волонтерской деятельности студентов в решении проблем профилактики детской безнадзорности, подростковой преступности и реабилитации несовершеннолетних осужденных» во время Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактической, коррекционно-адаптационной и реабилитационной работы с девиантными и делинк-вентными подростками в современных условиях».

Участвуя в проекте «Психолого-педагогический мониторинг развития личности детей, находящихся на патронаже Центра социальной помощи детям г. Арзамаса», студенты изучали их индивидуальные особенности, способности и мотивацию обучения, особенности взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, проводили развивающие занятия, организовывали досуг. Материалы и опыт работы также были представлены в ходе мероприятий Недели науки (доклады на пленарных заседаниях и творческие мастерские «Комплексный подход в работе с детьми и семьями "группы риска"», «Коррекция эмоционально-личностной сферы младших школьников — воспитанников ЦСПД», «Опыт реабилитационной работы подростков с девиантным поведением Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Арзамасского района»), на секции «Возможности волонтерской деятельности студентов в решении проблем психолого-педаго-гического сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» во время Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Проводимые в ходе реализационного этапа супервизии и текущее обсуждение результатов работы, собственных ощущений и впечатлений позволяли студентам не только корректировать деятельность по проекту, но и сравнивать особенности процесса духовно-ценностной ориентации в различных учреждениях, системы ценностей и социальных установок различных категорий воспитанников с собственными, а также с ценностями своих коллег, родителей, преподавателей.

Ценность реализационного этапа технологии социально-профессиональных проектов состоит в том, что он создает условия для усвоения опыта социально-профессионального взаимодействия, для личностного и профессионального саморазвития в реальной социально-педагогической действительности со всеми ее оттенками и нюансами. Включение студентов в реальную деятельность по улучшению социальной адаптации различных категорий воспитанников в соответствии с основным механизмом изменения социальных установок обеспечивает влияние на процесс и результат духовно-ценностной ориентации будущих специалистов, изменяя их отношение к осваиваемой профессиональной деятельности, к воспитанникам и к самим себе как ее субъектам.

Проводимая диагностика личностных особенностей воспитанников, заметные сдвиги в позитивную сторону в их развитии еще более усиливают отмеченный эффект реализационного этапа технологии социально-профессиональных проектов.

5. Этап подведения итогов.

На этом этапе подводятся итоги выполнения деятельности по проекту, оформляются необходимые отчеты и самоотчеты, собираются и оформляются материалы к публикации, готовится и проводится заключительная конференция по результатам и перспективам развития проекта. Студенты готовят индивидуальные отчеты о собственной деятельности на основе дневников наблюдений, опыта участия в тренингах, обобщения и систематизации опыта общения и совместной с воспитанниками деятельности. Под руководством преподавателей участники проекта готовят материалы к публикации, выступления на студенческой секции во время итоговой конференции, содержание и процедуру проведения творческой мастерской.

Так, по результатам проектов «Детский дом — добрый дом!» снят видеофильм с участием сту-дентов-волонтеров, их родителей и других членов семьи; по итогам других проектов организованы секции в процессе работы всероссийских и международной научно-практических конференций «Студенческая инициатива в решении проблем социального сиротства» (2003), «Возможности волонтерской деятельности студентов в решении проблем профилактики детской безнадзорности, подростковой преступности и реабилитации несовершеннолетних осужденных» (2004), «Возможности волонтерской деятельности студентов в решении проблем психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» (2005) и др.; опубликовано более 50 тезисов докладов.

Параллельно с подведением итогов проходит рефлексивно-перспективный этап технологии социально-профессиональных проектов, который может быть выделен в качестве самостоятельного. 6. Рефлексивно-перспективный этап. В качестве самостоятельного данный этап предполагает осмысление своего личного и профессионального развития в ходе проекта, осознание опыта, полученного в процессе его реализации, определение возможностей продолжения проекта и использования приобретенного опыта в профессиональной деятельности.

Анализ осуществляется в групповом взаимодействии по предложенной схеме, его результат закрепляется в процессе работы секции и творческой мастерской на итоговой конференции по проекту. Студенты сначала индивидуально, а затем в микрогруппах обсуждают следующие вопросы:

❖ что стало причиной участия в проекте;

❖ какие личные и профессиональные цели ставились перед началом проектной деятельности;

❖ совпали ли результаты с ожиданиями;

❖ какой новый опыт приобрели в ходе деятельности по проекту;

❖ что непосредственно дало участие в проекте в личностном и профессиональном планах;

❖ какие трудности испытывали в процессе реализации проекта и какие профессиональные технологии применяли для их преодоления;

❖ что необходимо было дополнительно учесть на подготовительном этапе;

❖ каковы возможности использования приобретенного опыта в жизнедеятельности факультета и будущей профессиональной деятельности;

❖ каковы возможности продолжения деятельности по проекту; как это вписывается в решение актуальных социально-педагогических проблем данного микросоциума. Основное назначение технологии социально-

профессиональных проектов состоит в том, что ее реализация создает условия для усвоения студентами опыта социально-профессионального взаимодействия, для личностного и профессионального саморазвития в реальной социально-педагогической действительности со всеми ее оттенками и нюансами. Включение студентов в реальную деятельность по улучшению социальной адаптации различных категорий воспитанников в соответствии с основным механизмом изменения социальных установок обеспечивает влияние на процесс и результат духовно-ценностной ориентации будущих специалистов, изменяя их отношение к осваиваемой профессиональной деятельности, к воспитанникам и к самим себе как ее субъектам. Осмысление своего личного и профессионального развития в ходе проекта, осознание опыта, полученного в процессе его реализации, определение возможностей продолжения проекта и использования приобретенного опыта в профессиональной деятельности способствуют развитию профессиональной рефлексии и социальной зрелости молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.