Научная статья на тему 'Трудное поведение ребенка и методы решения данного вопроса'

Трудное поведение ребенка и методы решения данного вопроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ТРУДНЫЙ РЕБЕНОК / МЕТОДЫ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФАКТОРЫ / КАТЕГОРИЯ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Павлова Вера Валерьевна

В данной статье рассматривается трудное поведение ребенка младшего школьного возраста и методы решения данного вопроса педагогами и психологами РФ и РС (Я).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шахмалова Ирина Жаповна, Павлова Вера Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудное поведение ребенка и методы решения данного вопроса»

• мобильность - возможность присутствовать на лекциях и получать индивидуальные консультации, не находясь при этом в непосредственном контакте в аудитории, без отрыва от работы;

• охват - возможность расширить аудиторию, с которой преподаватель может работать единовременно, до тысяч слушателей;

• технологичность - возможность демонстрировать новейшие достижения науки и техники в виртуальном или видеоформате;

Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе позволяет слушателям оптимально адаптироваться к учебной среде, получать широкий доступ к информационным познавательным ресурсам, регулировать интенсивность обучения и осуществлять самоконтроль.

Список литературы

1. Чориев И.Р., Узаков И.А. Педагогические условия эффективного использования информационных коммуникационных технологий в современном образовании // International Scientific Review, 2016. № 8 (18). С. 80-81.

ТРУДНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ДАННОГО

ВОПРОСА Шахмалова И.Ж.1, Павлова В.В.2

'Шахмалова Ирина Жаповна - научный руководитель, старший преподаватель;

2Павлова Вера Валерьевна - студент, кафедра педагогики и методики начального обучения, педагогический факультет, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (филиал)

г. Нерюнгри

Аннотация: в данной статье рассматривается трудное поведение ребенка младшего школьного возраста и методы решения данного вопроса педагогами и психологами РФ и РС (Я). Ключевые слова: трудный ребенок, методы, младший школьник, факторы, категория детей.

Младший школьник, как известно, с приходом в школу окунается в атмосферу школьной жизни. Учебная деятельность предъявляет к нему требования, которые не предъявлялись на предшествующих этапах его развития. Поэтому, сталкиваясь с трудностями, не все школьники в силу своих личностных и интеллектуальных особенностей могут их преодолеть, что и порождает разноплановые внутриличностные противоречия.

Трудности, которые испытывает ребенок на начальном этапе обучения влияет на процесс школьной адаптации. Одним из видов трудностей младшего школьника является трудности поведения, отражающаяся на социальном статусе ребенка в классе и степени усвоения школьных знаний. Поэтому очень важно вовремя заметить появления трудностей у ребенка, правильно определить причины их возникновения и выработать тот план действий, с помощью которого можно помочь ребенку в преодолении этих трудностей. Также предотвратить перерастание их в более серьезные проблемы в подростковом возрасте, такие как общая школьная неуспеваемость, асоциальное и девиантное поведение.

Таким образом, трудности поведения младшего школьника могут привести к тому, что младший школьник становится «трудным ребенком».

Изучением особенностей трудностей в поведении в младшем школьном возрасте и их коррекцией занимались такие психологи, как Дубровина И.В. (1998), Прихожан А.М. (2007), Фопель К. (2006), Истратова А.Н. (2006), Лютова Е.К. (2003).

Термин трудные дети часто употребляют наряду с таким термином, как дети группы риска. Довольно распространено и понятие «дети, находящиеся в особо трудных условиях», которое пришло в педагогическую науку и практику из документов ООН. За всеми этими понятиями стоят дети, в поведении которых наблюдаются те или иные отклонения или возможно прогнозировать их проявление вследствие действия на личность ребенка различных негативных факторов [3, с. 25].

По медико-биологическим основаниям можно выделить следующие подгруппы детей данной категории: одаренные; инвалиды; имеющие клинику соматических расстройств; страдающие нервными расстройствами; страдающие психическими заболеваниями; с синдромом дефицита внимания, с гиперактивностью (СДВГ) [7, с. 37].

Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы. Трудность ребенка обуславливается тремя основными факторами [4, с. 61]:

1) педагогической запущенностью;

2) социальной запущенностью;

3) отклонениями в состоянии здоровья.

Нет такого ребенка, который бы не шалил. Даже послушные дети время от времени выводят родителей из себя. Результатом такого поведения чаще всего становится наказание, о способах которого постоянно ведутся споры. Иногда в теоретических источниках встречаются высказывания о том, как надо воспитывать ребенка.

Младшему школьнику еще тяжело предвидеть последствия своих поступков, поэтому основная ответственность за поведение ребенка этого возраста лежит на взрослых.

Педагоги и психологи выступают за отмену наказаний, считая этот метод как минимум бесполезным. Гораздо эффективнее разъяснять ребенку необходимость быть ответственным за свои поступки. Успешность образования трудных подростков достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, которые помогут корректировать поведения трудного ребенка.

А. Ю. Маслова, педагог-психолог МОУ Базинской ООШ «СКЦ», р.п. Бутурлино использует цикл тренинговых занятий для подростков под названием «Жизнь прожить - не поле перейти». Цель занятий - преодолеть трудности адаптации в современном обществе, научиться понимать себя. Всего 8 занятий, которые проходят 60-90 минут ( Семь «Я» человека, «Ни печали без радости, ни радости без печали», «Сказка ложь, да в ней намек») [6].

М. А. Мазуренко, учитель начальных классов, МОУ ГООШ, с. Гусиная Ляга, Алтайского края в своей методической разработке предлагает свои способы воспитания. Например, по теме «Проблемный ребенок в классе» решению проблемы воспитания посвящён цикл классных часов, равномерно распределённых в процессе обучения в 1-4 классах. Использует в своей работе такие методы как сказкатерапия, тренинг, инротерапия («Поговорим о доброте», «Волшебное слово, что ясный день», час этики «Если добрый ты - это хорошо», урок Улыбки, час общения «Я и мои друзья», диспут «Кого я считаю настоящим другом») [5].

Ж. И. Глазунова, Т. Н. Давыдова педагоги-психологи, (О)БУ Центр «СемьЯ», г.Липецк, Липецкой области на своих занятиях с младшими школьниками работают со сказкотерапией. Например, занятие «По дороге с облаками» направленна на снятие напряжения у детей, преодоления и умения находить выход из трудной ситуации, развитие толерантности друг к

другу [2].

Сакулина Н. И. педагог-психолог, МОУ ЧСОШ им.А.Г.Чикачёва, п.Чокурдах, РС (Я) использует в практики «Летний лагерь» как средство воздействия на поведение «трудных» подростков целью является привитие любви к родине, развитие морально-психологических качеств, приобретение навыков и умений поведения в экстремальных условиях, тур-походах, укрепление и развитие физического здоровья. Основой преодоления дивергентного поведения является, туристические походы [8].

Очень интересную методику «Космическое животное» применяет Шабардина Л.П. педагог-психолог, МОУ СОШ № 2. Эту методику можно использовать как арт-терапевтическую, диагностическую, проведения тренинга и психологической игры с трудными детьми (агрессивными, тревожными). Цель занятия снижение тревожности, агрессии, выплеск негативных эмоции [9].

Понятие «трудный ребенок» тесно связано с познавательными процессами. В свою очередь такая закономерность указывает на необходимость поиска методов и приемов психолого-педагогической работы по сопровождению трудного ребенка.

Таким образом, представленный опыт педагогов и психологов раскрывает использование разных методов, форм, приемов для коррекции поведения ребенка и одновременно развивает познавательно-эмоциональную сферу дошкольников через такие методы как: тренинги, игратерапия, сказкотерапия, тур-походы, арттерапия.

Такие методы, по мнению педагогов и психологов, способствуют, благоприятному воздействую на поведение ребенка и эмоциональный фон настроение, особенности взаимоотношения его с окружающими.

Список литературы

1. ВасильковаЮ.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: 1999. 330 с.

2. Глазунова Ж.И., Давыдова Т.Н. Занятие для детей младшего школьного возраста со сказкотерапией «По дороге с облаками» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2014-2015 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

3. ЕрмолаеваМ.В. Психология развития М.-Воронеж: МОДЕК, 2003. 376 с.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. М.: 2000. 624 с.

5. Мазуренко М. А. Методическая разработка по теме «Проблемный ребенок в классе» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

6. Маслова А.Ю. Цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь прожить - не поле перейти» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2015-2016 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

7. Мухина В.С. Детская психология М.: Просвещение,1985. 272 с.

8. Сакулина Н.И. Летний лагерь как средство воздействия на поведение «трудных» подростков // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

9. Шабардина Л.П. Методика «Космическое животное» // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2008-2009 уч.г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/560031/ (дата обращения: 08.06.2018).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ

ПРОЦЕССУ Атаева Г.И.

Атаева Гульсина Исраиловна — преподаватель, кафедра информационных технологий, физико-математический факультет, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается технология образовательного процесса его признаки и классификация технологий обучения.

Ключевые слова: технология, инновация, образование, признаки технологии обучения, образовательный процесс.

Современная педагогика стала называться инновационной, потому что в современном образовании используются инновации в педагогических технологиях. Слово «инновация» (от лат.т-в и new- новое) в переводе означает «обновление, новинка, изменение». Инновация - это содержание и организация нового, а нововведение - процесс освоения нового.

«Технология» как научный термин берет свое начало от греческого «tehne» (искусство, мастерство умение) и «logos» (наука). Слово технология сегодня используется во многих сферах деятельности человека. Технологией мы понимаем и технические и программные средства, призванные обеспечивать производство чего-либо. По выражению Э. де Боно, технология - это процесс производства чего-либо полезного на основе использования знания. Если говорить о педагогических технологиях, то в этом смысле мы говорим о подготовке высоко квалифицированных кадров, для работы в определённой сфере деятельности. [2, 1 c.]

Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. При этом под объектом педагогической технологии понимается структура и логика конструирования педагогического процесса, способы его организации по реализации педагогических целей в соответствии с теми или иными принципами и условиями.[1, 10 c.]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.