Библиографический список
1. Под редакцией Н. Ф. Масловой,Рабочая книга социального педагога - Орел, 1995 г.
2. Петрынин А. Г., Григорова В. К. Профилактика и преодоление девиантного поведения подростков в процессе коллективного творческого воспитания: учеб. Пособие, 2 -е изд., доп. И перераб. М., АПК и ПРО, 2002 г
3. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности., М., 1980 г
4. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности, Киев, 1989 г
5. Личко А. Е. Психология и акцентуация личности подростка, М., Медицина, 2003 г
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000 г
Емельянова Галина Викторовна,
учитель математики МОУ «Лицей №14», г. Электросталь
Медведева Светлана Анатольевна,
учитель математики МОУ «Лицей №14», г. Электросталь
Павлова Валентина Михайловна,
учитель математики МОУ «Лицей №14», г. Электросталь [email protected]
Методическое пособие «Любимый город в задачах» Аннотация. Данное методическое пособие, разработанное учащимися лицея, В нем тесно переплетаются исторические факты города и математика, что вызывает повышенный интерес к заданиям и предназначено для учащихся 5-9 классов, желающих углубить и расширить свои знания о городе. Учителя найдут в ней богатый материал по истории города, по вопросам связанным с экономикой Электростали. Методическое пособие составлено таким образом, что задания можно использовать при изучении конкретных тем программы, а также при организации итогового повторения пройденного материала. Большое внимание уделено заданиям для учащихся 5-6 классов, в которых разработчики постарались показать успехи и величие города за 70 лет. Собранный материал можно использовать как для работы в группах, так и для индивидуальных заданий. Ключевые слова: электросталь, математика, город, знания.
При обучении математике на решение задач отводится большое количество учебного времени. Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития. От эффективности использования задач в обучении математике в значительной мере зависит не только качество обучения, воспитания и развития учащихся средней школы, но и степень их овладения компетенциями.
В практике обучения математике воспитывающие функции задач редко выступают в качестве ведущих в отличие от функций обучающих и контролирующих. Однако тот или иной элемент воспитания может и должен быть осуществлен через каждую задачу: либо через ее фабулу, либо в процессе ее решения, либо в процессе анализа результатов решения.
При решении задач в процессе обучения математике наряду с реализацией одной из основных целей обучения - формированием предусмотренной программой системы математических знаний, умений и навыков - возможно и необходимо самым естественным образом эффективно использовать задачи для реализации целей воспитания учащихся. Одной из таких задач является мотивация учащихся к изучению истории своей малой Родины, к осознанию, что каждый может гордиться своим родным городом. На наш взгляд для реализации этой задачи необходимо подбирать задания, которые формировали бы не только математические умения, но и пробуждали бы желание узнать о том, как зарождался, развивался и чем сейчас живет любимый город. В нашем методическом пособии собраны задачи, связанные с историей города, развитием промышленности, образования, спорта, культуры. Мы постарались интегрировать исторические и экономические сведения о городе в условия задач, учитывая их актуальность и в связи с юбилеем Электростали. Основные методические задачи:
- отработка умений и навыков решения задач;
- повышение мотивации к обучению;
- осуществление межпредметных связей с историей, экономикой, статистикой.
Цель: привитие любви к малой Родине, пробуждение интереса к истории родного города. Так как в виду ограничений объема работы невозможно охватить весь материал сборника, приведем примеры задач из разных разделов. Задачи на составление уравнений.
1.В качестве добровольных пожертвований на социально - экономическое развитие города Электросталь в 2007 году четыре промышленных предприятия внесли 11,2 млн. рублей. ОАО «МСЗ» пожертвовало на 2,5 млн. рублей меньше, чем ОАО «МЗ Электросталь». ОАО «ЭЗТМ» пожертвовало 2/3 суммы ОАО «МСЗ», что на 1,3 млн. рублей больше пожертвования ОАО «ЭХМЗ». Сколько пожертвовало каждое промышленное предприятие? [4] Решение:
Пусть х- млн. руб. пожертвовал ОАО «МЗ Электросталь», тогда (х - 2,5) млн.руб.- ОАО «МСЗ», а
^ млн.руб 0А0 «ЭЗТМ», а
- 1,3) млн. руб.- ОАО «ЭХМЗ».
По условию задачи известно, что все пожертвования составили 11,2 млн.руб. Составим и решим уравнение:
6х - 7,5 + 2х - 5 + 2х - 5 - 3,9 =33,6, 10х - 21,4 = 33,6, 10х=55 х= 5,5
1) 5,5 млн. руб. пожертвовал ОАО «МЗ Электросталь»
2) х - 2,5 = 3 млн.руб,- ОАО «МСЗ»,
3) ^=1 = 2 млн.руб ОАО «ЭЗТМ»,
4) _ ^ з = 700 тыс.руб. ОАО «ЭХМЗ».
Ответ: 5,5 млн. руб., 3 млн.руб.,., 700ТЫС.руб. 2 млн.руб
• 4. Поселок Затишье возник в 1913году.3атем его переименовали в город Электросталь. В 2013 году время существования поселка будет в 3 раза меньше, чем существование города Электросталь.
Сколько лет существовал поселок и сколько лет городу исполнится в 2013 году? [2] Решение:
Пусть х - лет существовал поселок, а у- лет городу исполнится в 2013 году. По условию задачи составим и решим систему уравнений.
3 х = у. 4х=100,
/-/ = :::=-:■;:=. х = 25
Ответ: 25 лет, 75 лет у = 75.
Задачи на проценты
• 7. Во время войны на фронт ушло 11955 электростальцев. С фронтов не вернулись 3527 человек. Сколько процентов от ушедших на фронт остались в живых? (Ответ округлите до десятых) [2]
Решение: 1) 3527: 11955- 100 ^29,5%- не вернулись с фронтов. 2) 100% - 29,5% = 70,5% - остались в живых. Ответ: 70,5%
Действия с десятичными дробями
• 8. Поставьте в соответствие полученным ответам буквы, и вы узнаете фамилии почётных граждан нашего города: 1 .Героя Советского Союза, лётчика - космонавта;
2.бывшего генерального директора ОАО «Металлургический завод «Электросталь».[2] Вычислите
1. а) 4,8 • 45; 2. а) 6.3 • 14;
б) 11 • 19,42; б) 0,59 • 31;
в) 42,25 • 0,4; в) 5,2 • 0,4;
г) 0,295 • 62; г) 81,25 • 0,2;
д) 0,85 • 2,06. д)0,084 • 0,55.
Решение: 1.а) 4,8 • 45 = 216 2. а) 6.3 • 14 = 88,2
б) 11 • 19,42 =213,62 б) 0,59 • 31 = 18,29
в) 42,25 • 0,4 =16,9 в) 5,2 • 0,4 = 2,08
г) 0,295 • 62 = 18,29 г) 81,25 • 0,2 = 16,25
д) 0,85 • 2,06 = 1,751 д)0,084 • 0,55 = 0,0462.
Ответ: Зудов Вячеслав Дмитриевич, Борин Борис Федорович.
213,62 88,2 216 16,25 1,751 18,29 2,08 16,9 0,0462 1,69
У Б З И В О Р Д Н П
Положительные и отрицательные числа.
• 11. На стадионе «Металлург», благодаря помощи правительства Московской области было открыто лучшее в России поле для хоккея на траве. Для того, чтобы узнать в каком году это было, найдите значения данных выражений и последовательно запишите результаты:[2]
1) - 5,6 + ( - 3,5 + 11,1);
2) 3,8 + ( - 4,2 + 0,4);
3) -8- (-3 + 12): 36 + 2;
4) (3,6-1,3 "5,6) : (-1,6)
Решение: 1)-5,6 + (-3,5 + 11,1) = 2
2) 3,8+ (-4,2+ 0,4) = 0
3) -8> (-3 + 12):36+ 2 =0
4) (3,6-1,3 "5,6): (-1,6) = 3
Ответ: 2003
Действия с обыкновенными дробями
• 14. Многие годы после Великой Отечественной войны в Электростали работала врачом Екатерина Илларионовна -знаменитая Катюша, ушедшая на фронт в 15 лет, приписав себе два года. Воевала Катя с первых дней войны и до Победы. Екатерина Илларионовна была частым гостем в музее боевой славы Азовской и Краснознамённой орденов Нахимова и Кутузова Дунайской флотилии, созданном в 1967 году в средней школе №12. Запишите корни уравнений в порядке убывания, и вы узнаете фамилию легендарной Катюши.[1]
1 4 7 2
1)71 х-х = 93 2) 1: 2— = х + 4-х 3)31.(х-1— + ^ 4 8 9 5 38 (х 424}_ 18 +16
1)
х
75 25
В 4 75-4
6-х = — 2)1: — = — хЗ)—:(х- = + H 4 8 9 5 8 г,л " *п
4) 2^.1 + 83 = ( х: 11 )• 5- 5) (8-: х + З5)^1 = I1 6) (5! _ х). г1_ _ 1-i = з2 14 7 ( 9) 12 5 9 6 3 ( 6 ) 10 14 7 Решение:
7 , _ 17 33 2+ 13 18
> 2725 7 , _
25 5 Э (Х_424^ 9-5 7 2 5 50
24 S ' 10 1 7 25-13
х =
50 1.9
х = х =
S-25 25-27
х = 1— х = — х - 4— =
2 15 24 9-50
7 4U 9 х = 4— Н--
24 S
х= 5— 12
1 9 65 42 ^ 32 _ 4 25 27 1
65 3942 ^ _ 50 32 31 9 27
65 39 42 31 5
Х" 2 3 Х" 5 '2Х_ 6 ~3 2 11 х = 6— х = 4— х =3 — 3 5 2 Ответ: Дёмина Екатерина Илларионовна.
1 1 2 1 , 5 1
4i 6- 31 5 — 11
5 15 3 2 12 2
М А Д И Ё Н
• 18. Городская территория города Электросталь представляет собой волнистую равнину. Наиболее высоко расположена северная часть - 160 метров над уровнем моря. В среднем город расположен на высоте, равной 7 от уровня северной
8
части. На какой высоте над уровнем моря в целом расположен город Электросталь.[4] Решение:
1) 160" -=140
9
Ответ: На высоте 140 м над уровнем моря в целом расположен город Электросталь. Задачи для 7-9 классов. Алгебраические выражения
• 22. Одним из главных символов города является герб Электростали, который был утвержден решением Совета депутатов. Чтобы найти число, месяц и год, когда это произошло необходимо упростить выражения и найти их значения:[2]
4
а) число: упростить выражение и найти его значение при а = - —
3
(а+3)2 - (а-2)(а+2).
б) месяц: упростить выражение и найти его значение при с = 1,5 (с+2)с + (с+3)(3-с).
в) год: упростить выражение и найти его значение при у = 984,5. (у+3)(у2 - 3у + 9) - у(у2 - 2)
Решение: а) а2 +6а +9 - а2 + 4 = 6а +13 = 6 '
б)с2 + 2с-с2 + 9 = 2с + 9 = 2- 1,5 + 9 = 12
в) у3 +27 - у3 + 2у = 27 + 2у = 27 + 21 984,5 = 1996
+ 13 = 5
Ответ: 5.12.1996 г. Уравнения, системы уравнений.
• 25. Решив последовательно уравнения, вы узнаете дату рождения металлургического завода «Электросталь».[4] в)
Решение:
а) 10х =176 - 6, б) 25х - 20 = 18х +57, в) 6027 - 3х = 2х- 3558
х = 17 7х = 77, 5х = 9585 х = 11 х = 1917 Ответ: 17.11.1917г.
• 27. Если первое двузначное число, из которого составлен год основания старейшего института ЭПИ МИСиС умножить на второе двузначное число и к произведению прибавить пятикратную сумму второго двузначного числа и ста, то получим дату основания города Электросталь (1916г.) А если разность второго и первого числа умножить на 135, то получим 5400. В каком году был основан ЭПИ МИСиС? В ответе записать последовательно пару чисел. [2]
Решение: Пусть х-первое двузначное число, а у- второе число. (ху + 5( у +100) = 1916, [(у - х) -135 = 5400; (ху + 5 у = 1416, [у - х = 40; (у = х + 40,
[х(40 + х) = 5(40 + х) = 1416;
х2 + 45х -1216 = 0,
Д = 6889,
х = 19,
х = -74 у=59
Ответ: 1959 г.
• 28. Известно, что в начале двадцатого тысячелетия Верховный Совет РСФСР постановил о преобразовании поселка Затишье в город Электросталь. Найти год, в котором состоялось это преобразование, если известно, что сумма его цифр равна 21, а последние число на 5 больше предпоследнего. [2]
Решение: Первые две цифры года-1, 9. Пусть третья цифра-х, а четвёртая
цифра -(21 -1 -9-х)=11 -х.
11 -х-х=5,
11-2х=5,
2х=6,
х=3.
11 -х=11 -3=8. Ответ: 1938 г. Библиографический список
1. Я. И. Малахов, Н. А. Пекарева под редакцией П. А. Володина «Электросталь», Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. М., 1963г.
2. В. В. Эдемская «Электросталь. Рассказы о городе», 2007г.
3. « Электросталь. Город мастеров 2008г.» Каталог
4. www.elektrostal.ru,www.E-Stal.ru
5. 5.Отдел кадров ОАО «МЗ Электросталь»
6. Отдел кадров ОАО «МСЗ»,
7. Отдел кадров ОАО «ЭЗТМ»,
8. Отдел кадров ОАО «ЭХМЗ».
Зотова Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая отделом научно НИР студентов ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина», г. Бийск zotova [email protected]
Организация научно-исследовательской деятельности одаренных студентов: Опыт работы Алтайскойгосударственой академии образования имени В. М. Шукшина Аннотация. Статья представляет собой методическую разработку. Данное методическое пособие, разработанное учащимися лицея, В нем тесно перепле-таются исторические факты города и математика, что вызывает повышенный интерес к заданиям и предназначено для учащихся 5-9 классов, желающих углубить и расширить свои знания о городе. Учителя найдут в ней богатый материал по истории города, по вопросам связанным с экономикой Электростали. Методическое пособие составлено таким образом, что задания можно использовать при изучении конкретных тем программы, а также при организации итогового повторения пройденного материала. Большое внимание уделено заданиям для учащихся 5-6 классов, в которых разработчики постарались показать успехи и величие города за 70 лет. Собранный материал можно использовать как для работы в группах, так и для индивидуальных заданий. Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, одаренные студенты.
Научно-исследовательская деятельность студентов Алтайской государственной академии образования имени В. М. Шукшина является важной составляющей их готовности к дальнейшей профессиональной деятельности в образовательных учреждениях разного уровня. Ее реализация предполагает наличие у будущих педагогов мотивации, творческих способностей, базовых компетенций, что может быть развито в процессе обучения в академии, начиная с первого курса.
В настоящее время внимание педагогической общественности привлечено к поиску одаренных молодых людей, что возможно через организацию научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Основными формами научно-исследовательской работы с одаренными студентами в академии являются: