J
L
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
Социально-культурная
анимация франции в современном франко-русском диалоге
А. С. Ковальчук
Санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств (Ростовский филиал)
В данной статье рассматривается значение социально-культурной анимации Франции в развитии франко-русских отношений. Деятели русской культуры жили и создавали культурные ценности во Франции, французы — в России. Отмечается, что межкультурный обмен стран определяет признание культуры как фундаментальной ценности, обусловливающей солидарность стран. Ключевые слова: социально-культурная анимация, культура, культурные ценности, межкультурный обмен, фундаментальная ценность, солидарность стран.
In given article value of socially-cultural animation of France in development of Franco—Russian relations is considered. Figures of Russian culture lived and created cultural values in France, Frenchmen — in Russia. It is noticed that the intercultural exchange of the countries defines a culture recognition as the fundamental value causing solidarity of the countries.
Key words: socially-cultural animation, culture, cultural values, the intercultural exchange, fundamental value, solidarity of the countries.
Социально-культурная анимация во Франции, как подчеркивает исследователь Е.Б. Мамбеков, используется для всех типов культуры и для любой аудитории, и в первую очередь как посредническая структура между ними в целях распространения культурного творчества, продуктов культуры. Она отражает специфику экономики, политики и социальной эволюции Франции и опирается на культурные традиции греко-латинской, иудейско-христианской цивилизации.
С помощью аниматора, использующего методы активной педагогики, на занятия в Домах молодежи, Домах для всех, Домах свободного времени, в клубах, Центрах летнего отдыха, Культурных центрах удовлетворяются многообразные интересы людей: художественные, интеллектуальные (проведение любительских исследований,
осуществление самообразования, организация лекций, конференций, обсуждение книг, газет, просмотр телепередач и др.), социальные (семья, общение с друзьями, кафе, праздники, балы, собрания, землячества, ассоциации), практические (садоводство, рукоделие, домоводство, коллекционирование и т.д.), физические (спорт, рыбная ловля, охота, прогулки, гимнастика, игры, походы и др.).
Во Франции действуют различные типы организаций анимации:1) добровольные ассоциации (опираются на конкретные интересы, потребности и планы людей); 2) локальные общности (их деятельность в кантонах, коммунах возрастает); 3) общественные, культурные инициативы (кассы семейной взаимопомощи, общественное бюро, кассы-депозиты, взаимодействующие с локальными общностями для раз-
102 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 102-104
И
г
j
вития и субсидирования социокультурных учреждений); 4) движения и учреждения национального масштаба. Эти движения организуются вокруг какого-либо культурного проекта, определенной системы ценностей или вокруг группы энтузиастов: скаутов, Новой жизни, Лиги непрерывного образования и воспитания. При культурно-воспитательных центрах различных модификаций создаются учебные курсы, библиотека, спортивный комплекс, иногда и церковь. Успешно действуют центры общественного туризма, комитеты праздников, Франко-немецкое национальное бюро, целью которого является развитие связей между национальными культурами (1).
Так, в последние годы в зарубежной литературе появилось понятие «интеллектуальное библиотечное строение», в котором нашла воплощение идея модернизации самой библиотеки на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, а именно: информационно-интеллектуальных систем. Примером применения новой концепции обслуживания является Информационный центр имени Жоржа Помпиду в Париже, представляющий собой гибкую систему зон обслуживания без стен и перегородок, открытый фонд в читальных залах, что позволяет осуществлять быстрый доступ к информации. Создание компьютеризованной библиотечной службы, современной информационной системы позволяет библиотечным специалистам осуществлять высокоэффективную просветительскую деятельность и в зарубежных странах.
Символ Парижа - Эйфелева башня, построенная инженером Гюставом Эйфелем на Марсовом поле для Всемирной выставки 1889 года, высотой - 300 м, весом - 77000 тонн, каждые семь требует дорогостоящей реставрации. И предприятия, арендующие памятник, обеспечивают содержание Эйфелевой башни - под контролем государства и при условии налоговых льгот. Они заинтересованы в таком меценатстве, так же как и в рекламе. Широкая информационная кампания о меценатских инициативах обусловливает улучшение качества
^ Социально-культурная деятельность
реставрации, применение новейших технологий, недоступных государству.
Промышленное меценатство в целом, как подчеркивают исследователи, то есть улучшение среды предприятий, украшение интерьеров художественными произведениями, что уже давно делают государственные учреждения, - еще один путь для развития современного искусства во Франции. Более того, в последние годы с фабрично-заводскими комитетами, предприятиями-меценатами активно сотрудничают артисты и другие деятелей культуры, получая возможность осуществлять взаимный обмен, общие поиски и эксперименты.
Большое внимание уделяется провинциальным музеям. Одним музеям продолжает оказывать помощь государство, другие переданы в ведение местных органов самоуправления филантропических обществ, меценатов, третьи подлежат укрупнению. Пересматривается вопрос о значимости той или иной части национальных собраний, чтобы художественные произведения не скапливались в хранилищах, а поступали на рынок.
Крупнейшие музеи меняют стратегию своей работы. Так, например, научно-исследовательская лаборатория музеев Франции, каким являет собой Лувр, в котором с 1791 года собираются образцы древнего египетского, античного, западноевропейского искусства, теперь направляет все свои усилия на улучшение, совершенствование условий для посетителей, проектирование новых выставок на годы вперед (4).
Еще одна проблема культурного наследия современной Франции - проблема пустующих храмов, числом около 2400. Все они представляют собой памятники истории и культуры, подлежащие сохранению. Поэтому во французском обществе сейчас очень популярно мнение, что без социально-культурной активности населения, привлечения специалистов-аниматоров местного, регионального уровня эта проблема неразрешима.
Развивает Франция и зарубежные культурные контакты.
Наши страны - Россия и Франция -
и
г
J
L
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2012 ♦ 1 (45) январь февраль ^
на протяжении столетий поддерживали тесные культурные связи. Многие деятели русской культуры жили и творили во Франции, так же как и французские -в России. Примеров много: Летний сад, парки Петергофа Леблона, Исаакиевский собор Монферрана, «Медный всадник» Фальконе, блистательное творчество Мариуса Петипа и др.
2010 год был объявлен Годом Франции и России. Как и прежде, все культурные мероприятия были направлены на сближение обеих стран.
В Лувре открылась выставка «Святая Русь». В экспозиции участвовали крупнейшие российские музеи. По итогам было принято решение об открытии в постоянной экспозиции Лувра специального раздела, посвященного искусству и традициям славянских народов.
Со своей стороны, в Москве была открыта выставка Пикассо в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, которая затем предстала и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Во Франции в рамках Года Росси были проведены следующие мероприятия: «Русская театральная осень», «Октябрьские симфонии в Сите де ла Мюзик. В России, от Урала до Санкт-Петербурга, прошли гастроли главного французского Театра «Комедии Франсез», в Санкт-Петербурге успешно выступил Национальный оркестр Лилля. В Париже показали ретроспективу
старых советских фильмов, от Эйзенштейна до Козинцева. В Нанте, на фестивале «Сумасшедшая неделя» Уральский симфонический оркестр и московский камерный "Musica Viva" дали свои концерты.
В национальный праздник России -12 июня - в большом выставочном зале "Grand Palais" открылась выставка, которая показала современную Россию как молодое динамично развивающееся государство, богатое своими технологиями и культурными традициями. На Марсовом поле в рамках фестиваля «Искусство народов России» выступили фольклорные коллективы и Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. Русские музыканты приняли участие в концертах Дня музыки, проводимых во Франции. В Париже состоялись гастроли балетной труппы Новосибирского театра. Старейший театр «Комеди Франсез» показал спектакли в Москве и других городах России (2; 3). Перекрестные социально-культурные акции Франции и России помогли французам поддержать образ России как страны-друга.
Осуществление межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества в социально-культурной сфере Франции и России определяет значимость и признание культуры в качестве фундаментальной ценности, обусловливающей тенденцию к нравственной солидарности человечества.
Примечания
1. Мамбеков, Е. Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель : автореф. дис. / Е.Б. Мамбеков. - СПб., 1992.
2. Орлов, А. Новый роман Франции с Россией / А. Орлов // Культура. - 2010. - № 6 (18 февр. - 3 марта).
3. Садых-Заде, Г. Залп Чайковским / Г. Садых-Заде // Культура. - 2010. - №5 (11-17 февр.).
4. http://www.louvre.fr
и
Г