Научная статья на тему 'Методологические основы технологий культурно- образовательной анимации'

Методологические основы технологий культурно- образовательной анимации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
768
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ANIMATION ACTIVITIES / PERSONALITY / TECHNOLOGY / PEDAGOGICAL ASPECT / CULTURAL AND EDUCATIONAL ASPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таушканова Ю. А.

Социокультурная анимация (animation) особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Задача нашего исследования рассмотреть культурно-образовательную анимацию как целостную социально-культурная систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TECHNOLOGIES OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ANIMATION

The sociocultural animation (animation) a special kind of social and cultural activities of community groups and individuals, based on modern technologies (social, pedagogical, psychological, cultural and creative, etc.), Providing overcoming social and cultural alienation. The aim of our study to consider the cultural educational animation as an integral socio-cultural system.

Текст научной работы на тему «Методологические основы технологий культурно- образовательной анимации»

написанного им еще в 60-е годы, где автор представил сталинизм в виде всеохватывающей системы отношений в советском обществе.

Таким образом, проанализировано соотношение «официальных» культурных ценностей и развитие, так называемой «неофициальной» или «подпольной» советской культуры, а также выделен период столкновения этих культур - постперестроечный период, в рамках которого начинает вырабатываться качественно новый аксиологический компонент отечественной литературы, формирующийся на стыке культурных ценностей Серебряного века (запрещенных в период расцвета СССР), ценностей «подпольной культуры» и традиционных идеологически-выдержанных советских ценностей. Именно такое сочетание обусловило ценностное многообразие русской литературы постперестроечного периода

Литература

1. Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства // Избранные труды по русской и мировой культуре. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006. - 416 с.

2. Мамардашвили М. К., Пятигорский А. М. Символ и сознание. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 215 с

3. Петровский М. «Езда в остров любви или что есть русский романс? // Вопросы литературы 1984. - № 5. - С 55-90.

4.Рыбаков АН. Дети Арбата. М.: Известия, 1989. - 622 с.

5.Солженицын А.И. Раковый корпус. СПб.: Азбука-классика. 2006 г.

УДК 3798

Ю.А Таушканова

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АНИМАЦИИ

Социокультурная анимация (animation) - особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Задача нашего исследования рассмотреть культурно-образовательную анимацию как целостную социально-культурная систему.

Ключевые слова: анимационная деятельность, личность, технологии, педагогический аспект, культурно-образовательный аспект.

Tаushkanova Julia METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TECHNOLOGIES OF CULTURAL AND EDUCATIONAL ANIMATION

The sodocultural animation (animation) - a special kind of social and cultural activities of community groups and individuals, based on modern technologies (social, pedagogical, psychological, cultural and creative, etc.), Providing overcoming social and cultural alienation. The aim of our study to consider the cultural - educational animation as an integral socio-cultural system.

Keywords: animation activities, personality, technology, pedagogical aspect, cultural and educational aspect

Социально-культурная анимация,в результате исследования научных трудов, таких авторов, как В.П. Беспалько, В.Г. Бочарова, Е.И. Григорьева, М.И. Долженкова, Е.В. Домаренко, O.A Дорожкина, В.З. Дуликов, А.Д. Жарков, А.П. Марков, В.А Никитин, Г.Н. Новикова, Г.К. и А.Г. Селевко, Б.А Титов, В.Е. Трио-дин, В.М. Чижиков, Е.И. Холостова, H.H. Ярошенко, Г.А Аванесов, Т.Г. Богатырев, Н.П. Ващекин, Л.П. Воронков, JI.H. Захаров, О.И. Корпухин, Н.М. Мамедов, E.H. Селезнева, Т.В. Смолина, С.Н. Сычанина, В.К. Фе-дорченко и др. может рассматриваться, как целостная социально-культурная система, имеющая соответствующую институциональную подсистему, ресурсную базу, специфическое содержание и технологии (методы) анимационной деятельности. В этом социально-культурная анимация вполне соотносится с социально-культурной деятельностью. Но главное отличие социально-культурной анимации от социально-культурной деятельности, как пишет Тарасов Л.В., состоит в том, что в социально-культурной деятельности общество формирует личность, а в социокультурной анимации личность формирует общественные процессы. Социокультурная анимация - духовно-социальное явление, совокупность самоорганизующихся общественно-педагогических движений, реализуемых по большей части непрофессионалами, представляющее собой синкретическое слияние различных видов социальной и культурной деятельности на основе реализации общественными группами и отдельными индивидами духовных потребностей. Социально-культурная анимация использует традиционные виды и их жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживление и одухотворения» отношений между людьми, именно это позволяет признать её сегодня альтернативным направлением развития культурно-досуговой деятельности [10]. Принципиальная новизна анимационной деятельности, по мнению Н.Н. Ярошенко, может быть охарактеризована новыми целями, задачами и прикладными технологиями, определяющими процесс оптимизации межличностных и межгрупповых отношений [13]. В анимационной деятельности, все чаще стали применяться различные технологии, строящиеся на совокупности педагогических, социальных, психологических аспектах.

Концепция социально-культурной анимации распространилась по всей Европе в 1970-е годы. Социально-культурная анимация была определена как действие с использованием средств и методов мотивации, направленное на формирование заинтересованности каждого человека, стать активным членом своего саморазвития и качественного развития общества в целом, к которому он принадлежит [11]. Л. Курки различает три аспекта социально - культурной анимации: образовательная цель заключается в развитии личности; социальная цель состоит в том, чтобы укрепить группу и сообщество, а также увеличить виды активности людей; культурная цель, направлена на развитие творческого потенциала и многогранного самовыражения каждого человека [6].

На основании теоретического анализа ранее проведенных исследований и детального изучения организации французских аниматоров Е. Б. Мамбеков, дал следующее определение социокультурной анимации как одной из составляющих системы общества, ее культурных и воспитательных компонентов [13]. Проведя анализ всех структурных элементов социально-культурной деятельности, мы можем отметить, что большинство из них имеют ярко выраженный педагогический аспект, так как именно они направлены на рост самосознания, саморазвития и творчества личности [2]. Такая педагогическая направленность выделяет два наиболее применяемых в настоящее время подхода к раскрытию понятия, так называемой культурно-образовательной анимации. Первый подход - педагогический. Он позволяет рассмотреть культурно-образовательную анимацию как определенный уровень социального воспитания. Второй подход - культурологический [4]. Слитие воедино как педагогических, так и культурных сторон деятельности отмечал в своих работах и Н.Н. Ярошенко. Такое слияние создает мощный инструмент анимационной деятельности, являясь одновременно и процессом воспитания, и процессом социального творчества [1]. Е.Б.Мамбеков рассматривает культурно-образовательную анимацию как универсальный инструмент образовательной технологии, направленной на практическую реализацию структурно-функциональной модели формирования целостной культурной и воспитательной системы общества, представленной в виде особой модели культурно-образовательной деятельности, включающей в себя: совокупность компонентов, во всех видах их взаимоотношений; совокупность видов деятельности и отношений, отвечающим интересам личности в ее культурной жизни и время досуга; социально-педагогическая система, в которой ведущую роль играют анимационная деятельность, в которой используются методы активной педагогики [11].

Специфика анимационной деятельности проявляется одновременно на трех уровнях: организационном (кто), методическом (технологическом (как)) и деятельностном (что). В диалектическом единстве освободительного и регулятивного аспектов анимации Ж. Дюмазедье видит базу для зарождения анимационной деятельности как социального института [5]. Исходя из этого, Ж Дюмазедье выделяет четыре функциональных характеристики культурно-образовательной анимации: необходимость социального контроля свободного времени, способствующего максимальному выражению внутреннего «Я» личности; осуществление социального контроля в форме анимационной деятельности; установление баланса между досуговыми пожеланиями личности или сообщества и их социальной включенностью; осуществление социального контроля, направленного на самообразование личности.

Необходимо обозначить ряд основных принципов, на основе которых осуществляется культурно-образовательная анимация: изучать человека и принимать его необходимо в его целостности; понимать уникальность каждого человека; главной психологической реальностью человека является переживания человеком мира и себя в этом мире; жизнь человека — это единый процесс его становления и бытия; каждый человек имеет потенциал к бесконечному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; благодаря смыслам и ценностям, которыми руководствуется человек в своем выборе, он обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации; человек -это интенциональное творческое существо, активно стремящееся к самоактуализации [9].

Методами анимации можно назвать специфические способы реализации эффективной и рациональной социально-психологической помощи личности в процессе ее жизнедеятельности и социализации. Выделяются следующие группы этих методов: социально-психологическая коррекция; социальная защита; творческая реабилитации; выявление и поддержка динамических тенденций творческого самоопределения и др. В переводе с греческого языка, «технология» означает слагаемое понятий искусство, ремесло и мысль, разум, знания [13]. В настоящее время, существуют разночтения в понимании «технологии». На основании ряда исследований и результирующих выводов [3], мы можем сформулировать это понятие следующим образом, «технология» - это совокупность средств, методов и форм образовательной, социально-культурной деятельности, направленной на реализацию теоретических знаний из взаимосвязанных областей знаний человека в практику образовательной, социально-культурной деятельности, посредством которых достигаются намеченные результаты обучения и воспитания.

Таким образом, технология является механизмом реализации теории в практику социально-педагогической и культурно-образовательной деятельности. Исходя из вышесказанного, мы можем сформулировать культурно - образовательную анимацию как инновационную технологию, направлен-

ную на вовлечение субъектов культурно - досугового процесса в активные, творческие, двухсторонние межличностные отношения, компонентами которых являются субъект организации досуга, объект и среда [8]. С целью эффективного специфического взаимодействия между субъектом организации досуга и объектом, должны быть разработаны технологичные программы с использованием социально -культурных средств и методов. В этой связи, на наш взгляд, необходимо особо рассмотреть социально -культурную анимационную деятельность, представляющую часть культурной и воспитательной системы общества в качестве своеобразной социально-педагогической системы, в которой одним из средств стимулирования полноценной культурно - досуговой деятельности человека является анимация.

Литература

1. Augustin, J.-P., &Gillet, J.-C. (2000). Animation professionnelle: Histoire, acteurs, enjeux. Paris: L'Harmattan, P. 78.

2. Белянский, Р.Г. Потенциал социально-культурной анимации и рекреации в организации досуга населения / Р.Г. Белянский // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - №7. - Т.99. -С.123-129.

3. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. - метод, пособие / Е.И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 1998. -С.24.

4. Дюмазедье, Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. - № 1. - С. 83-88.

5. Измайлова, Д.А Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурно-познавательного туризма // Вестник - М.: МГУКИ. 2007. - №1 (17). - С.14.

6. Kurki, L. (2000). Sociocultural animation in learning.L Lin E Life long Learning in Europe, 5(3), P. 162-167.

8. Курило, Л.В. Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации: учебное пособие. / Л.В. Курило - М.: Турист, 2009. - С.195.

9. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. / Н.В. Котельникова - Ставрополь: Ставропол. гос. ун-т, 2003. - С. 19-20.

10.Мацукевич, О.Ю. Основы социально-культурной анимации: учебно-методический комплекс / О.Ю.Мацукевич. - Москва: Моск. городск. ун-т управления Правительства Москвы, 2010. - С. 97.

11. Мамбеков, Е.Б. Организация досуга во Франции: анимационная модель: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 / Е.Б. Мамбеков. - СПб.: ГИК, 1992. -С.16.

12.Тарасов Л.В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность. / Л.В.Тарасов. - Москва: ЦСФ «Одухотворение». -2008.- С.129.

13.Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. Учеб. пособие, / Н.НЯрошенко. - Москва: МГУКИ. -2005.- С126.

УДК 81. 161

Д.Н.Давлетбаева, А.Н.Бандукова, Т.Г.Стойисавлевич

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭВФЕМИЗМОВ В СМИ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОГО И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКОВ)

В статье освещается манипулятивный потенциал эвфемизмов в русском и английском языках, факторы, определяющие условия употребления эвфемизмов. Рассмотрены степени реализации эвфемии на различных уровнях языка.

Ключевые слова: эвфемия, эвфемизация, эвфемизмы, манипулятивный эффект, манипулятивный потенциал, лингвокультура.

D.N.Davletbaeva, A.N Bandukova, T.O.Stoyisavlevich LINGVOCULTURAL FEATURES OF EUPHEMISMS IN THE MASS MEDIA (BASED ON RUSSIAN AND ENGLISH LANGUAGES)

The article highlights the manipulative capacity of euphemisms in Russian and English languages, the factors that determine the conditions of using euphemisms, carried out the analysis Russian and English of euphemisms in the media, also considered the ways of implementation of euphemiya on various levels of language - graphic, phonetic, morphological, syntactic and lexical-semantic levels.

Key words; euphemiya, euphamisation, euphemisms, manipulative effect, manipulative potential, lingvoculture.

Проблема эвфемизации в языке широко разрабатывалась и продолжает разрабатываться в России, Европе и Америке. Описанием средств и целей эвфемизации в русском и английском языках за последнее десятилетие занимались ученые разных школ. Актуальность выбранной темы определяется недостаточной изученностью лингвокультурных, а в частности, манипулятивных особенностей эвфемии. Несмотря на широкие исследования эвфемизмов в лексическом плане, мы не обнаружили более или менее основательных исследований явления эвфемии в социально-прагматическом, культурно-историческом и коммуникативном аспектах. Проведённый сравнительно-сопоставительный анализ средств и способов манипуляции сознанием человека при помощи эвфемизации в русском и английском языках, позволяет выявить лингвопрагмагические и лингвокультурологические особенности эвфемизмов и тематическую специфику эвфемизации.

Общеизвестно, что тактика искажения информации, подмены понятий, сокрытия нелицеприят-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.