4. Практика показывает, что новейшие технологии эпохи постмодерна часто используются в сфере досуга под видом социокультурных для достижения коммерческих целей. Эффект от такого рода технологий, как правило, резко отрицательный. Так называемые обманные технологии таят в себе большую опасность - дискредитируют социокультурную деятельность, вводят в заблуждение общественность, а главное — нано-
сят трудно поправимый вред.
5. Если общество хочет оградить себя от вредного постмодернистского влияния в социокультурной сфере, оно должно поставить использование новейших технологий под свой контроль, поскольку от этого зависит не абстрактное рассуждение на тему о свободе выбора, тем более, если речь идет о детях, а реальное — духовное и физическое здоровье нации.
Примечания
1. Васильева Т. Г. Технологии социально-культурной деятельности: к вопросу о дефинициях / Т. Г. Васильева // Инновационные технологии подготовки социокультурных менеджеров: сб. науч. ст. - МГУКИ, 2004.
2. Виртуальная филармония // Культура. - 2009. - 27 авг. - С.2
3. Гениева Е. Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гение-ва. - М.: Рос. полит. энциклопедия, 2005.
4. Конкуренты Гутенберга // Культура. - 2008. - 4 дек. - С.11.
5. Медицина: рок опасен. 75% любителей рок-фестивалей получают серьезные травмы // Мир новостей. - 2009. - 23 июня. - С.12.
6. Мобильник вместо погремушки // Мир новостей. - 2009. - 14 июля. - С.4.
7. Савицкая Т. Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. - 2006. - №1. - С. 21-32.
8. Савицкая Т. Е. Визуализация культуры: проблемы и перспективы / Т. Е. Савицкая // Обсерватория культуры. - 2008. - №2.
9. См.: Алексеева М. Там, где согреваются сердца / Марина Алексеева // Мир новостей. - 2009. - 19 мая. - С. 12; Арапис Д. Музыка - это дорога, которая ведет к правде / Дмитрис Арапис // Культура. - 2009. - 21 мая. - С. 11.
10. Социально-досуговая терапия для пожилых и ее новые средства (из опыта работы США) // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: [науч.-инф. сб.]. - М.: Изд. РГБ, 1998. - Вып. 2. - С. 106-109.
11. Флиер А. Я. Мультикультуральность / А. Я. Флиер // Обсерватория культуры. -2008. - №2.
Л. В. Тарасов
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНИМАЦИИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
В статье рассматриваются идеологические аспекты социокультурной анимации в России и за рубежом. В процессе анализа ряда ключевых методологических подходов в анимации предлагается система идей для формирования актуального идеологического пространства анимации в нашей стране. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, анимация, аниматор, социокультурная анимация, социально-культурная деятельность, идеологические аспекты анимации, актуальное идеологическое пространство анимации.
In the article studying ideological aspects of socio-cultural animation in the Russia and other countries. We suggest the system of actual ideological space in the context keys approachs of the animation. Keywords: socio-cultural activity, animation, animator, socio-cultural animation, social cultural activity, ideological aspects of the animation, actual ideological space of the animation.
В настоящее время значение социокультурной анимации все более возрастает: достаточно сказать о том, что появился новый профиль в стандарте третьего поколения подготовки специалистов социально-культурной деятельности — «Социально-культурная анимация и рекреация». Отныне изучение этого явления стало не только потребностью отдельных энтузиастов, но и задачей всей системы подготовки специалистов по данному направлению. И от того, как будет понято и интерпретировано многоликое явление анимации, зависит будущее не только самой специальности, но и всего нашего общества.
От выбора идеологии и методологии социокультурной анимации зависит направление пути развития нашего общества - к социальным катастрофам или к духовному оздоровлению и социальному развитию. Именно поэтому так важно выявление идеологических аспектов анимации, которые могут стать системообразующими элементами подготовки специалиста-аниматора. Среди ряда немногочисленных российских исследований по анимации можно выделить несколько направлений, которые основаны на идеологических подходах. В настоящее время следует отметить три основных идеологических направления анимации в России:
— развлечение и рекреация населения на коммерческой основе средствами культурно-досуговой деятельности (А. Д. Жаркова) (2);
— вовлечение населения в процесс развивающего взаимодействия с ценностями культуры средствами прикладной культурологии (М. А. Ариарского) (1);
— приобщение населения к духовным ценностям культуры и развитие общественной самоорганизации в педагогическом процессе социально-культурной деятельности (Н. Н. Ярошенко) (4).
Данные идеологические подходы обладают развитым методологическим аппаратом, который может быть положен в основу подготовки профессионально-
го социально-культурного аниматора. Очевидно, что все три составляющие анимации необходимы профессиональному аниматору, однако конечный результат деятельности аниматоров будет зависеть от того, какие между этими направлениями будут расставлены приоритеты.
Возрастающий интерес к социокультурной анимации в нашей стране, а также противоречивость существующей практики анимации заставляют искать прочную основу для ее осмысления в зарубежных научных исследованиях, посвященных анализу этого явления. Одним из мощных информационных порталов, на котором собраны материалы, касающиеся неформального образования, анимации, социальной педагогики, является портал «1п£ес1» (3), созданный М. К. Смитом, специалистом по неформальному образованию в Великобритании, доктором наук, профессором.
М. К. Смит в одной из статей отмечает, что обычно анимацию ассоциируют с созданием мультфильмов, однако во многих европейских странах, в частности во Франции и Италии, она близка неформальному образованию, социальной педагогике, социальной работе (11). Территориями анимационной работы там становятся различные общества, группы молодежи, школы и специализированные центры. В первую очередь, это деятельность педагогов в сфере искусства и культуры: «Аниматором может быть назван любой мастер своего дела, использующий свои таланты и личностные качества, чтобы дать возможность другим сочинять, рисовать, изобретать, творить, а также принимать непосредственное участие в создании разного рода произведений искусства» (5). Он проводит достаточно широкий анализ анимационной деятельности на основе ряда значимых публикаций по данной теме, что позволяет контекстуально обосновать важнейшие идеологические аспекты анимации, которые будут раскрыты в этой статье.
М. К. Смит выделяет несколько основных моделей анимации: экспрессивно-творческую анимацию, социально-культурную анимацию и досуговую анимацию. В его классификации социокультурная анимация оказывается лишь одним из направлений анимационной деятельности, а родовым понятием становится термин «анимация». Каждая из этих моделей имеет определенную идеологическую специфику.
Экспрессивно-творческая анимация позволяет вовлекать человека в сферу культуры и искусства, учит его взаимодействовать с объектами культуры, в частности помогает заниматься танцами, театром, музыкой и другими видами искусства, тем самым удовлетворяет потребности человека в самореализации и снижает общественное напряжение.
В социально-культурной анимации работа ведется с индивидами и социальными группами для того, чтобы они научились управлять своей жизнью в местных сообществах. Она позволяет стимулировать интеллектуальную, физическую и эмоциональную жизнь людей данной территории, содействует им в достижении более высокой степени самореализации, самовыражения и причастности к обществу. Цель аниматоров в данном случае — помочь людям развить индивидуальные и групповые способности управления социальными и политическими сторонами своей жизни. М. Поло характеризует анимацию как «образование, обладающее качествами освобождения, помогающее использовать общественную деятельность, так же как и психосоциальные методы, для выявления и продвижения способностей людей» (9). Это направление создает основы для развития гражданского общества «снизу».
Досуговая анимация нацелена на организацию свободного времени детей дошкольного и школьного возраста, предоставляя им возможность развиваться на детских площадках, в игровых комнатах, на занятиях в центрах внешкольно-
го образования и в спортивной деятельности. Она включает также и коммерческие формы анимации: туристические программы и развлекательные городки. Данный подход способствует развитию детей и подростков через игровую деятельность, что является основой для формирования их личности и социализации.
Анимация развивалась особенно интенсивно во Франции как внешкольное образование взрослых в течение второй половины XX века. Ж. Пужоль писал, что педагогов, специализирующихся на образовании взрослых, в 60-х годах XX века заменили аниматоры: «Анимационная лихорадка 1960-х получила удивительную степень распространения. Это связано с желанием людей общаться и творить взаимоотношения между собой, что проявило себя в форме групп, подчеркивавших свое отличие от народного образования прошлых лет. Учитель здесь представляет собой сочетание учащего и учащегося. Аниматор находится в глубинной связи с группой или сообществом» (13).
Это движение получило наиболее сильный импульс к развитию благодаря общественным движениям, возникшим после революционных событий во Франции в 1968 году. Именно с этого момента начался этап значительного осмысления и углубления практики анимации, ее обращения к важнейшим ценностям жизни человека. Основной целевой группой аниматоров во Франции с этого времени стала молодежь. Их деятельность в основном была направлена на организацию различных видов досуговой активности молодежи.
В современной Франции анимация направлена на социальную интеграцию различных социальных групп и слоев населения, что является наиболее значимой тенденцией настоящего времени. «Социальное действие в современной Франции ... сосредоточено более всего на социальной интеграции и коллективной работе с различными группами населе-
ния по месту жительства: детьми, молодежью, взрослыми. Это поддержка групповой деятельности — праздников, прогулок, вечеринок, — которые организуют различные центры в общественной сфере. Она стремится развивать добрососедство как новый приоритет национальной солидарности» (6).
В Италии деятельность аниматоров долгое время ассоциировалась с работой учителей Римско-католической церкви, активно действовавших в последние десятилетия XIX века. Однако к концу 60-х годов XX века значение анимации в Италии значительно изменилось. В. Лоренц выделяет четыре основных направления анимации в Италии, три из которых совпадают с описанными ранее моделями, а четвертое носит название «культурная анимация», использующаяся в образовательных видах деятельности в школе и вне ее пределов.
М. К. Смит так определяет специфику анимации в пространстве образования: традиционные способы образования в большей степени формируют познавательную сферу ученика, тренинго-вые занятия — умения и навыки, а анимация — ценностные ориентации и мировоззренческие установки. И если в первых двух случаях участники — объекты воздействия, то в анимации — субъекты социального взаимодействия. Участники в анимации формируют себя сами, в том числе свое личное образовательное пространство, а аниматоры в этом процессе — друзья, коллеги, партнеры по поиску смысла и полноты жизни.
Наиболее ярко специфику анимационного образовательного пространства раскрывают шесть парадоксов П. Палме-ра:
1. Пространство должно быть открытым и закрытым.
2. Пространство должно быть гостеприимным и «напряженным».
3. Пространство должно быть выразителем как индивидуальных, так и групповых интересов.
4. Пространство должно совмещать
в себе личные жизненные истории тех, кто вовлечен в процесс обучения, и широкий контекст истории и традиций.
5. Пространство должно ориентировать личность на уединение и взаимодействие с обществом.
6. Пространство должно содействовать речевой активности человека и молчанию (8).
В настоящее время анимация стала заметным явлением не только в странах Европы, но и в Южной Америке. Здесь также появились не только интересные практики, но и выдающиеся идеологи анимационного движения — такие, как П. Фрейре и А. Боаль. Огромный интерес для анимации представляют идеи бразильского мыслителя Паоло Фрей-ре, очень известного в странах Латинской Америки, Африки и Азии, сделавшего значительный вклад в неформальное и народное образование, автора таких трудов, как «Педагогика угнетенных» и «Педагогика надежды».
На основе идей П.Фрейре можно вывести следующие следствия для анимации:
— анимация не столько процесс обучения участников чему-либо, сколько процесс диалогического общения между ними;
— анимация — это практика, которая позволяет свободным и мыслящим людям оказывать влияние на общество;
— анимация — это процесс повышения сознательности участников с целью преобразования реальности;
— анимация — это создание образовательных ситуаций на базе жизненного опыта участников;
— анимация — это трансценденция ролей «ученика» и «учителя», которая основана на росте сознательности учащегося и необходимости «суицида» позиции учителя (12).
Одним из интереснейших идеологов анимации в Южной Америке является директор театра и писатель Аугусто Бо-аль, создатель и руководитель «Театра угнетенных». Именно в формах работы
этого театра очень ярко реализуются принципы социокультурной анимации, так как с его помощью людям удается увидеть самих себя. В обычном театре есть четкая граница между актерами и зрителями, здесь же появляется новый субъект — актер-зритель, который одновременно и участвует в действии, и созерцает его. Это позволяет участникам воспринимать свою повседневную жизнь как спектакль и рефлексивно относиться к ней. А. Боаль использует такие формы, как «невидимый театр» и «общественный театр». Невидимый театр — это уличная форма представления, которая возникает по заранее составленному сценарному плану и не всегда воспринимается окружающими как собственно «спектакль», а иногда — как реальное событие жизни. Общественный театр — это более привычная форма театрального представления, которая предполагает сочетание социальной актуальности действия для участников с театральными средствами выражения.
М. К. Смит призывает исследователей «смотреть глубже» в изучении явления анимации. Иногда термин «аниматор» переводится как модератор, фасилитатор или мотиватор, что не в полной мере раскрывает его значение. В изначальном смысле, как он представлен у Аристотеля, термин «анимация» может переводиться как «оживление» или «одухотворение». Последний также — как дух, дыхание и жизнь. М. К. Смит пишет, что в первом случае можно говорить об оживлении движущихся картинок, а во втором — о «вдыхании жизни» во что-либо. Он отмечает, что эта идея скрыто присутствует у многих практикующих аниматоров, которые используют термин «анимация», потому что он имеет значение «вдыхать жизнь», «вдохновлять» и т.д. А один из итальянских исследователей писал, что анимация — это «социальная практика, направленная на осознавание и развитие подавленного, невостребованного и скрытого потенциала индивидов, малых групп и сообществ» (11).
Идеологи анимационного движения за рубежом рассматривают социокультурную анимацию, опираясь на то ее изначальное значение, которое дает этому понятию Аристотель, то есть, как мы уже говорили, «оживление», «одушевление», «одухотворение». Именно в пространстве этих понятий заключена сущность анимации. Зарубежные и российские исследователи идут здесь в одном направлении, рассматривают это явление не с позиций проявленной реальности, а с позиции имеющегося в анимации потенциала (который задан значением самого термина). Именно углубленное отношение к анимационной деятельности как к деятельности, «вдыхающей жизнь», «оживляющей общественные отношения», «одухотворяющей» или «одушевляющей», «направляющей к духовному», — содержит в себе наиболее высокий социальный потенциал, так как регулирует наиболее значимые и фундаментальные отношения человека с миром и с самим собой.
В контексте тех глобальных вызовов, перед лицом которых ставит XXI век человечество, анимация может стать одним из тех ответов, который удержит его на краю гибели, что особенно актуально для современной России, которая имеет огромное количество скрытых пружин для социального разрушения вследствие духовно-нравственной деградации человека. В аспекте подготовки специалиста-аниматора использование идеологии анимации, ставящей в основу духовно-нравственные аспекты деятельности специалиста, имеет огромное значение. Именно направленность на взаимодействие с окружающим миром и с самим собой на дея-тельностно-духовной основе во вне-религиозной среде с использованием средств культуры и искусства позволит специалисту-аниматору, владея всеми необходимыми технологиями, быть успешным и чрезвычайно важным элементом социального строительства будущего.
Актуальное идеологическое пространство современного специалиста должно включать в себя наиболее продуктивные идеи лидеров анимационного движения мирового значения. В эту систему установок могут входить следующие идеи:
— ключевое значение анимации сосредоточено в самом термине, который означает «одушевление», «одухотворение», «вдыхание жизни», «обращение к духовному»;
— анимация осуществляется через раскрытие подавленного, отчужденного и скрытого потенциала в человеке, социальных группах и сообществах;
— анимация способствует повышению сознательности человека;
— анимация делает человека субъектом социального действия;
— анимация осуществляется в процессе социального взаимодействия, в том числе на уровне «бытия-с-другим»;
— основной процесс в анимации — это не обучение, а диалогическое общение;
— анимация направлена на формирование у человека ценностных ориентаций и мировоззренческих установок;
— анимация осуществляется через развитие эмоциональной сферы человека;
— анимационное образовательное пространство организуется на парадоксальной основе;
— позиции «ученика» и «учителя» в анимации стремятся к выходу за пределы своих границ (к трансцендированию);
— анимация использует создание
особых образовательных ситуаций на базе жизненного опыта участников;
— анимация направлена на социальную интеграцию различных социальных групп и слоев населения;
— интеграционные процессы реализуются в микросоциальной среде в виде установления добрососедских отношений между отдельными индивидами и социальными группами по месту жительства;
— анимация — это общественно полезная деятельность свободных и мыслящих людей.
Выдвинутые идеи не подменяют многообразия подходов и форм анимации, однако позволяют выявить те установки, творческое усвоение которых придаст аниматору качества социально-культурного лидера XXI века, когда особую роль будут играть высокие социальные технологии. Эти положения позволяют формировать актуальный идеологический контекст анимации. Таким образом, современная идеология анимации заключается в организации самодеятельности населения, что позволит через формы глубинного (бытийного) взаимодействия человека с окружающим миром и реализацию скрытых потенциалов способствовать его успешной социализации в обществе, содействовать интеграции социальных групп на основе уважения, любви и взаимопомощи. Анимация здесь представляет собой инструмент социально-психологической гармонизации общества, социальных групп и отдельных индивидов.
Примечания
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: дис. ... д-ра культурологи / М. А. Ариарский. - М., 2000.
2. Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. академика РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - М.: МГУКИ, 1998.
3. Энциклопедия неформального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infed.org
4. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: учеб. пос. / Н. Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2000.
5. Animarts The art of the animateur. An investigation in the skills and insights required of artists to work effectively in schools and communities. London: Animarts/Guildhall School of Music and Drama/London International Festival of Theatre, 2003.
6. Cannan C. Social Action with Children and Families. A community development approach to child and family welfare / C. Cannan, C. Warren (eds.). - London: Routledge, 1997.
7. Lorenz W. Social Work in a Changing Europe / W. Lorenz. - London: Routledge, 1994.
8. Parker J. Palmer The Courage to Teach / J. Parker. - San Francisco: Jossey-Bass, 1998.
9. Pollo M. Educazione come animazione / M. Pollo. - Turin: Libreria Dottrina Cristiana, 1991.
10. Smith H. The Art of Helping Others / Smith, Heather and Mark K. Smith. - London: Jessica Kingsley, 2008.
11. Smith K. M. Animateurs, animation, learning and change. - the encylopaedia of informal education [Electronic resource] / K. Mark Smith. - URL: www.infed.org/animate/b-animat.htm <http://www.infed.org/animate/b-animat.htm>
12. Smith K. M. Paolo Freire [Electronic resource] / K. Mark Smith. - URL: www.infed.org /thinkers/et-freir.htm
13. Toynbee W. S. Adult Education and the Voluntary Associations in France / W. S. Toynbee. - Nottingham: University of Nottingham Department of Adult Education, 1985.
3
Социально-культурная деятельность
Исследования молодых ученых
С. М. Смирнов
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
В статье речь идет о функционировании общественного объединения патриотического профиля как социально-культурного явления общественной среды, имеющего статус негосударственного исполнителя социально-культурной деятельности в Московском регионе. Общественно-культурные инициативы организации несут в себе уникальный воспитательный потенциал в сфере патриотического, нравственного и духовного воспитания молодого поколения. Общественная организация выступает как субъект социально-культурной деятельности в социальном секторе. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, неправительственный объединение, патриотическое воспитание, молодое поколение, мероприятие.
Functioning of non-governmental patriotic profile association as social and cultural phenomenon of social environment is considered. The mechanism of author's ideas on civic and patriotic education of young generation realization in the "creative laboratory" of such associations is shown. "Social partnership" of mentioned social associations and municipal administration in the field of civic and patriotic education of young generation is displayed. Main sources of mentioned associations financing including grants received as result of competitive tenders of socially important programs, sponsoring, charitable contributions, volunteer's help, and so on are enumerated. By example of the "Historical and Cultural Center "Soldier's Star" regional social association it is shown that social and cultural initiatives of such associations have unique potential in the sphere of patriotic, moral and spiritual education of young generation. Keywords: socio-cultural activity, non-governmental association, patriotic education, young generation, event.