УДК 37.013
13.00.00 Педагогические науки
ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Дмитриева Анна Вячеславовна
аспирантка
РИНЦ 7151-4330
Краснодарский государственный институт культуры, Краснодар, Россия
Коллективизм определяется как нравственное качество, которое проявляется в чувстве товарищества, принадлежности к коллективу, обязанности перед ним, умении при необходимости подчинять личные интересы общественным. Это свидетельствует о том, что процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность детей и подростков, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. А свои способности, задатки и индивидуальность ребёнок может использовать и раскрывать в социально-культурной анимации, где вся деятельность и направлена на это. Направленность на индивидуальность человека, свободная обстановка, открытие и развитие личностных качеств и умений, формирование мировоззрения, подразумевает собой социально-культурная анимация. В статье рассматривается технология и организация социально-культурной анимации, которая имеет конкретную цель -воспитание коллективизма у детей и подростков. Построение анимационных программ, подготовительная работа, сверхзадача и многое другое используется для создания «анимационного продукта»
Ключевые слова: СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ, ТЕХНОЛОГИЯ, ВОСПИТАНИЕ, КОЛЛЕКТИВИЗМ
UDC 37.013 Pedagogical sciences
TECHNOLOGY AND ORGANIZATION OF SOCIO-CULTURAL ANIMATION FOR EDUCATION COLLECTIVISM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS
Dmitrieva Anna Vyacheslavovna graduate student RISC 7151-4330
Krasnodar State Institute of Culture, Krasnodar, Russia
Collectivism is defined as a moral quality that manifests itself in the sense of camaraderie, of community responsibilities before him, the ability to subordinate personal interests, if necessary by public. This indicates that the processes of development of the individual and the collective are inextricably linked to each other. The development of the individual depends on the development team, its level of development, the existing structure it business and interpersonal relationships. On the other hand, the activity of children and adolescents, their level of physical and mental development of their capabilities and the ability to determine the strength and impact of educational staff. Ultimately, the collective attitude expressed by the brighter, the more active team members, the more completely they use their individual abilities in the collective life. But their abilities and inclinations individual child may use and disclose in the socio-cultural animation, where all activities and is aimed at this. Focus on individuality, free environment, the discovery and the development of personal qualities and skills, the formation of outlook implies a socio-cultural animation. The article discusses the technology and the organization of socio-cultural animation, which has a specific purpose - education of collectivism in children and adolescents. Building animation programs, preparatory work, the most important task, and more used to create "animation product"
Keywords: SOCIO-CULTURAL ANIMATION, TECHNOLOGY, EDUCATION, COLLECTIVISM
В настоящее время требуется своя технология и организация социально-культурной анимации, особенно если ставить цель воспитание коллективизма у детей и подростков.
Рассмотрим построение анимационных программ. Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:
- организационная - организация совместной деятельности анимационной команды;
- инструкторско-методическая - создание и разработка сценариев и мероприятий, подбор игр и конкурсов, составления маршрутов с последующей разработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
- режиссерская - подбор и распределение ролей, составление плана репетиций, постановка;
- техническая - подготовка технических средств, площадки для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр. [1]
До организационной подсистемы проводится подготовительная работа, которая включает в себя подбор аниматорского состава. На сегодняшний день есть аниматоры, которые работают только с детьми или только с взрослыми, и универсальные аниматоры, которые умеют совмещать и то и другое, но это единичные случаи. Поэтому подбору аниматоров уделяется особенное внимание в технологии создания и реализации анимационных программ.
И ещё один важный момент в создании анимационного продукта - это конкретная направленность на заранее известную аудиторию. Т.е. информация о возрастной категории, об особенностях и специфичности, о предпочтениях и вкусах аудитории. Не должно быть «подстраивания под зрителей и участников», но и не должно
быть программы «мимо кассы». Для этого тщательно изучается аудитория, и социально-культурная анимация строится на основе данных исследования.
Сверхзадача, которая ставится во всех мероприятиях, - это воспитание коллективизма у детей и подростков. Данная цель должна «проходить» через всю программу, при этом не должно быть навязывания и внушения, т.к. данные методы сразу вызывают отрицательные эмоции у субъектов. Ненавязчивость и непринуждённость обстановки - это одни из инструментов социально-культурной анимации.[2] Даже если у самого мероприятия нет сюжетной линии, а предоставляется набор средств анимации, то всё равно должна быть поставлена сверхзадача.
Приведём пример технологии и организации социально-культурной анимации в коммерческой организации Агентство праздника «МАСКАРАД» г.Краснодара, где проходят практику студенты и работают выпускники Краснодарского государственного института культуры, специальности «менеджер социально-культурной деятельности» и «актёр театра и кино». Эта организация не только предоставляет развлечение и рекреацию населения на коммерческой основе средствами культурно-досуговой деятельности[5], но и реализует другие направление, так же на коммерческой основе.
В современной практике анимационной деятельности используются такие типы программ:
- игровые;
- конкурсно-игровые и конкурсно-зрелищные;
- фольклорные;
- зрелищно-театрализованные;
- художественно-публицистические;
- танцевально-развлекательные;
- спортивно-оздоровительные. [3]
В этом списке игровая программа представлена первой, ведь она является на сегодняшний день одной из самых распространенных типов анимационной программ. А ведущей организованный метод игра, используется практически во всех мероприятиях.
Была проведена зрелищно-театрализованная программа, посвящённая творчеству русскому поэту, драматургу и прозаику А.С.Пушкину, «Сказки А.С.Пушкина», в МОУ СОШ №32 г.Краснодара, для младших классов. Одной из главных целей было ознакомление детей со сказками великого поэта и развития творческих качеств в литературной и театральной деятельности. Но сверхзадача была воспитание коллективизма через сказки, ведь главные герои никогда не действуют одни, и побеждают злых персонажей коллективно. «Один в поле не воин» эта пословица отражена и внедрена в сказках А.С.Пушкина.
Были проведены ряд подготовительных работ для успешного проведения мероприятия:
- изучение аудитории;
- подбор аниматоров для детей;
- совместная деятельность аниматоров, для сплочения и образования единой команды аниматоров;
- коллегиальное создание и разработка сценария мероприятия, подбор игр и конкурсов, с учётом сверхзадачи;
- распределение ролей, подбор технического персонала, составление плана репетиций, постановка;
- подготовка технических средств, площадки для анимационного мероприятия, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
Сюжет зрелищно-театрализованной программы:
Пролог.
Театрализованное представление героев сказок А.С.Пушкина.
Завязка.
Смешение героев из разных сказок.
Кульминация.
Конфликт героев сказок.
Развязка.
Игровой блок, где игры в одной концепции с общей темой. В стране сказок дети поучаствовали в разных сказках. Примирение героев сказок.
Эпилог.
Подведение итогов и награждение участников. [4]
В этой программе каждый участник имел возможность проявить себя в играх, раскрыть свои литературные и творческие способности. Но при этом аниматоры давали задания командам, ребёнок, находясь в коллективе, подчинялся коллективу и был одним целым с ним. Хочется подчеркнуть, что не было подавление личности, а как раз наоборот, как было написано выше, происходило проявление и раскрытие личности через анимацию.
Та же приведём пример технологии и организации социально-культурной анимации в Центре Детского Творчества Прикубанского округа. В настоящее время Центр детского творчества - это современное многоструктурное и многофункциональное учреждение дополнительного образования детей, неотъемлемая часть системы непрерывного образования Прикубанского внутригородского округа и города Краснодара. Где мною под руководством педагога-
организатора Давыденко О.И., была проведена программа «Полёт в творчество» в клубе по месту жительства СПК № 4 «Тимуровец».
Были так же проведены ряд подготовительных работ для успешного проведения мероприятия:
- изучение аудитории, особенность в том, что дети могли быть самые разные, так как все мероприятия проводятся во дворе, и каждый из детей и подростков может принимать участие;
- индивидуальное создание и разработка сценария мероприятия, подбор игр и конкурсов, с учётом сверхзадачи;
- подготовка и распространение информации о проводимом мероприятии;
- подготовка технических средств, площадки для анимационного мероприятия, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.
В данной программе была основная нацеленность на анимационные игры, в ходе которых мы определили победителей.
Набор анимационных игр:
1. Знакомство.
2. «Игры для разогрева», при этом малоподвижные.
3. Подвижные игры.
4. Заключительные игры (которые выявляли основных победителей в мероприятие).
В этом мероприятие всё внимание было направлено на анимационные игры, раскрытие способностей детей и подростков через анимационную игру. При этом были коллективные задания, но в итоге определялись победители отельные личности, это было сделано, чтобы у ребят был стимул проявить себя и показать свои способности.
Технологический подход в организации анимационных мероприятий - это основа, так сказать «фундамент» любого
мероприятия. Мы привели примеры двух мероприятий совершенно разных, как и по строению, так и по организаторам мероприятия. В первом случае организаторы - это коммерческая организация, во втором бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Так же разное содержание и структура мероприятий, но есть единая общая сверхзадача - воспитание коллективизма у детей и подростков. Мероприятие были придуманы и проведены собственноручно, но на качество цель ни в коем случае не повлияла, если только в положительную сторону. Если для бюджетного учреждения это главенствующие цели, то для коммерческой организации, основная цель - получения прибыли.
В этом и заключается спорный вопрос. С одной точки зрения, коммерческие организации сами содержат себя и платят налоги, поэтому цель оправдана и логично. Но с другой стороны, направленность на одну прибыль, это утопия общества, при этом процессе не всегда, а точнее только иногда учитывается моральные и нравственные стороны «культурного продукта», в особенности его воспитательный аспект. Исходя из этого, можно предложить определённые государственные гранты и премии для коммерческих организаций праздников и мероприятий, которые трудятся во благо подрастающего поколения, не только развлекая, но и ставя более высокие цели перед собой.
Технологический подход к социально-культурной анимации, как мы уже описывали ранее, объединяет в себе средства, формы, методы СКА. Данные объединения используются в учебном, творческом и, конечно же, воспитательном процессе. Воспитанию во время социально-культурной анимации уделяется отдельное внимание, как особенно важному процессу для детей и подростков.
Литература
1. Ганьшина, Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Сб.науч.ст./Г.С.Ганьшина - Тамбов: ТГУ, 2010. - C. 67.
2. Горбачев А.А., Дмитриева А.В. Социально-культурная анимация как средство развития туризма: технологический подход // Научно-методический и информационный журнал: Курорты. Сервис. Туризм. / Под редакцией доцента А.А.Самойленко. - Краснодар: КСЭИ,2015. - № 2 (27). - С. 14-18.
3. Дедурина, Т.В. О специфике сущностных свойств социокультурной анимации/Т. В. Дед ур ина // Вестник МГУКИ. — 2008. № 5. - С. 101-103
4. Дмитриева, А. В. Социокультурная анимация как средство развития творческих способностей у детей и молодёжи (на примере коммерческой организации агентства праздника «МАСКАРАД» г.Краснодара)/А.В.Дмитриева // Теория и практика развития социокультурной сферы сборник научных статей. Составитель и научный редактор Е.Б. Оселедчик. - Краснодар: КГУКИ, 2015. - С. 108-110.
5. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств/А. Д.Жарков. - М.: издательский дом МГУКИ, 2007. - 480с.
6. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст]: / А.С.Макаренко / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Халемендик. - М.: Политиздат, 1988. - 256с.
7. Smith, K. Mark Animateurs, animation, learning and change. - the encylopaedia of informal education. [Электронный ресурс]: www.infed.org/animate/b-animat.htm
References
1. Gan'shina, G.S. Social'no-kul'turnaja animacija: ot idei k voploshheniju. Sb.nauch.st./G.S.Gan'shina - Tambov: TGU, 2010. - C. 67.
2. Gorbachev A.A., Dmitrieva A.V. Social'no-kul'turnaja animacija kak sredstvo razvitija turizma: tehnologicheskij podhod // Nauchno-metodicheskij i informacionnyj zhurnal: Kurorty. Servis. Turizm. / Pod redakciej docenta A.A.Samojlenko. - Krasnodar: KSJeI,2015. - № 2 (27). - S. 14-18.
3. Dedurina, T.V. O specifike sushhnostnyh svojstv sociokul'turnoj animacii/T.V.Dedurina // Vestnik MGUKI. — 2008. № 5. - S. 101-103
4. Dmitrieva, A.V. Sociokul'turnaja animacija kak sredstvo razvitija tvorcheskih sposobnostej u detej i molodjozhi (na primere kommercheskoj organizacii agentstva prazdnika «MASKARAD» g.Krasnodara)/A.V.Dmitrieva // Teorija i praktika razvitija sociokul'turnoj sfery sbornik nauchnyh statej. Sostavitel' i nauchnyj redaktor E.B. Oseledchik. - Krasnodar: KGUKI, 2015. - S. 108-110.
5. Zharkov, A.D. Teorija i tehnologija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti [Tekst]: uchebnik dlja studentov vuzov kul'tury i iskusstv/A.D.Zharkov. - M.: izdatel'skij dom MGUKI, 2007. - 480s.
6. Makarenko, A.S. O vospitanii [Tekst]: / A.S.Makarenko / Sost. i avt. vstupit. stat'i V.S.Halemendik. - M.: Politizdat, 1988. - 256s.
7. Smith, K. Mark Animateurs, animation, learning and change. - the encylopaedia of informal education. [Jelektronnyj resurs]: www.infed.org/animate/b-animat.htm