Научная статья на тему 'Технология социально-культурной анимации как средство воспитания коллективизма у детей и подростков'

Технология социально-культурной анимации как средство воспитания коллективизма у детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / СВЕРХЗАДАЧА / TECHNOLOGY / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / EDUCATION / TEAMWORK / MOST IMPORTANT TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева А.В.

В статье рассматривается технология социально-культурной анимации, которая имеет конкретную цель воспитание коллективизма у детей и подростков. Технологический подход объединяет в себе средства, формы и методы социально-культурной деятельности. Для успешного создания «анимационного продукта» используются системы и подсистемы, которые рассматриваются в данной работе и на конкретных примерах из практического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION AS MEANS OF EDUCATION OF COLLEC-TIVISM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article discusses the technique of socio-cultural animation, which has a specific purpose education of collectivism in children and adolescents. Technological approach combines tools, forms and methods of social and cultural activities. To successfully create "animation product" used systems and subsystems that are discussed in this paper, and concrete examples from practical experience.

Текст научной работы на тему «Технология социально-культурной анимации как средство воспитания коллективизма у детей и подростков»

УДК 37.013

А.В.Дмитриева

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается технология социально-культурной анимации, которая имеет конкретную цель -воспитание коллективизма у детей и подростков. Технологический подход объединяет в себе средства, формы и методы социально-культурной деятельности. Для успешного создания «анимационного продукта» используются системы и подсистемы, которые рассматриваются в данной работе и на конкретных примерах из практического опыта.

Ключевые слова: технология, социально-культурная анимация, воспитание, коллективизм, сверхзадача.

Anna Dmitrieva TECHNOLOGY SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION AS MEANS OF EDUCATION OF COLLEC-TIVISM IN CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article discusses the technique of socio-cultural animation, which has a specific purpose - education of collectivism in children and adolescents. Technological approach combines tools, forms and methods of social and cultural activities. To successfully create "animation product" used systems and subsystems that are discussed in this paper, and concrete examples from practical experience.

Keywords: technology, socio-cultural animation, education, teamwork, the most important task.

Термин «технология» объединяет в себе совокупность методов, способов, материалов и процессов, используемых в какой-либо деятельности или отрасли [1]. В данном исследовании - это технология социально-культурной анимации.

Актуальность данный работы заключается в том, что на сегодняшний день социально-культурная анимация способствует реализации креативного начала у подрастающего поколения. В современном обществе происходит утрачивание понятия «коллективизма». Коллективизм - это собирательный социально-психологический термин, где основной упор идёт на важность и ценность коллектива. Технология социально-культурной анимации предполагает комплексное построение масссовых программ и изначально имеет основную цель - воспитание коллективизма у детей и подростков.

Рассмотрим построение анимационных программ, данный вопрос остается в центре внимания отечественных и зарубежных ученых. Технология создания и реализации анимационных меро-приятий как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем: организационная; инструкторско-методическая; режиссёрская; техническая [4].

Сверхзадача, которая ставится во всех мероприятиях, - это воспитание коллективизма у детей и подростков. Данная цель должна «проходить» через всю программу, при этом не должно быть навязывания и внушения, т.к. данные методы сразу вызывают отрицательные эмоции у субъектов. Ненавязчивость и непринуждённость обстановки - это одни из инструментов социально-культурной анимации [5, с.15]. Даже если у самого мероприятия нет сюжетной линии, а предоставляется только набор средств анимации, то всё равно должна быть поставлена сверхзадача.

Приведём пример технологии организации социально-культурной анимации в коммерческой организации Агентство праздника «МАСКАРАД» города Краснодара, где проходят практику студенты и работают выпускники Краснодарского государственного института культуры.

В МОУ СОШ №32 г. Краснодара была проведена зрелищно-театрализованная программа для младших классов «Сказки А.С.Пушкина», посвящённая творчеству русского поэта, драматурга и прозаика АС.Пушкина Цели, которые ставили перед собой организаторы мероприятия -ознакомление детей со сказками великого поэта и развитие творческих качеств ребят в литературной и театральной деятельности. Но сверхзадачей было воспитание коллективизма через сказки, ведь главные герои никогда не действуют одни и побеждают злых персонажей коллективно. «Один в поле не воин» - эта пословица отражена в сказках АС.Пушкина Был проведен ряд подготовительных работ для успешного проведения мероприятия: изучение аудитории; подбор аниматоров для детей; совместная деятельность аниматоров для сплочения и образования единой команды аниматоров; коллегиальное создание и разработка сценария мероприятия, подбор игр и конкурсов с учётом сверхзадачи; распределение ролей, подбор технического персонала, составление плана репетиций, постановка; подготовка технических средств, площадки для анимационного мероприятия, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения

и пр.

Сюжет зрелищно-театрализованной программы: пролог - театрализованное представление героев сказок АС.Пушкина; завязка - смешение героев из разных сказок; кульминация - конфликт героев сказок; развязка - игровой блок, где игры в одной концепции с общей темой. В стране чудес дети поучаствовали в разных сказках. Примирение главных героев; эпилог - подведение итогов и награждение участников.

В этой программе каждый участник имел возможность проявить себя в играх, раскрыть свои литературные и творческие способности. Но при этом аниматоры давали задания командам, ребёнок, находясь в коллективе, подчинялся коллективу и был одним целым с ним. Хочется подчеркнуть, что не было подавления личности, а как раз наоборот, как было написано выше, происходило проявление и раскрытие личности через анимацию.

Так же приведём пример технологии организации социально-культурной анимации в Центре Детского Творчества Прикубанского округа. На сегодняшний день Центр детского творчества являя-ется современным учреждением дополнительного образования детей и подростков. В данном центре мною под руководством педагога-организатора Давыденко О.И., была проведена программа «Полёт в творчество» в клубе по месту жительства разновозрастного отряда социально-педагогический комплекса (СПК) № 4 «Тимуровец».

Был так же проведен ряд подготовительных работ для успешного проведения мероприятия: изучение аудитории (особенность состояла в том, что дети могли быть самые разные, так как все мероприятия проводились во дворе, и каждый из детей и подростков мог принять участие); индивидуальное создание и разработка сценария мероприятия, подбор игр и конкурсов с учётом сверх-задачи; подготовка и распространение информации о проводимом мероприятии; подготовка технических средств, площадки для анимационного мероприятия, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения и пр.

В данной программе основной упор был на анимационные игры, в ходе которых мы определили победителей.

Набор анимационных игр: 1. Знакомство. Данный этап включал в себя узнавание и запоминание имён ребят, а так же и их творческого амплуа, которое они себе придумывали во время процесса знакомства; 2. «Игры для разогрева», при этом малоподвижные. Направленность шла на активацию творческого воображения, выполнение творческих заданий, которые невозможно было выполнить без помощи всех остальных ребят. Если это назвать театральным термином, «взаимодействие с партнёром и партнёрами», только не по сцене, а по играм; 3. Подвижные игры. Этот этап так же имел направленность на творчество, но уже в более активной форме проведения. При этом ребятам предлагалось решать вопросы и принимать решения коллективно, учитывая мнения каждого из участника команды; 4. Заключительные игры. На данном этапе происходило выявление основных победителей мероприятия.

Завершающий этап подытоживал всю программу и в творческой форме разрешал спорные во-просы на счёт победителей игр.

В этом мероприятии всё внимание было направлено на анимационные игры, раскрытие способностей детей и подростков через анимационную игру. В итоге определялись победители отдельные личности, хотя в программе были и коллективные задания, это было сделано, чтобы у ребят был стимул проявить себя и показать свои способности.

Технологический подход к социально-культурной анимации, как мы уже описывали ранее, объединяет в себе средства, формы, методы социально-культурной анимации [2]. Данное объединение используется в учебном, творческом и, конечно же, воспитательном процессе. Остановимся более подробно на воспитательном процессе. Воспитанию во время социально-культурной анимации уделяется отдельное внимание, как особенно важному процессу для детей и подростков.

Технология воспитания представляет собой систему разнообразных способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые были разработаны научными деятелями и отобраны на практике. Главный вопрос, который ставит перед собой любая технология, в том числе и технология воспитания, это вопрос «как?».

Рассмотрим конкретизированную последовательность алгоритмов технологии воспитания: определение четкой конкретной цели; разработка «блока данных» теоретических оснований: изучение педагогических концепций, которые раскрывают процесс воспитания; структура деятельности происходит поэтапно: подготовительный, функциональный, контрольный,

итоговый; анализ полученных результатов: мониторинг - коррекция - рефлексия [3].

Эффективность технологии воспитания должна оцениваться по таким критериям, как: изменение отношения ребёнка к самому себе, изменение отношения ребёнка к коллективу и способность самоопределения личности. При воспитании коллективизма должны учитываться отношения ребёнка в коллективе, адаптирование и принятие участия в коллективной деятельности, определение «своего места» в коллективе, взаимоотношение и соотношения себя с коллективом в учебное и внеучебное время, самоопределение своих творческих способностей и задатков. На перечисленные аспекты и направлена социально-культурная анимация.

Таким образом, технология социально-культурной анимации как средство воспитания коллективизма у детей и подростков, имеет эффективное применение в данной сфере деятельности и представляет собой инструмент социально-психологической гармонизации общества, социальных групп и личности в частности.

Литература

1.Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая 1. Avanesova, G.A. Kul'turno-dosugovaja деятельность: Теория и практика организации: dejatel'nost': Teorija 1 praktika organizacii: Uchebnoe

Учебное пособие/Г.ААванесова. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 236с.

2.Дедурина, Т.В. О специфике сущностных свойств социокультурной анимации/Т.В.Дедурина / / Вестник МГУКИ. - 2008. № 5. - С. 101-103

3.Киселёва, Т.Г. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие/Т.Г.Киселёва, Ю.Д.Красильников. - М.:МГУКИ, 2004. - 539с.

4.Ганьшина, Г.С. Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению. Сб.науч.ст./Г.С.Ганьшина - Тамбов: ТГУ, 2010. - C. 67.

Б.Горбачев А.А., Дмитриева А.В. Социально-культурная анимация как средство развития туризма: технологический подход // Научно-методический и информационный журнал: Курорты. Сервис. Туризм. / Под редакцией доцента А.А.Самойленко. - Краснодар: КСЭИ,2015. - № 2' (27). - С. 14-

posobie/G.A.Avanesova. - M.: Aspekt Press, 2007. -236s.

2. Dedurina, T.V. O specifike sushhnostnyh svojstv sociokul'turnoj animacii/T.V.Dedurina // Vestnik MGUKI. - 2008. № 5. - S. 101-103

3. Kiseljova, T.G. Social'no-kul'turnaja dejatel'nost': Uchebnoe posobie/T.G.Kiseljova, Ju.D.Krasil'nikov. - M.:MGUKI, 2004. - 539s.

4. Gan'shina, G.S. Social'no-kul'turnaja animacija: ot idei k voploshheniju. Sb.nauch.st./G.S.Gan'shina -Tambov: TGU, 2010. - C. 67.

5. Gorbachev A.A., Dmitrieva A.V. Social'no-kul'turnaja animacija kak sredstvo razvitija turizma: tehnologicheskij podhod // Nauchno-metodicheskij i informacionnyj zhurnal: Kurorty. Servis. Turizm. / Pod redakciej docenta A.A.Samojlenko. - Krasnodar: KSJeI,2015. - № 2 (27). - S. 14-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.