Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты воспитания коллективизма у детей и подростков средствами социально-культурной анимации'

Психолого-педагогические аспекты воспитания коллективизма у детей и подростков средствами социально-культурной анимации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
413
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / МЕТОД / ИНДИВИДУАЛИЗМ / EDUCATION / TEAMWORK / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / THE METHOD OF INDIVIDUALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева А.В.

В статье рассматривается психолого-педагогические аспекты воспитания коллективизма средствами социально-культурной анимации, организуемой в условиях свободного общения детей и подростков, стимулирующей содержательный обмен духовными ценностями, формирующей эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Проводится исследование, на основании которого делаются выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF COLLECTIVISM EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION

The article discusses the psychological and pedagogical aspects of education of collectivism by means of socio-cultural animation, organized in a free communication between children and adolescents, enabling meaningful exchange of spiritual values, forming an aesthetic relationship to reality, the mastery of a wide range of specialized knowledge and skills. A study, based on which conclusions are drawn.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты воспитания коллективизма у детей и подростков средствами социально-культурной анимации»

- выполнение задач организации социально-культурной деятельности молодежи в системе формирования толерантных установок поведения и общения;

- обеспечение ориентации на свободное самовыражение участника, признавая за ним развитие его творческой и музыкальной индивидуальности.

Литература

1. Громова Л.А. Использование принципа толерантности в преподавании изоискусства [Текст] - Актуальные проблемы педагогики и психологии: Сб. науч. тр. молодых ученых и студентов КГПУ. Выпуск 5. Ред. \ Р.А.Валеевой. - Казань: КГПУ, 2004.

2. Гурьянов А.М. Педагогические условия формирования толерантности у учителей физической культуры в системе повышения квалификации: [Текст] автореф...канд.пед.наук - Ульяновск, 2009.

3. Зиганшина Н.Л. Роль семьи в воспитании толерантной личности [Текст] /- Актуальные проблемы педагогики и психологии -Вып.7. -Казань, КГПУ, 2004.

4. Зиннуров А.М. От идеологии толерантности - к диалогу культур [Текст] - Восток и запад: глобализация и культурная идентичность: Казань, изд-во Казанского ун-та, 2005.

5. Зелова Т. П. Формирование толерантности «Толерантность - гармония многообразия» [Электронный ресурс] /Общероссийский проект 2012-2012 -Школа цифрового века/ Статья отнесена к разделу: Классное руководство - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/(411279 байт)

6. Ионина О.С. Формирование толерантности как средство устранения внутриличностных конфликтов подростков [Текст]: Дисс.канд.пед.наук - Казань, 2005.

7. Каргополова О. А. Рефлексивный тренинг как условие формирования межличностной толерантности студентов педагогического колледжа [Текст] / Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф.— Пермь: Меркурий, 2012.

8. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет [Текст] : автореф...канд.пед.наук - Нижний Новгород, 2011.

9. Климова М.В. Формирование толерантности как интегрального качества личности подростков 13-15 лет [Текст]: автореф.канд.пед.наук - Нижний Новгород - 2011.

10. Культуротворческие технологии Классификация культуроохранных и культуротворческих технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://social-culture.ru/indexphp?request=full&id=275

11. Павлова О.С. Воспитание толерантности как основы формирования гражданской позиции молодежи [Электронный ресурс]./ PsyJournals.ru-каталог психологических изданий/полнотесктовые архивы/ зарубежные обзоры/ календарь конференций/ / Портал психологических изданий/ - Режим доступа: http://fpo.ru/etnopsy /pavl--formirovanie1.html

12. Технологии коммуникации и общественных связей. Общая характеристика [Электронный ресурс]./ Режим доступа: [http://www.sociologyinweb.ru/spgs-1173-1.html

13. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея [Текст]: Дисс.канд.пед.наук - Москва, 2003.

14. Ширванян А.Э. Формирование толерантности младших школьников в процессе педагогического общения [Текст]: Дисс.канд.пед.наук - Ставрополь, 2008.

15. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века [Текст] - М.: РИО МГТА, 2003.

16. Яценко Ю.С. Воспитание толерантности студентов средствами межкультурной коммуникации в процессе языкового образования [Текст]: Дисс.канд.пед.наук /- Ростов-на-дону, 2008.

УДК 37.013

А.В.Дмитриева

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ

В статье рассматривается психолого-педагогические аспекты воспитания коллективизма средствами социально-культурной анимации, организуемой в условиях свободного общения детей и подростков, стимулирующей содержательный обмен духовными ценностями, формирующей эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Проводится исследование, на основании которого делаются выводы.

Ключевые слова: воспитание, коллективизм, социально-культурная анимация, метод, индивидуализм

Anna Dmitrieva PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF COLLECTIVISM EDUCATION OF CHILDREN AND TEENAGERS BY MEANS OF SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION

The article discusses the psychological and pedagogical aspects of education of collectivism by means of socio-cultural animation, organized in a free communication between children and adolescents, enabling meaningful exchange of spiritual values, forming an aesthetic relationship to reality, the mastery of a wide range of specialized knowledge and skills. A study, based on which conclusions are drawn.

Keywords: education, teamwork, socio-cultural animation, the method of individualism

Актуальность исследования состоит в том, что в нем рассматриваются проблемы воспитания коллективизма у детей и подростков с помощью социально-культурной анимации в современной России, направленное на воспитание творческой и альтруистической личности. В условиях современного мира социально-культурная анимация способствует реализации креативного начала у подрастающего поколения.

В докладе на общем собрании РАО, Д.И.Фельдштейн отмечал, что важность отношения к детству особенно четко высветилась именно сейчас. Так же отмечалось на заседании Совета Федерации, «проблемы в сфере детства...нарастают быстрее, чем мы их решаем»[4].

В указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" выдвигаются такие тезисы как максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В РФ должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности [3]. Вот такую поддержку от государства мы можем ожидать, разрабатывая наши программы, так социально-культурная анимация одна из самых активных форм дополнительного образования для детей и подростков.

Для моего исследования особую значимость имеют труды зарубежных классиков, теоретиков марксизма-ленинизма. Так же труды в области педагогики и психологии: А.Дистервег, И.Г.Песта-лоцци, Платона, Аристотеля, Аль-Фараби А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского.

Зарубежные исследователи анимации: Р.Лабури, П.Бернара, Ж.Дю-мазедье, К.Мулине, М.-Ж. Паризе, А.Боаль, П.Палмера, М.Поло, М.К.Смита, П.Фрейре. И отечественные теоретики современной социально-куль-турной деятельности: М.А.Ариарского, А.В.Бутов, А.А.Горбачева, А.Д.Жаркова, Л.С. Жаркова, В.А.Квартальнова, В.С.Садовская, В.Я.Суртаева Н.Н. Ярошенко.

Объектом исследования является социально-культурная анимация. Предмет исследования -воспитание коллективизма у детей и подростков посредством социально-культурной анимации. Цель исследования - разработка теоретических основ, организационно-методических и педагогических форм и технологий воспитания коллективизма у детей и подростков в процессе социализирующего и культурного влияния анимации, построенного на развитие творческого потенциала.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

- научно обосновать психолого-педагогическую направленность воспитания коллективизма в кружках, ДК, сельских клубах, школах и студенческих аудиториях;

- осуществить теоретико-методологический анализ сущности и содержания анимационной деятельности в детских и подростковых коллективах в условиях туристских базах, детских санаториев, центрах туристско-краеведческой и патриотической работы;

- разработать стратегии развития социально-культурной анимации для разных возрастных групп, с использованием инновационных технологий, современных форм и методов воспитания коллективизма и в будущем основ корпоративной культуры;

- изучать современное состояние детских и подростковых коллективов г.Краснодара на базе учреждений культуры, школ и вузов;

- провести психолого-педагогические исследования и дать анализ возможностям влияния социально-культурной анимации в воспитании коллективизма у детей и подростков;

- разработать научно-обоснованную и проверенную на практике программу «Социально-культурная анимация» для школ, ссузов и вузов.

Научная новизна состоит в том, что:

- обоснована сущность воспитания коллективизма у детей и подростков в процессе анимационной деятельности и оздоровительной направленности в современных условиях;

- выявлена возможность и намечены стратегии использования социально-культурной анимации в воспитании коллективизма у детей и подростков;

- разработан вектор развития системы воспитания коллективизма у подрастающего поколения средствами социально-культуной анимации;

- разработана программа социально-культуной анимации для воспитания коллективизма детей и подростков.

Теоретическая значимость исследования - в результате ретроспективного анализа и обобщения научно-теоретических материалов получены теоретические знания, дополняющие современные представления о воспитания коллективизма и о социально-культурной анимации, ее структуре. Описана возможность использования социально-культурной анимации в воспитание коллективизма. Получены результаты о состояние детских и подростковых коллективах.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные и апробированные аспирантом педагогические условия позволили оптимизировать процесс формирования творческого воображения и чувства коллективизма у детей и подростков. Авторская программа «Социально-культурная анимация» и методические рекомендации способствую формированию творческого мышления, социализации личности в коллективе, самоидентификации детей и подростков, воспитанию коллективизма в группе.

Методы исследования, использованные в работе, можно разделить на два вида: теоретические - контент-анализ, синтез, аналогия; Фэмпирические - беседа, наблюдение, анкетирование, анализ учебных программ и учебно-методических пособий, анализ и обобщение практического опыта.

Опытно-экспериментальная база исследования - гимназии №80, №72 и МБОУ СОШ 42 г.Краснодара, дети и подростки, и их родители.

В ходе исследования установилось, что более 40% респондентам не нравятся коллективы, в которых они состоят. 30% чувствуют себя одинокими в коллективе, при этом есть ребята, которые утвердительно считают себя индивидуалистами, хотя их родителе не хотят этого. Для сплочения их коллективов, по их мнению, используют мало методов, и хотели бы видеть более разнообразные мероприятия, особенно с анимацией. Респонденты, не хотели бы состоять в коллективе, где ставят коллектив выше личности Т.е. по факту большинство хотят дружный и сплочённый коллектив, но своё «я» ставят выше коллектива.

В итоге можно сказать, что действительно незначительное место воспитания коллективизма происходит из-за отсутствия такой цели, ограниченное количество метод и средств, применяемых при работе с детьми и подростками и нацеленность ребят на индивидуализм. Социально-культурная анимация, которая вызывает только положительные эмоции у ребят и родителей, будет новым направлением, именно в воспитание коллективизма.

В заключение научной работы следует отметить, что одной из главных задач социально-культурной анимации и есть создание психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. Поэтому социально-культурная анимация эффективный метод для воспитания коллективизма у детей и подростков, альтернативы которому нет, в условиях безмерного увлечения компьютерными технологиями и играми.

Данное исследование не исчерпывает и не завершает изучение проблем исследования роли социально-культурной анимации воспитание коллективизма у детей и подростков. Разработка этой темы лишь начинается и требует дальнейшего научного анализа. Разработанная социально-культурная программа ждет начала реализации.

Литература

1.Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности [Текст]: учебник для студентов вузов культуры и искусств/А.Д.Жарко. - М.: Издательский дом МГУКИ, 2007. - 480с.

2.Макаренко, А.С. О воспитании [Текст]: / А.С.Макаренко / Сост. и авт. вступит. статьи В.С.Халемендик. -М.: Политиздат, 1988. - 256с.

3.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» [Электронный ресурс] /Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://base. garant.ru/70183566/

4.Фельдштейн, Д. И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно-временной ситуации XXI века [Текст]: (докл. на общ. собрании РАО) : [О подгот. и аттестации науч. кадров по пед. и психол. специальностям]/ Д. И. Фельдштейн / / Российский психологический журнал.- М.: Кредо, 2013.- Т.10, №2.- С. 7-31

5.Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация [Текст]: Учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126с.

6. Smith, K. Mark Animateurs, animation, learning and change. - the encylopaedia of informai éducation. [Электронный ресурс]: www.infed.org/animate/b-animat.htm

УДК 023.5

Н.А.Сумро

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Проанализировано современное состояние конкурентоспособности библиотечно-информаци-онных специалистов Самарской области и фактическое содержание их конкурентных позиций на рынке труда. Приведены результаты исследования личностных конкурентных преимуществ специалистов библиотек как профессиональной группы, выявлен комплекс поведенческих закономерностей, что позволяет использовать полученные результаты для определения кадровой политики в сфере культуры региона.

Ключевые слова: библиотечно-информационные специалисты, конкурентоспособность, библиотечные кадры, самооценка, рынок труда, поведенческие стратегии, Самарская область, мотивация, карьера.

Natalia Sumro ASSESSMENT OF PERSONAL COMPETITIVENESS OF LIBRARY AND INFORMATION PROFESSIONALS

The current state of competitiveness of library and information professionals of the Samara région and the actual content of their competitive position in the labor market. The results of the study of personal competitive advantages specialist libraries as a professional group are given, the complex of behavioral laws that allows you to use the results to determine the personnel policy in the sphere of culture in the region is revealed.

Key words: library and information professionals, competitiveness, library staff, self-esteem, labor market, behavioral strategies, Samara, motivation, career.

Актуальность исследования вопросов конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов определяется трансформацией функций, роли и места библиотек в информационном обществе, возникновением и развитием конкурентной среды и, как следствие, необходимостью формирования у библиотечно-информационных специалистов знаний и навыков, способных обеспечить их адаптацию, динамичную мобильность и профессионально-личностные преимущества на рынке труда.

Проблема конкурентоспособности специалистов в современных условиях рассматривается в качестве проявленного результата профессиональной деятельности личности [2, 10, 11, 12]. При этом на востребованность библиотечных кадров на рынке труда оказывает влияние конкурентоспособность вузовского образования [1, 4, 5], библиотечных учреждений [3, 6, 8], представляющиеся возможности расширения сферы профессиональной деятельности и своевременного обновления знаний [7, 9].

В рамках исследования конкурентоспособности библиотечно-информационных специалистов Самарской области анализировались поведенческие стратегии, уровень их конкурентных преимуществ на рынке труда, личностная самооценка. На основании полученных данных представлялась возможность получить сведения о современном состоянии конкурентоспособности в профессиональной среде региона.

Объем выборочной совокупности распределялся примерно в равных пропорциях согласно периодам выпуска специалистов в регионе (1976-1990 гг., 1991-2000 гг., 2001-2015 гг.). Подобное условное деление связано с особенностями государственной политики в области библиотечного дела и образования, личностного мировоззрения, свойственного представителям разных поколений, изменениями в содержании деятельности библиотек и библиотечно-информационных специалистов в различные исторические периоды.

В самооценочном блоке анкеты предлагалось оценить конкурентоспособность библиотечно-информационного специалиста на рынке труда и собственный уровень конкурентоспособности. Большинство респондентов (51%) в целом отмечают высокую востребованность библиотечно-информационных специалистов на профессиональном рынке, а 46% уверены, что они могут успешно конкурировать как в своей сфере, так и с представителями других профессий, и лишь 3% уверены в абсолютной неконкурентоспособности в любом сегменте трудоустройства. Оценивая личностный уровень способности конкурировать на внепрофесиональном рынке, 37% респондентов рассматривают его как низкий, 39% - как средний и только 24% - как высокий. Тем самым констатируется потенциальная высокая конкурентоспособность библиотечно-информационных специалистов в целом, но собственная рассматривается как пассивная. Из этого числа большинство считают себя хорошими профессионалами (18%), работоспособными (11%), обладающими умением переключаться с одного вида деятельности на другой (11%), коммуникабельными (9%) и профессионально мобильными (9%). На вопрос же о том, что респондентам мешает быть конкурентоспособными, значи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.