Научная статья на тему 'О системе фундаментальных терминов социокультурной анимации в российской педагогической науке'

О системе фундаментальных терминов социокультурной анимации в российской педагогической науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
457
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / ANIMATION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL ANIMATION / АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ / PEDAGOGICAL ANIMATION / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ / SOCIAL CULTURAL ANIMATION / ANIMATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Леонид Викторович

В статье проведен анализ ряда терминов и понятий, использующихся наиболее часто в социокультурной анимации. Сделана попытка раскрыть сущностные характеристики терминов, дать определения и расположить их в иерархической последовательности, проследив существенные взаимосвязи между ними и отметив важные последствия четкого выделения ключевых терминов для дальнейшего развития понятийно-терминологической системы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the analysis of some terms and the concepts used most often in socio-cultural animation is carried out. Attempt to open intrinsic characteristics of terms is made, to give definitions and to arrange them in hierarchical sequence, having tracked essential interrelations between them and having noted important consequences of accurate allocation of key terms for the further development of conceptually-terminological system.

Текст научной работы на тему «О системе фундаментальных терминов социокультурной анимации в российской педагогической науке»

.....

I I I ■ M I I I I

О СИСТЕМЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

Л. В. Тарасов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье проведен анализ ряда терминов и понятий, использующихся наиболее часто в социокультурной анимации. Сделана попытка раскрыть сущностные характеристики терминов, дать определения и расположить их в иерархической последовательности, проследив существенные взаимосвязи между ними и отметив важные последствия четкого выделения ключевых терминов для дальнейшего развития понятийно-терминологической системы.

Ключевые слова: анимация, социокультурная анимация, анимационная деятельность, педагогическая анимация, социально-культурная анимация.

In article the analysis of some terms and the concepts used most often in socio-cultural animation is carried out. Attempt to open intrinsic characteristics of terms is made, to give definitions and to arrange them in hierarchical sequence, having tracked essential interrelations between them and having noted important consequences of accurate allocation of key terms for the further development of conceptually-terminological system.

Key words: animation, socio-cultural animation, animation activity, pedagogical animation, social cultural animation.

Социокультурная анимация - одно из немногих социальных явлений современности, которое вызывает оживленные споры среди исследователей. С середины XX века изучение данного явления не столько дает ответы, сколько ставит новые вопросы о его сущности, роли, внутренних источниках развития. Разнородность форм анимационной деятельности делает это явление чрезвычайно сложным. В ряду проблем, с которыми сталкиваются исследователи при изучении социокультурной анимации, - размытость ключевых терминов анимации, отсутствие установившегося понятийно-терминологического аппарата.

Без системы специальных терминов проведение каких-либо исследований в этой области становится чрезвычайно затруднительным делом, так как изначально неясно, что же име-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

5 (43) сентябрь-октябрь 2011 124-129

ется в виду под теми или иными понятиями, каким образом они взаимосвязанны между собой.

Размытость понятийно-терминологического аппарата вызвана, во-первых, тем, что положение социокультурной анимации в науке до сих пор четко не определено. Она рассматривается с точки зрения социологии, культурологии, социальной работы, педагогики и других наук. Во-вторых, нет единодушия среди ученых и в вопросе о праве существования термина «анимация» в научном обороте. Некоторые исследователи настаивают на существовании особых качеств анимации, которые отличают ее от всех других явлений, другие - рассматривают ее всего лишь в качестве зарубежного аналога отечественной культур-но-досуговой деятельности. В-третьих, боль-

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 125

шинство современных исследовании в этой области носит прикладной характер, теоретическая работа по социокультурной анимации в России в последние десятилетия практически не проводилась. Хотя накоплен большой потенциал исследований в области культурно-досуговой и социально-культурной деятельности - областях, близких анимации.

Тем не менее, при изучении ряда зарубежных и отечественных источников по анимации обнаруживаются некоторые фундаментальные термины, которые используются наиболее часто и в большей степени отражают ее сущностные признаки. Анализ этих терминов и выявление между ними взаимосвязей позволяет расположить их в определенной иерархической последовательности, заложив тем самым фундамент для дальнейшего формирования понятийно-терминологического аппарата анимации в социально-культурной сфере как профессиональной деятельности.

Одним из важнейших является вопрос о сущности родового понятия «анимация». В современных зарубежных исследованиях прослеживается тенденция понимать анимацию в соответствии с этимологией самого слова. Например, М.К. Смит призывает исследователей «смотреть глубже» в изучении явления анимации, так как иногда термин «аниматор» переводится как модератор, фасили-татор или мотиватор, что не в полной мере раскрывает его значение. В изначальном смысле, как он представлен у Аристотеля, термин «анимация» может переводиться как «оживление» или «одухотворение» (4). Последний - так же как дух, дыхание и жизнь. Именно углубленное отношение к анимации как к деятельности, «вдыхающей жизнь», «оживляющей общественные отношения», «одухотворяющей» или «одушевляющей», «направляющей к духовному», - содержит в себе наиболее высокий социальный потенциал, так как регулирует фундаментальные отношения человека с миром и с самим собой.

Изучение российских диссертационных исследований показало, что термин «анимация» в российской науке используется актив-

но в трех областях: анимационное кино, компьютерная анимация, анимация в педагогике. Во всех этих направлениях термин «анимация» применяется как в науке, так и на практике, и использование его как понятия исключительно педагогической науки было бы некорректно. Мы видим, что применение родового понятия «анимация» возможно для целого ряда почти не пересекающихся между собой научных направлений. Ситуацию осложняет и то, что даже в самой социально-культурной сфере анимация рассматривается не только в рамках педагогической науки, но и как направление прикладной культурологии, культурно-досуговой, туристической, клубной деятельности, социальной работы и др.

В связи с этим мы предлагаем не использовать термин «анимация» для обозначения самого явления, а понимать его в качестве базового понятия, родового термина, этимология которого раскрывает важнейшую сущностную характеристику явления. Для описания анимации в социально-культурной сфере мы предлагаем использовать в качестве родового термина понятие «социокультурная анимация», без дефиса между «социо» и «культурный». Понятие «социокультурный» означает здесь неразрывное, синкретическое единство социального и культурного, которое непрерывно формирует человека и его повседневную жизнь и обозначает междисциплинар-ность того, что именует.

Изучение социокультурной анимации показывает, что наиболее значимой ее частью является свободная деятельность людей в сфере досуга, то есть когда человек занимается тем, что соответствует его духовно-душевной природе. Определенное содействие ему в этом необходимо, но в основном эта деятельность осуществляется гражданами самостоятельно и не требует внешнего вмешательства. Изучение этого явления позволило прийти к выводу, что социокультурная анимация - гуманистическое общественно-педагогическое движение, в основе которого лежит самоорганизующаяся свободная деятельность людей в сфере досуга, направленная на самореализа-

.....

ш

цию личности и духовное оздоровление общества (см.: 1) Понятие «движение» означает здесь не просто одну из форм общественного объединения, а совокупность социально-культурных практик, объединенных духовно-нравственными ценностями и общими характеристиками деятельности.

Термин «социокультурная анимация» очень тесно сопряжен с понятием «деятельность», так как именно через различные формы деятельности находит свое выражение социокультурная анимация. И если термин «социокультурная анимация» отражает само социально-культурное явление в совокупности его историко-культурных, философских и де-ятельностных аспектов, то термин «анимационная деятельность», часто использующийся при описании анимации, больше говорит именно об особенностях деятельности, о процессах реализации духовно-творческого потенциала личности и социальных групп в общественно полезных целях. Историко-культурные и философские аспекты, хотя и имплицитно, включены в анимационную деятельность, однако все же не имеют здесь такого первостепенного значения.

В случае с анимационной деятельностью речь идет о связанных с ней потребностях духовного порядка и о глубинном (бытийном) взаимодействии личности с окружающим миром. С этой позиции анимационная деятельность - процесс глубинного (бытийного) взаимодействия человека с окружающим миром, во время которого происходят удовлетворение и рост его духовных потребностей. Она представляет собой свободную общественно значимую активность индивидов и социальных групп, которая направлена на духовно-творческое развитие личности и духовное оздоровление общества. Ее субъекты посредством разнообразных форм особенным образом организованной деятельности проявляют анимационные качества. Можно сказать, что термин «анимационная деятельность» является одним из ключевых терминов анимации, он может использоваться в качестве синонима термину «социокультурная анима-

ция», но с оговоркой, что в нем больший акцент - на деятельностном аспекте.

Анимационная деятельность включает в себя, в первую очередь, непрофессиональную (любительскую) составляющую, а уже потом - профессиональную. Это может быть деятельность и неформальных молодежных объединений, клубов, творческих коллективов, и профессиональных организаторов досуга и развлечений, специалистов социально-культурной деятельности. Именно здесь проходит одна из принципиальных границ в социокультурной анимации, которая, с одной стороны, показывает изначально общественно-творческий характер этого явления, а с другой - выделяет направление профессиональных регуляторов общественно-творческой деятельности - социально-культурных аниматоров. Общественно-творческая, любительская (неформальная) составляющая социокультурной анимации реализуется в различных формах, которые могут описываться терминами «общественное объединение», «общественное движение», «клуб», «любительский коллектив», «неформальное объединение» и т.д.

Вторая составляющая - формализованная деятельность профессиональных организаторов досуга - аниматоров представляет собой сложную систему. Первый уровень этой системы связан с выбором методологии профессиональной анимационной деятельности, так как анимация рассматривается с позиций разных наук: философии, педагогики, психологии, социологии, культурологии, политологии, экономики и т.д. В зависимости от методологии меняется и сама анимация. Может быть анимация в культурологии (направление прикладной культурологи, по М.А. Ариарско-му), анимация в социологии (социология досуга Ж. Дюмазедье), анимация в психологии (психология В.П. Зинченко) и т.д. Однако в российской науке социокультурная анимация с начала 90-х годов XX века изучается в разделе педагогических наук. Поэтому родовой для данного направления можно считать методологию педагогики, а все остальные смежные

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 127

науки - вспомогательными. Здесь и возникает один из родовых терминов анимации в педагогической науке - «педагогическая анимация», введенный в науку И.И. Шульгой (см.: 2). Педагогическая анимация - профессиональная анимационная деятельность, использующая в педагогическом процессе средства культуры и искусства для выявления и реализации духовно-творческого потенциала личности.

Из шести научно-педагогических специальностей российской науки уже сейчас в четырех из них проводятся исследования по анимации, и в большей степени по направлениям 13.00.05. - «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» и 13.00.08. - «Теория и методика профессионального образования». Если в сфере профессионального образования основное внимание уделяется технологиям подготовки аниматоров в сфере туризма, то в социально-культурной деятельности - технологиям решения социальных задач на основе ресурсов самоорганизации различных категорий населения.

В контексте социально-культурной деятельности как направления педагогической науки используется термин «социально-культурная анимация» (введенный Н.Н. Ярошен-ко). Социально-культурная анимация - особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, который основан на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения (3, с. 13). Этот термин широко используется сейчас для обозначения профессиональной деятельности аниматоров по направлению «социально-культурная деятельность». В 2000 году в России было издано первое учебное пособие именно по социально-культурной анимации. А в настоящее время в образовательном стандарте вузов культуры России третьего поколения имеется специализация подготовки бакалавров «Социально-культурная анимация».

Сегодня в связи с недостаточной развитостью исследований анимации в педагогической науке и разработанностью анимационных

технологий на практике термин «социально-культурная анимация», принятый в социально-культурной деятельности, практически совпадает по значению с термином «педагогическая анимация». Однако в перспективе, чем больше будет изучаться анимация во всем спектре педагогических специальностей российской науки, тем более будет востребован и этот термин. С одной стороны, он будет объединять анимационные практики, обладающие педагогической методологией, в одно крупное научно-практическое направление, а с другой - отличать их от других методологически отличных от педагогической анимации направлений. С точки зрения системного подхода, без сомнения, термин «педагогическая анимация» заслуживает места в качестве одного из фундаментальных терминов российской анимации.

Таким образом, система фундаментальных терминов включает в себя понятие «анимация» как сущностную составляющую родового термина «социокультурная анимация», который характеризует само явление во всей его сложности и междисциплинарности. Близким по значению к нему, но все же подчиненным является термин «анимационная деятельность», который акцентирует внимание на деятельностной стороне анимации. Термины «любительская анимационная деятельность» и «профессиональная анимационная деятельность» показывают отделение собственно общественно-творческой деятельности анимации от анимационных технологий профессионального ее регулирования.

Дальнейшее построение системной иерархии ограничивается нами в этой статье рамками педагогической методологии и, как следствие, принятием термина «педагогическая анимация» как родового термина для российской анимации с педагогической методологией. В рамках дальнейшего деления педагогической науки мы останавливаемся на термине «социально-культурная анимация», который принят в социально-культурной деятельности (в направлении педагогической науки, являющегося ключевым для социокуль-

.....

ш

турной анимации в России), который собственно и характеризует уже следующий уровень.

Важно отметить, что мы выделили только фундаментальные термины, составляющие ось понятийно-терминологической системы социокультурной анимации. Эта система может расширяться во всех направлениях: в стороны - вплоть до пересечения со смежными

науками и образования новых научно-практических направлений: вниз - на уровни видов и практических направлений профессиональной анимационной деятельности, общих и частных анимационных технологий и проектов; вверх - в философскую методологию, систему терминов, обеспечивающих связь современной науки с религиозно-философскими идеями и смыслами.

Таблица 1

Ось фундаментальных терминов социокультурной анимации в российской педагогической науке

ТЕРМИН ОПИСАНИЕ

1 УРОВЕНЬ - МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ

Анимация - родовое понятие, составляющее сущностное ядро родового термина в значении «одухотворение», «направление к духовному».

Социокультурная анимация - родовой термин, характеризующий уникальное социально-культурное явление, междисциплинарное по сути и содержанию; характеризующий явление во всей его синкретичности и сложности, которое представляет собой гуманистическое общественно-педагогическое движение социально-культурных практик, использующих средства культуры для духовно-нравственного развития личности и духовного оздоровления общества.

Анимационная деятельность - термин, отражающий деятельностный аспект социокультурной анимации, совокупность любительских социально-культурных практик и профессиональных технологий, использующих средства культуры и искусства и осуществляемых на уровне глубинного (бытийного) межличностного взаимодействия.

Любительская анимационная деятельность - термин, означающий многообразие неформальной анимационной деятельности, обладающей общественно-творческим самоорганизующимся характером.

Профессиональная анимационная деятельность - термин, обозначающий область деятельности профессионально подготовленных специалистов-регуляторов общественно-творческой активности общественных объединений и населения.

2 УРОВЕНЬ - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

Педагогическая анимация - родовой термин для профессиональной анимационной деятельности с педагогической методологией, который характеризует особый педагогический процесс личностно-ориентированного взаимодействия учащего и обучающегося с использованием средств культуры и искусства, направленный на глубокое постижение духовно-нравственных ценностей.

.....

I I I ■ M I I I

Социально-культурная деятельность 129

3 УРОВЕНЬ - СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Социально-культурная анимация

- родовой термин для профессиональной анимации в рамках социально-культурной деятельности, который характеризует особый педагогический процесс личностно-ориентированного взаимодействия индивидов, социальных групп разных возрастов в сфере досуга для решения различных социальных задач путем активизации их духовно-творческих ресурсов, с использованием средств культуры и искусства.

Примечания

1. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность: монография / Л. В. Тарасов. - М.: Одухотворение, 2008. - 132 с.

2. Шульга, И. И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга: монография / И.И. Шульга; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Новосибирский гос. пед. ун-т». - Новосибирск: Новосибирский гос. пед. ун-т, 2008. - 187 с.

3. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация: учебное пособие / Н.Н. Ярошенко; МГУКИ; Рязанский заочный институт МГУКИ. - М.: 2000. - 110 с.

4. Smith, K. Mark Animateurs, animation, learning and change / K. Smith // The encylopaedia of informal education [Electronic resource]. - URL.: www.infed.org/animate/b-animat.htm<http://www.infed.org/animate/b-animat.htm>

СИТУАТИВНЫЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

О. Ю. Мацукевич

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается специфика ситуативного подхода к решению задач ресоциализации личности; определены условия использования технологий социально-культурной деятельности в организации процесса ресоциализации.

Ключевые слова: социальная ситуация, социальная среда, ресоциализация, личностный кризис, технологии социально-культурной деятельности

In article specificity of the situational approach to the decision of problems of resocialisation of the person is considered; conditions of use of technologies of welfare activity in the organization of process of resocialisation are defined.

Key words: a social situation, the social environment, resocialisation, personal crisis, technologies of welfare activity.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5 (43) сентябрь-октябрь 2011 129-133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.