Т ЕАТРАЛЬНАЯ АНИМАЦИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ
О. Ю. Мацукевич
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье раскрыт воспитательный потенциал театральной анимации. Сделан вывод о возможности применения театральной анимации в системе социализации личности.
Ключевые слова: анимация, театр, социализация, личность, социально-культурная деятельность. In article the educational potential of theatrical animation is opened. The conclusion is drawn on possibility of application of theatrical animation in system of resocialisation of the person. Key words: animation, theatre, resocialisation, the person, welfare activity.
Театральная анимация в социальной среде представляет собой направление «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложиз-ненных ориентаций личности средствами социально-культурной деятельности в формах театрального искусства. В западноевропейской культуре движение театральных аниматоров связано со многими идеями Б. Брехта, Дж. Стреллера, П. Брука, Ж. Вилар, Ж.-К. Паншон и практическими достижениями театра XX века.
По определению Патриса Пави: «Это понятие, появившееся во Франции в процессе децентрализации драматических театров и деятельности по распространению культуры, охватывает современное театральное предприятие и его роль в обществе (идет ли речь о просветительстве и агитации в среде, находящейся в стороне от культуры, или конкретной работе до и после спектакля, обеспечивающей его восприятие)» (1, с. 16).
Поэтому задачей театральной анимации, по мнению Н.Н. Ярошенко, является не только изучение условий, которые ведут к тому или иному развитию человека, но и выявление социально-культурных технологий и методов, с помощью которых можно содействовать благоприятному развитию и преодолению негативных тенденций (4).
Таким образом, основные направления анимационной работы связаны с преодолением личностных тенденций к социальной дезинтеграции. Имеется в виду профилактика социально-психологических отклонений (например, девиантного поведения подростков, наркомании, алкоголизма, суицида и др.); реабилитация критических состояний личности; помощь в творческой самореализации личности; укрепление системы социально-психологических отношений личности и группы; формирование ситуаций развивающего досуга и отдыха
(3).
В контексте социально-культурной ре-социализации личности нами особо выде-
76 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (46) март-апрель 2012 76-80
лены воспитательные возможности уличных театров как реабилитационного метода коррекции критических состояний личности.
Уличный театр относится к самым древним видам театрального искусства. Он начинается с обрядово-ритуальных действ, связанных с циклической темой умирания и обновления природы. Эти архаичные черты живут, развиваются и акцентируются по-разному в разных видах современного уличного театра. Главные отличительные особенности уличного театра:
• спектакли происходят на открытом пространстве - улице, площади, парке, как правило, без оборудованной сцены;
• много архаических черт, часто в основе сюжета - мотивы умирания-возрождения, и «переигрывания» обрядовых действий;
• нечеткое разделение на артистов и зрителей, много интерактива, зрители часто вовлекаются в действие. Поэтому так важны импровизация и мгновенный личный контакт между актером и зрителем;
• представления, как правило, бесплатны для зрителей (нет билетов), наоборот, часто во время представления раздают цветы, конфеты и т.д.
Уличный театр силен своим оружием: перформансом, хэппенингом, флуксусом, карнавалом, клоунадой, эксцентрикой, эн-вайронментом и др. ... «Это театр без границ. Как полевой цветок, пробившийся из-под асфальта. Театр, который не ждет зрителя, а сам врывается к нему в жизнь» (2).
Историческое развитие этого направления весьма разнообразно, среди его истоков следует назвать:
• комедию дель арте, сыгравшую огромную роль в развитии мирового театра;
• Карнавал (Европа) или Масленица (Россия) - уличные представления, предшествующие пасхальному посту. Это оппозиционное направление христианской идеологии, пережиток языческих празднований начала нового календарного цикла, которые были со временем ассимилированы христианством и включены в церковный канон (в православии - под названием
^ Социально-культурная деятельность
Сырной седмицы);
• балаганные театры, представления которых разворачивались одновременно как во временных балаганных постройках, так и на улице.
Вплоть до ХХ века уличный обрядовый театр существовал на любительских началах - колядование и вертепные театры (во время Святок, от Рождества до Крещения). В ХХ веке этот вид уличных представлений получил огромное распространение в профессиональных коллективах.
Дополнительный толчок развитию уличных театров дали новые социальные идеи 1950-1960-х годов - молодежные европейские революции (Париж, Прага), движение хиппи, пытавшихся преобразить мир с помощью собственной фантазии. Так, с 1969 года в Авиньоне в рамках чрезвычайно престижного Международного театрального фестиваля (задуманного и воплощенного в жизнь Жаном Виларом в 1947 году) проводится «офф-программа», собирающая под свои знамена уличные театры всего мира. Подобные фестивали в настоящее время проводятся во многих странах мира - от Бразилии до Архангельска.
Современный этап развития уличных театров России представлен Всесоюзным фестивалем уличных театров в Ленинграде (1987). Его организовал Вячеслав Полунин, страстный энтузиаст этого направления. По его инициативе состоялись «Караван мира», европейский фестиваль уличных театров (1989), фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады -«Корабль дураков» (2001).
В.И. Полунин считает, что «игра - это не только пересоздание мира. Игра с реальностью, но и освобождение от реальности, или наоборот, сопротивление реальности, если хотите, или способ сосуществования с нею. Игра открывает клапан творчества, который по мере нашего взросления закрывается все плотнее и плотнее» (цит. по: 2, с. 163). Потому маска в клоунаде и в уличном театре является способом снятия агрессии, способом реализации творческого «я». Современное пространство культуры обуславливает создание новых форм
театральной анимации, таких как перфо-манс, флеш-моб, хэппенинг и др.
Перфоманс - особое направление уличного театрального искусства, это - поэтические чтения и исполнение музыкального произведения или некий публичный жест (физический, словесный, поведенческий, социальный и т.д.). Термин «перформанс» (1970-е годы) утвердился на месте термина «хэппенинг» (1960-е годы, США) и стал художественным плодом движения хиппи (хотя и опирался на традиции футуризма), позже получил свое развитие в эстетическом течении концептуализма: искусство как образ жизни, который предшествовал созданию каких-либо материальных объектов и даже делал их излишними. В отличие от традиционных форм уличного театра, перформансы - это удел художников. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника и зрителя. В этом заключается отличие перформанса от таких форм изобразительного искусства, как картина или скульптура, где произведение конституируется выставленным объектом. Иногда перформансом называют такие традиционные формы художественной деятельности, как театр, танец, музыка, цирковые выступления и т. п. Однако в современном искусстве термин «перформанс» относится обычно к формам авангардного или концептуального искусства, наследующим традицию изобразительного искусства.
Флеш-моб (от англ. Flash Mob - мгновенная толпа) - одна из форм современного перформанса, международное движение, получившее распространение благодаря Интернету: в определенное время в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Она следует заранее оговоренному плану действия, чаще всего абсурдному и странному, после чего исчезает так же быстро, как и появилась. Первый флеш-моб прошел в Нью-Йорке в мае 2003 года. Участники флеш-моба не должны непосредственно общаться друг с другом ни в период подготовки акции,
ни во время ее проведения - четкий план действий оговаривается только в виртуальном пространстве. При этом флеш-моб, как и полагается перформансу, не должен иметь никакой телеологической (идеологической, религиозной, коммерческой и т.д.) окраски.
Хэппенинг (англ. happening) - «спонтанное бессюжетное театральное событие» с участием художников. Такие «художественные события» осуществляются либо самим художником, либо помощниками и зрителями, действующими по его плану; так называют и само это произведение-событие, или «акцию» (англ. action). Его предвестиями были нарочито загадочные, «заумные», порой скандальные акции, часто сопровождавшие публичные выступления художников и поэтов футуризма, дадаизма, группы ОБЭРИУ. Главная идея - переход от создания эстетических объектов к произведениям-процессам. Хэппенинг построен на импровизации, не имеет, в отличие от перформанса, четкого сценария. Главная задача хэппенингов - сломать стереотип между зрителем и сценой. По духу своему они тесно связаны с театром абсурда, могут быть своеобразными микроспектаклями с элементами сюжетности и сложным реквизитом либо более отвлеченными ритмическими, динамичными или стабильными композициями. Основоположником хэппенинга как представления с элементами случайности является Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 году. Идея хэппенинга связана с принципом зрительского участия, часто подразумевает постановочные демонстрации в целях социально-политической пропаганды.
От скоморохов уличный театр частично унаследовал некую ироническую игру всеми ценностями культуры, присущую постмодернистскому сознанию. Уличное искусство, и в частности уличный театр, будучи наиболее массовым явлением, крайне важно для социума. Французы, например, считают, что при наличии такового снижается преступность, поэтому они готовы платить дотации даже «одиночке», бросающему «три шарика» на углу. Ведь оче-
видно прослеживается взаимосвязь между позитивной атмосферой на улице (толерантностью) и негативом - преступностью. Они посчитали, что гораздо дешевле «обустраивать и очеловечивать», нежели строить новые тюрьмы.
И это относится не только к различным видам искусства, «прописавшимся» на улице, но и к социокультурной среде в целом -бережному отношению к памятникам истории, культуры, науки и прочее, и прочее.
В.И. Полунин считает, что «традиционный театр - это как раз театр естественной среды обитания, существования, праздника и т.д. Традиционный театр - это действо на площади, ярмарка, карнавал, вечерника, дискотека и т.д. . Все эти праздники, карнавалы, уличные шествия, спектакли существуют главным образом для того, чтобы спровоцировать нас на творческое отношение к жизни» (цит. по: 2).
Улица - естественная среда для клоунов, уличных актеров, детей, чья игра возникает спонтанно в самых неожиданных местах. Все детство, если это детство свободное, дети проводят на улице, играя в игры и просто живя своей жизнью. Свой уличный театр есть у каждого клоуна, у каждого уличного актера и у каждого ребенка. Это тот театр, который воплощает мечты детства, мечты юности, зрелости -всего человечества. Уличный театр связан с личными, сокровенными мечтами человека. Человек очарованный, человек играющий - избавляется от отрицательных эмоций, «надевая маску». Любовь к человеку -один из законов уличного театра.
Среди современных примеров театральной анимации ресоциализационной направленности уместно выделить театры бездомных. В частности, Прага по праву слывет театральной столицей - сейчас в городе насчитывается более 70 сценических коллективов. Свое место среди них занял и театр бездомных людей, который существует уже шесть лет. И если поначалу идея казалась весьма экстравагантной, то теперь ее реализация выглядит почти обычным творческим проектом.
Театр назван «Ежик и Чижик». Это на-
^ Социально-культурная деятельность
звание «подсказал» Даниил Хармс - когда-то русский писатель публиковался в журналах, один из которых назывался «Еж», а другой - «Чиж», поэтому уменьшительно-ласкательный вариант этих слов организаторы посчитали наиболее подходящим для вывески театра бездомных. В общей сложности коллективом театра создано более 10 постановок. Например, артисты-любители играют спектакль «Афера с хомячком» по Гашеку, который целиком основан на актерской импровизации. На каждом представлении меняется не только текст ролей, но и их исполнители. На сцене театра бездомных людей, которых в Праге не принято называть бомжами, шли спектакли и по рассказам Хармса.
По словам продюсера театра О. Цис-ларовой, «актеров мы находим прямо на улице, или они сами приходят, узнав о театре от знакомых или из газет. "Ежик и Чижик" помогает разрушать сложившийся стереотип. Почти у каждого артиста этого театра - особая судьба. Был у нас один актер, который жил где-то в вагоне и был в очень тяжелом положении, но со временем к нему вернулся вкус к жизни, он понял, что может играть на сцене и нравится публике». Раз в год этот пражский коллектив уличных артистов принимает участие в международном фестивале театров бездомных людей. Как выясняется, такие творческие объединения есть во многих странах. Так, последний конкурс проходил в Венгрии, откуда пражские бомжи привезли серебряную медаль.
Первый в России и второй в Европе после Праги Театр бомжей появился в центре социальной адаптации Люблино г.Москвы в 2011 году. Центр социальной адаптации бездомных «Люблино» - крупнейшее в России учреждение по оказанию помощи бездомным. Своя творческая труппа появилась в социальном центре в Люблино. Бывшие бродяги усердно репетировали, делали реквизит и, наконец, вышли на сцену Красного уголка. Его обитатели сами делают декорации, шьют костюмы и ставят спектакли. По свидетельству Ксавьена Эммануэли - президента международно-
го фонда «Врачи без границ»: «Искусство вернуло им человеческий облик. Тот факт, что мы видели спектакль, это значит, что люди уже пришли к самим себе».
В международной практике театральной анимации широко распространены фестивали творчества бездомных. Так, на первом международном фестивале произведений искусства Ten Feet Away International, который состоялся 26 июля в Лондоне, участвовал творческий коллектив петербургского уличного журнала «Путь домой». Бездомные из России показали перформанс по пьесе Максима Горького «На дне», в котором были задействованы и бездомные из Лондона. В фестивале также приняли участие мастера из Колумбии, Японии, Аргентины, Венгрии, Великобритании и других стран. В рамках фестиваля бездомные всех стран показали спектакли, инсталляции и мастер-классы.
Человек в своей жизни попадает в различные обстоятельства, но ситуация, когда он намеренно оказывается в специальном пространстве, где специально для него разыгрывается некое специальное зрели-
ще, что и принято называть театром, - возникает довольно редко. Чаще всего человек находится в условиях, при которых жизнь не отделена от театра.
Поэтому П. Моно выделяет четыре задачи театральной анимации:
• «работать для» конкретной аудитории - молодежи, детей, рабочих, женщин, мигрантов и др.;
• «работать при участии» актеров-любителей;
• «работать над» преодолением трудностей социализации;
• «работать с помощью» зрителей, которые должны становиться полноправными авторами спектаклей.
Думается, трудно недооценить ту роль, которую выполняет уличный театр сегодня. Уличный театр очень ярко заявил о своём существовании в середине прошлого века, но и сегодня он не сдаёт позиций своих, решая очень важную задачу - одухотворения социально-культурного пространства, создания духовно-творческих условий для социализации и ресоциализа-ции личности.
Примечания
1. Пави, П. Словарь театра: пер. с фр. / П. Пави. - М.: Прогресс, 1991.
2. Смирнягина, Т. Театр мечты Вячеслава Полунина / Т. Смирнягина // Развлекательное искусство в социокультурном пространстве 90-х годов / отв. ред. Е.В. Дуков. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2004.
3. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность / Л.В. Тарасов. - М.: ЦСА «Одухотворение», 2008. - 132 с.
4. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурной анимация : учебное пособие / Н.Н. Ярошенко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2005. - 126 с.