Tatiana I. Golovko, Ph. D. In Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION AND RECREATION TECHNOLOGIES:
THEORY AND PRACTICE
Abstract. The article outlines some methodological and organizational aspects of social and cultural animation and recreation technologies applying for improvement of interpersonal relationships and development of today's social and cultural process participants' spiritual and creative qualities. The author analyses the main factors, functions and methodological principles for animation technologies forming.
Keywords: technologies, social and cultural animation and recreation, humanistic psychology, logo therapy, interpersonal relationships, a personality's spiritual growth, disability.
УДК 379.8:93(1-87)
А. М. Козлова, педагог дополнительного образования Лицей № 101 (Барнаул, Россия) [email protected]
Научный руководитель - Г. В. Оленина, доктор педагогических наук, профессор Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ustlama@mail .ru
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЛЕШ-МОБОВ ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация. Проанализирована история возникновения и развития флеш-моба как одного из наиболее ярких явлений современной зарубежной массовой социально-культурной деятельности, дана обзорная характеристика первым культурным акциям, организованным в крупных городах мира. Изложена сравнительная характеристика флеш-моба и интерактивных форм театрального искусства, а также карнавала городской улицы (хэппенинга, перформанса, уличного театра). Рассмотрена возможность разработки личностно-развивающего потенциала массовых уличных акций в контексте становления творческой индивидуальности личности. Сформулированы главные принципы организации классического флеш-моба; представлена авторская версия классификация современных «неклассических» видов спланированных массовых акций (с указанием отличительных черт последних).
Ключевые слова: флеш-моб, смарт-моб, форма досуга, городская толпа, массовая акция, хэппенинг, перформанс, уличный театр, электронные средства коммуникации, информационное общество.
Развитие электронных средств коммуникации, таких как сотовая связь и Интернет, существенно повлияло не только на социально-экономическую сферу жизни, но и на социально-культурную. Знакомства через Интернет, общение на форумах и посредством SMS-сообщений не только открыли для человеческой коммуникации новое поле - виртуальное пространство, но и существенно изменили саму стратегию социального поведения человека в современном обществе. Ускорение процесса обмена информацией, формирование личного социального пространства, возможность экспериментировать в самовыражении открывают дорогу новым формам досуга, и в конечном итоге служат причиной колоссальных перемен в самой структуре общественных отношений. Анализом этих процессов занимаются специалисты в области гуманитарных наук, прежде всего социологи и психологи, а также специалисты социально-культурной сферы [1].
Во все времена был очевиден тот факт, что молодой человек живёт и формируется как личность не только в школе, кругу семьи, но и на улице, в обществе в целом. И от того, что вынесет из «уроков улицы» ребёнок и подросток, не в малой степени зависит духовное здоровье нации.
Уличные спектакли и акции приобщают молодежь к искусству через язык зрелища, карнавала. Такая форма досуга молодёжи, как флеш-моб - игровое пространство, в котором воспринимающий его зритель воспитывается, шутя, очаровываясь, становясь добрее, лучше, позитивнее. Использование театрализованных представлений, созданных на основе «смеховой, комической природы» и игры, которые живы в таком явлении, как флеш-моб, открывают новые возможности по развитию базовых компонентов творческой индивидуальности, что даёт возможность сохранить и развить важные для человека ещё с детского возраста такие богатые предпосылки творческой личности, как парадоксальность мышления, амбивалентность чувства комического. На Западе быстрее поняли, что уличное движение, и в частности, флеш-моб как одно из наиболее массовых явлений, форм досуга, крайне важно для социума. Французы, например, считают, что при наличии такового снижается преступность [2]. Таким образом, изучение истории возникновения и развития феномена флеш-моб - чрезвычайно актуальная проблема.
В нашем лексиконе термин «флеш-моб» появился сравнительно недавно. Данное слово становится популярным как неологизм и явление, которое он обозначает. На сегодняшний день точного определения понятия флеш-моб еще не сложилось в силу новизны явления. В современном мире с помощью сети Интернет возможно найти сообщения, описывающие данное явление и историю его возникновения. Однако существует определённая сложность при изучении материала о подобного рода акциях: в науке эта тема осмыслена пока неглубоко, а правила организации таких мероприятий не приветствуют освещения флеш-мобов в средствах массовой информации и сети Интернет. Помимо этого, на практике данным термином зачастую называют совсем другие мероприятия, не соблюдающие правила классического флеш-моба.
Слово «флеш-моб» чисто английского происхождения, дошедшее до нас без каких-либо лингвистических трансформаций: «flash» - вспышка, мгновение; «mob» - толпа; в дословном переводе «мгновенная толпа» или «возгорание толпы». Существует тонкое различие в понимании значения русского слова «флеш-моб» и английского «flash mob». В английском языке этим словом называют саму собравшуюся толпу, тогда как в русском - это название акции. Пока слово «флеш-моб» не закреплено в словарях, можно встретить варианты его написания с буквами «Е» и «Э», как одно слово, с дефисом или в два слова: «флеш моб», «флэш моб», «флешмоб», «флэшмоб», «флеш-моб», «флэш-моб».
Во второй половине 60-х гг. XX века появился термин «информационное общество». Его возникновение было связано с осознанием человечеством наличия «информационного взрыва»: количество информации, циркулирующее в обществе, стало стремительно возрастать. Появилась уверенность в том, что справиться с такой лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства обработки информации, ее хранения и использования. Специалисты, предложившие термин «информационное общество», разъяснили, что он характеризует общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому. Также они подчеркивают то, что средства коммуникации представляют собой «ключевые элементы информационного общества». После этого появляются первые средства обработки информации, ее хранения и использования - компьютеры, мобильные телефоны, Интернет и другое [3]. Эти средства информационных технологий повлияли на возникновение флеш-мобов.
Однако всё это еще не является началом появления идей флеш-моба в мире. В 2002 году (в некоторых источниках - в 2003 году) была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда «Умная толпа: следующая социальная революция». В ней он писал о возможных потенциалах толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms, Internet и т. п.). Рейнгольд, таким образом, выступил своего рода предсказателем грядущей социальной революции, в рамках которой умная толпа, используя симбиоз Интернета и мобильной связи, будет оказывать радикальное воздействие, как положительное, так и отрицательное, на все области деятельности человеческого общества. Его книга «послужила толчком к развитию нового движения, получившего название «flashmob» или «smartmob» (второй вариант более распространен на Западе)»... «Выводы и прогнозы Рейнгольда вдохновили читателей
на экспериментальные акции, отчасти забавы ради, а в какой-то степени для демонстрации потенциала технологии, описанной Рейнгольдом. Так родилась идея собрать посредством электронных средств в одном месте в определенное время незнакомых друг другу людей, вооруженных единым сценарием для моделирования абсурдной ситуации» [1, с. 346-347].
По словам автора книги, данная мысль пришла к нему на улицах Токио, когда он начал замечать людей, всматривающихся, а не вслушивающихся в свои мобильные телефоны. С того времени возможность обмениваться текстовыми сообщениями (SMS) по мобильному телефону привела к нашествию субкультур в Европе и Азии. Ритуалы ухаживания подростков, проявления политической активности и стиль управления предприятием видоизменились самым неожиданным образом. Говард Рейнгольд уверен, что в тот день была первая встреча с явлением, которому он дал название «smartmob» - «умная толпа» - форма самоструктурирующейся социальной организации посредством эффективного использования высоких технологий [4].
Умные толпы состоят из людей, способных действовать согласованно, даже не зная друг друга, по сути «смарт-мобы» являются проявлением коллективного разума. Посредством технических устройств целые группы людей обретают новые формы общественного воздействия, новые способы взаимодействия. Умные толпы не всегда действуют во благо. Даже благоприятные последствия обладают побочными эффектами. По Рейнгольду, уличные акции протеста антиглобалистов - яркий пример смарт-моба. Существуют и другие примеры [4]: протесты против коррупции президента в Филиппинах в 2001 году, организованные посредством SMS (примеры сообщений: «Оденьтесь в чёрное в знак скорби о демократии», «Все к EDSA» (EDSA - церковь на главной площади Манилы); реакция испанцев на взрывы в Мадриде 11 марта 2004 года и на последующие выборы; массовые беспорядки во Франции (2005) - полиция зафиксировала SMS сообщения и сообщения в Интернете, призывающие к возобновлению беспорядков в столице Франции.
Флеш-моб является специфической формой смарт-моба, но отличается тем, что имеет исключительно развлекательный характер. Термин флеш-моб теперь практически заменил термин смарт-моб в средствах массовой информации для обозначения умной толпы, хотя и произошел от него, в связи с чем возникает проблема выделения классических флеш-мобов и отделения их от других форм, в которых участвует умная толпа.
В общепринятом понимании «флеш-моб - это группа незнакомых людей, организованных с помощью средств электронной коммуникации, которые собираются в публичном месте и действуют в установленное время в соответствии с определенным сценарием, после чего быстро расходятся». Такое определение представлено на сайтах главных флеш-моб-сообществ России [1]. На сегодняшний день флеш-моб является наиболее распространенной и относительно изученной формой смарт-моба. На практике он возник сравнительно недавно. Программист из Сан-Франциско Роберт Зазуэт организовал интернет-ресурс, который стал местом встречи потенциальных участников «стремительных толп», и первый специализированный сайт FlockSmart.com провел первый полноценный флэш-моб в 2003 году. «По легенде», некий Билл, житель Нью-Йорка, после нескольких попыток, используя SMS и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина «Macy's» и попросили «любовный ковер» для «пригородной коммуны» ценой в 10000 $. После этого случая, Билл провёл еще шесть или семь акций и «вышел из игры», а «вирус» флеш-моба проник во все уголки планеты. Деятельность сайта FlockSmart.com мгновенно нашла отклик в сердцах многих пользователей интернет-ресурсов, и вскоре по всему миру начали появляться сообщества флеш-моберов, выносящие свои остроумные сценарии из виртуального мира на улицы Лондона, Амстердама, Дортмунда, Токио и других крупных городов мира. Так, например, в Риме 300 человек вошли в книжный магазин и попросили несуществующую книжку, в Берлине флеш-моберы встретились неподалеку от американского посольства, откупорили бутылки с шампанским и три минуты выпивали «За Наташу», в Денвере 400 человек разбрелись по нескольким этажам здания и перекрикивались «Пинг!» - «Понг!», повторяя движения теннисного шарика. К августу 2003 года новомодная забава дошла и до Москвы: 15 августа моберы несколько минут аплодировали фонтану в ГУМе [1].
Всё это примеры классического флеш-моба, который отличается развлекательным характером. Такое действо можно назвать увлекательным психологическим экспериментом, своеобразным новым направлением в искусстве. Хотя основополагающая идея далека от новаторства.
Автор интернет-публикации «Смартмоб как социальный феномен» отмечает, что, по мнению некоторых исследователей, флеш-моба как отдельного явления не существует вообще. Что флеш-моб - всего лишь разновидность хэппенинга или перформанса [5]. Действительно, можно предположить, что данное явление берёт свои истоки у хэппенингов и перформансов, так как имеет ряд схожих особенностей. Но между ними также существуют значительные отличия.
Первоначально перформанс и хэппенинг формируются в рамках модернизма, заимствуя от него характер эксперимента. В этот период появляются синкретичные виды и формы творчества (изобразительное искусство сближается с театром, музыкой, поэзией) и закладываются основные черты данных стилей (развитие во времени; провокационность, эпатаж, экспериментальность; социальность, направленность на зрителя, на его реакцию; соединение различных видов искусства; единичность зрелища; нелогичность, случайность, нереальность; отсутствие границ между зрителем и автором; возможность творчески самовыразиться обычному человеку). Данные особенности действительно сближают эти виды искусства с социальным явлением флеш-моб [6].
Ещё одно близкое к флеш-мобу направление - уличный театр - театр, спектакли которого происходят на открытом пространстве (на улице, площади, в парке, как правило, без оборудованной сцены). Часто в уличном представлении разделение на артистов и зрителей нечёткое, в действе много интерактива. Представления, как правило, бесплатны для зрителей. Наоборот, нередко во время представления раздают цветы, конфеты и т. п., что часто бывает и на флеш-мобах. В послевоенное время, например, в Америке уличное движение переживало свой расцвет. Уличные спектакли Питера Шумана, основателя театра «Брэд Энд Паппет», выступали в защиту человека и всего живого от проявлений угрозы насилия, откуда бы она ни исходила. Именно военные события в мире повлияли на формирование уличного театра. В это время (40-50-е гг. XX в.) появились новые формы в искусстве, характерной чертой которых стали акции, объединяющие вокруг себя множество людей, вот так спонтанно на улице, провоцируя любого и каждого хоть на время отодвинуть в сторону пережитое и включиться во всеобщий процесс «очеловечивания». Главной особенностью, объединяющей уличный театр и явление флеш-моба, является достижение необычного мировосприятия участником - радость существования в повседневной жизни. Советский и российский актёр, режиссёр, великий клоун Вячеслав Иванович Полунин считает, что «в счастливом состоянии человек достигает максимума! Положительное отношение к миру - это один из способов преодоления его сложности, который даёт возможность не только сохранить себя, но и воздействовать на окружающий мир», «.. .игра - это не только пересоздание мира, игра с реальностью, но и освобождение от реальности или, наоборот, сопротивление реальности, если хотите, или способ сосуществования с нею. Игра открывает клапан творчества, который по мере нашего взросления закрывается все плотнее и плотнее» [2]. Улица - естественная среда для клоунов, уличных актёров, детей, чья игра возникает спонтанно в самых неожиданных местах. Свой «уличный театр» есть у каждого клоуна, у каждого уличного актёра и у каждого ребенка. Это тот театр, который воплощает мечты детства, юности, зрелости. Уличный театр склонен комментировать современную культуру и играть современными значениями общераспространенных символов. Рассуждая таким образом, можно сказать, что явление флеш-моб - это тоже своего рода уличный театр, но только театр обычных людей, воплощающий их мечты и дающий возможность творчески и социально самовыразиться.
Из всего вышесказанного следует вывод, что основополагающая идея флеш-мобов далека от новаторства. Новомодное действо очень похоже на перформансы и хэппенинги, практикуемые в ХХ столетии. Также оно вбирает в себя черты и особенности ещё более раннего явления искусства - уличного театра. Основная объединяющая линия перформанса, хэппенинга и уличного театра - это отношения зритель-автор, что также перекликается с проведением флеш-моба. Во всех этих случаях зритель превращается из стороннего наблюдателя в со-творца. Однако и перформанс, и хэппенинг, и уличный театр являются интерактивными формами искусства, а не просто социальной активностью общества. Отличие, например, хэппенинга от флеш-моба состоит в том, что он репетируется, что на местах для проведения хэппенингов заранее расположены какие-либо предметы, декорации. Флеш-моб же - это спонтанный театр, который буквально собирается из воздуха. Отличие флеш-моба от перформанса в самовыражении каждого участника, в то время как в последнем - более важной является творческая реализация позиции художника. Отличие уличного театра от флеш-моба в использовании профессиональных видов искусства
(например, цирка) и профессиональных актёров и режиссёров. Представление уличного театра всегда создаётся профессионалами, тогда как в организации и создании флеш-моба чаще всего задействованы обычные люди. Таким образом, история возникновения флеш-мобов показывает связь и схожесть главной идеи с интерактивными формами театрального искусства, карнавала городской улицы (хэппенинг, перформанс, уличный театр), однако выявлено и достаточно отличий, чтобы утверждать о самостоятельности существования этой новой формы досуга молодёжи.
Организаторы классических флеш-мобов имеют определенный сценарий (набор действий) проведения мероприятия, не выражающий ни религиозных, ни политических, ни экономических протестов, а также они не организуют акций с учетом корыстных мотивов или для рекламы. Одно из самых главных условий классического флеш-моба - всё происходящее не должно выглядеть заранее срежиссированным мероприятием. Но так было придумано изначально. В наши дни мало кто соблюдает все эти принципы. По мере существования явления флеш-моб стали появляться сценарии, которые не соответствуют его правилам. Стало ясно, что классический флеш-моб уже не способен удовлетворить всех. С течением времени разновидности флеш-моба менялись, и в новых его формах стало больше осмысленности и желания заставить задуматься тех, кто является свидетелем акции. Первые попытки классификации флеш-мобов были сделаны за рубежом. Условные различия выделяют несколько групп акций. Проанализировав различные источники информации, можно выделить наиболее распространенные на сегодняшний день «неклассические» флеш-мобы: Dating-Mob («моб-свидание»), I-Mob («интернет-моб»), Long-Mob («длительный моб»), X-Mob («экспериментальный моб»), буккроссинг («книговорот»), моб-хэппенинг («театральный моб»), Art-Mob («художественный моб»), Fan-Mob (моберы - фанаты), моб-хаус («домашний моб»), полит-моб или социо-моб, фаршинг, Fun-Mob («весёлый моб»), Extreme-Mob [1].
Анализируя различные источники с описанием проведения данных видов флеш-мобов, можно выделить отличия неклассических форм от классической. Неклассические виды флеш-мобов: предполагают знакомство в процессе моба; могут проходить в сети Интернет; могут проходить без предварительного планирования; нарушается принцип кратковременности (отсутствие временных рамок); некоторые мобы специально репетируются, допускается импровизация; некоторые мобы предполагают другую форму: участники не создают толпу, а действуют в обычной массе людей, создавая эффект «дежа-вю»; некоторые мобы направлены на привлечение внимания к какому-нибудь значимому событию в стране или мире; могут содержаться элементы рекламы, агитации; сценарии моба могут содержать рационалистический подход.
Таким образом, данная форма досуга развивается и приобретает новые особенности и возможности для социальной и творческой самореализации.
Подводя итог, можно сказать, что: флеш-моб - это явление, характерное для городской толпы, возникшее в эпоху информационного общества, где с помощью электронных устройств желающие участвовать во флеш-мобе могут о нём узнать, мгновенно собраться, произвести определённые по сценарию действия развлекательного характера и быстро разойтись; флеш-моб - это форма самовыражения представителей городской толпы (моберов), основанная на непривычных для окружающих действиях и жестах, с целью демонстрации их эпатажа, развлечения моберов и привлечения внимания городских прохожих; история возникновения флеш-мобов показывает, что в них прослеживается трансформация главной идеи от социальности (акции протестов с участием толпы) к интерактивным формам театрального искусства и карнавала городской улицы (хэппенинг, перформанс, уличный театр), а от них - к развлекательности, клоунаде, и сейчас данная форма досуга молодёжи продолжает развиваться и видоизменяться в сторону большей осмысленности, появляются «неклассические» формы и виды флеш-мобов.
Список литературы
1. Панов, А. А. Флэшмоб в Москве и в России // Молодёжные субкультуры Москвы : [сб. ст.] / сост. Д. В. Громов, отв. ред. М. Ю. Мартынова. - Москва : Изд-во Ин-та этнологии и антропологии Рос. академии наук, 2009. - С. 344-385.
2. Семёнова, Е. А. Уличный театр против театра военных действий // Педагогика искусства. - 2011. -№ 3 ; То же [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www. art-education. ru/electronic-journal/ulichnyy-teatr-protiv-teatra-voennyh-deystviy (дата обращения: 15.03.2018).
3. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество (опыт социального прогнозирования). - Москва : Экзамен, 1973. - 284 с.
4. Рейнгольд, Г. Умная толпа: новая социальная революция [Электронный ресурс] / Электронная библиотека «Гумер». - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Sociolog/Rein/ (дата обращения: 19.03.2018).
5. Смартмоб как социальный феномен [Электронный ресурс] / Look at Me : интернет-издание о креативных индустриях. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2007-2018. - Режим доступа : http://www.lookatme.ru/flow/posts/street-art/103885-smartmob-kak-sotsialnyy-fenomen-chast-1 (дата обращения: 02.05.2018).
6. Ковалевска, А. Хэппенинг - это что такое? Примеры в искусстве [Электронный ресурс] / FB.ru : информ. gортал. - Электрон. дан. - Москва, [б. г.]-2018. - Режим доступа : http://fb.ru/article/291577/ heppening-eto-chto-takoe-primeryi-v-iskusstve (дата обращения: 17.03.2018).
Alina М. Kozlova, Teacher, Additional Training Lyceum No. 101 (Barnaul, Russia) [email protected]
Scientific Chief - Galina V. Olenina, Dr. of Pedagogical Science, Professor
Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
ustlama@mail .ru
GENESIS OF FLASH MOB ABROAD
Abstract. The article analyses some peculiarities of genesis and development process of a flash mob (also flashmob) considered as one of the most interesting phenomenon of today's mass social and cultural activities abroad. The author gives a review for the very first flash mob actions held in the biggest cities of the world.comparative characteristics flash mob, interactive forms of a theatrical art and an urban street carnival (a happening, a performance, a street theatre) is outlined. The author considers an opportunity to elaborate of personality-developed potential of mass street actions in the context of a personality's creative individuality forming. Also, the author names the key organizational principles of a classic flash mob, presents her own version of classification of today's non-classical types of planned mass actions (with its features).
Keywords: a flashmob, a smartmob, forms of leisure activities, the crowd of citizens, mass action, a happening, a performanec, street theater, electronic mass communication, information society.
УДК 351.85:379.8:351.858(470+571+87)
А. С. Кондыков, кандидат философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
Г. А. Буевич, кандидат педагогических наук, доцент, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
Аннотация. Проанализирован ряд актуальных проблем оптимизации современной социокультурной среды международного масштаба средствами культуры, рассматриваемой автором в качестве важного условия формирования и развития поликультурной личности. Аргументируется необходимость объединения и координации усилий субъектов Содружества азиатских учреждений образования в сфере культуры - объединения восьми образовательных учреждений из России, Киргизии, Монголии и Таджикистана, созданного в 2017 г. по инициативе Алтайского государственного института культуры (г. Барнаул, Россия) в целях осуществления научного