Список литературы
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 51. 03. 03 Социально-культурная деятельность (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 авг. 2016 г. № 995 [Электронный ресурс] / Портал фед. гос. образоват. стандартов высшего образования. - Электрон. дан. - Москва, 2018. -Режим доступа : http://fgosvo.ru/news/8/1920 (дата обращения: 15.02.2018).
2. Григорьева, Е. И. Традиции и инновации в подготовке современных бакалавров и магистров социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. -№ 11. - С. 137-142.
3. Григорьева, Е. И. Специфика подготовки кадров для социально-культурной сферы на основе новых образовательных стандартов третьего поколения / Е. И. Григорьева, Н. Н. Ярошенко // Социально-экономические явления и процессы. - 2010. - № 6. - С. 235-237.
4. Красильников, Ю. Д. Формирование нравственного иммунитета личности как проблема и результат проектирования // Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : тр. лаб. соц. -культ. проектирования каф. соц. -культ. деятельности Московского гос. ун-та культуры и искусств. -Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2011. - С. 10-22.
5. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная деятельность: инновационный проект современности: вместо предисловия Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы : тр. лаб. соц.-культ. проектирования каф. соц. -культ. деятельности Московского гос. ун-та культуры и искусств. - Москва: Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2011. - С. 5-9.
6. Асаинова, М. В. Формирование профессиональной компетентности менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств : дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. [Электронный ресурс] / Наука/педагогика. - Электрон. дан. - [Б. м., б. г.]. - Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-menedzherov-sotsialno-kulturnoy-deyatelnosti-v-vuzah-kultury-i-iskusstv (дата обращения: 25.01.2018).
Elena I. Grigoreva, Dr. of Cultural Studies, Professor Russian State Social University (Moscow, Russia)
SOCIAL AND CULTURAL PROJECTING IN ARTISTIC SPECIALTY STUDENTS' PROFESSIONAL COMPETENCES FORMING
Abstract. The article considers social and cultural projecting technologies which actively use in specialists in the cultural and leisure sphere ("Social and Cultural Activity", educational specialty) professional competences training. The author notes that thanks to inclusion several competences into the current federal educational standard of higher education, the task of involvement of students into social effective work can be decided. In its turn, this makes toughened the today's employers' qualification requirements for graduates' professional education level: now, the last ones should have not just the necessary level of professional competence and social initiativeness but also should have developed skills for inclusion of a personality into the context of production sphere, in space of developing leisure.
Keywords: projecting, educational standard, professional competences, a project, students, social and cultural (cultural and leisure) activity.
УДК 379.8:615.85
Т. И. Головко, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Аннотация. В статье рассматриваются методологические и организационные аспекты использования технологий социально-культурной анимации и рекреации в оптимизации межлич-
ностных взаимоотношений и развитии духовно-творческих качеств личности участников современного социокультурного процесса; проанализированы основные факторы, функции и методологические принципы формирования анимационных технологий.
Ключевые слова: технологии, социально-культурная анимация и рекреация, гуманистическая психология, логотерапия, межличностные отношения, личностный рост, инвалидность.
Технологии социально-культурной анимации и рекреации предполагают комплексное решение различных проблем формирования личности. Основными задачами этой деятельности можно считать:
- преодоление личностных тенденций к социальной дезинтеграции;
- профилактику социальных отклонений (например, девиантного поведения подростков);
- реабилитацию критических состояний личности;
- помощь в творческой самореализации личности.
Считается, что для решения этих задач необходимы три взаимосвязанных процесса:
- создание условий для раскрытия личности (группы);
- установление межличностных отношений;
- процесс творчества как решение проблем в окружающем мире.
Современный специалист социально-культурной сферы в контексте использования в своей деятельности анимационных технологий должен уметь организовать гуманистическое взаимодействие; «очеловечивать» отношения в социуме. В настоящее время это связано с общим курсом на гуманизацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.
Анализ исследований по социально-культурной анимации показывает, что в этой сфере еще много неизученных проблем, однако обозначилась попытка теоретического обоснования анимационных технологий. По мнению Н. Н. Ярошенко, с начала 1970-х годов начали проводиться исследования по педагогике анимации, подготовке аниматоров и их целеполагания; были предприняты «...исследования, позволившие уточнить социокультурное пространство анимации» [1, с. 26].
Анимационная деятельность формировалась под влиянием следующих факторов:
- индустриализация, урбанизация, затруднение межличностного общения в больших жилых комплексах привело к разрушению единства культуры и системы социальных норм, следствием чего явилась дезадаптация значительной части населения;
- социальное давление определённых категорий населения (молодёжи, пенсионеров и других социальных групп) на государство и общество с требованием улучшения качества жизни;
- всё большее распространение получают обезличенные стереотипы, которые подстраивают население под среднюю норму в потреблении, моде, образе мыслей. Эти явления массовой культуры, с одной стороны, вызывают недовольство людей собственной жизнью, с другой -побуждают активных людей бороться за духовное оздоровление личности и социума.
Социально-культурная анимация как направление педагогической деятельности в социально-культурной среде способно смягчить эти и другие социальные проблемы, выполняя следующие функции:
- функцию адаптации, т. е. подготовку личности к возможным изменениям, переключение энергии человека с собственных проблем на участие в общественной жизни;
- функцию воспитательную с целью углубления интересов к разным культурным моделям -актуальной культуре и народной культуре;
- функцию корректирующую, т. е. компенсации в обществе недостатков культурного и воспитательного характера и как следствие - духовного недоразвития;
- функцию критическую, реализация которой ставит перед государством и обществом острейшие вопросы духовной жизни человека.
На это указывают в своих исследованиях процессов социокультурной анимации М. В. Никитский [2], Г. В. Ганьшина и И. Н. Григорьев [3], И. И. Шульга [4] и др.
Важными теоретическими источниками социокультурной анимации являются гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), логотерапия (В. Э. Франкл), арттерапия (Э. Хилл) и др.
Виктор Эмиль Франкл считал, что всю свою жизнь человек ищет свое предназначение или смысл, призванный двигать его вперед. В этих долгих поисках он очень часто сравнивает себя с другими людьми и их жизненным смыслом, в эти моменты в подсознании проводится сложный анализ, итогом которого может стать как депрессия, так и духовная эйфория от обретенного понимания своего индивидуального смысла.
Теория личности Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивацию, присущую всем людям и являющуюся основной движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у человека состояние вакуума, являющегося причиной многих неврозов.
Главный тезис учения о смысле жизни состоит в том, что жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франкл предлагает пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной:
1) с помощью того, что мы даем жизни (наша творческая работа);
2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей);
3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к обстоятельствам, которые не в состоянии изменить.
Основной тезис учения Франкла о свободе воли гласит, что человек свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, обстоятельствам внешней среды. Свобода, с точки зрения Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.
А. Маслоу видит главное в устремлении личности в будущее, в реализации своего творческого потенциала. В соответствии с его концепцией - личность стремится к самоактуализации (самореализации). Высший уровень её потребностей - потребность в самореализации, росте личности. Этому способствует принятие человеком определённых ценностей - любви, творчества, бескорыстия.
Изучая особенности личности выдающихся людей, А. Маслоу пришел к выводу, что их объединяют общие черты:
- эмоциональное восприятие реальности;
- уважение к собственной личности;
- простота и естественность поведения;
- центрированность на задаче;
- некоторая автономность от культуры и среды;
- сопричастность ко всем сторонам жизни;
- творчество;
- «философский» юмор.
А. Маслоу подчёркивал у этих людей умение находить верные способы решения возникающих проблем. Он дал характеристики самореализованной личности:
- стать реальной, а не потенциальной личностью;
- доверять себе;
- уметь обнаруживать и снимать свои психологические защиты;
- из множества путей развития выбирать тот путь, который ведёт к личностному росту;
- самореализация связана с повышенным сознанием, вниманием, интересом.
К. Роджерс в рамках своего подхода указывал на то, что «.ядро каждого человека конструктивно, и если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития». К. Роджерс назвал три условия, благоприятные для личностного роста:
- искренность (конгруэнтность),
- безусловное принятие другого человека,
- способность к эмпатическому пониманию другого (сопереживание).
Рассматривая эти теории с позиции общеметодологических принципов, выделяют следующие:
- принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденной потребности в самореализации (самоактуализации), желания осуществлять непрерывное поступательное развитие;
- принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов;
- принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным;
- принцип целевого детерминизма, предполагающий изучение особенностей личности в аспекте ориентации человека на будущее, т. е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей;
- принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития [5, с. 231].
Технологии социально-культурной анимации и рекреации предлагают в виде основных способов оживления и одухотворения отношений между людьми использование общезначимых духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, артте-рапевтических методик. Тем самым личности обеспечиваются определенные условия для включения в творческие, оздоровительные, образовательные, развлекательные и другие виды социально-культурной активности.
Применение анимационных технологий в работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья является социальной инновацией и отвечает современным тенденциям развития социальной политики в отношении людей с инвалидностью в России и во всем мире.
Вместе с тем, работа с этой группой клиентов имеет ряд существенных особенностей. На это указывают исследования, проводимые в Государственном гуманитарно-технологическом университете [6]:
- человек с инвалидностью, вне зависимости от заболеваний, рассматривается в анимации как духовно полноценный человек;
- специалист ориентируется в работе на выявление способностей и талантов человека с инвалидностью, а не на работу с его заболеванием;
- заболевание инвалида рассматривается как условие его духовного и социального развития;
- социально-культурная анимация организует взаимопомощь и сотрудничество на основе любви, заботы, понимания;
- «здесь и сейчас» - главное условие для максимально полноценной жизни инвалида и формирования его жизненной устойчивости.
Таким образом, социально-культурная анимация и рекреация занимают важное место в педагогической науке. Более того, появление в последние годы теоретико-методологических работ данной практической деятельности даст новый импульс развитию как теории социально-культурной анимации, так и теории социально-культурной деятельности, в целом.
Список литературы
1. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация : учеб. пособие. - Москва : Изд-во Московского гос. ун-та культуры и искусств, 2005. - 126 с.
2. Никитский, М. В. Теоретические и исторические аспекты современной социокультурной анимационной деятельности // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 4: Педагогика. Психология. - 2008. - № 3. - С. 28-36.
3. Ганьшина, Г. В. Социально-культурная анимация : учеб. пособие / Г. В. Ганьшина, И. Н. Григорьев. - Москва : Изд-во Московского гуманитарного пед. ун-та ; Бизнес - Наука - Общество, 2011. - 168 с.
4. Шульга, И. И. Педагогическая анимация: развитие профессионального образования организаторов досуга : моногр. - Новосибирск : Изд-во Новосибирского гос. пед. ун-та, 2008. - 187 с.
5. Абдурахманов, Р. А. История психологии: идеи, концепции, направления : учеб. пособие . -Москва :НОУ ВПО МПСИ, 2008. - 326 с.
6. Ганьшина, Г. В. Организация досуга детей ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации / Г. В. Ганьшина, Е. Б. Бабаева, Ж. В. Муравьёва // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 323 ; То же [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. -Режим доступа : http://science-education.ш/m/artide/view?id=25544 (дата обращения: 6.04.2018).
Tatiana I. Golovko, Ph. D. In Pedagogy, Associate Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
SOCIAL AND CULTURAL ANIMATION AND RECREATION TECHNOLOGIES:
THEORY AND PRACTICE
Abstract. The article outlines some methodological and organizational aspects of social and cultural animation and recreation technologies applying for improvement of interpersonal relationships and development of today's social and cultural process participants' spiritual and creative qualities. The author analyses the main factors, functions and methodological principles for animation technologies forming.
Keywords: technologies, social and cultural animation and recreation, humanistic psychology, logo therapy, interpersonal relationships, a personality's spiritual growth, disability.
УДК 379.8:93(1-87)
А. М. Козлова, педагог дополнительного образования Лицей № 101 (Барнаул, Россия) [email protected]
Научный руководитель - Г. В. Оленина, доктор педагогических наук, профессор Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ustlama@mail .ru
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЛЕШ-МОБОВ ЗА РУБЕЖОМ
Аннотация. Проанализирована история возникновения и развития флеш-моба как одного из наиболее ярких явлений современной зарубежной массовой социально-культурной деятельности, дана обзорная характеристика первым культурным акциям, организованным в крупных городах мира. Изложена сравнительная характеристика флеш-моба и интерактивных форм театрального искусства, а также карнавала городской улицы (хэппенинга, перформанса, уличного театра). Рассмотрена возможность разработки личностно-развивающего потенциала массовых уличных акций в контексте становления творческой индивидуальности личности. Сформулированы главные принципы организации классического флеш-моба; представлена авторская версия классификация современных «неклассических» видов спланированных массовых акций (с указанием отличительных черт последних).
Ключевые слова: флеш-моб, смарт-моб, форма досуга, городская толпа, массовая акция, хэппенинг, перформанс, уличный театр, электронные средства коммуникации, информационное общество.
Развитие электронных средств коммуникации, таких как сотовая связь и Интернет, существенно повлияло не только на социально-экономическую сферу жизни, но и на социально-культурную. Знакомства через Интернет, общение на форумах и посредством SMS-сообщений не только открыли для человеческой коммуникации новое поле - виртуальное пространство, но и существенно изменили саму стратегию социального поведения человека в современном обществе. Ускорение процесса обмена информацией, формирование личного социального пространства, возможность экспериментировать в самовыражении открывают дорогу новым формам досуга, и в конечном итоге служат причиной колоссальных перемен в самой структуре общественных отношений. Анализом этих процессов занимаются специалисты в области гуманитарных наук, прежде всего социологи и психологи, а также специалисты социально-культурной сферы [1].
Во все времена был очевиден тот факт, что молодой человек живёт и формируется как личность не только в школе, кругу семьи, но и на улице, в обществе в целом. И от того, что вынесет из «уроков улицы» ребёнок и подросток, не в малой степени зависит духовное здоровье нации.