УДК 379.8
ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ И РЕКРЕАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
© Роман Геннадьевич БЕЛЯНСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются понятия «рекреация» и «анимация», особое внимание уделяется видам рекреационной деятельности и особенностям их организации в структуре досуга. Автором выделяются основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности.
Ключевые слова: анимация; рекреация; социокультурная анимация; социально-культурная деятельность; досуг; рекреационная деятельность.
Социокультурная анимация (animation -anim: душа - одушевление, оживление) - это особый вид социально-культурной деятельности как общественных групп, так и отдельных людей, основанный на современных педагогических и социально-культурных технологиях активизации людей с учетом различной окружающей социальной среды.
Социокультурная анимация возникла во Франции в 1901 г., в связи с введением закона о создании различных неполитических ассоциаций. К концу ХХ столетия начали проводиться исследования, посвященные педагогике анимации, роли аниматоров в организации социокультурных процессов. Именно с этого периода социокультурная анимация стала представлять собой самостоятельное направление психолого-педаго-гической деятельности в сфере досуга.
Применительно же к нашей стране, а именно к периоду Советской власти, можно сказать, что был накоплен достаточно богатый опыт построения деятельности по заполнению досуга. И хотя она не называлась социально-культурной анимацией, именно эта сфера общественного бытия была весьма насыщенной. Впервые термин «социальнокультурная анимация» на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков в начале 90-х гг. XX в. По его мнению, новая социокультурная ситуация предопределяет требования расширения просветительских и воспитательных функций государства и общества, включая в них:
- развитие у каждого человека осознанных потребностей и мотивов рациональной организации досуга;
- формирование досуговой квалификации, культуры досуга как качества личности,
отражающего потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, реализовать его в активном отдыхе, духовно насыщенном общении, творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию ценностей культуры и развитию своих сущностных сил;
- непосредственную организацию досуга [1, с. 72].
В этой связи необходимо уточнить, что в России и за рубежом в понятие «культурный досуг» вкладывается несколько разный смысл, и работа аниматора в нашей стране имеет свою специфику. Это связано в первую очередь с тем, что в России традиционно досуг понимается не только как «чистый отдых», а носит воспитательный и познавательный характер.
В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение. Функционирование анимационной деятельности происходит по нескольким направлениям: в деятельности учреждений культуры; туризма; средств массовой информации; реабилитационных центров; учреждений дополнительного образования детей и т. д. Это, в первую очередь, связано с общим курсом на гуманизацию и гуманитаризацию социальных отношений в нашей стране, с усилением внимания к потребностям и возможностям самовыражения каждой отдельной личности.
Примером активного развития социальнокультурной анимации, как в теоретическом, так и в практическом аспекте, является международный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению», который на протяжении пяти лет организуется Акаде-
мией культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина и собирает специалистов из различных уголков России, дальнего и ближнего зарубежья.
Форум проводится как открытое педагогическое мероприятие, которое включает проведение пленарных заседаний, панельные дискуссии и консультации специалистов по заявленной проблеме. Среди вопросов, которые обсуждаются на форуме - история становления анимации и ее теоретические основы, особенности развития социально-культурной анимации в России и за рубежом, перспективы научных исследований в области социально-культурной анимации, роль анимационных программ в организации рекреативно-оздоровительной деятельности с различными возрастными категориями населения, специфика организации туристической анимации и многие другие.
Участники форума имеют возможность познакомиться с практической деятельностью аниматоров, участвовать в лучших экскурсионных программах ведущих туроператоров мира.
Как отмечает доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств Н.Н. Ярошенко, «ежегодный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению» стал заметным событием в научной жизни вузов культуры и искусств. Это своеобразная научно-практическая площадка, позволяющая «обкатать» новые идеи в области подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности» [2, с. 7].
Обмен опытом, новыми теоретическими идеями позволяет выработать рекомендации форума по дальнейшему развитию социально-культурной анимации как одного из важнейших направлений социально-культурной деятельности. К тому же в новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения предусмотрен специальный профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений.
Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса отелей, клубных учреждений, баз отдыха, молодежных развлекательных заведений и торговых центров. Ни одно праздничное мероприятие сегодня не обходится без анимационной программы.
Рекреация - (от лат. гесгеайо - восстановление) - комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Данный термин введен в научный оборот в США с начала XX в., в советской литературе по различным проблемам организации отдыха населения употребляется с 60-х гг. XX в.
Рекреация осуществляется во внерабочее время и предполагает творческую деятельность человека, которая обусловлена его внутренними потребностями и побуждениями. Необходимым условием развития рекреации является наличие рекреационного потенциала, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т. д.
Под рекреационным потенциалом мы понимаем организацию рекреационной деятельности на определенной территории с учетом социально-экономических, культурно-исторических и природных факторов.
Рекреация обладает большим диапазоном видов своего проявления в соответствии с возрастными особенностями, интересами, физическими способностями, интеллектуальным уровнем, вкусами человека. Результат рекреационной деятельности не имеет для человека существенного значения, самоценностью обладает процесс удовлетворения от осуществления рекреационной деятельности.
Анализ научной литературы по проблеме рекреации позволил нам прийти к выводу, что рекреационная деятельность производит восстановительный, оздоравливающий эффект и включает социально оправданные ви-
ды занятий. Рекреационная деятельность обогащает личность, приносит пользу как человеку, так и обществу в целом. Однако общество должно организовывать и поддерживать рекреационную деятельность, чтобы достичь позитивных результатов индивидуального и социального развития. К тому же участие в рекреации строится на добровольной основе и не может осуществляться под воздействием внешнего давления, принуждения или обязательств.
Виды рекреационной деятельности достаточно разнообразны. В целом все виды отдыха можно подразделить на две большие группы: стационарные и мобильные. По возрастным показателям различают отдых дошкольников, школьников, молодежи, лиц среднего возраста и отдых пожилого населения. Кроме того, выделяют отдых семейный, индивидуальный, смешанный, организованный и неорганизованный.
В зависимости от предпочтений человека выделяют несколько уровней рекреационной деятельности.
Первый уровень - «пассивная рекреация» - предполагает расслабление. Второй уровень рекреации - это развлечения: прогулки, игры, танцы, праздники, обряды. Третий уровень связан с активизацией духовных интересов и потребностей личности, побуждающих человека к овладению комплексом культурных ценностей, к социальной, интеллектуальной и общественно-политической активности. Четвертый уровень - творчество, которое приносит человеку высшее удовлетворение и одновременно является самым эффективным средством физического и духовного совершенствования личности человека. Последние три уровня рекреации относятся к активной рекреации, т. к. для осуществления данных видов досуговых занятий необходимо затратить определенные физические и интеллектуальные силы, проявить творческую активность.
Современная педагогика социальнокультурной сферы ориентирована на все возрастные этапы личностного развития. Она предусматривает, с одной стороны, формирование системы учреждений культуры и досуга, общественных организаций, кооперативов (организационный аспект); а с другой -обогащение внешкольных образовательных программ, расширение возможностей приоб-
ретения знаний о правах человека, охране природы, международном сотрудничестве и другим актуальным проблемам (содержательный аспект).
Однако наблюдения специалистов в области анимации и рекреации отмечают при этом такие тенденции, как спонтанный подбор аниматоров, зачастую не имеющих специального образования, но обладающих творческими способностями в той или иной сфере искусства или имеющих организационные способности [3].
Практика показывает, что в большинстве учреждений культуры, имеющих анимационную составляющую, используются в основном устаревшие, неадаптированные, потерявшие свою актуальность формы развлекательного характера.
Говоря о кадровом обеспечении рекреативно-оздоровительной и анимационной деятельности как об актуальной проблеме для нашей страны, нельзя не согласиться с мнением Е.И. Григорьевой по поводу того, что современная досуговая индустрия, решая многогранные задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры человека), по сути своей формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть своего свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовая единица. Однако многие учреждения культуры и досуга, имея прекрасную материальную базу, не используют ее и наполовину из-за отсутствия специалистов [4].
В условиях российской действительности социально-культурная анимация и рекреация выступает как отрасль социальной педагогики, опирающаяся на методы организации культурно-досуговой деятельности населения. И было бы неверно видеть в анимации и рекреации только развлекательный, увеселительный компонент.
Современные технологии социальнокультурной анимации и рекреации предполагают комплексное решение различных проблем формирования личности, обеспечивая ей возможность самоидентификации как полноправному представителю той или иной социокультурной, досуговой общности, а также условия для включения в образовательные, творческие и другие виды социально-культурной деятельности.
Наиболее полно технологии социальнокультурной анимации рассмотрены Н.Н. Ярошенко. По его мнению, в социально-культурной анимации переплетаются философско-мировоззренческие подходы и различные прикладные практики (от психотехнических до театральных). При этом социокультурная анимация использует традиционные виды и жанры художественного творчества в качестве основных методов «оживления и одухотворения» отношений между людьми, что позволяет признать ее сегодня инновационным направлением в развитии социальнокультурной деятельности. Принципиальная новизна анимационной деятельности проявляется в целях, задачах и прикладных технологиях, определяющих процесс оптимизации межличностных и межгрупповых взаимоотношений, развития духовно-творческих качеств личности [5, с. 110].
Структура анимационной деятельности включает в себя: рекреацию, релаксацию, адаптацию, коммуникацию, коррекцию, реконструкцию, регенерацию.
Таким образом, можно выделить следующие основные характеристики рекреационной и анимационной деятельности:
- имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- основана на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
- формирует и развивает личность;
- способствует самовыражению, самоутверждению, саморазвитию и самовоспитанию личности через свободно выбранные действия;
- удовлетворяет потребности личности и стимулирует творческую инициативу.
Среди перспективных направлений анимационной работы с различными категориями граждан приоритетными, по нашему мнению, считаются оказание помощи в преодолении сложных жизненных ситуаций и критических состояний личности при помощи психотерапевтических тренингов, реабили-
тации творчеством и др. Применяя технологии социально-культурной анимации и рекреации на практике, мы получаем комплексную оценку кризисной ситуации, определение наиболее конструктивных способов поведения в ней для достижения поставленной цели.
На наш взгляд, для получения качественного и конкурентоспособного анимационного продукта в действующих культурнодосуговых учреждениях должна быть создана целостная система анимационной и рекреативной деятельности, а анимационные и рекреативно-оздоровительные программы
должны носить комплексный характер, предполагающий использование всего многообразия средств, форм и методов воздействия на личность.
1. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма // Вестник МГУКИ. 2007. № 1 (17).
2. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация - новый профиль подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурная деятельность // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы IV международного форума. Москва; Тамбов, 2006.
3. Великанова Е.В. Сущность социально-культурной анимации // Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.
4. Григорьева Е.И. Социальная направленность развития туристской анимации // Социальнокультурная анимация: от идеи к воплощению: материалы международного форума: 8-16 декабря 2009, Шарм-эль Шейх (Египет) / ред. колл. Е.И. Григорьева, Н.Н. Ярошенко. Москва; Тамбов, 2009.
5. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. М., 2000.
Поступила в редакцию 21.04.2011 г.
UDC 379.8
POTENTIAL OF SOCIO-CULTURAL ANIMATION AND RECREATION IN ORGANIZATION OF SOCIAL LEISURE Roman Gennadyevich BELYANSKY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]
The article scrutinizes the notions “recreation” and “animation”, special attention is paid to type of recreational activity and features of their organization in structure of leisure. The author marks the main charachteristics of recreation and animation activity.
Key words: animation; recreatin; socio-cultural animation; socio-cultural activity; recreation activity.