тальных ценностей России достойное место заняла Справедливость. Мы активно утверждаем такие стержневые принципы Европы, как Согласие, Солидарность, Толерантность. Сегодня исключительную актуальность приобретает необходимость внедрить в России и такие европейские ценности, как культура профессиональной ответственности, культура организации труда, культура производственного взаимодействия, культура качества профессионально-трудовой деятельности.
В начале XXI века, до наступления мирового финансово-экономического кризиса мы радовались тому, что зрители вновь заполняют театры, что значительно возрастает число снятых киноПримечания
1. Дондурей Д. Б. Ищу живого человека / - 29 октября.
2. Медведев Д. А. Россия, вперед! / Д. А. сентября.
фильмов, что успешно проходят фестивали искусств, что вновь начало увеличиваться количество участников художественной самодеятельности. Есть все основания ожидать, что этот процесс возродится и после окончания кризиса. Однако общий успех будет достигнут лишь тогда, когда развитие культуры будет протекать не только в социально-культурной сфере, а распространится на все области жизнедеятельности государства и общества, и в первую очередь проявит себя в экономике, в технологии производства, на всех уровнях менеджмента и, главным образом, в культуре человека, соответствующей требованиям креативно-информационного общества.
Д. Б. Дондурей// Независимая газета. - 2009.
Медведев // Российская газета. - 2009. - 10
Н. Н. Ярошенко
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ И РЕКРЕАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье раскрыто содержание нового профиля подготовки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности «Социально-культурная анимация и рекреация», предусмотренному ФГОС ВПО третьего поколения по направлению «Социально-культурной деятельности». Обобщен опыт развития этого профиля в системе подготовки кадров культуры. Ключевые слова: социально-культурная деятельность, социально-культурная анимация, рекреация, досуг, подготовка кадров.
In article the maintenance of a new profile of a professional training of the top skills in a direction of social-cultural activity «Social-cultural animation and a recreation», provided the Federal State Educational Standard (FSES) of the higher professional education of the third generation in a direction «Social-cultural activity» is opened. Experience of development of this profile in system of a professional training of culture is generalized. Keywords: social-cultural activity, social-cultural animation, a recreation, leisure, a professional education.
Ежегодный форум «Социально-культурная анимация: от идеи к воплощению», который проводится в Египте с 2006 года, стал заметным событием в научной жизни вузов культуры и искусств. Это своеобразная научно-практическая площадка, позволяющая «обкатать» новые идеи в области подготов-
ки кадров высшей квалификации по направлению социально-культурной деятельности. Результаты форума нашли отражение в сборниках докладов, научных статей и сообщений.
Сегодня понятие «анимация» достаточно подробно рассмотрено в специальной литературе, стало предметом
изучения в нескольких диссертационных исследованиях, в многочисленных дипломных работах выпускников российских вузов культуры и искусств. Социально-культурная анимация является неотъемлемой частью сервиса отелей, клубов, баз отдыха, санаториев, молодежных развлекательных заведений и торговых центров, праздничных акций и мероприятий. Сейчас практически ни одно праздничное мероприятие не обходится без анимационной программы.
Не случайно в новом Государственном образовательном стандарте третьего поколения (2009) предусмотрен специальный профиль подготовки «Социально-культурная анимация и рекреация», призванный обеспечить подготовку кадров высшей квалификации, способных к проектированию и реализации анимационных программ, организации активного отдыха и развлечений. Пожалуй, впервые в практике социокультурного образования отчетливо сформулирована задача подготовки аниматоров, имеющих развитые компетенции в области творческой реабилитации, интенсивного отдыха, социально-психологической консолидации общественных групп на основе ценностей культуры.
Профиль - это новое понятие в организации высшего профессионального образования, которое приходит на смену понятию «специализация». Профильное обучение имеет больше возможностей для углубления и конкретизации профессиональных компетенций студентов-бакалавров, а вузы получают достаточный простор для определения содержания профильной подготовки и весьма ощутимый объем аудиторных часов для реализации программ профильной подготовки: в ФГОС ВПО третьего поколения для направления «Социально-культурная деятельность» на эти цели отводится около 3000 часов.
История становления этого профиля в России достаточно коротка, но можно выделить ее основные вехи. В
1980-1990-е годы в специальной литературе стали появляться первые публикации, посвященные раскрытию сущности социально-культурной анимации (Г. С. Вовк, Е. Б. Мамбеков, К. Чекалов, Е. П. Яценко и др.). В 1994 году автором данной статьи впервые был разработан вариант курса «Социально-культурная анимация», который был прочитан студентам в Рязанском заочном институте Московского университета культуры и искусств. Ранее подобный курс не существовал в вузах культуры и искусств. Наконец, в 2002 году в Государственном образовательном стандарте второго поколения по специальности «053100 -Социально-культурная деятельность» курс «СД.Ф.03.13. - Социально-культурная анимация» был введен уже в качестве обязательного.
В ходе изучения материалов данного курса студенты изучают истоки и современное состояние анимационной деятельности; разновидности анимационной работы; нравственно-эстетические, педагогические и психологические основы анимационной деятельности. Особое внимание уделяется технологическому компоненту социально-культурной анимации, особенностям анимационной деятельности с различными категориями населения. Много в этом направлении сделали наши ведущие ученые, осмысляющие технологическую основу организации досуга (А. Д. Жарков, Л. С. Жаркова и др. (см.: 2)), рекреации и анимации (Г. Н. Новикова, Е. И. Григорьева и ее тамбовские коллеги).
В период с 1999 по 2009 год прошли защиты тринадцати кандидатских диссертаций, в которых были изучены сущностные и технологические основы социально-культурной анимации. Среди них:
Булыгина И. И. Методические основы профессиональной подготовки организаторов туристской анимации (М., 1999);
Михайлова Т. В. Программно-методическое обеспечение подготовки к
оздоровительной работе на воде с детским контингентом с использованием анимационной деятельности (М., 1999);
Приезжева Е. М. Педагогические условия подготовки студентов к анимационной деятельности в процессе профессионального туристского образования (М., 2000);
Киселев В. Ю. Педагогические основы обучения студентов туристского вуза проектированию анимационных программ: На примере художественно-исторических программ в естественном ландшафте (М., 2001);
Горбенко Л. И. Профессиональная подготовка студентов туристского вуза по теории и практике гостиничной анимации (М., 2003);
Гальперина Т. В. Содержание и методика анимационной подготовки студентов туристского вуза (Сходня, Моск. обл., 2004);
Тарасов Л. В. Формирование жизненной устойчивости инвалидов в процессе социокультурной анимации в учреждении культуры (М., 2005);
Жуков Ю. И. Педагогические условия использования средств оздоровительной физической культуры организаторами анимационных программ в системе гостиничного обслуживания (Смоленск, 2005).
Дегтяренко А. В. Культурно-историческое наследие региона в профессиональной подготовке специалистов туристской анимации (М., 2007);
Петрова М. С. Анимационная деятельность как средство социального воспитания студентов вуза (Кострома, 2007).
Сайкина Л. В. Технологии социально-культурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков (Тамбов, 2007);
Дедурина Т. В. Функциональный подход к развитию анимационной деятельности учреждений культуры: социально-культурный аспект (М., 2009);
Андреева А. Ю. Технологии социально-культурной анимации как сред-
ство патриотического воспитания молодежи (Тамбов, 2009).
Мы впервые публикуем этот обобщенный список кандидатских диссертаций, посвященных социально-культурной анимации, подготовленных в различных вузах страны. Отметим, что по всем этим работам их авторам присуждены ученые степени кандидата педагогических наук, независимо от того, в каком аспекте рассматривается явление анимации (социально-культурная деятельность, физическая культура и спорт, туризм, воспитание детей, профессиональное образование и др.).
В это же время (1999-2009 годы) шла достаточно интенсивная разработка анимационного направления в вузах культуры и искусств нашей страны. Отдавая дань уважения нашему коллеге, профессору, доктору педагогических наук Виктору Владимировичу Туеву, позволим процитировать его письмо, адресованное автору статьи, в котором он выражает озабоченность и, одновременно, заинтересованность в развитии анимационного направления: «...Не могу не воспользоваться такой неожиданной, хоть и явно не оптимистической оказией, и обращаюсь к Вам с уже сугубо кафедральными деловыми просьбами. Уже в то время, когда я лежал в больнице, меня закидали сообщениями и вопросами по проблемам открытия новых специализаций по социально-культурной деятельности взамен упраздненных на каком-то очередном историческом заседании УМО, на котором я не только не был, но даже ничего не знал о нем. И все в пожарном, полувоенном, паническом порядке: Срочно надо. Что будем открывать? Кого набирать? Какой и как составлять учебный план? Какие предметы? Кто будет обеспечивать? На каких базах? Словом, девичий переполох.
Короче, мы решили открыть специализацию «Социально-культурная анимация»! Без меня наши педагоги составили план, набрали хорошую группу
студентов, и ... почти ничего не имеют по этому самому методическому обеспечению новой специализации.
Но я-то имею! У меня на столе в палате №10 все дни моего лечения, как Библия, лежала и грела глаза и душу Ваша еще так давно подаренная мне (слава Богу и Вам!) «Социально-культурная анимация»! Какой пророческой оказалась эта книга, как актуальна она сегодня, как Вы еще тогда, в 2000 году (!), смогли чутко уловить, оценить, изучить и достаточно основательно изложить суть, специфику, методику социально-культурной анимации. Но только сегодня, 5-7 лет спустя, мы смогли оценить и актуальность нового направления в СКД, и уже конструктивную, прикладную полезность Вашей работы. Но предвосхищение Ваше не может не восхищать нас!
Там, в больнице, я раза два полностью, от корки до корки, прочел Ваше пособие, и мне понравилось в нем все: и методология, и теория, и история, и основные направления современного педагогического опыта СКА, и все приложения, и программа спецкурса по СКА, и задания студентам. Сегодня все это нам нужно и полезно. И поэтому Ваше пособие станет настольной книгой для всех нас.
А еще я знаю и понимаю, что за эти 7 лет и многие другие вузы стали вводить и осваивать эту специализацию: Санкт-Петербург, Краснодар, видимо, Ростов.
Искренне и стабильно Ваш, с уважением и корпоративной нежностью В. Туев.
Кемерово, 14 августа 2007 года».
Конечно, с глубокой благодарностью, но и с долей здорового сепсиса и самокритики принимая комплименты в адрес упоминаемой книги (4), которая в настоящее время готовится к к переизданию в расширенном, значительно исправленном и дополненном варианте, следует отметить, в первую очередь, вот что: Виктор Владимирович Туев, как
всегда метко и прозорливо, подметил суть проблемы, а именно: необходимость разработки социально-культурной анимации как самостоятельного и уникального профиля подготовки кадров по нашей специальности. Сегодня это является особенно актуальной задачей, поставленной перед кафедрами социально-культурной деятельности вузов культуры и искусств России самой жизнью в связи с развитием инфраструктуры рекреации и досуга, ростом потребностей населения в досуговых услугах, необходимостью выдерживать конкурентную борьбу, поскольку сегодня потребители могут сравнивать отечественные досуговые услуги с зарубежными достижениями в этой области культуры.
Безусловно, решение этой задачи связано с продолжением разработки методологических вопросов, связанных с уточнением ее содержания, классификации видов анимационной работы, а также более тесным соотнесением с имеющимся в мире опытом организации социально-культурной анимации.
При разнообразии сфер развития и использования анимации, как следствие, возникают её классификации. Есть две наиболее полные классификации анимационного действа. Одна из них принадлежит Н. И. Гаранину, И. И. Булыгиной и представляет собой классификацию анимации в туризме:
- анимация в движении - удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающимся с удовольствием и приятными переживаниями;
- анимация через переживание -удовлетворяет потребность в изучении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей;
- анимация через общение - удовлетворяет потребности в общении с новыми, интересными людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение;
- анимация через успокоение -удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой, а также потребность в покое и «праздной лености»;
- культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры;
- творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество (1, с. 19).
Данная классификация представляется нам полезной с точки зрения накопления данных о существе и предназначении анимационной работы. Однако признать ее удачной вряд ли возможно. Причиной для такого вывода мы считаем отсутствие единого критерия, по которому идет подразделение проявлений анимационной работы. Наряду с все-пронизывающими функциями социально-культурной деятельности - коммуникативной (анимация через общение), гедонистической (анимация через переживание), в этой классификации даны частные проявления анимации (анимация в движении), которые не могут не затрагивать системы коммуникации, творчества и самореализации личности.
Скорее всего в предложенной авторами классификации нашли отражение базовые методы анимации, которые не только не исключают друг друга, но, на-
оборот, требуют предельного сочетания и интеграции.
Еще один пример классификации видов анимации предложен А. Петровым:
1. Праздничная и событийная (тематическая) анимация.
2. Туристическая анимация:
- анимация в домах отдыха, отелях, детских оздоровительных лагерях;
- анимация на корпоративных мероприятиях.
3. Детская анимация.
4. Клубная анимация:
- тематические программы для молодежи;
- анимационные программы на дискотеках.
5. Рекламная анимация:
- анимационные программы на промо- и рекламных акциях
- анимационные программы в торговых и развлекательных центрах (3).
Стремление А. Петрова «охватить» максимально возможное число проявлений социально-культурной анимации, несомненно, оправдывается запросами практики, но сама классификация, к сожалению, не основывается на каком-то одном критерии для систематизации.
Разработка классификации видов социально-культурной анимации, предложенная нами в 2004 году, также нуждается в доработке и переосмыслении. Причем эта задача относится к числу неотложных задач, так как виды анимационной деятельности должны определить предметное содержание «Основной образовательной программы» по данному профилю, предусмотренному ФГОС ВПО.
Примечания
1. Гаранин Н. И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учебное пособие / Н. И. Гаранин, И. И. Булыгина. - М.: Советский спорт, 2003. - 128 с.
2. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: [учебник для студентов вузов культуры и искусств] / А. Д. Жарков. - М., 2007. - 480 с.
3. Петров А. Анимация / А. Петров // Праздник. - 2008. - № 2. - С. 1.
4. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: учебное пособие / Н. Н. Ярошен-ко. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М., 2004. - 108 с.