Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Селюкова Екатерина Алексеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Москвитина Наталья Юрьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Строй Галина Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)
СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. На страницах настоящей статьи выявлены наиболее существенные, на взгляд её авторов, особенности эффективного сотрудничества учителей и родителей в процессе воспитания младших школьников. Представлены основные направления установления сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Авторы делают выводы о том, что к основным направлениям налаживания педагогико-родительского сотрудничества в воспитании учащейся молодежи относятся: просвещение родителей посредством родительских собраний, индивидуальных и групповых тематических консультаций, тренингов и кружков и др.; участие семей в управлении воспитательным процессом в школе через привлечение к работе в совете школы, организацию досуга для их детей.
Ключевые слова: взаимодействие, воспитание, младший школьный возраст, педагогическая система воспитания, сотрудничество, учитель, формы работы.
Annotation. On this article's pages the most significant, in the authors opinion, features of effective coopération between teachers and parents in the process of educating younger schoolchildren are identified. The main directions of establishing cooperation between teachers and parents are presented in the upbringing of younger students. The authors conclude that the main directions of establishing pedagogical-parent cooperation in the education of students include: education of parents through parent meetings, individual and group thematic consultations, trainings and circles, etc.; participation of families in the management of the educational process at school through involvement in the work of the school council, the organization of leisure for their children.
Key words: interaction, education, primary school age, pedagogical education system, cooperation, teacher, forms of work.
Введение. Обучение в школе является нужным этапом подготовки подрастающего поколения ко взрослой жизни. Это непростой процесс развития личности каждого ребёнка, обеспечивающий образование, необходимое для успешного функционирования в социуме. Чтобы фактически обеспечить данный процесс, нужно иметь теоретически верную оценку того, как происходит формирование растущего поколения, как формируется его личность.
При этом большое внимание уделяется вопросу воздействия семьи на процесс обучения школьников. Между тем известно, что пути и методы формирования мотивации к процессу обучения со стороны учителей и родителей могут существенно различаться. Однако, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что тесное сотрудничество семьи и школы крайне необходимо для формирования у детей устойчивых интересов к процессу обучения, формирования личностных качеств, необходимых для успешной социализации.
Изложение основного материала статьи. Воспитание познавательного интереса нереально в отрыве от воспитания целостной личности. Для успешности данного процесса необходима почва, которую родители обязаны подготовить в своих детях.
Особенно следует воспитывать интерес к обучению. А это может быть лишь при наличии у ребенка эмоционального настроя. Родители должны постараться, чтобы у малыша выработалось конкретно это чувственное отношение: пример мамы и отца, старших сестер и братьев, общая активность, разговоры о роли знаний; активный отдых, походы в горы, семейные выезды за город, на природу; экскурсии, когда дети воспринимают и усваивают знания, выезжая на местопребывание предметов и непосредственно видя их. С помощью экскурсий увеличивается уровень науки, закрепляется ее связь с жизнью, практикой, создается учебно-познавательный интерес; позитивный итог, успех; продвижение в деятельности, в том числе и умственной, закрепляется в них с каждой новой удачной работой [1; 2].
Создание эмоциональной среды вызывает у детей желание узнавать новое, интересное и стремление совершенствовать свою умственную деятельность. В эмоциональном контексте познавательный интерес представляет собой отношение и мотивацию. Эмоциональная среда, готовящая детей к познавательной деятельности, состоит из различных моментов, связанных с содержанием учебного материала, ходом деятельности, коллективом учащихся. Сочетание всех этих условий создает соответствующий тонус эмоциональной деятельности, что чрезвычайно важно для повышения познавательного интереса [4].
Иногда родители думают, что, когда ребенок идет в школу, роль семьи в его воспитании принижается, потому что теперь ребенок большую часть времени проводит в школе. Влияние семьи не уменьшилось, а возросло.
Родители должны иметь четкое представление о том, как семья может влиять на процесс формирования личности младших школьников. В этой связи родителям также необходимо быть осведомлёнными относительно требований образовательной организации к воспитанию детей. Важно избегать того, чтобы школы просили одно, а семьи просили другое. Если у родителей возникают сомнения в правильности требований учителя и методики обучения, им следует хорошенько поговорить с учителем и не пытаться переучивать детей дома.
Обучение в условиях общеобразовательной организации - это организация целенаправленной педагогической деятельности, которая направлена на всестороннее развитие личности обучающихся путем вхождения в современный культурный фон, сделать обучающихся активными «строителями» ценностно-мотивированных установок.
В связи с этим, актуальной проблемой является воспитание детей младшего школьного возраста, выбор методов, приемов и форм процесса воспитания. Ю.С. Тюнников в своих исследованиях указывает на важность установления сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Автор подчеркивает, что семья представляет собой естественную среду жизни и развития младшего школьника, оказывает формирующее влияние на становление социального поведения ребенка. И то, каким образом школа будет строить процесс сотрудничества с семьей по вопросу воспитания младшего школьника, зависит его будущее [10].
По мнению Ю.С. Тюнникова, важное значение в установлении эффективного сотрудничества школы и семьи в вопросе воспитания детей младшего школьного возраста принадлежит деятельности классного руководителя [10]. Этот, последний, представляет собой главное связующее звено, стоящее между воспитательной системой, существующей в пространстве
школы, с одной стороны и семейным воспитанием - с другой. Основная задача его деятельности в этом качестве -установление эффективного взаимодействия с семьями учеников. При этом классный руководитель с необходимостью должен учитывать компоненты педагогической системы воспитания, характерной для отечественной начальной школы на современном этапе её развития [11].
Педагогическое сотрудничество между родителями учащихся и классным руководителем заключается в создании педагогических условий, позволяющих эффективно обеспечивать всестороннее развитие обучающихся и воспитание их индивидуальности. Совместные усилия классного руководителя и семей учащихся с большой вероятностью будут способствовать достижению желаемых результатов воспитания младших школьников.
B.И. Лутовинов отмечает, что в процессе взаимодействия школы и родителей в воспитании детей младшего школьного возраста очень часто возникают проблемные, а иногда и конфликтные ситуации [6]. Важным моментом в предупреждении проблемных ситуаций между школой и семьей по вопросу воспитания младшего школьника является установление личного контакта учителя с родителями.
Л.И. Маленкова к основным задачам, решаемым в процессе сотрудничества учителя с родителями младших школьников, относит:
- создание психолого-педагогических условий для установления взаимоотношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса школы;
- всестороннее систематическое изучение особенностей и условий воспитания детей младшего школьного возраста в семье;
- использование различных методов, приемов работы для установления эффективного взаимодействия с родителями обучающихся [7].
В психолого-педагогических исследованиях широко представлены три основных направления установления сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников:
1. Работа с родителями обучающихся, заключающаяся в проведении родительских собраний, а также тренингов и тематических консультаций. Последние могут быть индивидуальными и групповыми.
2. Привлечение родителей к воспитательному процессу путём организации внеклассных мероприятий.
3. Участие родителей учащихся в управлении воспитательным, организуемое путём их привлечения к работе в совете школы, организации досуга для их детей [7; 8].
Реализация данных направлений установления сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников предполагает использование следующих форм работы:
- индивидуальные (посещение семей, приглашение родителей в школу, переписка, консультации, опросы и анкетирование);
- групповые (тематические консультации, работа с родительским комитетом, проведение тренингов и внеклассных мероприятий);
- коллективные (проведение родительских собраний, дней открытых дверей, совместных досуговых мероприятий, экскурсий, мастер-классов для родителей обучающихся).
C.А. Юдина отмечает, что в недавних условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности по профилактике вирусных инфекций и коронавирусной инфекции COVID-19 пришлось перестраиваться всем общеобразовательным школам страны. Работа в дистанционном режиме стала для многих педагогов новым форматом, а также хорошим методическим фундаментом (применение видео- и аудио-лекций, тестов, заданий, мастер-классов) [12].
Используя интернет-ресурсы, такие как официальный сайт школы, Instagram-страницы образовательных учреждений, педагоги имеют возможность размещать необходимую информацию для информирования родителей о предмете воспитательной работы своих детей, отвечать на их вопросы, а также отчитываться о проводимых воспитательных мероприятиях, проводимых в режиме онлайн с детьми. С.А. Юдина считает, что такой интерактив с младшими школьниками и родителями не останется незамеченным и поможет в работе с детьми, которые по каким-либо причинам не могут посещать общеобразовательные школы или имеют уважительные причины пропускать уроки [12].
А.А. Каганович к эффективному способу установления сотрудничества между родителями и учителями по вопросу воспитания младших школьников относит разработку памяток, которые помогают в решении воспитательных задач [3]. Содержание памяток определяется актуальными проблемами в воспитании детей младшего школьного возраста. К примеру, «Адаптация первоклассников к школе», «Советы родителям. Что делать, если...», «Как предупредить проявления детской агрессивности», «Родителям о наказании».
В настоящее время особое значение в кооперативном обучении младших классов дома и в школе приобретают нетрадиционные формы обучения: информационно-аналитическая, досуговая, познавательная, наглядно-информационная. Например, «Педагогическую лабораторию» проводят с целью обсуждения намеченных совместных мероприятий или анализа прошедших с подведением итогов [6]. «Читательская конференция» предполагает предварительную работу с родителями. За несколько недель до мероприятия учителя информируют родителей юных учеников по теме и предоставляют соответствующие материалы. Во время читательской конференции подготовленное задание обсуждается между родителями и учителем с разных позиций, учитывается мнение всех участников конференции, затем подводятся итоги и разрабатываются методические рекомендации по решению выявленных проблем в воспитании младших школьников.
Еще одной эффективной формой школьно-семейного сотрудничества в воспитании личности младших школьников является метод проектов. В ходе проектной деятельности совместно формулируются совместные действия родителей, учителей и учащихся начальных классов на основе стратегий, планов и последовательности каждого этапа реализации проекта. Совместные проекты имеют разную тематику. Например, для воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников рекомендуется реализовать семейный проект «Традиции семейного воспитания». Педагоги организуют и направляют деятельность родителей и юных учащихся в процессе реализации, создавая условия для повышения мотивации учащихся, творчества и понимания окружающей их действительности.
Нестандартная форма сотрудничества с родителями «Аукцион» характеризуется «продажей» полезных советов по выбранной учителем теме, проводится в игровой форме. К примеру, тема аукциона «Эстетическое воспитание младших школьников». Педагог дает понятие «эстетическое воспитание», далее вместе с родителями проводит анализ причин, которые характеризуют важно важность развития эстетических способностей обучающихся, предлагает родителям поделиться своим опытом по данному вопросу. За каждый ответ родители получают по одной фишке, т.е. советы «продаются» за фишки. Советы тех родителей, которые набрали большее количество фишек, помещаются на стенд «Копилка родительского опыта» [9].
В настоящее время изменились подходы к осмыслению процесса сотрудничества в педагогической литературе. Ранее, в традиционном педагогическом процессе, преобладали субъект-объектные отношения учителя и учащегося (учитель -субъект, ребенок - объект развития).
Сегодня актуальна иная концепция: субъект - субъектных отношений участников учебно-воспитательного процесса.
Основой организации эффективного сотрудничества является педагогическое взаимодействие между школой и семьями учащихся. Под данным термином в педагогической науке и практике обычно понимается организованная целенаправленная связь, осуществляемая между педагогическим коллективом образовательного учреждения с одной стороны и родителями учащихся - с другой. Эта связь может быть реализована на основе общих педагогических интересов участников образовательного процесса. Её установление с большой вероятностью приведёт к качественным изменениям в воспитательном процессе, осуществляемом в пространстве начальной школы [5, С. 44].
Как показал анализ литературы [4; 6; 8], личный опыт, можно отметить, что перед образовательной практикой в нынешних условиях функционирования ОУ стоят следующие задачи сотрудничества:
1. Разработать систему необходимых условий для сотрудничества ОУ с родителями, апробировать их и изучить эффективность.
2. Разработать и реализовать практические механизмы, которые позволили бы выстроить адекватные, основанные на взаимном уважении и понимании, отношения с семьей.
3. Установить эффективный контроль за качеством педагогического сотрудничества, осуществляемого между образовательным учреждением и семьёй.
4. Разработать и проверить целесообразность ведущих критериев эффективности сотрудничества.
5. Установить партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе признания и принятия ценности личности каждого субъекта сотрудничества [4].
Выводы. Таким образом необходимо отметить, что школа и семья младшего школьника являются основными воспитательными институтами, совместная деятельность которых обеспечивает единство воспитательного процесса. Планирование воспитательной работы предполагает участие родителей во всех классных и школьных мероприятиях. Задача педагога - быть помощником и советчиком родителей в воспитании младших школьников, создавать атмосферу дружелюбия и взаимопомощи внутри детского и родительского коллектива.
К основным направлениям налаживания педагогико-родительского сотрудничества в воспитании младших школьников относятся: просвещение родителей посредством родительских собраний, индивидуальных и групповых тематических консультаций и тренингов; участие семей в управлении воспитательным процессом в школе через привлечение к работе в совете школы, организацию досуга для их детей.
Литература:
1. Божович, Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - Москва: Педагогика, 2016. - 196 с.
2. Головнева, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Головнева // Педагогика. - 2017. - № 10. - С. 38-47.
3. Каганович, А.А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем / А.А. Каганович // Педагогика. -2016. - № 7. - С. 46-50.
4. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. - Москва: Прометей, 2013. - 76 с.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.К. Коджаспиров. - Москва: Академия, 2005. - 176 с.
6. Лутовинов, В.И. Проблемы воспитания / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2018. - № 7. - С. 50-53.
7. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.
8. Развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюк. - Москва: Просвещение, 2015. - 127 с.
9. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста / В.А. Сухомлинский -Москва: Учпедгиз, 1976. - 320 с.
10. Тюнников, Ю.С. Сюжетное стратегирование: классный руководитель - родители / Ю.С. Тюнников // Школьные технологии. - 2016. - № 4. - С. 114-122.
11. Щербак, А.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / А.В. Щербак // Управление воспитательным процессом в школе. - 2016. - № 1. - С. 93-100.
12. Юдина, С.А. Интегративно-аксиологический подход к созданию систем дистанционного образования / С.А. Юдина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2020. - № 13. - С. 31-39.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Селюкова Екатерина Алексеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Москвитина Наталья Юрьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Толокнеева Елена Ивановна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Для начальной школы проблема толерантности сама по себе является актуальной. Отсутствие данного качества у людей неминуемо приводит к конфликтам как на уровне страны, так и в межличностных отношениях. В этих обстоятельствах чрезвычайно важно воспитывать толерантность у молодого поколения, так как принятие принципов и норм толерантности - это важное условие взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения общества. В данной статье рассматривается проблема толерантности младших школьников как средства успешной социализации. Авторы пришли к выводу, что воспитание культуры толерантного отношения младших школьников возможно при использовании педагогом методических приемов, создания демократического стиля взаимодействия, при совместной работе школы и семьи, при создании культуросозидательной среды, предполагающей интегративное освоение младшими