Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТЦАМИ И МАТЕРЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТЦАМИ И МАТЕРЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
892
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РОДИТЕЛИ / МАТЬ / ОТЕЦ / ОСОЗНАННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / UPBRINGING / PRIMARY SCHOOL STUDENT / PARENTS / MOTHER / FATHER / CONSCIOUS PARENTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

Изучение проблемы воспитания детей обусловлена кризисными тенденциями социального института семьи в современной России. Происходящие изменения влияют на отношения родителей и детей, на своеобразие процесса воспитания: трансформация реальных воспитательных воздействий в виртуальные, отчуждение детей от родителей, пересмотр механизмов воспитательного процесса в семье, формирование завышенных родительских ожиданий как от успешности ребенка, так и от системы образования, как активного социального партнера семьи в вопросах воспитания школьников. Для формирования оптимальной родительской позиции в воспитании младшего школьника родителю важно знать закономерности, механизмы, приемы воспитательного процесса, иметь определенные родительские установки, ожидания, ответственно и осознанно выражать эмоции, чувства, а также уметь оценивать качество и результат своего родительского воздействия на ребенка. Мы попытались исследовать некоторые из этих аспектов, касающиеся осознанности родительской позиции матерей и отцов. В статье проанализированы и описаны общие и специфические особенности воспитания детей младшего школьного возраста матерями и отцами. Полученные результаты имеют практическое значение для эффективной организации воспитательного процесса и сотрудничества с родителями в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камакина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY FATHER AND MOTHER

The study of the problem of raising children is due to crisis trends in the social institution of the family in modern Russia. The changes that are taking place affect the relationship between parents and children, the originality of the upbringing process: transformation of real upbringing effects into virtual ones, alienation of children from parents, revision of the mechanisms of the upbringing process in the family, formation of high parental expectations both from the child’s success and from the active education system social partner of the family in matters of education of schoolchildren. In order to form an optimal parental position in the upbringing of a younger schoolchild, it is important for the parent to know the patterns, mechanisms, methods of the educational process, have certain parental attitudes, expectations, responsibly and consciously express emotions, feelings, and also be able to assess the quality and result of their parental impact on the child. We tried to explore some of these aspects regarding the awareness of the parental position of mothers and fathers. The article analyzes and describes the general and specific features of the education of primary school children by mothers and fathers. The results obtained are of practical importance for the effective organization of the educational process and cooperation with parents in educational organizations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТЦАМИ И МАТЕРЯМИ»

психологические науки

Камакина Ольга Юрьевна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 159.9.07

DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0079

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТЦАМИ И МАТЕРЯМИ

© 2020

SPIN: 1834-0503 AuthorID: 858965 ResearcherID: AAF-3029-2020 ORCID: 0000-0002-4224-5925

Камакина Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии начального обучения Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (150000, Россия, Ярославль, улица Республиканская, 108/1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Изучение проблемы воспитания детей обусловлена кризисными тенденциями социального института семьи в современной России. Происходящие изменения влияют на отношения родителей и детей, на своеобразие процесса воспитания: трансформация реальных воспитательных воздействий в виртуальные, отчуждение детей от родителей, пересмотр механизмов воспитательного процесса в семье, формирование завышенных родительских ожиданий как от успешности ребенка, так и от системы образования, как активного социального партнера семьи в вопросах воспитания школьников. Для формирования оптимальной родительской позиции в воспитании младшего школьника родителю важно знать закономерности, механизмы, приемы воспитательного процесса, иметь определенные родительские установки, ожидания, ответственно и осознанно выражать эмоции, чувства, а также уметь оценивать качество и результат своего родительского воздействия на ребенка. Мы попытались исследовать некоторые из этих аспектов, касающиеся осознанности родительской позиции матерей и отцов. В статье проанализированы и описаны общие и специфические особенности воспитания детей младшего школьного возраста матерями и отцами. Полученные результаты имеют практическое значение для эффективной организации воспитательного процесса и сотрудничества с родителями в образовательных организациях.

Ключевые слова: воспитание, младший школьник, родители, мать, отец, осознанное родительство.

FEATURES OF EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY FATHER AND MOTHER

© 2020

Kamakina Olga Yuryevna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the department of pedagogy of psychology of primary education Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (150000, Yaroslavl, Republican Street, 108/1, e-mail: [email protected]) Abstract. The study of the problem of raising children is due to crisis trends in the social institution of the family in modern Russia. The changes that are taking place affect the relationship between parents and children, the originality of the upbringing process: transformation of real upbringing effects into virtual ones, alienation of children from parents, revision of the mechanisms of the upbringing process in the family, formation of high parental expectations both from the child's success and from the active education system social partner of the family in matters of education of schoolchildren. In order to form an optimal parental position in the upbringing of a younger schoolchild, it is important for the parent to know the patterns, mechanisms, methods of the educational process, have certain parental attitudes, expectations, responsibly and consciously express emotions, feelings, and also be able to assess the quality and result of their parental impact on the child. We tried to explore some of these aspects regarding the awareness of the parental position of mothers and fathers. The article analyzes and describes the general and specific features of the education of primary school children by mothers and fathers. The results obtained are of practical importance for the effective organization of the educational process and cooperation with parents in educational organizations.

Keywords: upbringing, primary school student, parents, mother, father, conscious parenting.

тателями, от воздействий которых во многом зависит_Вопросы специфики внутрисемейных

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

-ро-

339

Kamakina Olga Yuryevna psychological

FEATURES OF EDUCATION ... science

дительских отношений исследовались в работах Л.И. Божович, А.Я. Варга, Л.С. Выготского, Ю.Б. Гиппен-рейтер, И.В. Дубровиной, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, В.С. Мухиной, П.И. Подласого, В.В. Столина, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдемиллер и др.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор: выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

В настоящее время проблеме воспитания младших школьников посвящены многочисленные научные исследования. Современные школьники испытывают большой комплекс психологических проблем школьной неуспеваемости, дезадаптации, эмоциональных расстройств, низкой мотивации и др. [4-8]. В связи с чем начальное образование обязано учитывать своеобразие современного детства как в организации процессов обучения, так и воспитания. О роли специфики воспитания в формировании индивидуальной образовательной траектории школьника пишет в своем исследовании Е.С. Лосева, выявлены трудности родителей по предоставлению самостоятельности и передаче ответственности школьнику[9].

Об актуальности проблемы повышения ответственности родителей за воспитание и развитие детей пишут многие авторы, подчеркивается важность организации сотрудничества с родителями в образовательной организации с учетом современной ситуации общества и образования. Т.С. Смольянинова рассматривает проблему значимости родителей и педагога как субъектов формирования социальной идентичности личности и определяет актуальные направления по повышению референт-ности социального поля личности младшего школьни-ка[10].

В своем исследовании О.Г. Холодкова конкретизирует понятие «психологическая компетентность родителей», анализируются особенности восприятия младшим школьником своей семьи, обосновывается мысль о том, что для развития детско-родительских отношений необходима не только психологическая коррекция, но и специально организованная деятельность по развитию психологической компетентности родителей [11].

Н.Е. Серебровская и О.И. Пец характеризуют психологическую компетентность родителей как одно из условий установления успешной коммуникации детей младшего школьного возраста со сверстниками и с учителем, авторами проанализирован спектр родительских неудач и разработаны условия для их профилактики и коррекции[12]. Н.А. Бирюкова обосновывает необходимость специальной подготовки будущих учителей начальной школы к работе с родителями младших школьников [13].

Авторами А.Р. Нуриевой, Р.Ф. Миннуллиной, Ф.С. Газизовой предпринята попытка анализа функций, форм, методов сотрудничества педагога и родителей [14]. Профессиональная подготовка современного педагога обязательно должна быть ориентирована на формирование данных компетенций, что будет способствовать созданию положительного отношения родителей к школе, а также их готовности к взаимодействию с классным руководителем.

Т.А. Фотекова изучила взаимосвязь образовательного статуса родителей младших школьников и особенностей высших психических функций. Проведенное нейропсихологическое исследование показало, что уровень образования матери оказывает более сильное влияние на формирование когнитивной сферы детей. Высокообразованный отец оказывает влияние на произвольные формы деятельности и переработку слуховой информации [15].

Интересен факт, определенный И.В. Григоричевой о связи шкал эмоционального интеллекта матерей и типов привязанности к ним младших школьников[16]. В исследовании М.А. Гулиной и Н.Л. Васильевой на осно-340

вании психоаналитического подхода проанализирована роль отца на разных этапах развития ребенка[17].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи и постановка задания.

В данном исследовании были изучены особенности воспитания младших школьников отцами и матерями.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

- матери проявляют более высокий уровень уверенности в вопросах воспитания по сравнению с отцами детей младшего школьного возраста;

- уровень осознанности родительства выше у матерей, чем у отцов детей младшего школьного возраста.

В исследовании приняли участие 22 матери и 22 отца младших школьников, а также педагоги начальной школы МОУ Большесельской средней общеобразовательной школы Большое Село Ярославской области.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Нами были использованы: опросник для родителей «Ваш стиль воспитания» Н.В. Клюева[18], методика «Я и мой ребёнок» Н.А. Горбунова, опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчарова, экспертная оценка учителя, карта наблюдения.

Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с помощью метода статистической обработки - критерия Манна - Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Анализируя структуру семей, наблюдаем следующую картину: только в 5% семей проявляется расширенный (состоящий из трех поколений) тип; преобладает в 95% случаях - нуклеарный тип семей (состоящий из родителей и детей), несмотря на то, что выборка состояла из семей сельской местности, где ожидаема была другая ситуация.

По результатам ответов родителей на опросник « Ваш стиль воспитания» было выявлено, что большинство семей характеризуется демократическим стилем воспитания (направленность семьи на доброжелательные взаимоотношения, заинтересованность в развитии, формировании гармоничной личности ребенка). При этом в отдельных случаях родительского воспитания проявляется как авторитарный, так и либерально-попустительский стили. Однако, анализируя результаты экспертной оценки педагогов начальной школы, а также по результатам других методик, можно отметить, что возможно часть родителей продемонстрировала социально ожидаемые ответы. Сравнивая позиции матерей и отцов, можно отметить расхождения в специфике воспитания: отцы в большей степени, чем матери поощряют самостоятельность, активность, конкурентоспособность ребенка, но при этом устанавливают определенные социальные нормы, которые требуют выполнять, при необходимости жесткими методами воспитания.

Нами было выявлено, что отцы (82%) проявляют большую неуверенность в вопросах воспитания, обладают способностями воспитателя, но на практике не всегда применяют их последовательно и целенаправленно. Матери (68%) стремятся не только понять, но и узнать ребенка, стараются относиться к нему с уважением, придерживаясь определенных принципов воспитания и постоянной линии поведения, то есть они более уверенны в своих способностях в отношении воспитания.

Для формирования оптимальной родительской позиции в воспитании младшего школьника родителю важно знать закономерности, механизмы, приемы воспитательного процесса, иметь определенные родительские установки, ожидания, ответственно и осознанно выражать эмоции, чувства, а также уметь оценивать качество и результат своего родительского воздействия на ребенка. Мы попытались исследовать некоторые из этих аспектов, касающиеся осознанности родительской позиции матерей и отцов.

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)

психологические науки

Камакина Ольга Юрьевна ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ...

Родители детей младшего школьного возраста проявляют уровень осознанности родительства выше среднего, но при этом уровень осознанности родительства матерей выше, чем у отцов (при p < 0,01).

По параметру «родительская позиция», который Р.В. Овчарова характеризует как «целостную систему отношений родителя: отношение к родительству, отношение к родительской роли, отношение к себе как родителю, отношение к ребенку и отношение к воспитательной практике»[19] выявлены статистически значимые различия . У матерей данный показатель выше, чем у отцов (при p < 0,01). По параметру «родительские чувства» матери также продемонстрировали более высокие результаты по сравнению с отцами (при p < 0,01), т.е. матери более склонны выражать количественно и качественно яркие и положительные, и отрицательные эмоции, чувства в воспитании детей младшего школьного возраста. Более компетентными относительно ведущего стиля семейного воспитания также показали себя матери по сравнению с отцами (при p < 0,01).

Статистически значимых различий между матерями и отцами не выявлено по параметру «семейные ценности».

Можно отметить тенденцию к расхождению матерей и отцов по параметру «родительская ответственность», проявляется выше у отцов. А также тенденцию к более высокому проявлению параметров «родительские установки и ожидания», «родительское отношение» у матерей в сравнении с отцами.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

Таким образом, матери детей младшего школьного возраста более, чем отцы включены в процесс воспитания, более уверенны в своих воспитательных воздействиях, осознанно выражают родительские ожидания, эмоции и чувства, имеют более сформированную родительскую позицию.

Отцы детей младшего школьного возраста в большей степени, чем матери поощряют самостоятельность, активность, конкурентоспособность ребенка, но при этом устанавливают определенные социальные нормы, которые требуют выполнять, при необходимости жесткими методами воспитания; склонны к более высокому проявлению родительской ответственности.

Полученные результаты позволяют полнее понимать специфику влияния матерей и отцов на процесс воспитания младших школьников, а также более эффективно организовать сотрудничество с родителями, как значимыми социальными партнерами в вопросах воспитания младших школьников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Камакина О.Ю. Социальное партнерство семьи и школы для сохранения и укрепления здоровья обучающихся // Научный журнал: «Общество: социология, психология, педагогика.» Издательский дом «ХОРС», г. Краснодар, 2016. №1. С.48-50.

2. Карпова Е.В. Психология младшего школьника. // Учебно-методическое пособие. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. С.55-58.

3. Подласый П.И. Педагогика : в 3-х кн., кн. 3 Теория и технологии воспитания // учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика»— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. 463с.

4. . Цымбалару А.Д. Моделирование образовательного пространства младших школьников в условиях вариативности организационных форм обучения // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 79-82.

5. Андриенко О.А. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 63-65.

6. Бусыгина А.Л., Архипова И.В., Фирсова Т.А. Исследование показателей социальной адаптации детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 204-208.

7. Борзенкова О.А., Василенко А.С. Развитие учебной мотивации младших школьников средствами информационно-коммуникационных технологий (теоретический аспект) // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 25-28.

8. Лысогорова Л.В., Зубова С.П. Виды сравнения в обучении ма-

тематике младших школьников и их операционный состав // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 50-52.

9. Лосева Н.Е. Роль воспитания в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающегося //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. №1. С.351-354.

10. Смольянинова Т.С. Роль значимости родителей и педагога как типичных персон из числа референтных лиц для младшего школьника //Вестник Воронежского института развития образования. 2019. №3. С.24-34.

11. Холодкова О.Г. Восприятие младшим школьником семьи с различной психологической компетентностью //Мир педагогики и психологии. 2018. №8. С.67-68.

12. Серебровская Н.Е., Пец О.И. Особенности современных отношений родителей и детей младшего школьного возраста: психолого-педагогический аспект //Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3. С.320-322.

13. Бирюкова Н.А. Андрагогические особенности подготовки будущих учителей к работе с родителями младших школьников // Начальная школа: Проблемы и перспективы, ценности и инновации. 2016. №9. С.29-34.

14. Нуриева А.Р., Миннуллина Р.Ф., Газизова Ф.С. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-3. С.191-194.

15. Фотекова Т.А. Влияние образовательного уровня матери и отца на формирование высших психических функций в детском возрасте //Мир науки, культуры, образования. 2018.№6. С.424-428.

16. Григоричева И.В. Эмоциональный интеллект матери и привязанность к ней ребенка младшего школьного возраста //Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. №2. С. 41-44.

17. Гулина М.А., Васильева Н.Л. «Отцы и дети»: психоаналитический взгляд на роль отца в развитии личности ребенка // Консультативная психология и психотерапия. 2018. №4. С. 151-168.

18. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. //Ярославль: Академия развития, 2001. 160с.

19. Овчарова Р.В. Психология родительства // Учебное пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2005. 326с.

Статья поступила в редакцию 26.02.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3(32)

341

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.