Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОТЦОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОТЦОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ ОТЦОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ОТЦОВСКОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ / CONSTRUCTIVE PARENTAL POSITION OF FATHERS OF HIGH SCHOOL STUDENTS / INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY / ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF PROCESS OF FORMATION OF PATERNAL PARENTAL POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Собко Виталий Владимирович, Сажина Наталья Михайловна

Рассматриваются вопросы организационно-технологического обеспечения процесса формирования конструктивной родительской позиции отцов старшеклассников в условиях взаимодействия школы и семьи. Дается аналитический обзор психолого-педагогических исследований по проблеме, рабочее определение понятия «конструктивная родительская позиция отцов старшеклассников», под которым понимается системное образование его личности, отражающее отношение отца к отцовству как социальному явлению, к себе как к родителю, отношение к ребенку-подростку и с ребенком-подростком и отношение к школе и процессу обучения подростка. Предлагаются пути взаимодействия семьи и школы в процессе формирования конструктивной родительской позиции отцов; описывается модель формирования конструктивной родительской позиции отцов, которая содержит целевой компонент, содержательный и функциональный организации взаимодействия с отцами обучающихся, а также способы их достижения. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы в экспериментальной выборке. Так, в частности, в ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что более половины принявших участие в педагогическом эксперименте отцов изменили свою позицию по отношению к своим детям-подросткам и их учителям; произошли статистически достоверные позитивные изменения в отношении отцов к отцовской роли и внутрисемейным функциям, в отношении к себе как родителю старшего подростка, к своему ребенку, обучающемуся в старших классах, к его учителям и школьно-семейному взаимодействию в целом. Возросли показатели готовности отцов к участию в воспитательном процессе как в школе, так и в семье: повышенной моральной ответственности, эмоционального отвержения, жестокого обращения, уклонения от воспитания, доминирующей и потворствующей гиперпротекции. В конце формирующего эксперимента изменились и оценки подростками своих отцов как родителей: обучающиеся старших классов, вследствие участия их родителей в педагогическом эксперименте, стали более удовлетворены отношениями, складывающимися между ними и их отцами; выросли показатели авторитетности отца, его близости к подростку, восприятия подростками дистанции и эмоциональной близости в системе отец-подросток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Собко Виталий Владимирович, Сажина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR FORMATION OF CONSTRUCTIVE PARENTAL POSITION IN FATHERS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CONDITIONS OF SCHOOL AND FAMILY INTERACTION

The article discusses the issues of organizational and technological support for formation of a constructive parental position in fathers of high school students in conditions of school and family interaction. The authors give an analytical review of psychological and pedagogical research on the problem, a working definition of the concept of "constructive parental position of fathers of high school students", which means the systemic education of his personality, reflecting the father's attitude to fatherhood as a social phenomenon, to himself as a parent, the attitude towards a teenage child and the relation with a teenage child, and the attitude towards school and the process of teaching a teenager. Ways of interaction between the family and the school in the process of forming a constructive parental position of fathers are proposed. The publication describes a model for forming a constructive parent position of fathers, which contains a target component, a content and functional organization of interaction with fathers of trainees, as well as methods of achieving them. The results of experimental work in the experimental sample are presented. In particular, in the course of experimental work, it has been found that more than half of the fathers who took part in the pedagogical experiment changed their position towards their teenage children and their teachers. There have been statistically significant positive changes in the attitude of fathers towards their paternal role and intra-family functions, towards themselves as a parent of an older adolescent, towards his child studying in high school, to his teachers and to school-family interaction in general. The readiness of fathers to participate in the educational process both in school and in the family has increased: the enhanced moral responsibility, emotional rejection, abuse, evasion of breeding, dominant and condoning hyperprotection. At the end of the formative experiment, adolescents also changed the assessments of their fathers as parents: high school students, due to the participation of their parents in the pedagogical experiment, became more satisfied with the relationship between them and their fathers; father's authority, his proximity to a teenager, teenagers' perception of distance and emotional proximity in the teenage father system have increased.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОТЦОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ»

УДК 37.018.1 ББК 74.902 С 54

В.В. Собко

Соискатель кафедры технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

Н.М. Сажина

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТРУКТИВНОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ У ОТЦОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ

(Рецензирована)

Аннотация. Рассматриваются вопросы организационно-технологического обеспечения процесса формирования конструктивной родительской позиции отцов старшеклассников в условиях взаимодействия школы и семьи. Дается аналитический обзор психолого-педагогических исследований по проблеме, рабочее определение понятия «конструктивная родительская позиция отцов старшеклассников», под которым понимается системное образование его личности, отражающее отношение отца к отцовству как социальному явлению, к себе как к родителю, отношение к ребенку-подростку и с ребенком-подростком и отношение к школе и процессу обучения подростка. Предлагаются пути взаимодействия семьи и школы в процессе формирования конструктивной родительской позиции отцов; описывается модель формирования конструктивной родительской позиции отцов, которая содержит целевой компонент, содержательный и функциональный организации взаимодействия с отцами обучающихся, а также способы их достижения. Приводятся результаты опытно-экспериментальной работы в экспериментальной выборке. Так, в частности, в ходе опытно-экспериментальной работы было установлено, что более половины принявших участие в педагогическом эксперименте отцов изменили свою позицию по отношению к своим детям-подросткам и их учителям; произошли статистически достоверные позитивные изменения в отношении отцов к отцовской роли и внутрисемейным функциям, в отношении к себе как родителю старшего подростка, к своему ребенку, обучающемуся в старших классах, к его учителям и школьно-семейному взаимодействию в целом. Возросли показатели готовности отцов к участию в воспитательном процессе как в школе, так и в семье: повышенной моральной ответственности, эмоционального отвержения, жестокого обращения, уклонения от воспитания, доминирующей и потворствующей гиперпротекции. В конце формирующего эксперимента изменились и оценки подростками своих отцов как родителей: обучающиеся старших классов, вследствие участия их родителей в педагогическом эксперименте, стали более удовлетворены отношениями, складывающимися между ними и их отцами; выросли показатели авторитетности

отца, его близости к подростку, восприятия подростками дистанции и эмоциональной близости в системе отец-подросток.

Ключевые слова: конструктивная родительская позиция отцов старшеклассников, взаимодействие школы и семьи, организационно-технологическое обеспечение процесса формирования отцовской родительской позиции.

V. V. Sobko

PhD Applicant of the Department of Technology and Business of the Faculty of

Pedagogy, Psychology and Communication Science, Kuban State University;

E-mail: [email protected]

N.M. Sazhina

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Technology

and Business of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Science,

Kuban State University; E-mail: [email protected]

ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL SUPPORT

FOR FORMATION OF CONSTRUCTIVE PARENTAL POSITION IN FATHERS OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CONDITIONS OF SCHOOL AND FAMILY INTERACTION

Abstract. The article discusses the issues of organizational and technological support for formation of a constructive parental position in fathers of high school students in conditions of school and family interaction. The authors give an analytical review of psychological and pedagogical research on the problem, a working definition of the concept of "constructive parental position of fathers of high school students", which means the systemic education of his personality, reflecting the father's attitude to fatherhood as a social phenomenon, to himself as a parent, the attitude towards a teenage child and the relation with a teenage child, and the attitude towards school and the process of teaching a teenager. Ways of interaction between the family and the school in the process of forming a constructive parental position of fathers are proposed. The publication describes a model for forming a constructive parent position of fathers, which contains a target component, a content and functional organization of interaction with fathers of trainees, as well as methods of achieving them. The results of experimental work in the experimental sample are presented. In particular, in the course of experimental work, it has been found that more than half of the fathers who took part in the pedagogical experiment changed their position towards their teenage children and their teachers. There have been statistically significant positive changes in the attitude of fathers towards their paternal role and intra-family functions, towards themselves as a parent of an older adolescent, towards his child studying in high school, to his teachers and to school-family interaction in general. The readiness of fathers to participate in the educational process both in school and in the family has increased: the enhanced moral responsibility, emotional rejection, abuse, evasion of breeding, dominant and condoning hyperprotection. At the end of the formative experiment, adolescents also changed the assessments of their fathers as parents: high school students, due to the participation of their parents in the pedagogical experiment, became more satisfied with the relationship between them and their fathers; father's authority, his proximity to a teenager, teenagers' perception of distance and emotional proximity in the teenage father system have increased.

Keywords: constructive parental position of fathers of high school students, interaction of school and family, organizational and technological support of process of formation of paternal parental position.

Современные психолого-педагогические исследования охватывают широкий спектр изучения взаимодействия отцов и детей; рассматриваются сферы их общения в семье и вне семьи (K. Levin), исследуется роль отцов в воспитании сына: его отношения к службе в армии (А.В. Смирнов); в становлении гендерной идентичности ребенка (М.Ю. Хуриева); в формировании у мальчиков чувства ответственности (Е.П. Ильин); исследуются психологические проблемы взаимодействия отцов и детей (Т.В. Архиреева, Ю.В. Евсеенкова,

A.Н. Елизаров и др.); ценностные ориентации отцов (Е.А. Овсяникова, М.О. Удальцова); отмечается специфическая роль отца, в отличие от матери (А.Р. Вагапова, Е.П. Ильин, И.Л. Иргит, О.Г. Калина, Б.И. Кочубей, И.А. Мицюк, Н.Л. Пушка-рева, В.Н. Соколова и др.); роль отцовской любви и заботы, влияния родительской семьи на формирование у молодых людей готовности к отцовству (Е.С. Баринова, О.В. Белоус, О.В. Игнатова, Е.О. Ковалева и др.); готовность стать примером для своего ребенка (Ю.А. Токарева, И.О. Шевченко), готовности завоевать у него авторитет и доверие (В.П. Борисенков) [1-10].

Множество педагогических исследований посвящено проблемам организации взаимодействия школы и семьи. Результаты теоретического анализа позволили выделить три основных подхода к рассмотрению обозначенной проблемы: просветительский подход (Т.П. Гаврило-ва, Е.В. Гребенников, К.Д. Егошев, Л.Н. Захарова, Р.М. Капралова, И.С. Марьенко, Г.М. Миньковская и др.); социально-ориентированный, или средовый подход (Б.Н. Алмазов, В.Г. Бочарова, З.А. Галагузо-ва, Ю.С. Мануйлов, А.В. Мудрик,

B.А. Сластенин и др.); системный подход (Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, Л.И. Маленкова и др.) [11-15]. Однако к настоящему времени еще не раскрыты сущностные характеристики единого конструкта «родительская

позиция отца старшеклассника», не определены критерии и показатели конструктивной родительской позиции отца старшеклассника, не разработаны способы и педагогические условия ее формирования в процессе взаимодействия школы и семьи.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 2017 г. на базе средней общеобразовательной школы № 95 г. Краснодара. Экспериментальную группу составили 63 отца и 63 старшеклассника; контрольную - 60 отцов и 60 старшеклассников.

В качестве рабочего определения мы приняли следующее: под родительской позицией отца старшеклассников мы понимаем системное образование его личности, отражающее степень и характер его участия в воспитании и школьной жизни своего сына, что во многом определяет направленность и особенности формирования личности старшеклассника, его личностного и профессионального самоопределения. Структурно-содержательная характеристика родительской позиции отца старшеклассника включает в себя отношение к отцовству как к социокультурному феномену, отношение к себе как к родителю, к ребенку-старшекласснику и с ребенком-старшеклассником, отношение с его учителями и отношение к общему процессу обучения старшеклассника в школе. Сочетание особенностей обозначенной системы отношений определяет конструктивную и деструктивную направленность родительской позиции отца. Следствием конструктивной родительской позиции становится создание благополучной, безопасной среды для полноценного и гармоничного развития личности старшеклассника.

В целях формирования у отцов обучающихся старших классов конструктивной родительской позиции в процессе взаимодействия школы и семьи нами была спроектирована модель, представляющая собой целостную систему, в которой

схематично представлены как цель, задачи, функции организации взаимодействия с отцами обучающихся, так и алгоритм и способы их достижения, критерии и показатели их эффективности. Алгоритм обозначенного педагогического процесса состоит в последовательной реализации комплекса мер, предпринимаемых педагогом (классным руководителем) и ориентированных на:

1) формирование готовности отцов к взаимодействию с учителями своих детей;

2) развитие заинтересованности отцов в контактах со школой;

3) привлечение отцов к участию в профилактике девиантного поведения подростков, в их гендерной социализации, становлении их личности как субъекта своего развития и актуализации профессионального и личностного самоопределения;

4) оказание помощи отцам в выполнении своих воспитательных функций, в решении проблем дет-ско-родительских отношений, что предполагает создание необходимых условий для осознания родителями-отцами своего воспитательного потенциала и ресурсных возможностей, для самоизменения их личности как субъектов воспитания и обучения, их самосовершенствования и саморазвития.

Реализация разработанной модели осуществлялась согласно ее организационно технологическому обеспечению, которое содержит описание каждого его этапа с конкретными целевыми программами, раскрывающими методы и технологии педагогической деятельности. Каждое направление деятельности потребовало разработки соответствующей им целевой программы его реализации.

Программа по формированию у отцов старшеклассников готовности к взаимодействию с учителями своих детей включает в себя три основных модуля, каждый из которых имеет определенные задачи и конкретные пути их решения.

Первый модуль назван нами диагностико-ориентационным. Он предполагает определение изначального уровня готовности отцов к взаимодействию со школой, где обучается их ребенок-подросток. Определение готовности осуществляется через решение следующих задач:

- изучение особенностей отношения отцов обучающихся старших классов к отцовству как к социокультурному феномену;

- исследование особенностей родительского отношения отцов к своему ребенку и стиля его семейного воспитания;

- выявление типологических особенностей отцов через их представления об «идеальном отце» подростка, обучающегося в старших классах;

- выявление особенностей отношения отцов обучающихся старших классов к идее взаимодействия школы и семьи, определение уровня их заинтересованности в личном контакте с учителями своего ребенка;

- определение запросов отцов, их ожиданий от школы своего ребенка, изучение их субъективного опыта обучения в школе и характера его влияния на готовность отцов к взаимодействию со школой;

- определение степени удовлетворенности отцов деятельностью школы и учителей своего ребенка.

Диагностический модуль реализуется с помощью таких методов педагогической диагностики, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ продуктов деятельности подростков (рисунков, рассказов), шкалирование, контент-анализ высказываний, ответов на вопросы, тестирование с использованием валидных и надежных психологических методик, ориентированных на выявление особенностей родительского отношения, родительских чувств и стиля семейного воспитания отцов.

В нашем исследовании был использован тот комплекс диагностических процедур, который был

разработан и апробирован нами еще на этапе предварительных эмпирических исследований. На основании результатов педагогической диагностики условно формируются группы отцов в целях ориентации в выборе форм, средств и методов повышения уровня их готовности к взаимодействию с учителями своего ребенка и последующей работы в «отец-группы».

Второй модуль целевой программы, реализуемой в рамках первого этапа педагогической работы по формированию у отцов обучающихся старших классов конструктивной родительской позиции, назван нами «Отцовство - призвание настоящего мужчины». Данная модель ориентирована на работу в «отец-группа» (1 раз в две недели) с целью коррекции представлений отцов о своей роли в воспитании ребенка.

Третий модуль - «Социально активный отец - путь к успеху ребенка» - реализуется с помощью организации и проведения деловой игры «На пути к согласию!» Это отцовский вечер, организованный в форме Устного журнала отца, проведение Мастер-классов отцами, характеризующимися высоким уровнем конструктивной родительской позиции, и учителями с использованием информационных, наглядно-аналитических и интерактивных методов, составление для отцов обучающихся старших классов Школьного календаря-справочника.

Продуктивность работы и предпринимаемых мер зависит от тех методов и приемов, которые выбираются и разрабатываются учителями.

Эффективными методами, позволяющими достичь ожидаемых результатов, являются интерактивные методы. Уточним, что само понятие «интерактивный метод» происходит от английского «inter», что означает взаимный, и «act», то есть действие. Следовательно, «интерактивный» означает «взаимно действующий». Действовать взаимно предполагает действие в ситуации диалога, беседы

(непосредственное взаимодействие) или взаимодействие опосредованное. Использование интерактивных методов для организации взаимодействия с отцами обучающихся позволяет поставить их в активную позицию. Если же просто открыто призывать родителей, а тем более, отцов, высказать свою точку зрения, поделиться опытом или своим мнением по тому или иному вопросу, предложить свой вариант решения проблемы, то данные призывы чаще всего остаются безрезультатными. В связи с этим только интерактивные методы и приемы обеспечивают активное участие отцов в обсуждении проблем воспитания обучающихся старших классов или взаимодействия со школой. Активное участие отцов становится источником принципиально нового их поведения, более открытого и конгруэнтного.

Одним из вариантов использования интерактивных методов в организации взаимодействия учителя с отцами обучающихся старших классов является метод деловой игры. Приведем пример такой игры, подготовленной и реализованной нами в рамках формирующего педагогического эксперимента на первом его этапе, направленном на формирование у отцов готовности к взаимодействию со школой своего ребенка-подростка.

По своей сути деловая игра представляет собой информационно-де-ятельностную модель какой-либо проблемной ситуации. Участникам игры предлагается на основе совместного принятия решения найти оптимальный выход из проблемной ситуации. Среди основных признаков деловой игры выделяют:

1. Наличие проблемной ситуации. Участникам предлагается выявить проблему, составляющие ее противоречия между тем, что есть, и тем, чего не хватает, определить цель и продумать разные пути ее достижения. Из множества вариантов решения проблемы выбрать тот из них, который с наименьшими

затратами и рисками обеспечивает достижение поставленной цели.

2. Наличие общей цели для всех участников игры. Общая цель, как правило, состоит в совершенствовании какого-либо процесса или явления.

3. Распределение ролей, что необходимо для демонстрации процесса развертывания проблемной ситуации. Роли распределяются между участниками игры.

4. Наличие ситуации неопределенности и условности в игре. Неопределенность достигается за счет различий во взглядах участников игры на важность и значимость проблемной ситуации, на степень ответственности за ее разрешение. Условность предполагает наличие условий для успешного разрешения проблемной ситуации.

5. Совместное принятие решения за счет обсуждения и (или) проигрывания всех предложенных вариантов выхода из проблемной ситуации.

6. Наличие объективных критериев оценивания результатов деловой игры.

В нашем педагогическом эксперименте одной из эффективных стала деловая игра «На пути к согласию», которая проходила на начальном этапе эксперимента после индивидуальных форм работы с отцами обучающихся.

Сценарий данной деловой игры включает в себя обозначение ее основной цели, которая заключается в развитии у отцов обучающихся отцовского самосознания, понимания необходимости их взаимодействия с учителями своих детей, комплекс игр и упражнений, служащих средствами достижения цели.

Во время участия в игре, например, «Коробочке», когда три человека демонстрируют передвижение по комнате, обремененное тем, что у одного из них обе ноги находятся в коробке, у второго и третьего - по одной ноге находится в той же коробке, что и у первого, отцам наглядно демонстрировалась ситуация

движения ребенка, обремененного разными требованиями, ценностями, приоритетами разных воспитателей. В процессе обсуждения проигранной ситуации участники приходят к выводу о том, что тому, кто находится в центре, передвигаться гораздо легче, если его партнеры помогают ему двигаться в одном направлении, но никак не в разных. Ассоциации с процессом развития ребенка, обусловленного влиянием родителей и учителей, способствуют осознанию отцами важности своего влияния на развитие личности ребенка, характера их взаимодействия с педагогами, находящимися, по сути, в другом социальном институте, но призванные, как и они, оказывать содействие ребенку в его становлении.

Дальнейший ход игры заключается в столкновении двух символических царств - царства семьи и царства школы, в которых есть свой герб, свои традиции, свои нравы, обычаи и, наконец, свои ожидания друг от друга. Проигрываются ситуации принятия гостей каждым из обозначенных царств и прихода друг к другу в гости, обсуждаются чувства, которые испытывает каждый из жителей «царства». При выполнении этого упражнения внимание участников акцентируется на схожести чувств «жителей царства семьи» и «жителей царства школы», в зависимости от того, находятся ли они на чужой территории или на своей. Обозначается, что на своей территории любой человек испытывает чувство безопасности и защищенности, на чужой - тревоги и беспокойства по поводу того, будет ли он принят другим обществом и другими людьми, поймут ли его, воспримут ли адекватно. Затем обсуждаются ожидания каждой из сторон друг от друга.

Центральная часть игры проходит в виде подписания соглашения о «Союзе двух государств» с обозначением прав и обязанностей каждого из его членов, созданием

Министерств и ведомств, с написанием должностных инструкций, законов и ожидаемых результатов их невыполнения.

Процесс изменения содержания установочного компонента родительской позиции отцов осуществляется на тематических занятиях, а также в ходе их участия в специально разработанных коллективных (массовых) мероприятиях.

Следует подчеркнуть значимость такой формы работы, как «Устный журнал». Это активная форма взаимодействия участников, основанная на использовании просветительских наглядно-интерактивных методов. Целью «Устного журнала отца», подготовленного в рамках реализации первой целевой программы, является просвещение отцов обучающихся старших классов со стереотипным представлением об отцовстве и традиционной роли отца, о существовании иной модели отцовства, реализуемой в новых способах организации внутрисемейного общения, в том числе и общения с ребенком-подростком. «Устный журнал отца» включает в себя видеофильмы, фотовыставки, воспоминания, рассказы, разъяснения так называемого «включенного отца старшеклассника».

Столь же значимыми формами реализации первого этапа стали мастер-классы как формы практического взаимодействия отцов, характеризующихся высоким уровнем конструктивной родительской позицией, с отцами, имеющими либо более низкий уровень сформированно-сти такой позиции, либо признаки деструктивной позиции.

Так, например, определенное позитивное воздействие оказало на участников эксперимента тематическое занятие, организованное в рамках второго модуля «Отцовство - призвание настоящего мужчины». Помимо информационной составляющей, на данном занятии определенный отклик получило участие присутствующих отцов в

самотестировании. Материал для самотестирования был разработан в соответствии с результатами проведенного нами предварительного эмпирического исследования. В процессе самотестирования отцы определяли, к какому типу отцов они могут себя отнести. Результаты самотестирования не разглашались, но впоследствии на занятии разыгрывалось и обсуждалось поведение всех выявленных типов отцов в проблемной ситуации взаимодействия с ребенком (сыном, а затем дочерью) по поводу выбора профессии и образовательного учреждения. Участникам занятия предлагалось проиграть по очереди роль как ребенка, так и отца определенного типа. Другие участники во время игры отмечали возможные последствия и продолжение начатой истории.

Первый этап реализации предложенной модели заканчивается тем, что каждому отцу обучающихся экспериментальных классов раздается «Школьный календарь- справочник для отца старшеклассника, обучающегося 10 «А, Б, ...»» класса. Здесь следует оговориться, что эксперимент осуществлялся в обычных старших классах, где не все обучающиеся воспитываются в полных семьях. В связи с этим разработанный Школьный календарь раздавался всем родителям, в том числе и матерям обучающихся.

Календарь-справочник представляет собой брошюру, где с правой стороны содержится:

- расписание уроков школьников;

- расписание дополнительных занятий по повышению успеваемости;

- расписание кружков, спортивных секций, клубов по интересам;

- расписание текущих и итоговых родительских собраний с их краткой аннотацией;

- расписание Дней открытых дверей;

- расписание Открытых уроков;

- расписание внеклассных и внешкольных мероприятий;

- расписание мероприятий в рамках реализации разработанной модели (для отцов обучающихся).

С левой стороны брошюры, в соответствии с содержанием ее правой стороны, представлены:

- краткая характеристика школы с ее историей, описанием достижений, традиций;

- общая характеристика учебной успеваемости с конкретизацией проблем обучения по определенным предметам школьника;

- результаты диагностики способностей и склонностей обучающегося;

- список родительского комитета с информацией о возможных с ними контактах;

- информация о присутствующих на каждом Дне открытых дверей специалистов с их контактами;

- описание достижений учителей, их приоритетов и особенностей педагогической деятельности;

- информация о проведенных мероприятиях с фотографиями и отрывками отзывов самих обучающихся и их родителей, в большей степени отцов;

- информация об особенностях личностного развития школьника, о результатах его профессионального самоопределения.

Необходимо акцентировать внимание на особых приемах, способствующих активизации родительского сознания у отцов экспериментальной группы. Активизации у отцов экспериментальной группы отцовского сознания способствовало и участие в обсуждении вариантов продолжения имитационной «сказки» про ребенка - бесцветного карандаша и его ближайшего окружения - цветных карандашей, каждый из которых учит бесцветного ребенка стать таким цветом, каким он является сам, и учит при этом с помощью своих методов и средств. Участникам предлагается продолжить сказку-рассказ со слов: «.... И вот однажды...». Осознание своего родительского отношения, своего

стиля семейного воспитания, особенностей их влияния на развитие личности ребенка происходит за счет активизации рефлексивных процессов и механизмов.

И здесь необходимо отметить, что использование методов активизации рефлексивных процессов должно стать одним из основных требований к разработке и организации всех мероприятий, ориентированных на формирование у отцов старшеклассников конструктивной родительской позиции в процессе взаимодействия школы и семьи. На активизации рефлексивных процессов построен следующий - второй этап работы, который был ориентирован, как указывалось ранее, на формирование заинтересованности отцов в контактах с учителями школы, где обучается их ребенок-подросток. Заинтересованность в таких контактах отцов формируется на основе оказания им помощи в актуализации их родительского сознания.

В рамках второго этапа была реализована целевая программа «Я и мой (я) сын/дочь». Программа включает в себя серию специально разработанных и организованных тематических занятий, а также, в целях усиления эффекта, творческие задания школьников, которые используются в целях активизации рефлексивных процессов их отцов.

В нашем эксперименте одним из эффективных методов активизации рефлексивных процессов стал метод «двойной рефлексивной петли», предложенный Дональдом Шоном в качестве способа развития рефлексии сотрудников организации. Д. Шон различал рефлексию на деятельность и рефлексию в деятельности, указывая на то, что существует проблема, заключающаяся в противоречии того, что человек намеревается сделать, и того, что он делает в действительности. Именно это противоречие и запускает механизм «двойной петли».

Развитию рефлексии способствуют такие приемы, как, например,

прием «Острова», названный нами по аналогии с предложенной английским педагогом-психологом техникой Э. де Боно. Суть этого приема заключается в том, что каждый родитель-отец после разыгрывания сценария взаимодействия с подростком выбирает определенный остров на карте взаимодействия, соответствующий его настроению и эмоции, которую он получил. Острова Радости, Грусти, Недоумения, Тревоги, Ожидания, Просветления, Воодушевления, Удовольствия символизируют настроение участника занятий, которое впоследствии им же и объясняется.

В нашем исследовании эффективное воздействие на рефлексивные процессы у отцов старшеклассников оказали такие методические приемы, как «Отец, какой он?», «Мои сильные и слабые стороны как отца подростка», «За что я себя уважаю...», «За что я себя ругаю...», «Мои родительские запреты.» и пр.

Развитию рефлексии родительских чувств к ребенку-подростку способствовали такие методические приемы, как, например, прием «Пиктограмма».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конференция отцов организована в рамках реализации второго этапа, ориентированного на формирование интереса отцов к контактам с педагогами. Организация такой конференции включает в себя большую предварительную работу, в которой участвуют не только сами учителя-организаторы, но и родители, отличающиеся активной родительской позицией в школьно-семейном взаимодействии, а также сами обучающиеся старших классов. В процессе подготовительной работы проводятся:

- анкетирование детей, обучающихся в младших и старших классах, на тему: «Папа (отец) в моей жизни»;

- интервьюирование детей, результаты которого оформляются в специальную аудиозапись, названную «Говорят наши дети»;

- конкурс на лучшую песню, рисунок, скульптуру, поделку и т.д. на темы отцовства;

- аналитический обзор социально-демографической ситуации в стране, регионе, школе;

- анализ интересных и познавательных историй взаимодействия отцов с обучающимися старших классов;

- разработка памятки для отца старшеклассника.

Результаты подготовительной работы способствуют развитию у отцов родительского самосознания, что является одним из важных условий достижения поставленных целей.

На данном этапе работы значимыми являются методические приемы и педагогические техники, воздействующие на коррекцию родительского отношения отцов к своему взрослеющему ребенку.

Среди таких приемов необходимо отметить, например, упражнение «Две стороны личности», имеющее интегративный характер и ориентированное на достижение двойной цели: цели понимания ребенка и цели понимания себя самого как родителя и как ребенка, может, даже и бывшего. Прием основан на тренировке способности находить в любом человеке сначала положительные, а уже потом отрицательные черты личности. В упражнении используются известные истории поведения и жизнедеятельности разных людей, вплоть до людей, находящихся на маргинальной ступени своего развития. Обсуждение историй и составляет сущность обозначенного педагогического приема. Такое обсуждение лучше проводить в мини-группах, что активизирует и стимулирует познавательную деятельность отцов.

Еще одним эффективным приемом является прием, названный нами «Я являюсь источником чувств». С помощью данного приема происходит осознание отцами

своих действий как источников чувств своего сына (дочери). Разыгрывание ситуаций непонимания в детско-родительском взаимодействии вызывает признание участниками игры уже своих ошибок за счет переноса обсуждаемой ситуации на свою жизнедеятельность. Об этом не обязательно говорить вслух - такой перенос осуществляется в подсознании отца. В результате использования данного приема происходит осознание того, что только принятие на себя ответственности за свои поступки и действия может гарантировать контроль над ситуацией.

Третье и четвертое направление реализуется параллельно друг другу в течение последующего этапа педагогического эксперимента.

Основной целью третьего направления является включение отцов старшеклассников в воспитательный процесс, организуемый в школе. Цель четвертого направления - включение отцов старшеклассников в воспитательный процесс, реализующийся в семье. Достижение поставленных целей осуществляется в процессе реализации двух целевых программ, предполагающих организацию и проведение разнообразных форм взаимодействия школы и семьи, ориентированных как на просвещение отцов обучающихся, так и на их привлечение к совместным воспитательным мероприятиям.

Остановимся подробнее на конкретных примерах. Следует особо подчеркнуть значимость создания в образовательной организации «Школы общения» и «Отцовского практикума». Именно через особенности общения со значимым взрослым можно научить подростка быть агрессивным или доброжелательным, ненавидящим или любящим, враждебным, грубым, лживым или вежливым и искренним. Обучение отцов основам общения с подростком происходит в интерактивном режиме и в процессе тренинговых

занятий. На практикумах отцы отрабатывают:

- навык осознания и соблюдения личных границ;

- навык слушания;

- навык установления психологического контакта с подростком с помощью использования техник пристройки и надстройки.

В рамках целевой программы занятия проводились и в детско-родительских группах. Тренинг детско-родительского взаимодействия включает в себя 8 занятий, 4 из которых проходят в присутствии самих подростков, 3 предназначены только для отцов, и одно, завершающее, предполагает совместное взаимодействие подростков и их отцов. В программе принимают участие отцы с повышенной степенью выраженности деструктивной родительской позиции и негармоничных стилей семейного воспитания. Программа рассчитана на два месяца, встречи проходят один раз в неделю по 1-1,5 часа. На занятиях, где присутствуют подростки, основной акцент делается на обучение отцов и детей навыкам продуктивного взаимодействия в игре и совместной деятельности, достижение цели упражнения и задания через доверительное общение и взаимопонимание. Содержание занятий может варьироваться в зависимости от особенностей творчества самого ведущего, однако основная линия неизменна - это обучение отцов и их детей умениям договариваться друг с другом. Такие упражнения, как «Слепой и поводырь», «Мне нравится, что ты.», «Я ругаю себя за то, что ты.», «Путник и его тень» и другие способствуют активизации родительского сознания отцов, стимулируют механизм трансформации родительского отношения к детям.

На занятиях отцов, встречах отцов, где в непринужденной беседе отцы могут делиться своим субъективным опытом взаимодействия

50,00%

40,00%

30,00% 20,00% 10,00% -

_

0,00% нулевой уровень (деструктивная позиция) низкий уровень развития конструктивной позиции средний уровень развития конструктивной позиции высокий уровень развития конструктивной позиции

■ до эксперимента 47,62% 34,92% 11,11% 6,35%

■ после эксперимента 9,52% 25,40% 42,85% 22,22%

Рис. 1. Процентное распределение респондентов экспериментальной группы по уровню развития конструктивной родительской позиции до и после эксперимента

с ребенком, достигшим старшего подросткового возраста, происходит взаимообмен опытом и коррекция стиля семейного воспитания. На занятиях используются информационные, аналитические, исследовательские, активизирующие, развивающие, формирующие и корректирующие методы. В нашем исследовании педагогический эксперимент длился в течение двух учебных годов (2017-2018; 20182019 уч. гг.), когда подростки обучались в 10-м и соответственно 11-м классах. Уже на второй учебный год, после каникул, когда отцам давались рекомендации по тому, как провести совместный отпуск, многие отцы демонстрировали активную позицию во взаимодействии с учителями своих детей. В конце эксперимента сами отцы обращались за помощью к работникам школы, как помочь своим детям без стресса сдать государственные экзамены, что также является доказательством эффективности предложенной модели.

Важным и центральным достижением формирующего эксперимента стало увеличение в экспериментальной группе количества отцов, характеризующихся конструктивной родительской позицией. Сравнительный анализ процентного

распределения респондентов экспериментальной группы по уровню сформированности у них конструктивной родительской позиции показал, что к концу эксперимента такое процентное распределение статистически достоверно и на высоком уровне значимости (х2 = 163,41; р < 0,01) отличалось от первоначального (рис. 1).

За экспериментальный период значительно снизился процент тех отцов, кто в начале эксперимента характеризовался деструктивной родительской позицией или нулевым уровнем развития конструктивной родительской позиции. Если в начале эксперимента, по данным экспертной оценки - оценки учителей, отцы, характеризующиеся деструктивной родительской позицией, составляли около половины всех отцов, принявших участие в нашем исследовании, то есть 47,62%, то в конце эксперимента такие отцы составили всего 9,52%. В экспериментальной группе значительно выросло количество тех отцов, кто имеет характеристики высокого уровня развития конструктивной родительской позиции. Если в начале эксперимента высоким уровнем характеризовались всего лишь 6,35%, то в конце эксперимента - уже 22,22%.

Примечания:

1. Смирнов А.В. Роль отца в формировании отношения к армии старшеклассников // Женщина в российском обществе. 2009. № 1. С. 10-17.

2. Хуриева М.Ю. Роль отца в гендерной социализации ребенка в современной семье // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. 2015. № 1-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19429

3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Питер, 2002. 544 с.

4. Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 1. С. 75-89.

5. Евсеенкова Ю.В., Портнова А.Г. Отцовство как структурно-динамический феномен. Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 2003.

6. Овсяникова Е.А. Ценностные ориентации отцов с разными родительскими установками // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2016. Т. 2, № 2. С. 28-33.

7. Вагапова А.Р. Представления о материнстве/отцовстве и родительские установки у молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14). С. 171-178.

8. Иргит Е.Л. Роль отца в формировании личности детей // Вестник Тувинского гос. университета. Социальные и гуманитарные науки. 2013. № 1. С. 53-58.

9. Калина О.Г. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоро-левую идентичность подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2007. 25 с.

10. Борисенков В.П., Гукаленко О.В. Институт семьи и семейная политика в современной России: проблемы, тенденции и перспективы // Науковедение. 2014. № 5. С. 1-24.

11. Гребенников И.В. Повышение педагогической культуры родителей как основа совершенствования семейного воспитания: автореф. дис. .. канд. пед. наук. М., 1971. 22 с.

12. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просве-щение,1980. 190 с.

13. Марьенко И.С. Комплексный подход к постановке всего дела воспитания и его роль в формировании активной жизненной позиции подрастающего поколения // Советская педагогика. 1979. № 10. С. 125.

14. Бочарова В.Г. Научно-педагогическая концепция взаимодействия школы и других социальных институтов во внешкольном воспитании учащихся // Социально-педагогические проблемы взаимодействия государственных учреждений и общественности во внешкольном воспитании учащихся. М., 1981.

15. Ковалева Е.Ю. Образ идеального отца: особенности представлений у юношей // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1.

References:

1. Smirnov A.V. Role of the father in shaping the attitude of high school students to the army // Woman in the Russian society. 2009. No.1. P. 10-17.

2. Khurieva M.Yu. Role of the father in the gender socialization of the child in modern family // Modern problems of science and education. 2015. No1-1. P. 158-185.

3. Ilyin E.P. Differential Psychophysiology of Men and Women. SPb.: Piter, 2002. 544 pp.

4. Arkhireeva T.V., Polevaya E.V. Motivation to fatherhood as a determinant of father-to-child relationship // Family Psychology and Family Therapy. 2006. No.1. P. 75-89.

5. Evseenkova Yu.V., Portnova A.G. Fatherhood as a structural-dynamic phenomenon. Kemerovo: Publishing house of Kemerovo State University. 2003.

6. Ovsyanikova E.A. Value orientations of fathers with different parental settings // Scientific result. Education and psychology of education. 2016. Vol. 2. No. 2. P. 28-33.

7. Vagapova A.R. Ideas about motherhood/fatherhood and parental attitudes of youth // Izvestia of Saratov University. New series. Series Acmeology of Education. Developmental psychology. 2015. Vol. 4. Iss. 2 (14). P. 171-178.

8. Irgit E.L. The role of the father in shaping the personality of children // Bulletin of Tuvin State University. Social and Humanitarian Sciences. 2013. No.1. P. 53-58.

9. Kalina O.G. Influence of the father's image on emotional well-being and sex-role identity of adolescents: Diss. abstract for the Cand. of Psychology degree. M., 2007.

10. Borisenkov V.P., Gukalenko O.V. Institute of family and family policy in modern Russia: problems, trends and prospects // Sociology of science. 2014. No. 5. P. 1-24.

11. Grebennikov I.V. Improvement of the pedagogical culture of parents as a basis for improvement of family education: Diss. abstract for the Cand. of Pedagogy degree. M., 1971. 22 pp.

12. Kapralova R.M. Work of the class teacher with parents. M.: Prosveshchenie, 1980. 190 pp.

13. Maryenko I.S. Comprehensive approach to setting the whole business of education and its role in shaping the active life position of the younger generation // Soviet Pedagogy. 1979. No. 10. P. 125.

14. Bocharova V.G. Scientific and educational concept of interaction between the school and other social institutions in the out-of-school education of students // Social and educational problems of interaction between state institutions and public in the out-of-school education of students. M., 1981.

15. Kovaleva E.Yu. Image of the ideal father: features of representations of young men // Modern problems of science and education. 2014. No 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.