Научная статья на тему 'Педагогическая диагностика особенностей родительской позиции отцов старшеклассников'

Педагогическая диагностика особенностей родительской позиции отцов старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
170
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ ОТЦА / КОНСТРУКТИВНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ДЕСТРУКТИВНАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ОТЦА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ / FATHERS OF HIGH SCHOOL STUDENTS / PARENTAL POSITION OF THE FATHER / CONSTRUCTIVE PARENTAL POSITION / DESTRUCTIVE PARENTAL POSITION / CLASSIFICATION OF FATHER TYPES / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / PEDAGOGICAL INTERACTION OF SCHOOL AND FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сажина Наталья Михайловна, Собко Виталий Владимирович

В статье представлен авторский подход к решению проблемы выявления сущности, содержания и способов педагогической диагностики конструктивной родительской позиции отцов старшеклассников и разработки на этой основе педагогических условий формирования данной позиции. Приведены результаты педагогической диагностики особенностей родительской позиции отцов старшеклассников, отражающие ее деструктивные тенденции, проявляющиеся в стереотипном восприятии отцами роли и функций родителя-отца, в их ограниченном влиянии на формирование личности старшеклассника, в отстранении от контактов с учителями обучающихся в старших классах. Исследованы проблемы и трудности учителей старших классов в организации взаимодействия с отцами старшеклассников, что выражается в отсутствии у большинства отцов заинтересованности в контактах с учителями детей, в низкой степени готовности к осуществлению отцами своих воспитательных функций. Разработанный авторами диагностический инструментарий, ориентированный на выявление особенностей родительской позиции отцов старшеклассников, может быть использован в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сажина Наталья Михайловна, Собко Виталий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical Diagnosis of the Characteristics of the Parental Position of Fathers of High School Students

The study discusses the author’s approach to solving the urgent problem of identifying the nature, content and methods of pedagogical diagnosis of the constructive parental position of fathers of high school students and the development on this basis of pedagogical conditions for the formation of this position. The results of pedagogical diagnostics of the features of the parental position of high schoolers’ fathers are presented, reflecting its destructive tendencies, manifested in the stereotypical perception by fathers of their roles and functions of a parent, their limited influence on the formation of the high school student’s personality, and dismissal from contacts with teachers of high school students. The problems and difficulties of high school teachers in organizing interactions with high school fathers are studied, which is expressed in most fathers’ absence of interest in contacts with children’s teachers, a low degree of readiness to carry out their parental functions. The diagnostic tools developed by the authors, aimed to identify the characteristics of the parental position of fathers of high school students, can be used in the educational process of educational organizations.

Текст научной работы на тему «Педагогическая диагностика особенностей родительской позиции отцов старшеклассников»

УДК 37.01:373.1

https://d oi.org/10.24158/spp.2019.12.25

Сажина Наталья Михайловна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Кубанского государственного университета

Собко Виталий Владимирович

соискатель кафедры технологии и предпринимательства Кубанского государственного университета

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ

РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ОТЦОВ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Sazhina Natalya Mikhailovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Head of the Technology and Entrepreneurship Department, Kuban State University

Sobko Vitaly Vladimirovich

External PhD student, Technology and Entrepreneurship Department, Kuban State University

PEDAGOGICAL DIAGNOSIS OF THE CHARACTERISTICS OF THE PARENTAL POSITION OF FATHERS OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье представлен авторский подход к решению проблемы выявления сущности, содержания и способов педагогической диагностики конструктивной родительской позиции отцов старшеклассников и разработки на этой основе педагогических условий формирования данной позиции. Приведены результаты педагогической диагностики особенностей родительской позиции отцов старшеклассников, отражающие ее деструктивные тенденции, проявляющиеся в стереотипном восприятии отцами роли и функций родителя-отца, в их ограниченном влиянии на формирование личности старшеклассника, в отстранении от контактов с учителями обучающихся в старших классах. Исследованы проблемы и трудности учителей старших классов в организации взаимодействия с отцами старшеклассников, что выражается в отсутствии у большинства отцов заинтересованности в контактах с учителями детей, в низкой степени готовности к осуществлению отцами своих воспитательных функций. Разработанный авто-рами диагностический инструментарий, ориентированный на выявление особенностей родительской позиции отцов старшеклассников, может быть использован в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций.

Ключевые слова:

отцы старшеклассников, родительская позиция отца, конструктивная родительская позиция, деструктивная родительская позиция, классификация типов отца, педагогическая диагностика, педагогическое взаимодействие школы и семьи.

Summary:

The study discusses the author's approach to solving the urgent problem of identifying the nature, content and methods of pedagogical diagnosis of the constructive parental position of fathers of high school students and the development on this basis of pedagogical conditions for the formation of this position. The results of pedagogical diagnostics of the features of the parental position of high schoolers' fathers are presented, reflecting its destructive tendencies, manifested in the stereotypical perception by fathers of their roles and functions of a parent, their limited influence on the formation of the high school student's personality, and dismissal from contacts with teachers of high school students. The problems and difficulties of high school teachers in organizing interactions with high school fathers are studied, which is expressed in most fathers' absence of interest in contacts with children's teachers, a low degree of readiness to carry out their parental functions. The diagnostic tools developed by the authors, aimed to identify the characteristics of the parental position of fathers of high school students, can be used in the educational process of educational organizations.

Keywords:

fathers of high school students, parental position of the father, constructive parental position, destructive parental position, classification of father types, pedagogical diagnostics, pedagogical interaction of school and family.

В отечественной и зарубежной педагогике семейному воспитанию отводится первостепенная роль [1]. При этом признается, что для благополучного развития личности ребенка необходимо влияние как матери, так и отца. Анализ существующей практики семейного воспитания показывает ограниченную роль отцов в воспитании детей, что связано со стереотипами восприятия отца только как кормильца семьи, некомпетентного в вопросах воспитания. Действие все тех же стереотипов обусловливает и особенности взаимоотношений школы и семьи.

В настоящее время построение школьно-семейных отношений осуществляется без учета различий влияния матери и отца на развитие личности учащегося. В связи с этим процесс взаимодействия школы и семьи реализуется вне зависимости от того, кто из родителей обучающихся принимает участие в их школьной жизни, при этом отец и мать воспринимаются как единое целое, как родители школьника, оказывающие одинаковое влияние на развитие его личности.

Одной из центральных задач взаимодействия школы и семьи рядом авторов признается формирование у родителей адекватной, или конструктивной, родительской позиции [2]. Следствием конструктивной родительской позиции становится создание благополучной, безопасной среды для полноценного и гармоничного развития личности обучающихся. Именно от родительской позиции во многом зависят качество взаимодействия школы и семьи, характер контактов между учителями и родителями обучающихся, результативность их сотруднических отношений. Родительская позиция обусловливает степень готовности родителя к взаимодействию с учителями ребенка, уровень его открытости и доверия, уважения к работникам школы, к предпринимаемым ими действиям в целях создания условий для развития личности обучающегося [3].

Конструктивная родительская позиция матери и отца, особенно подростков старшего школьного возраста, имеет разное содержание и ряд особенностей, что обусловливает необходимость и целесообразность рассмотрения процесса формирования у отцов старшеклассников конструктивной родительской позиции как одного из важных направлений взаимодействия современной школы и современной семьи.

Исследование осуществлялось на базе средней общеобразовательной школы № 95 г. Краснодара в 2018/19 учебном году. Всего в нем приняло участие 178 отцов старшеклассников, обучающихся в 10-11-х классах. В ходе педагогической диагностики, которая включала в себя педагогическое наблюдение, метод экспертной оценки, тестирование, анкетирование и интервьюирование родителей и учителей, выявлялись особенности родительской позиции отцов старшеклассников на начальном этапе опытно-экспериментальной работы.

Представим результаты исследования особенностей родительской позиции отца старшеклассника. Результаты изучения исходного компонента родительской позиции отца старшеклассника свидетельствуют о том, что в целом представления отцов об отцовстве и социальной роли отца характеризуются стереотипностью и схематичностью. Исходя из характеристик, которые давали респонденты «идеальному отцу», были выявлены пять основных типов отца:

1) традиционный независимо-доминирующий, эгоистичный отец. Отец в таком представлении характеризуется как мужчина, независимый от взглядов семейного окружения, самоуверенный, успешный, доминирующий. Его обязанность - приносить деньги в дом. Уход за детьми и их воспитание - это обязанность жены, которая не должна строить свою карьеру; ее предназначение - семья и дети. Такой тип представления характеризуется повышенным эгоцентризмом, ребенок - это помощник в доме, послушный, покладистый, уважающий отца и во всем ему подчиняющийся;

2) традиционный неуверенный в себе отец (некомпетентный, отстраненный, слабый). У отцов старшеклассников такой тип связан с традиционным представлением о доминирующей роли матери в воспитании детей. Для такого типа характерны неустойчивость в отношении к ребенку-подростку, раздвоенность взглядов: с одной стороны, опека и потворствование, с другой -стремление подчинить ребенка своей воле. Отец в таком представлении характеризуется как доброжелательный, общительный, уживчивый, уступчивый, скромный, покладистый и вместе с тем не знающий всех тонкостей общения с ребенком-подростком. Он некомпетентен в вопросах правильного воспитания, а тем более ухаживания за ребенком. Но он охотно с ним играет, балует его, в случае необходимости принимает все меры, чтобы ребенок во всем слушался маму, ведь «мать - это святое». Образец неуверенного в себе отца может быть следствием доминирования матери и снижения авторитета отца в родительских семьях респондентов;

3) доминирующе-авторитарный отец. Такой тип представления о роли отца характеризуется стремлением отца следовать гендерным стереотипам. Отец - глава семьи, заботящийся не только о ее материальном достатке, но и о порядке в доме, о процессах, происходящих с членами семьи. Отец и мать образуют диаду, подчиненную воле отца. Именно отцу принадлежит функция управления домом. Отношение к ребенку характеризуется стремлением подавить активность ребенка до того, как он вырастет. Он обязан во всем слушаться отца, а в его отсутствие и по его приказу - мать, не давать повода для беспокойства, быть примерным, прилежным, покладистым. Упрямство, капризы и своенравие не допускаются. Для системы воспитания от отца требуются строгость, требовательность, принципиальность, и одновременно именно отец должен стать для ребенка примером для подражания;

4) ответственно-великодушный отец. Для этого типа характерны излишние концентрация на ребенке, эмоциональная близость с ребенком. По мнению опрошенных родителей, отец должен жертвовать своим счастьем во имя счастья ребенка. Хорошие отцы должны много времени проводить с ребенком. Те, кто ведут беззаботную жизнь, не имеют права иметь ребенка и называться отцом. Отец должен уметь признавать свою неправоту, быть критичным к себе, отзывчивым, добрым, заботливым, щедрым, бескорыстным, обладать ярко выраженной альтруистической направленностью;

5) ответственный отец. При характеристике отца назывались такие качества, как уверенный в себе, авторитетный, деловитый, практичный и одновременно способный к сотрудничеству, взаимопомощи, поддержке и защите. Отношение к детям определяется направленностью на развитие не послушания, а активности ребенка, его индивидуальности, на поощрение самостоятельности и инициативы. По мнению респондентов, отец, придерживающихся таких представлений, должен создать все необходимые условия для самореализации личности ребенка, не зажимать его, не ограничивать его активность, а способствовать всестороннему развитию. Быть всегда вместе, оказывать наставническую помощь, знать проблемы подростка и вместе с тем не ограничивать его самостоятельность - это и есть функции настоящего современного отца.

Процентное распределение отцов, принявших участие в исследовании, по типам представления об «идеальном отце», т. е. о его роли и функциях, представлено на рисунке 1.

■ Независимо-доминирующий, эгоистичный и устраняющийся

■ Неуверенный в себе

■ Доминирующе-авторитарный

■ Ответственно-великодушный

■ Ответственный

Рисунок 1 - Распределение респондентов по типам представлений об «идеальном отце», %

Исходя из представленных данных, можно говорить о том, что большее количество респондентов (24,72 %) считают, что отцы должны обладать теми характеристиками, которые отличают именно ответственного или социально желательного отца. Вместе с тем, если учесть, что четыре других типа восприятия относятся к проявлениям деструктивных представлений об отцовстве, результаты исследования свидетельствуют о необходимости и целесообразности разработки специальных мер для формирования у отцов современных старшеклассников конструктивной родительской позиции, что предполагает исправление их искаженного образа отца.

Так, 19,66 % отцов придерживаются стереотипного мнения о том, что воспитание ребенка -это дело матери, отец же выполняет в большей степени экономическую или социально-экономическую функцию, заботясь о материальном благе семьи и ее социальном статусе.

17,98 % от общего числа отцов старшеклассников, принявших участие в исследовании, придерживаются практически того же мнения - ведущую роль в воспитании ребенка должна выполнять мать, однако при этом считают, что отец не должен демонстрировать власть над детьми, он может быть и мягким, и добросердечным, и все позволяющим, и одновременно строгим, требовательным, если у матери это не получается.

Представления 20,22 % отцов мы отнесли к доминирующе-авторитарному типу восприятия «идеального отца», что вполне вписывается в стереотипное восприятие отцовства; 17,42 % -напротив, к ответственно-великодушному типу.

Таким образом, результаты изучения особенностей представления респондентов об образе «идеального отца» позволяют говорить о том, что менее четверти современных отцов адекватно воспринимают роль и функции отца старшеклассника. Об этом свидетельствуют и результаты следующего исследования.

Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты показал, что установки большинства из них характеризуются низкой степенью готовности как участия в воспитании подростка, так и сотрудничества с учителями своего ребенка.

На рисунке 2 представлены результаты опроса отцов об их готовности сотрудничать со школой в воспитании своего ребенка.

Считают, что этим должна заниматься мать 13,48

Чрезмерно заняты на работе 25,84

Считают своей обязанностью сотрудничать 27,53

Считают сотрудничество пустой тратой времени 17,42

Не верят в пользу сотрудничества 15,73

0 5 10 15 20 25 30

Рисунок 2 - Распределение респондентов по степени готовности сотрудничать

с учителями своих детей, %

Многие отцы - 33,15 % - выразили сомнение по поводу пользы такого взаимодействия, сформулировав свой ответ следующим образом: «Не думаю (не уверен), что это как-то повлияет на изменение моего сына (дочери)». Ряд отцов (25,84 %) выразили неготовность сотрудничать с учителями своих детей, сославшись на чрезмерную занятость. Лишь незначительная часть опрошенных отцов выразила готовность к взаимодействию со школой, где обучаются их дети.

Таким образом, исследование установочного компонента родительской позиции отца старшеклассника подтвердило актуальность и необходимость разработки специальных педагогических мер по формированию у отцов обучающихся старших классов конструктивной родительской позиции в процессе взаимодействия школы и семьи. Одним из направлений такой работы должно стать привлечение отцов обучающихся к сотрудничеству с учителями своих детей.

Следует акцентировать внимание на результатах изучения особенностей развития у отцов современных школьников, обучающихся в старших классах, перцептивно-оценочного компонента родительской позиции.

Большинство родителей имеют весьма искаженное представление о характере своих детей (рисунок 3).

Низкий (менее 50 %) Средний (50-74 %) Высокий (более 75 %)

Рисунок 3 - Распределение респондентов по уровню знаний особенностей характера

своего ребенка-подростка, %

Низкий уровень знаний о своем ребенке, когда степень совпадения ответов на вопросы личностного опросника Кеттелла старшеклассника и его отца (от имени старшеклассника) составила менее 50 % (г < 0,50), продемонстрировали 28,65 % отцов, т. е. около трети респондентов, принявших участие в исследовании. Адекватное представление о характере своего сына или дочери продемонстрировали всего 27,53 % опрошенных отцов.

Особенности родительского отношения отцов к своему ребенку-подростку также характеризуются деструктивными проявлениями (таблица 1).

Таблица 1 - Результаты исследования особенностей родительского отношения респондентов к ребенку-подростку_

Тип отношения Средние значения, ошибка средней Распределение отцов по типу родительского отношения, %

Высокие показатели Средние показатели Низкие показатели

Отвержение 12,42 ± 1,42 11,80 73,59 14,61

Симбиоз 3,12 ± 0,43 3,38 63,05 33,15

Гиперсоциализация 5,33 ± 0,64 34,83 53,93 11,24

Инфантилизация 4,56 ± 0,62 10,67 66,30 23,03

Кооперация 4,23 ± 0,61 12,36 71,35 16,29

Среднегрупповые показатели, полученные по всем изучаемым типам родительского отношения, находятся в диапазоне средних значений, однако данные показатели складываются из диаметрально противоположных показателей, зафиксированных у разных респондентов.

Высокие показатели по шкале «Принятие - отвержение» были зафиксированы только у 11,80 % отцов, принявших участие в исследовании, что свидетельствует об их положительном отношении к подростку. Они принимают и любят его таким, какой он есть, уважают его, признают его индивидуальность, доверяют ему, поддерживают его жизненные планы и интересы, проводят с ним много времени и искренне не жалеют об этом. Они внутренне честны перед собой и перед своим ребенком. Противоположные, крайне низкие показатели были зафиксированы у большего числа отцов старшеклассников -14,61 %. Такие отцы достаточно часто испытывают раздражение и досаду при контактах со своим ребенком-подростком. Испытывая негативные эмоции по отношению к ребенку, такие отцы не верят в их будущее, называя их лентяями, лодырями, испорченными, избалованными матерью, безответственными и пр.

Высокие баллы по шкале «Кооперация» также были набраны достаточно малым количеством отцов, принявших участие в исследовании, - 12,36 %. Они высоко ценят способности ребенка, проявляют неподдельный интерес к его увлечениям, поощряют инициативность, самостоятельность и независимость ребенка, пытаются быть с ним наравне. Дружеские советы, наставнические рекомендации отцов лишены позиции «сверху», что положительно влияет на воспитание старшеклассника, становление его личности. Вызывает опасение, что низкие баллы по этой шкале были зафиксированы у 16,29 % респондентов. Это означает, что достаточно большое количество современных отцов даже не пытаются быть ближе к взрослеющему ребенку, понимать его, устанавливать с ним сотруднические отношения, стать ему взрослым наставником, понимающим и принимающим его, со всеми его особенностями, способностями и возможностями.

При этом необходимо акцентировать внимание на том, что по шкале «Гиперсоциализация (или контроль)» среднегрупповой показатель практически приближен к высоким значениям (высокими считаются баллы от 6 до 7). Процентное распределение отцов по степени выраженности у них такого отношения к ребенку, как гиперсоциализация, показало, что многие из них требуют послушания от своих детей, безоговорочного подчинения устанавливаемым отцом требованиям. Более трети отцов обучающихся старших классов пытаются контролировать поведение своих детей, что свидетельствует об их стремлении установить строгие дисциплинарные рамки, выход за которые считается серьезным проступком, требующим наказания.

Симбиотические отношения с подростком, означающие отсутствие какой-либо дистанции в системе «отец - старшеклассник», характерны для немногочисленного количества отцов - всего 3,12 % отцов стараются быть ближе к ребенку, всегда заботиться о нем, о его здоровье, удовлетворять его потребности. Некоторые отцы продемонстрировали нежелание видеть в ребенке взрослеющего человека. 10,67 % от общего числа принявших участие в исследовании отцов считают, что все интересы, увлечения, чувства ребенка не стоят никакого внимания со стороны родителей, они не серьезны и не могут быть предметом какого-либо волнения или обсуждения.

Таким образом, результаты исследования родительского отношения отцов к ребенку свидетельствуют о том, что многие из них, во-первых, имеют искаженное представление о характере, индивидуально-личностных особенностях подростка, его увлечениях и интересах, а во-вторых, имеют весьма приблизительное представление о способностях и возможностях своего ребенка, что не может не отразиться на личностном и профессиональном самоопределении обучающегося в старших классах.

Следует обратить внимание на тот факт, что при оценке способностей ребенка, его возможностей и уровня развития интеллекта адекватную оценку, совпадающую с мнением учителей, дали менее 50 % отцов (рисунок 4).

Заниженный Адекватный Завышенный

Рисунок 4 - Распределение респондентов по уровню их оценки способностей своего ребенка, %

У 46,63 % отцов мнение по поводу способностей своего ребенка совпадает с мнением учителей. Однако около трети респондентов - 23,59 % - дают заниженную оценку. Многие отцы не верят в возможности своего ребенка, их мнение относительно будущего подростка достаточно пессимистично, а потому является источником раздражения, злости или других негативных чувств. Отсутствие гордости за своего ребенка, досада на то, что он не оправдал надежд отца, не стал таким, каким его представлял отец, могут служить дополнительным фактором формирования у отца деструктивной родительской позиции. Почти такое же количество отцов, а именно 29,78 % от общего числа респондентов, напротив, имеют весьма завышенную оценку способностей своего сына (дочери), что, по сути, является все той же характеристикой деструктивной родительской позиции. Наличие завышенного мнения о своем ребенке может служить признаком завышенных ожиданий отца, и в случае, если такие ожидания ребенок не оправдывает, впоследствии он может стать объектом презрения и пренебрежения.

Таким образом, результаты исследования подтверждают необходимость использования педагогической диагностики конструктивной родительской позиции отцов старшеклассников в образовательной деятельности школы и разработки на этой основе педагогических условий формирования данной позиции. Полученные результаты позволяют научно обосновать основные направления и содержание деятельности образовательной организации по формированию у отцов старшеклассников конструктивной родительской позиции в процессе социально-педагогического взаимодействия школы и семьи.

Ссылки:

1. Акиньшина Н.В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 12 (107). С. 271-278 ; Волков Г.Н. Этнопеда-гогика : учебник. М., 1999. 168 с. ; Дружинин В.Н. Психология семьи. 3-е изд. М., 2012. 176 с. ; Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. 2005. № 9. С. 3-16 ; Barth S. Vaterschaft im Wandel? // Sozialmagazin. 2000. Heft 1. S. 14-22.

2. Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики семьи подростка : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курган, 2004. 26 с. ; Сеппенен Ю.В. Факторы формирования ответственного родительства среди молодежи [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования : международный электронный научный журнал. 2017. № 5 (29). С. 13-17. URL: https://pnojournal.files.word-press.com/2017/08/pdf_170502.pdf (дата обращения: 21.12.2019) ; Хуриева М.Ю. Роль отца в гендерной социализации ребенка в семье [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования : электронный научный журнал. 2015. № 1 (1). URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=19429 (дата обращения: 21.12.2019).

3. Петьков В.А., Курганская Т.В. Формирование педагогической культуры студентов в сфере семейных отношений // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 56-58.

References:

Akinshina, NV 2011, 'Young Fathers' Representations of Fathering', Naychnye vedomostiBelgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Gumanitarnye nauki, no. 12 (107), pp. 271-278, (in Russian).

Barth, S 2000, 'Fathering Is Changing?', Sozialmagazin, no. 1, pp. 14-22, (in German). Druzhinin, VN 2012, Family Psychology, 3rd ed., Moscow, 176 p., (in Russian).

Khurieva, MYu 2015, 'The Role of the Father in the Gender Socialization of the Child in the Family', Sovremennye problemy nauki i obrazovanija: elektronnyj nauchnyj zhurnal, no. 1 (1), viewed 21 December 2019, <http://www.science-education.ru/arti-cle/view?id=19429>, (in Russian).

Kon, IS 2005, 'Fatherhood as a Sociocultural Institution', Pedagogika, no. 9, pp. 3-16, (in Russian).

Petkov, VA & Kurganskaya, TV 2014, 'Formation of Students' Educational Culture in the Context of Family Relations', Teoria i praktika obshchestvennogo razvitia, no. 15, pp. 56-58, (in Russian).

Seppenen, YuV 2017, 'Factors for the Development of Responsible Parenting Among Young People', Perspektivy nauki i obra-zovania, no. 5 (29), pp. 13-17, viewed 21 December 2019, <https://pnojournal.files.wordpress.com/2017/08/pdf_170502.pdf>, (in Russian). Volkov, GN 1999, Ethnopedagogy: a Textbook, Moscow, 168 p., (in Russian).

Zhigalin, SS 2004, Formation of Adequate Parental Positions as a Way of Correcting the Educational Practice of the Teenager's Family, PhD thesis abstract, Kurgan, 26 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Ездина София Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.