Научная статья на тему 'Роль семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускника школы'

Роль семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускника школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЬЕ / ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ / PERSONALITY / ADAPTIVE ABILITIES / PARENT-CHILD RELATIONSHIPS / CONFLICT IN THE FAMILY / GRADUATE SCHOOL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

Обсуждается проблема развития адаптационных способностей выпускника школы. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию роли родительской семьи в адаптационном процессе. Показано, что интегральные показатели социально-психологической адаптации определяются пониманием родительского отношения старшеклассниками, а приемлемость модели родительства обусловливается уровнем конфликтности в семье. Применение комплекса методик позволило изучить возможные варианты детско-родительского взаимодействия (n=40). В случае совпадения типов родительского поведения при проявлении позитивного интереса повышаются значения и адаптационные возможности. Варианты понимания родительского отношения как директивного, непоследовательно, противоречивого приводят к снижению интегративных показателей социально-психологической адаптации. Также выявлены половые отличия, показано, что наибольшее значение для старшеклассников имеет положительное восприятие позиции отца, так как в случае отклонения затрудняется адаптационный процесс, появляется тенденция к закрытой позиции в межличностном взаимодействии. В случае повышенной конфликтности в сфере детско-родительских отношений отмечается затруднительное и неприемлемое понимание родительской роли. Автор приходит к выводу, что семейные факторы играют значительную роль в развитии адаптационных способностей. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб, а также в разработке программ оптимизации процесса адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Вагапова Альфия Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FAMILY FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF ADAPTIVE ABILITIES OF THE GRADUATE SCHOOL

Discusses the problem of development of adaptive abilities of graduates of schools. This paper discusses theoretical approaches to understanding the role of parental family in adaptation process. It is shown that the integral indicators of social and psychological adaptation depends on understanding of parental attitudes high school students, and the acceptability of the parental model determined by the level of conflict in the family. The use of complex techniques allowed us to study possible options for child-parent interaction (n = 40). In the case of identical types of parental behavior at display positive interest increase the values and adaptation possibilities. Ways of understanding of parental attitudes as a guideline, inconsistent, contradictory lead to reduction in integrative indicators of social and psychological adaptation. Also identified by sex differences, it is shown that the most important for high school students has a positive perception of the father's position, as in the case of deviations difficult adaptation process, there is a trend toward a closed position to face interpersonal interaction. In the event of heightened conflict in parent-child relationship is noted difficult and unacceptable understanding of the parental role. The author comes to the conclusion that family factors play a significant role in the development of adaptive abilities. Applied aspect of research problem can be implemented in practice of psychological counseling services, and to develop programs to optimize the adaptation process.

Текст научной работы на тему «Роль семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускника школы»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-12-7 УДК 316.61

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ АДАПТАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ

Вагапова А.Р.

Обсуждается проблема развития адаптационных способностей выпускника школы. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию роли родительской семьи в адаптационном процессе. Показано, что интегральные показатели социально-психологической адаптации определяются пониманием родительского отношения старшеклассниками, а приемлемость модели родительства обусловливается уровнем конфликтности в семье. Применение комплекса методик позволило изучить возможные варианты детско-родительского взаимодействия (п=40). В случае совпадения типов родительского поведения при проявлении позитивного интереса повышаются значения и адаптационные возможности. Варианты понимания родительского отношения как директивного, непоследовательно, противоречивого приводят к снижению интегративных показателей социально-психологической адаптации. Также выявлены половые отличия, показано, что наибольшее значение для старшеклассников имеет положительное восприятие позиции отца, так как в случае отклонения затрудняется адаптационный процесс, появляется тенденция к закрытой позиции в межличностном взаимодействии. В случае повышенной конфликтности в сфере детско-родительских отношений отмечается затруднительное и неприемлемое понимание родительской роли. Автор приходит к выводу, что семейные факторы играют значительную роль в развитии адаптационных способностей. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной

практике психологических служб, а также в разработке программ оптимизации процесса адаптации.

Ключевые слова: личность; адаптационные способности; детско-родительские отношения; конфликтность в семье; выпускник школы.

THE ROLE OF FAMILY FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF ADAPTIVE ABILITIES OF THE GRADUATE SCHOOL

Vagapova A.R.

Discusses the problem of development of adaptive abilities of graduates of schools. This paper discusses theoretical approaches to understanding the role of parental family in adaptation process. It is shown that the integral indicators of social and psychological adaptation depends on understanding of parental attitudes high school students , and the acceptability of the parental model determined by the level of conflict in the family. The use of complex techniques allowed us to study possible options for child-parent interaction (n = 40). In the case of identical types of parental behavior at display positive interest increase the values and adaptation possibilities. Ways of understanding of parental attitudes as a guideline, inconsistent, contradictory lead to reduction in integrative indicators of social and psychological adaptation. Also identified by sex - differences, it is shown that the most important for high school students has a positive perception of the father's position, as in the case of deviations difficult adaptation process, there is a trend toward a closed position to face interpersonal interaction. In the event of heightened conflict in parent-child relationship is noted difficult and unacceptable understanding of the parental role . The author comes to the conclusion that family factors play a significant role in the development of adaptive abilities. Applied aspect of research problem can be implemented in practice of psychological counseling services, and to develop programs to optimize the adaptation process.

Keywords: personality, adaptive abilities, parent-child relationships, conflict in the family, graduate school

ВВЕДЕНИЕ

Родители и семья в целом являются первичной инстанцией, которая взращивает в субъекте адаптивную личность, необходимые для этого навыки, качества и свойства личности, а также способы взаимодействия - коммуникативность, принятие социальных ролей, умение конструктивно разрешать конфликты. Немаловажными новообразованиями и необходимыми показателями адаптации личности также являются: способность воздействовать на среду для достижения своих целей и удовлетворения основных потребностей; способность реализовывать свой потенциал так, чтобы результат был желателен обществу и удовлетворителен для самого субъекта; способность разграничивать нормы, подходящие к одной ситуации и неподходящие к другой [9, с. 291-292].

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Исследователи отмечают, что родители играют роль эталона и демонстрируют модели поведения внутри и вне семейного общения, тем самым определяют эффективность будущего взаимодействия ребенка с окружающим миром [1, с. 220-329]. Обращаясь к изучению отношений с родителями у выпускников школы, необходимо отметить, что они переходят на качественно новый этап [12, c. 351; 13, с.83-84]. Задача формирования и осознания своей идентичности многими уже почти разрешена. На первый план выходит потребность в самоопределении и в родительской поддержке принятых решений. Отношения в семье определяют поведение, а опыт, полученный в ней, активно осмысливается, становится основой для личностного и семейного самоопределения [15, с.446-447; 16 с. 192-194]. Это также период активного познания и адаптации к освоению новых социальных ролей, и родители выполняют очень важную функцию: опираясь на свои знания, они объясняют многие трудные еще для разностороннего понимания проблемы современной жизненной реальности.

Такой вариант возможен при гармоничном типе взаимодействия детей и родителей, в случае дисгармоничного взаимодействия происходит снижению адаптивных способностей и эффективности взаимодействия с обществом [14, c.294].

В последние годы исследователи обращаются к проблемам самоопределения старшеклассников, изучают их представления о себе и родительст-ве, восприятия отношений с родителями, протекание процесса адаптации и адаптационные способности [2, с. 36; 3, с. 93-94; 5, с. 149-150; 10, с.4-6,]. Г.И. Марасанов при описании характеристик процесса профессионализации старшеклассников обращает внимание на то, что у них выражена тревожность, сопровождающая профессиональное самоопределение, а также появляется необходимость для индивида решения новых социально-ролевых проблем, связанных с выработкой социального поведения, адекватного ожиданиям конкретной профессиональной среды и т.д.[11, с.123]. Следовательно, при формировании адаптационной готовности выпускника школы большое значение имеет образовательная среда школы и ближайшее социальное окружение (семья, референтная группа) [7, с. 115; 8, с.258]. Так, М.В. Григорьева к социальной адаптации относит школьную, как определенным образом организованную психологическую целостность, в которой в качестве элементов выделяются несколько субсистем, характеризующих адаптационные взаимодействия личности и среды в зависимости от уровня ее психической организации: эмоциональная, интеллектуальная и социально-психологическая адаптация. Конечным результатом работы индивидуальной системы школьной адаптации является адаптационная готовность (готовность к изменениям, подстройке), которая выражает способность человека успешно осуществлять ведущую для данного возраста и/или индивидуально значимую деятельность в изменяющихся условиях [4, с.95-96].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Однако, исследование роли семейных факторов в развитии адаптационных способностей выпускников школы остается малоизученной сферой. Мы предположили, что одними из важнейших факторов являются характер детско-

родительских отношений в оценках старшеклассников, а также уровень конфликтности в семье. Для того чтобы изучить данное проблемное поле нами были использованы: «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд), «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Е.Шафер), анкета для уточнения особенностей проживания в семье (частота и сферы конфликтного взаимодействия), модифицированный вариант методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированный Л.Н. Собчик, в модификации Р.В. Овчаровой, для изучения отношения к себе как идеальному родителю. В исследовании принимали участие 60 учащиеся МОУ «СОШ №59 с углубленным изучением предметов» г. Саратова в возрасте 16-17 лет, после предварительной обработки анализировались ответы 40 респондентов (20 юношей и 20 девушек).

На первом этапе исследования нами были рассмотрены варианты совпадающей оценки родительского отношения у юношей и девушек с данными интегральных показателей социально-психологической адаптации. При статистической обработке полученных результатов использовался корреляционный анализ Пирсена (р<0,01). Так, при высоких оценках позитивного интереса со стороны родителей, выявлены взаимосвязи с самопринятием (r=-0,530), адаптацией (r=0,694), принятием других (r=0,676), эмоциональным комфортом (r=0,713), интернальностью (r=0,604). То есть при доверительных, помогающих, не догматичных отношениях родителей у старшеклассников складывается позитивное отношение к себе, доверие к окружающим. Обратные связи выявлены при оценках старшеклассниками родительского поведения как директивного с такими показателями как стремление к доминированию (r=-0,789), адаптивностью (r=-0,816), интернальностью (r=-0,729). Родительская директивность проявляется в форме тенденции к лидерству у отца и властности у матери, что подавляет инициативность и социальную активность ребенка, вынуждает его занимать позицию зависимого в межличностных отношениях. Высокие значения непоследовательности родительского поведения находятся в обратной связи с

такими показателями, как адаптация (r=-0,704), самопринятие (r=-0,669), принятие других (r=-0,615), эмоциональный комфорт (r=-0,664). Противоречивое поведение у обоих родителей, вероятно, затрудняет понимание реакции партнера по общению, повышает тревожность и вызывает чувство неуверенности в себе.

Таким образом, разные стороны родительского отношения при своей большей или меньшей выраженности по-разному связаны с компонентами социально-психологической адаптацией старшеклассников.

Нами выявлены половые отличия в понимании отношения родителей и наибольшая чувствительность отмечается с отцом. Так, для юношей значения по шкале «враждебность» находятся в обратной зависимости с «принятием других» (r=-0,576). У девушек корреляционная плеяда значений по интегратив-ным показателям «адаптация» и «стремление к доминированию» находятся в обратной связи с «директивностью» (r=-0,714 и r=-0,671 соответственно), «враждебностью» (r=-0,653/ r=-0,668), «непоследовательностью» (r=-0,758/ r=-0,698). Вероятно, родительское непринятие и непредсказуемость затрудняет процесс адекватной оценки собственного поведения в межличностном взаимодействии. Наиболее благоприятная ситуация для девушек при взаимодействии с отцом складывается в случае принятия и поддержки их стремлений и желаний. По всей видимости, в отцовской позиции в данный период происходит переосмысление и изменение своих отношений с дочерью, которая находится на пороге нового для нее жизненного этапа, связанного с окончанием школы, принятием своей женской природы и активно идущим процессом семейного самоопределения.

Для того чтобы изучить роль конфликтных отношений в семье на развитие адаптационных способностей, связанных с семейным самоопределением, мы рассмотрели психологические характеристики и свойства материнства и отцовства в зависимости от представлений групп об идеальном родительстве (как

материнстве, так и отцовстве) с помощью модифицированной методика Т. Ли-ри.

В таблице отражены сравнительные данные по представлениям о себе как о реальном и об идеальном родителе (матери, отце) в исследуемых группах (t-критерий Стьюдента).

Таблица 1

Среднегрупповые показатели характеристик «Я-реального» и «Я-

идеального» образа матери/отца представителей групп

Шкала Группа t-критерий Стьюдента

С конфликтными отношениями в семье С неконфликтными отношениями в семье

Средние значения

Я- реальное Я- идеальное Я- реальное Я- идеальное Я- реальное Я- идеальное

1.Авторитарный 8,08 8,52 7,74 6,37 t=2,8 t=1,1

2.Эгоистичный 6,72 6,64 6,09 5,46 t=1,8 t=0,8

З.Агрессивный 6,4 6,08 5,69 5,34 t=1,9 t=0,5

4.Подозрительный 4,84 2,52 2,8 3,83 t=1,2 t=0,3

5.Подчиняемый 4,96 3,28 3,4 3,4 t=2 t=0,2

6. Зависимый 4,32 3,52 3,34 3,34 t=1,7 t=0,3

7. Дружелюбный 6 7,92 6,94 6,94 t=1,4 t=1,4

8. Альтруистический 6,08 8 7,89 7,89 t=2,66 t=0,2

Так, в группе респондентов с конфликтным типом взаимоотношения в семье велики показатели «Я-реального» образа родителя по следующим шкалам: авторитарность, эгоистичность, а в группе с доминирующим неконфликтным типом взаимоотношений преобладают такие показатели «Я-реального» как альтруистичность, авторитарность. Что же касается показателей «Я-идеального» образа родителя, то здесь преобладающими характеристиками у

групп с отсутствием конфликтных взаимоотношений в семье являются также авторитарность в дополнении с дружелюбностью и альтруистичностью. Это можно объяснить желанием респондентов быть лучше, проявить себя в материнстве и отцовстве с положительной стороны, но при этом не отказываясь от доминантной позиции в детско-родительских отношениях.

По результатам сравнительного анализа показателей характеристик «Я реального» образа родителя у групп с конфликтным и неконфликтным типом взаимоотношений в родительской семье были установлены значимые различия (р<0,05; р<0,01) по шкалам «Авторитарность» и «Альтруистичность». Это говорит о наличии предрасположенности лиц с конфликтными отношениями в семье к представлению себя как реального отца/матери с позиции доминирования в детско-родительских отношениях. Такой родитель уверен в себе, настойчив в требованиях к ребенку, энергичен, любит поучать, давать советы.

У группы респондентов с отсутствием множественных конфликтных ситуаций в семье преобладает характеристика «Я реального» образа матери/отца с позиции большей альтруистичности, то есть мягкого, эмоционально положительного, гиперответственного отношения к ребенку, проявление сострадания, заботы и ласки.

В результате нашего исследования мы можем сделать выводы о том, что в представлениях у групп с доминирующим конфликтным и неконфликтным типом взаимоотношений в родительской семье существуют существенные различия, которые заключаются в следующем: у лиц с конфликтными, сложными отношениями в семейной системе наблюдается ситуация отношения к семейной роли с позиции несамостоятельности, прежде всего матери, а также стремление к подчинению ребенка в детско-родительских отношениях, авторитарность родителя и вмешательство в жизнь детей, что может привести либо к их пассивности и безынициативности, либо к возникновению агрессивного поведения, что в свою очередь, вызывает ситуацию конфликтного отношения в семье. Таким образом, можно сделать вывод, что конфликтные отношения в родитель-

ских семьях порождают ответные конфликтные отношения, но уже в будущем. У лиц с благоприятными отношениями в родительских семьях наблюдается более положительная картина: есть стремление к партнерским отношениям с ребенком, присутствует атмосфера доверительности, дружелюбия, желание развивать активность ребенка с опорой на эмоциональный компонент родительст-ва. Таким образом, образ материнства и отцовства отличается наибольшей зрелостью, социально одобряем и адаптивнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом мы можем сделать вывод о том, что семья, и в частности тип детско-родительских отношений, играет значительную роль в развитии адаптационных способностей. В случае, если старшеклассники воспринимают поведение родителей как принимающее, а отношения в семья как конструктивные, мы говорим о приемлемых значениях интеграционных показателей социально-психологической адаптации, что вероятно будет способствовать успешному самоопределению и, в конечном итоге, эффективному взаимодействию с социумом в ближайшем будущем. Затруднено развитие адаптационных способностей в случае проблемного взаимодействия с родителями, при высоком уровне конфликтности в семье, вероятно в будущем это приведет к недопониманию своей родительской роли и конфликтам в детско-родительской подсистеме. Таким образом, роль родителей заключается в создании таких условий в семье, которые в полной мере способствуют развитию адаптивных моделей поведения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Развитие адаптационных способностей выпускников школы в процессе взаимодействия с образовательной средой» (грант №11-06-00716 а)

Список литературы

1. Андреева Т.В. Психология семьи: учеб. пособие. СПб.: Речь, 2007. 384

с.

2. Букина Н.Н. Образование родителей в контексте неформального подхода // Человек и образование. 2009. № 1. С. 36-40.

3. Волобуева Е.В. Роль профессионального самоопределения родителей в формировании профессионального выбора старшеклассников //Альманах современной науки и образования. 2010. № 5. С. 93-95.

4. Григорьева М.В. К разработке концептуальной модели взаимодействия личности и среды // Мир психологии, 2008. №1. С. 93-101.

5. Кирилова Н.А Ценностные ориентации как метаиндивидуальная характеристика родителей старшеклассников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 149-152.

6. Крен В.Ю. Функциональные роли родительства. М.: Педагогика, 2001. С. 149.

7. Малейко Г.У. Психологические проблемы взаимоотношений родителей с детьми // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2008. Т. 9. № 1. С. 115-117.

8. Махнева Ж.Г. Особенности самосознания подростков, психологически зависимых от родителей // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. Т. 69. № 14. С. 257-262.

9. Писарева А.А. Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 98. С. 291-295.

10. Тугушева А.Р. Представления о социальной успешности и личностное самоопределение юношества: Дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2007. 156 с.

11. Хижняк Л.В. Становление смыслового отношения к будущей профессиональной деятельности как задача профессионального самоопределения

старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. № 4. С. 123-128.

12. Branje S.J., Aken M.A., Lieshout C.F. Relational support in families with adolescents. Journal of Family Psychology. 2002. № 16(3), р. 351-362.

13. Chamorro-Premuzic T., Artcehe A., Furnham A., Trichot. Assessing pupil's intelligence through self, parental and teacher estimates. Educational Psychology. 2009. № 29(1), р. 83-97.

14. Davis-Kean P.E. The influence of parent education and family income on child achievement: The indirect role of parental expectations and the home environment. Journal of Family Psychology. 2005. № 19(2), р. 294-304.

15. Delsing M.J., Oud J.H., De Bruyn E.E., van Aken M.A.G. Current and recollected perceptions of family relationships: The social relations model approach applied to members of three generations. Journal of Family Psychology. 2003. № 17(4), р. 445-459.

16. Eccles J.S., Davis-Kean P.E. Influences of parents' education on their children's educational attainments: The role of parent and child perceptions. London Review of Education. 2005. № 3(3), р. 191-204.

References

1. Andreeva T.V. Psihologija sem' [Family Psychology], St. Petersburg: Speech, 2007. 384 p.

2. Bukina N.N. Chelovek i obrazovanie [Man and education], no. 1 (2009): 3640.

3. Volobueva E.V. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija [Almanac of modern science and education], no. 5 (2010): 93-95.

4. Grigor'eva M.V. Mir psihologii [The World of Psychology], no. 1 (2008): 93-101.

5. Kirilova N.A Vektor nauki Toljattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. [Vector science of Togliatti -State University. Series: Pedagogy, Psychology], no. 3 (2011): 149-152.

6. Kren V.Ju. Funkcional'nye roli roditel'stva [The functional role of parenting], Moscow: Pedagogy, 2001. 149 p.

7. Malejko G.U. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psihologii i social'noj raboty. [Proceedings of the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work], t.9, no. 1 (2008): 115-117.

8. Mahneva Zh.G. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Teh-nicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Tech- nical science], t.69, no. 14 (2006): 257-262.

9. Pisareva A.A. Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Proceedings of the Russian State Pedagogical University . AI Herzen], no.98 (2009): 291-295.

10. Tugusheva A.R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i lichnostnoe samoopredelenie yunoshestva [Ideas of social success and personal self-determination юношества]: Dis. ... kand. psikhol. nauk. Samara, 2007. 156 p.

11. Hizhnjak L.V. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Adyghe State University Press], no. 4 (2009): 123-128.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Вагапова Альфия Равилевна, доцент кафедры психологии образования, кандидат психологических наук

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского ул. Астраханская, д.83, г. Саратов, Саратовская область,4100112, Россия e-mail:[email protected] SPIN-код в SCIENCE INDEX: 7123-3350

DATA ABOUT THE AUTHOR

Vagapova Alfiya Ravilevna, Associate Professor of Educational Psychology, Ph.D.

Saratov State University named after N.G. Chernishevskiy 83, Astrakhan Str., Saratov, Saratov region, 4100112, Russia e-mail:[email protected]

Рецензент:

Коновалова М.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и психологии, Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.