ЛИТЕРАТУРА
1. Туник, Е.Е. Психологические защиты. Тестовая методика / Е.Е. Туник. - Санкт-Петербург : Речь, 2010. - 219 с.
REFERENCES
1. Tunik, Ye.Ye. (2010), Psychological protection. Test method, Speech, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.10.2019
УДК 159.9
О РОДИТЕЛЬСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ОТЦОВ
Светлана Витальевна Морозова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой, Лилия Рафаиловна Хадыева, магистрант, Елена Александровна Рыльская,
доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Газимовна Горелова, доктор психологических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается роль и родительская идентичность отцов. Основу исследования составили результаты тестирования женатых мужчин, имеющих и не имеющих детей, на базе опросника родительской идентичности Плек-Борисенко. Обсуждаются средние значения по шкалам родительской идентичности, а также взаимосвязи показателей родительской идентичности на основе корреляционного анализа по Спирмену. Исследование отцовской родительской идентичности мужчин показало, что для отцов приоритетной является роль кормильца семьи - мужская гендерная роль. Она также проявляется в самоидентификации отца в уходе за ребенком при рефлексии возможных оценок его идентичности супругой.
Ключевые слова: отцовство, родительская идентичность, личность отца, роль отца.
ON THE PARENTAL IDENTITY OF FATHERS
Svetlana Vitalievna Morozova, the candidate of psychological sciences, department chairman, Liliya Rafailovna Khadyeva, the master student, Elena Aleksandrovna Rylskaya, the doctor of psychological sciences, senior lecturer, department chairman, Galina Gazimovna Gorelova, the doctor of psychological sciences, professor, Southern Ural State University (National Research University), Chelyabinsk
Annotation
The article discusses the role and parental identity of fathers. The basis of the study was the test results of married men with and without children, based on the Plec-Borisenko parental identity questionnaire. The average values on the scales of parental identity are discussed, as well as the relationship of indicators of parental identity based on Spearman correlation analysis. A study of the paternal parental identity of men showed that for fathers the role of the breadwinner of the family is a priority - the male gender role. It also manifests itself in the identity of the father in caring for the child with a reflection of possible assessments of his identity by the spouse.
Keywords: fatherhood, parental identity, father's personality, father's role.
В настоящее время все более актуальным становится изучение кризиса института семьи, в том числе кризиса отцовства. Феминизация женщин, финансовая нестабильность в семье, экономические проблемы в стране - все это ведет к утрате значимости семьи для мужчин. В связи с этим важным представляется изучение роли отцовства и родительской идентичности отцов.
В зарубежных исследованиях феномен «отцовство» рассматривался с разных позиций: удовлетворенность мужчины отцовством (Fthenakis W.E., 1988), статус отца (Behrendt
V., 1987), выполнение отцовской роли (Parke R.D., 1982; Horst P., 1999; Canitz H.L.v., 1982) и др.
Отечественные авторы изучали отцовство в семейной психологии (Ковалева Ю.В., 2013; Куфтяк Е.В., 2010; Крюкова Т.Л., 2005), возрастной психологии (Абрамова Г.С., 1998), при исследовании института родительства (Овчарова Р.В., 2003; Гурко Т. А., 2000;) историческом и филогенетическом контекстах (Бочаров В.В., 1999; Кон И.С., 1988) [7, 8, 11, 12, 14]. С начала XXI столетия институт отцовства исследуется разнонаправлено: в контексте влияния роли отца на развитие ребенка (Fthenakis W., 2000; Yang J., 2000; Marks M., 2002), исследования одиноких отцов или отцов, находящихся на домашнем хозяйстве (Rochlen A.B., Scaringi V., 2008; Suizzo M.A, McKelley R.A., 2008), личностных детерминант отцовства (Bergmann J.R., 2001; Евсеенкова Ю.В., Борисенко Ю.Б., Портнова А.Г., 2006; Архиреева Т.В., 2006, 2008;) [1, 2, 3].
Так, Ю.В. Борисенко описывает отцовство через личностно-смысловую сферу мужчины [2, 5, 6]. Ю.В. Евсеенкова и А.Г. Портнова исследуют отцовство через призму личности отца в динамическом и структурном контекстах [4]. Отцовство - это сложный процесс, для которого характерна последовательность смены отношений к себе как к воспитателю и к ребенку как воспитаннику в процессе активного взаимодействия [14].
Изучение психологической проблемы родительской идентичности с позиции отцовства в последнее десятилетие в западной литературе связано с работами J.H. Pieck, T. Pierce, S. Tremblay [16; 17], отечественной - Ю.В. Борисенко [2-6]. Важным аспектом развития личности мужчины является интернализация ролей - супруги воспринимают роль отца так, как это восприятие сформировалось у каждого из них. Результаты исследования показывают, что мужчины нуждаются в поддержке, как со стороны жены, так и других членов семьи [17]. Представленные выводы относительно параметров и психологических механизмов родительской идентификации мужчин, таким образом, требуют своего уточнения и конкретизации, особенно на российской выборке. Исходя из этого, целью нашей работы стало исследование родительской идентичности отцов. В частности, было важно выяснить, какая роль родительской идентичности является приоритетной у мужчин.
При этом мы исходили из следующих предположений:
- в связи с переходом от традиционной семьи к эгалитарной, родительская идентичность отцов более проявляется в воспитательной функции, чем в роли кормильца семьи;
- при реализации отцовских функций мужчины ожидают социального одобрения и признания супругой его родительской идентичности.
В задачи исследования входила проверка выдвинутых предположений.
МЕТОДЫ, МЕТОДИКИ И БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исходя из цели и поставленных задач, в данной работе в качестве метода исследования было выбрано тестирование на основе опросника родительской идентичности ( автор Дж. Плек, адаптация Ю.В. Борисенко [6]). Для математической обработки данных использовались: описательная математическая статистика, корреляционный анализ по Спирмену.
В исследовании приняли участие 89 мужчин. Возраст испытуемых от 21 года до 72 лет, средний возраст 36,7 лет. Из 89 человек 16 мужчин не имеют детей, у 37 мужчин по одному ребенку, у 31 по два и 5 мужчин имеют трех и более детей. При обработке данных после предварительного рассмотрения по общим тенденциям были убраны опросники 16 мужчин, не имеющих детей. Ниже описываются результаты на выборке из 73 человек (n = 73).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В результате сравнения средних значений по шкалам, переведенных в стандартизированные, обнаружилось, что первое место заняли значения по оценка роли отца в
материальном обеспечении семьи. На втором - шкала оценки родительской идентичности супруги в уходе за ребенком. Третье место заняла оценка родительской идентичности мужа в роли кормильца глазами супруги. Самооценка родительской идентичности в уходе за ребенком оказалась на четвертом месте. Далее следовала оценка родительской идентичности мужчины по уходу за ребенком глазами супруги. Последнее место заняла оценка родительской идентичности в уходе за ребенком глазами супруги.
Анализ показал, что для отцов главной является мужская гендерная роль - это роль кормильца семьи. Но для них также важно, чтобы жена исполняла свою чисто женскую роль в уходе за ребенком. Также для мужчины важна оценка супругой поведения мужчины как кормильца семьи. Менее важной для себя как отца является чисто женская гендерная роль - уход за ребенком. И меньше всего мужчины хотят видеть свою супругу в роли кормильца семьи.
В исследовании было важно узнать, как мужчины относятся к воспитательной функции отца (насколько они вовлечены в уход и воспитание ребенка). Для этого мы посчитали число мужчин, выбравших тот или иной вариант ответов. В результате 5% мужчин ответили, что они только материально обеспечивают ребенка; 50% мужчин отметили, что они в основном материально обеспечивают семью, при этом оказывая помощь в уходе за ребенком; 43% мужчин ответили, что вносят одинаковый вклад как в материальное положение семьи, так и в уход за ребенком; 1% мужчин ответили, что осуществляют в основном уход за ребенком с небольшим вкладом в материальное обеспечение; 1% мужчин показали, что они занимаются только уходом и воспитанием ребенка (осуществляют чисто женскую роль).
Итак, половина выборки мужчин, в первую очередь, отметили выполнение чисто мужской роли обеспечения семьи. Вторая половина (43%) признали реализацию как чисто мужской роли, так и женской. Тем самым подтверждается тенденция к тому, что в России происходит постепенный переход от традиционной семьи к эгалитарной.
Для определения статистической значимости взаимосвязи шкал опросника родительской идентичности использовался корреляционный анализ по Спирмену, результаты которого приводятся в таблице.
Таблица - 1. Значимые коэффициенты корреляций между данными по шкалам родительской идентичности_
Шкалы III IV V VI
I Коэффициент корреляции 0,565**
Уровень значимости 0,001
II Коэффициент корреляции 0,320** -0,251*
Уровень значимости 0,006 0,033
VI Коэффициент корреляции 0,601**
Уровень значимости 0,001
Примечание:
- шкала I: роль отца в уходе за ребенком;
- шкала II: оценка роли супруги в уходе за ребенком;
- шкала III: оценка родительской идентичности в уходе за ребенком глазами супруги;
- шкала IV: родительская идентичность в роли кормильца;
- шкала V: оценка родительской идентичности супруги в роли кормильца;
- шкала VI: оценка родительской идентичности в роли кормильца глазами супруги.
Как следует из таблицы, между данными по шкалам I и III была выявлена значимая положительная связь (г=0,565; р<0,001), что свидетельствует о том, что мужчины солидарны с супругами в понимании важности ухода за ребенком при идентификации себя в роли отца.
В оценке роли супруги в воспитании ребенка и роли отца в качестве кормильца (данные по шкалам II и IV) также определены значимые положительные корреляции (г=0,320; р<0,01). Напротив, значимые отрицательные корреляции, (г= -0,251; р<0,05) в оценках по шкалам II и V демонстрируют противопоставление отцами идентификации супруги как
матери и ее роли в качестве добытчицы материальных благ. Между родительской идентичностью отца в роли кормильца (шкала IV) и оценкой его родительской идентичности в роли кормильца в глазах супруги (шкала VI) были также выявлены значимые положительные корреляции (i=0,601; p<0,001).
Корреляционный анализ данных показал, что для идентификации мужчины в качестве кормильца семьи ему важно, чтобы женщина видела в нём кормильца. Также для идентификации мужчины в роли кормильца семьи ему потребно, чтобы женщина, в свою очередь, ухаживала за детьми.
В то же время мужчины считают, что идентификация женщины в роли кормильца семьи отрицательно влияет на её чисто женскую роль - уход за ребенком. И мужчине при этом важно, чтобы женщина это осознавала и ценила.
Исследовав родительскую идентичность мужчин, мы пришли к выводу о том, что отцы мотивированы на роль материального обеспечения семьи, мужчине важно то, как он выглядит в глазах жены, и желательно, чтобы жена выполняла свою женскую роль (уход за ребенком).
Таким образом, наша гипотеза о том, что в связи с переходом от традиционной семьи к эгалитарной, родительская идентичность отцов более значимо проявляется в воспитательной функции, чем в роли кормильца семьи, не подтвердилась. Вместе с тем результаты исследования подтверждают вторую гипотезу о том, что мужчины при реализации отцовских функций ожидают признания супругой его родительской идентичности.
РЕЗЮМЕ
Для вовлеченности отца в жизнь ребенка важна аналогичная выраженная вовлеченность матери. По мнению мужчин, идентификация женщины в роли кормильца семьи отрицательно влияет на её чисто женскую роль - воспитание детей. И мужчины меньше всего желают, чтобы супруги брали на себя мужские функции.
В работе не нашла подтверждение гипотеза о том, что в родительской идентичности отцов доминирует воспитательная функция. Действительно, у половины отцов роль кормильца семьи в процессе идентификации опережает по своей значимости роль воспитателя детей. Вместе с тем, большое число мужчин (43% от общей выборки), которые декларируют одинаковый вклад как в материальное обеспечение, так и в уход за ребенком, свидетельствует о том, что мужские роли в семье имеют тенденцию к расширению., что и требуется подтвердить и уточнить в дальнейшем.
В качестве перспективы для дальнейшего исследования можно выбрать сравнение образа «идеального» родителя с «реальным».
ЛИТЕРАТУРА
1. Архиреева, Т.В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии // Психология материнства и отцовства. Телемост «Москва-Екатеринбург». - 2015. - Секция 5. - С. 549-564. - URL : http://psyjournals.ru/files/77710/sbornik_psychologicheskie_problemi_semji_sekcia_5.pdf (дата обращения: 01.11.2019).
2. Борисенко, Ю.В. Специфика формирования отцовства как психологического феномена / Ю.В. Борисенко, К.Н. Белогай // Сибирский психологический журнал. - 2007. - № 26. - С. 102-108.
3. Борисенко, Ю.В. Психология отцовства / Ю.В. Борисенко. - Москва, Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2007. - 220 с.
4. Борисенко, Ю.В. Отцовство как фактор развития личности / Ю.В. Борисенко, А.Г. Порт-нова // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 70-81.
5. Борисенко, Ю.В. К вопросу о личностных детерминантах родительства: отцовство и маскулинность / Ю.В. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 1, № 2 (62). - С. 112-118.
6. Борисенко, Ю.В. К проблеме исследования отцовства: методика Caregiving and Breadwinning Reflected Appraisal Inventory (CBIRAI) на русском языке / Ю.В. Борисенко //
Психологическая диагностика. - 2014. - № 1. - С. 3-35.
7. Гурко, Т.А. Вариативность представлений в сфере родительства / Т.А. Гурко // Социологические исследования. - 2000. - № 11. - С. 90-97.
8. Гурко, Т.А. Родительство: социологические аспекты / Т.А. Гурко - Москва : Центр общечеловеческих ценностей, Институт социологии РАН, 2003. - 164 с.
9. Евсеенкова, Ю.В. Отцовство как структурно-динамический феномен / Ю.В. Евсеенкова, А.Г. Портнова // Сибирская психология сегодня : сборник научных трудов - Кемерово : Кузбассвузиз-дат, 2003. - C. 104-110.
10. Клецина, И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности / И.С. Кле-цина // Женщина в российском обществе. - 2009. - № 3. - С. 29-41.
11. Кон, И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон - Москва : Время, 2009. - 496 с.
12. Кон, И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы / И.С. Кон // Семья и школа. - 2003. - № 4. - С. 17-20.
13. Кульчицкая, Р.Ю. Психологические характеристики отцовства / Р.Ю. Кульчицкая, Е.В. Воробьёва // Психологический журнал. - 2013. - № 2. - С. 121-131.
14. Овчарова, Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
15. Чикалова, Е.А. Взаимосвязь норм маскулинности и социальных представлений о содержании поведения в рамках отцовской роли / Е.А. Чикалова, И.С. Клёцина // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. Серия : Психология. - 2013. - Т. 5, № 2. - С. 24-36.
16. Pleck, J.H. Paternal involvement: revised conceptualization and theoretical linkages with child outcomes and paternal involvement: levels, sources, and consequences / J.H. Pleck, M.E. Lamb // The role of the father in child development. - New York : Wiley, 2010. - P. 58-93.
17. Tremblay, S. Perceptions of Fatherhood: Longitudinal Reciprocal Associations With in the Couple / S. Tremblay, T. Pierce // Canadian Journal of Behavioral Science. - 2011. - Vol. 43, № 2. - P. 99-110.
REFERENCES
1. Arhireeva, T.V. (2015), "The main directions of the study of the problem of fatherhood in psychology", Psychology of motherhood and fatherhood Teleconference "Moscow-Yekaterinburg", Section 5, pp. 549-564, available at: http://psyjournals.ru/files/77710/sbornik_psychologiches-kie_problemi_semji_sekcia_5 .pdf.
2. Borisenko, Yu.V. (2007), "Specificity of fatherhood formation as a psychological phenomenon", Siberian Psychological Journal, No. 26, pp. 102-108.
3. Borisenko, Yu.V. (2007), Psychology of fatherhood, IG - SOCIN, Moscow - Obninsk.
4. Borisenko, Yu.V. (2006), "Fatherhood as a factor in the development of personality", Personality Development, No. 2, pp. 70-81.
5. Borisenko, Yu.V. (2015), "To the question of personal determinants of parenthood: fatherhood and masculinity", Bulletin of the Kemerovo State University, No 2 (62), pp. 112-118.
6. Borisenko, Yu.V. (2014), "To the problem of paternity research: Caregiving and Breadwinning Reflected Appraisal Inventory (CBIRAI) methodology in Russian", Psychological Diagnostics, No. 1, pp. 3-35.
7. Gurko, T.A. (2000), "Variability of representations in the field of parenthood", Sociological studies, No. 11, pp. 90-97.
8. Gurko, T.A. (2003), Parenthood: sociological aspects, Center for Human Values, Institute of Sociology RAS, Moscow.
9. Evseenkova, Yu.V. and Portnova, A.G. (2003), "Fatherhood as a structural-dynamic phenomenon", Siberian Psychology today: Collection of scientific works, No. 2, pp. 104-110.
10. Kletsina, I.S. (2009), "Paternity in analytical approaches to the study of masculinity", Woman in Russian society. Russian scientific journal, No. 3, pp. 29-41.
11. Kon, I.S. (2009), A man in a changing world, Time, Moscow.
12. Kon, I.S. (2009), "Modern fatherhood: myths and problems", Family and School, No. 4, pp.
17-20.
13. Kulchitskaya, R.Yu. and Vorobyova, E.V. (2013), "Psychological characteristics of paternity", Psychological journal, No. 2, pp. 121-131.
14. Ovcharova, R.V. (2003), Psychological support of parenthood, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, Moscow.
15. Chikalova, E.A. and Kletsina I.S. (2013), "The relationship of masculinity norms and social ideas about the content of behavior in the framework of the paternal role", Bulletin of Leningrad State University named after A.S. Pushkin. Series of psychology, No. 2, pp. 24-36.
16. Pleck, J.H. (2010), "Paternal involvement: revised conceptualization and theoretical linkages with child outcomes and paternal involvement: levels, sources, and consequences", The role of the father in child development (5thed.), pp. 58-93.
17. Tremblay, S. and Pierce, T. (2011), "Perceptions of Fatherhood: Longitudinal Reciprocal Associations With in the Couple", Canadian Journal of Behavioral Science, Vol. 43, No. 2, pp. 99-110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.11.2019
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ, ВКЛЮЧЁННЫХ В СИСТЕМУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Марина Владимировна Науменко, кандидат социологических наук, доцент, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону;
Евгения Григорьевна Завгородняя, руководитель отдела психолого-педагогического и социального сопровождения детей и подростков,
Центр внешкольной работы "Досуг" Пролетарского района, Ростов-на-Дону
Аннотация
В статье актуализируется проблема агрессии и источники её формирования, анализируется специфика социализации современных подростков, как фактора усиливающего агрессивные реакции, рассматривается роль дополнительного образования в социальной адаптации, приводятся результаты исследования особенностей проявления агрессии у подростков, включенных в систему дополнительного образования, проведённого с использованием самостоятельно составленной анкеты, опросника агрессивности (Л.Г. Почебут) и рангового критерия Крускала-Уоллиса. Формулируются выводы, согласно которым существуют различия в вербальной, эмоциональной и самоагрессии у подростков, включённых в организации дополнительного образования различной направленности.
Ключевые слова: агрессия, взаимодействие, враждебность, дополнительное образование, конфликтность, образовательная потребность, подросток, совместная деятельность, социализация, фрустрация.
FEATURES OF AGGRESSION IN ADOLESCENTS INCLUDED IN SUPPLEMENTARY EDUCATION Marina Vladimirovna Naumenko, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Southern Federal University, Rostov-on-Don; Evgeniya Grigoryevna Zavgorodnyaya, the head of the Department ofpsychological, pedagogical and social support of children and teenagers, Out-of-school work center "Leisure" of the Proletarian district, Rostov-on-Don
Annotation
The article updates the problem of aggression and the sources of its formation, it analyzes the specifics of socialization of the modern adolescents, as a factor enhancing the aggressive reactions, it considers the role of additional education as an institution of the social adaptation, it gives the results of the study of the peculiarities of aggression in adolescents included in the system of additional education, carried out using a self-drawn questionnaire, the profile of aggressiveness (L.G. Pochebut) and the rank criterion of Kr-Wall. Conclusions are drawn according to which there are differences in verbal, emotional and self-aggression in adolescents included in the organizations of the additional education of different orientation.
Keywords: aggression, interaction, hostility, additional education, conflict, educational need, teenager, joint activity, socialization, frustration.